ГОРЛОВА Ирина Ивановна
доктор философских наук, профессор, директор Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева,
Краснодар, Россия Irina I. A. GORLOVA Dr. Sci. (Theory and History of Culture), Prof., Director, Southern Branch of Russian Research Institute for Cultural and NaturalHeritage, Krasnodar, Russia [email protected]
С думой о России
Рец. на книгу: Сопова А. С. Медийная публицистика . И. Солженицына начала XXI века. Монография. Краснодар: Экоинвест, 2016. 187 [1] с. ISBN 978-5-94215-319-9.
With the Thought about Russia
Review of the book: Sopova, A. S., Mediynaya publitsistika A. I. Solzhenicyna nachala XXI veka (Media Journalism of Alexander Solzhenitsyn in the Beginning of the 21th Century),
Krasnodar: Ekoinvest, 2016, ISBN 978-5-94215-319-9, 187 [1] p.
В рецензии анализируется монография, посвященная медийной публицистике А. И. Солженицына, создававшейся в период с 2000 по 2008 годы, которая стала его художественным и политическим завещанием соотечественникам. Предметом рассмотрения автора и соответственно рецензента становятся феномен публицистики А. И. Солженицына в культуре начала XXI века, системность, а также текстообразу-ющие свойства медийных публицистических текстов писателя. Особое внимание уделено духовно-нравственным ориентирам поздней публицистики классика, коммуникативным стратегиям его текстов, смыс-лопорождающим и речевым стратегиям писателя в интерпретации и оценке его творчества молодым кубанским исследователем. Рассмотрены републикации ранних программных статей А. И. Солженицына в 2009-2014 годах и их восприятие в постсоветском дискурсе.
Ключевые слова: А. И. Солженицын, медийная публицистика, стилевые и жанрообразующие признаки публицистических текстов, рецепция авторской индивидуальности, системность медийных текстов, многогранность дискурса, коммуникативная стратегия текстов.
The author analyzes the monograph on media journalism by A. I. Solzhenitsyn, created in the period from 2000 to 2008, which became his artistic and political testament to the nation. The subject of the author and the reviewer is the phenomenon of the journalism of A. I. Solzhenitsyn in the culture of the early twenty-first century, systematic, and text forming properties of the media journalistic texts of the writer. Particular attention is paid to the spiritual and moral orientations of the late journalism of the classic, the communicative strategies of his texts, the meaning-generating and speech strategies of the writer in interpreting and evaluating his work by a young Kuban researcher. The re-publication of A. I. Solzhenitsyn's early programming articles in 2009-2014 and their perception in post-Soviet discourse are considered.
Keywords: A. I. Solzhenitsyn, media journalism, genre and the stylistic characteristics of journalistic texts, the reception of the author's individuality, consistency of media texts, the diversity of discourse, communicative strategy texts.
и. и. горловя • с думой о России
В преддверии 100-летия со дня рождения Александра Исаевича Солженицына, которое мы будем отмечать в будущем году, в Краснодаре вышла монография, посвященная медийной публицистике этого выдающегося русского писателя. Нет сомнения, что юбилей общепризнанного классика мировой литературы будет широко отмечаться на Юге России и Северном Кавказе, ведь с нашими краями Солженицына связывает многое как в жизни, так и в творчестве. В солнечном Кисловодске 11 декабря 1918 г. будущий нобелевский лауреат появился на свет, в местном храме Святого Целителя Пантелеймона он был крещен, в богатой кубанской экономии деда по матери З. Ф. Щербака (ныне город Новокубанск) прошли его ранние детские годы. В советское время о происхождении и предках Александра Исаевича было написано множество небылиц, целью которых являлось очернение имени мужественного писателя. Теперь мы знаем, что это были талантливые, трудолюбивые русские люди, и их относительное богатство было нажито энергией и трудолюбием, природной смекалкой и умением ладить с людьми. С Ростовом-на-Дону и Новочеркасском накрепко связаны отрочество и студенческая юность писателя. Сегодня на Кавказе память о великом писателе берегут и пропагандируют его творчество два мемориальных музея, создававшихся при деятельной поддержке самого писателя, его семьи и друзей.
Для того чтобы взяться за изучение творчества такого титана мысли, философа и художника, нужна определенная смелость. Ведь об Александре Исаевиче к настоящему времени написано огромное количество работ. Тут и монографии, и сборники коллективных трудов, и материалы научных конференций различного уровня. Библиография, посвященная писателю, насчитывает несколько тысяч публикаций на всех основных мировых языках. Так что молодым исследователям приходится соревноваться в искусстве интерпретации такого сложного культурологического явления, как художественный мир А. И. Солженицына, ни много ни мало, а с самим Ж. Нива в купе с Л. Копелевым, Г. Вишневской, Р. Орловой, Д. Паниным, Л. Чуковской и другими современниками Александра Исаевича, отлично знавшими не только его литературные труды, но и самого писателя лично. Многим из них в годы гонений он без раздумий доверял судьбу неопубликованных рукописей, а порою
и саму жизнь. Значит, знаем все? Не будем спешить с такими обобщениями. Ибо даже такой знаток темы, как автор почти тысячестранич-ного труда о писателе в знаменитой серии ЖЗЛ историк литературы Людмила Сараскина предисловие к своему исследованию заканчивает словами: «Нынешнему столетию предстоит заново открывать тайный смысл уроков минувшего века, а значит - разглядеть и понять тайные знаки судьбы Солженицына. Тяжкий труд познания только начинается» [1, с. 13]. Так что писать можно и нужно, но писать по-своему, находя новые точки обзора, неизученные аспекты и перспективные в дискуссионном плане направления.
Найти такое направление в солженицеве-дении, на наш взгляд, удалось автору рецензируемой монографии. Медийная публицистика, создававшаяся писателем после его возвращения на родину, до А. С. Соповой еще не становилась предметом специального монографического рассмотрения. При этом мы имеем не традиционный исторический труд, описывающий, как это было, а аналитический, в котором анализ публицистики, писавшейся гениальным мыслителем как бы на злобу дня, становится основой для ценных теоретических обобщений о природе, специфике, методах и жанрах современной журналистики в целом.
В своей монографии А. С. Сопова подчеркивает, что речь идет именно о медийной журналистики, писавшейся для прессы в режиме онлайн, под впечатлением текущих событий, ибо ей важно понять, как с такой сознательной установкой на задачи сегодняшнего дня писатель умудряется оставаться большим художником, философом и нравственным учителем.
Монография состоит из трех частей. В первой главе исследуется феномен публицистики А. И. Солженицына в культуре XXI в. Дана характеристика идейной направленности текстов писателя, которая по-прежнему вызывает горячие споры сторонников и противников. Одни упрекают писателя в участии в развале СССР, другие рассматривают критику тоталитарного строя как часть его позитивной программы, без чего немыслимо поступательное движение России вперед. Неоднозначно были встречены высказывания писателя по национальному вопросу, особенно в условиях продолжающейся суверенизации бывших советских республик. Писателя подозревали в излишней имперскостии и
книжное ревю: рецензии и обзоры
как следствие - в предательстве демократических идеалов.
Во второй главе впервые в отечественном литературоведении рассматривается системность медийных публицистических текстов художника слова. Исследуется его проекцион-но-ретроспективный анализ проблем общества и политики. Дается анализ основных идей публицистики А. И. Солженицына в медийной рецепции 2009-2014 гг. (феномен осуществленного будущего).
Проблемы многогранности дискурса, механизмы диалога и внутренней рефлексии, коммуникативные стратегии текстов, смыслопо-рождающие и речевые стратегии писателя, их текстообразующие свойства составляют содержание третьей главы исследования.
Заканчивается монография библиографическим списком газетно-журнальных публикаций А. И. Солженицына за 2000-2014 гг., что позволит читателю при желании легко найти заинтересовавший его текст. Из всех жанров библиографии А. С. Сопова выбрала, кажется, самый функциональный и полезный, хотя легко можно было впасть в соблазн приложить к своему труду максимально приближенный к полноте перечень всего написанного писателем и публикаций о нем.
В наше время, рецензируя гуманитарный труд, принято не в последнюю очередь оценивать также его воспитательную значимость. Думается, в нашем случае она очевидна. Монография А. С. Соповой может служить не только
Использованная литература:
1. Сараскина Л. Солженицын. М.: Молодая гвардия, 2009.
2. Сопова А. С. Медийная публицистика А. И. Солженицына начала XXI века. Монография. Краснодар: Эко-инвест, 2016.
добротным учебным пособием для студентов, изучающих литературоведение и журналистику. Образ писателя, созданный на страницах книги, его мысли, дела, грандиозные проекты будут учить студенчество патриотизму, высокой гражданственности, мужеству в отстаивании тех истин, которые он считал для себя единственно правильными. Брошенный когда-то литератором клич «Жить не по лжи!», выраженный в ней простой и высокий смысл, наверное, мог стать той национальной идеей, которую мы все еще ищем и никак не можем найти. К такому выводу приходишь после знакомства с монографией «Медийная публицистика А. И. Солженицына начала XXI века».
В заключение необходимо сказать, что автор книги, молодой исследователь А. С. Сопова не является штатным сотрудником Института Наследия, но с Южным филиалом ее связывает участие в ежегодных научных конференциях. Более того один из наших сотрудников профессор В. К. Чумаченко выступил официальным оппонентом на защите ее кандидатской диссертации, а затем согласился быть и редактором данной монографии. Вот почему мы посчитали возможным снабдить данное издание нашим грифом. Планируем поддерживать такие публикации и впредь, если обращающиеся к нам с предложениями о сотрудничестве молодые авторы будут активно участвовать в проектах Южного филиала Института наследия, стремиться не на словах, а на деле к ассоциированному членству в нашем творческом коллективе.
References:
1. The Art of Self-Knowledge. Yoga and Vedanta in the Teaching ofSwami Jyotirmayananda, Afanasyev, V. P., Comp., Transi., Moscow: Amrita-Rus, 2017.
2. Sopova, A. S., Mediynaya publitsistika A. I. Solzhenicyna nachala XXI veka (Media Journalism of Alexander Solzhenitsyn in the Beginning of the 21th Century), Krasnodar: Ekoinvest, 2016
Полная библиографическая ссылка на статью:
Горлова, И. И. С думой о России [Электронный ресурс] / И. И. Горлова // Наследие веков. - 2017. - № 1. - С. 76-78. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/04/2017_1_Gorlova.pdf (дата обращения дд.мм.гг). - Рец. на кн.: Сопова А. С. Медийная публицистика А. И. Солженицына начала XXI века. - Краснодар: Экоинвест, 2016. - 187 с.
Full bibliographic reference to the article:
Gorlova, I. I., S dumoy o Rossii (With the Thought about Russia), Review of the book: Sopova, A. S., Mediynaya publitsistika A. I. Solzhenicyna nachala XXI veka (Media Journalism of Alexander Solzhenitsyn in the Beginning of the 21th Century), Krasnodar: Ekoinvest, 2016, Nasledie Vekov, 2017, no. 1, pp. 76-78. http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2017/04/2017_1_Gorlova.pdf. Accessed Month DD, YYYY.