КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 78
Борисова Елена Юрьевна, Погорелова Наталья Юрьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
С.В. РАХМАНИНОВ - КРУПНЕЙШИЙ КОМПОЗИТОР, ПИАНИСТ И ДИРИЖЁР КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
В данной статье изложены результаты целостного анализа биографии композитора, в котором мы, опираясь на последние исследования, постарались объективно восстановить его зарубежное творчество. Так как многие современные музыковеды называют церковную музыку Рахманинова вершиной Нового направления русской духовной музыки, в статье уделено особое внимание его духовно-музыкальному наследию.
Ключевые слова: С.В. Рахманинов, русская классическая музыка, русская духовная музыка, новый тип концертной духовной музыки.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года. Местом рождения, как показывают исследования последних лет, является усадьба «Семёново» Старорусского уезда Новгородской губернии. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был известным в середине XIX века пианистом, выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Отец композитора, Василий Аркадьевич, был отставным офицером и происходил из дворян Тамбовской губернии. Он тоже был человеком музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски. Мать Сергея Васильевича, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны (урожденной Литвиновой) и директора Кадетского корпуса генерала Петра Ивановича Бутакова.
Музыкальная одарённость Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве. С четырёх лет он стал обучаться игре на фортепиано, сначала под руководством своей матери, а затем у А.Д. Орнатской -знакомой родителей будущего пианиста, композитора и дирижёра. В 1880-х годах семья Рахманиновых, лишившись материального благополучия, продала своё имение и переехала в Петербург. Осенью 1882 года С.В. Рахманинов поступил на младшее отделение Петербургской консерватории (класс фортепиано В.В. Демьянского). Однако нелады в семье, отсутствие правильного надзора за мальчиком и его ранняя самостоятельность мало способствовали учению. Самым близким человеком для маленького Сергея в те годы была его бабушка С.А. Бутакова, которая по окончании каждого года занятий в консерватории брала внука к себе в Новгород или близлежащее имение «Борисово». Там они часто ходили в церковь и слушали духовную музыку. Большое впечатление на будущего композитора производили звон церковных колоколов и службы в монастырях и соборах. Так как занятия Рахманинова в Петербургской консерватории в течение трёх лет шли плохо, то его мать, по совету двоюродного брата
Сергея Васильевича А.И. Зилоти, решила перевести сына в Московскую консерваторию. Осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Николаю Сергеевичу Звереву, блестящему педагогу, у которого учились А.И. Зилоти, А.Н. Скрябин, К.Н. Игумнов и др. Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Именно в годы пребывания в классе профессора Н.С. Зверева Рахманинов усвоил умение трудиться, которое помогло ему впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижёра. В эти годы Рахманинов познакомился с С.И. Танеевым и В.И. Сафоновым, часто посещал концерты замечательных пианистов А.Н. Есипова, А.И. Зилоти и А.Г. Рубинштейна. В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. Большие успехи Сергея Васильевича по классу фортепиано и по специальной теории с каждым годом всё ярче выделяли его среди учеников консерватории.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе фортепиано А.И. Зилоти. Спустя год он стал заниматься в классе С.И. Танеева (контрапункт строгого письма) и в классе А.С. Аренского (гармония, канон и фуга, инструментовка и свободное сочинение). Рахманинов закончил консерваторию 29 мая 1892 года с большой золотой медалью как пианист и композитор, его имя было занесено золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории. Дипломной работой молодого композитора стала одноактная опера «Алеко» (либретто В.И. Немировича-Данченко по поэме А.С. Пушкина «Цы-ганы»). Первая постановка этой оперы состоялась в Большом театре 27 апреля 1893 года, а 18 октября того же года в Киеве, где композитор впервые встал за дирижёрский пульт. К этому времени композито-
ром были написаны: симфоническая поэма «Князь Ростислав», Первый концерт для фортепиано с оркестром ор. 1, ряд романсов ор. 4, пьесы-фантазии для фортепиано ор. 3.
Сезон 1882-1893 годов стал началом артистического пути Рахманинова. Он выступал в Москве, Харькове и многих других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Под влиянием тяжёлой утраты он написал «Элегическое трио» ор. 9, посвятив его памяти Чайковского. С весны 1894 до 1901 года Сергей Васильевич преподавал в Мариинском женском училище, а в 1897 году Рахманинов стал дирижёром Московской русской частной оперы С.И. Мамонтова, где проработал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии ор. 13. Провал симфонии был обусловлен её некачественным исполнением и, главным образом, новаторской сущностью музыки. По мнению А.В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность во время репетиций А.К. Глазунова как руководителя оркестра. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни композитора. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса. В 1901 году Сергей Васильевич закончил свой Второй фортепианный концерт ор. 18, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно вступление в следующий, зрелый период творчества.
В 1902 году Рахманинов женился на своей двоюродной сестре Наталье Александровне Сатиной -дочери Александра Александровича и Варвары Аркадьевны Сатиных, и отправился в свадебную поездку по городам Италии, Швейцарии и Германии. Осенью этого же года Сергей Васильевич стал преподавать в Екатерининском женском институте.
14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, а 21 июня 1907 года - Татьяна.
В 1904 году Сергею Васильевичу была присуждена Глинкинская премия за Второй концерт для фортепиано с оркестром. В этом же году Рахманинов завершил работу над партитурами опер «Скупой рыцарь» ор. 24 по Пушкину и «Франческа да Римини» ор. 25 на либретто М.П. Чайковского по 5-ой песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте. Обе оперы были исполнены в 1906 году в Большом театре под управлением автора. С 1904 года Рахманинов два сезона проработал в Большом театре в качестве главного дирижёра. За это время им были осуществлены постановки опер Даргомыжского, Чайковского, Бородина, Мусоргского, а к сто-
летию М.И. Глинки - опера «Иван Сусанин». Рах-маниновские работы получили самую высокую оценку и на многие годы остались образцовыми спектаклями прославленного театра.
С 1906 года С.В. Рахманинов с семьёй поселился в Дрездене. Зиму они жили в Германии, а весну и лето проводили в усадьбе «Ивановка» Тамбовской губернии. В этом же году ему была присуждена ещё одна Глинкинская премия за кантату «Весна». Из дрезденского периода композиторского творчества Рахманинова можно выделить симфоническую поэму «Остров мёртвых» ор. 29 (1909 год), которая была написана под впечатлением от одноимённой картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина. Художественная целостность поэмы делает её по-своему совершенным творением композитора. Творческая зрелость Рахманинова достигает расцвета, слава и всеобщее признание сопутствуют ему.
С 1911 до 1917 год С.В. Рахманинов с семьёй проживал в Москве на Воздвиженке. Интенсивность концертных выступлений Сергея Васильевича в этот период была очень велика, он всё больше проявлял себя как универсальный исполнитель - пианист и дирижёр. Рахманинов-пианист концертировал по городам России: в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Курске, Орле, Риге, Харькове, а также за рубежом - в Германии и Нидерландах. В Великобритании под управлением автора впервые прозвучала его поэма «Колокола» ор. 35.
Богато и разнообразно представлены в творчестве композитора 1900-1910-х годов малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Е.А. Бекетовой, «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной и многие другие), пьесы для фортепиано (2 тетради прелюдий, 1903 год, 1910 год). В эти годы Сергей Васильевич вёл активную дирижёрскую деятельность в Мариинском оперном театре.
Поначалу радостно встреченная Февральская революция всё отчетливее стала вызывать у Рахманинова тревогу. После Октября конец старой России стал для него очевиден. В итоге Сергей Васильевич воспользовался приглашением из Швеции и в декабре 1917 года выехал с семьёй в Стокгольм, до конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах. Его выступления в качестве пианиста закрепили за ним славу одного из лучших пианистов современности.
1 ноября 1918 года Рахманиновы переехали в США. Тоска по Родине, активная концертная деятельность Рахманинова как пианиста и дирижёра прервали его композиторское творчество, и лишь в 1926 году он вернулся к композиторской деятельности. В течение года им были написаны Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром ор. 40 и «Три русские песни» для хора с оркестром ор. 41. В 1930 году С.В. Рахманинов приобрёл участок земли в Швейцарии, недалеко от города Люцерна. С вес-
ны 1934 года Рахманиновы прочно обосновывались на своей вилле «Сенар», которая напоминала композитору о его любимой усадьбе «Ивановка». На этой вилле Сергей Васильевич прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни, однако постоянным местом жительства Рахманиновых всё-таки был Нью-Йорк. В эти годы Сергей Васильевич много гастролировал по Америке, Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича стала отражаться на его здоровье, но, несмотря на это, он не прекращал свою концертную деятельность. В 1941 году Сергей Васильевич закончил своё последнее произведение - «Симфонические танцы» ор. 45, которое многими музыкальными деятелями было признано как величайшее его сочинение. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых передал в фонд Красной армии и в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Последние годы жизни Рахманинова были омрачены смертельной болезнью - раком лёгких и печени. Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность. 12 октября 1942 года, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начал свой концертный сезон, а 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после которого из-за болезни Сергей Васильевич был вынужден прервать своё турне.
Не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия, Сергей Васильевич Рахманинов умер в час ночи 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз (штат Калифорния, США) и был похоронен недалеко от Нью-Йорка на русском кладбище в калифорнийском городе Кенсико.
Творчество Рахманинова принято условно делить на три периода: ранний (1889-1897 гг.), зрелый (его иногда делят на два подпериода: 1900-1909 гг. и 19101917 гг.) и поздний (1918-1941 гг.).
Первый - ранний период - начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль П.И. Чайковского (Первый концерт для фортепиано с оркестром ор. 1, ранние пьесы). Однако уже в «Элегическом трио» ре-минор (1893 год) Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма, композиторов «Могучей кучки», древнерусских церковных песнопений, современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение, один из первых в мировой музыке примеров полистилистики, словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского к Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой симфонии
ор. 13 (1895 год) принципы стилистического синтеза у Рахманинова были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.
Второй - период зрелости - отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного роспе-ва, русской народной песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором концерте для фортепиано с оркестром ор. 18 (1901 год), Второй симфонии ор. 27 (1906-1907 годов) и в фортепианных прелюдиях ор. 23 (1902 год). Однако, начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» ор. 29 (1909 год), стиль Рахманинова усложняется. Это было вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой - претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных и гармонических приёмов.
Поздний - зарубежный период творчества - отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки, древнерусского знаменного роспева, джаза, «ресторанной» эстрады 1930-х годов, виртуозного стиля XIX века и жёсткой токкатности авангарда. В этой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл - абсурдность, жестокость бытия в современном мире и утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом (например, «Симфонические танцы» ор. 45, 1940 год).
Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа X[X-XX веков. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Сергей Васильевич следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи, грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов Родины, он был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова обладает неистощимым мелодическим и подголо-сочно-полифоническим богатством, одним из характерных элементов рахманиновского стиля является неповторимый своеобразно упругий и энергичный ритм, служащий одновременно и сдерживающим началом в его музыке, и средством динамизации музыкального развития. Своеобразие му-
зыки Сергея Васильевича, прежде всего, в её особой экспрессивной заострённости, тонкости лиричности чувства, силе и напряжённости выразительных контрастов. Музыка Рахманинова впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности древней культовой мелодики, однако он редко прибегал к цитатному использованию фольклорных образцов, связь с народными истоками носит у него общий, индивидуально-опосредствованный характер. Сергей Васильевич обладал особой манерой гармонического письма, был крупным и оригинальным мастером оркестрового колорита.
Одной из самобытных основ музыкального стиля Сергея Васильевича является органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией, а также многообразное претворение в произведениях колокольных звучностей. Наиболее ярко любовь к колокольным звучностям проявилась в поэме «Колокола», написанной Рахманиновым в 1913 году на стихи Эдгара По в переводе Константина Бальмонта для солистов, хора и оркестра. По своему стилю это произведение ассоциируется не столько с русскими образцами кан-татно-ораториального жанра (П. Чайковский, С. Танеев), сколько с вокально-симфоническими фресками позднего Ф. Листа. Поэма «Колокола» - сочинение с наиболее яркой программностью. Четыре части поэмы - это четыре образа-символа человеческой жизни. Колокола то разливаются серебристым звоном колокольчиков бегущих по заснеженной равнине саней, то звучат «золотым» свадебным звоном, то тревожно гудят набатом во время разыгравшегося пожара, а в финале монотонно отсчитывают погребальные удары. Новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века.
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы Московской и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Творчество Рахманинова стало как продолжением традиций опер М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, симфоний П.И. Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальных традиций, например, в творчестве С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В Свиридова, А.Г. Шнитке и др.
Рахманинов обратился к духовной музыке под влиянием крупных авторитетов - ученого-медиеви-ста, директора Московского Синодального училища С.В. Смоленского и известного композитора и ди-
рижёра Синодального хора А.Д. Кастальского. Многие современные музыковеды называют духовное творчество Рахманинова вершиной Нового направления русской духовной музыки. Его духовно-музыкальное наследие невелико: шестиголосный мотет «Deus meus» (студенческая работа), духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу», написанный летом 1893 года на текст кондака Праздника Успения Пресвятой Богородицы, «Литургия св. Иоанна Златоуста» ор. 31 и «Всенощное бдение» ор. 37.
«Литургия св. Иоанна Златоуста» была написана летом 1910 к первой годовщине смерти С.В. Смоленского. В период работы над «Литургией» Рахманинов часто обращался за советом к А.Д. Кастальскому. Несмотря на то что Рахманинов задумывал «Литургию» для исполнения в церкви, она получилась монументальным, самостоятельным, рассчитанным на высокопрофессиональное исполнение концертным произведением, своего рода «хоровой ораторией». Впервые она прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского дирижёра
Н.М. Данилина. Действительно, музыка «Литургии» далека от «строгой» церковности, многообразна и даже несколько эклектична по стилю. Несмотря на то что некоторые песнопения были вдохновлены непосредственно «Литургией» Чайковского, Рахманинов использовал более экспрессивные красочные хоровые эффекты, которые Чайковский избегал (в пример можно привести «Верую» из «Литургии» Сергея Васильевича). Музыка некоторых песнопений контрастна по настроению, а порой и драматична. Так, в «Господи, спаси благочестивыя... Свя-тый Боже» кажется, что толпа верующих в едином порыве простирает руки в отчаянной мольбе к Господу. Песнопения «Верую» и «Отче наш» («Отче наш» написан для двухорного состава), с его напряжёнными хроматическими гармониями и патетическими оборотами мелодии, напоминают об оперных эпизодах Рахманинова и музыку Мусоргского и Бородина. В песнопении «Благослови, душе моя, Господа» использован эффектный приём, аналогичный тому, на котором основано знаменитое «Верую» из второй «Литургии» Гречанинова: псалмо-дирование альта на фоне выдержанных аккордов хора. Хотя влияние знаменного роспева ясно ощутимо на всём протяжении «Литургии», к использованию старинных подлинных мелодий в этом произведении Рахманинов не прибегает. Порой же мелодический склад и манера хорового изложения даже напоминают о русской народной песне, например, в песнопении «Во Царствии Твоем». Песнопение «Иже Херувимы» замечательно передаёт истинно молитвенные настроения - тихую робкую мольбу, нежную растроганность, душевное умиротворение и покой, мелодия, словно спускаясь с не-
бес, тихо нисходит по всем хоровым голосам. «Тебе поем» звучит тихо, в этом «молчаливом» пении совершается в церкви и святое причастие. Затем, словно чудо, - благая весть, еле слышно начинает звучать Причастный стих «Хвалите Господа с небес». Кажется, слышен праздничный перезвон колоколов, сначала как будто слабо доносящийся с высоты, а затем достигающий мощного звучания и наполняющий собой пространство огромного храма. Вследствие запрета церковных властей, а потом советского государства, «Литургия» при жизни её автора так и не прозвучала целиком в храме. Лишь 4 февраля 1987 года она была исполнена под церковными сводами. Московский камерный хор под управлением Владимира Минина спел её на родине Рахманинова в новгородском Софийском соборе. Дав новую жизнь одному из шедевров русской хоровой музыки, замечательный коллектив по сей день остаётся её лучшим интерпретатором.
Высочайшей вершиной духовного творчества Рахманинова стало «Всенощное бдение», написанное в 1915 году и посвящённое памяти С.В. Смоленского. «Всенощное бдение» - это композиция из
15 песнопений. Мелодической основой десяти, согласно законам православной церкви, являются подлинные образцы знаменного и других старинных церковных роспевов (греческого, киевского), пять номеров (1, 3, 6, 10, 11) написаны композитором на собственные темы.
В партитуре «Всенощного бдения» ясно выступает главный музыкально-исторический стилевой слой - это древнерусская монодия. Кроме того, в ней отражены отдельные черты многоголосной хоровой культуры XVTI-XVni веков: это фактурные особенности хорового концерта a cappella партесного и классицистского. Во «Всенощной» Рахманинов часто использует противопоставление небольших хоровых групп или партий (solo) всей хоровой массе (tutti), антифонное чередование различных однородных или смешанных тембров. Сравнительно редко в рахманиновской партитуре встречается сплошное аккордовое четырёхголосие, зато исключительно развиты в ней связи с народной песенностью: подголосочно-полифонический склад фактуры, контрастная полифония, одновременное сочетание разных мелодий. Композитор редко использует в ней имитационные приёмы изложения, и вовсе отсутствуют формы фуги, фугато, канона. Рахманинов во «Всенощной» свободно применяет стилистику оперы, оратории и симфонических жанров. Из вышесказанного видно, что «Всенощное бдение» создавалось как произведение, принадлежащее одновременно церковной и светской музыкальной культуре.
«Всенощная» Рахманинова состоит из двух частей - это Великая Вечерня и Утреня. Первая часть начинается строгим и торжественным хоровым при-
зывом «Приидите, поклонимся». Следующее песнопение «Благослови, душе моя, Господа» написан на стихи 103 псалма и передаёт блаженное состояние прародителей человечества в раю. Солирующее меццо-сопрано поэтично повествует о Сотворении мира. Для музыки следующих песнопений «Блажен муж» и «Свете тихий» характерно ощущение мягкого света. «Ныне отпущаеши раба твоего» - песнь ветхозаветного праведника Симеона Богоприимца. Это ариозо для тенора соло с плавно колышущимся «6аюкающим» хоровым аккомпанементом - спокойное, полное светлой надежды прощание с жизнью. Для Рахманинова это песнопение было самым любимым, и он хотел, чтобы оно прозвучало на его похоронах. Во второй части цикла музыкальное письмо становится фресковым, композиции укрупняются. «Благословен еси Господи» является своеобразным фрагментом духовной оратории. Он имеет сюжет: женам-мироносицам, пришедшим к месту погребения Иисуса, ангел сообщает о чуде воскрешения из мёртвых. «Шестопсалмие» и «Славословие великое» построены на одной и той же знаменной мелодии, а их хоровое звучание виртуозно воспроизводит колокольный перезвон. В последних трёх номерах: «Днесь Спасения», «Воскрес из гроба» и «Взбранной воеводе» - проходит тема прославления могущества Творца. Будучи глубоко верующим человеком, Сергей Васильевич не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи.
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: он синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап развития.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Рах-манинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются:
1) глубокая содержательность исполнения;
2) внимание к интонационному богатству музыки;
3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых
учатся многие поколения музыкантов. Теми же качествами, которые были характерны для Рахмани-нова-пианиста, отличалось и его дирижёрское искусство. При внешней сдержанности, скупости жеста он обладал, по признанию современников, гипнотической силой воздействия на музыкантов оркестра и слушателей. Тщательная отделка деталей соединялась в его исполнении с большой внутренней энергией и эмоциональной наполненностью. Избегая всего показного, Рахманинов добивался от оркестра точного выполнения всех своих намерений. Рахманинов был одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.
Библиографический список
1. Алексеев А.Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность. - М.: Музгиз, 1954. -С. 240.
2. Брянцева В.Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. 2-е изд. - М., 1973. - С. 135.
3. Воспоминания о Рахманинове / сост. З. Апе-тян. 5-е изд. - Т. 1, 2. - М.: Музыка, 1988 (т. 1 - с. 525, т. 2 - с. 665).
4. Ганзбург Г. Стилевой кризис Рахманинова: сущность и последствия // Музыкальная академия. -
2003. - №> 3. - С. 171-173.
5. Левашёв Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 18251917. - М.: Независимый Издательский Центр Т ех-ноИнфо, 1994. - 105 с.
6. Понизовкин Ю.В. Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведений. - М., 1965. - С. 95.
7. Рахманова М.П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. - М.,
2004. - Т. 10Б. - С. 392-456.
8. Соловцов А.А. Сергей Рахманинов. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1969. - С. 174.
УДК 008
Васильев Владимир Александрович
кандидат исторических наук Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (г. Чебоксары)
vasilye v_ va@mail. ru
КАРТИНА А.А. КОКЕЛЯ «ЧАЙНАЯ» В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В данной статье на основе междисциплинарного исследования творчества А.А. Кокеляраскрываются традиции русской демократической художественной культуры. Талант художника сцены частные, бытовые картины жизни преобразует в глубокое осмысление и обобщение социально-культурных процессов в России в наступившем XX веке. Ключевые слова: художник, картина, изобразительное искусство, художественная выставка, академия худо-
жеств, культура, творчество.
Алексей Афанасьевич Кокель (1880-1956), выдающийся живописец, виртуозный рисовальщик, талантливый педагог, -один из знаковых деятелей российской, украинской и советской художественной культуры своего времени. Своей творческой деятельностью он оказал заметное влияние на процессы развития чувашского, русского и украинского изобразительного искусства. С его именем связано развитие российского изобразительного искусства Серебряного века и авангарда. Кокель стал основоположником чувашского профессионального изобразительного искусства. Этот художник способствовал формированию харьковской школы академического рисунка, созданию высшего художественного образования и станковой живописи Украины.
Значение художественной и организационнопедагогической деятельности А.А. Кокеля для взаимодействия чувашской, русской и украинской культур трудно переоценить по причине масштаба самого его творчества, которое таит в себе богатый материал для изучения целой эпохи в российском и советском искусстве.
Творчество мастера, верность высоким нравственно-этическим принципам, приверженность сохранению креативной индивидуальности несли в себе заряд того эстетико-философского «духа искусства», который характерен для талантливых художников. Подтверждением тому является картина «Чайная», созданная мастером в 1912 году и экспонировавшаяся в том же году на традиционной Осенней конкурсной (отчетной) выставке картин в залах Российской Императорской Академии художеств в Петербурге.
Сама выставка вызвала разноречивые отклики в художественной критике, многие из которых были отрицательными. Н. Шебуев в статье «Самая большая несправедливость сезона», опубликованной в 47-ом номере художественно-иллюстрированного еженедельного журнала «Солнце России», отмечает, что «выставка слаба и скучна» [1, с. 12]. «Ужасно скучной» назвал выставку в популярной петербургской газете «Вечернее время» и И.Е. Репин: «Дрябло все как-то и вяло и на самом конкурсе, и в работах учеников мастерских» [2]. Репин выделил на «ужасно скучной» выставке лишь картину