Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018
формы и методы проведения лабораторных работ, деловых игр, семинаров, написания самостоятельных заданий в виде эссе, пояснительных записок и т.д. В таком контексте требуется грамотное обоснование выбора в рамках тематики практических занятий, курсового и дипломного проектирования, способствующих формированию надпредметных компетенций студентов в техническом вузе. Это, прежде всего, развивает способность правильно отражать и осмысливать внешнюю информацию, анализировать, алгоритмировать и обобщать ее; получать новые знания, управлять собственным речемыслительным процессом; свободно владеть письменной и устной речью в различных жанрах научного и делового стиля; аргументировано излагать собственную точку зрения, вести полемику и дискуссии.
Статья выполнена на высоком научном, теоретико-методологическом уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес; содержание логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
Научная статья Н.А Тимощук «Преемственность в развитии и формировании конкурентоспособного российского инженера» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам теоретико-эмпирического плана и рекомендуется к публикации.
Рецензия на статью А.А. Жихарева «Проблема преемственности в освоении компетенций дисциплин математического цикла»
© 2018 Л.П. Овчинникова
Доктор педагогических наук, профессор Самарского государственного университета путей сообщения. Самара, Россия
Научная статья А.А. Жихаревой (с. 13 - 16) посвящена актуальной проблеме современного образования - преемственности в освоении компетенций дисциплин математического цикла. Особую значимость работе придаёт тот факт, что в статье большое внимание уделяется математической подготовке будущих инженеров.
Актуальность не вызывает сомнений, так как современная политика государства направлена на увеличение количества квалифицированных специалистов инженерного профиля. Подготовка
специалистов, отвечающих мировым стандартам, возможна только при условии поступления в вуз абитуриентов с высоким уровнем подготовки по естественнонаучному профилю, что обеспечивается преемственностью при освоении компетенций дисциплин математического цикла. Кроме того, существует ряд проблем, связанных с непрерывностью процесса обучения дисциплинам естественнонаучного направления. Это свидетельствует о важности и своевременности данной статьи.
Представленная на рецензию работа носит научный характер. В ходе исследований основной акцент ставится на поиске наиболее оптимального решения проблемы преемственности компетенций при обучении математике в техническом вузе. Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию, поскольку А.А. Жихарева представляет в своей работе рекомендации к решению противоречий между стремлением вуза к получению высококвалифицированного и конкурентоспособного выпускника и недостаточностью преемственности между общим и высшим профессиональным образованием.
Статья А.А. Жихаревой «Проблема преемственности в освоении компетенций дисциплин математического цикла» хорошо структурирована, написана чётким и понятным языком, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике. Она имеет научную значимость, полезна студентам, аспирантам, докторантам, занимающимся вопросами исследования преемственных компетенций, и соответствует всем предъявляемым требованиям к работам такого рода. Вышесказанное позволяет рекомендовать к опубликованию результаты эмпирического исследования в открытой печати.
Рецензия на статью
С.О. Буранок «Куйбышев 1941 г.:
оценки прессы США»
© 2018 Д.В. Суржик
Кандидат исторических наук, научный сотрудник
Института всеобщей истории РАН. Москва, Россия
Общая характеристика статьи «Куйбышев 1941 г.: оценки прессы США» (с. 61 - 65). Статья доктора исторических наук, профессора Сергея Олеговича Буранка является исследовательской, содержит результаты работы с архивными источниками, анализ и сравнительные характеристики
Рецензия Review
полученных эмпирических данных.
Общая характеристика проблематики статьи. Тематика, направленность - теоретическая, аналитическая, эмпирическая в части постановки исследовательской проблемы по восприятию города Куйбышева, как второй столицы СССР, в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в оценке прессы США.
Соответствие проблематики статьи тематике раздела журнала. Статья соответствует разделу журнала - гуманитарные науки, как оригинальный материал по теории и истории культуры, исторические науки.
Актуальность проблематики статьи. «Куйбышев военных лет» на основе новых архивных документов, которые вводятся в оборот. Различным аспектам этой многогранной темы, в том числе в краеведении современной Самарской области, посвящено множество публикаций. В них досконально исследована экономика Куйбышевской области, деятельность партийных, государственных и общественных структур, культурная жизнь запасной столицы, вклад работников науки и образования в победу, демографическая ситуация и т.д. Но, тем не менее, всё ещё остаются малоизученные проблемы истории Куйбышева военного периода, одной из которых является восприятие «военной столицы» общественностью союзников, в частности США. Важность изучения подобной проблемы заключается не только в расширении научных знаний по истории Самары, но и для конкретизации образа «советского союзника», сформировавшегося у американцев в 1941 -1945 гг.
Характеристика и оценка содержания статьи. Изложенные в статье научные положения и различные новые аспекты Самарского краеведения, как результаты эмпирического исследования автора публикации, базируются на оригинальных источниках. Выводы достаточно подкреплены документальным материалом. Статья носит проблемный характер и содержит новые факты и оценки по истории запасной столицы СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Рекомендую статью к опубликованию в журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью Е.А. Морозова «К вопросу об актуализации понятия "феномен семейного сознания" в педагогической науке»
© 2018 Е.В. Шестун (архимандрит Георгий)
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Духовной семинарии
Статья Елены Анатольевны Морозовой, кандидата психологических наук, доцента кафедры «Теология» Самарского государственного университета путей сообщения посвящена анализу феномена семейного сознания с позиции педагогического дискурса (с. 27 - 33). Проведенный анализ позволяет наметить перспективные ориентиры в практически неотрефлексированном исследовательском поле, только отчасти затронутом, в некоторых социологических и психологических работах. Актуальность поднятой проблемы чрезвычайно велика и определяется как теоретической необходимостью объективизации указанного понятия, так и практической необходимостью формирования устойчивого семейного сознания как совокупности представлений о семье и семейном образе жизни у современного юношества.
В свою очередь, эта потребность обусловлена глобальной ломкой стереотипов семейного образа жизни, априорно присущего российскому обществу на протяжении длительного времени в силу межпоколенной трансляции традиционных ценностей в культуре нашей страны, позволяющих не только создавать, но и сохранять брак. Десакрализация онтологических, ценностно-смысловых основ семейного образа жизни, в силу определенных культурно-исторических и духовных причин, повлекла за собой стремительное разрушение института семьи и утрату способности, прежде всего у молодежи, юношества, к созданию стабильных семейных отношений.
Указанные и другие причины определяют актуальность проблемы, поднятой Е.А. Морозовой в своем исследовании, в котором предпринимается попытка концептуализации феномена семейного сознания в педагогической парадигме.
С этой целью исследователь использует известную философскую категорию «часть и целое». Опираясь на эту категорию, выстраивает три возможных модуса для анализа: семейное сознание как структурное, функциональное и развивающееся целое. Далее, последовательно, рассматривает каждое из них, используя первоначально - метод