J ' : 1 =f ¡^ Ü ! 111 ;
1 TGrtl I 1 1 m L
А.М. САФИН, Г.Н. ЧЕРНЫШЕВА, И.А. ЧИЖОВ
A.M. SAFIN, G.N. CHERNYSHEVA, I.A. CHIZHOV
С УЧЁТОМ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
EDUCATION OF THE COMMAND TAKING INTO ACCOUNT THE HUMANITIES
ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДНО-МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У КУРСАНТОВ ВУНЦ ВВС «ВВА»
THE PRACTICE OF FORMING COMMAND AND METHODOLOGICAL SKILLS AMONG CADETS OF THE VUNC VVS «VVA»
Сведения об авторах: Сафин Альберт Мирсалимович - начальник кафедры восстановления авиационной техники ВУНЦ ВВС «ВВА», полковник, кандидат технических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования (г. Воронеж. E mail: safin_albert@mail. ru);
Чернышева Галина Николаевна - доцент кафедры восстановления авиационной техники ВУНЦ ВВС «ВВА», кандидат экономических наук, доцент (г. Воронеж. E mail: sgs206@mail. ru);
Чижов Игорь Александрович - доцент кафедры восстановления авиационной техники ВУНЦ ВВС «ВВА», полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Воронеж. E mail: chizh_31@mail. ru).
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования командно-методических навыков у курсантов факультета летательных аппаратов ВУНЦ ВВС «ВВА» с учётом специфики изучения гуманитарных дисциплин. Предлагается система критериев оценки командно-методических навыков, формируемых при изучении дисциплины «Военно-экономический анализ».
Ключевые слова: компетенции, командно-методические навыки, критерии оценки, знания и умения.
Information about the authors: Albert Safin - head of the Department of Restoration of Aviation Equipment of the VUNC of the Air Force «VVA», Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Honorary Worker of Higher professional education (Voronezh. E-mail: safin_albert@ mail. ru);
Galina Chernysheva - associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Aviation Technology Restoration, WA Air Force Research Center (Voronezh. E-mail: sgs206@ mail. ru);
Igor Chizhov - associate Professor of the Department of Restoration of Aviation Equipment of the VUNC Air Force «VVA», Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Voronezh. E-mail: chizh_31@mail. ru).
Summary. The article deals with the problems of formation of command and methodological skills among cadets of the Faculty of Aircraft of the VUNC Air Force «VVA», taking into account the specifics of studying humanitarian disciplines. A system of criteria for evaluating command and methodological skills formed during the study of the discipline «Military-economic Analysis»is proposed.
Keywords: competencies, team-methodological skills, assessment criteria, knowledge and skills.
Специфика образовательного процесса высших военных учебных заведений заключается в том, что Федеральные государственные образовательные стандарты дополняются квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников, в соответствии с которыми в том числе указываются задачи военно-профессиональной деятельности, такие, как служебная (боевая и повседневная) и военно-педагогическая деятельность будущего офицера.
В обязанности будущего офицера входят командование определённым количеством людей, ответственность за их действия.
В Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» указано: «Чтобы быть хорошим командиром, недостаточно знаний по специальности, необходимо иметь лидерские качества, силу воли и мужественный голос».
Поэтому в военном учебном заведении при подготовке курсантов составной частью подготовки будущих специалистов является формирование командно-методических навыков.
Под командно-методическими навыками курсантов принято понимать усвоенные и доведённые до определённого уровня совершенства действия, позволяющие правиль-
но, быстро и эффективно выполнять командную и методическую деятельность, направленную на организацию и управление подчинёнными, принятие рациональных решений, связанных с профессиональной деятельностью.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности и квалификационными требованиями по специальности 25.05.01 «Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей» командно-методические навыки должны формироваться в соответствии с утверждёнными компетенциями:
1) служебная (боевая и повседневная) деятельность:
• способность управлять подразделениями в ходе подготовки и ведения общевойскового боя и организовать выполнение основных мероприятий всестороннего обеспечения действий подразделений;
• способность осуществлять планирование, организацию, руководство и контроль при управлении деятельностью подразделения, использовать нормативные и правовые документы в своей профессиональной деятельности;
• способность осуществлять управление повседневной деятельностью подразделения в со-
ответствии с требованиями ОВУ ВС РФ, нормативных и правовых документов;
• способность обеспечить высокую строевую выучку подчинённого личного состава;
2) военно-педагогическая деятельность:
• способность решения конкретных задач военно-инженерного, военно-научного и научно-исследовательского характера, а также участие в военно-научной работе;
• способность организовывать мероприятия работы с личным составом и морально-психологического обеспечения деятельности подразделения (воинской части);
• способность планировать, организовывать и проводить мероприятия боевой подготовки с личным составом, осуществлять учёт, контроль и оценку результатов боевой подготовки военнослужащих.
Процесс формирования командно-методических навыков у курсантов должен реализоваться в соответствии с учебными программами на всех изучаемых дисциплинах, что даёт возможность в процессе обучения реализовать функциональные обязанности командира.
В литературных источниках имеет место множество подходов к пониманию того, что следует прививать курсантам в процессе формирования командно-методических навыков [2, 3, 4].
Все авторы приходят к единому мнению, что командно-методические навыки должны формироваться по трём направлениям:
• навыки боевой деятельности;
• организационно-командные навыки;
• навыки методической деятельности.
Навыки боевой деятельности -это знания и умения, позволяющие курсанту выполнять требования боевых уставов по организации и ведению боевых действий, управлению подразделениями в бою, управлением огнём своих и приданных подразделений в ходе боя.
Схема
Навыки боевой деятельности имеют определённую особенность, поэтому могут быть сформированы только в ходе практических занятий по тактико-специальным дисциплинам и в ходе изучения дисциплин по устройству вооружения и боевой техники или при прохождении курсантами войсковых стажировок.
Организационно-командные навыки включают знания и умения,
позволяющие курсанту организовать, спланировать и руководить деятельностью подчинённых, сделать доклад вышестоящему начальнику, отдать приказания, подавать команды, сигналы, осуществить контроль и обеспечить порядок в действиях подчинённых. Методические навыки рассматриваются как владение конкретными обучающими и самообучающими приёмами на уровне автоматизма.
Методические навыки могут быть сформированы на уровнях (см. схему).
Согласно вышепредставленной классификации командно-методических навыков можно сделать вывод о том, что формирование организационных и методических навыков должно осуществляться на протяжении всего процесса обучения во всех циклах учебного плана: гуманитарном, социальном
Таблица 1
Критерии оценок командно-методических навыков, формируемых в ходе изучения дисциплины «Военно-экономический анализ»
Перечень КМН Критерии оценок
отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
1 2 3 4 5
Навыки доклада преподавателю о прибытии группы (подразделения) на учебное занятие и организационно-технической подготовки аудитории к занятию Доклад выполнен своевременно, аудитория технически подготовлена к проведению занятия Доклад выполнен своевременно до начала занятия, имеет место незначительная задержка технической подготовленности занятия Доклад выполнен с задержкой до начала занятия, имеет место задержка технической подготовленности занятия Доклад не выполнен или аудитория технически не подготовлена к проведению занятия
Навыки отдачи приказаний, подачи команд, сигналов , контроля и обеспечения порядка в аудитории при проведении занятий Приказы и сигналы отдаются чётко, порядок во время проведения занятия обеспечен Приказы отдаются чётко, имеют место задержки в отдаче приказов, порядок во время проведения занятий обеспечен Приказы отдаются нечётко, имеют место задержки в отдаче приказов, сигналов, порядок во время проведения занятий не обеспечен в полном объёме, преподавателю приходится делать замечания курсантам в ходе проведения занятий Приказы отдаются нечётко, имеют место задержки в отдаче приказов, сигналов, порядок во время проведения занятий не обеспечен
Методические навыки оформления документации Грамотное, образцовое ведение записей в тетрадях. Конспекты полно отражают изучаемый материал Конспекты полно отражают изучаемый материал, однако имеет место небрежность в оформлении Небрежное ведение записей в тетрадях. Имеет место отсутствие отдельных положений изучаемого материала Несистемное ведение записей в тетрадях, отсутствие конспекта на момент проверки
Организационно-методические навыки командной работы Активная работа в команде, чёткое распределение обязанностей, продуманный план работы, взаимоуважение при совместном решении проблемы, проблема решена полностью. Материал оформлен правильно. Полученные выводы грамотны При решении проблемы в работе участвовало большинство членов команды, работали по плану. Проблема решена . Выводы сформулированы в общем виде Нет ясного плана работы. Обязанности распределены нечётко. Работали только лидеры команды . Проблема решена. Выводы не сформированы Нет ясного плана работы. Обязанности распределены нечётко. Проблема не решена
Навыки работы по инструкции, заданному алгоритму Задание выполнено правильно, в строгом соответствии с инструкцией, уверенно, не прибегая к консультации преподавателя Задание выполнено правильно, но недостаточно уверенно, имели место вопросы по применению инструкции Задание выполнено в основном правильно, но неуверенно и с незначительными ошибками Задание выполнено с ошибками, имело место отклонение от инструкции
Продолжение таблицы 1
Критерии оценок командно-методических навыков, формируемых в ходе изучения дисциплины «Военно-экономический анализ»
Навыки публичных выступлений
Вступление привлекает внимание слушателей, хочется узнать, что будет дальше . Речь правильно поставлена, понятна всем окружающим. Выступление яркое и выразительное Высказывания докладчика достоверные, убедительные.
Текст без ошибок, изложен логически правильно, подкреплён аргументами и фактами. Докладчик отлично разбирается в теме, знает текст наизусть . Докладчик
правильно реагирует на вопросы слушателей и по возможности даёт развёрнутые ответы. Доклад по времени соответствует регламенту
Грамотные выводы
Речь правильно поставлена, понятна всем окружающим Выступление перегружено понятийным аппаратом, без акцента на значимость решаемой проблемы
Текст без ошибок, изложен логически правильно, не в полной мере подкреплён аргументами и фактами Докладчик разбирается в теме, знает текст наизусть, однако не всегда быстро реагирует на вопросы слушателей, но по возможности даёт развёрнутые ответы. Доклад по времени соответствует регламенту Выводы грамотны
Вступление монотонное, не интересное, внимание слушателей не удалось привлечь . Информация, которую доноситдокладчик , не всегда убедительная, высказывания подвергаются сомнению. Текст не логичен. Речь с ошибками. Выступающий плохо разбирается в теме своего доклада, не уверен в правдивости собственной речи Выступающий сбивчиво отвечает на вопросы окружающих Речь слишком затянута, регламент времени не соблюдается Слабые выводы
Вступление монотонное, неинтересное, внимание слушателей не удалось привлечь . Речь непонятна Информация, которую доноситдокладчик , не убедительная, высказывания подвергаются сомнению Текст нелогичен. Речь со словами-паразитами
Выступающий не разбирается в теме своего доклада, не отвечает на вопросы окружающих Речь слишком затянута . Выводы отсутствуют
и экономическом цикле; математическом и естественнонаучном цикле; профессиональном цикле.
Организационно-командные навыки на дисциплинах гуманитарного, социального, экономического, математического и естественнонаучного циклов формируются в основном в умении сделать доклад преподавателю о прибытии группы (подразделения) на учебное занятие, организационно-технической подготовки аудитории к занятию, отдачи приказаний, подачи команд, сигналов, в контроле и обеспечении дисциплины в аудитории во время проведения занятий.
Методические навыки, по мнению авторов, могут быть сформированы в зависимости от целей и структуры изучаемой дисциплины по нижеперечисленным уровням обученности:
• выступать в роли консультанта;
• использовать методики планирования, организации и контроля труда;
• работать с учебником, дополнительной или справочной литературой;
• правильно вести конспекты, соблюдать требования по оформлению выполненных работ;
• пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.;
• выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы и т.п.
Владеть:
• навыками совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учёт особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчинённый и др.);
• приёмами умственной деятельности, такими, как: сравнение, анализ, систематизация, обобщение, абстрагирование, моделирование, классификация, установление причинно-следственных связей, эксперимент и т.п.;
• техникой получения информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.
Одной из важных проблем формирования командно-методических навыков является оценка уровня их освоения.
Для правильной и достоверной оценки должны быть определены критерии оценок по каждому из формируемых навыков.
Основное требование, предъявляемое к критериям оценки, - это простота в использовании, то есть критерии должны быть понятны как для преподавателя, так и для курсанта.
Критерии оценок должны разрабатываться по каждому виду навыков.
В качестве примера можно привести критерии оценок формируемых командно-методических навыков в ходе изучения дисциплины «Военно-экономический анализ», относящейся к циклу профессиональных дисциплин учебной программы по специальности 25.05.01
Таблица 2
План формирования командно-методических навыков по дисциплине «Военно-экономический анализ»
Перечень командно-методических навыков Номер и вид занятия согласно тем. плану Кол-во часов Примечание
1. Личные командные навыки 1. 1. Навыки доклада преподавателю о прибытии группы (подразделения) на учебное занятие ор-ганизационно-техни-ческой подготовки аудитории к занятию На всех видах занятий 2 Формируются в соответствии с графиком дежурства курсантов
1. 2 Навыки отдачи приказаний, подачи команд, сигналов, контроля и обеспечения порядка в аудитории во время проведения занятий На всех видах занятий 5 Формируются во вступительной и заключительной части учебного занятия в соответствии с графиком из расчёта 10 мин на курсанта
2 . Методические навыки оформления документации На лекциях и практических занятиях 5 Формируются в процессе ведения конспекта лекций, записи расчётных заданий и аналитических выводов из расчёта 10 мин на курсанта при проверке ведения записей в тетрадях и отчёта по выполненному практическому занятию
3. Организационно-методические навыки командной работы Тема 3, практическое занятие № 6 4
4. Навыки работы по инструкции, заданному алгоритму Тема 4, практическое занятие № 7; тема 5, практическое занятие № 8 4
5 . Навыки публичных выступлений Тема 5, семинар № 1 4
«Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей» (см. таблицу 1).
Организационные вопросы формирования у курсантов командно-методических навыков должны включать в себя:
1) Планирование.
2) Контроль и оценка уровня освоения компетенций.
Покажем на примере, как осуществляется работа по формированию командно-методических навыков в ВУНЦ ВВС
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) на факультете летательных аппаратов в процессе изучения дисциплины профессионального цикла «Военно-экономический анализ».
Планирование осуществляется в соответствии со структурой и содержанием изучаемой дисциплины. Образец плана представлен в таблице 2.
Для организации оценки степени освоения командно-методи-
ческих навыков по дисциплине «Военно-экономический анализ» ведётся журнал.
В журнале по каждому уровню обученности, согласно плану формирования командно-методических навыков, выставляется соответствующая оценка. Общий уровень овладения командно-методическими навыками рассчитывается как средний балл из полученных оценок.
Таким образом, представленные в статье методические вопросы формирования командно-методических навыков будут способствовать формированию профессиональных умений, навыков и деловых качеств, необходимых будущим офицерам. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Коваленко, А.М. Педагогическая сущность и содержание процесса формирования командно-методических навыков у курсантов высших военных учебных заведений Российской Федерации [Текст] // Вестник университета, 2012, № 7. С. 255-259.
2. Леонтьев, К.П. Анализ практики формирования умений и навыков управленческой деятельности у курсантов военных вузов в современных условиях [Текст] // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты, 2012. № 7. С. 47-51.
3. Шульдешов, Л.С., Софро-нов, ВА., Федоров, Б.В. Формирование командно-методических навыков студентов в процессе обучения на военных кафедрах [Текст]//Материалы Недели науки СПбПУ. - Санкт-Петербург: Изд-во ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2015. С. 186-193.
4. Коркоценко, М.Н. Методика формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов лётного вуза. [Текст] // Вестник военного образования, 2018, № 1 (10). С. 48-53.