Л. 3. Цветанова-Чурукова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. -С.124 - 130.
9. Гетманская, Е. В. Эвристический метод: генезис и современное функционирование [Текст] / Е. В. Гетманская // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 2, -С.261 - 268.
10. Карпова, О. Л. Концептуальные основы содействия развитию самообразовательной деятельности студентов [Текст] / О. Л. Карпова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 59 - 65.
УДК 378
Мелехова Юлия Борисовна
Соискатель кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета, те1еЬо[email protected]. Магнитогорск
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Melekhova Julia Borisovna
Post-graduate student of chair of pedagogics of Magnitogorsk State University, [email protected]. Magnitogorsk
MODEL OF FORMATION OF REFLEXIVE POSITION OF FUTURE FOREIGN LANGUAGES TEACHERS IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING
~ !П t> '..''.'i'jí/l'i •' TV-L' . OH ' :l.*v • : .i И-}'/'ji / £ J, ' l-f-
Возрастающая актуальность проблемы формирования рефлексивной позиции будущих учителей иностранного языка в процессе их профессиональной подготовки определяется изменением социальноэкономических и образовательных ориентиров общества, потребностью в гуманизации и демократизации высшего образования, поиском новых подходов к решению данной проблемы, где исходным звеном выступает личность творческая, саморазвнвающаяся, самосовершенствующаяся, рефлектирующая.
Разработанная модель формирования рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка на основе личностнодеятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки представляет собой мыслительную конструкцию, включающую принципы, механизмы и результат функционирования данной модели.
Под сформированностью рефлексивной позиции мы понимаем сформированность всех четырех ее составляющих: когнитивной,
эмоционально-ценностной, деятельностной и мотивационной. Уровни и критерии сформированности рефлексивной позиции будущего учителя мы определяем в результативном компоненте.
Рефлексивная позиция в нашем исследовании является системой отношений личности, основанной на личностном опыте и проявляющейся в деятельности.
Личностно-деятельностный подход обучения позволяет эффективно формировать способы действия, что необходимо в процессе подготовки специалиста в той или иной сфере, и в то же время целенаправленно развивать личность будущего учителя, влияя на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к себе и с самим собой, к миру и с миром, а значит, способствуя становлению позиции личности.
Процесс формирования рефлексивной позиции рассматривается нами в контексте профессионально-ориентированной учебной деятельности будущего учителя иностранного языка, причем организация может носить как внешний характер (управляющее воздействие преподавателя), так и внутренний (самоорганизация деятельности).
Нам представляется логичным рассмотрение в нашем исследовании системы двух деятельностей - обучающей и профессиональноориентированной, механизмом взаимодействия которых является управление, а сложная совокупность взаимоотношений и связей преподавателя и учащегося опосредуется через систему средств, методов и организационных форм обучения, рассматриваемых в контексте, как деятельности учения, так и деятельности преподавания.
Личностно-ориентированный подход предполагает, во-первых, смену отношения к личности не как к средству, а как цели педагогической деятельности, во-вторых, учитывает, что все внешние педагогические воздействия действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности человека, опираясь на его активность (самовоспитание, саморазвитие, самооргаиизацию, самообразование, саморегуляцию, самоуправление). Ориентация учебного процесса на овладение обучающимися всеми этими механизмами и будет характеризовать его как процесс, направленный на развитие личности, или как личностно-ориентированный.
Сущностью деятельностного подхода является развитие деятельности (ее потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов), «Деятельностный подход заключается в признании того, что развитие личности происходит в процессе ее взаимодействия с общественной средой, а также обучения и воспитания как путей присвоения общественно выработанных способов созидательной деятельности самих учащихся» [1].
Важным моментом является то, что конечная цель обучения — формирование способа действий, поэтому проектирование этой деятельности необходимо начинать не с формулировки системы знаний, а с психологического анализа будущей деятельности, а на завершающем этапе важно создать условия для осознания будущего учителя всех компонентов деятельности. Данные положения являются
основополагающими для нашего исследования, поскольку их реализация в процессе организации учебной, профессионально-ориентированной деятельности будет способствовать процессу формирования рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка, в структуру которой мы включаем способы деятельности, которые, будучи присвоенными, в структуре личностного опыта студента, могут использоваться в различных ситуациях учебной профессиональноориентированной деятельности для достижения ее целей.
Реализация данного подхода предполагает, что основное внимание в процессе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка уделяется развитию качеств личности будущего специалиста, а совместная деятельность преподавателя и студентов способствует развитию потребности и способности каждого обучающегося к самоуправлению и самоорганизации собственной учебной, профессионально-ориентированной деятельности.
Принципы, на которых строится учебная, профессиональноориентированная деятельность будущих учителей в рамках личностнодеятельностного подхода, следующие:
- Субъектностный принцип. Данный принцип «предполагает в отношении к человеку допускать его право, будучи носителем знаний, воли и отношения, производить свободный выбор и отдавать отчет в произведенном и совершенном действии»[11]. Учет этого принципа предполагает возможность и способность каждой личности формулировать и отстаивать свою позицию.
- Деятельностный принцип (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Г.П. Щедровицкий, др.) определяется положением о том, что личность человека формируется только в деятельности, поскольку только деятельность - «активная форма выражения его отношения к объектам окружающего мира, отношение к миру (людям, предметам, обществу, нормам и т.д.) всегда имеет свои реальные действенные формы проявления [11].
- Аксиологический принцип (К.А. Абульханова-Славская, В.П. Бедерханова, Г.И. Корчагина, др.) определяет процесс интериоризации ценностей. Рассматривая в структуре рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка ценностную составляющую, мы ориентируемся в процессе формирования рефлексивной позиции на выработку ценностного отношения будущего специалиста к собственной учебной, профессионально-ориентированной деятельности.
Рефлексивная позиция будущего учителя иностранного языка рассматривается нами в контексте его учебной деятельности, которая организуется в рамках профессионального образования, поэтому важно учитывать принцип системности (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев и др.), предполагающий педагогическую трактовку любого педагогического явления как системы с точно обозначенными элементами, взаимодействие которых определяет исход процесса [11].
Мы рассматриваем рефлексивную позицию будущего учителя иностранного языка как осознанную систему отношений личности к собственной деятельности и себе как деятелю. В содержание процесса формирования рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка мы закладываем структуру рефлексивной позиции - когнитивную, эмоционально-ценностную, деятельностную и мотивационную составляющие.
Когнитивный компонент рефлексивной позиции формируется путем усвоения (обогащения) личностью знаний:
- о себе как субъекте учебной профессионально-ориентированной деятельности (что подразумевает осознание личностью своих возможностей, способностей и потребностей в определенных ситуациях деятельности);
- об общих способах действия, которые применяются для решения различных задач в учебной, профессионально-ориентированной деятельности;
- об изучаемом предмете - иностранном языке, в частности.
Эмоционально-ценностный компонент формируется в процессе
осознания будущими учителями иностранного языка важности и ценности собственной учебной, профессионально-ориентированной деятельности как основы любого другого вида деятельности (О.С. Гребенюк). Условием формирования ценностного отношения является наличие положительной эмоциональной обстановки деятельности, что приводит к становлению позитивного конструктивного эмоционального отношения к самому процессу деятельности, к собственным способностям, потребностям, состояниям и возможностям в ситуации профессиональноориентированной учебной деятельности, к учебному предмету (в частности, иностранный язык).
Деятельностный компонент формируется в процессе непосредственного применения освоенных способов деятельности в различных ситуациях учебной и внеучебной деятельности. Присвоение способов действия, то есть включение их в структуру личностного (субъектного) опыта будущего учителя происходит в результате рефлексивного осмысления им своих потребностей, состояний и возможностей в процессе собственной деятельности, самого процесса деятельности, а также полное и четкое осознание и осмысление адекватной специфики преподаваемого предмета (иностранный язык), сопоставление предмета с другими учебными предметами.
Мотивационный компонент: положительное отношение личности будущего учителя иностранного языка к себе как к будущему специалисту; положительное отношение к будущей профессиональной деятельности; осознанная потребность личности будущего учителя иностранного языка в изучении предмета иностранный язык.
Механизмом реализации процесса формирования рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка в представленной модели является учебная профессионально-ориентированная деятельность
будущего учителя, организованная на основе использования рефлексивных технологий и методов - технологий развития критического мышления, проектной технологии (Б.Б.Айсмонтас), технологии модульных программ подготовки учителя, преподавателя иностранного языка на интегративно-рефлексивной основе (Е.Н. Соловова), методики интерактивного обучения. Данные методы и технологии соответствуют положениям личностно-деятельностного подхода, опробованы для использования в профессиональном образовании и позволяют целенаправленно организовывать различные ситуации деятельности, в которых будущие учителя имеют возможность осознавать свои личностные способности и потребности, опробуют и усваивают различные способы, выражают свое отношение к возможности их использования в различных ситуациях, обмениваются субъектным опытом с другими студентами в ситуации межличностной коммуникации в совместной деятельности, осуществляют рефлексию над деятельностью, что и соответствует принципам нами предлагаемой модели.
Определяя критерии сформированное™ рефлексивной позиции будущего учителя, мы исходим из того, что по определению рефлексивная позиция является осознанным отношением личности, проявляющимся в деятельности, а значит, необходимо рассматривать, насколько сформировано осознанное отношение будущего учителя к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, к самой профессиональноориентированной деятельности, к преподаваемому предмету, насколько самостоятельна, внутренне мотивирована его учебная профессиональноориентированная деятельность, Здесь мы опираемся на положения о мотивационной основе деятельности (О.С. Гребенюк) [7], предложенные Т.В. Машаровой уровни организации и осуществления учебной деятельности [9] и на выводы М.Т. Громковой [8], которая считает возможным определять характер деятельности по тому, насколько осознанны составляющие деятельности: потребности: превратились ли они в цель; соотнесена ли цель с внешними условиями конкретной ситуации - состоялось ли самоопределение; собственная информированность по поводу критериев деятельности; какие использованы объективные правила и внутренние нормы, насколько они соответствуют реальной ситуации; собственные способности, позволяющие выбрать методы совершения действий, насколько учтена реальная ситуация в способах деятельности; соответствие целей, содержания, методов, их единство и целостность в проекте деятельности и в его реализации.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что сформированность рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка в процессе его учебной профессионально-ориентированной деятельности определяется следующими критериями: осознание себя субъектом учебной профессионально-ориентированной деятельности; сформированность образа «Я - будущий учитель», «Я-ученик»; самостоятельный поиск недостающей информации и ее переосмысление; профессионально-личностный смысл.
Определив структурные компоненты модели: цель,
методологическую основу, принципы, содержание, процесс формирования рефлексивной позиции, мы предполагаем, что формирование рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка возможно в ходе реализации комплекса педагогических условий:
- актуализации рефлексивного жизненного опыта будущего учителя иностранного языка в ситуации педагогического взаимодействия посредством проблемно-вариативного построения занятий;
- включения будущего учителя иностранного языка в профессионально-ориентированную деятельность посредством использования коммуникативных и рефлексивно-профессиональных задач;
- использования алгоритма рефлексии как средства выхода в рефлексивную позицию в процессе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.
Разработанная нами модель позволяет эффективно решать проблему формирования рефлексивной позиции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки.
Библиографический список
1. Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования[Текст]/ Р.Атаханов - М.: Изд.центр «Академия».-2002.
2. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст]/ Е.В. Бондаренко, С.В. Кульневич. - Ростов/н.Д.: Творческий центр «Учитель»б 1999. -560с.
3. Дангошенков, B.C. Активизация учебной деятельности школьников в
условиях. личностно-ориентированного обучения [Текст]: монография/
B.C. Данюшенков, С.А. Барамзина. - Киров: Изд-во ВятГГу, 2005. - 160 с.
4. Зимняя, И.И. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов/ И.А. Зимняя, - М.:Логос, 2001. - 384с.
5. Ильин, Г.Л. От педагогической парадигмы к образовательной [Текст]/ Г.Л. Ильин// Высшее образование в России. - 2000. - №1. - С. 64-69.
6. Кларпн, М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике [Текст]: дисс. ...д-ра пед.наук: 13.00.01/ М.В. Кларин. - М., 1994.-365с.
7. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности [Текст]: курс лекций/ О.С. Гребенюк. -Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1995. -С. 82-94.
8. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст]: учеб.пособие для системы доп.проф.образования: для студентов вузов/ М.Т. Громкова. - М.: Юнити: Юнити-Дана, 2003, - 87с.
9. Машарова, Т.В. Учебная деятельность как фактор социального самоопределения подростка [Текст]: монография /Т.В. Машарова. - Киров, 1999,- с.245.
10. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя
иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход [Текст]: монография /
Е.Н. Соловова. - М.: ГЛОССА_ПРЕСС, 2004. - С. 109-336.
11. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология [Текст] / Н.Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
12. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст]/ И.С, Якиманская// Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 31-41.
13. Валеева, М. А. Использование интерактивных методов обучения как условие становления социально-профессионального опыта студента [Текст] / М, А. Валеева // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 4. - С. 88 - 98.
14. Смышляева, Л. Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ [Текст] / Л. Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55 - 64.
15. Беловолов, В, А. Научный журнал в России: актуальные проблемы и перспективы развития в современных условиях [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 25 - 33.
16. Асадуллин, Р. М. Системогенез педагогической деятельности в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Р. М. Асадуллин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 34 - 43.
17. Исаев, И. Ф. Профессионально-творческое саморазвитие личности: восхождение к акме [Текст] / И. Ф. Исаев, И. А. Шаршов // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 2. - С. 43 - 54.
18. Кульгина, Л. А. Интегративная основа качества процессов и результатов обучения студентов вуза [Текст] / Л. А. Кульгина // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 2. - С. 65 - 75.
19. Шантаренко, В. Г. Сопровождение студентов нематематических специальностей в процессе обучения математике средствами визуального информационного поля в курсе аналитической геометрии [Текст] / В. Г. Шантаренко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 76 - 85.
20. Камоза, Т. Л, Общепрофессиональная готовность студентов вуза как педагогический феномен [Текст] / Т. Л. Камоза // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№2. - С. 100 - 108.
21. Тимербулатова, А. Р. О педагогической технологии XXI века [Текст] / А. Р. Тимербулатова// Сибирский педагогический журнал, - 2009. - № 1. - С. 77-88.
22. Ахметова, М. Н. Опыт организации сотворчества преподавателей и студентов в процессе подготовки к проектированию и реализации педагогических технологий [Текст] / М. Н. Ахметова//Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 18-59.
23. Лурье, Л. И. Информационные технологии должны дополнять реальное течение жизни, а не противостоять ей [Текст] / Л. И. Лурье // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 89-99.
24. Субетто, А. И. Онтология компетентностного подхода в образовательной сис-темологии [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 1.-С. 100-126.
25. Ахметова, М. Н. Проблемно-модульный и задачный подходы в подготовке студентов к проектированию и реализации педагогических технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 7-20.
26. Сайгушев, Н. Я. Игровое моделирование в процессе профессиональной под-
готовки будущего специалиста [Текст] / Н. Я. Сайгушев, Л. И, Сайгушева, А. С. Валеев, С. А. Новикова, Д. А. Савельев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -
С. 114-122.