Научная статья на тему 'САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ'

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоэффективность / психологическое благополучие / образовательная среда / факторы риска / профессиональная самореализация / self-efficacy / psychological well-being / educational environment / risk factors / professional self-realization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Елена Сергеевна

В статье представлено исследование самоэффективности студентов вуза как фактора их психологического благополучия, основанное на проведённом анализе результатов социально-психологического тестирования за 2022 год, в котором участвовало 642 студента, обучающихся на 1—5 курсе в ФГБОУ ВО «Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема» (Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ-2019) Д. В. Журавлёва (форма С). В ходе диагностического исследования было выявлено, что у 503 студентов (78,3 %) показатели самоэффективности находятся в границах нормы, а у 139 студентов (21,7 %) показатели самоэффективности снижены. В результате анализа полученных данных было установлено наличие связи самоэффективности с такими факторами защиты, как: принятие родителями и одногруппниками, социальная активность и самоконтроль поведения, а также наличие обратной корреляционной связи самоэффективности с такими факторами риска, как подверженность влиянию группы, принятие асоциальных установок социума, импульсивность, тревожность, фрустрация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плотникова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EFFICACY OF UNIVERSITY STUDENTS AS A FACTOR OF THEIR PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

The article presents a study of the self-efficacy of university students as a factor in their psychological well-being, based on an analysis of the results of socio-psychological testing in 2022, in which 642 students of all years of study of Sholom-Aleichem Priamursky State University participated. During the diagnostic study, it was revealed that 503 students (78.3 %) had self-efficacy indicators within the normal range, and 139 students’ (21.7 %) self-efficacy indicators are reduced. As a result of the analysis of the data obtained, it was established that there was a connection between self-efficacy and such protective factors as acceptance by parents and classmates, social activity and self-control of behavior, as well as the presence of an inverse correlation between self-efficacy and such risk factors as exposure to group influence, acceptance of asocial attitudes of society, impulsivity, anxiety, frustration.

Текст научной работы на тему «САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

УДК 159.9

Е. С. Плотникова

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье представлено исследование самоэффективности студентов вуза как фактора их психологического благополучия, основанное на проведённом анализе результатов социально-психологического тестирования за 2022 год, в котором участвовало 642 студента, обучающихся на 1—5 курсе в ФГБОУ ВО «Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема» (Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ-2019) Д. В. Журавлёва (форма С). В ходе диагностического исследования было выявлено, что у 503 студентов (78,3 %) показатели самоэффективности находятся в границах нормы, а у 139 студентов (21,7 %) показатели самоэффективности снижены. В результате анализа полученных данных было установлено наличие связи самоэффективности с такими факторами защиты, как: принятие родителями и одногруппниками, социальная активность и самоконтроль поведения, а также наличие обратной корреляционной связи самоэффективности с такими факторами риска, как подверженность влиянию группы, принятие асоциальных установок социума, импульсивность, тревожность, фрустрация.

Ключевые слова: самоэффективность, психологическое благополучие, образовательная среда, факторы риска, профессиональная самореализация.

DOI: 10.24412/2227-1384-2023-453-77-86

Современная образовательная среда вуза наполнена вариативными возможностями для профессиональной самореализации студентов, раскрытия их личностного потенциала, развития ресурсности. Вариативность возможностей саморазвития требует от студентов способности к осознанному выбору и пониманию своих возможностей и способностей. Самоэффективность как качество личности предполагает осознание эффективности реализации собственных целей, ощущение эффективности деятельности и компетентности.

Научные подходы, определяющие самоэффективность как личностный ресурс, связывают данный феномен с убеждённостью в эффективности собственных действий (А. Бандура), с гармоничностью личности (С. А. Узакова, Ж. А. Калиева, Н. Е. Симонович), с когнитивными конструктами, позволяющими позитивно воспринимать результат активных действий (Л. Н. Шиленкова).

Плотникова Елена Сергеевна — старший преподаватель кафедры психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); е-mail: [email protected].

© Плотникова Е.С., 2023

77

В современных психологических исследованиях Л. Вахидовой, Я. В. Кравцовой, Т. Д. Дубовицкой, А. Г. Абдуллина, Л. Н. Шиленковой, Т. Н. Адеевой, И. В. Тихоновой самоэффективность студентов рассматривается как многоуровневое явление, определяющее профессиональную самореализацию, совладающее поведение, гармоничность личности и др.

Возможности образовательной среды высшей школы могут служить источником развития самоэффективности и самореализации студентов в том случае, если они ориентированы на развитие вовлечённости студентов в процесс обучения, развитие их способностей в нём и социальную интегрированность как в учебных группах, так и между учебными группами. Во многом создание таких условий возможно путём адресного подхода к обучению каждого студента и создание индивидуальных траекторий их профессионального развития.

По мнению А. Бандура, самоэффективность является одним из показателей потенциальной успешности человека и проявляется в его вере и убеждённости в эффективности собственных действий и возможности достижения успехов, ожидаемого результата. Источниками самоэффективности выступают: овладение мастерством (наличие реальных умений справляться с поставленной задачей); моделирование наблюдаемого поведения (пример достижения успеха среди окружения или СМИ); вербальное подкрепление (поддержка и одобрение успеха окружающими людьми); психическое состояние (умение преодолевать стресс, поддерживать позитивное настроение) [7].

Современные зарубежные исследования академической самоэффективности показывают её значение для обучения на всех ступенях образования. К. Т. Тран, Х. Н. К. Нгуен описали исследование самоэффективности, которое показало, что ученики старших классов и студенты последних курсов демонстрируют большую академическую самоэффективность по сравнению с обучающимися классом или курсом ниже [9]. Исследование самоэффективности М. Ф. Дель Рио, К. Лагос, Х. Уокер также показало, что данное качество становится сильнее по мере того, как студенты увеличивают своё участие в практической деятельности при прохождении учебной программы [8].

По мнению Л. Вахидовой, самоэффективность личности в образовательной среде может проявляться на трёх уровнях: персонизация, персонификация, персонализация. На уровне персонизации осуществляется внешнее влияние на обучающегося, при этом извне задаётся процесс обучения, информация и условия среды. На уровне персонификации идут изменения в плане восприятия обучающимся информации, среды и процесса. На уровне персонализации происходит преобразование самим обучающимся тех условий и рамок, которые были заданы на начальном этапе обучения [2].

Л. Н. Шиленкова, обобщая опыт зарубежных исследователей самоэффективности личности в образовательной среде, описала её как ког-

78

нитивный конструкт, который влияет на поведение индивида и по силе которого можно прогнозировать поведение человека. Помимо академической самоэффективности обучающихся в образовательной среде, на личность огромное влияние оказывает индивидуальная и групповая самоэффективность педагогов [6].

Самоэффективность личности в контексте восприятия времени рассматривается в трудах Я. В. Кравцовой, Т. Д. Дубовицкой и А. Г. Абдул-лина. Авторы определяют данное психологическое явление как убеждённость индивида в своей способности добиваться успеха в определённой деятельности. Одним из её источников самоэффективности является психологическое время как совокупность представлений человека о времени: характере его протекания, продолжительности, связи с жизнью. Субъекты с высокими показателями самоэффективности характеризуются высоким уровнем персональной компетентности во времени, свидетельствующей о том, что человек стремится продуктивно проводить своё время; низкими показателями организационных дезорганизаторов времени, что проявляется в умении согласовывать личные цели и цели организации, рационально планировать собственное время, расставлять приоритеты, учитывать собственные биоритмы, делегировать задачи [3].

Ощущение самоэффективности во многом определяется гармоничностью личности (С. А. Узакова, Ж. А. Калиева, Н. Е. Симонович). Высокая гармоничность личности и её стремление к самореализации взаимосвязаны с уверенностью в собственных силах и ожиданием успешности деятельности. Напротив, низкая гармоничность (дисгармония личности) создаёт ощущение потери веры в себя и интереса к жизни, неуверенности в собственных силах и успехе в деятельности. Дисгармония личности вместе с низкой самоэффективностью провоцирует отказ от собственных планов при встрече с трудностями, потребность в помощи и сопровождении при выполнении задач, нежелание контролировать жизнь [5].

Т. Н. Адеева и И. В. Тихонова провели эмпирическое исследование проявления самоэффективности в различные возрастные периоды и выявили, что данное качество не имеет возрастной специфики выраженности и респонденты подросткового, юношеского и зрелого возраста имеют благополучный адаптивный уровень. Также в результате проведённого исследования было установлено, что самоэффективность имеет прямые связи со всеми ресурсами совладающего со стрессом поведения, является предиктором и детерминирует их осознание и рост [1].

Т. П. Опекина, Н. С Шилова говорят о том, что главными когнитивными составляющими самореализации являются убеждённость, знания и вера человека в свою способность действовать эффективно в различных ситуациях [4]. Авторы подчёркивают, что высокий уровень самоэффективности личности будет способствовать её самореализации, то-

79

гда как неуверенность в своих силах, «выученная беспомощность», напротив, будут значительно затруднять этот процесс.

Таким образом, феномен самоэффективности в современных исследованиях рассматривается как ресурс развития и самореализации личности. В процессе профессионального становления студентов данный феномен обретает особую значимость, так как определяет как успешность самореализации, так и удовлетворённость жизнью в целом и психологическое благополучие.

Для изучения проявления самоэффективности в юношеском возрасте был проведён анализ результатов социально-психологического тестирования за 2022 год, в котором участвовало 642 студента, обучающихся на 1—5 курсе в ФГБОУ ВО «Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема» (Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ-2019) Д. В. Журавлёва (форма С). Приведённый анализ основывается на количественном анализе результатов исследования, сравнении среднестатистических значений по шкалам опросника и корреляционном анализе (коэффициент корреляции Пирсона).

Методика ЕМ СПТ-2019 Д. В Журавлёва исследует два основных показателя, влияющих на возможность вовлечения в зависимое поведение молодого человека: фактор риска и фактор защиты. Чем выше показатель фактора защиты и чем ниже показатель фактора риска, тем ниже вероятность вовлечения человека в зависимое поведение.

Факторы риска — социально-психологические условия, повышающие угрозу вероятности вовлечения в зависимое поведение. Такими условиями являются:

- качества, регулирующие взаимоотношения личности и социума: потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, принятие аддиктивных установок социума;

- качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения: склонность к риску, импульсивность, тревожность, фрустрация.

Факторы защиты (проттективные факторы) — обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска. К ним относятся: принятие родителями, принятие одноклассниками, социальная активность, самоконтроль поведения, самоэффективность.

В результате проведённого в 2022 году социально-психологического тестирования было выявлено, что у 503 студентов (78,3 %) показатели самоэффективности находятся в границах нормы, а у 139 студентов (21,7 %) показатели самоэффективности снижены. Это говорит о том, что большинству студентов вуза свойственно проявление самоэффективности, ожидания успешности собственной деятельности на пути к поставленной цели. Однако проблема заключается в том, что 21,7 % студентов не ощущают самоэффективности, что может снизить их степень самореализации в обучении и профессиональной деятельности.

80

Студенты первого Студенты второго Студенты третьего Студенты

курса курса курса четвертого курса

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням самоэффективности

Более высокие значения самоэффективности были выявлены у студентов четвёртого курс (79,6), более низкие — у студентов первого курса (69,1). Это подтверждает описанное выше исследование К. Т. Тран, Х. Н. К. Нгуен о том, что студенты последних курсов демонстрируют большую академическую самоэффективность по сравнению с обучающимися классом или курсом ниже. Студенты, оказавшись в новой образовательной среде с незнакомыми, а иногда непонятными требованиями, могут столкнуться с чувством неуверенности и некомпетентности. Эти состояния могут негативно отразиться на их активности в процессе обучения. Отсутствие чувства уверенности в себе и компетентности может стать причиной отсутствия интереса к учебно-профессиональной деятельности, что станет барьером на пути к самореализации уже в самом начале профессионального становления. Полученные данные также показывают необходимость оказания психологической поддержки развития самоэффективности именно для первокурсников в период адаптации к условиям обучения в вузе.

Высокие значения самоэффективности у студентов четвёртого курса могут свидетельствовать о проявлении уверенности в себе в связи с повышением уровня знаний и профессиональной подготовки обучающихся. Как правило, к последнему курсу студенты погружаются в профессиональную деятельность и на практике развивают свой профессионализм, что сказывается и на чувстве самоэффективности в целом. Высокие значения самоэффективности у студентов четвёртого курса также подтверждают позитивное влияние самоэффективности на процесс профессиональной самореализации студентов вуза. Завершая процесс обучения, студенты обретают вместе с полученными знаниями и навыками чувство компетентности и уверенности в себе, что повышает эффективность их дальнейшей самореализации в профессиональной деятельности.

81

Рассмотрим проявление факторов риска (по методике ЕМ СПТ-2019) испытуемых с различными показателями самоэффективности, которые представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Проявление факторов риска (по методике ЕМ СПТ-2019) испытуемых с различными показателями самоэффективности

Полученные данные показывают различия проявления факторов риска у испытуемых с различными показателями самоэффективности. Так, для студентов с высокими показателями самоэффективности в меньшей степени характерно проявление фрустрации, тревожности, импульсивности поведения, склонности к риску, принятия асоциальных установок социума, подверженности влиянию группы и потребности в одобрении. Это подтверждает благоприятное воздействие ощущения самоэффективности на личность студента, тогда как его отсутствие может спровоцировать нежелательные состояния, способствующие снижению гармоничности личности и проявлению негативного эмоционального настроя относительно профессиональной самореализации.

Потребность в одобрении, напротив, проявляется больше у студентов с высоким уровнем самоэффективности. Данный фактор риска показывает степень значимости для человека получения одобрения собственных действий от окружающих, желания нравиться другим людям, несмотря на собственные желания и потребности. Для студентов с высоким уровнем самоэффективности одобрение от ближайшего окружения

82

может быть критерием достижения успеха, и, в связи с этим, также является важным фактором.

Проявление факторов защиты (по методике ЕМ СПТ-2019) испытуемых с различными показателями самоэффективности представлено на рисунке 3.

Самоконтроль поведения

Социальная активность

Принятие одногруппниками

Принятие родителями

66 68 70 72 74 76 78 80 82

^Среднеарифметические значения по шкалам испытуемых с высокими показателями само эффективности

Среднеарифметические значения по шкапам испытуемых с показателями самоэффективности ниже нормы

Рис. 3. Проявление факторов защиты (по методике ЕМ СПТ-2019) испытуемых с различными показателями самоэффективности

Данные, отраженные на рисунке 3, показывают различия проявления факторов защиту у студентов с различными показателями самоэффективности. Так, у студентов с высокими показателями самоэффективности в большей степени проявляется самоконтроль поведения, они в большей степени чувствуют принятие родителями и одногруппниками в отличие от студентов с показателями самоэффективности ниже нормы.

Для того, чтобы определить связь самоэффективности и факторов риска и защиты, обратимся к результатам корреляционного анализа (см. таблицу 1). При значении коэффициента больше 0,105 Г(эмп) (г = 0,08 для Р < 0,05 и г = 0,105 для Р < 0,01) можно говорить о его значимости (значимые коэффициенты обозначены звездочкой).

Расчёт коэффициентов корреляции Пирсона показал наличие обратной связи самоэффективности и таких факторов риска, как подверженность влиянию группы, принятие асоциальных установок социума, импульсивность, тревожность, фрустрация. Характер связи доказывает важную роль самоэффективности в гармоничном развитии личности: чем больше выражена самоэффективность, тем ниже степень проявления факторов риска. Потребность в одобрении, тем не менее, связана с самоэффективностью прямой корреляционной связью, что говорит о том, что студенты, ощущающие самоэффективность, в большей степени склонны также ощущать потребность в одобрении.

83

Это может говорить о потребности таких студентов в позитивной оценке окружающими результатов их деятельности, о желании получать одобрение собственной личности от близких.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа связи самоэффективности и факторов риска и защиты

Исследуемые факторы Шкалы ЕМ СПТ-2019 Коэффициенты корреляции самоэффективности и факторов риска и защиты

Факторы риска Потребность в одобрении 0,44*

Подверженность влиянию группы -0,35*

Принятие асоциальных установок социума -0,15*

Склонность к риску 0,01

Импульсивность -0,33*

Тревожность -0,49*

Фрустрация -0,48*

Факторы защиты Принятие родителями 0,25*

Принятие одногруппниками 0,33*

Социальная активность 0,55*

Самоконтроль поведения 0,56*

Результаты корреляционного анализа также свидетельствуют о наличии связи самоэффективности с такими факторами защиты, как принятие родителями и одногруппниками, социальная активность и самоконтроль поведения. Характер связи выглядит следующим образом - чем более выражены показатели самоэффективности, тем более выражены показатели факторов защиты. Студенты, ощущающие самоэффективность, в большей степени склонны ощущать поддержку близких, могут контролировать своё поведение и проявлять социально-активное поведение. И, наоборот, отсутствие ощущения самоэффективности может сопровождаться негативными ожиданиями от отношений с окружающими, снижением степени социальной активности и самоконтроля поведения.

Однако все перечисленные факторы защиты во многом могут быть также и фактором формирования самоэффективности как качества личности. Чувство поддержки ближайшего окружения может позитивно влиять на активность личности, а в последующем и на самоэффективность, ощущение результативности и значимости своей деятельности. Самоконтроль поведения также может быть основополагающим фактором эффективности в деятельности и любой другой активности студентов. Поэтому можно говорить о двусторонней связи самоэффективности и факторов защиты.

Таким образом, самоэффективность является важным фактором психологического благополучия студентов, определяющим степень его психологического здоровья, удовлетворённость учебно-профессиональной деятельностью и отношениями с окружающими. Несомненно, данное ка-

84

чество является одним из важных факторов психологического здоровья студентов в целом, однако его значение в их самореализации нуждается в изучении и описании.

Список литературы

1. Адеева Т. Н., Тихонова И. В. Самоэффективность, рефлексия и ресурсы совла-дания со стрессом: возрастные особенности и детерминация / / Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 208-216.

2. Вахидова Л. В. Профессиональная самоэффективность специалиста в концепции персонифицированной информационно-образовательной среды / / Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2019. № 4 (50). С. 109 — 112.

3. Кравцова Я. В., Дубовицкая Т. Д., Абдуллин А. Г. Психологическое время и самоэффективность личности / / Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 3. С. 17— 23.

4. Опекина Т. П., Шипова Н. С. Теоретический анализ понятий самореализации, самоактуализации и самоэфективности / / Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 7—15.

5. Узакова С.А., Калиева Ж. А., Симонович Н. Е. Самоэффективность и социальное поведение студентов высшей школы: социально-психологические аспекты // Вестник Казахского национального университета. Серия психологии и социологии. 2020. № 4 (75). С. 45 — 54.

6. Шиленкова Л. Н. Самоэффективность в образовательном процессе (обзор зарубежных исследований) / / Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 3. С. 69 — 78.

7. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency // American Psychologist. 1982. Vol. 37. P. 122—147.

8. Del Río M.F., Lagos C., Walker H. El efecto de las experiencias de práctica en el desarrollo del sentido de autoeficacia en la formación inicial de educadoras de párvulos [The effect of practicum experiences on the development of self-efficacy beliefs in nursery school initial teacher education] / / Estudios Pedagógicos (Valdivia). 2011. Vol. 37. № 1. P. 149 — 166.

9. Tran Q. Th., Nguyen H. N. K. Insights into tertiary English-majored students' writing self-efficacy / / TNU Journal of Science and Technology. 2020. Vol. 225. № 10. P. 47 — 54.

•Jc -Jc -Jc

Plotnikova Elena S.

SELF-EFFICACY OF UNIVERSITY STUDENTS AS A FACTOR OF THEIR PSYCHOLOGICAL WELL-BEING (Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article presents a study of the self-efficacy of university students as a factor in their psychological well-being, based on an analysis of the results of socio-psychological testing in 2022, in which 642 students of all years of study of Sholom-Aleichem Priamursky State University participated. During the diagnostic study, it was revealed that 503 students (78.3 %) had self-efficacy indicators within the normal range, and 139 students' (21.7 %) self-efficacy indicators are reduced. As a result of the analysis of the data obtained, it was established that there was a

85

connection between self-efficacy and such protective factors as acceptance by parents and classmates, social activity and self-control of behavior, as well as the presence of an inverse correlation between self-efficacy and such risk factors as exposure to group influence, acceptance of asocial attitudes of society, impulsivity, anxiety, frustration.

Keywords: self-efficacy, psychological well-being, educational environment, risk factors, professional self-realization

DOI: 10.24412/2227-1384-2023-453-77-86

References

1. Adeeva T. N., Tikhonova I. V. Self-efficacy, reflection and resources for coping with stress: age-related characteristics and determination [Samoeffektivnost', refleksiya i resursy sovladaniya so stressom: vozrastnyye osobennosti i determinatsiya], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2021, vol. 27, no. 4, pp. 208—216.

2. Vakhidova L. V. Professional self-efficacy of a specialist in the concept of a personalized information and educational environment [Professional'naya samoeffektivnost' spetsialista v kontseptsii personifitsirovannoy informatsionno-obrazovatel'noy sredy], Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta, 2019, no. 4 (50), pp. 109—112.

3. Kravtsova Ya. V., Dubovitskaya T. D., Abdullin A. G. Psychological time and self-efficacy of the individual [Psikhologicheskoye vremya i samoeffektivnost' lichnosti], Psikhologiya. Psikhofiziologiya, 2020, vol. 13, no. 3, pp. 17—23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Opekina T. P., Shipova N. S. Theoretical analysis of the concepts of self-realization, self-actualization and self-efficacy [Teoreticheskiy analiz ponyatiy samorealizatsii, samoaktualizatsii i samoefektivnosti], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2021, vol. 27, no. 2, pp. 7—15.

5. Uzakova S.A., Kaliyeva ZH. A., Simonovich N. Ye. Self-efficacy and social behavior of higher school students: socio-psychological aspects [Samoeffektivnost' i sotsial'noye povedeniye studentov vysshey shkoly: sotsial'no-psikhologicheskiye aspekty], Vestnik Kazakhskogo natsional'nogo universiteta. Seriya psikhologii i sotsiologii, 2020, no. 4 (75), pp. 45 — 54.

6. Shilenkova L. N. Self-efficacy in the educational process (review of foreign studies) [Samoeffektivnost' v obrazovatel'nom protsesse (obzor zarubezhnykh issledovaniy)], Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2020, vol. 9, no. 3, pp. 69 — 78.

7. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency, American Psychologist, 1982, vol. 37, pp. 122 — 147.

8. Del Río M. F., Lagos C., Walker H. El efecto de las experiencias de práctica en el desarrollo del sentido de autoeficacia en la formación inicial de educadoras de párvulos [The effect of practicum experiences on the development of self-efficacy beliefs in nursery school initial teacher education], Estudios Pedagógicos (Valdivia), 2011, vol. 37, n 1, pp. 149—166.

9. Tran Q. Th., Nguyen H. N. K. Insights into tertiary English-majored students' writing

self-efficacy, TNU Journal of Science and Technology, 2020, vol. 225, no. 10, pp. 47—54.

* * *

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.