М. В. Степанова
(Санкт-Петербург)
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SELF-DETERMINATION OF PEOPLE OF THE RETIREMENT AGE IN THE COURSE OF ADDITIONAL EDUCATION
В статье показано, что процесс самоопределения возникает на определенных рубежных этапах онтогенеза, необходимость самоопределения у человека обуславливается потребностью изменения ценностно-смысловой сферы и вызывается изменением смысла существования в мире Ключевые слова: самоопределение человека, пенсионный возраст, дополнительное образование, образовательная среда
The article shows that the self-determination process occurs at certain stages of ontogeny landmark, the need for self-determination in humans is caused by the need to change the value-semantic sphere and is caused by a change in the meaning of existence in the world
Keywords: human self-determination, the retirement age, additional education, educational environment
Пенсионный возраст всеми исследователями считается проблемным и кризисным, требующим самоопределения пожилого человека в силу разных причин. Д. И. Фельдштейн пишет о самоопределении человека: «По своей сути весь процесс развития взрослого субъекта - это его саморазвитие через осуществление выборов: не только кем быть, каким быть, но и выбора собственного психологического облика, способа и смысла жизни, саморегуляции и самосовершенствования сознания» [1, с. 4].
Все виды самоопределения достаточно хорошо изучены для детского, подросткового и юношеского возраста. Для людей более зрелого возраста, а тем более пожилых людей эта проблема изучена крайне недостаточно.
Основной фактор, который психологически дестабилизирует и дезадаптирует пожилых людей, это потеря идентичности, то есть потеря цельности образа себя. Причина этого в важности социальных идентификаций: пожилой человек, выходя на пенсию, лишается возможности участвовать в общественной жизни, теряет тот социальный статус, который он «заработал», к которому привык. В связи с разрывом со сферой трудовой деятельности людей пенсионного возраста их жизненный тонус понижается, состояние здоровья и психика испыты-
вают негативное влияние. Кроме этого, как указывается в работах разных психологов, в этот жизненный период рвутся привычные социальные и психологические связи и отношения, что усиливается еще и ситуацией одиночества, чувством бесполезности и ненужности, обузы для близких. Все это приводит к трансформации жизненных смыслов, ценностных ориентиров, привычных установок, требующих самоопределения. Пожилые люди теряют веру в себя, в свои силы и возможности. Указанные факторы актуализируют проблему самоопределения людей пенсионного возраста.
Н. С. Пряжников выделил проблемы самоопределения людей пенсионного возраста:
- проблема поиска смысла жизни в изменившемся социальном статусе пенсионера;
- определение типологии жизненных и профессиональных перспектив пенсионера;
- психолого-педагогическая поддержка самоопределения пожилых [2].
Виды самоопределения людей пенсионного возраста рассматривали М. В. Ермолаева, Е. А. Ковалева, Н. С. Пряжников и др.
В таблице 1 интегрированы мнения разных авторов на виды самоопределения людей пенсионного возраста.
Таблица 1.
Виды самоопределения людей пенсионного возраста_
№ Вид самоопределения Варианты
1. Жизненное самоопределение (по Н. С. Пряжникову [2]) определяется отношением к своей прошлой, настоящей и будущей жизни Отношение к своему прошлому
Отношение к своей настоящей жизни
Отношение к планируемому будущему
Отношение к памяти о себе после смерти
2. Социальное самоопределение (по Е. А. Ковалевой [3]) определяется готовностью или неготовностью принять свой новый статус пенсионера Принятие нового статуса пенсионера
Принятие сложившейся ситуации, готовность к новому статусу пенсионера
Отсутствие готовности к новому статусу пенсионера
Отторжение нового статуса пенсионера
3. Личностное самоопределение (по Н. С. Пряжникову Н.С. [2]) определяется адаптационными процессами в жизни пенсионера Адаптация к возрастным изменениям - телесным, психофизиологическим
Адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам)
Разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни
Ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций
Противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей
сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах
Стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения
Стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни
4. Профессиональное самоопределение (по М. В. Ермолаевой [4]) определяется дальнейшим процессом насыщения смыслами избранной социально значимой деятельности Профессиональная деятельность по прежней специальности
Профессиональная деятельность по другой специальности
Волонтерская деятельность
Прекращение трудовой и другой социально значимой деятельности
Всестороннее исследование процесса вхождения личности в очередной возрастной период жизни - пенсионный возраст - позволяет выявить причины кризиса пенсионного возраста, раздвинуть рамки активного трудоспособного периода, определить средства проектирования социально активной, полноценной, благополучной жизнедеятельности людей пенсионного возраста. Одним из таких средств является дополнительное образова-
ние, которое повышает интерес к жизни, удовлетворяет культурно-образовательные потребности, решает некоторые проблемы пожилых людей (повышение функциональной и информационной грамотности, правовые и финансовые затруднения, ведение здорового образа жизни и профилактики болезней). Дополнительное образование людей пенсионного возраста является эффективным средством социализации, социальной
адаптации и психолого-педагогической поддержки самоопределения пожилых людей в кризисный период их жизни.
Многие психологи утверждают, что одним из важных факторов, удлиняющих продолжительность жизни человека, является чувство полезности и труд во благо, а также позитивная установка на будущее, жизнь, заполненная социально значимыми делами. При этом не надо мириться со старостью, с возрастными изменениями, надо компенсировать их за счет познавательной, досуговой, творческой, преобразующей деятельности, за счет расширения социальной сети, круга интересов и т.д. Оставаться нужным и полезным ближайшему окружению не только в качестве носителя традиций, знаний, жизненного опыта, но и являясь социально активным членом общества. Все это возможно при позитивном самоопределении, которое достигается в процессе дополнительного образования людей пенсионного возраста.
Результативное самоопределение в процессе дополнительного образования людей пенсионного возраста осуществляется при выполнении следующих педагогических условий:
1. Открытое образовательное пространство, в котором реализуются индивидуальные образовательные маршруты в тесном взаимодействии с социально-культурной окружающей средой, благодаря чему повышается социальная активность пенсионера, способствующая самоопределению и созданию оптимистической жизненной перспективы.
Образовательная среда, в которой происходит учебный процесс, не должна замыкаться в пространственно-временном континууме. Должен быть выход во внешнюю среду, представленную социально-культурными институтами общества на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства. Поэтому наша модель позволяет людям пенсионного возраста самоопределиться, реализуя свой потенциал в различных сферах деятельности: социальной, творческой, досуговой, педагогической и т.д. При этом разработанная нами педагогическая модель самоопределения в процессе дополнительного образования несет в себе новые гуманитарные идеи взаимодействия социума с человеком и способы социального партнерства.
2. Учет в образовательном процессе принципов индивидуальности, дополнительности и «социальной реальности».
С точки зрения Закона «Об образовании в РФ», дополнительное образование - и детей и взрослых - должно способствовать их самоопределению, самореализации и саморазвитию, формировать и развивать творческие способности субъектов образования, удовлетворять их индивидуальные потребности в интеллектуальной, нравственной или эстетической сферах, формировать валеологиче-скую культуру, а также организовывать их свободное время. Дополнительное образование людей пенсионного возраста должно способствовать их социальной адаптации в кризисный период ухода на пенсию, помочь реализовать их потребность в общении, найти новые пути реализации социальной активности в этот период, определению новых жизненных смыслов, установок, ценностей, снижению уровня притязаний и т.д.
П. Штомпка, характеризуя взаимодействие социума с человеком, говорит о «социальной реальности»: «Социальная реальность... является специфической общественной средой, или тканью, соединяющей людей друг с другом» [5, с. 27]. Пожилые люди как субъекты жизнедеятельности, успешно прошедшие очередной этап социализации, и как субъекты дополнительного образования людей пенсионного возраста вливаются в социум активными распространителями своего жизненного опыта. Люди третьего возраста часто стремятся подтвердить чувство собственной полезности обществу. Основные социально-педагогические эффекты образовательной деятельности в рамках разработанной нами системы видятся в преодолении трудностей самоопределения, в развитии активности личности и повышении качества жизни пенсионеров.
3. Образовательный процесс в педагогической модели самоопределения в процессе дополнительного образования людей пенсионного возраста строится на основе реализации индивидуальных образовательных маршрутов и андрагогического взаимодействия. Субъектами образовательного процесса в данном случае становятся две личности: анд-рагог и обращающийся к нему за поддержкой другой взрослый человек. Чтобы личности
обучающегося раскрыться, надо вступить в активную учебную содеятельность с обучающим (андрагогом), и вполне возможно, что каждый из них может научить друг друга своему знанию, а обучая, самоопределиться, раскрыть свой потенциал, одновременно насыщая свои ниши потенциалом другого, то есть субъекты в образовательном процессе могут меняться местами.
Под андрагогическим взаимодействием субъектов образовательного процесса понимается стимулирование образовательной потребности взрослого человека на основе актуализации его жизненного опыта и социально-практических интересов, поддержки всех видов мотивации с целью позитивного самоопределения. Строятся индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (для каждого или микрогруппы) с целью их самоопределения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей или решения социально-личностных проблем. Андрагоги-ческое взаимодействие субъектов образовательного процесса - это помощь, поддержка взрослого в его жизни, наполненной удовлетворением от сделанного сегодня и имеющего перспективу на завтра и послезавтра.
Мы выделили критерии результативности самоопределения в процессе дополнительного образования людей пенсионного возраста:
1] ценностная сфера и психическая активность людей пенсионного возраста определялась с использованием методики «Цен-
Динамика эмоциональной по показателям
ностный опросник» С. Шварца [6], включающий показатели: наслаждения, достижения, социальной власти, самоопределения, стимуляции, ограничительного конформизма, поддержки традиций, социальности, безопасности, зрелости, социальной культуры, духовности.
В целом по всем показателям методики Шварца наблюдается положительная динамика. Нами выяснено, что для данной группы респондентов наиболее важными являются «социальность», «безопасность» (как собственная, так и родных и близких людей) и «духовность». Следовательно, пожилые люди актуализируют социальную активность, которая проявляется в развитии традиций духовной направленности. Также старшему поколению важно передать традиции, чтобы они развивались и поддерживались как семьей, так и окружением. Одной из познавательных и актуальных для нашего исследования характеристик является «самоопределение», которое показало убедительную динамику;
2] эмоциональная направленность (показатели: альтруистический, коммуникативный, практический, романтический, гностический, эстетический и др.), использовалась методика «Определение эмоциональной направленности» Б. И. Додонова [7].
Динамика эмоциональной направленности респондентов показана через анализ описательных характеристик, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2.
направленности слушателей
методики Додонова_
№ Наименование эмоций Показатели по годам
2013 2014 2015
1 Альтруистические (потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать) 7 9 11
2 Коммуникативные (потребности в общении) 6 8 12
3 Глорические (потребность в славе, успехе, известности) 3 4 6
4 Праксические (потребность активно действовать, достигать поставленной цели) 7 9 10
5 Пугнические (потребность рисковать, преодолевать опасности) 4 4 5
6 Романтические (стремление к необычному, таинственному) 5 6 8
7 Гностические (потребность в получении знаний о новом, неизвестном) 7 9 10
8 Эстетические (потребность в восприятии прекрасного] 4 6 7
9 Гедонистические (потребность в удовлетворении потребности в телесном и душевном комфорте) 2 3 5
10 Акизитивные (потребность в накоплении вещей) 3 3 3
Заметно преобладают четыре вида эмоциональной направленности слушателей экспериментальной группы - это «коммуникативная», «альтруистическая», «праксическая» и «гностическая». Коммуникативные эмоции могут появиться как следствие потребности в общении в среде себе подобных. Возникновение альтруистических эмоций происходит на основе потребностей в содействии, помощи другим людям, пенсионеры испытывают потребность поделиться своими знаниями, жизненным опытом. Праксические эмоции возникают в результате потребности действовать, достигать поставленной цели и обусловлены успешностью или неуспешностью практической деятельности. Гностические эмоции свидетельствуют о потребности в новых знаниях, необходимых в современной жизни.
Следует отметить непосредственную связь данной стороны анализа с указанным анализом описательных статистик - общая характеристика группы по ценностной сфере и психической активности. В данном случае наблюдается явное желание людей пенсионного возраста развивать коммуникативные навыки, при этом уважая интересы и пожелания собеседника;
3) психические состояния (показатели: психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, напряженность, комфорт и др.], которые определялись методикой Н. А. Курганского и Т. А. Немчина [8].
Анализируя данные изменений психических состояний, мы пришли к выводу, что за год занятий в рамках нашей социально-педагогической системы слушатели повысили психическую активность на 6%, эмоциональный тонус на 13,5%, комфортность на занятиях - 24%, интерес - 33,5%. Напряжение на занятиях у наших слушателей понизилось на 6%. Эти данные говорят о том, что людям стало интереснее и комфортнее, повысились их эмоциональный тонус и активность. Вместе с тем они стали испытывать меньшее напряжение. Все это свидетельствует об эффективности реализуемой нами педагогической модели самоопределения в процессе дополнительного образования людей пенсионного возраста;
4) уровень социальной фрустированно-сти (показатели: удовлетворенность взаимоотношениями с родными и близкими, ближайшим социальным окружением; своим со-
циальным статусом; своим социально-экономическим положением; своим здоровьем и работоспособностью] по методике «Диагностика уровня социальной фрустированности» (Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев, М. А. Беребин] [9]. Многие ученые социальную фрустриро-ванность человека рассматривают как причину невозможности реализовать свои актуальные социальные потребности.
Анализ результатов опроса слушателей экспериментальной группы показал интересные результаты, касающиеся уровней социальной фрустрированности. За период реализации разработанной нами педагогической модели в работу межрегионального ресурсного центра «Серебряный возраст» у слушателей экспериментальной группы произошли положительные изменения социальной фру-стрированности:
- выросла удовлетворенность отношениями с родными и близкими, на что, по-нашему мнению, повлияли занятия по психологии и конфликтологии, на которых разбирались различные ситуации взаимоотношений в семье, конфликты между родителями и детьми и т.д.;
- повышению степени удовлетворенности ближайшим социальным окружением способствовали тренинги по психологии и конфликтологии, а также сплочение группы в ходе совместных занятий, досу-говых занятий, экскурсий и путешествий;
- значительно выросла удовлетворенность своим социальным статусом, люди почувствовали свою значимость, будучи членами учебного сообщества, в котором на занятиях использовался их жизненный опыт, раскрывался их интеллектуально-практический потенциал;
- понизилась неудовлетворенность слушателей своим социально-экономическим положением благодаря занятиям по экономическому блоку - социальные гарантии и льготы пенсионеров, экономия семейного бюджета и т.д., кроме того, многие слушатели приобрели интересные хобби и увлечения, что отвлекает от возникающих проблем;
- выросла удовлетворенность своим здоровьем и работоспособностью благодаря валеологическому блоку занятий с медицинскими работниками, геронтологами и психологами, на которых речь велась о
сохранении и преумножении здоровья человека.
Многие наши слушатели в конце экспериментального периода отмечали, что нужно относиться к «третьему возрасту» как к счастливому возрастному периоду, который имеет свои преимущества. Секрет успеха счастливого человека зиждется на 4-х «китах» -это: здоровье, труд, семья и любовь к жизни.
Выявление принципов, свойств и функций дополнительного образования как средства самоопределения людей старшего поколения позволило определить его как полифункциональный социальный институт, осуществляющий андрагогическое воздействие на личность с целью ее самоопределения на очередном этапе социализации.
Литература
1. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире - тенденции и потенциальные возможности развития // Образование и наука. - 2008. - №3 (51). - С. 3-11.
2. Пряжников Н. С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии. - 1999. - №2. - С. 111-123.
3. Ковалева Е. А. Личностное самоопределение в пенсионном возрасте // Актуальные вопросы социальной теории и практики: сборник научных статей / ред. кол.: Е. Н. Шиянов (отв. ред.), Н. Г. Сикорская. - Вып. IV. - Ставрополь: СКСИ, 2005. - С. 56-57.
4. Ермолаева М. В. Практическая психология старости. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -318 с.
5. Штомпка П. Социология социальных изменений: пер. с англ. / под ред. В. А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 27.
6. Методика: Ценностный опросник (ЦО) С.Шварца // https://sites.google.com/ /site/test300m/tzsc
7. Додонов Б. И. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С. 132-134.
8. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н. А. Курганский, Т. А. Немчин) // http://profilib.com/ /chteшe/154199/marma-kovalchuk-proШaktika-narkomaшi-u-podrostkov-25.php
9. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Беребин М. А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустированности и её практическое применение: метод. рек. - СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2004.