Научная статья на тему 'Рынок труда Саратовской области в условиях кризиса: состояние и меры стабилизации'

Рынок труда Саратовской области в условиях кризиса: состояние и меры стабилизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда Саратовской области в условиях кризиса: состояние и меры стабилизации»

ЯХВАРОВА Е.В.

Рынок труда Саратовской области в условиях кризиса: состояние и меры стабилизации

Высокая неоднородность экономического пространства России обуславливает существенные межрегиональные различия на рынке труда, которые усилились в период финансово-экономического кризиса. Российские регионы отличаются разной степенью восприятия макроэкономических факторов, воздействующих на рынок труда. Сейчас вместо единого российского рынка труда сформировались региональные сегменты, дифференцированные по уровню, источникам и факторам безработицы.

Региональным рынкам труда (в том числе и рынку труда Саратовской области) не удалось избежать влияния резкого сокращения совокупного спроса, последовавшего за кризисом, что имело негативное воздействие на уровень занятости. Кроме того, в период затяжного выхода из кризиса, под влиянием таких факторов как новая структура цен, обострение конкуренции на внутреннем и мировом рынкам, субъекты РФ столкнулись с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, в том числе трудовых.

В докризисный период рынок труда Саратовской области стабилизировался и находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей. Положительные перемены на рынке труда характеризовались ростом занятости и снижением уровня регистрируемой безработицы. Однако мировой финансовый кризис оказал свое влияние в конце 2008 года и на экономику Саратовской области. Положение трудовых ресурсов на рынке труда области существенно изменилось. Многие категории работников, которые ранее считались конкурентоспособными, стали невостребованными на региональном рынке труда, уже не говоря о тех, кто в докризисный период не имели конкурентных преимуществ.

С ноября 2008 года (когда безработица была минимальной) численность граждан, имеющих официальный статус безработного, увеличилась на 16,1 % и составила на конец декабря 2008 г. 18 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы возрос за ноябрь-декабрь 2008 г. с 1,2 до 1,3 % (по Российской Федерации - с 1,7 до 2,0 %). На регистрируемом рынке труда отмечалось серьезное снижение спроса на рабочую силу. Если на начало 2008 года банк данных органов службы занятости содержал информацию о 19,2 тыс. вакансий, то к концу 2008 года их количество уменьшилось до 11,1 тыс. Причем основное снижение потребности (на 6,5 тыс. единиц), происходило в ноябре-декабре, когда многие предприятия приостановили прием кадров и отозвали вакансии, заявленные ранее.

В 2009 году тенденция уменьшения потребности в кадрах сохранилась. На конец декабря 2009 года в Саратовской области численность безработных, состоящих на учете в службе занятости, составила уже 26 тыс. 860 чел., уровень безработицы - 2% (по России - 2,7%). Каждый третий безработный гражданин проживает

в г.Саратове. Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости г. Саратова - 8 тыс. 940 чел., уровень безработицы - 1,7%. Из числа уволенных с предприятий 26 % составляют ранее работавшие в обрабатывающем производстве, 17 % - в торговле и бытовом обслуживании, 12 % - в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг, 8 % - в строительстве. В режиме неполной занятости работает 27,8 тыс. человек. В простое по инициативе администрации находится 3,1 тыс. человек. В режиме неполного рабочего дня работает 12,2 тыс. человек. Неполную рабочую неделю работает 12,5 тыс. человек [1].

На начало марта 2010 г. в базе данных службы занятости региона зарегистрировано 28692 незанятых граждан, ищущих работу; 13851 - свободных рабочих мест (вакантных должностей) на предприятиях [2]. Как видим, предложение рабочей силы по-прежнему существенно превышает спрос работодателей.

Характеризуя рынок труда Саратовской области в современных условиях, можно сказать, что одной из наиболее острых проблем (не только в период кризиса, но и в докризисный период) является структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Главным тормозом развития областной экономики (на фоне существующей безработицы) является дефицит кадров. Такая несбалансированность сложилась на местном рынке труда: с одной стороны, огромная армия безработных; с другой - нехватка квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики. В частности, для промышленных предприятий характерен недостаток таких кадров, как токарь, фрезеровщик, наладчик станков и оборудования в механообработке, слесарь и т.д. Строительные организации испытывают дефицит в каменщиках, малярах, штукатурах, слесарях по строительно-монтажным работам, машинистах кранов, машинистах дорожных и строительных машин и др. То есть на региональном рынке труда наиболее востребованы те работники, которые были не нужны еще совсем недавно. Наиболее активно развивающиеся производственные отрасли энергетики требуют инженеров-теплотехников, теплоэнергетиков, высок спрос на инженеров-программистов и системотехников. По прогнозам специалистов, в ближайшее время не снизится интерес работодателей к программистам, системным администраторам и другим труженикам «компьютерного цеха». Наибольшее снижение потребности ожидается на специалистов по экономике, управлению, бухучету, финансам, менеджменту, т.е. тех, чьи профессиональные группы являются наиболее многочисленными на регистрируемом рынке труда и до кризисного периода были вполне конкурентоспособными.

Одна из острейших проблем сегодняшнего дня - занятость молодежи. Известно, что группа молодежи является сегментом рынка труда, для которого как в условиях кризиса, так и в период экономического роста характерна высокая безработица, в связи с недостаточными конкурентными преимуществами. В 2008 году только 39% выпускников саратовских высших учебных заведений, обратившихся в службу занятости, нашли себе работу. За первое полугодие 2009 года из 18,5 тыс. молодых людей, состоящих на учете в центрах занятости, трудоустроено 11,6 тыс. че-

ловек (63%), профориентационные услуги получили 10,5 тыс. человек, 1,7 тыс. молодых специалистов направлены на переобучение.

Главная проблема трудоустройства молодежи - низкая конкурентоспособность в силу отсутствия опыта работы по специальности, что зачастую и является причиной отказа работодателя при устройстве молодого специалиста на работу. Конечно, в условиях кризиса помимо молодежи в сложных условиях оказываются все категории людей: на производстве идут значительные сокращения, многие предприятия останавливают производство или переходят на неполную рабочую неделю. В первую очередь попадают под сокращение сотрудники пенсионного возраста, но при этом, следует отметить, что они гарантированно получают пенсию, а рабочие со стажем имеют больше преимуществ для трудоустройства, чем молодой специалист.

Одной из причин дисбаланса на рынке труда является несоответствие уровня развития системы высшего, среднего и начального профессионального образования развитию региональной экономики. При этом региональная система образования ежегодно выпускает огромное число специалистов. Однако эффективного обеспечения отраслей экономики и социальной сферы области выпускниками не наблюдается в силу ряда причин.

Во-первых, отсутствует адекватная система мониторинга и прогнозирования потребности экономики области в трудовых ресурсах. Это приводит к значительным диспропорциям в подготовке кадров по уровням образования и секторам экономики. По оценочным прогнозам, в ближайшие 5 лет, по мере выхода из кризиса, наибольший спрос будет на специалистов с начальным профессиональным образованием - 62,4 %, значительно меньший на специалистов со средним профессиональным образованием - 13,7 %, и высшим - 23,9 %. В отраслевом разрезе потребность составит: в промышленности - 30,4%, сельском хозяйстве - 13,6%, здравоохранении - 10 %. При этом, доля выпускников учреждений НПО в общей структуре выпуска профессиональных учебных заведений составляет только 27 %, среднего профобразования - 30 %, вузов - 43 %.

Вторая проблема - неблагоприятная демографическая ситуация в сочетании с падением престижа рабочих профессий и их привлекательности для молодежи. В силу демографических причин к 2012 году общее количество учащихся областных учреждений начального профессионального образования уменьшится на 35 %.

Третья причина - недостаточное качество подготовки выпускников учреждений профессионального образования, что заведомо делает их неконкурентоспособными на рынке труда. К примеру, три четверти выпускников, обучавшихся по программам НПО, имеют 3-й квалификационный разряд, в то время как работодателям необходимы квалифицированные рабочие 4-6 разрядов. Низкое качество подготовки, в свою очередь, связано с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы областных учреждений НПО. Плюс ко всему, устаревшие образовательные программы и нехватка технологий, разработанных с участием работодателя, а также недостаточная укомплектованность учебных заведений педагогическими кадрами (77 % от потребности). Одной из основных причин такого со-

стояния кадрового потенциала является низкий уровень заработной платы, не позволяющий привлекать подготовленных специалистов, в том числе квалифицированных мастеров производственного обучения, имеющих опыт работы на предприятиях.

В значительной степени проблемы качества трудовых ресурсов и структуры подготовки кадров связаны с отсутствием эффективных механизмов привлечения работодателей к формированию заказа на подготовку специалистов, организации профессионального обучения, вложению ресурсов предприятий в развитие профобразования.

Таким образом, процессы, происходящие сегодня на рынке труда региона, таят в себе угрозы для развития трудовых ресурсов Саратовской области в период выхода из кризиса и перехода к инновационной экономике. Все эти проблемы должны решаться комплексно с участием органов местного самоуправления, ФГСЗН в тесном сотрудничестве с работодателями, учебными заведениями, студенческими кадровыми агентствами.

Модернизация системы образования должна идти в направлении увеличения доли выпускников, обучавшихся по программам повышенного уровня (4 разряд), увеличения доли образовательных программ, сформированных с участием и при финансировании работодателей. Существующий на рынке труда дисбаланс между спросом и предложением в профессионально-квалификационном разрезе требует не только изменения подходов к обучению, но и смены установок у работодателей в области кадровой политики, повышения их заинтересованности в эффективном использовании молодых специалистов. Для трудоустройства молодежи на рынке труда необходимо квотирование рабочих мест на предприятиях, т.е. установление минимального количества рабочих мест для молодых специалистов, которых работодатель обязан трудоустроить в организации. Это даст возможность молодежи реализовать себя в своей профессии, повысить свои квалификационные способности.

В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда области Министерством занятости, труда и миграции Саратовской области определены основные задачи в сфере занятости - это социальная поддержка граждан в период потери работы, содействие временной занятости работников, находящихся под угрозой массового высвобождения, путем организации общественных работ. Основные усилия министерства в прошедшем 2009 году были сосредоточены на реализации антикризисных мер на рынке труда и обеспечении занятости. В результате принятых мер удалось сдержать рост безработицы, а с мая 2009 года добиться снижения численности безработных. Каждый третий работник, предполагаемый к высвобождению, сохранил свое рабочее место. При содействии службы занятости трудоустроено около 103,5 тысячи граждан, на профессиональное обучение направлено 9,2 тысячи, опережающее обучение прошли 3,5 тысячи человек, находящихся под риском увольнения. 2,3 тысячи безработных получили субсидии на открытие собственного дела, на временные работы трудоустроено почти 13 тысяч подростков. 54 тысячи

человек приняли участие в общественных работах, из них 70 % - работники предприятий, находящиеся под риском увольнения.

Одной из мер стабилизации ситуации на региональном рынке труда является опережающее обучение. В этом случае без прерывания трудовых отношений с работодателем работнику предлагается повысить квалификацию или пройти обучение по той профессии, которая будет востребована, когда кризис закончится. Безусловно, трудно прогнозировать, как сложится ситуация в ближайшей перспективе, тем не менее более высокая квалификация работника или новая профессия сделают его более конкурентоспособным и помогут остаться на предприятии, найти рабочее место при перепрофилировании или трудоустроиться в другом секторе.

Другой антикризисной программой являются общественные работы. В последние годы понятие общественных работ существенно изменилось: кроме неквалифицированных в их разряд вошли работы, требующие специальной квалификации, профессиональных знаний и навыков. В 2009 году, в отличие от прошлых лет, в общественных работах принимали участие работники предприятий, находящиеся под угрозой массового увольнения. Предприятиям, работающим в режиме неполной занятости, отдавалось предпочтение при организации общественных работ.

Общественные работы в Саратовской области имеют социально значимую направленность, поэтому приоритет в их организации отдается созданию временных рабочих мест на объектах жилищно-коммунального хозяйства, на производственных предприятиях, в сфере строительства, в том числе дорожного, в сельском хозяйстве, на транспорте. За время участия в общественных работах безработным гражданам может быть оказана материальная поддержка и выплачено пособие по безработице.

Благодаря участию в программе руководителям предприятий удалось сохранить трудовые коллективы, сократить численность безработных граждан и тем самым снизить социальную напряженность в области [3].

В 2010 году планируется изменить направления расходования денежных средств в сторону увеличения объемов финансирования программ самозанятости, стажировок, опережающего обучения. Вместе с сокращением неполной занятости будет сокращаться объем программы общественных работ, но при этом будет сохранена их социальная направленность. Основная задача 2010 года - создание постоянных рабочих мест. В этом году будут открываться новые производства, в связи с этим появятся 3417 новых рабочих мест. Около 3 тысяч человек могут быть трудоустроены в сфере малого бизнеса, получив гранты на открытие собственного дела.

На сегодняшний день важной задачей является выстроить взаимодействие с министерствами инвестиций, экономического развития и торговли, промышленности и энергетики, образования, увязать программы занятости с отраслевыми программами, влияющими на социально-экономическое развитие области, отдельных территорий, поддержку предпринимательства.

Литература

1. Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области подвело итоги работы за 2009 год // www.sarbc.ru; 2. www.trudinform.ruhttp://www.trudinform.ru; 3. Общественные работы - альтернатива безработице и шанс для развития экономики // Новые времена в Саратове. - 2009. - № 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.