Научная статья на тему 'Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс?'

Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4486
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс?»

ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

И. ИВАНОВА, доцент Поволжская академия государственной службы

В последнее время все чаще говорят о том, что система профессионального образования должна удовлетворять постоянно изменяющимся потребностям рынка труда в специалистах. Ситуация образовательного пространства показывает другую тенденцию - выбор специальности и учебного заведения зачастую не связывается с последующим трудоустройством (или ориентирован лишь частично). В этом, на наш взгляд, и заключается проблема: рынок труда требует от образования удовлетворения своих социально-экономических потребностей в квалифицированной рабочей силе, а рынок образования удовлетворяет личностные потребности индивидов в получении образования.

Насколько актуальна необходимость совместить потребности общества и индивида в сфере труда и образования, какой уровень образования должен быть ориентирован на запросы общества, а какой - на потребности личности, или же рыночные отношения предполагают субъектную направленность конкретной сферы общественной жизни на получение собственных выгод?

На наш взгляд, необходимо проанализировать не только собственно профессионально-квалификационный дисбаланс рынка труда, но и разобраться в преобразованиях, происходящих в системе образования как социальном институте, позволяющих удовлетворять или не удовлетворять актуализированные социальные и

Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс?1

личностные образовательные потребности.

Причинами ухудшения структуры, состава и качества человеческого фактора, сказавшегося на результатах экономической деятельности, являются падение реальной заработной платы, рост удельного веса теневых источников денежных доходов, снижение трудовой мотивации. Проблему актуализирует сдвиг экономики в сторону добывающей промышленности, отраслей, связанных с первичной переработкой природных ресурсов. Как следствие этих процессов возрастает потребность рынка труда в низкоквалифицированном персонале, занятом на устаревшем оборудовании (в промышленности износ основных фондов по крупным и средним предприятиям составил к 2000 году около 55%, а средний возраст оборудования - более 15 лет) [1].

К проблемам региональной экономики добавляется отсутствие на федеральном и региональном уровнях промышленной, инвестиционной и структурной государственной политики и сильная сегментация, с нарастанием тенденции к дальнейшей дифференциации отдельных субъектов РФ по уровню социально-экономического развития. Отмеченные явления, на наш взгляд, являются типичными признака-

1 Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке программы Европейского университета в Санкт-Петербурге «Развитие социальных исследований образования в России» и Фонда Спенсера (США).

ми кризисного состояния системы рабочих мест и занятости.

Прогнозируя дальнейшее развитие рынка труда и его структуры, можно с достаточным основанием утверждать, что при сохранении отмеченных тенденций к 2010-2015 годам использование персонала в качестве основного фактора устойчивого экономического роста потеряет свою актуальность. Ситуация осложняется демографическим спадом (если в 1992 году в возрасте до 20 лет регистрировалось 3,6% постоянного населения, то в 2000 году - менее 1,5%) [2], а следовательно, и резким (более 50%) сокращением числа учреждений образовательной системы в перспективе на ближайшие 10 лет.

Динамика структурных сдвигов на рынке труда позволяет сделать вывод о приоритете физического труда и связанных с ним рабочих специальностей перед умственным трудом, ориентированным на информационное обеспечение рынка товаров, услуг и поддержание функционирования субъектов экономических отношений. Подобное несоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг вызывает дополнительное давление на профессионально-квалификационную структуру занятости, когда происходит полная или частичная переподготовка специалистов в соответствии с реальным характером выполняемой работы, вне зависимости от предыдущего образования и квалификации.

В связи с устоявшимися технологиями и низкими темпами их замены и модернизации, нехваткой средств на техническое переоборудование предприятий и инвестиций складывается впечатление, что для выполнения должностных обязанностей вполне достаточно образования, полученного в средней школе и отчасти дополненного специальными знаниями на рабочем месте. Невостребованность высококвалифи-

цированных специалистов на открытом рынке труда вызывает их отток в теневой сектор экономики, о чем свидетельствует резкое сокращение их занятости в официальном секторе экономики. Так, в целом по России количество занятых в регистрируемой экономике за девять лет (с 1992 по 2001 гг.) сократилось на 11,7%, при этом диапазон региональных различий выходит на нижнюю границу (30% и более) [2].

Техническая отсталость системы рабочих мест в России трансформируется в неквалифицированную занятость, характеризующуюся высоким уровнем текучести (не менее 25% среднесписочного состава), экономической неэффективностью затрат работодателя на профессиональное обучение работников и устойчивостью воспроизводства. Частично сдерживающим фактором продолжает оставаться повышение образовательного уровня рабочей силы: доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием растет среди занятых и безработных. Частичность этого фактора объясняется снижением качества образовательного процесса, что выражается в ухудшении качества рабочей силы, впервые выходящей на рынок труда, длительности адаптации к трудовым функциям, высоком уровне текучести кадров, низкой ответственности и производительности труда.

В ближайшем будущем следует ожидать усиления дисбаланса спроса и предложения труда по уровню образования. Если принять во внимание низкие темпы изменения потребности экономики в профессионально-квалификационном разрезе и нынешний объем приема в высшие учебные заведения, то разрыв между спросом и предложением высококвалифицированных кадров может только усилиться. Стоит задуматься: либо система образования меняется слишком быст-

ро, либо рынок слишком долго перестраивается. С другой стороны, доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование, среди активного населения останется более или менее стабильной. Таким образом, дисбаланс будет усиливаться в основном за счет снижения доли лиц, не имеющих среднего специального или высшего образования и увеличения числа лиц, имеющих высшее образование, среди экономически активного населения.

Состояние рынка труда осложняет и тот факт, что в нашей стране не произошло перехода на новые принципы подбора персонала. Основное внимание все еще уделяется лояльности претендента на рабочее место к руководителю, личным связям, «корпоративности» с предыдущей должностью и характером выполняемой работы. Остаются невостребованными уровень квалификации, фундаментальность полученного образования, качество и результативность в достижении поставленных целей, подтвержденных на предварительном этапе и исключающих насыщение организации сотрудниками, которые не могут выполнять возложенных на них функций и одновременно не могут быть уволены с занимаемой должности (по субъективным причинам).

Итак, согласно произведенным оценкам, в настоящее время система подготовки и переподготовки кадров не отвечает требованиям создания и поддержания рационально сбалансированной структуры рабочей силы. Это приводит, прежде всего, к нерациональному использованию трудовых ресурсов, созданию потенциала внешней миграции и другим социальным последствиям. Кроме того, возникают излишние затраты на подготовку специалистов, которые не находят себе применения в экономике.

Выявляется очередной парадокс

дисбаланса: с одной стороны, работодатели нуждаются в специалистах, но не сотрудничают с учреждениями образования, с другой - образовательные заведения «перепроизводят» специалистов, которые становятся невостребованными на рынке труда. Все это свидетельствует о необходимости реформирования системы заказа (причем начиная с регионов, и здесь речь должна идти именно о государственном заказе) на специалистов. Однако государственные вузы сегодня отстаивают негласную, но на деле проводимую позицию: они не хотят сокращать число бюджетных учебных мест, но в то же время они не согласны с введением ограниченного числа платных мест: ведь в этом случае возникнет конкуренция между вузами, к которой они не готовы по ряду причин. В такой ситуации, безусловно, необходимы разработка и проведение комплекса мероприятий по совершенствованию и приведению системы образования (но только не всей!) в соответствие с потребностями отечественной экономики.

Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности не только выявления соответствия профессионально-квалификационной структуры свободной рабочей силы и рабочих мест с целью выработки механизма сближения рынка труда и рынка образования и уменьшения дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу в аспекте профессионального обучения. Актуальность приобретает и анализ самого рынка образовательных услуг, который, с одной стороны, удовлетворяет потребности личности в получении высшего образования и повышении образовательного уровня, а с другой -не удовлетворяет традиционную потребность рынка труда в соответствующих специалистах.

Традиционно процесс потребления

связывался с потребностью в пище, одежде, жилье. Но в современном обществе потребление меняет свой характер. Статус субъекта рыночных отношений позволяет нам расширить семантическое пространство потребления, предметов и образцов потребления, скоррелировать смысловую регуляцию нашей деятельности и поведения, систему ценностных ориентаций, что дает возможность рассматривать получение образования как процесс потребления предлагаемых на рынке образовательных услуг.

Трансформационные процессы систем социального сознания и поведения коснулись и систем воспроизводства ценностных структур общества в целом. Высшее образование уже не справляется с этой миссией и не служит источником зарождения и рекламации новых ценностей. По мнению Н.Е. Покровского, современные потребители образовательных услуг больше всего ценят в образовании «его доступность или «удобность», то есть максимальное сокращение физических усилий для получения искомого результата; экономическую усредненность и эффективность («платить меньше -получить больше»); упакованность учебных программ в яркие функциональные упаковки, облегчающие потребление «товара», в качестве которого выступают знания и умения; максимальную коммерческую реализуемость полученных знаний» [3].

Потребность в профессиональном самоопределении неразрывно связана с проблемой выбора дальнейшего жизненного пути. При этом одни удовлетворяют свою любознательность, получают удовольствие от самого процесса обучения, другие стремятся к получению образования из-за долгосрочных выгод. Такими выгодами могут выступать высокие заработки в будущем, возможность получения перспектив-

ной работы, престиж профессии или учебного заведения.

Потребности современного рынка труда зачастую - низкоквалифицированная рабочая сила, для которой не нужна серьезная подготовка. И если вся система профессионального образования будет строго следовать рыночным потребностям общества, это может привести к резкому снижению профессионального мастерства выпускников образовательных учреждений, квалификационного уровня подготовки и, в конечном итоге, к снижению культурного и образовательного потенциала страны. В таких условиях, несомненно, необходимо опережающее профессиональное образование. Но даже такой превентивный подход будет неэффективен, если мы имеем дело с долгосрочной тенденцией расширения сферы низкоквалифицированного труда.

На наш взгляд, жесткая ориентация подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования на потребности рынка труда не вполне оправдана. Само профессиональное образование может задавать «планку» требованиям рынка труда, формировать рынок, хотя, конечно, при этом необходимо знать и потребности самого рынка труда. В таком ракурсе проблемы становится очевидно, что различные уровни системы образования должны удовлетворять различные потребности - социальные или личностные.

На рынок труда специалист выходит со своим, очень специфическим «товаром» - профессией, уровнем квалификации, мастерством. На рынке труда он не может быть «непроданным» длительное время, потому что речь идет о профессиональной квалификации и знаниях, которые быстро устаревают. Поэтому, на наш взгляд, сегодня важным становится не овладеть престижной про-

фессией, и даже не определенной профессией, которая пользуется спросом на рынке труда, а достигнуть определенного образовательного и культурного уровня, овладеть определенными компетенциями, чтобы быть конкурентоспособным, а значит, качество «товара» будет соответствовать требованиям «потребителя» - рынка труда и работодателя. Из всего набора предлагаемых услуг на образовательном рынке в первую очередь овладеть определенными компетенциями помогает система высшего образования. Именно она в первую очередь удовлетворяет потребности индивида в повышении своего образовательного уровня.

Проведенное нами исследование среди школьников выпускных классов и их родителей2 показывает, что подавляющее большинство школьников планируют продолжить после окончания школы обучение, готовы пойти рабо-

тать - всего 3% опрошенных. По типам учебных заведений планы школьников разделились следующим образом: вуз - 85%, техникум - 6%, различные краткосрочные курсы - 4% и ПТУ - 1%. Данные нашего исследования коррелируют с исследованием ориентаций выпускников школ на продолжение образования и получение профессии, проведенным в Новосибирске [4].

2 Анкетный опрос школьников (343 чел.) и родителей (306 чел.) «Потребность в высшем образовании» - в рамках исследования оценки потенциала рынка платных образовательных услуг - проходил в апреле-мае 2003 г. в г. Саратове.

Исследователи указывают, что в течение 90-х годов усиливается ориентация старшеклассников на продолжение образования после окончания средней школы: 85% выпускников школ планируют поступать в различные высшие учебные заведения, причем преимущественно местные. Выезд на учебу в другой город для подавляющего большинства опрошенных в нашем исследовании также совершенно нереален, они планируют свое обучение в родном городе: в местные вузы предполагают поступать 76% респондентов.

Ориентация на средние специальные учебные заведения у выпускников Новосибирска чуть выше, чем в нашем исследовании (19% и 6% соответственно), что можно объяснить региональными особенностями (наличием и многообразием выбора учебных заведений различных уровней) и в какой-то мере

1

разницей проведения исследования во времени (табл. 1).

Интерес к высшему образованию обусловлен скорее потребностью в нем, чем его ценностью. Внутренняя осознанная ценность образования, желание повысить свой культурно-образовательный статус и потенциал еще не сформированы, так как само наличие высшего образования связано с «уважением в обществе» (22,8%), «перспективой продвижения по карьерной лестнице» (23,9%), статусным положением (19%), «много зарабатывать» (35%). «Мотив «получить знания, глубоко познать изучаемые предметы» присут-

Таблица

Ориентация школьников на продолжение образования

Учебное заведение Саратов, 2003, % Новосибирск, 2000, %

Вузы 85 86

Техникумы, ССУЗы 6 19

Профессиональные курсы 4 3

ПТУ 1

ствовал только у каждого десятого старшеклассника» [4] и примерно у каждого девятого респондента в нашем исследовании. При этом необходимо отметить, что 65% респондентов указывают на желание получать образование именно по данной профессии, так как для них (и это важно) «специальность интересна сама по себе».

Диплом об образовании представляет собой элемент общепризнанного и гарантированного символического капитала, действительного на любом рынке. Подтверждая официальную идентичность, диплом освобождает своего обладателя от участия в символической войне всех против всех и открывает перед ним общепринятый путь продвижения вверх [5].

На вопрос о том, согласны ли они с утверждением, что квалификация московских преподавателей выше, чем местных, саратовских, утвердительно ответили всего 22% опрошенных учащихся, тогда как почти 40% с таким утверждением не согласились, еще 40% затруднились сделать такую оценку.

Вопрос об отношении школьников к возможности получить высшее образование на платной основе имел скорее относительный характер. Естественно, сами школьники не принимают решений такого рода и, возможно, недостаточно ориентируются в реальных суммах и возможностях семьи, но мы исходили из предположения, что на эту тему были неоднократные разговоры в семье и школьники являются в данном случае зеркалом, отражающим обстановку и

настроения в семьях. Для подавляющего большинства родителей (84%) имеет значение характер вуза, государственный или частный. Отвечая на вопрос о возможности получения их детьми платного высшего образования, почти половина опрошенных не исключила этого (табл. 2). Высокий процент возможностей по получению платного образо-

вания отмечается и в исследовании Новосибирской экономико-социологической школы. Среди опрошенных школьников Новосибирска 53% ответили, что «если понадобится, обязательно воспользуются возможностью получить платное образование» [4].

Респондентам был задан вопрос о том, приходилось ли им слышать о поступлении в вузы на бесплатные бюджетные места, грубо говоря, за взятку. Как оказалось, практически все опрошенные школьники (90,9%) знают об этом, 4,3% ответили, что им не приходилось слышать об этом, 4,8 % затруднились что-либо вспомнить по этому поводу. Можно предположить, что готовность к обучению на платной основе в значительной степени обусловлена пониманием того факта, что бесплатное обучение по престижным, пользующимся общественным признанием специальностям в нашей стране практически невозможно. Все равно надо платить взятку за успешную сдачу вступительных экзаменов, причем размер этой платы сопоставим со стоимостью обучения, а иногда и существенно превышает ее. Практически все опрошенные родители (94,6%) слышали

Таблица 2

Возможность платного образования, %

нет возможно да трудно сказать

школьники 29,6 40,3 10,9 19,6

родители 41,7 36,8 6,4 15

разговоры о том, что за успешную сдачу вступительных экзаменов надо платить, 2,9% ответили, что впервые об этом слышат, а 2,5% затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос о том, считают ли они подобную практику чем-то плохим, либо это нормальное явление, резко негативную позицию заняли только 45% опрошенных школьников, явно одобрительную - около 7%, реакция остальных, можно сказать, философская: «Да, это нехорошо, но такова жизнь» (39,7%). Давая моральную оценку этому факту, родители настроены более резко, чем школьники, но связано это, скорее, с тем, что им не по силам платить, а с другой стороны, с пониманием уродливости сложившейся ситуации. Менее 5% дали положительную оценку этому явлению; 32,6 % родителей считают это реалией сегодняшней жизни.

Проблема профессионального образования в контексте согласованности рынка труда и рынка образовательных услуг, на наш взгляд, сегодня все более должна уделять (и уделяет) внимание удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Меняются функции института образования, и в результате ослабевает связь с социально-экономической потребностью общества. Эта потребность не воспринимается единственной и однозначной. Растущая в новой информационной культуре молодежь понимает, что для достижения успеха важное значение имеет инструментальная наполненность образования, поэтому возрастает потребность в образовании и повсеместно растет рынок основных и дополнительных образовательных услуг как неотъемлемой части образовательного заказа (и здесь заказ не государственный, а личностный). Образо-

вательный заказ при этом не ограничивается заказом рынка труда на специалистов, а дополняется заказом потребителей образовательных услуг, не всегда соотносящих потребность в образовании с последующей профессиональной деятельностью.

Ориентация на получение образования сегодня в большей степени удовлетворяет личностную потребность, чем социальную. Вместе с тем диплом свидетельствует, «сигнализирует» о том, что человек, преодолевший годы обучения, способен и трудиться качественно, и организовать свою производственную деятельность. Это тоже своего рода показатель и «сигнал» для рынка труда. Индивид стремится получить высокий уровень образования для того, чтобы иметь возможность дать такой «сигнал», причем лучшим «сигналом» является не просто диплом о высшем образовании, а диплом престижного вуза.

Похоже, система образования смогла быстро отреагировать на изменившиеся запросы и потребности индивидов и потому способна задавать «планку» требованиям рынка труда, формировать рынок, хотя, конечно, при этом необходимо знать и потребности самого рынка труда. В таком ракурсе проблемы становится очевидным, что различные уровни образования должны удовлетворять различные потребности - личности и общества. На наш взгляд, высшее образование как условие овладения определенными компетенциями, уровнем культурного и образовательного капитала целенаправленно стремится занять место базовой потребности и ценности для индивида. Этот уровень образования призван реально удовлетворять потребности индивида. Фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и удовлетворения социально-экономических потребностей обще-

ства и рынка труда в квалифицированных специалистах, на наш взгляд, способно и должно стать дополнительное образование, включая индивида в систему непрерывного образования.

Исправить ситуацию с дисбалансом спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, на наш взгляд, во многом призваны учреждения дополнительного профессионального образования, учебные центры, которые занимаются не только подготовкой, но и переподготовкой, повышением квалификации, а также профориентационной деятельностью. Именно эти учреждения должны наиболее оперативно реагировать на изменения в спросе на рабочую силу и включать индивида в систему непрерывного профессионального образования, которая, с нашей точки зрения, гораздо более эффективно, чем, например, госзаказ и уменьшение объемов рынка платных образовательных услуг, позволит сблизить позиции рынка труда и рынка образования.

Для решения этой проблемы необходимо повысить эффективность предоставления образовательных услуг в соответствии с потребностями рынка труда, увеличить конкурентоспособность в системе дополнительного профессионального образования. Учебные заведения послевузовского и дополнительного образования должны изучать конъюнктуру рынка труда, оценивать спрос на специалистов, отслеживать процесс трудоустройства выпускников и активно участвовать в этом процессе. При этом именно они, и в большей степени, чем система высшего образования, на наш взгляд, должны ориентироваться на структурные изменения в экономике, непосредственно влияющие на ситуа-

цию с занятостью. Учебные заведения поствузовской подготовки являются одними из важных агентов реализации активной политики занятости. Повышая уровень конкурентоспособности рабочей силы посредством выбора востребованных на рынке труда профессий и специальностей, включения в образовательный процесс интенсивных методов обучения, техник социально-психологической поддержки и сопровождения, а также взаимодействуя с работодателями, содействуя развитию предпринимательства, принимая участие в семинарах и программах, имеющих региональное и международное значение, они развивают тем самым социально-профессиональное пространство своего региона, что, в свою очередь, позитивно отражается на целостной социально-экономической ситуации.

Литература

1. Кузнецов С. Г. Прогнозирование спроса

на рабочую силу // Вопросы статистики. - 2001. - № 7. - С. 14.

2. Российский статистический ежегодник:

Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2001.

3. Покровский Н.Е. Российское общество в

контексте американизации (принципиальная схема) // Социс. - 2000. - № 6. -С.7.

3. Харченко И.И. Самоопределение моло-

дежи в трансформирующемся обществе: выбор жизненных стратегий, жизненные принципы и устремления // Россия, которую мы обретаем / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. - Новосибирск, 2003. - С. 689-713.

4. Бурдье П. Социальное пространство и

символическая власть //ТЬез18. Весна 1993. - Т. 1. - Вып. 2. - М., 1993. - С. 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.