ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Е. С. Плотникова
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье представлено исследование взаимосвязи самореализации и самоэффективности студентов вуза. Результаты представленного исследования показали, что для студентов с высоким уровнем самоэффективности характерно большее проявление активности, креативности, конструктивности. Они в большей степени проявляют такие качества личности, как адаптивность, гибкость поведения, что позволяет эффективно взаимодействовать с окружающими и выстраивать доверительные отношения. Также самоэффективность является неотъемлемым ресурсом личностной и деятельностной самореализации, что проявляется в результативности как личностного, так и профессионального развития студентов.
Ключевые слова: самореализация, самоэффективность, профессиональное развитие, юношеский возраст, личностная самореализация, социальная самореализация, деятельностная самореализация.
DOI: 10.24412/2227-1384-2023-453-66-76
Самореализация в юношеском возрасте — это раскрытие личных возможностей и способностей человека, которые ведут к результативной профессиональной деятельности будущего специалиста. У каждого человека есть ряд потребностей, без которых невозможно вести счастливую жизнь, а потребность реализовать в деятельности свой потенциал является одной из таких. Многим людям очень сложно найти ту область, в которой возможно максимальное раскрытие, применение своих способностей и качеств характера, однако если человек найдёт такую область, то успех в самореализации ему обеспечен.
В настоящее время учёные единодушны в том, что у каждого человека есть огромный набор возможностей, которые при определённых условиях деятельности могут быть реализованы.
Понятие самореализации широко рассматривается в трудах А. Мас-лоу и К. Роджерса, в которых упоминаются два термина — «самоактуа-
Плотникова Елена Сергеевна — старший преподаватель кафедры психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); е-mail: [email protected].
© Плотникова Е.С., 2023
66
лизация» и «самореализация». Самоактуализация является побудительным мотивом личностного роста. Самореализация выступает как процесс реализации себя — осуществление самого себя в жизни, поиск и утверждение своего пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования [4].
В современной отечественной психологии самореализация рассматривается в работах С. И. Кудинова, автора полисистемной модели самореализации. Самореализация, по мнению учёного, представляет собой совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза.
Также С. И. Кудинов выделяет виды самореализации, отражающие различные сферы её проявления. Так, он выделяет самореализацию в деятельности (самовыражение в различных видах деятельности), социальную самореализацию (реализация человеком своих возможностей в социальной, общественной, политической сфере) и личностную самореализацию (стремление к личностному совершенству и к самовыражению личностных качеств с целью достижения высоких результатов в личностном и духовном развитии).
На процесс самореализации личности влияют многие факторы: социально-экономические, биогенетические, педагогические [3]. Важным условием самореализации детей до подросткового возраста является поддержка взрослых людей, но с наступлением пубертата и периода отрочества социальная ситуация развития человека изменяется, важным становится не мнение родителя или учителя, а признание и поддержка со стороны сверстников. Самореализация же включает в себя не только получение удовольствия от рабочего процесса, она также тесно связана с социальной оценкой и признанием со стороны общества.
В отечественной психологии рассматриваются два схожих явления: самоактуализация и самореализация. Несмотря на сходство природы этих явлений, они не являются тождественными или взаимозаменяемыми. Самоактуализация и самореализация являются взаимосвязанными феноменами, при этом их связь имеет прямолинейный восходящий характер: чем выше уровень самоактуализации, тем выше уровень самореализации личности [8].
По мнению Н. В. Овчаренко, самореализация является воплощением личностью имеющихся способностей в жизнь с целью самоутверждения. Данный процесс протекает в реальной деятельности и взаимодействии с окружающим миром. Самоактуализация протекает во внутреннем плане в виде самоанализа, самонаблюдения и проявляется как раскрытие личностного потенциала и индивидуальных особенностей человека [7].
Похожую идею высказывает О. А. Толмачёва, определяя самоактуализацию как «выход глубинной природы человека на поверхность, при-
67
мирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, её максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей» [10, с. 602].
Современный исследователь самореализации Л. А. Коростылёва в своей теории описывает четыре уровня самореализации личности, исходя из классификации потребностей А. Г. Маслоу:
1) примитивно-исполнительский уровень самореализации, для которого характерна мотивация, связанная с удовлетворением физиологических потребностей и потребности в безопасности;
2) индивидуально-исполнительский уровень самореализации, который можно соотнести с потребностями человека в принадлежности к социальной группе и любви;
3) уровень реализации ролей и норм в социуме, который определяется доминированием мотивов признания и уважения;
4) уровень смысложизненной и ценностной ориентации, указывающий на стремление реализовать собственные способности и возможности [2, с. 17—18].
Также среди современных отечественных исследователей можно выделить взгляды Л. М. Митиной [5], которая отмечает, что осознание человеком своих потенциальных возможностей побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора, то есть к самоопределению.
П. П. Соболь также рассматривает самоопределение как одну из сторон самореализации [10]. Самореализация относится не к отдельным формам самодеятельности, а ко всей структуре личности человека. При этом самоопределение может выступать как процесс самоосуществления субъекта в ходе соотнесения и осознания сущностных сил субъекта: стремлений, желаний, ценностей; способностей и особенностей личности — с требованиями внешней среды.
В. И. Муляр [6] и А. К. Исаев [1] раскрывают процесс самореализации через комплекс таких понятий, как индивидуальность, опредмечивание и распредмечивание сущностных сил личности, культура, свобода, самодеятельность, целенаправленность. Они определяют самореализацию как процесс индивидуального деятельностного опредмечивания сущностных сил личности.
С целью изучения взаимосвязи самореализации и самоэффективности дополнительно была проведена диагностика 120 студентов с помощью «Опросника самореализации» С. И. Кудинова и Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ-2019) Д. В. Журавлёва (форма С).
Рассмотрим результаты исследования самореализации студентов. В таблице 1 представлено распределение испытуемых по уровням самореализации, которые были выявлены с помощью «Опросника самореализации» С. И. Кудинова.
68
Таблица 1
Распределение испытуемых по уровням самореализации
Уровни самореализации Кол-во испытуемых, чел. Процент испытуемых, %
Интенсивный 0 0
Гармоничный 25 21
Адаптивный 38 32
Инертный 37 30
Иррациональный 20 17
Таким образом, у студентов преобладают адаптивный (средний) и инертный (ниже среднего) уровни самореализации, что указывает на серьёзную проблему для общества и отдельной личности: незаинтересованность и инертность в саморазвитии негативно влияют как на психологическое состояние человека, так и на его профессиональный рост.
Далее рассмотрим среднеарифметические значения самореализации испытуемых различными показателями самоэффективности, которые представлены на рисунке 1.
Среднеарифметические значения самореализации испытуемых с показателями самоэффективности ниже нормы
62,4
Среднеарифметические значения самореализации испытуемых с высокими показателями самоэффективности
70,1
58 60 62 64 66 68 70 72
Рис. 1. Среднеарифметические значения самореализации испытуемых с различными показателями самоэффективности
Как следует из рисунка 1, студенты с высокими показателями самоэффективности имеют более высокие значения самореализации, и, напротив, студенты, испытывающие трудности в проявлении самоэффективности, в меньшей степени склонны к самореализации. Это подтверждает наличие связи между исследуемыми психологическими явлениями и говорит о позитивном влиянии самоэффективности на самореализацию личности. По результатам расчёта ^критерия Стьюдента была подтверждена значимость различий ^эмп = 2,94 при ^р = 1,96 для Р < 0,05 и = 2,58 для Р < 0,01) показателей самореализации студентов с низким и высоким уровнем самоэффективности. Это говорит о том, что студентам с высоким уровнем самоэффективности в большей степени свойственно стремление к самореализации.
69
Расчёт коэффициентов корреляции Пирсона показал наличие значимой связи самоэффективности и самореализации личности Г(эмп) = 0,567 (г = 0,08 для Р < 0,05 и г = 0,105 для Р < 0,01).
На рисунке 2 представлена взаимосвязь самоэффективности и самореализации, имеющая вид линейной регрессии (у = 0,5889x + 36,359).
0 20 40 60 80 100 120
Самореализация, %
Рис. 2. Взаимосвязь самоэффективности и самореализации
Увеличение общего показателя самоэффективности на 1 % влечёт за собой увеличение самореализации в среднем на 0,5889 %, следовательно, можно сделать вывод о том, что самоэффективность положительно влияет на самореализацию: чем выше уровень самоэффективности, тем выше самореализация. Исходя из теоретического анализа подходов к определению самоэффективности, данное качество личности предполагает наличие чувства уверенности в своих действиях, направленных на достижение поставленной цели. В период профессионального становления и самореализации будущего специалиста самоэффективность может проявляться в чувстве компетентности и верности выполняемых действий в процессе обучения.
Отсутствие чувства компетентности, неуверенность в собственных силах могут проявляться в пассивной позиции студента в период обучения в вузе. Такая позиция может проявляться в отсутствии мотивации и интереса к обучению, в низком качестве подготовки к занятиям и пропусках. Так как процесс обучения в вузе, в отличие от школьного, предполагает большее количество свободы выбора, при несформированной самоэффективности перечисленные трудности могут привести к академической неуспеваемости и отчислению. Поэтому развитие самоэффективности в процессе обучения в вузе является важной задачей как профессорско-преподавательского состава, так и психологической службы вуза с первых дней обучения студента.
Далее рассмотрим среднеарифметические значения по шкалам «Опросника самореализации» С. И. Кудинова испытуемых различными показателями самоэффективности, которые представлены на рисунке 3.
70
Личностные барьеры Социальные барьеры Деструктивность Конструктивность Консервативность Креативность Эгоцентрическая мотивация Социоцентрическая мотивация Экстернальность Интернальность Пессимистичность Оптимистичность Инертность Активность Субъектно-личностные установки...
Социально-корпоративные установки.
0
5
10
15
20
25
30
35
■ Среднеарифметические значения по шкалам испытуемых с высокими показателями самоэффективности
■ Среднеарифметические значения по шкалам испытуемых с показателями самоэффективности ниже нормы
Рис. 3. Среднеарифметические значения по шкалам «Опросника самореализации» С. И. Кудинова испытуемых с различными показателями самоэффективности
Рассмотрим проявление различных параметров самореализации у студентов с высокими и низкими показателями самоэффективности.
Шкала «Личностные барьеры» диагностирует личностные особенности индивида, выступающие препятствием для полноценной самореализации субъекта (тревожность, ригидность поведения, неуверенность). Шкала «Социальные барьеры» характеризует трудности, препятствия в самореализации, обусловленные несформированностью способов и приёмов самовыражения личности (недостаточным опытом и знаниями, односторонними интересами, неблагоприятными внешними ус-
71
ловиями). Как видно из рисунка 3, барьеры самореализации проявляются значительно ниже у студентов с высоким уровнем самоэффективности и, напротив, проявляются значительно у студентов с низким уровнем самоэффективности.
Шкалы «Деструктивность» и «Конструктивность» показывают степень воспринимаемой эффективности самореализации. Как видно из рисунка 6, у студентов с высоким уровнем самоэффективности больше проявляется конструктивность, то есть самореализация для таких студентов доставляет удовлетворение субъекту от процесса деятельности, позволяет успешно ставить новые цели и достигать их. У студентов с низким уровнем самоэффективности, напротив, в большей степени проявляется деструктивность самореализации, это говорит о том, что их усилия в работе над собой или при выполнении деятельности, общественных мероприятий не достигают нужного результата.
Шкала «Креативность» характеризует необычные, креативные способы и приёмы самовыражения личности. Показатели креативности больше выражены у студентов с высоким уровнем самоэффективности. У студентов с низким уровнем самоэффективности, напротив, больше выражены показатели по шкале «Консервативность». Данная шкала указывает на интеллектуальную, коммуникативную и поведенческую стереотипность.
Шкалы «Эгоцентрическая» и «Социоцентрическая мотивация самореализации» измеряют направленность интересов субъекта самореализации. У студентов с низким уровнем самоэффективности преобладает эгоцентрическая мотивация самореализации, это говорит о том, что в качестве побуждения к самореализации выступают узколичностные мотивы, обеспечивающие ему личностное продвижение по службе, финансовую независимость, авторитет, власть, развитие в себе отдельных свойств и способностей. У студентов с высоким уровнем самоэффективности, напротив, преобладают социоцентрические мотивы самореализации. Это указывает на доминирование социально -одобряемых мотивов самореализации студентов, таких как существенный вклад в развитие и процветание своего коллектива, улучшение взаимоотношения среди одногруппников и в целом морально-психологического климата в группе.
Шкалы «Экстернальность» и «Интернальность» описывают самоконтроль поведения субъекта самореализации. Экстернальный самоконтроль предполагает передачу ответственности за свои действия окружающим людям (снятие с себя ответственности за происходящее). Данный тип самоконтроля в большей степени проявляется у студентов с низким уровнем самоэффективности. Интернальный самоконтроль, напротив, характеризует полное принятие ответственности человеком за свои действия. Данный тип самоконтроля более развит у студентов с высоким уровнем самоэффективности. Таким образом, самоэффектив-
72
ность также сопряжена со степенью принятия ответственности студентами за свои действия, направленные на самореализацию.
Шкалы «Пессимистичность» и «Оптимистичность» описывают эмоциональное отношение человека к процессу самореализации. Пессимистичность характеризует негативный психоэмоциональный настрой субъекта, склонность недооценивать себя, испытывать страх и волнение в начале выполнения новых и необычных задач. Оптимистичность самореализации, напротив, говорит о доминировании позитивного психоэмоционального настроя, проявлении радости, предвосхищения результатов своей деятельности, оптимизма в начале всяких новых дел. Показатели пессимистичности практически не различаются у студентов с низким и высоким уровнем самоэффективности. Однако по шкале «Опти-мистичность» у студентов с высоким уровнем самоэффективности показатели выше, что говорит о том, что данное качество отражается и в психоэмоциональном настрое субъекта самореализации.
Шкалы «Инертность» и «Активность» характеризуют подвижность субъекта самореализации. Показатели по шкале «Инертность» выше у студентов с низким уровнем самоэффективности, что говорит о проявлении в их поведении и деятельности низкой энергичности, длительной переключаемости субъекта с одного предмета на другой, стереотипности, пассивности, отсутствии желания участвовать в какой-либо деятельности, лени и предпочтения заниматься пассивным отдыхом. Активность самореализации проявляется в большей степени у студентов с высоким уровнем самоэффективности, о чём свидетельствуют их активность и энергичность в проявлениях самореализации.
Шкала «Субъектно-личностные установки самореализации» измеряет доминирование установок субъекта самореализации к позиционированию своей персоны, стремлению реализовать весь свой потенциал в различных сферах для получения личной выгоды. По данной шкале среднеарифметический показатель выше у студентов с высоким уровнем самоэффективности. Это говорит об их стремлении к самореализации с целью реализации личностного потенциала в своих интересах.
Показатель по шкале «Социально-корпоративные установки самореализации» свидетельствует о степени выраженности установок к самореализации субъекта, связанной со стремлением проявить свои возможности, знания, умения и личностные качества для улучшения отношений в коллективе, реализовать себя исключительно во благо общего дела и других людей. По данной шкале у студентов с высоким уровнем самоэффективности также наблюдаются более высокие показатели, что говорит об их более выраженных личных и социальных установках самореализации по сравнению со студентами с низким уровнем самоэффективности.
Для того чтобы определить связь самоэффективности и показателей самореализации, обратимся к результатам корреляционного анализа
73
(таблица 2). При значении коэффициента больше 0,105 Г(эмп) (г = 0,08 для Р < 0,05 и г = 0,105 для Р < 0,01) можно говорить о его значимости (значимые коэффициенты обозначены звёздочкой).
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа связи самоэффективности и показателей самореализации
Шкалы «Опросника самореализации» С.И. Кудинова Коэффициенты корреляции самоэффективности и показателей самореализации
Социально-корпоративные установки 0,367*
самореализации
Субъектно-личностные установки 0,383*
самореализации
Активность 0,252*
Инертность -0,431*
Оптимистичность 0,321*
Пессимистичность -0,411*
Интернальность 0,002
Экстернальность -0,431*
Социоцентрическая мотивация 0,289*
Эгоцентрическая мотивация 0,301*
Креативность 0,259*
Консервативность -0,332*
Конструктивность 0,521*
Деструктивность -0,462*
Результаты корреляционного анализа доказывают связь самоэффективности и показателей самореализации. Прямые значимые корреляционные связи самоэффективности выявлены с такими показателями самореализации, как социально-корпоративные установки самореализации (0,367), субъектно-личностные установки самореализации (0,383), активность (0,252), оптимистичность (0,321), социоцентрическая мотивация (0,289), эгоцентрическая мотивация (0,301), креативность (0,259), конструктивность (0,521). Полученные данные говорят о том, что самоэффективность играет огромную роль в формировании установок самореализации во благо общества и в собственных интересах студентов, позитивном настрое и активности в процессе самореализации. Обратные значимые корреляционные связи самоэффективности были выявлены с такими показателями самореализации, как инертность (-0,431), пессимистичность (-0,411), экстернальность (-0,431), консервативность (-0,332), деструктивность, (-0,462). Полученные результаты говорят о том, что самоэффективность снижает степень влияния перечисленных факторов на самореализацию студентов, снижая риск негативного психоэмоционального настроя и восприятия результата самореализации, проявления пассивности, стереотипности поведения и снятия с себя ответственности за собственное развитие.
74
Таким образом, взаимосвязь самоэффективности и самореализации студентов очевидна. Студентам с низким уровнем самоэффективности в большей степени свойственно проявление ригидности, пессимистичности, инертности, консервативности в процессе самореализации. Для них в меньшей степени характерно стремление к личностной и деятельност-ной самореализации, что говорит о нежелании развивать как собственную личность, так и различные навыки, в том числе профессиональные. Поэтому можно говорить о том, что отсутствие чувства компетентности и результативности деятельности негативно влияет на процесс самореализации личности студентов с низким уровнем самоэффективности.
Список литературы
1. Исаев А. К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1993. 19 с.
2. Коростылёва Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
3. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 28-37.
4. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
5. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / / Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28—38.
6. Муляр В. И. Самореализация личности как социальный прогресс. (Методолого-социологический аспект): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Киев, 1990. 16 с.
7. Овчаренко Н. В. Сравнительный анализ понятий «самореализация» и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования / / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-3(53). С. 141—144.
8. Плотникова Е. С., Маслова Т. М. Самоактуализация и самореализация: сходство, различие и взаимосвязь явлений / / Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 22 — 32.
9. Соболь П. П. Жизнетворчество как способ самореализации личности / / Жизнь как творчество. Киев: Наукова думка. 1985. С. 71—86.
10. Толмачёва О. А. Проблема личностной зрелости и самоактуализации. Гуманистический взгляд / / Психология и Психотехника. 2015. № 6. C. 602 — 610.
■к -к -к
Plotnikova Elena S.
RELATIONSHIP OF SELF-ACTIVITY AND SELF-EFFICACY OF UNIVERSITY STUDENTS
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
The article presents a study of the relationship between self-realization and self-efficacy of university students. The results of the presented study demonstrated that students with a high level of self-efficacy are characterized by greater manifestations of activity, creativity, and constructiveness. They exhibit to a greater extent such personality qualities as adaptability and flexibility of behavior, which allows them to effectively interact with others and build trusting
75
relationships. Also, self-efficacy is an integral resource of personal and activity self-realization, which is manifested in the effectiveness of both personal and professional development of students.
Keywords: self-realization, self-efficacy, professional development, adolescence, personal self-realization, social self-realization, activity self-realization
DOI: 10.24412/2227-1384-2023-453-66-76
References
1. Isayev A. K. Samorealizatsiya lichnosti kak problema sotsial'noy filosofii (Self-realization of personality as a problem of social philosophy), abstract of the dissertation, Moscow, 1993. 19 p.
2. Korostyleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noy sfere (Psychology of personal self-realization: difficulties in the professional sphere), St. Petersburg, Rech Publ, 2005. 222 p.
3. Kudinov S. I., Krupnov A. I. Systemic model of personality self-realization [Sistemnaya model' samorealizatsii lichnosti], Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika, 2008, no. 1, pp. 28—37.
4. Maslow A., Tatlybaeva A. M. (Transl.) Motivatsiya i lichnost' (Motivation and personality), St. Petersburg, Yevraziya Publ., 1999. 478 p.
5. Mitina L. M. Personal and professional development of a person in new socioeconomic conditions [Lichnostnoye i professional'noye razvitiye cheloveka v novykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh], Voprosy psikhologii, 1997, no. 4, pp. 28—38.
6. Mulyar V. I. Samorealizatsiya lichnosti kak sotsial'nyy progress. (Metodologo-sotsiologicheskiy aspekt) (Personal self-realization as social progress. (Methodological and sociological aspect)), abstract of the dissertation, Kyiv, 1990. 16 p.
7. Ovcharenko N. V. Comparative analysis of the concepts "self-realization" and "self-actualization" as components of the categorical apparatus of the philosophy of education [Sravnitel'nyy analiz ponyatiy «samorealizatsiya» i «samoaktualizatsiya» kak sostavlyayushchikh kategorial'nogo apparata filosofii obrazovaniya], Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki, 2015, no. 3-3(53), pp. 141—144.
8. Plotnikova E. S., Maslova T. M. Self-actualization and self-realization: similarities, differences and relationships between phenomena [Samoaktualizatsiya i samorealizatsiya: skhodstvo, razlichiye i vzaimosvyaz' yavleniy], Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, 2018, no. 2, pp. 22—32.
9. Sobol P. P. Life creativity as a way of personal self-realization [Zhiznetvorchestvo kak sposob samorealizatsii lichnosti], Zhizn' kak tvorchestvo, Kyiv: Naukova Dumka Publ., 1985, pp. 71—86.
10. Tolmacheva O. A. The problem of personal maturity and self-actualization. Humanistic view [Problema lichnostnoy zrelosti i samoaktualizatsii. Gumanisticheskiy
vzglyad], Psikhologiya i Psikhotekhnika, 2015, no. 6, pp. 602—610.
* * *
76