АТЭС: институциональная структура, направления деятельности и достижения
Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество является единственной в Азиатско-Тихоокеанском регионе межправительственной организацией. Членами состоит 21 экономика - Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (САР, Китай), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Российская Федерация, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. На долю АТЭС приходится 55% мирового ВВП, 53% мировой торговли, более 40% прямых зарубежных инвестиций мира1.
Участвующие экономики отличаются большой степенью дифференциации по размеру территории и численности населения, по объему ВВП и ВВП на душу населения, по уровню экономического развития. Интеграционные процессы, происходящие в регионе, носят рыночный характер в силу нехватки институциональных форм.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АТЭС
Большое влияние на зарождение интеграционных инициатив в АТР оказало создание Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли на рубеже 1950-60-х гг. Первые переговоры по этому вопросу начались в 1967 г., когда бизнесмены и эксперты пяти государств региона - США, Австралии, Канады, Новой Зеландии и Японии приступили к консультациям по вопросу создания Тихоокеанской зоны свободной торговли (Pacific Free Trade Area, PAFTA), концепция которой была предложена японским аналитиком К.Кодзима. Второй движущей силой стали два нефтяных кризиса 1973 и 1979 годов, обострившие проблему энергетической безопасности стран региона, испытывающих нехватку энергоресурсов.
Предложение о создании Организации по Тихоокеанской торговле и развитию, ОПТАД (Organization for Pacific Trade and Development, OPTAD) по модели ОЭСР впервые было сделано в 1968 г. Она задумывалась в качестве дискуссион-
Г.М. Костюнина
УДК 339.92 ББК 65.428 К-727
1 APEC at a Glance. APEC Secretariat, Singapore, 2010.-P.1.
ного форума по региональным проблемам, но так и не была создана. В 1976 г. идею попытался реанимировать министр иностранных дел Японии М.Окита, а в 1979 г. известный американский аналитик по вопросам тихоокеанских связей П.Драйздель представил доклад Комитету по международным делам Сената США. По мысли перечисленных лиц, ОПТАД должна была стать межгосударственной экономической организацией в Тихоокеанском бассейне как аналог Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Опасения менее развитых стран в отношении ущемления их экономических интересов свели на нет предложения по созданию ОПТАД в 1960-70-е гг., которые не раз выдвигались, но так и не получили реальной политической поддержки в регионе.
В рассматриваемый период институционализация экономического сотрудничества в регионе пошла по пути образования неправительственных организаций. Их главным инициатором выступала Япония. В 1968 г. премьер-министр Японии Т.Мики сделал официальное предложение об организации Тихоокеанской зоны свободной торговли. Но его предложение не было поддержано правительствами других стран. Оно вылилось в формирование в 1968 г. Тихоокеанской конференции по торговле и развитию (Pacific Forum on Trade and Development - PAFTAD) как неправительственной организации, объединившей ученых стран региона.
В том же году образовался Экономический совет Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council - PBEC) - ТЭС как неправительственная организация в составе руководителей более 1000 компаний из 17 стран. С 1995 г. в его составе участвует и российская делегация. Цель ТЭС заключается в содействии развитию торговли и инвестиционных вложений в рамках АТР на частнопредпринимательском уровне на основе взаимодействия с руководителями правительств и международными организациями.
В конце 70-х гг. по предложению Японии создается еще одна региональная организация - Конференция по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству -СТЭС (Pacific Economic Cooperation Council - PECC) как трехсторонний совет с участием представителей правительственных, предпринимательских и научных кругов с целью определения направлений региональной экономической политики и создания зоны свободной торговли. Первая сессия СТЭС состоялась в 1980 г.. который и считается годом основания этой организации. Основное достижение СТЭС - принятие концепции “открытого регионализма” в 1992 г. «Открытый регионализм» означает необходимость дальнейшего укрепления глобальной экономической системы, достижения ее открытости для свободного движения товаров, услуг, капиталов, передачи технологии, информации, возможности принятия и участия третьих стран.
Все три организации - экономические форумы, призванные разрабатывать концептуальные основы взаимных экономических связей в целях содействия экономическому развитию стран-участниц. Как показывает мировой опыт, неформаль-
ный обмен мнениями на раннем этапе развития экономического сотрудничества может сыграть большую позитивную роль, по сравнению с принятием тех или иных резолюций, которые носят чисто декларативный характер и не связывают принимающие их страны взаимными обязательствами.
В 1989 г. в АТР на встрече в столице Австралии, г. Канберра, было принято решение об организации Форума Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Цели деятельности АТЭС включают: содействие экономическому росту стран; укрепление многосторонней системы торговли с учетом высокой экономической взаимозависимости государств; проведение торговой и инвестиционной либерализации. Интересными представляются принципы деятельности АТЭС, которые включают как принципы, характерные для международных организаций, так и принципы, разработанные самим Форумом. К первой группе относятся: принцип недискриминации, сотрудничества, прозрачности, соответствия нормам ВТО, стэндстил, гибкости. Вторая группа принципов, отличающих специфику процесса торговой и инвестиционной либерализации в АТЭС, включает: принцип невзаимности, сравнимости результатов, добровольности, синхронного начала и дифференцированных сроков реализации мер по либерализации, продолжающегося процесса.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АТЭС
Институциональная структура Форума носит децентрализованный характер. Условно выделяют два уровня: политический и рабочий.
Политический уровень институциональной структуры АТЭС включает: Встречи лидеров; Встречи министров иностранных дел; Встречи отраслевых министров; Встречи старших должностных лиц; Деловой консультативный совет АТЭС. Главная функция органов политического уровня - принятие политических решений по отдельным вопросам деятельности Форума.
Рабочий уровень - Комитет по торговле и инвестициям; Комитет по бюджету и управлению; Экономический комитет; Комитет по ЭКОТЕК, а также многочисленные подкомитеты/группы экспертов, диалоговые механизмы по отдельным отраслям промышленности, специальные группы, рабочие группы. Деятельность перечисленных органов призвана вести реальную работу по отдельным направлениям на основе утвержденных рабочих программ.
Высшим органом являются саммиты глав государств, которые проводятся ежегодно в формате неформальных встреч, начиная с 1993 г. В рамках встреч принимаются основные политические решения.
Финансирование АТЭС ведется за счет взносов стран-участниц и средств, выделяемых как правительствами, так и частными компаниями. Главный источник
- взносы, которые осуществляют участвующие экономики в совокупном объеме в 3,3 млн долл. ежегодно (эта сумма предоставляется с 1999 г.), с 2009 г. объем взно-
сов был расширен до 5 млн долл. в общей сумме2. Эти средства предназначены для финансирования Секретариата и инвестиционных проектов в рамках ЭКОТЕК. Другим источником финансирования являются средства, выделяемые Японией в рамках нескольких фондов в объеме от 1,6 млн до 4,6 млн долл. на проекты по торговой и инвестиционной либерализации и содействия торговле.
ТОРГОВАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В АТЭС
Процесс либерализации начался в 1989 г., когда был дан старт министерским встречам в АТЭС и акценту на экономическом сотрудничестве. С 1993 г. в Си-эттле, США встречи стали проводиться в формате неформальных саммитов глав государств участвующих экономик, в основу деятельности которых был положен принцип либерализации. В 1994 г. на очередном саммите в индонезийском городе Богор принята Богорская декларация, поставившая т.н. Богорскую цель. Богорские цели (1994 г.) включают: достижение свободной и открытой торговли и инвестиций в АТР для развитых стран к 2010 г. и для развивающихся государств к 2020 г.; содействие торговле и инвестициям; активизация взаимного экономического сотрудничества. В качестве особых мер определено прогрессивное снижение ставок таможенных пошлин, нетарифных ограничений и ограничений в торговле услугами.
Эта цель получила развитие (1) в Осакской программе действий (1995 г.), в которой была добавлена либерализация торговли услугами и определены основные направления проведения либерализации в регионе - снижение ставок таможенных пошлин, гармонизация национальных промышленных стандартов в соответствии с международными нормами и либерализация торговли услугами, и (2) в Манильской программе действий (1996 г.), ставшей основой либерализационных мер в регионе АТЭС на последующие годы. Уникальность Манильской программы действий состоит в ее кардинальном отличии от практики других интеграционных объединений мира в Европе, Западном полушарии и в АТР при достижении цели формирования зоны свободной торговли. В основу программы были положены принципы деятельности АТЭС, включая невзаимность, добровольность и консенсус. Именно эти принципы определили своеобразие подхода Форума к региональным интеграционным процессам. Если на начальных этапах их использование позволило учесть огромную экономическую, политическую и культурологическую дифференциацию стран-участниц, то уже на рубеже двух веков стало ясно, что эти принципы тормозят и даже препятствуют реализации Богорской цели. Они определили специфику «азиатской» модели мягкой интеграции, без закрепления четких обязательств стран по торговой и инвестиционной либерализации; эти принципы обострили противоречия между развитыми странами и развивающимися государствами-участницами АТЭС и стали препятствием на пути формирования зоны свободной торговли и инвестиций.
2 APEC at a Glance. APEC Secretariat. - Singapore, 2010. - P.6.
Манильская программа действий содержит три раздела - индивидуальные планы действий (ИПД), которые разрабатывает каждая страна-участница по достижению Богорской цели и с учетом национальных особенностей; коллективный план действий (КПД) и экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК).
Впервые ИПД были разработаны в 1996 г. и стали выполняться с 1997 г. Помимо основных задач по каждому из 16 направлений на текущий год, они содержат информацию о достигнутых результатах за предыдущие годы. Подобная модель формирования зоны свободной торговли и инвестиций неоднократно подвергалась справедливой критике, принимая во внимание медленный и сложный процесс реализации ИПД, их содержание, особенно по сравнению с т.н. западной моделью интеграции, когда страны-члены осуществляют либерализацию на основе принципа взаимных торговых уступок и имеют четко фиксированные обязательства с указанием конкретных сроков по снижению ставок таможенных пошлин, по либерализации нетарифного регулирования и др.
ИПД разрабатываются по 16 направлениям в сферах торговли товарами и услугами, инвестиций, конкурентной политики, политики в отношении прав интеллектуальной собственности, обязательств перед ВТО и др. Наполнение ИПД существенно различается. Так, только 6 участниц взяли обязательства по снижению ставок таможенных пошлин до 0% к 2010-2020 годам; многие страны записали расплывчатые обязательства; еще одна группа государств готова была на проведение либерализации, но только на условиях взаимности и на переговорной основе (США, Япония, Мексика).
Немалую роль в развитии АТЭС играет экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК), призванное сократить разрыв в уровнях экономического развития, в среднедушевых доходах, в технологическом и промышленном потенциалах в целях консолидации участвующих экономик. Согласно теории, преимущества от торговли связаны с односторонним сокращением ставок пошлин и ввоза импортных товаров по более низким ценам. Разработана модель зоны свободной торговли в ВТО: переговоры по специальному пакету либерализации, часто базирующиеся на принципе взаимности («дай и возьми»), связывающему страны взаимными обязательствами и санкциями в случае их нарушения. В АТЭС сложилась иная модель регионального объединения, когда участвующие экономики утверждают планы либерализации и выполняют их на добровольной и невзаимной основе. Так определяет Манильская программа действий, тогда как Осакская программа действий изначально следовала модели ВТО/ЗСТ, но под давлением со стороны фермеров и других производителей, от нее отказались.
ДОСТИЖЕНИЯ В ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ АТЭС
В течение 1993-96 гг. АТЭС динамично развивался, а начиная с 1997 г., вступил в полосу стагнации, когда сказалось влияние азиатского финансового кризиса,
что стимулировало ужесточение протекционистской защиты внутренних рынков от конкуренции извне. Принятая в 1997 г. Программа ускоренной добровольной отраслевой либерализации провалилась, сохранившись в урезанном виде. Выполнение индивидуальных планов действий привело к небольшому прогрессу в торговой и инвестиционной либерализации.
В итоге, АТЭС перешел на более прагматичный подход к либерализации на основе содействия торговле, строительства инфраструктуры, укрепления регионального сотрудничества и пограничных мер.
Содействие торговле помогает росту торговли совместно с либерализацией. Это понятие включает гармонизацию стандартов и сертификатов соответствия, таможенных процедур, введение упрощенных виз для предпринимателей, защиту прав интеллектуальной собственности, правила происхождения товаров. Реализации этих мер содействия торговле помогают коллективный план действий АТЭС и строительство инфраструктурных объектов. Два Плана действий содействия торговле, принятые в 2000 г. и в 2006 г., привели к снижению трансакционных издержек на 5% за 5 лет, выполнение второго плана продолжается. Концепция содействия торговле, разработанная в рамках АТЭС, впоследствии была принята во Всемирной торговой организации.
Другое важное направление деятельности АТЭС - экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК). Сотрудничество развивается по 320 направлениям. В Рамочной декларации по ЭКОТЕК определены 6 приоритетных направлений, финансирование которых осуществляется на основе добровольных вкладов и государственно-частного партнерства. Типичный проект предлагается к реализации и его выполнение координируется страной, часто финансируется за счет средств Центрального фонда АТЭС. Проекты являются небольшими по объему с минимальным бюджетом. В рамках ЭКОТЕК ведется строительство инфраструктурных объектов, разработка нанотехнологий, реализация экологических программ, содействие малым и средним компаниям, развитие людских ресурсов на основе сетевого принципа. Так, за 1993-2008 гг. было реализовано более 1200 проектов. Только в 2008 г. - 212 проектов по созданию инфраструктурных объектов совокупной стоимостью в 13,5 млн долл.3
В целях достижения Богорской цели Комитет старших должностных лиц проводит регулярные обзоры индивидуальных планов действий, начиная с 2002 г. Для этого создаются группы в составе 3-х человек: старшего должностного лица, сотрудника секретариата и эксперта-консультанта. Обзорный доклад основан на вопроснике и комментариях других стран-членов. Он обсуждается на специальной сессии Комитета старших должностных лиц, где выносятся рекомендации по усилению выполнения ИПД.
3 2009 APEC SOM Report on Economic and Technical Cooperation.-Singapore, November 2009.-P.9.
Но сохраняются ограничения во взаимной торговле стран АТЭС: более высокие ставки таможенных пошлин на аграрную продукцию, текстиль, транспортные средства, аудиовизуальные услуги и ограничения на движение капитала. Отраслевые ограничения в отношении инвестиций установлены в форме запрета или максимальной доли для зарубежных инвестиций и системы лицензирования. Необходима дальнейшая либерализация нетарифных ограничений, в том числе стандартов и сертификатов соответствия, таможенных процедур, государственных закупок, а также усиление защиты прав интеллектуальной собственности.
Оценка достижений АТЭС по Богорской цели создания зоны свободной торговли и инвестиций была представлена на симпозиуме в Японии в 2010 г. С учетом оценки по 5-бальной шкале уровень либерализации пошлин составляет 3,95, услуг
- 3,76, инвестиций - 4,10, таможенных процедур - 4,14, ИПС - 4,33, госзакупок
- 4,00 и введения упрощенных виз для предпринимателей - 4,95. Как видно, наименьших результатов страны АТЭС достигли в деле торговой либерализации, а наибольших - в деле упрощения перемещения предпринимателей.
В 2010 г. на саммите АТЭС в Йокагаме была подчеркнута готовность стран продолжить процесс выполнения и регулярных обзоров индивидуальных и коллективного планов действий в отношении достижения Богорской цели к 2020 году. В мае 2011 г. на встрече в Монтане старшие должностные лица АТЭС утвердили новый процесс обзора ИПД в 2016 г.
ПАРАДИГМА ИЗМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В 2000 г. на совещании министров финансов диалогового механизма АСЕАН+3 была инициирована Чиангмайская инициатива, нацеленная на решение проблем краткосрочной ликвидности в регионе Восточной Азии на основе заключения своп-соглашений. Инициатива представляет собой институциональный механизм по совершенствованию финансового сотрудничества в АСЕАН+3. В 2008 г. было решено провести реструктуризацию механизма на основе замены двустороннего механизма многосторонним соглашением. Оно стало коллективным соглашением, позволяющим избежать дублирования и сократить издержки. Объем своп-соглашений был увеличен с 36,5 млрд долл. до 120 млрд долл. за 2001-2009 гг. Доля стран в резервном пуле распределена следующим образом: АСЕАН -20%, Япония - 32%, Китай - 32%, Республика Корея - 16%. Соглашение о новой Чиангмайской Инициативе было подписано на Бали в декабре 2009 г. и в силе с марта 2010 г. Каждая страна-участница вправе взять кредит в сумме, не превышающей размер ее вклада, умноженному на мультипликатор. Важность Чиангмайской инициативы состоит в институционализации финансового сотрудничества в регионе.
Центром региональной экономической интеграции в АТР является АСЕАН, в рамках которого продолжается процесс формирования экономического, политического и социо-культурного сообщества к 2015 г., который продолжается с 2003
года. С 2008 г. действует Устав АСЕАН, позволивший укрепить институциональную базу будущего АСЕАНовского Сообщества, активизировать усилия по его достижению, придать большую правовую силу международным обязательствам. В итоге, АСЕАН постепенно продвигается от организации, основанной на политическом диалоге к организации с международно-правовым статусом и взаимными обязательствами стран-членов. В 2005 г. был создан Восточноазиатский саммит в составе 16 государств - АСЕАН-10, Японии, Китая, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии и Индии. В 2012 г. членский состав был расширен за счет включения США и России. ВАС - многосторонний институт, основанный на консенсусе, но пока слабо институционализированный (не имеет собственного секретариата, его функции выполняет секретариат АСЕАН). По сути, он является диалоговым механизмом по решению стратегических вопросов, главный из которых
- формирование Восточноазиатского экономического сообщества (ВАЭС) к 2020 г. В настоящее время его повестка дня расширена за счет вопросов энергетического сотрудничества, торговли и изменения климата.
На сентябрь 2012 г. состоялось пять саммитов ВАС. Связующим звеном всех пяти саммитов ВАС стала концепция формирования Восточноазиатского экономического сообщества - ВАЭС (East Asian Economic Community) к 2020 г. Первоначально называлось несколько возможных сценариев создания ВАЭС: (а) Паназиатская зона свободной торговли, (б) Финансовое сообщество, (в) Азиатское энергетическое сообщество. Нынешние и признаваемые модели ВАЭС включают формирование интеграционного объединения по формулам АСЕАН+6, АСЕАН+3, АСЕАН+1. Сначала эти модели считались альтернативными, но впоследствии (после принятия решения на саммите АСЕАН в 2009 г.) они были признаны взаимодополняющими и постепенно расширяющими членский состав (т.е. переход от АСЕАН+1 к АСЕАН+3 и к АСЕАН+6).
Модель АСЕАН+3 предполагает создание Восточноазиатской зоны свободной торговли (East Asia Free Trade Agreement, EAFTA) в составе 10 государств АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея на основе поэтапного подписания соглашения между АСЕАН и отдельными странами Северо-Восточной Азии (которые уже подписаны и вступили в силу) и подписание общего соглашения об интеграции.
В целом, в предполагаемом соглашении следует исходить из успешной мировой практики, а именно: не только из торговой либерализации (что характерно для классического определения зоны свободной торговли), но и затронуть инвестиционную либерализацию, содействие торговле в рамках сокращения трансакционных издержек, активизации взаимных экономических связей в разных областях, т.е. пойти по пути формирования широкоформатной модели зоны свободной торговли (т.н. модели НАФТА или НАФТА+). По оценкам, формирование Восточноазиатской зоны свободной торговли по модели АСЕАН+3 будет стимулировать прирост совокупного ВВП стран-участниц на 1,2%-ых пункта в среднем ежегод-
но, при этом большего эффекта достигнут страны АСЕАН - рост составит 3,6%-ых пункта, тогда как для трех стран Северо-Восточной Азии - 0,9%-ых пункта в среднем ежегодно4.
Модель АСЕАН+6 предполагает подписание соглашения о сближении экономического сотрудничества в Восточной Азии (Closer Economic Partnership in East Asia, CEPEA) в целях создания зоны свободной торговли среди 16 государств-участниц Восточноазиатского саммита. Данная модель исходит из подписания отдельных соглашений между АСЕАН, которая признана центром региональной интеграции, и шестью другими странами ВАС. На данный момент подписаны соглашения между АСЕАН, с одной стороны, и отдельными странами-участницами ВАС - Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, Австралией и Новой Зеландией. По оценкам, АСЕАН+6 сформирует интеграционное объединение, на долю которого придется 26% мирового ВВП и 49,6% населения мира (3 млрд человек). Торговая либерализация в 16 странах будет содействовать ежегодному приросту их совокупного ВВП на 1,3%-ых пункта, а в странах АСЕАН - на 3,83%-ых пункта. Рассмотренные модели АСЕАН+3 и АСЕАН+6 взаимосвязаны и предполагают на первом этапе формирование Восточноазиатской зоны свободной торговли в составе 13 (АСЕАН+3) государств, на втором этапе - подписание соглашения о сближении экономического партнерства между 16 государствами (АСЕАН+6) ВАС в целях создания Восточноазиатского экономического сообщества.
По АСЕАН+3 и АСЕАН+6 ведутся переговоры по проблеме страны происхождения товара, таможенной классификации, таможенным процедурам, экономическому сотрудничеству. Эти нормы различны в отдельных странах, что требует их гармонизации. По оценке ВАС (о чем было заявлено на втором саммите в Себу в 2007 г.), ведущей концепцией считается модель АСЕАН+3. Но и она, как и другие модели формирования Восточноазиатской зоны свободной торговли, не имеет в качестве основы политики объединения региона Восточной Азии, что было характерно для Европы в первые послевоенные годы, когда была настоятельная необходимость подъема европейских экономик, пострадавших от фашистской агрессии. В 2009 г. на встрече министров экономики АСЕАН была подтверждена решимость создать крупнейшую в мире зону свободной торговли на поэтапной основе:
* на первом этапе подписать соглашения и создать зоны свободной торговли между АСЕАН и отдельными странами Восточной Азии, а также Австралией, Новой Зеландией и Индией (что уже реализовано), а также завершить формирование АСЕАНовских сообществ к 2015 г.;
* на втором этапе образовать Восточноазиатскую зону свободной торговли в рамках АСЕАН+3;
* на третьем этапе сформировать Восточноазиатское сообщество в рамках АСЕАН+6 на основе соглашения о сближении экономического партнерства.
4 Ibid, 2009. P. 12.
Хотя в ВА разработаны действенные модели формирования ВАЭС, но принять конкретного решения на саммитах не удалось. Вопрос только обсуждался, хотя и принимались решения о проведении исследования целесообразности ВАЭС, рекомендация АСЕАН об ускорении создания АСЕАНовского Сообщества и переноса даты создания с 2020 г. на 2015 г. (что зафиксировано в соответствующем документе АСЕАН). Де-факто наиболее активную и реальную позицию в отношении ВАЭС занимает АСЕАН, в рамках которого подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Японией, Китаем, Республикой Корея, Австралией, Новой Зеландией и Индией, т.е. другими партнерами по ВАС.
ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЙ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ФТА-АП)
Очередной шаг на пути к либерализации в рамках АТЭС был сделан в 2006 г., когда лидеры государств утвердили в качестве долгосрочной цели формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП). Некоторые участвующие экономики разочарованы этим шагом по пути либерализации в АТЭС и создали группу по обсуждению вопроса более глубокой либерализации. Разработаны два инструмента достижения этой цели - Транстихоокеанское партнерство и Восточноазиатская зоны свободной торговли, продвигаемые США и Японией соответственно.
В 2006 г. Сингапур, Новая Зеландия, Бруней и Чили создали Транстихоокеанскую зону свободной торговли как зону высокого стандарта. Именно на это региональное объединение и обратили внимание США, озабоченные исключением в 2008 г. из состава Восточноазиатского саммита, вступили в его состав и поставили задачу расширения состава для Транстихоокеанского партнерства (ТПП). ТПП имеет стратегическую цель поддержки создания зоны свободной торговли и инвестиций в регионе АТЭС к 2020 г. с учетом Богорских целей (1994 г.). Недаром в АТЭС его рассматривают как первый этап на пути формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (Free Trade Area for Asia-Pacific, FTAAP. ФТААП). Как записано в Декларации лидеров АТЭС (2010 г.), ФТААП станет комплексным соглашением о зоне свободной торговли на основе построения региональных структур по моделям АСЕАН+3, АСЕАН+6 и ТПП5.
Соглашение носит комплексный характер и включает ликвидацию таможенных пошлин во взаимной торговле, общие правила происхождения товаров, защитные меры, унификацию санитарных и фитосанитарных мер и других технических барьеров; общую политику в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, правительственных закупок и общую конкурентную политику. В отношении вза-
5 APEC (2010).Yokahama Declaration - The Yokahama Vision - Bogor and Beyond. http:// www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2010/2010_aelm.aspx.
имной торговли услугами предусмотрена либерализация большинства секторов услуг, вопросы доступа на рынки поставщиков услуг, предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования. Ныне действующее соглашение ТПП включает также вопросы правительственных закупок товаров и услуг (в их основу положены принципы ВТО: недискриминация, национальный режим и прозрачность), а также координацию политики в сфере прав интеллектуальной собственности, стратегического партнерства, финансового сотрудничества, научного и инновационного сотрудничества. Подписано также соглашение по экологическому сотрудничеству и Меморандум взаимопонимания по трудовому сотрудничеству.
Зона свободной торговли в рамках Транстихоокеанского стратегического экономического партнерства между четырьмя странами-основателями была создана в 2006 г. на основе ликвидации таможенных пошлин в отношении 90% товаров взаимной торговли, на оставшиеся чувствительные товары (10%) пошлины будут устранены к 2015 г. Переговоры о ТПП начались в марте 2010 г. с участием 9 стран АТЭС, но вне рамок АТЭС - США, Сингапура, Новой Зеландии, Брунея, Чили, Вьетнама, Малайзии, Австралии и Перу. Переговоры затрагивают широкий круг вопросов. Помимо вопросов, включенных в ныне действующее соглашение, на переговорах обсуждаются проблемы финансовых услуг, телекоммуникационных услуг, электронной коммерции, инвестиций. США предложили сформировать зону свободной торговли высокого уровня по модели НАФТА. Но совокупный ВВП стран-участниц невелик и они не играют значительной роли в современной мировой экономике, за исключением США.
Членский состав данного объединения достигает половины государств-участ-ников АТЭС. Представляется, что это не предел. Если новое соглашение будет подписано и в него войдут крупнейшие экономики АТР (Япония и/или Китай), то формирование расширенного ТПП станет первым и важным этапом в реализации концепции Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП). Для укрепления ТПП следует расширить его численный состав; пересмотреть действующие зоны свободной торговли США с Сингапуром, Австралией, Перу и Чили для введения норм по трудовым отношениям, экологии, правам интеллектуальной собственности; провести гармонизацию норм ЗСТ в рамках более широкой географической зоны в целях снижения транзакционных издержек. Одна из проблем ТПП связана с охватом чувствительных сфер (сельское хозяйство, трудовые отношения, защита прав интеллектуальной собственности, фармацевтическая продукция), что вызывает немалые противоречия между странами-членами. Не стоит сбрасывать со счетов и проблему участия стран-участниц в различных интеграционных соглашениях, содержащих связывающие обязательства по торговой и инвестиционной либерализации взаимных связей, проведения общей политики в разных сферах. Всего страны ТПП участвуют в 36 интеграционных соглашениях.
Одним из сложных вопросов в рамках продолжающихся переговорах остается регулирование цен на фармацевтическую продукцию, а также разрешение американским фармацевтическим корпорациям участвовать в тендерах на государственные закупки лекарственных препаратов (ограничения подобного рода есть в Австралии, Новой Зеландии). Что касается подписания нового соглашения с участием нынешних 9 государств-участниц, то сохраняются центробежные факторы, связанные с различиями между странами по уровню экономического развития, объему ВВП, его структуре, роли в международной торговле, в мировых прямых инвестициях и др. Поэтому достичь консенсуса в таких условиях по подписанию интеграционного соглашения высокого стандарта будет непросто. Еще одна проблема связана с позицией со стороны азиатских стран, которые рассматривают соглашение как жесткую англо-американскую модель интеграции.
АЗИАТСКИЙ ОТВЕТ ТРАНСТИХООКЕАНСКОМУ ПАРТНЕРСТВУ
Известие о начале переговорного процесса по созданию Транстихоокеанского партнерства вызвало неоднозначную реакцию в азиатских государствах. Премьер-министр Японии Кан предложил присоединиться к переговорам (что и было сделано осенью 2011 г.) и поддержано японскими предпринимателями, но отвергается аграрным лобби, политическими оппонентами. Негативную роль играют и последствия японского землетрясения и взрывы на АЭС. Японскую позицию поддерживает Республика Корея, подписавшая соглашения о зоне свободной торговли с США и Евросоюзом. К участию в ТПП стремится и Китай. Противоположную позицию занимают страны АСЕАН, которые опасаются высокого уровня либерализации и предпочитают использовать подход АСЕАН+.
В итоге, Транстихоокеанское стратегическое партнерство разделяет страны АТР, в которых отсутствует единый подход к данной концепции. В целом, в отношении создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП) существуют альтернативные процессы - по модели ТПП и по модели АСЕАН+. В 2010 г. на саммите АТЭС в Йокагаме принята Декларация лидеров участвующих экономик АТЭС «Путь к ФТААП», в которой сказано, что ФТААП должна быть комплексной, высококачественной и инкорпорированной зоной свободной торговли, решать вопросы торговли и инвестиций. Ее задачи следует достичь на основе региональных интеграционных объединений АСЕАН+3, АСЕАН+6 и ТПП, которые будут функционировать параллельно с последующим слиянием.
По концепциям АСЕАН+3 и АСЕАН+6 продолжаются исследования. Реализована концепция АСЕАН+1, но АСЕАН не готова идти дальше, хотя переговоры по ТПП не могли не повлиять на позицию стран-членов (пример - участие в переговорах Сингапура, Вьетнама и Малайзии). Есть успехи на пути создания Северовосточноазиатской зоны свободной торговли в составе Японии, Китая и Республики Корея, которые весной 2012 г. приняли решение по взаимному трехстороннему ин-
вестиционному соглашению и зоне свободно торговли. В ноябре 2011 г. на саммите глав государств АСЕАН было предложено создание Регионального комплексного экономического партнерства по формированию АСЕАН+6. Сформированы три группы экспертов по товарам, услугам и инвестициям в целях начала переговоров с 2012 г. В складывающихся условиях страны ТПП нуждаются в компромиссном подходе. На саммите АТЭС в Гонолулу в ноябре 2011 г. о присоединении к ТПП объявили Япония, Канада и Мексика. Переговоры по ТПП ограничиваются внутренними интересами стран и, вероятно, будут продолжены до 2013 г.
Каковы перспективы использования ТПП и АСЕАН+ в качестве инструментов формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли? Между ТПП и АСЕАН есть конфликт, когда ТПП исключает возможность участия Китая, а АСЕ-АН+ - США, что представляет трудности для возможного их слияния в будущем. В рамках ТПП с современными 9 членами невозможно достичь эффекта экономики масштаба. Для расширения за счет государств АСЕАН+ ТПП необходимо внедрить принцип гибкости при сохранении зоны свободной торговли высокого стандарта.
АТЭС может сыграть позитивную роль в будущем слиянии ТПП и АСЕАН. Этому содействует тот факт, что новый процесс обзора индивидуальных планов действий, утвержденный весной 2011 г., отличается комплексным покрытием, и в большей степени соответствует зоне свободной торговли высокого стандарта в рамках ТПП. Исключение составляет принцип добровольности и несвязывания стран взаимными обязательствами. Если этот процесс укрепить и эффективно выполнять, то его можно будет использовать в качестве пути присоединения членов АСЕАН+ к ТПП и ФТААП. АТЭС, в свою очередь, обеспечивает страны-члены инфраструктурным строительством. Если ТПП и АСЕАН+ дают стимул азиатско-тихоокеанской интеграции сверху, то АТЭС - снизу.
Основные приоритеты АТЭС на Владивостокском саммите-2012 г. включают:
^ Торговую и инвестиционную либерализацию и региональную интеграцию;
^ Укрепление продовольственной безопасности;
^ Создание стоимостных цепочек;
^ Интенсификацию сотрудничества по стимулированию инновационного роста;
^ Иные проекты: сотрудничество по содействию экономическому развитию стран Северо-Восточной Азии и присоединение России к ВТО.
ВЫВОДЫ
АТЭС за двадцать лет своей деятельности достиг определенных успехов в деле торговой и инвестиционной либерализации, а именно: утверждение Богорских целей по созданию зоны свободной торговли в регионе; содействие завершению
Уругвайского раунда переговоров ГАТТ; содействие подписанию Соглашения по продукции информационных технологий (экономический эффект составил 500 млрд долл.), стимулирование торговой и инвестиционной либерализации в регионе, оказание технико-экономического содействия развивающимся странам-членам.
Однако перечисленные достижения АТЭС минимальны. Ведь зона свободной торговли для развитых государств Форума к 2010 г. так и не была создана вследствие дезинтегрирующих факторов, отказа США и Японии проводить либерализацию на принципах АТЭС, снижения заинтересованности других участвующих экономик в реализации Богорской цели и других инициатив, явного акцента Форума на политическое сотрудничество, главным образом, на борьбу с терроризмом и его финансированием. В 2012 г. Россия стала председателем АТЭС, что является важным стимулом для активизации участия страны в его деятельности и расширения экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Костюнина Г.М. Современные модели формирования зоны свободной торговли в АТЭС. // «Российский внешнеэкономический вестник», №6, 2011, сс.31-42.
2. APEC at a Glance. APEC Secretariat, Singapore, 2010.- 8 p.
3. 2009 APEC SOM Report on Economic and Technical Cooperation.-Singapore, November 2009.-125 p.
4. APEC (2010).Yokahama Declaration - The Yokahama Vision - Bogor and Beyond.http:// www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2010/2010_aelm.aspx..
5.Yamazawa I. Asia Pacific Economic Cooperation (APEC): Its Structure, Activities and Achievements. Lecture at Russian APEC Study Center. Moscow, April 2012. -31 p.
6. Yamazawa I.APEC’s Trade and Investment Liberalization and Facilitation. Its Achievements and Tasks Ahead./ Yamazawa I.- Tokyo, 2007. -352 p.