Culture and Theatre Education // Pacific Science Review. - 2009. - V 11 (1). - Р 56-60.
10. Doubine V. Comparison of two telephone interpreting providers: TIS National and language line Services // Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. itaindia. org/itaindia_conference_2010.
11. Kumar R. Project Management and Technology Integration in Translation. // Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itaindia.org/ itaindia_conference_2010.
12. Loseries A. Mouthpiece of the Lamas Challenging of Translating for Tibetan Masters //
Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itaindia.org/ itaindia_conference_2010.
13. OustinoffM. Translation Matters: India as a Model for Europe // Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itaindia.org/ itaindia_conference_2010.
14. StephanisR. A Picture is Worth a Thousand Words: Nation-Building in the Contemporary Photobooks of Argentina // Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. itaindia. org/itaindia_conference_2010.
УДК 78 Б 825
Борисова Елена Юрьевна, Погорелова Наталья Юрьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
М.М. ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЯРКОГО СОЗВЕЗДИЯ КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
В данной статье ставится задача осветить жизненный путь М.М. Ипполитова-Иванова, специфику его композиторского творчества, раскрыть дирижёрское и педагогическое дарование музыканта, а также его выдающийся вклад как музыкально-общественного деятеля в развитие культуры России. Более подробно рассматривается духовно-музыкальное наследие Ипполитова-Иванова, которое менее всего изучено.
Ключевые слова: русская классическая музыка, циклы детских песен, обработки народных песен, русская духовная музыка, новый тип концертной духовной музыки.
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов родился 7/19 ноября 1859 года . недалеко от Санкт-Петербурга в городе Гатчина. Трудолюбие, целеустремлённость, неустанное стремление к совершенствованию, унаследованные им от своих предков, были спутниками всей его жизни. Дед будущего композитора работал литейщиком в Гатчинских придворных мастерских и славился как тонкий мастер отливки художественных изделий из бронзы. Здесь же слесарем, а затем главным мастером работал и отец Михаила Михайловича. В семье Ивановых приветствовалось увлечение музыкой, поэтому мальчик получил хорошее базовое домашнее музыкальное образование. Восьми лет он начал
петь в церковном хоре и учиться у дьякона гатчинской церкви играть на скрипке.
С 1872 по 1875 год Михаил стал заниматься в Музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе. Там он усердно изучал элементарную теорию и сольфеджио в классе И.С. Любомудрова и продолжил занятия по скрипке у В.Г. Мансветова. Однако виртуозная карьера скрипача и композитора не привлекали юношу так, как занятия по дирижированию. Он пытливо присматривается к работе хормейстеров певческой школы. В Музыкальных классах под руководством мастеров русской вокально-хоровой школы А.И. Рожнова и ГФ. Львовского Михаил практически осваивал традиции богослужеб-
ного пения. «На этих уроках я впервые понял, что такое музыкальный вкус, музыкальная фраза и что может дать хоровая масса, с её органной звучностью, в талантливых руках» [4, с. 145]. Уже в годы обучения в Музыкальных классах проявилось его тяготение не к пышным и эффектным спектаклям, а к оперным произведениям большой социальной силы и идейной насыщенности. Стремясь вникнуть во все детали оперы, он поступил в Мариинский театр статистом и стал участвовать в народных сценах оперных спектаклей. К этому времени у него окончательно созрело решение поступить в Петербургскую консерваторию и стать музыкантом-профессионалом. В осуществлении этой мечты ему помогла сестра будущего композитора и её супруг Ипполитов. В благодарность за проявленную к нему заботу Михаил Михайлович присоединил к своей фамилии Иванов и фамилию Ипполитов, став Ип-политовым-Ивановым.
В 1875 году, блистательно выдержав экзамены, он поступил в Петербургскую консерваторию по классу специальной теории музыки (педагог Ю.И. Иогансен - гармония и полифония). В консерватории Ипполитов-Иванов проявил исключительную работоспособность и широту интересов. Он занимался по классу специальной композиции и одновременно участвовал как скрипач в студенческом оркестре. Когда для оркестрового класса понадобился контрабасист, Ипполитов-Иванов стал заниматься и на этом инструменте (педагог И.О. Ферреро). С особой любовью и увлечением занимался молодой музыкант в дирижёрском классе (педагог К.Ю. Давыдов) и в классе композиции у выдающегося композитора и педагога Н.А. Римского-Корсакова. Через Н.А. Римского-Корсакова Ипполитов-Иванов познакомился и сблизился с представителями «Могучей кучки»: М.А. Балакиревым, А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским, Ц.А. Кюи. В консерватории, выполняя задания своего педагога, Ипполитов-Иванов сочинял произведения в различных жанрах: несколько сцен из оперы «Царская невеста», две части «Симфонии», «Вариации для фортепиано», детские песни, детскую оперу «На венок Пушкину», программную оркестровую увертюру «Яр-хмель». Выпускными экзаменационными работами Михаила Михайловича стали кантата «Лесной царь» и симфоническое скерцо.
В консерватории Ипполитов-Иванов познакомился с вокалисткой Варварой Михайловной За-
рудной - представительницей известного рода Зарудных, давшего России немало талантливых и знаменитых людей. Зародившаяся симпатия между молодыми людьми переросла в глубокое чувство, которое они пронесли через всю жизнь. В 1882 году Ипполитов-Иванов и Зарудная заканчивают консерваторию: он - по классу композиции (педагог Н.А. Римский-Корсаков), она - по классу вокала (педагог Камилло Эверарди). В 1883 году Михаил Михайлович и Варвара Михайловна обвенчались.
Молодой выпускник консерватории сразу получил место директора Музыкального училища в Тифлисе и дирижёра симфонических собраний Тифлисского отделения Императорского русского музыкального общества. В Музыкальном училище М.М. Ипполитов-Иванов преподавал музыкально-теоретические дисциплины, историю музыки, хоровое пение и класс ансамбля. Он с большой тщательностью разрабатывал программу училища. По его инициативе в учебный план были введены курсы истории музыки, инструментовки, контрапункта и музыкальной формы, которые Ипполитов-Иванов с 1887 года сам преподавал в училище. Крепкая профессиональная основа, широкий кругозор и прогрессивная устремлённость характеризовали деятельность Ипполитова-Иванова как педагога и директора Тифлисского музыкального училища. Рука об руку с Ипполитовым-Ивановым занималась развитием музыкального образования и культуры в Тифлисе его жена Варвара Михайловна Заруд-ная. По приезде в Тифлис она включилась в педагогическую работу музыкального училища, будучи одновременно одной из ведущих солисток Тифлисского оперного театра. В 1884 году Ипполитов-Иванов стал дирижёром Тифлисского оперного театра. В театре он пропагандировал такие оперные произведения, которые захватывали сердца и умы слушателей демократическими идеями и образами, народностью музыкального языка.
Культурно-просветительские мероприятия, проводимые М.М. Ипполитовым-Ивановым в музыкальной жизни Грузии, охватывали различные стороны: концертную, учебно-педагогическую, оперно-театральную, фольклористскую. В Тифлисе он начал серьёзно изучать грузинский музыкальный фольклор. Обобщив собранный материал, Михаил Михайлович в 1895 году поместил в журнале «Артист» развёрнутую статью «Грузинская народная песня и её современное
состояние» с приложением обработанных им для голоса с фортепиано двенадцати грузинских мелодий. В том же году эта статья была выпущена отдельной книгой. Интерес Ипполитова-Иванова к народному творчеству не ограничивался изучением только грузинской музыки. Композитор также уделял должное внимание азербайджанской, узбекской и армянской народной музыке. Поэтому, когда в 1923 году в Российском институте музыкальной науки встал вопрос об образовании комиссии по собиранию и изучению образцов белорусской народной музыки, в состав комиссии первым был избран Ипполитов-Иванов; к нему же обратились с просьбой принять на себя председательствование в этой комиссии. Изучение неисчислимых богатств народного музыкального творчества национальных республик было в центре внимания всей творческой жизни Ипполитова-Иванова.
Таким образом, ключевой чертой тбилисского периода творчества Ипполитова-Иванова следует считать восточный колорит, последовательно проходящий через большинство его произведений. В то же время в творчестве композитора начинает отчётливо ощущаться влияние музыкальных идей Петра Ильича Чайковского, которое позднее станет определяющим.
В 1893 году, по рекомендации Чайковского, Ипполитова-Иванова пригласили в Московскую консерваторию на должность профессора музыкально-теоретических дисциплин и композиции. В консерватории Михаил Михайлович вёл курс гармонии, а в дальнейшем - курс специального инструментоведения, практического сочинения и оперный класс. Под его руководством учились такие выдающиеся деятели русской музыки, как Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Л.В. Николаев, П.Г. Чесноков, Ю.С. Сахновский, Н.С. Голованов и другие. В Москве Ипполитов-Иванов совмещал собственно творчество, преподавание в консерватории и работу в должности дирижёра капеллы Русского хорового общества, которую он занимал в период 1895-1901 гг., а также дирижировал концертами московского отделения Императорского русского музыкального общества и преподавал в Синодальном училище церковного пения. В 1889 году Ипполитов-Иванов был приглашён на должность дирижёра московского частного оперного театра С.И. Мамонтова. Введение в репертуар театра русской
оперной классики является огромной заслугой Михаила Михайловича.
Революция 1905 года многое перевернула в российском укладе, вихри перемен не обошли стороной и Московскую консерваторию. На волне демократических веяний состоялись первые выборы ректора консерватории. Вместо прежнего - В.И. Сафонова, человека эффективного, но властного, жёсткого и конфликтного, был единогласно избран в марте 1906 года Ипполитов-Иванов. На этом посту, проявив неординарные организаторские и административные способности, Михаил Михайлович проработал более полутора десятка лет. Несмотря на события октября 1917 года, Ипполитов-Иванов остался ректором Московской консерватории, и в этой должности он прослужил до 1922 года. Михаил Михайлович также деятельно участвовал и в работе музыкально-этнографической комиссии при Московском университете.
После революции Ипполитов-Иванов, за исключением небольшого числа оркестровых и вокально-хоровых произведений, больше ничего не сочинял, окончательно сосредоточившись на административной и педагогической деятельности. Послужила ли тому причиной огромная занятость как руководителя, возраст, а может, неосознанное внутреннее психологическое сопротивление, нежелание перестраиваться на новые идеологические рельсы, - сейчас уже трудно судить. Но, тем не менее, к сочинению музыки Ипполитов-Иванов заметно остыл.
В 1922 году Ипполитова-Иванова был назначен председателем Всероссийского общества писателей и композиторов, был избран почётным председателем Художественного совета штаба военных оркестров Рабоче-крестьянской Красной Армии и флота и почётным членом Петроградского общества пропаганды современной русской музыки. В том же году музыкальная общественность нашей страны отметила 40-летний юбилей его творческой деятельности, тогда же Ипполито-ву-Иванову было присвоено звание Народного артиста России.
В декабре 1924 года М.М. Ипполитов-Иванов и В.М. Зарудная переехали в Тбилиси. Их пребывание в Грузии было кратковременным, однако и в этот раз Ипполитов-Иванов сумел провести ряд важных мероприятий, сыгравших значительную роль в совершенствовании учебно-воспитательной работы молодой Тбилисской консерва-
тории. Преподавание композиции, специальной инструментовки М.М. Ипполитов-Иванов взял на себя, В.М. Зарудная вела в этот период работу на вокальном факультете Тбилисской консерватории.
В 1926 году Ипполитов-Иванов с семьёй возвратились в Москву. В этом году он реализовал свою давнюю мечту - встал за дирижёрский пульт Большого театра, ставшего к тому времени главной столичной музыкальной сценой. Для Большого театра Михаил Михайлович сделал множество фундаментально значимых вещей. В частности, в инструментовке Ипполитова-Иванова впервые в Москве была возобновлена постановка оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В оперу были включены ранее выбрасываемые сцены у собора Василия Блаженного, а также сцены с попугаем (в тереме Бориса). К концу жизни композитор открыл для себя радио как канал популяризации академической музыки, и это дало последний импульс его композиторскому творчеству. Именно для радиозаписи в 1931 году Ипполитов-Иванов завершил и инструментовал неоконченную оперу М.П. Мусоргского «Женитьба».
Помимо музыкального наследия, Ипполитов-Иванов оставил и серию опубликованных научных трудов: «Грузинская народная песня и её современное состояние» (М., 1895), «Учение об аккордах, их построении и разрешении» (М., 1897), «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях» (М., 1934), ряд статей по музыкальной теории и педагогике.
Умер композитор 28 января 1935 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
М.М. Ипполитов-Иванов внёс значительный вклад в развитие русской музыкальной культуры. В своём творчестве он опирался на традиции отечественной музыкальной классики, главным образом, Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского. Произведения Ипполитова-Иванова жанрово многообразны, просты, мелодически распевны, эмоционально уравновешенны, для них характерны светлые лирические и эпически-повествовательные образы. Музыка композитора доходчива, в ней он часто использует темы русских народных песен и многих других народов, в первую очередь песни и танцы народов Кавказа и Средней Азии.
Творческое наследие М.М. Ипполитова-Ива-нова охватывает почти все основные музыкальные жанры. Им были написаны: 7 опер, в том числе «Руфь», «Ася», «Азра», «Измена», «Оле
из Нордланда» и др.; 5 кантат, в том числе «Памяти А.С. Пушкина» для детского хора в сопровождении фортепиано (1899), «Памяти В.А. Жуковского» для смешанного хора с фортепиано (1902), «Памяти Н.В. Гоголя» для детского хора и партии фортепиано (1909) и др.; симфонические произведения: одна симфония, программные симфонические сюиты, поэмы; камерно-инструментальные пьесы; свыше 100 романсов и песен для голоса с фортепиано; хоровые произведения для разных составов исполнителей, в том числе и для детей; духовно-музыкальные произведения.
В творческом наследии Ипполитова-Иванова одно из центральных мест занимает оркестровая музыка. Композитор написал для оркестра свыше тридцати произведений. Не преследуя цели раскрыть в своих оркестровых композициях большие драматические коллизии, Михаил Михайлович преимущественно использовал не сонатносимфонические циклы, а форму сюиты, которая давала возможность, используя приёмы профессионального музыкального искусства, обогатить народную песенно-танцевальную тематику. Выступая поборником традиций русской классической музыки и, прежде всего, заветов своего учителя Римского-Корсакова, Ипполитов-Иванов стремился в оркестровых сюитах к зарисовке жанрово-характеристических и пейзажных картин, а также к созданию произведений на конкретной сюжетной основе.
М.М. Ипполитов-Иванов уделял большое внимание хоровому творчеству. Им написано много светских хоров, рассчитанных на разные составы исполнителей, несколько кантат, картинки для хора с оркестром. В хоровых произведениях Ипполитова-Иванова присутствуют черты, роднящие их с сочинениями П.И. Чайковского, - большая искренность, глубокая проникновенность музыкального языка, лиризм, ясность гармонического письма. С «кучкистами» его сближает серьёзный подход к фольклору, широкое использование народно-песенной тематики. Большинство хоров Михаила Михайловича - это сочинения лирического плана. Художника привлекали образы тихой природы, мечты о счастье, повествовательные темы. Мелодика его хоров отличается напевностью, задушевностью, глубокой внутренней эмоциональностью, идущей от тесной связи с литературным текстом. Для примера можно привести хоры: «Сосна» (сл. Г. Гейне, перевод М. Лермонтова), «Острою секирой»
(сл. А.К. Толстова), «Лес» (перевод с нем. М. Михайлова), «Ночь» (перевод с нем. М. Михайлова) и т.д. Во всех хорах композитора чувствуется отличное знание вокальных возможностей хоровых партий. Они написаны в удобной тесситуре, вокально выразительны и представляют собой яркие художественные миниатюры. Структура частей в них симметрична, склад строго гармонический. Будучи сторонником понятного, правдивого и выразительного музыкального языка, Ипполитов-Иванов всегда считал, что «в произведении художника должна быть жизнь, чувственная правда. Оно будет тогда понятно и получит право на существование и уважение» [4, с. 145].
М.М. Ипполитов-Иванов написал ряд духовно-музыкальных сочинений. С одной стороны, в своих духовных произведениях Ипполитов-Иванов руководствовался принципами, характерными для всей традиционной русской хоровой композиторской школы, особенно «старой петербургской школы», и творчеством наиболее яркого её представителя - Д.С. Бортнянского. Ясная тони-кальность, TSDT-функциональность, рельефное гармоническое кадансирование, помноженные не на инструментальность, а на специфику вокально-хорового звучания, - таковы приметы «старого» времени, обусловившие индивидуальное развитие стиля в творчестве Ипполитова-Ива-нова. С другой стороны, многие музыковеды совершенно справедливо считают его представителем Новой московской школы церковной музыки. Вдохновлённое Смоленским, это направление было поддержано и продолжено многими блестящими музыкантами, среди которых: А.В. Никольский, А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, Вик. С. Калинников, Н.С. Голованов, С.В. Рахманинов и др.
Основные черты этого направления можно охарактеризовать следующим образом:
а) приложение к церковно-музыкальной композиции приёмов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы. Часто «народное» в преломлении «профессионального» переосмысляется с позиций композиторов-классиков, но также и непосредственно многое заимствуется из фольклора;
б) трактовка древнего роспева не как материала для обработки (точнее - просто гармонизации, что было характерно для предшествующей эпохи), а как музыкальной темы, являющейся основой свободной композиции;
в) раскрепощение фактуры, гармонии, ритма, высвобождение этих компонентов музыкального языка из-под диктата «школьных» норм, поиск новых средств, соответствующих истинному характеру и подлинным формам древнерусского церковного пения;
г) в ряде случаев - возвращение к церковному уставу и предписываемому им соблюдению певческих традиций, вызвавшее, в частности, привнесение в хоровую ткань оригинальных приёмов, например антифонное пение, пение с канонар-хом, с головщиком и т. д.;
д) возникновение блестящей хоровой инструментовки - нового, самобытного национального стиля хорового письма.
Духовно-музыкальным произведениям Иппо-литова-Иванова свойственна чёткость линий, простота, плавность голосоведения. Не были чужды композитору и определённые новации, свежие и не шаблонные гармонии, отводящие духовные сочинения от чисто церковной музыки и придающие им высокохудожественное, слишком светское, по тогдашним меркам, звучание. Светлая, лёгкая, чаще мажорная музыка резко отличает сочинения Ипполитова-Иванова от тоскливо-депрессивных духовных произведений некоторых его современников, что не всегда поддерживалось церковными деятелями, зато, безусловно, и по сей день находит отклик в душах слушателей, в том числе и при их концертном исполнении. Одухотворённо и величественно звучат его крупные формы - «Литургия» и «Всенощная»; молитвенно и красиво - малые формы, отдельные песнопения. С одной стороны, композитор продолжает традиции, сложившиеся у его предшественников, а с другой - намечает и развивает современный подход, утверждающий дело возрождения духовно-национальной культуры.
Для стилистики «Литургии св. Иоанна Златоуста» (ор. 37, 1903 год) характерно музыкальное единство цикла, достигаемое средствами тональной и интонационной драматургии. Развитая система тематических связей, сюжетно-смысловые и поэтические закономерности, возникающие в звучании лейтмотивов «спасительного Боговоп-лощения», «распятия», «второго пришествия», «Царства Божия» и других, способствуют созданию цельного музыкально-литургического действа. Тональная структура «Литургии» организована в соответствии с концепцией четырёхчастного музыкального цикла (начальный, интерме-
дийный, центральный и заключительный разделы). Своеобразие циклической формы «Литургии» в наличии стилистической двойственности. С одной стороны, отчётливо проявилось тяготение автора к традиционным музыкальным приёмам: строчному формообразованию, диатонической гармонии, обиходной фактуре и т.п. С другой - нетрадиционный образ текста, передаваемый мелодико-гармоническими, полифоническими, темброво-фактурными средствами выразительности. Своеобразным итогом этого является концепция циклического синтеза, которая сформировалась ещё на начальном этапе развития композиторского стиля Ипполитова-Иванова.
Второе произведение из серии музыкальнолитургических циклов - «Избранные молитвос-ловия из всенощного бдения» (ор. 43, 1905) -свидетельствует о новом этапе в творчестве Ипполи-това-Иванова. В отличие от «Литургии», демонстрирующей в целом более традиционный, нежели оригинальный подход, песнопения «Избранных песнопений из всенощного бдения», в силу особенностей исторического развития цикла, гораздо ближе примыкают к стилистической концепции Нового направления русской духовной музыки, в частности, стиля А.Д. Кастальского, впервые по-новому осмыслившего этот жанр. В этом цикле драматургически ярко и убедительно представляется звучание традиций партесного пения, хоровых концертов и западноевропейской литургической музыки. В двух циклах «Литургии» и «Избранных молитвословий из всенощного бдения» ясно обозначается стиль композитора, смысл которого не в цитировании или обработке древних песнопений, а в создании музыкально-интонационного образа, близкого русской традиции и характерному звучанию лучших образцов церковной музыки.
Дальнейшее духовно-музыкальное творчество композитора можно охарактеризовать как явление стилистического синтеза разных тенденций, осуществляемого в рамках малых форм, главным образом запричастного пения. Эволюция этого жанра проходила в направлении «диатонизации» стиля, связанной с избранием определённого типа кратких, выразительных литературных текстов, в поэтически-сжатой форме передающих богословское содержание песнопений (степенные псалмы, ирмос, кондак, тропари). Впервые обозначенная в «Двух запричастных стихах» (ор. 29, 1899) ключевой идеей выступает идея контра-
ста и синтеза структур. Главными элементами музыкального языка, отображающими поэтическое содержание, выступают гармония и фактура, контрастно разделяющие композицию цикла на «старое» и «новое», «древнерусское» (псалом 133 «Се ныне благословите Господа») и «современное» (псалом 132 «Се что добро»). Таким образом, разделение двух музыкальных структур явилось и началом их синтеза, творчески искомого и непрерывно осуществляемого композитором в сочинениях на церковные тексты.
Тяготея к цикличности, со свойственной ей общности содержания и композиционно-структурных принципов, Ипполитов-Иванов в 1905 году обратился к сочинению серии псалмов. Он создал «Семь псалмов царя Давида» ор. 41 (псалмы: 45, 61, 63, 86, 99, 124, 147) для хора с аккомпанементом фортепиано или арфы, которые представляют собой неканоническое пение, то есть свободные композиции на богослужебные тексты, которые не мыслятся для исполнения в храме. Романсовая мелодия, арпеджированная фактура, классико-романтическая гармония, метризованная, местами даже пунктирная ритмика -вся эта стилистика ориентирована на исполнение в домашних или концертных условиях. Этот новый тип концертной духовной музыки получил широкое развитие в наше время. Единственным в истории создания русской церковной музыки является «Юбилейный сборник» (ор. 54), который приближается к хоровой сюите. Индивидуальностью этого цикла является концепция исторического, духовного и героического прошлого России (произведение написано к 300-летию Дома Романовых). Своеобразие драматургии «Юбилейного сборника» заключается в «персо-нифицированности» изображений, расположенных в порядке исторической хроники описываемых событий (1612-1613 годы, 1812 год): преподобный Дионисий Радонежский, Богородица, святитель Гермоген, Минин и Пожарский, династия Романовых, народные образы 1812 года. В соответствии с поэтической программой цикла выстроен музыкальный ряд - от песнопений церковных (тропари), через пограничный блок промежуточных жанров (духовный стих и величание), к сочинениям светской хоровой традиции (кантата и гимн-марш).
Таким образом, М.М. Ипполитов-Иванов интерпретировал церковные тексты в разных жанровых «наклонениях»:
1) в богослужебном, предназначенном для исполнения в храме;
2) в небогослужебном, предназначенном для исполнения в духовных концертах.
Выдающийся педагог, дирижёр, этнограф, мудрый управленец, высокообразованный музыкант, всесторонне владеющий техникой композиции, в том числе и вокально-хоровой, он, несомненно, внёс свой значительный вклад в развитие русской классической музыки.
Библиографический список
1. Гуляницая Н. С. М.М. Ипполитов-Иванов -представитель Нового направления // М.М. Ипполитов-Иванов. Духовные произведения для хора (нотное издание). - М., 1999. - С. 5-8.
2. Гущина Е. Э. Духовная музыка М.М. Ипполи-това-Иванова и русская певческая традиция: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2008. - С. 282.
3. Гущина Е. Э. Духовная музыка М.М. Иппо-литова-Иванова: «на рубеже... музыкальных миров // Музыковедение. - 2008. - № 6. - С. 22-27.
4. Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. - М., 1934. -С. 145.
5. М.М. Ипполитов-Иванов. Композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель / сост. М.А. Каламзина. - М.: ГМПИ им. М.М. Ипполи-това-Иванова, 1999.
6. Левашёв Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825-1917. - М.: Независимый издательский центр ТехноИнфо, 1994. - С. 105.
7. Полякова Н. Мелодии православной старины // Встреча. - 2003. - № 1. - С. 21-23.
8. Подземская Л.П. Ипполитов-Иванов и грузинская музыкальная культура. - Тбилиси, 1963. -С. 150.
9. Сергеев Ю. Духовно-музыкальные сочинения Михаила Михайловича Ипполитова-Ивано-ва. Дипломная аннотация / Московская регентско-певческая семинария: сб. материалов. - М., 2000. - С. 310-319.
УДК 371
Булдаков Сергей Константинович
доктор философских наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается социокультурная природа образования, анализируются подходы философии образования к выявлению в содержании образования культурологического и психолого-педагогического дискурсов.
Ключевые слова: образование, воспитание, культура, психическое развитие, педагогическая парадигма, культурная коммуникация.
Сравнительный анализ содержания социально-гуманитарных дисциплин, их стандартов и программ как в России, так и в других странах показывает, что с точки зрения культурно-цивилизационной концепции их состояние можно уподобить докоперниковым представлениям человечества о Вселенной. В начале третьего тысячелетия человечеству предстоит совершить коренной переворот во взглядах на собственную историю и способы межцивилизо-ванного взаимодействия различных культурных систем.
Следует согласиться с утверждениями, что философский анализ образования невозможен без рассмотрения того, что подразумевается под
«философией образования», в соотнесении с такими социальными феноменами, как скажем, «культура», «наука»; «общество» [1, с. 3, 4].
Бесспорно, что философия представляет собой особую форму знания. В ее рамках человек осуществляет аксиологическую рефлексию над самим собой и своим местом в том или ином сообществе и в мире в целом. Духовное освоение мира и его философская интерпретация порождают не только те или иные формы и типы культуры, но и самосознание современной культуры. Образование, органически связанное с культурой, не только воспроизводит те или иные ее элементы, обеспечивая передачу основных ценностей одного поколения к другому, но и обеспе-