Рецензия Review
полученных эмпирических данных.
Общая характеристика проблематики статьи. Тематика, направленность - теоретическая, аналитическая, эмпирическая в части постановки исследовательской проблемы по восприятию города Куйбышева, как второй столицы СССР, в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в оценке прессы США.
Соответствие проблематики статьи тематике раздела журнала. Статья соответствует разделу журнала - гуманитарные науки, как оригинальный материал по теории и истории культуры, исторические науки.
Актуальность проблематики статьи. «Куйбышев военных лет» на основе новых архивных документов, которые вводятся в оборот. Различным аспектам этой многогранной темы, в том числе в краеведении современной Самарской области, посвящено множество публикаций. В них досконально исследована экономика Куйбышевской области, деятельность партийных, государственных и общественных структур, культурная жизнь запасной столицы, вклад работников науки и образования в победу, демографическая ситуация и т.д. Но, тем не менее, всё ещё остаются малоизученные проблемы истории Куйбышева военного периода, одной из которых является восприятие «военной столицы» общественностью союзников, в частности США. Важность изучения подобной проблемы заключается не только в расширении научных знаний по истории Самары, но и для конкретизации образа «советского союзника», сформировавшегося у американцев в 1941 -1945 гг.
Характеристика и оценка содержания статьи. Изложенные в статье научные положения и различные новые аспекты Самарского краеведения, как результаты эмпирического исследования автора публикации, базируются на оригинальных источниках. Выводы достаточно подкреплены документальным материалом. Статья носит проблемный характер и содержит новые факты и оценки по истории запасной столицы СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Рекомендую статью к опубликованию в журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью Е.А. Морозова «К вопросу об актуализации понятия "феномен семейного сознания" в педагогической науке»
© 2018 Е.В. Шестун (архимандрит Георгий)
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Духовной семинарии
Статья Елены Анатольевны Морозовой, кандидата психологических наук, доцента кафедры «Теология» Самарского государственного университета путей сообщения посвящена анализу феномена семейного сознания с позиции педагогического дискурса (с. 27 - 33). Проведенный анализ позволяет наметить перспективные ориентиры в практически неотрефлексированном исследовательском поле, только отчасти затронутом, в некоторых социологических и психологических работах. Актуальность поднятой проблемы чрезвычайно велика и определяется как теоретической необходимостью объективизации указанного понятия, так и практической необходимостью формирования устойчивого семейного сознания как совокупности представлений о семье и семейном образе жизни у современного юношества.
В свою очередь, эта потребность обусловлена глобальной ломкой стереотипов семейного образа жизни, априорно присущего российскому обществу на протяжении длительного времени в силу межпоколенной трансляции традиционных ценностей в культуре нашей страны, позволяющих не только создавать, но и сохранять брак. Десакрализация онтологических, ценностно-смысловых основ семейного образа жизни, в силу определенных культурно-исторических и духовных причин, повлекла за собой стремительное разрушение института семьи и утрату способности, прежде всего у молодежи, юношества, к созданию стабильных семейных отношений.
Указанные и другие причины определяют актуальность проблемы, поднятой Е.А. Морозовой в своем исследовании, в котором предпринимается попытка концептуализации феномена семейного сознания в педагогической парадигме.
С этой целью исследователь использует известную философскую категорию «часть и целое». Опираясь на эту категорию, выстраивает три возможных модуса для анализа: семейное сознание как структурное, функциональное и развивающееся целое. Далее, последовательно, рассматривает каждое из них, используя первоначально - метод
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018
анализа, а затем синтеза, объединяя составляющие в единый контекст, который в рамках работы, получает название «интегративный концепт семейного сознания». Полученный интегратив-ный концепт семейного сознания, как гипероним «гештальта», «понятия», «схемы» Елена Анатольевна предлагает рассматривать как единое целое, включающее в себя отмеченные выше тенденции: структуры (проанализированной на основе многоуровневой модели сознания, предложенной В.П. Зинченко); функции (адаптивная, системообразующая, рефлексивная и т.д.); и развития (в контексте формирования, становления и собственно развития), имеющее системообразующее начало - нравственный выбор личности, как осознанный переход к семьеобразующему способу бытия в мире. Приоритет нравственного выбора Е.А. Морозова обосновывает с позиции тесной сопряженности нравственности и поступка, говоря о нравственности как практико-ориен-тированном сознании, стремящемся переместиться во внешний мир, что исследователь эмпирически заключает, опираясь на положения И. Канта о выборе «доброй воли», основанном на моральном законе.
Интегративный концепт семейного сознания автор статьи описывает с позиции системного подхода, выделяя существенные признаки инте-гративного концепта семейного сознания в их взаимосвязях. А также рассматривает условия возникновения и факторы, определяющие его формирование с учетом макро-, мезо- и микро влияний. Среди всех факторов большую роль играют духовно-религиозные, культурно-исторические устои общества, средства массовой информации, несущие информацию о семье и семейном образе жизни, формирующие семейные стереотипы, сеть «Интернет», ближайшее и непосредственное социальное окружение человека - семья как первичная микросреда, а также учебный, профессиональный коллективы и другие локальные сообщества.
Таким образом, интегративный концепт позволяет получить целостное представление о семейном сознании и обосновать возможность его формирования в условиях, прежде всего, семейной и образовательной среды (с учетом содержания семейного сознания, факторов, условий формирования). Сказанное выше определяет значимость данной работы для теоретических и практических сторон педагогической науки и открывает целое направление педагогических исследо-
ваний, связанных с разработкой научно-теоретических и практических подходов, имеющих целевой ориентир - формирование практи-коориентированного семейного сознания у юношества как основы стабильного семейного образа жизни в будущем, что имеет личностное, национальное и общегосударственное значение.
Обобщая, следует отметить, что статья, подготовленная Е.А. Морозовой для научного журнала «Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки», соответствует требованиям, которые предъявляются к общетеоретическим работам, предшествующим эмпирическому исследованию и рекомендуется к публикации.
Рецензия на статью
В.Ю. Большихина «Значение традиции подполья Ф.М. Достоевского»
© 2018 Т.А. Якадина
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики их преподавания Самарского государственного социально-педагогического университета
Статья аспиранта Большихиной Виктории Юрьевны (с. 54 - 56) посвящена рассмотрению образа «подполья», созданного Ф.М. Достоевским, и преемственности этого образа у других авторов.
Тема статьи является актуальной, позволяет рассмотреть широкий диапазон литературных связей и предполагает большую базу для исследования.
Автором в статье приведен опыт исследования преемственности «подпольного» образа Ф.М. Достоевского в поэзии Ч. Буковски, что на данный момент в литературной практике является новым и малоизученным явлением. В достаточной мере выделен трагизм «подпольного» героя, подчеркнута несвобода его положения и зависимость от материальной или внематериаль-ной среды.
Статью Большихиной В.Ю. «Значение традиции подполья Ф.М. Достоевского» рекомендую к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».