Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ВОЕННО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ВОЕННО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОЕННО-НАУЧНАЯ РАБОТА / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ / SCIENTIFIC RESEARCH / EDUCATIONAL RESEARCH / MILITARY SCIENTIfiC WORK / FORMS OF ORGANIZATION OF MILITARY SCIENTIFIC WORK OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Альберт Мирсалимович, Чернышева Галина Николаевна, Кильдюшевский Михаил Владимирович, Казьмина Ирина Владимировна

В статье рассматриваются проблемы обеспечения требований федеральных государственных образовательных стандартов по формированию у курсантов навыков проведения научных исследований. Излагается практика активизации научной работы курсантов в ВУНЦ ВВС «ВВА» на основе внедрения в учебный процесс дисциплины «Основы научных исследований».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафин Альберт Мирсалимович, Чернышева Галина Николаевна, Кильдюшевский Михаил Владимирович, Казьмина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MILITARY SPECIALIST DIRECTIONS OF ACTIVIZATION OF MILITARY-SCIENTIFIC WORK OF CADETS MILITARY UNIVERSITIES

The article discusses the problems of ensuring the requirements of federal state educational standards for the formation of cadets research skills. The practice of activating the scientific work of cadets at the VVS VVA on the basis of introducing the discipline «Fundamentals of Scientific Research» into the educational process is described.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ВОЕННО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

ЛР-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

A.M. САФИН, Г.Н. ЧЕРНЫШЕВА, М.В. КИЛЬДЮШЕВСКИЙ, И.В. КАЗЬМИНА

I

I

A.M. SAFIN, G.N. CHERNYSHEVA, M.V. KILDYUSHEVSKY, I.V. KAZMINA

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

FORMATION OF THE MILITARY SPECIALIST

НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ВОЕННО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

DIRECTIONS OF ACTIVIZATION OF MILITARY-SCIENTIFIC WORK OF CADETS MILITARY UNIVERSITIES

Сведения об авторах: Сафин Альберт Мирсалимович - начальник кафедры восстановления авиационной техники ВУНЦ ВВС «ВВА», полковник, кандидат технических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования (г. Воронеж. E-mail: safin_albert@ mail. ru );

Чернышева Галина Николаевна - доцент кафедры восстановления авиационной техники ВУНЦ ВВС «ВВА», кандидат экономических наук, доцент (г. Воронеж. E-mail: sgs206@mail. ru );

Кильдюшевский Михаил Владимирович - профессор кафедры восстановления авиационной техники ВУНЦ ВВС «ВВА», кандидат экономических наук, доцент(г. Воронеж. E-mail: maiklkill@maiL ru);

Казьмина Ирина Владимировна - доцент кафедры восстановления авиационной техники ВУНЦ ВВС «ВВА», кандидат экономических наук(г. Воронеж. E-mail: kazminakazmina@rambler. ru).

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обеспечения требований федеральных государственных образовательных стандартов по формированию у курсантов навыков проведения научных исследований. Излагается практика активизации научной работы курсантов в ВУНЦ ВВС «ВВА» на основе внедрения в учебный процесс дисциплины «Основы научных исследований».

Ключевые слова: научные исследования, учебные исследования, военно-научная работа, формы организации военно-научной работы курсантов.

Information about the authors: Albert Safin - Head of the Department of Aviation Engineering Restoration, Air Force Research Center «WA», Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education (Voronezh. E-mail: safin_albert@ mail. ru );

Galina Chernysheva - Associate Professor, Department of Aviation Engineering Restoration, Military Research Center of the Air Force «WA», Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (Voronezh. E-mail: sgs206@mail. ru );

Mikhail Kildyushevsky - Professor, Department of Aviation Engineering Restoration, Air Force Research Center «WA», Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (Voronezh. E-mail: maiklkill@maiL ru);

Irina Kazmina -Associate Professor, Department of Aviation Engineering Restoration, Military Research Center of the Air Force «WA», Ph. D. (Voronezh. E-mail: kazminakazmina@rambler. ru).

.ТУГО

с*

ипзй

j I w

Summary. The article discusses the problems of ensuring the requirements of federal state educational standards for the formation of cadets research skills. The practice of activating the scientific work of cadets at the WS WA on the basis of introducing the discipline «Fundamentals of Scientific Research» into the educational process is described.

Keywords: scientific research, educational research, military scientific work, forms of organization of military scientific work of cadets.

Современные государственные

образовательные стандарты высшего образования выдвигают требования подготовки специалистов, способных осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Так в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 25.05.01 «Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей», утвержденным 11.08.2016 г. № 1016, одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ специалитета, является научно-исследовательская деятельность.

Выпускник, освоивший программу обучения по указанной выше специальности, должен уметь решать профессиональные задачи, в том числе:

- проведение научных исследований, экспериментов с образцами авиационной техники, обработка и анализ полученных результатов;

- подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований.

Для того чтобы реализовать на практике поставленные задачи и требования, необходимо в образовательном процессе подойти системно к организации научно-исследовательской деятельности курсантов военных вузов.

Системный подход к организации научно-исследовательской деятельности курсантов должен обеспечивать органическое единство процесса обучения, научно-исследовательского творчества

и практической деятельности курсантов посредством:

- обеспечения прав курсантов как на личное, так и совместное с преподавателями или научными сотрудниками участие в научно-исследовательской работе, проводимой военным вузом;

- вовлечения курсантов в техническое творчество и рационализаторскую деятельность;

- обогащения учебного процесса результатами научной и научно-технической деятельности вуза, в том числе использование при обучении результатов научных работ, выполненных курсантами;

- постоянной поддержки авторитета системы научно-исследовательской работы с целью повышения интереса курсантов к активному участию в научно-исследовательской деятельности.

Реализация на практике этих направлений должна обеспечиваться организационными формами и мероприятиями системы научно-исследовательской работы, которые предлагается подразделять по аналогии с практикой гражданских вузов, но с учетом специфики образовательного процесса в военных вузах на три направления (см. схему).

Научно-исследовательская работа, включаемая в учебный процесс, является обязательным элементом для каждого курсанта, поскольку включена в учебные планы подготовки.

Научно-исследовательская работа, осуществляемая параллельно учебному процессу, реализуется посредством индивидуальных заданий научно-исследовательского характера, выдаваемых курсантам при выполнении курсовых проек-

тов или работ, на лабораторных работах, во время всех видов учебных практик или войсковых стажировок по проблемам изучаемой учебной дисциплины.

Научно-исследовательская работа, выполняемая вне учебного времени (сверх или вне учебных планов), представляет собой проведение исследований по научным проблемам, представляющим интерес самого курсанта или его научного руководителя.

На сегодня в большинстве военных вузов хорошо поставлена и организована лишь научно-исследовательская работа курсантов, выполняемая вовне учебного времени, называемая военно-научная работа курсантов (ВНО), и частично, по инициативе ответственных за изучаемые дисциплины, реализуется научно-исследовательская работа, осуществляемая параллельно учебному процессу.

Результаты военно-научной работы курсантов учитываются в рейтинговой оценке руководителей ВНО из числа профессорско-преподавательского состава (ППС) военных вузов отдельной позицией.

Это обязывает ППС военных вузов вести с курсантами военно-научную работу. Поэтому чаще всего инициатива в выполнении курсантами научных исследований исходит от ППС, когда происходит набор курсантов для ведения ВНО в соответствии с личными контактами. Данное обстоятельство приводит к снижению качества научно-исследовательской работы.

Кроме того, как показал анализ активности курсантов в ВНО на факультете летательных аппа-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

1

ш

I

Налчно-исследовательская работа курсантов

-^ —- научно-исследовательская налчно-исследовательская

работа, включаемая в работа, осуществляемая

учебный процесс параллельно учебному

процессу

налчно-

исследовательская работа, выполняемая вне небного времени

Схема. Виды научно-исследовательской работы курсантов военных вузов

ратов ВУНЦ ВВС «ВВА», многие курсанты, способные проводить научные исследования в силу организационных причин отбора для ВНО, не вовлекаются в научно-исследовательскую работу.

Чтобы повысить качество научно-исследовательской работы курсантов, необходимо, чтобы инициатива и интерес к научным исследованиям исходили от самих курсантов.

Для устранения указанных недостатков, повышения качества научно-исследовательской работы курсантов в ВУНЦ ВВС «ВВА» на факультете летательных аппаратов в учебные планы подготовки курсантов по специальности 25.05.01 была введена дисциплина «Основы научных исследований».

Введение дисциплины «Основы научных исследований» должно обеспечить получение курсантами современных знаний о методологии и методах проведения научных исследований в рамках научной работы, проводимой как в ВУНЦ ВВС «ВВА», так и будущей профессиональной деятельности, формах и способах апробации полученных научных результатов.

Оптимальным сроком проведения дисциплины был выбран 3 курс в 5-м семестре обучения. Введение в учебный процесс данной дисциплины в более ранние сроки нецелесообразно, поскольку у курсантов еще нет достаточного количества знаний по дисциплинам специальности и, соответственно, представлений о научных проблемах, связанных с профилем специальности. Также нецелесообразно введение в более поздние

сроки, так как не будут реализованы цели, поставленные перед дисциплиной.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, в том числе: лекции - 22 часа, практические занятия - 6 часов, семинары -14 часов.

Структура дисциплины «Основы научных исследований» представлена в таблице.

При изучении дисциплины основной упор делается на значение и роль научных исследований в повседневной деятельности будущего специалиста при решении возникающих проблем в вопросах разработки, производства, эксплуатации и ремонта боевой авиационной техники.

Логика изложения учебного материала предполагает на первом этапе обучения вооружить курсантов знаниями о сущности, характере и специфике проведения научных исследований, нацелить на творческий подход к освоению рассматриваемого материала по отношению к индивидуальной проблеме, выбранной курсантом для проведения учебных научных исследований.

Для индивидуализации заданий, выполняемых на практических занятиях и семинарах, в конце 4-го семестра до курсантов доводится информация о целях и задачах будущей дисциплины, важности ее для овладения специальностью и тех научных проблемах, которые лежат в основе научно-исследовательских работ факультета летательных аппаратов ВУНЦ ВВС «ВВА». Это нужно для того, чтобы провести

закрепление курсантов за направлениями учебных исследований, которые проводятся посредством выполнения комплекса заданий на практических и семинарских занятиях.

В комплекс заданий включается: обоснование актуальности и значимости исследований по выбранной теме, подбор литературных источников, критический анализ мнений различных авторов на решение выбранной проблемы, написание статьи, выступление с докладом и т.д. по этапам проведения учебного исследования.

Как показывает практика, выбранная курсантом в конце 4-го семестра проблема, в конечном итоге, перерастает в тему научных исследований, проводимых вовне учебного процесса, и в большинстве случаев определяет будущую тему выпускной квалификационной работы.

Учебный лекционный материал 2-го раздела дисциплины, связанный с методологией и методикой проведения научных исследований, преподносится курсантам как практические рекомендации, исходя из примеров реальной практики проведения научных исследований. Основной метод проведения занятий - постановка вопросов, требующих логического осмысления изучаемого материала и обсуждения ответов с точки зрения полноты и правильности. Это позволяет непосредственно управлять восприятием обучающихся, добиваясь высокого уровня усвоения основ организации научных исследований.

ш

Раскрывая теоретические положения раздела 3, акценты в преподавании переносятся на активизацию мышления, используя частично-поисковый метод обучения, путем формирования проблемных вопросов, делая расчет на определенный уровень подготовки, для реализации практической направленности знаний.

Задания практических занятий выполняются на основе представленной инструкции по применению методик составления плана исследований, критического разбора мнений специалистов на рассматриваемые проблемы, составления аннотаций, выбора ключевых слов, обоснования новизны выполненных исследований, составления презентаций и статей.

Ряд практических занятий проводится в библиотеке и в компьютерном классе с выходом в Интернет. Это необходимо для того, чтобы курсанты научились самостоятельно работать с библи-

отечными каталогами, ресурсами Интернет, определять УДК иББК.

Семинарские занятия проводятся в форме обсуждения докладов и сообщений по самостоятельно выполненным учебным исследованиям, в основе которых лежит проблема, закрепленная за курсантом в конце 4-го учебного семестра.

Поскольку преподаватель, ведущий занятия, не может быть компетентным во всех проблемных вопросах, являющихся темами учебных исследований, курсанты при изложении основных положений проводимых исследований могут обращаться к профессорско-преподавательскому составу факультета для проверки качества выполненного исследования. Это обстоятельство у наиболее активных курсантов вызывает взаимный интерес с преподавателем-консультантом в углублении научных исследований, при котором препо-

даватель-консультант становится руководителем ВНО.

В целях организации проведения семинаров по дисциплине лектор на первом занятии составляет и доводит до сведения курсантов график (по группам) подготовки докладов и выступлений на семинарах по выполненным учебным исследованиям и назначает ответственных за выполнение графика. График должен включать выступления всех курсантов, обучающихся в группе.

Важным моментом дисциплины «Основы научных исследований» является то, что во время занятий оценивается качество командно-методических навыков курсантов при подготовке к семинарам, указываются недостатки, даются рекомендации о том, как построить доклад, какие недостатки выполненного исследования и т.п.

Накануне проведения семинара проводится консультация с целью оказания помощи курсантам в во-

Таблица

Структура дисциплины «Основы научных исследований»

Раздел дисциплины Изучаемые вопросы в разделе дисциплины

1. Формы и методы организации научных исследований Раздел связан с изучением основных категорий, раскрывающих сущность науки и основ научного мышления. Здесь же изучаются организационно-законодательные основы управления наукой, классификация наук и научных кадров в Российской Федерации. Весь материал раздела рассматривается с учетом специфики военной науки и ее места в системе наук и особенностей проведения исследований по профилю специальности. Особое место в разделе отводится характеристике форм и методов организации научных исследований и военно-научной работы конкретно в ВУНЦ ВВС «ВВА».

2. Методология и методы научных исследований Основы методологии научного исследования. Категории научного исследования. Понятие объекта и предмета научного исследования. Закономерности и законы в научных исследованиях. Всеобщие методы научного исследования. Эмпирические методы научных исследований. Эмпирико-теоретические методы научных исследований. Теоретические методы научных исследований. Специфические методы научного исследования. Эксперимент в научном исследовании. Патентование и защита информации.

3. Стадии научного исследования Основы планирования научного исследования. Выбор темы исследования. Установление актуальности, цели, задач, предмета и объекта исследования. Составление плана исследования. Формирование методики научных исследований. Источники информации для проведения научных исследований. Поиск и сбор научной информации. Методы сбора информации по теме исследования. Работа с научной литературой. Составление аналитического обзора. Выработка гипотезы. Определение новизны исследования. Составление отчета о научно-исследовательской работе. Структура и содержание выпускной квалификационной работы. Виды и правила составления рефератов. Правила составления аннотаций. Способы апробации результатов исследования. Методика подготовки докладов. Методика формирования демонстрационного материала и презентаций докладов. Методика составления научной статьи. Рационализаторская и изобретательская деятельность в системе научных исследований.

4. Научная организация труда исследователя Основы научной организации труда исследователя. Научная организация умственного труда исследователя. Формирование научно-исследовательского коллектива. Управление конфликтами в коллективе исследователей. Требования к руководителю исследовательского коллектива. Нравственная ответственность исследователя.

гГгГп

ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И ЮЛ ГАГАРИНА

просах составления плана и разработки содержания докладов, а также в разработке демонстрационного материала.

В процессе проведения семинаров упор делается на участие курсантов в дискуссиях по обсуждению выступления докладчика перед аудиторией.

С этой целью преподавателем, ведущим практические и семинарские занятия, назначаются рецензенты среди курсантов, которые должны выступить с оценкой выступления докладчика. Таким образом курсанты получают возможность выступить на семинарах дважды: в качестве докладчика и в качестве рецензента по докладу сокурсника.

Заключительный семинар по дисциплине организовывается и проводится как научно-практическая конференция. Научно-практическая конференция по дисциплине «Основы научных исследований» проводится на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний.

План (программа) проведения научно-практической конференции формируется из лучших сообщений курсантов, выполненных на предшествующих семинарах. Основная часть научно-практической конференции предусматривает обсуждение научных сообщений курсантов и выбор лучших для награждения. В проведении научно-практической конференции принимают участие все преподаватели, ведущие учебные занятия по дисциплине. Конференция проводится поточно, путем объединения на занятии всех групп учебного потока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце конференции преподаватели, проводящие конференцию (жюри конференции), оценивают выступления курсантов и определяют среди них призовые места (1,2,3 место и 2 призера).

Вручение дипломов призовых мест осуществляется на общем построении курсантов в торжественной обстановке. Как показывает практика, такое поощрение служит основой действенного механизма привлечения курсантов

к участию в научно-исследовательской деятельности и достижению высоких научных результатов.

Таким образом, введение в учебный процесс дисциплины «Основы научных исследований» будет являться фактором, способствующим активизации научно-исследовательской работы курсантов, подготовке специалистов, обладающих не только ключевыми компетенциями, но и готовых постоянно повышать свой научно-исследовательский и творческий потенциал. Ф"

ЛИТЕРАТУРА

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс] режим доступа: http://fgosvo. ги/ news/7/1933

2. Туровец, О. Г., Чернышева, Г.Н. Научно-исследовательская работа студентов: учеб.-метод. пособие / О. Г. Туровец, Г. Н. Чернышева. - Воронеж: ГОУ ВПО «ВГТУ», 2009. 59 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.