Научная статья на тему 'Самобытность духовной культуры России в понимании Вл. Соловьева'

Самобытность духовной культуры России в понимании Вл. Соловьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
522
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE IDEA OF ​​"UNITY / " THE SOPHIAN / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / РУССКИЙ НАРОД / ИДЕЯ «ВСЕЕДИНСТВА» / СОФИЙНОСТЬ / ХРИСТИАНСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ / SPIRITUAL CULTURE OF THE RUSSIAN PEOPLE / CHRISTIAN UNIVERSALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Верещагин Виктор Юрьевич

В статье обсуждается тема самобытности духовной культуры России в наследии Вл. Соловьева. Автор показывает, что соловьевский универсальный синтез как метафизика всеединства задает три варианта движения русской мысли в настоящее время: неизбежность возврата к ранее пройденному, логическую исчерпанность русской идеи или необходимость ее радикального переосмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual identity of Russian culture in V. Solovyev’s conception

The article discusses the issue of identity in the spiritual culture of the Russian heritage Vl. Solovyov. The author shows that Soloviev versatile synthesis of metaphysics of unity gives three options for the movement of Russian thought in the present: the inevitable return to a previously traversed, the logical exhaustion of Russian idea or the need to radically rethink.

Текст научной работы на тему «Самобытность духовной культуры России в понимании Вл. Соловьева»

Русской теме в творчестве Вл. Соловьева посвящены следующие работы: «Национальный вопрос в России» (1883-1891), «Русская идея» (1888), «Владимир Святой и христианское государство» (1888), «Русский национальный идеал» (1891), «Византизм и Россия» (1896) и другие.

Начальный этап соловьевских размышлений по поводу русской идеи представлен в статье «Три силы», написанной в 1877 г. Ранняя философско-историческая концепция Вл. Соловьева в основном включала в себя славянофильские элементы. Она базировалась на представлении о том, что судьбы человеческой цивилизации определяют три силы - Восток, Запад и Славянский мир с Россией во главе. Первые две силы, по мнению молодого философа, «мусульманский восток» и «западные цивилизации» уже исчерпали себя, впав, соответственно, в «твердыню мертвого единства» и во «всеобщий эгоизм и анархию». Третья сила - Россия - должна была, по мысли Вл. Соловьева, дать жизнь и обновление первым двум. Неизбежно царство третьей силы, единственным носителем которой может быть только славянство и русский народ.

«От народа - носителя третьей божественной силы - требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтобы он не утверждал себя с исключительной энергией в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания, требуется равнодушие ко всей этой жизни с ее мелкими интересами, всецелая вера в положительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение» [1, с. 122128].

В статье «Три силы» присутствуют:

а) славянофильский призыв к интеллигенции постараться восстановить в себе русский народный характер;

б) понимание синтетической функции России по отношению к Востоку и Западу (воссоединение, соответственно, «бесчеловечного бога» и «безбожного человека»).

Дальнейшая разработка русской идеи приобретает иную направленность, отличную от первоначальной. Начинают звучать мысли о жертвеннической и примирительной миссии русского народа. В одном из своих стихотворений Вл. Соловьев задал вопрос:

О, Русь! В предвиденьи высоком Ты мыслью гордой занята:

Каким ты хочешь быть Востоком:

Востоком Ксеркса иль Христа?

Отвечая на него, Вл. Соловьев в своих работах 80-х гг. ставил задачу «найти для России новое нравственное положение, избавить ее от необходимости продолжать противохристианскую борьбу между Востоком и Западом и возложить на нее великую обязанность нравственно послужить и Востоку и Западу, примиряя к себе обоих».

Мессианские молитвы, столь часто звучащие в ранних философско-исторических работах мыслителя, приобретают теперь иной смысл: роль России заключается в способности к национальному самоотречению.

Удаляясь от славянофильства, Вл. Соловьев строит свою концепцию русской идеи на иных основаниях. Во-первых, он дает иную трактовку христианского учения, уточняя значение христианского аскетизма как усиления духа для преображения плоти, что перекликается с его описанием посредничества русского народа. Христианский универсализм способствует не уничтожению природных особенностей каждой нации, а напротив, усилению национального духа через очищение его от всякой «эгоистической закваски».

Во-вторых, отрицание национализма переходит в универсально-христианский план, признавая реальность не только наций, но и человечества. Для Вл. Соловьева нации являются «членами и элементами» человечества как социального организма, но при этом - существами моральными. «Идея нации есть не то, что она сама о себе думает во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Если на почве Православия нет ни Эллина, ни Иудея, ни Русского, ни Болгарина, ни Грека, то на

почве христианства нет ни православия, ни католичества, ни протестантизма, а есть Вселенская Церковь.

В-третьих, национальная историческая задача России состоит не в утверждении оригинальной славяно-азиатской цивилизации как конечной цели русской идеи, а в церковном примирении Востока и Запада. Это будет означать, что Россия как преемница Константинополя есть действительно Третий Рим, не исключающий первого, а примиряющий собой обоих.

Вот почему в 80-е гг. XIX столетия Россия рассматривается не просто как «третья сила» между двумя другими историософическими реалиями «Восток - Запад», а как «Третий Рим», придающий другой, более узкий смысл посредничеству России, переводящий его в контекст христианского мира [2, с. 43-55].

Таков первый уровень мышления Вл. Соловьева по поводу русской идеи - историософский -имеющий апофатическую (отрицательную ) логическую направленность, выраженную в обличении национализма как антихристианского эгоизма. Нетрудно заметить основополагающий принцип рассуждений философа, восходящий к метафизике всеединства. Изменение мира возможно в том случае, если дать его новое всестороннее объяснение с использованием идеи «всеединства», служащей целям новой организации бытия. Истина содержится в категории «всеединства», а само «всеединство» постигается в цельном знании, состоящем из единства веры, мысли и опыта или синтеза религии, философии и науки.

Всеединство сущего есть сфера Бога. Человек - среднее звено между Богом и миром явлений.

Посредником между миром и Богом выступает Мировая душа, или София.

Что следует из метафизики «всеединства»?

1. Выводится необходимость замены одностороннего христианского богословия свободной теософией (единство теологии, философии и науки).

2. Наличие истины только во «всеединстве» дает право на критику догматов Церкви и признание истины не только в Боге, но в сатане и слугах дьявола как носителях частичной истины.

3. Идея «всеединства» в обществе раскрывает себя как богочеловеческий союз людей, исповедующих единую всечеловеческую религию, основанную с целью единства всех мирских царств. Это и есть Царство Божие на земле - светлое будущее всего человечества.

Итак, идея всеединства отрицает все национальные идеи и устанавливает цель человеческого существования - образование всецелой «общечеловеческой организации» в форме цельного общества (свободной теократии), цельного знания (свободной теософии) и цельного творчества (свободной теургии).

Кроме историософского уровня освоения русской идеи Вл. Соловьевым, выделяют еще два уровня мышления философа по этому поводу - софиологический и теократический, систематизированный анализ которых осуществлен Л.В. Поляковым [3, с. 158-167].

Еще в 70-е гг. Вл. Соловьев искал и нашел посредника между Богом и падшим миром, а именно упоминаемую в ветхозаветной книге притчей Соломоновых Премудрость Божию, обозначаемую по-гречески «София», а по-древнееврейски «Хокма». Сам Соловьев, по-видимому, нигде прямо не связывает свой взгляд на Россию как на идеального «посредника» между Богом и миром с аналогичной трактовкой Софии.

Но он в качестве свидетельства религиозного вдохновения русского народа идеей Софии приводит древнерусский (новгородский) иконописный сюжет Софии Премудрости Божией. Оказывается, русскому народу действительно есть что сказать миру, а его призвание (идея) может быть сформулировано вполне катафатически (положительно). Соловьев решает эту задачу, утверждая, что, посвятив Премудрости Божией храмы и иконы, «русский народ знал и любил под именем Святой Софии социальное воплощение Божества в Церкви Вселенской». Открывая миру софийность, русский народ тем самым становится на путь реализации и своей идеи как жизнеутверждающей бытие нации и смысл ее существования.

История России изначально одухотворена софийностью как мироспасающим откровением в момент духовного рождения (крещения) русского народа. Затем Россия предпочитает путь

национальной самоизоляции, приводящий в XIX в. к искушению эгоистическим национализмом. Может ли она вновь начать спасительное восхождение к своей идее, открывая миру софийность и сама преобразуясь в соответствии с ней? В таком случае призванием души русской, очистившейся от грехов национализма, станет тождество со своей идеей, заключающейся в гармонизации противоречий христианского и нехристианского мира.

Ответ на этот вопрос Вл. Соловьев дает на третьем уровне своего понимания русской идеи -теократическом, связанном с учением о свободной всемирной теократии. Важное место в теократической концепции философа занимает проблема трех теократических служений: первосвященнического, царского, пророческого. Эти служения являются необходимыми звеньями в процессе взаимного проникновения Божественного и Человеческого начал. Священство прямо представляет в мире цель Божию; царское служение - свободу человека; пророчество есть внутреннее сочетание первых двух служений.

Три служения соответствуют проекции в человеческую деятельность трех ипостасей ( Отец, Сын и Святой Дух ) как воплощение социальной формы Богочеловечества на основе принципа троичности Божества. В реальной человеческой истории эти служения распределены следующим образом: функция первосвященства признается Вл. Соловьевым за папой римским, царственный элемент исторически выпал на долю Византии, а пророческий - протестантизму, но оба носителя теократического предназначения потерпели неудачи. В качестве замены с целью сохранения и утверждения дела всемирной теократии Вл. Соловьев для пророческого служения предлагает ортодоксальный иудаизм (еврейство) на том основании, что у последнего имеется совпадение понятия о пророчестве с истинно христианским [4, с. 186-193].

Для служения царского подходит «Третий Рим» - Россия как наследница Византии.

Таким образом, соловьевское понимание русской идеи может быть представлено как троякая задача русского народа, который должен разрешить мировой антагонизм Востока и Запада путем раскрытия подлинного христианства (софиологии Богочеловечества), воплощаемого в социальной форме всемирной теократии. Теократия представляется прежде всего как внутренняя задача России.

Внутренней она является по следующим причинам. В самой России существуют сущностные выразители Запада и Востока. Это поляки-католики (латинство) и евреи как не-христиане (басурманство). Для России важно не только примириться с этими главными противниками, но и включить их принципы в теократический синтез. Дело в том, что Россия потенциально обладает самодостаточными общественными устоями - церковь, самодержавие и сельская община. Но в реальной деятельности их великие преимущества не реализуются в силу недеятельного и несамостоятельного характера православия, неадекватного воплощения самодержавного принципа и разрушения сельской общины цивилизацией.

Россию ожидает гибель, если она не обратится к теократическим принципам, которые содержатся в католичестве и иудействе (священничестве и пророчестве).

Как только состоится примирение русских и поляков, православия и католичества, как только русское самодержавие признает действительную независимость Церкви в лице папы римского, так еврейство войдет своей лучшей частью в христианскую теократию. Оно, помимо пророческого служения, даст, наконец, России истинный теократический принцип экономической деятельности. Суть его - в очеловечении материальной жизни и природы, устроении ее человеческим разумом, одушевлении ее человеческим чувством [5, с. 79-83].

Таким образом, судьба России зависит от воплощения иконописного лика Софии в форме теократии. От невыполнения этого долга может быть сокрушена не только русская идея, а сама Россия, поскольку в мире моральной необходимости невыполнение замысла Бога о народе карается смертью. Соловьевский универсальный синтез как метафизика всеединства задает три варианта возможного движения русской мысли в наше время: неизбежность возврата к ранее пройденному, логическую исчерпанность русской идеи или необходимость ее радикального переосмысления.

Как было показано, Вл.С. Соловьев разработал вариант национально-государственного идеала русского народа, лишенный социокультурной самобытности и имеющий космополитическую направленность.

В своей последней работе «Три Разговора», где встроена «Краткая повесть об антихристе», Вл. Соловьев отказался от веры в благополучную реализацию идеи Богочеловечества, но его пророчество в отношении России оправдалось.

Идеологи мировой революции и интернациональной пролетарской культуры, встав у власти, сделали все возможное для проведения в жизнь программы национального самоотречения именно в целях достижения вселенской (хотя и не общехристианской) задачи. Свидетельство тому - тысячи уничтоженных православных церквей и священников, антирусский геноцид, «избиение» русской интеллигенции и многое другое.

Ныне прогноз оправдывается вновь. «Прикрываясь» идеей возрождения России новые правители делают свое старое разрушительное дело. Эпоха царствования Ангихриста связана с такими явлениями как создание общеевропейского Дома, или «европейских соединенных штатов», «решительное падение материализма» и расцвет миротворческой деятельности. Не случайно одно из знаменитых сочинений антихриста называется «Открытый путь к вселенскому миру и благоденствию». Все это, изложенное Соловьевым в его повести, представляет в наше время особый интерес.

Апологии соловьевского наследия следует противопоставить принцип разумного ограничения: «Самоограничение рождает монаха, мастера, солдата. Без самоограничения нет ни культуры, ни личности, ни державы. Где нет границ, нет державы. Главное дело сатаны - размывать, разрушать и стирать границы».

Опять России предназначается жертвенная роль лидера обновления в рамках нового политического мышления на основе общечеловеческих ценностей и вхождения в мировую цивилизацию. Будем помнить - прежде чем стать Европой, надо быть самим собой.

Литература

1. Амелина Е.М. В.С. Соловьев. Теократическая концепция // Социально-политический журнал. 1993. № 7.

2. Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 1994. № 1.

3. Поляков Л.В. Логика «Русской идеи» // Общественные науки и современность. 1992. № 4.

4. Русская идея. Философия Вл. Соловьева и современность. Владивосток, 1990.

5. Савельев Л. Записки по русской философии // Москва. 1993. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.