фокстрота. Пьеса «Микки Маус», написанная в этом жанре, раскрывает веселый и неунывающий характер персонажа, а также подчеркивает его историческую роль непосредственного предшественника всех героев современной мультиндустрии.
Следовательно, предлагается игровая форма, в которой развивается ребенок в спектре актерской, изобразительной, практической, трудовой, исследовательской видов деятельности. Благодаря различным видам искусств раскрывается синтез речи, движения, музыки. Изучению музыкально-эстетических явлений способствует двигательно-изобразительная наглядность (штрихи, динамические оттенки, основы дирижерского жеста в его синтезе с характером звучания, связь характера музыки с характером танцевального движения.)
Интегративное привлечение различных видов искусства помогает реализации синтеза многочисленных межпредметных связей,выявлению совокупных художественных закономерностей. В этой игре-фантазии видно, что в живописи свои краски, а в музыке - свои выразительные средства. Ключевым в данном методе является идея о творчестве как воплощении наилучших побуждений человека, взаимосвязи творчества с трудом. Таким образом, образовательно-игровой материал, применяемый в процессе обучения в классе фортепиано, формируется из таких способов, как творческая деятельность (речевая, музыкальная, танцевальная); импровизация, выполнение креативных заданий, игр; игра, спланированная на результат; игра, спланированная на процесс.
В процессе игры ребенку предоставляется
шанс побыть и актером и исследователем. При этом наблюдается, насколько богаче становятся творческие способности и воображение.
Литература
1. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологическое исследование. М., 1969.
2. Там же.
3. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
4. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999.
5. Ветлугин Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967; Остроменский В. Д. Формирование музыкального познания. Кишинев, 1988. С. 12-25; Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе.
6. Туравец Н. Р., Бурдина Е. В. Педагогические технологии развития музыкальной одаренности детей на начальном этапе обучения // Культурная жизнь Юга России. № 4. 2011.
7. Фребель Ф. Будем жить для своих детей. Педагогика детства. М., 2001.
8. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 2001. № 5.
9. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.
10. Хмельницкая О. Н. Организация дидактических игр на фортепианных занятиях // Искусство и образование. 2010. № 4. С. 75-79.
11. Бахтина Ю. В. Музицирование для детей и взрослых. Вып. 2. Новосибирск, 2008.
K. N. GUDENKO. INTERACTIVE GAME ACTIVITY IN DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN A PIANO CLASS
In this article the concept «interactive game activity» of its function and a task of the children's music school, aimed at the development of creative potential of the school student and informative abilities is considered. Key words: interactive game, little grope occupations, imitating game, game-fantasy.
В. А. ЧЕРНЯВСКИЙ
САМОАНАЛИЗ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО КОМПОЗИТОРА
В статье осмысливается процесс подготовки будущего композитора к самоанализу в профессионально-творческой деятельности
Ключевые слова: композитор, самоанализ, профессионально-творческая деятельность, рефлексия.
В широком плане самоанализ трактуется как принцип человеческого сознания, как важнейший и своеобразный его механизм, имеющий в определенном смысле универсальный характер. Многие исследователи называют данный феномен главным достижением человеческой культуры и цивилизации (Н. А. Бердяев, А. Г. Спиркин, Э. В. Ильенков, М. С. Каган и др.).
Проблема самоанализа остается одной из самых сложных и малоизученных в современной науке. Сложность осмысления, оценки личностью себя с психологической стороны обусловлена слитностью объекта и субъекта познания, субъективным характером протекания процессов самопознания, их индивидуально-неповторимой окраской.
№ 3 (54), 2014 "Культура и образование"
В изучении творческой деятельности композитора невозможно обойти стороной феномен самоанализа, поскольку он занимает в практическом осуществлении этой деятельности особое место. Эпистолярное наследие композиторов прошлого и настоящего (письма, отзывы, рецензии и другие материалы) дает наглядное представление о том, что самоанализу всегда отводилось исключительно важное место в их музыкально-творческой практике.
Задача подготовки будущего композитора к самоанализу в профессионально-творческой деятельности приобретает все большую остроту и значимость в теории и практике профессионального музыкального образования. С развитием профессионального самоанализа будущего композитора в процессе его обучения в вузе специалисты связывают возможность решения многих кардинально важных вопросов. Это и подготовка будущего специалиста к духовно-творческой самореализации, проявляющейся прежде всего в уходе от шаблонов и стереотипов, и выработка программы требований к себе, к процессу и результатам творческой деятельности, и осознание смысла своей профессии, связанное с обретением заинтересованного, ценностного отношения к различным ее аспектам. В силу этого в ряде музыкально-педагогических исследований последних лет, так или иначе, отмечается необходимость актуализации рефлексивного характера профессионально-творческой деятельности композитора и процесса подготовки к ее осуществлению.
Несмотря на важность данной задачи в практике вузовского профессионального образования ее реализация осуществляется пока слабо. Причиной этого, как нам удалось установить, является целый ряд факторов, в том числе, отсутствие научно обоснованного подхода к пониманию сущности и функций самоанализа как важнейшего качества личности и профессиональной деятельности композитора, отсутствие знаний и представлений о путях формирования готовности будущего композитора к профессиональному самоанализу в системе высшего музыкального образования.
Практическая деятельность композитора в современных условиях претерпевает динамичные изменения, которые обусловлены новыми тенденциями в социальной и культурной среде общества, в окружающей музыкальной действительности. Именно это подтверждает необходимость и актуальность формирования готовности будущего композитора к рефлексивному самоанализу.
Между тем, исследование вузовских учебных программ и специальной литературы показывает, что подготовка будущего композитора к самоанализу как специальная задача решается все еще слабо. В ходе осмысления данной проблемы нами было установлено, что формирование готовности будущего композитора к исследуемому самоанализу может быть обеспечено при выполнении ряда условий, к числу которых относятся:
- понимание самоанализа как важного лич-ностно-профессионального качества композитора,
обусловливающего развитие его профессионального мышления и творческой практической деятельности;
- развитие рефлексии у будущего композитора, способствующей осмыслению и осознанию им качественного уровня собственной профессиональной деятельности;
- приобретение будущим композитором умения осуществлять данный самоанализ в своей музыкально-творческой практике.
Самоанализ профессиональной деятельности является важным личностно-профессиональным качеством композитора, способствующим развитию его профессионального мышления, творческой и практической деятельности. Способность будущих композиторов к осуществлению самоанализа позволяет повысить качество их деятельности по созданию музыкальных произведений, предоставляет возможность осмысления практических проблем на более глубоком общетеоретическом уровне, способствует интеграции различных научных и художественных знаний в сферу собственной профессиональной деятельности.
Владение диалектическим стилем мышления, глубокими профессиональными знаниями и умениями, личностно-творческим потенциалом -далеко неполный перечень требований к композитору, которому предоставляется право проявлять инициативу в поиске той или иной художественно-творческой задачи, тех или иных новых средств музыкальной выразительности.
Именно в опоре на профессионально-ориентированный, рефлексивно-личностный самоанализ как раз и происходит качественная перестройка личности композитора, его сознания. При этом более глубоким ценностным смыслом наполняются его профессиональные действия, возникает стремление к творческому познанию и преобразованию музыкальной действительности, включая в нее самого себя.
Специалисты указывают, что самоанализ, начинается там, где возникает отклонение от образца, где осознается неудовлетворительность прежнего образца, где происходит изменение схем деятельности и мысли [1]. Следует отметить, что личностно-творческий характер любого аналитического процесса-отношения протекает не только в логической (теоретической) форме, но и при непосредственном участии эмоционально-чувственной сферы личности, нередко при помощи особого ее способа - эстетического созерцания, художественной синестезии (соощущения). Для самоанализа в профессиональной деятельности композитора такой способ приобретает преимущественное значение, ибо пребывание в состоянии эстетического созерцания крайне необходимо каждому человеку для осознания самого себя и мира.
Представляется важным также выявление будущим композитором в структуре своего «Я» профессионально значимых компонентов - собственных профессиональных интересов, потребностей, предпочтений и т. д. Это позволит
ему избирательно, заинтересовано относиться к различным явлениям музыкального искусства и окружающей жизни в целом.
Современные философы (В. А. Лекторский, Э. В. Ильенков и др.) утверждают, что не только результаты самоанализа, но и сам процесс его осуществления развивает личность. По этому поводу В. А. Лекторский признается: «Когда я анализирую себя, пытаюсь дать отчет в своих особенностях, размышляю над своим отношением к жизни, стремлюсь заглянуть в тайники и глубины собственного сознания, я тем самым как бы хочу "обосновать" самого себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, отчего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще больше укрепиться. В процессе и в результате самоанализа происходит, таким образом, изменение и развитие моего индивидуального "Я"» [2].
С психологической точки зрения самоанализ представляет собой специфический процесс самопознания будущим композитором объективных и субъективных оснований своей профессиональной деятельности. Основой и конечной целью этого процесса можно считать формирование у будущего композитора достаточно высокого по уровню рефлексивного отношения к процессу сочинения музыки, свидетельствующего о его готовности к духовно-личностному творчеству.
Следует подчеркнуть, что способы проникновения композитора в сущность процессов и явлений окружающей действительности не могут относиться лишь к какому-то одному, например, к интеллектуальному уровню. Они столь же огромны по диапазону и многообразны по составу, как духовно-психологическая сущность, как «бесконечность» самой человеческой личности (В. С. Соловьев).
Эстетически-творческая направленность -одна из сущностных сторон профессиональной рефлексии композитора, которая проявляется, прежде всего, как процесс самоотождествления с художественным образом (по выражению В. В. Медушевского, с «лирическим героем» музыки), с музыкальной действительностью [3].
В профессиональной деятельности композитора самоанализу могут подвергаться самые разные стороны создаваемых музыкальных сочинений, сам творческий процесс, условия его протекания и многое другое. На наш взгляд, важным предметом самоанализа будущего композитора должны стать используемые им при сочинении того или иного произведения художественно-коммуникативные приемы, от потенциала которых зависит главное -будет ли музыка « принята» слушателем и какое окажет на него воздействие. С этой целью, например,
композитору важно проанализировать и дать себе ясный отчет в том, какие элементы в музыке более всего способствуют воплощению характера отдельных построений и целостной драматургии произведения (динамика, агогика, темп, фразировка, точки «притяжения», акценты, штрихи и т. д.). В этом случае самоанализ помогает осознать, что используемые композитором художественные средства выполняют не только эстетическую, эвристическую, но и коммуникативную функцию, а, значит, могут содействовать «приближению» или «удалению» исполнителей и слушателей от музыки.
В структурно-логическом плане осуществление самоанализа в профессиональной деятельности композитора складывается из нескольких этапов. Первый из них связан с фиксацией результатов работы по созданию конкретного музыкального произведения. На втором этапе посредством самоанализа композитор оценивает качества художественно-интонационного воплощения идеи произведения. Одновременно он подвергает анализу и оценке художественно-коммуникативные особенности собственного сочинения, то есть, выражаясь образно, отслеживает его «путь к слушателю». На третьем - завершающем этапе на основе рефлексивного самоанализа сочинение подвергается корректировке и оформлению.
Разумеется, эта логическая схема осуществления композитором самоанализа собственной профессиональной деятельности носит условный, обобщенный характер и не отражает всего того многообразия, которым всегда наполнен истинно творческий процесс сочинения музыки. Отметим лишь то, что последовательное осуществление указанного логического цикла рефлексивного самоанализа призвано актуализировать все необходимые для этого личностные и профессиональные качества будущего композитора, различные сферы его опыта. Именно это и дает основание утверждать, что самоанализ в профессиональной деятельности композитора выполняет множество важных функций, служит духовному обогащению личности будущего композитора, совершенствованию его профессиональной деятельности.
Литература
1. Огурцов А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. С. 13-19.
2. Лекторский В. А. Самосознание и рефлексия в научном познании // Общественные науки. 1980. № 2. С. 124.
3. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
V. A. CHERNIAVSKY. INTROSPECTION IN FUTURE COMPOSER'S TRAINING
The paper interpreted the process of preparing the future composer to introspection in a professional and creative activities.
Key words: composer, introspection, professional and creative activities, reflection.