RAR УДК 7.03 ББК 85.1
DOI 10.34685/HI.2024.46.3.006
С.М. РОМАНОВИЧ. РОСПИСИ ТЕАТРАЛЬНОГО ЗАЛА КЛУБА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА В БОЛШЕВО В 1947-1948 гг.
Мельникова Ольга Игоревна
Член Королёвского краеведческого общества им.Б.Я. Ежова Руководитель проекта «Королёвский гид» пр. Королёва, д 3д, кв 104, г. Королёв МО, РФ, 141070
Аннотация
В статье рассматривается проект росписей, выполненных в 1947-48 годах Мастерской монументальной живописи в клубе Болшевского машиностроительного завода (БМЗ). Особое внимание автор уделяет эскизам Сергея Михайловича Романовича для театрального зала клуба.
В качестве иллюстраций к статье приводятся эскизы фресок и росписей, выполненных в клубе БМЗ. Ряд эскизов публикуется впервые. Впоследствии росписи были закрашены. Автор поднимает вопрос необходимости бережной реставрации интерьеров здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения.
Ключевые слова
Объект культурного наследия, Реставрация, Болшево, Клуб, Дом культуры, Болшевский машиностроительный завод, Монументальная живопись, Графика.
Данная статья является продолжением материала, опубликованного во втором номере журнала «Культурное наследие России» за 2022 год. В статье «Советский дом культуры: к вопросу об авторах росписи интерьеров клуба машиностроительного завода в Болшево» описывался проект росписей, выполненных мастерской монументальной живописи под руководством Л. Бру-ни и В. Фаворского в 1947-1948 годах в болшевском клубе.
За прошедшее время удалось найти и изучить эскизы Сергея Михайловича Романовича, выполненные по теме «История театра» для театрального зала клуба. Ряд эскизов были предоставлены наследниками художника, отреставрированы и переданы в Музейное объединение «Музеи наукограда Королева». Еще рад эскизов находятся
в фондах Государственного музея «Царскосельская коллекция». Со всеми этими работами можно ознакомиться на сайте Государственного каталога музейного фонда РФ (goskatalog.ru).
Работы мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР хорошо известны. Художники этой мастерской приглашались для росписей важнейших объектов того времени — павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Центрального театра Красной Армии, башни шлюзов канала Москва-Волга и т.п.
В 1947-1948 годах художники мастерской работали в клубе Болшевского машиностроительного завода (сейчас учреждение носит название МБУК Центр культуры и досуга «Болшево»), находящегося на территории современного Королева.
Здание является объектом культурного наследия регионального значения. Оно строилось в несколько этапов в последней четверти XIX века, использовалось как пачечная красильной фабрики «Франца Рабенека», то есть здесь товар упаковывался для отправки покупателям. По некоторым сведениям, еще до революции здесь располагалась библиотека для фабричных рабочих.
Ипп.1. Здание ЦКиД «Болшево» — «Королевский гид»
В 1917 в здании был организован клуб рабочей молодёжи «Факел» с духовым оркестром, драматическим кружком, и кружком тяжеловесов и атлетов.
По некоторым свидетельствам во время войны в здании клуба содержались немецкие военнопленные, работающие на предприятиях города. В 1945-47 годах в здании провели капитальный ремонт, и учреждение культуры возобновило свою деятельность. Фактически складской корпус, вероятно, служивший местом проживания пленных, претерпел серьезное обновление интерьеров.
Предположительно, именно в это время был конструктивно оформлен зрительный зал, смонтирована «дворцовая» лестница, появился лепной декор.
Согласно сведениям Е. Шунковой, приведенным в книге, посвященной Мастерской монументальной живописи, в клубе БМЗ были выполнены следующие росписи: Константин Эдельштейн, Серафим Павловский и Серафим Прусов выполнили фрески в фойе на тему «Города-герои», а Борис Петрович Чернышев — росписи по темам 800-летия Москвы и «Слава Русскому оружию».
Шункова указывает, что в зрительном зале была выполнена роспись плафона бригадой монументалистов: Сергей Романович, Екатерина Бе-
Ипп. 2. Общий вид стены театрального зала — «Коропевский гид».
лякова, Иван Соболев, Иван Свешников, Владимир Чернецов при участии Марии Спендиаровой.
В Государственной Третьяковской галерее в отделе рукописей мной был найден документ, подтверждающий работу С.М. Романовича в Болшево, а также уточняющий объем выполненных росписей (ф.165, ед.хр.74а, л.6, 6 об.). Это собственноручно написанный в 1950 году «Список основных работ монументального характера художника Романовича Сергея Михайловича», где значится: «Роспись театрального зала, фойе, вестибюля клуба Болшевского машиностроительного завода — фрески, темпера».
Этот документ позволяет сделать выводы о значительном большем объеме работ и уточнить место расположения росписей. В автобиографии Романович не упоминает роспись плафона.
Также в фондах Третьяковской галереи находится фотография, датированная 1947-1948, и атрибутированная как сделанная в Болшево (ф.165, ед.хр.855, л.2). На фотографии можно увидеть С. Романовича, М. Спендиарову, И. Свешникова.
К сожалению, фотография, скорее всего, была сделана в студии, на ней нет никаких подтверждений болшевской локации. Однако, вероятность этого довольно высока.
Обнаруженные эскизы С.М. Романовича к росписям в театральном зале совершенно точно говорят об их месте расположения — на стенах зрительного зала.
На данный момент обнаружены 3 типа эскизов.
Первый тип — это большой эскиз, показывающий сюжеты из истории театра на стене зала. Его размер 150 на 60 см. Судя по очертаниям стены, можно предположить, что этот эскиз выпол-
Илл.3. Список работ — из фондов Государственной Третьяковской галереи.
Илл. 5. Эскиз росписей при первоначальном конструктивном решении театрального зала — из коллекции Музейного объединения «Музеи наукограда Королева».
лы», «Сказки о царе Салтане», «Мефистофеля», античных произведений. Присутствуют сюжеты не «театральные», а «танцевальные» — «народный танец», «кавказский танец», «балет». Всего сохранилось 14 таких набросков. На этих набросках можно увидеть, как художник раздумывал над композицией, выбирал сюжеты, расположение и т.д.
Илл. 4. Фотография Романович, Спендиарова, Свешников — из фондов Государственной Третьяковской галереи.
нялся еще во время ремонта здания, когда решение по конструктивным особенностям зала еще не было окончательно принято. Сохранились подписи сюжетов — «Медведь», «Скоморохи», «Русалка», «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мертвые души».
Второй тип эскизов — первоначальные карандашные наброски отдельных сюжетов, выполненных автором на небольших фрагментах бумаги, а также три цветных акварели. Здесь мы видим новые сюжеты — из «Руслана и Людми-
Илл. 6. Карандашные эскизы — из коллекции Музейного объединения «Музеи наукограда Королева».
Третий тип сохранившихся эскизов находится в фондах Государственного музея «Царскосельская коллекция». Они представляют собой законченные акварели хорошего качества, вероятно, подготовленные для показа заказчику. Сюжеты на них пересекаются и с первым большим
эскизом, и с небольшими набросками. Особый интерес представляет эскиз стены с расположением сюжетов. В данной работе уже хорошо видно существующее конструктивное решение театрального зала с дверьми, пилястрами, лепниной и маскаронами над дверью.
РШ
_ЛС^^иТ_
Илл.7. Карандашные эскизы из коллекции фондов музея "Царскосельская коллекция"
Можно предположить, что именно в таком виде сюжеты были выполнены в специальных неглубоких нишах. Возможно, эти ниши специально были предусмотрены для росписей. Судя по акварелям, роспись должна была располагаться в верхней трети ниши, возможно на белом фоне, фон остальных стен — салатовый.
и средневековые актеры свободны от ложной классики канонических поз».
Действительно, легкие воздушные фигуры создают особое настроение. Они очень естественны в своих движениях, при этом хорошо узнаваемы.
Всего в зале 14 ниш, меньше, чем сюжетов на эскизах. Такое количество может говорить, по крайней мере, о двух вариантах ситуации. Либо были предложены «резервные» сюжеты — на выбор заказчика, либо росписи предполагалось разместить еще где-то, например, в коридоре на наружной стене театрального зала.
Как правило, исследователи творчества Сергея Михайловича Романовича основное внимание уделяют его философским и библейским сюжетам. «Театральные» истории до сих пор не становились предметом пристального изучения. Однако, в этих небольших живых картинках внимательных зрителей могут ожидать интереснейшие сюрпризы.
Сюжет «Скоморохи» представлен на всех трех типах эскизов. Александр Иншаков в монографии «Сергей Михайлович Романович. Искусство и жизнь» обратил внимание на костюм левой фигуры рисунка.
Илл. 8 Эскизы из фондов музея "Царскосельская коллекция"
Кроме вышеперечисленных сюжетов на акварелях представлены еще сцены из «Гамлета», «Ревизора», возможно, одной из пьес Мольера, античных произведений.
Интересно замечание Надежды Плунгян, исследователя творчества С.М. Романовича: «Стоит взглянуть на его эскизы росписей зрительного зала в заводском клубе г. Болшево (1947-1948 гг.), где подвижные фигуры сплетаются в мифологически визионерских композициях, а скоморохи
Илл. 9 Эскизы из фондов музея "Царскосельская коллекция"
На красном фоне кафтана скомороха просматривается синее солнце. Это не что иное, как знак — «цитата» из творчества любимого Романовичем художника Михаила Федоровича Ларионова. Знакомство художников произошло еще до революции, а дружба и переписка длилась всю жизнь. Ларионов создавал декорации и эскизы костюмов для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Одноактный балет «Полуночное солнце» в постановке Л.Ф. Мясина на музыку Н.А. Римского-Корсакова к опере «Снегурочка» был поставлен в 1915 году в Женеве. Ларионов дал название балету — «Полуночное солнце», выступил не только художником, но и фактически соавтором постановки балета. Яркий красно-оранжевый костюм бога Ярилы, выполненный по эскизам Ларионова, на груди имеет стилизованное солнце — лицо в лучах с глазами, носом и зубастой улыбкой.
Спустя 30 лет на рисунке Романовича по миру идет уже не бог Ярила, а скоморох, на его красной рубахе — синее, действительно «полуночное» солнце.
Вряд ли такую сложную символику могли распознать заказчики на заводе, так что можно надеяться, что роспись все-таки была выполнена в соответствии с авторской идеей.
Возможно, при более внимательном рассмотрении других сюжетов искусствоведы смогут обнаружить другие секреты, вплетенные в рисунки Сергеем Михайловичем Романовичем.
В коллекции Царскосельского музея находятся акварели с эскизами для росписи плафона. На них, скорее всего, также изображены сцены из спектаклей. Были ли выполнены эти росписи — остается под вопросом. Возможно, роспись плафона осуществляли другие художники, с кем обычно сотрудничал С.М. Романович. Или роспись плафона предполагалась, но не была реализована.
Илл. 10. Ларионов — Эскиз костюма бога Ярилы «Полуночное солнце» — из открытых источников интернета.
Илл. 11 Эскизы из фондов музея "Царскосельская коллекция"
Так же в коллекции имеется несколько вариантов художественного оформления стен с цветочным фризом в верхней части. Цвет стены также салатовый. Салатовый цвет также присутствует в эскизах плафона, что может служить подтверждением единого художественного замысла оформления театрального зала.
К сожалению, время не пощадило росписи театрального зала. При последующих ремонтах ниши были покрашены в белый цвет. И только специалисты-реставраторы смогли бы выяснить, сохранились ли росписи под слоем краски.
щих реставрационных работ необходимо предусмотреть раскрытие и реставрацию росписей и включение интерьеров в предмет охраны. Необходимо приложить все силы, чтобы город мог обрести работы ведущих художников-монументалистов времени, ознаменованного великой Победой.
Илл.12. Отслаивающаяся краска в галерее — «Королевский гид».
Надежду на это дает факт того, что в галереях второго этажа, окружающих театральный зал, под отслаивающейся краской отчетливо видны следы росписей. Безусловно во время предстоя-
Список литературы
Мельникова О.И. Советский дом культуры: к вопросу об авторах росписи интерьеров клуба машиностроительного завода в Болшево. // Культурное наследие России. 2022, №2. С.16.
Шункова Е. В. Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 1935-1948. Москва, 1978.
Иншаков А.Н. «Сергей Михайлович Романович. Искусство и жизнь». Издательства БукМарт. 2022.
«Романович С. М. "Живопись и графика 1894-1968"». Вступительная статья Надежды Плунгян. Издательство "Галарт". 2012.
S.M. ROMANOVICH. MURALS OF THE THEATER HALL MACHINE-BUILDING PLANT CLUB IN BOLSHEVO IN 1947-1948
Melnikova O. I.
Member of the Korolev Local History Society named after B.Ya.Yezhov
Head of the Korolev Guide Project Korolev ave., d 3d, kv 104, Korolev MO, RF, 141070
Abstract
The article discusses the project of murals made in 1947-48 by the Monumental Painting Workshop in the club of the Bolshevo Machine-Building Plant (BMZ). The author pays special attention to Sergey Mikhailovich Romanovich's sketches for the theater hall of the club.
Sketches of frescoes and murals in BMZ club are provided as illustrations for the article. A number of sketches are published for the first time. Subsequently, the murals were painted over. The author raises the question of the need for careful restoration of the interiors of the building, which is an object of cultural heritage of regional significance. Keywords
The object of cultural heritage, Restoration, Bolshevo, Club, House of Culture, Bolshevsky Machine-building Plant, Monumental painting, Graphics painting.