Научная статья на тему 'Самодеятельные СМИ Челябинской области и медиабезопасность школьников'

Самодеятельные СМИ Челябинской области и медиабезопасность школьников Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
410
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ЖУРНАЛИСТИКА / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ПРЕССА / ФУНКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA SECURITY / JOURNALISM / PERIODICAL PRESS / INFORMATION TECHNOLOGIES / AMATEUR PRESS / FUNCTION OF MASS-MEDIA / EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казыханова Екатерина Сергеевна

Раскрываются некоторые аспекты практического способа решения проблемы медиабезопасности современных школьников. Актуализированы сведения о юнкоровской прессе Челябинской области и приведена информация о специфических функциях детской прессы, связанных с возрастными особенностями периодики, выпускаемой детьми для детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Amateur Press of Chelyabinsk Region and Media Security of Schoolboys

Some points of a practical method of a decision of a problem media security of contemporary schoolboys are expounded in the article. Also data about amateur press of Chelyabinsk region are actualized and information about specific function of children’s mass-media which correlated with age-dependent of amateur periodicals is adduced.

Текст научной работы на тему «Самодеятельные СМИ Челябинской области и медиабезопасность школьников»

4. Каблуков, Е. В. Социальная сеть в роли досугового СМИ // Медиа. Демократия. Рынок.

Ч. 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. СПб., 2010. С. 127-132.

5. Каблуков, Е. В. Парламент глазами лингвиста. Пленарное заседание Государственной думы: дискурсивно-текстовой и прагматический аспекты. Saarbrucken, 2010. 216 с.

6. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М., 2005. 384 с.

7. Карасик, В. И. Язык социального статуса. М., 2002. 334 с.

8. Кастельс, М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. 328 с.

9. Кодекс профессиональной этики российского журналиста [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://www.ruj.ru/about/codex.htm

10. Майданова, Л. М. Практикум по современному русскому литературному языку : учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 521 с.

11. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1999. 944 с.

12. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики : учеб. для вузов. М., 2007. 351 с.

13. Толковый словарь русского языка : в 4 т. Т. 1. М., 1935. 1562 с.

14. Фуко, М. Археология знания. Киев, 1996. 208 с.

15. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004. 326 с.

16. Шмитт, К. Понятие политического // Вопр. философии. 1992. № 1. С. 35-67.

17. Chilton, P. Orwellian Language and the Media. London, 1988. 127 p.

18. Longman Dictionary of English Language and Culture. Edinburgh Gate, Harlow, Essex, 1992.1528 p.

19. The Oxford Modern English Dictionary. N. Y.; Oxford, 1996. 1231 p.

20. Van Dijk, T. A. Political Discourse and Ideology // Analisi del discurs politic. Barcelona. 2002. P.15-34.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 263-266.

Е. С. Казыханова

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ СМИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Раскрываются некоторые аспекты практического способа решения проблемы медиабезопасности современных школьников. Актуализированы сведения о юнкоровской прессе Челябинской области и приведена информация о специфических функциях детской прессы, связанных с возрастными особенностями периодики, выпускаемой детьми для детей.

Ключевые слова: медиабезопасность, журналистика, периодические издания, информационные технологии, самодеятельная пресса, функции средств массовой информации, образование.

Современные технологии обеспечили свободный доступ аудитории к информационному полю, насыщенному сведениями разного рода. Открытость данных и оперативность их получения очень важна. Во-первых, это значительно упрощает процесс коммуникации между странами, а также людьми, живущими в разных уголках планеты. Во-вторых, общедоступность информации и высокая скорость ее передачи дали толчок к совершенствованию образовательных методов, повысили требования к корпоративным стандартам обработки данных и интеллектуальному уровню людей. В-третьих, большое количество информаци-

онных потоков обеспечило возможность на расстоянии глубоко анализировать события, а также открыто обсуждать их. Это может стать очередным шагом к формированию гражданского общества.

Но легкий доступ к информации, а также современные методы привлечения внимания аудитории, увеличивают риск нарушения психического и физического здоровья ребенка, появления Интернет-зависимости из-за чрезмерного пользования компьютером и мобильными устройствами, потребления неподходящей информации, несоблюдения гигиенических правил в процессе работы с техническими устройствами.

21 декабря 2010 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [10], но школьники до сих пор остаются в зоне повышенного риска.

Помочь детям адаптироваться к агрессивной информационной среде, научить их грамотно использовать продукты массмедиа и технические устройства могут самодеятельные (юнкоровские) средства массовой информации, которые распространены в Челябинской области. В регионе издаются газеты «Читай и пиши» (Коркино) , «Vis-a-vis. Лицом друг к другу» (Катав-Ивановск), «Точка Зрения» (Челябинск), «ИнтерMedia» (Челябинск), «Школьный компас» (Озерск), «Радуга» (Коелга), «Наше время» (Верхний Уфалей), «БУМ. Будни усть-катавской молодежи» (Усть-Катав), «Тин-газета» (Кыштым), «Полосатая» (Копейск), «Лампа» (Озерск), «Калейдоскоп» (Ня-зепетровск), «Шок. Школьным оком» (Еман-желинск), «Юнкор и Ко» (Коркино), «Переменка» (Челябинск), «Молодежка» (Сатка), «Пестрый мир» (Аша), «Кузюки-next» (Златоуст), «Медиа-Клаб» (Магнитогорск), «Стрекоза» (Челябинск), «Шумок» (Верхнеуральск), «Школьный перекресток» (Катав-Ивановск), «Фишка» (Еткуль), молодежные странички, выпускаемые в районных газетах «Пиф. Просто интересные факты» (в газете «Жизнь района», Куса), «Настроешка» (в газете «Настроение», поселок Увельский), «Школьный бум» (в газете «Знамя октября», Пласт), «СМС» (в газете «Магнитогорский рабочий», Магнитогорск), выходят выпуски, подготовленные телестудиями «Классика» (Локомотивный городской округ), «Парадокс» (Аша), «Объектив» (Чесма) и радиостудией «Мозаика» (Челябинск).

Пресса, выпускаемая детьми для детей, создает мощный барьер на пути бездумного поглощения информации, воспитывает в ребятах бережное отношение к своему здоровью, формирует этические принципы, инициирует духовное развитие личности: «Детские СМИ и издания для детей всегда должны быть в центре внимания общества. Мы живем в информационном мире, и очень важно, чтобы ребенок получал качественную информацию, которая давала бы знания, расширяла кругозор, помогала ориентироваться на истинные духовные ценности, воспитывала гражданскую позицию, способствовала личностному росту. Работая в детских СМИ, ребята не просто получают го-

товый информационный продукт, но и сами участвуют в его создании, попутно приобретая знания и навыки в редакционно-издательском деле» [5].

Являясь специфичным сегментом системы средств массовой информации России [9], юнкоровская пресса, наряду с функциями традиционных СМИ [2. С. 39-42; 8. С. 57-86], выполняет функции, свойственные исключительно изданиям, которые выпускают школьники: образовательную, воспитательную, социализации и профессиональной ориентации. Особенности самодеятельных СМИ обусловлены возрастной спецификой аудитории и авторского состава.

Из-за стремительного развития информационных технологий общество выставляет все более высокие требования к образовательному процессу. Для получения качественного образования школьникам необходимо не только усваивать программу общеобразовательных учебных заведений, но и заниматься дополнительным образованием, направлением которого является юнкоровская деятельность. Ребята в процессе выпуска газеты (радио- или телепередачи) пишут журналистские тесты различных жанров, выбирают угол подачи информации, контролируют собственную грамотность и посредством этого развивают логическое и образное мышление, память, учатся грамотно и свободно владеть устной и письменной речью, приобретают навыки ориентации в сложном потоке информации. Таким образом, детско-юношеские СМИ, выполняя свою образовательную функцию, готовят школьников к взрослой жизни, неотъемлемым компонентом которой является информационная среда.

Дети развиваются в условиях политической, социальной и экономической нестабильности. Они подвергаются воздействию таких нежелательных факторов, как криминализация общества, разрушение моральных устоев и культурных традиций, снижение уровня образования населения страны.

Художественные предпочтения, ценностные ориентации и культурные установки современных школьников, их внутренний мир формируются под влиянием средств массовой информации (преимущественно электронных - Интернета, телевидения, радио). Но контакты со СМИ носят в основном развлекательный, а не познавательный характер.

Реализация воспитательной функции самодеятельных изданий способствует формирова-

нию нравственных ценностей, культуры поведения и речи, активной гражданской позиции, умения самовоспитания и самообразования, повышает уровень гражданской ответственности, побуждает интерес к качественным средствам массовой информации, прививает культуру взаимодействия со СМИ, развивает аналитические и оценочные способности авторов и читателей (зрителей, слушателей) юнкоровской прессы.

Функция социализации юнкоровских изданий включает в себя формирование адекватной самооценки личности, высоконравственного отношения к окружающему миру, инициирование социальной активности детей и подростков, обучение корректному общению (сверстники, педагоги, герои статей, родители), развитие ответственности и дисциплинированности детей.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [1].

Школьники, имеющие правильный нравственный ориентир, обоснованную гражданскую позицию, правильно оценивающие свои способности, обладающие умением тактичного общения и желанием изменить мир к лучшему, участвуя в социальной жизни своего населенного пункта, самостоятельно смогут выбирать правильный режим работы с техническими устройствами, а также применять «фильтры» в процессе работы с информацией. Следовательно, вред их физическому, психическому, духовному и нравственному развитию нанесен не будет.

Одна из важнейших задач современной самодеятельной периодики - подготовка грамотных специалистов в области журналистики, то есть реализация профориентационной функции юнкоровской прессы. Данный аспект также влияет на медиабезопасность, так как вероятность того, что журналисты, работавшие в детстве юнкорами, будут наполнять традиционные издания качественным контентом, гораздо выше. Это обусловлено тем, что в возрасте, когда все воспринимается наиболее эмоционально и запоминается лучше, данные журналисты хорошо усвоили морально-этические нормы, которые постепенно стали жизненными принципами [7].

А. Я. Школьник, президент Общероссийской детской организации «Лига юных журна-

листов», в информационно-справочном сборнике «“Журналина” собирает друзей» говорит: «Вопрос о качестве подготовки молодых журналистских кадров стоит перед массмедиа сегодня крайне остро. К сожалению, профессиональное журналистское сообщество вынуждено констатировать, что новых грамотных журналистов появляется очень немного. Кадровый голод СМИ должны утолить молодые. И чем раньше начнется их обучение, тем быстрее разрешится эта проблема» [3. С. 5].

Возрастные, психические, психологические, физиологические и социальные особенности авторского состава и аудитории юнкоровской прессы обуславливают специфичность тематики материалов.

Ребята пишут о том, что интересно и важно в их возрасте: о школе, об отношениях с родителями, педагогами и сверстниками, об успехах и достижениях других школьников, о высшем образовании, об интересных и трудных профессиях, о моде, общественной жизни, спорте, культуре, увлечениях, природе и так далее. Но юнкоры не обходят стороной и «острые» вопросы. Они обсуждают проблемы курения, алкоголизма, наркомании, суицида, террористических актов, асоциального образа жизни, пытаются разобраться в политике и экономике: «Проблематика детской и юношеской печати преследует цель приобщать ребят не только к культуре, духовному, нравственному образованию, но и к реалиям сегодняшнего дня» [4. С. 265].

Однозначно, что школьники, принимающие непосредственное участие в издании газеты, журнала, теле- или радиопрограммы, находятся в области более активной реализации функций детско-юношеских СМИ. Читатели, зрители и слушатели самодеятельной прессы менее эффективно воспринимают образовательные, воспитательные, социализирующие и профориентационные составляющие функций юнкоровских средств массовой информации.

Суммируя вышесказанное, отметим, что для качественного обеспечения безопасности в сфере компьютерных технологий и информации недостаточно установленных обществом и законодательством ограничений. Необходимо при помощи современных образовательных инструментов (например, выпуск детско-юношеского издания) формировать у школьников высокоморальные личностные установки, которые помогут ребятам обеспечивать собственную медиабезопасность.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://bse.sci-lib.com/ article104849.html

2. Введение в журналистику / под ред. И. А. Фатеевой, М. В. Загидуллиной. Челябинск, 2010. 139 с.

3. «Журналина» собирает друзей : информ.-справ. сб. Еманжелинск, 2007. 50 с.

4. Овсепян, Р. П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. М., 2001. 316 с.

5. Павлова, Г. Д. Мы не играем в газету, мы в ней работаем [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://eduurfo.ru/opinions/?ELEMENT_ID=3063

6. Павлова, Г. Д. Юнкоровское объединение как объект медиаобразования. Коркино, 2007. 39 с.

7. Правовые и этические нормы в журналистике / под ред. Е. П. Прохорова. М., 2007. 232 с.

8. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2003. 351 с.

9. Типология периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. В. Шкон-дина, Л. Л. Реснянской. М., 2007. 236 с.

10. Федеральный закон Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]. URL:http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online. cgi?req=doc ;base=LAW ;п=133372

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 266-269.

А. Р. Кантор

МЕДИАОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Раскрывается понятие медиаответственности родителей и учителей как фактора формирования системы медиабезопасности подрастающего поколения. Приводятся примеры эффективных медиасистем, основанных на взаимодействии родительского и педагогического сообществ, и результаты их успешного внедрения в Свердловской области.

Ключевые слова: медиаответственность, телевизионное медиаобразование, безответственность, социальная ответственность, массмедиа, родительская ответственность, медиасреда.

Избыточность информации, экспансия массмедиа во все сферы жизни общества актуализируют проблему создания системы медиабезопасности подрастающих поколений посредством формирования медиаответственности (как вида социальной ответственности) родительского и педагогического сообществ в рамках межпоколенческого диалога.

Исследования, которые проводились Уральским центром инновационных образовательных технологий с 2010 по 2013 гг., еще раз подтвердили выдвинутую гипотезу: семья и школа перестали быть авторитетом в формировании медиапредпочтений детей как младшего, так и среднего школьного возраста. Только 10 % детей от 7 до 10 лет отмечают, что родители влияют на их медийный выбор, советуя смотреть «наши фильмы», «старые фильмы», «русские

комедии», «познавательные программы», «образовательные программы», «развивающие фильмы». Среди подростков (11-14 лет) родителям в данном вопросе доверяют 3 % респондентов. На первое место респонденты ставят сверстников, затем собственные интересы, на 3-м и 4-м местах, соответственно, родители и учителя. Последние высказывают неудовлетворенность медиапредпочтениями детей и подростков. Причем настроения родительского и педагогического сообществ остаются на протяжении трех лет неизменными. При этом обе группы склонны обвинять в этой ситуации среду, учителей, родителей, СМИ, но только не себя: чувство личной ответственности за поведение детей в медиасреде отсутствует.

Родителями не осознается необходимость специально учить детей смотреть телевизор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.