Научная статья на тему 'Саммит атэс-2009 в Сингапуре: проблемы и решения'

Саммит атэс-2009 в Сингапуре: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / САММИТ АТЭС-2009 / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ И ИНВЕСТИЦИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ. / ASIA-PACIFIC ECONOMIC CO-OPERATION / APEC-2009 SUMMIT / WORLD ECONOMIC CRISIS / TRADE AND INVESTMENT LIBERALIZATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Д. В.

В статье проанализированы решения, принятые в рамках сингапурского саммита Форума. Особое внимание уделено проблеме выхода его членов из мирового экономического кризиса, указаны намеченные представителя-ми АТЭС пути дальнейшего совершенствования взаимодействия экономик в области либерализации торговли иинвестиций, отмечена растущая роль Китая в качестве регионального экономического лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGAPORE APEC SUMMIT-2009: PROBLEMS AND DECISIONS

The article considers the Forum decisions made in the frames of Singapore summit. Special emphasis is made to the problem of recovery of APEC members from the world economic crisis. Ways of further interaction improvement in the field of trade and investment liberalization are established by the representatives of APEC. The increasing role of China as a regional economic leader is also pointed out.

Текст научной работы на тему «Саммит атэс-2009 в Сингапуре: проблемы и решения»

удк 338(100) д в. Филиппова

САММИТ АТЭС-2009 В СИНГАПУРЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

В статье проанализированы решения, принятые в рамках сингапурского саммита Форума. Особое внимание уделено проблеме выхода его членов из мирового экономического кризиса, указаны намеченные представителями АТЭС пути дальнейшего совершенствования взаимодействия экономик в области либерализации торговли и инвестиций, отмечена растущая роль Китая в качестве регионального экономического лидера.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, саммит АТЭС-2009, мировой экономический кризис, либерализация торговли и инвестиций, интеграция.

D.V. Filippova

SINGAPORE APEC SUMMIT-2009: PROBLEMS AND DECISIONS

The article considers the Forum decisions made in the frames of Singapore summit . Special emphasis is made to the problem of recovery of APEC members from the world economic crisis. Ways of further interaction improvement in the field of trade and investment liberalization are established by the representatives of APEC. The increasing role of China as a regional economic leader is also pointed out.

The key words: Asia-Pacific Economic Co-operation, APEC-2009 Summit, world economic crisis, trade and investment liberalization, integration.

Проблема выхода стран мира из экономического кризиса обсуждается сейчас повсеместно: на двусторонних встречах представителей государств, на саммитах экономических интеграционных группировок. Эта тема является ведущей в рамках любого серьезного обсуждения проблем современности.

Саммит АТЭС, прошедший в Сингапуре в ноябре 2009 г., тоже не стал исключением. Большинство экспертов сходятся во мнении, что совместные усилия участников Форума по борьбе с последствиями кризиса принесут пользу и остальному миру. Даже если просто взглянуть на показатели экономик стран-членов, то АТЭС обязан быть одним из наиболее влиятельных объединений в мире: 21 экономика стран, входящих в организацию, обеспечивает 57% мирового ВВП, 48% оборота международной торговли, более 40% объема прямых иностранных инвестиций и около 40% населения мира.

Во время сингапурского саммита участниками Форума было подтверждено, что процесс восстановления в мировой экономике уже начался. Однако в совместной Декларации по итогам саммита главы экономик подчеркнули, что модели экономического роста и торговли уже не будут прежними, а экономическая ситуация в мире в посткризисный период изменится. Также участники саммита заключили: для того чтобы АТЭС сохранил свою ведущую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо разработать новую парадигму роста для членов Форума.

Лидеры экономик региона согласились с тем, что пока рано свертывать политику стимулирования национальных экономик в условиях выхода из кризиса. Было установлено, что это необходимо будет продолжать до тех пор, пока процесс восстановления экономики не приобретет четко выраженный устойчивый характер. В этом смысле особую значимость для восстановления приобретает учреждение КНР Фонда сотрудничества АТЭС в размере 10 млн дол. США, призванного способствовать развитию взаимодействия в сфере экономического и технического сотрудничества.

Необходимо отметить, что действие мирового экономического кризиса в полной мере не коснулось некоторых из экономик АТЭС (Китай), что подтверждается 6% ростом экономики этой страны в 2009 г [6]. Согласно данным МВФ, экономики стран Азии в 2009 г. в среднем вырастут на 2,75%, а в 2010 г. - на 5,75%, что по сравнению с отрицательными показателями роста ВВП США и Западной Европы за соответствующие периоды кажется действительно знаковым событием.

Учитывая приведенные выше данные, хотелось бы подчеркнуть, что все больше экспертов склоняются к мысли о смещении центра экономического влияния в сторону азиатских государств. Это подтверждается стремлением США и России подключиться к этому процессу, не оставаясь вне экономических успехов развивающихся стран этого региона, в том числе через участие в АТЭС.

Действительно, осуществление стратегического плана экономического и инфраструктурного стимулирования, который стоил КНР 586 млрд дол., оказало благотворное влияние не только на экономику этой страны, но и всего региона. Он помог китайской экономике продолжить беспрецедентный рост, тогда как остальной мир оказался на грани рецессии, сравнимой с Великой депрессией 1930-х гг Китай продолжает стимулирование своей экономики, стараясь убедить внутренних потребителей больше тратить, чтобы увеличивать емкость внутреннего рынка и таким образом сбалансировать внешний и внутренний спрос. По оценкам экспертов, данные меры в долгосрочном периоде должны улучшить экономическую ситуацию в АТР. Президент PricewaterhouseCoopers International Дэннис Нэлли отметил, что если ранее развитые страны выводили мировую экономику из кризиса, то теперь это скорее всего станет задачей развивающихся государств.

Основными темами, обсуждавшимися на саммите в Сингапуре, кроме плана выхода экономик-участниц АТЭС из мирового кризиса, стали проблема изменения климата, создание транстихоокеанской зоны свободной торговли к 2020 г и отказ от протекционизма [7].

Все обсуждения в конечном счете сводились к формированию более благоприятной экономической ситуации в регионе.

Так, в совместном заявлении лидеров АТЭС изменение климата, связанное с деятельностью человека, было представлено в качестве одного из главных вызовов на пути дальнейшего развития региона. В заявлении подчеркивается, что усилия по противодействию изменению климата обязательно должны быть совместимы с сохранением свободного и открытого характера торгового и инвестиционного режимов. На саммите в Сингапуре было подтверждено желание увеличить в регионе общую площадь лесов всех типов как минимум на 20 млн га к 2020 г. и в целом поддержать решения «Группы двадцати» по итогам питтсбургского саммита.

Относительная незаинтересованность представителей членов Форума в обсуждении климатических проблем частично объясняется тем, что мало кто из них верил, что в рамках климатического декабрьского саммита в Копенгагене были бы приняты принципиально новые правила или предложения. Представители КНР например, заявили о несовместимости некоторых предложений развитых стран (50% снижение эмиссий углекислого газа до 2050 г.) с реалиями продолжающегося роста развивающихся государств [5]. Очевидно, что экономики АТЭС в первую очередь нацелены на облегчение распространения экологически безопасных технологий, обмен передовым опытом в области энергетической эффективности, а также точными и полными данными об уровнях производства, потребления, очистки и складирования нефти для достижения именно экономических целей.

Учитывая резкое падение экспортных поставок большинства экономик-участниц Форума с началом экономического кризиса, одной из наиболее важных проблем, обсуждавшихся в рамках саммита в Сингапуре, стал протекционизм и торговые барьеры. Эта тема звучала и на саммите АТЭС-2008 в Лиме, когда лидеры региона условились хотя бы на какое-то время воздержаться от возведения новых барьеров для торговли и инвестиций. Однако многие участники Форума в течение года столкнулись с необходимостью защитить свой внутренний рынок, что все-таки повлекло установление преград для торговли. На саммите АТЭС-2008 представители экономик взяли на себя обязательство сделать все возможное, чтобы преодолеть рецессию в течение 18 месяцев. Можно констатировать, что предпринятые меры создали основу для их экономического оздоровления.

В совместной же декларации по итогам саммита АТЭС-2009 говорится: «Мы решительно отвергаем любые формы протекционизма и подтверждаем обязательство сохранять открытость рынков и воздерживаться от возведения новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами и поручаем министрам продолжать проводить регулярный обзор выполнения наших обязательств в данной сфере» [1].О протекционизме говорил и Президент России Д. Медведев, выступая накануне открытия саммита в Сингапуре перед элитой бизнеса региона. При этом российский Президент заверил участников встречи, что в России защитные меры приняты временно и будут свернуты.

Участники саммита поддержали многосторонние переговоры в рамках ВТО и обязались стремиться к

завершению нынешней их стадии - так называемого Дохийского раунда - в 2010 г. По их мнению, на данный момент он является наиболее эффективным средством противодействия протекционизму и выработки глобального пакета стимулирующих мер в интересах придания восстановлению мировой экономики стабильного и безопасного характера [8].

Согласно совместной декларации лидеров АТЭС по итогам саммита в Сингапуре, они также присоединились к обязательствам «Группы двадцати», отраженным в рамочном соглашении по уверенному, устойчивому и сбалансированному росту. Для проведения реформ в развитии, управлении сельскохозяйственным и продовольственным секторами, в сферах социальной защиты, образования и подготовки рабочей силы, а также в регулятивных системах экономики-участницы АТЭС намерены использовать такие традиционно сильные стороны членов Форума, как добровольное сотрудничество, наращивание потенциалов, обмен передовым опытом и взаимодействие с частным сектором. При этом они признали, что необходимо учитывать индивидуальные уровни развития той или иной экономики, демографические тенденции, обеспеченность факторами производства и институциональной инфраструктурой, а также сравнительные преимущества.

Для обеспечения комплексного подхода к развитию экономики всех членов Форума и преодоления влияния на нее кризисных явлений были выработаны несколько направлений структурных реформ. Во-первых, поддержка на межгосударственном уровне развития малых и средних предприятий. В большинстве эконо-мик-участниц АТЭС этот тип предприятий составляет до 90% предпринимательских структур, однако для некоторых из них (например, России) этот показатель пока недостижим. Предполагается разработать специальные программы, в рамках которых предприниматели смогут наладить контакты с представителями малого и среднего бизнеса экономик-партнеров, что приведет к улучшению их взаимодействия, доступа к глобальным рынкам, технологиям и финансированию, а также к всестороннему наращиванию потенциала антикризисного управления.

Во-вторых, повышение занятости, прежде всего в новых и растущих отраслях, и активизация сотрудничества в решении социальных проблем в процессе глобализации. К данному направлению также относится улучшение доступа женщин к образованию, профессиональной подготовке, финансированию, технологиям и инфраструктуре с тем, чтобы предоставить им максимальные экономические возможности.

В-третьих, повышение качества образования и профессиональной подготовки в целях обеспечения долговременной экономической безопасности, так как без выполнения данного условия в регионе будет невозможно становление экономики, основанной на знаниях и инновациях.

В данном контексте большое значение приобретает разработка унифицированной для всех членов Форума программы социальной защиты, которая, однако, должна, по мнению участников сингапурского саммита, обеспечивать лишь краткосрочную экономическую безопасность во избежание зависимости от такой защиты. Например, в целях стимулирования труда и предпринимательства было предложено изучить возмож-

♦---------------------------------------------------

ность доплат к заработной плате или предоставления льгот в подоходном налогообложении.

Обеспечить устойчивый рост в АТЭС поможет, как предполагается, рационализация объемов и, в среднесрочной перспективе, отказ от практики выделения субсидий для ископаемых видов топлива. Такое субсидирование, как отмечено в декларации лидеров, поощряет расточительное потребление. Однако при отказе от прежней политики в этой области в АТЭС признали важность предоставления жизненно необходимых энергетических услуг всем нуждающимся.

В итоговой совместной декларации также было принято решение о выработке и принятии комплексной долговременной стратегии роста в рамках следующего саммита АТЭС, который состоится в 2010 г. в японском городе Йокогама [2]. Реформы в пределах каждой экономики-участницы Форума в качестве ключевого компонента должны будут включать меры по облегчению условий создания и функционирования бизнеса.

В результате дискуссий, проходивших во время саммита в Сингапуре, экономики АТЭС обязались выполнить задачу по сокращению транзакционных (возникающих при оформлении контрактов и соглашений) издержек на 5% к 2010 г., тогда как в 2006 - 2008 гг. уже было достигнуто их снижение на 3,2%. К 2015 г. планируется сократить в общей сложности на 25% стоимость, продолжительность и число процедур, которые необходимо осуществить для открытия бизнеса, получения кредитов, выполнения контрактов, получения необходимых разрешений и проведения трансграничных торговых операций [4]. Свобода личности и борьба с коррупцией были также названы важнейшими условиями, без обеспечения выполнения которых в регионе невозможно продолжать развитие торговли и сотрудничества.

Во время саммита в Сингапуре лидеры экономик-участниц Форума провели консультации по вопросу о будущем АТЭС как интеграционной группировки. Многие высказались за создание в АТР некоего «содружества», несмотря на различия между экономиками-членами и разрывы в их развитии. В этой связи проводились сравнения с Европой, между народами которой в прошлом было множество противоречий и войн, но впоследствии страны региона объединились в Европейский союз.

Однако лидеры АТЭС согласились с тем, что в АТР далеко до создания подобного объединения государств, но координация политических и экономических мер может оказаться вполне достижимой. Во всяком случае уже поставлена цель АТЭС - двигаться к созданию в регионе Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Основной причиной необходимости создания такого рода объединения является удовлетворение общемировой тенденции роста трансграничной торговли и инвестиций, что приведет к расширению доступа к преимуществам экономического подъема более широких слоев населения, а также внедрению инноваций и становлению региональной экономики, основанной на знаниях.

В совместном заявлении лидеров АТЭС для возможного создания в будущем АТЗСТ заявлено о «запуске» первой подобного рода инициативы Австралии, Кана-

ды, Южной Кореи, Новой Зеландии, Сингапура и США по самостоятельной сертификации при определении страны происхождения товара. Это необходимо для того, чтобы деловые круги могли использовать преимущества соглашений о свободной торговле в регионе. Будет продвигаться и инициатива АТЭС о составлении плана действий в интересах развития трансграничной торговли отдельными видами услуг

Подводя итог прошедшему в Сингапуре саммиту, можно отметить, что лидеры экономик-членов Форума успели обсудить все значимые вопросы из сферы взаимных интересов, провести двусторонние встречи, а также принять конкретные решения в области либерализации торговли. Главы экономик пришли к общему мнению по проблеме выхода из мирового финансовоэкономического кризиса. Консенсус в этой сфере в современных условиях обеспечивает перспективное развитие сотрудничества в АТЭС, позволяет планировать интеграционное будущее группировки и подкрепляет экономическую значимость Форума в регионе.

Однако, по нашему мнению, для усиления динамики развития экономик АТР, основу которой сейчас составляют процессы хозяйственного сближения в Восточной Азии между Японией, Китаем и Южной Кореей, необходимо активнее подключать другие страны и территории АТР [3].

Россия заинтересована в том, чтобы Сибирь и Дальний Восток были вовлечены в региональную экономическую интеграцию. В соответствии с инновационной стратегией развития экономики России основой для такого взаимодействия должен стать в первую очередь научно-технологический, производственный и интеллектуальный потенциал страны, в том числе ее восточных регионов, а не только богатейшие запасы полезных ископаемых, биоресурсы и пресная вода. Также Россия намерена развивать сотрудничество, направленное на обеспечение продовольственной, энергетической, транспортной, экологической и информационной безопасности на всем пространстве АТЭС. В рамках саммита АТЭС-2009 в Сингапуре Д. Медведев провел двусторонние встречи с основными партнерами России, обозначив, таким образом, основные направления развития внешнеэкономических связей России (с Председателем КНР Ху Цзиньтао, Президентом Вьетнама Нгуен Минь Чиетом, Премьер-министром Японии Юкио Хатоямой, Президентом США Бараком Обамой, Премьер-министром Канады Стивеном Харпером).

На данный момент главным стимулом и ориентиром для разнопланового и взаимовыгодного сотрудничества в АТР для России является подготовка к председательству нашей страны в Форуме в 2012 г. и проведению саммита АТЭС во Владивостоке. Можно говорить о том, что Россия в достаточной степени заинтересована в сохранении за АТЭС ведущей роли в вопросах регионального экономического сотрудничества.

1. Лента новостей РИА «Новости». и^: http://www.rian.ru/ world/20091114/193507826.Мт!

2. Страны АТЭС договорились принять в 2010 г. комплексную стратегию роста // РИА «Новости». и^: http://rian.ru/ world/20091115/193682092.Мт!

3. Ямагути К. Россия может предложить нефть и техно-

логии // Yomiuri. 2009. 13 nov. /пер. с яп. С. Коцюба. Токио: РИА «Новости». URL: http://www.inosmi.ru/country_japan/yomiuri_ co__jp/

4. A new growth paradigm for a connected Asia-Pacific in the 21st century, statement by APEC Leaders. Singapore, 14 -15 November 2009. URL: http://www.apec2009.sg/article&id=310 press-releases&Itemid=127

5. APEC leaders drop climate target // BBC News. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/8360982.stm

6. Asia ‘leading world out of slump' // BBC News. 2009. 13 November. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/business/ 8358175. stm

7. Harvey R. APEC seeks new balance of power // BBC News. 2009. 13 November. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/asia-pacific/ 8358124.stm

8. 2009 Leaders' Declaration «Sustaining Growth, Connecting the Region». The 17th APEC economic leaders' meeting, Singapore, 2009. 14 - 15 November. URL: http://www.apec2009.sg/com_ content&view=126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.