Научная статья на тему 'Рынок непродовольственных товаров г. Зеленограда'

Рынок непродовольственных товаров г. Зеленограда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок непродовольственных товаров г. Зеленограда»

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 12 (94). 2004

Анна ИВАНОВА, Оксана ЛАЗОРКИНА

РЫНОК НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ г. ЗЕЛЕНОГРАДА

ВВЕДЕНИЕ

Основные цели работы:

1. Установить уровень потребления населением непродовольственных товаров и сравнить его с уровнем потребления 1999 г.

2. Выявить неудовлетворенный платежеспособный спрос населения на непродовольственные товары.

3. Определить предпочтения населения к месту приобретения определенных видов непродовольственных товаров.

Объектом исследования

являлись домашние хозяйства Зеленограда.

Предметом исследования

являлся уровень потребления определенных видов непродовольственных товаров.

Результаты данной работы могут быть приняты во внимание отечественными производителями непродовольственных товаров для организации их эффективного сбыта и оптимального уровня производства в соответствии с современными потребностями покупателей.

Концепция маркетингового исследования

После кризиса августа 1998 г. резко снизился уровень потребления населением непродовольственных товаров. На данный момент, по прошествии 6 лет после этого события, ситуация в корне из-

менилась. Важно знать, каков же сейчас этот уровень, чтобы не допустить существования неудовлетворенного платежеспособного спроса на рынке.

Кроме того, за последние 6 лет существенно изменилась структура розничной торговли. Появилось большое число торговых центров и комплексов, гипермаркетов и супермаркетов, предлагающих купить все сразу в одном месте. Поэтому покупатели приобретают товары не только в магазинах и на рынках. Следовательно, производителям важно знать, каковы предпочтения потребителей к месту покупки того или иного товара, чтобы правильно и эффективно организовать сбыт своих товаров.

Формулировка рабочих гипотез:

Гипотеза 1. По сравнению с 1999 г. непродовольственные товары в целом стали приобретаться чаще.

Гипотеза 2. У населения не возникает проблем с приобретением непродовольственных товаров.

Гипотеза 3. Мелкие непродовольственные товары приобретаются в основном на рынке, в супермаркетах и торговых палатках, крупные — в специализированных магазинах и торговых центрах.

Определение системы используемых показателей:

♦ частота приобретения непродовольственных товаров;

♦ показатели, характеризующие предпочтения потребителей к месту приобретения определенных видов непродовольственных товаров;

♦ показатели уровня доходов населения;

♦ показатели, характеризующие структуру населения по полу, количеству работающих и иждивенцев, количеству человек в семье и по возрасту;

♦ показатели, характеризующие социальный статус главы семьи.

Обоснование метода и места сбора данных

В качестве метода сбора данных для данного исследования использовался письменный структурированный опрос. Этот метод был выбран в силу того, что анкета достаточно большая и сложна для восприятия на слух. Кроме того, она содержит сложные вопросы, требующие некоторых расчетов и обдумывания. Данный метод сбора данных позволил опросить большое количество респондентов в ограниченный промежуток времени.

Поскольку объектом исследования являлись домашние хозяйства Зеленограда, письменный опрос проводился, как правило, в домашних условиях. Анкета предполагала участие всей семьи при ответах на вопросы, поэтому до-

машняя обстановка способствовала получению более достоверных результатов исследования.

ВЫБОРКА, ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ДАННЫХ

Для исследования была использована детерминированная случайная выборка. Всего было опрошено 100 семей с разными уровнями доходов и различным половозрастным составом. Результаты были представлены в виде таблиц и графиков. На графиках, представляющих результаты исследования по количеству человек в семье, половозрастному составу респондентов, соотношению иждивенцев и работающих, а также периодичности потребления непродовольственных товаров, сравниваются данные 19991 и 2004 гг.

Социально-

демографические

характеристики

респондентов

Как видно из рисунка 1, в 2004 г. по-прежнему, как и в 1999 г., большинство семей состоит из 4 человек (44%). Исследование показало, что в таких семьях, как правило, двое родителей и двое детей. Второе место занимают семьи с количеством три человека (26%) — на 4% меньше, чем в 1999 г. Из двух человек состоит 13% семей, в 1999 г. эта цифра составляла 21%. На целых 8% увеличилось число семей с

количеством пять человек—от 4% в 1999 г. до 12% в 2004 г. Оставшиеся 5% составляют семьи с количеством человек более пяти (в 1999 г. на данные семьи приходилось 2%).

По сравнению с 1999 г. в 2004 г. увеличилось число работающих и, соответственно, уменьшилось количество иждивенцев. Работающие составляют 63,6% от общего

числа семей, тогда как иждивенцы — 36,4% (рис. 2).

156 человек входят в возрастную группу «от 41 до 60 лет» (рис. 3) — 42% от общего числа опрашиваемых (в 1999 г. этот показатель был равен 41%). К возрастной группе «от 17 до 25 лет» относится 117 человек — 31% от общего числа респондентов (в 1999 г. — 30%). Возрастные группы «от

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Рисунок 1

КолиЧествоЧеловек в семье

Количество человек в семье

Соотношение иждивенцев и работающих в семьях

61%

63,60%

□ 1999 год

□ 2004 год

39%

Работающие

Иждивенцы

Возраст респондентов

Рисунок 2

36,40%

Рисунок 3

2

7

8

1 Пилотное маркетинговое исследование товарного рынка Северо-Западного региона Московской области// Практический маркетинг. № 8 (30). 1999. Кузнецова О.М., Вещикова Ю.В., Кульнова М.Г., Терентьева Е.А.

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 12 (94). 2004

26 до 40 лет» и «от 8 до 16 лет» составляют 13 и 8% соответственно (в 1999 г. — 10 и 13% соответственно). То есть увеличилось число взрослого населения. В то же время количество человек в возрасте свыше 60 лет составляет 2% против 5% в 1999 г. Количество детей в возрасте до 7 лет составляет 4% от общего числа против 2% в 1999 г.

Число мужчин составляет 46,3, а женщин — 53,7% от общего количества опрашиваемых (соответственно 173 и 201 человек). В 1999 г. эти показатели были равны 45 и 55% соответственно (рис. 4).

В 36 случаях из 100 главой семьи является служащий (рмс. 5). Также лидирует такой социальный статус, как руководитель — 33% от общего количества семей. Рабочий и предприниматель являются главой семьи в 15 и 11 случаях из 100 соответственно. Результаты говорят о том, что уровень жизни семьи в целом должен быть достаточно высоким, т. к. в 80% случаев глава семьи занимает руководящую должность, является служащим, либо осуществляет предпринимательскую деятельность.

Из всех опрошенных семей 40% имеют доход 3 000—6 000 руб. на одного человека в месяц (рис. 6). У 30% семей он составляет 6 000—10 000 руб. Невысокий доход в 1 500—3 000 руб. на человека в месяц у 14% семей. У 12% семей доход достаточно высокий — 10 000—

15 000 руб., оставшиеся 4% семей имеют доход 15 000 руб. и выше на человека в месяц.

Периодичность

потребления

непродовольственных

товаров

Текстиль приобретается (рис. 7), как и в 1999 г., в основном раз в год — 34% семей (в 1999 г. — 47%). Резко уменьшилось число тех, кто приобретал текстиль раз в квартал — с 38% в 1999 г. до 8% в 2004 г. Также резко увеличилось число семей,

приобретающих текстиль раз в пять лет и реже — 31 и 24% семей соответственно (в 1999 г. — 4 и 0% соответственно).

Если раньше одежда (рис.. 8) приобреталась в основном раз в квартал, то сейчас число покупающих одежду раз в месяц и раз в квартал одинаково велико — 44 и 45% соответственно (в 1999 г. — 25 и 54% соответственно). Число покупающих одежду раз в год уменьшилось с 19% до 7%. Таким образом, одежда стала приоб-

Рисунок4

Чін и женщин

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

45%

46,30%

□ 1999 год

□ 2004 год

55%

53,70%

Мужчины

Женщины

Рисунок 5

Социальный статус главы семьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 6

Уровень дохода семьи на 1 Человека в месяц

50 40 30 Й 20 10 0

ш

40

14 _ 12

0 14 12 4

0 п П ,

До 1500 1500-3000 3000-6000 6000-10000 10000- Выше

рублей рублей рублей рублей 15000 15000

рублей рублей

ретаться намного чаще, что говорит о повышении уровня доходов населения и уровня жизни в целом. С периодичностью раз в неделю, раз в 5 лет и реже одежда почти не приобретается.

В 1999 г. обувь (рис. 9) приобреталась в основном раз в год (51% семей). Сейчас обувь, как и одежда, стала приобретаться чаще, что подтверждает увеличение финансовых возможностей населения. 57% семей покупают одежду раз в квартал (в 1999 г. — 40%), 6% — раз в месяц (в 1999 г. — 2%). Раз в год обувь приобретают 35% семей.

В 1999 г. галантерейные товары (рис. 10) приобретались в основном раз в квартал и раз в месяц (в 42 и 32% семей соответственно). В 2004 г. эти товары приобретались в основном раз в год — 52% семей (в 1999 г. этот показатель был равен 21%). 27% семей приобретают галантерейные товары раз в квартал. Значительно увеличилось число семей, покупающих эти товары раз в 5 лет (16% по сравнению с 2% в 1999 г.).

44% семей приобретают парфюмерию (рис. 11) раз в квартал, 32% — раз в месяц, 16% — раз в год. В 1999 г. ситуация была иной: парфюмерия приобреталась в основном раз в год (в 38% семей), раз в квартал парфюмерию покупали 26% семей, раз в месяц — 27%. Таким образом, парфюмерия стала приобретаться значительно чаще.

Рисунок 7

Приобретение текстиля

60

50

40

30

20

10

0

□ Текстиль, 1999 год

□ Текстиль, 2004 год

47

“8“

3

Раз в Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

неделю месяц квартал

Рисунок 8

Приобретение одежды

80

70

60

50

40

30

20

10

0

54

44 45

Мл

25

2 с

Раз в неделю

□ Одежда, 1999 год ■ Одежда, 2004 год

21

01

Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

месяц квартал

Рисунок 9

Приобретение обуви

Раз в неделю

Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

месяц квартал

Рисунок 10

Приобретение галантерейных товаров

70

60

50

40

30

20

10

0

Раз в неделю

52 □ Галантерея, 1999 год ■ Галантерея, 2004 год

42

32

27 21

□ 16

20 1 2 1 1 1 4

Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

месяц квартал

Рисунок 11

Приобретение парфюмерии

70

60

50

40

30

20

10

0

34

44

-----------38“

--2Г^32-2(Н I-г-,

ітШі

□ Парфюмерия, 1999 год ■ Парфюмерия, 2004 год

16

Раз в Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

неделю месяц квартал

2

0

6

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

0

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 12 (94). 2004

Значительно увеличилось число семей, приобретающих косметические товары

(рис. 12) раз в месяц — с 40% в 1999 г. до 58% в 2004 г. В 21% семей косметика покупается раз в квартал, в 9% — раз в неделю, в 4% — раз в год (в 1999 г. эти показатели составили 32,2 и 23% соответственно). То есть косметические товары также стали приобретаться чаще.

Приобретение средств личной гигиены распределяется следующим образом: раз в ме-сяц—63%, раз в неделю — 31%, раз в квартал — 6% (рис. 13). В 1999 г. эти показатели были несколько иными: 71, 16 и 6% соответственно. В целом ситуация почти не изменилась, и средства личной гигиены по-прежнему приобретаются в основном с периодичностью раз в месяц.

Часы в основном приобретаются с периодичностью раз в год, раз в 5 лет и реже (9, 52 и 37% соответственно). Чаще чем раз в год часы не приобретаются (рис. 14). В 1999 г. ситуация была похожей: 16%, 45 и 36% семей соответственно приобретали часы с периодичностью раз в год, раз в 5 лет и реже. Это связано с долгим сроком использования и эксплуатации данного товара.

Канцелярские принадлежности (рис. 15) приобретаются в основном с периодичностью раз в месяц и раз в квартал (45% и 31%), чуть

Приобретение косметики

Рисунок 13

Приобретение средств лиЧюй гигиены

80

70

60

50

40

30

20

10

1-7W---

ш

Раз в неделю

□ Средства личной гигиены, 1999 год ■ Средства личной гигиены!, 2004 год

20

00

10

Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

месяц квартал

Рисунок 14

ПриобретениеЧасов

70

60

50

40

30

20

10

0

□ Часы, ■ Часы,

1999 год 2004 год

16 Q

0 0 2 0 1 2

52

45

36 37

ЁШ

Раз в неделю

Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

месяц кв артал

Рисунок 15

Приобретение канцелярских товаров

70

60

50

40

30

20

10

0

□ Канцелярские товары, 1999 год

45

—1 33 31 ■ Канцелярские товары, 2004 год

14 10 II 12 8

1 1_ 11 2 5

Ги ■ 1 1 ГТп

Раз в неделю

Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

месяц кв артал

меньше — раз в неделю и раз в год (10% и 8%). Таким образом тенденция 1999 г. сохранилась (в 1999 г. эти показатели были следующими: 38, 33, 14 и 12% семей приобретали данные товары раз в месяц, раз в квартал, раз в неделю и раз в год соответственно).

Спортивные товары приобретаются в основном либо раз в год (34%), либо реже чем в 5 лет (35%) (рис. 16). Раз в 5 лет спортивные товары приобретает 20% семей, раз в квартал—7%, чаще — почти не приобретаются. В целом данные товары стали покупаться реже в сравнении с 1999 г., в

Рисунок 16

Приобретение спортивных товаров

60 ---------------------------------------

50 — ^Спортивные товары, 1999 год 40 — ИСпортивные товары, 2004 год

30----------------------------------------

20 14

10 0

31

34

35

35

---------1----1 I----------- 20-----------20 \—

==Шнім=.

Раз в неделю

Раз в месяц

Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже квартал

Приобретение музы1кальны1х товаров

Рисунок 17

100

90

80

□ Музыкальные товары, 1999 год

70 — ИМузыкальные товары, 2004 год

60 —I______________________________I

50----------------------------------

40

30---------------------

20 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 - 0 0 0 Д-г-л

Раз в неделю

32

11

14

2

80

Раз в месяц

Раз в кв артал

Раз в год Раз в 5 лет Реже

Рисунок 18

Приобретение фото- и кинотоваров

60

50

40

30

20

10

0

44 □ Фото- и кинотовары, 1999 год

32 И Фото- и кинотовары, 2004 год

24 □

□ 16 21 16 14

2 6 8 ■ 1 10 7 1 , гп7

_г-| Г-

Раз в Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

неделю месяц квартал

Рисунок 19

Приобретение аудио- и видеокассет

60

50

40

30

20

10

0

8 7

Раз в неделю

40

<5 0 33 и Аудио- и видео

29^ -------------

□ Аудио- и видеокассеты, 1999 год | Аудио- и видеокассеты, 2004 год

25~

17

Раз в месяц

Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже квартал

8

4

3

котором большинство семей приобретали их с периодичностью раз в год (31%), раз в 5 лет (35%) или реже (20%). Уменьшение частоты приобретения спортивных товаров может быть связано с тем, что у многих появилась возможность посещать спортклубы, где уже имеется весь необходимый инвентарь.

По-прежнему велико число семей, приобретающих музыкальные товары с периодичностью реже чем в 5 лет (80%). Но по сравнению с 1999 г. (43%) таких семей стало больше почти в два раза (рис. 17). Трудно объяснить причины такого резкого изменения.

Если раньше фото- и кинотовары приобретались в основном раз в год (44%), то сейчас — раз в квартал (32%) и раз в месяц (24%) (рис. 18). В 1999 г. эти показатели были равны 16 и 8% соответственно. Раз в год эти товары приобретает 21% семей, раз в 5 лет — 10% (в 1999 г. — 16%), реже — 7% (в 1999 г. — 14%). Увеличилось число покупающих фото- и кинотовары раз в неделю — 6% (в 1999 г. — 2%). Данная тенденция может быть связана с увеличением доходов населения.

Кассеты приобретаются, как и раньше, в основном раз в месяц — 40% и раз в квартал — 33% (в 1999 г. — 32 и 29% соответственно) (рис. 19). Раз в год никто из семей не покупает кассеты (в 1999 г. покупали 25% семей), но раз в 5 лет по-

купает 17% семей (в 1999 г. — 2%). Это говорит о том, что есть семьи, которые часто смотрят/слушают кассеты и поэтому покупают их регулярно, а есть те, кто только иногда (может, в силу необходимости) их приобретает.

Если раньше книги и журналы (рис. 20) приобретались с периодичностью раз в неделю (38%), раз в месяц (32%) и раз в квартал (27%), то сейчас в основном — раз в месяц (47%) и раз в неделю (40%). Раз в квартал данные товары

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 12 (94). 2004

покупает 10% семей, реже — почти никто.

Товары для отдыха (рис. 21) приобретаются либо раз в год (28%), либо раз в 5 лет (27%), либо реже (39%). В 1999 г. большинство семей покупало товары для отдыха раз в год (40%) или раз в квартал (20%). Такая тенденция может быть связана с тем, что сейчас многие могут позволить себе отдых в санаториях, базах отдыха, за границей, где все необходимое для отдыха предоставляется.

Сейчас мебель (рис. 22) приобретается в основном раз в 5 лет (42%), либо реже (46%). В 1999 г. раз в 5 лет мебель покупали 23% семей, реже—56%. Раз в год мебель приобретала совсем небольшая часть семей, так же как и сейчас. Увеличение частоты покупки мебели может быть объяснено развитием системы потребительского кредитования, когда расплачиваться за крупные покупки можно в рассрочку.

В периодичности приобретения посуды (рис. 23) почти ничего не изменилось. Как и раньше, большинство семей покупает ее раз в год (1999 г. — 50%, 2004 г. — 47%). Остальные — раз в квартал (17%), раз в 5 лет (19%) и реже (15%).

Раз в год бытовую технику

(рис. 24) покупает 40% семей, раз в 5 лет — 36%, реже — 15%. В целом ситуация поменялась в сторону увеличения частоты приобретения бытовой техники. Это также может

Приобретение книг, журналов и т. д.

60

50

40

30

20

10

0

47

38 40 ^

32

□ Книги, журналы 1999 год ■ Книги, журналы 2004 год

10

33

-0—0-

-е—0-

Раз в Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

неделю месяц квартал

Рисунок 21

Приобретение товаров для отдыха

60

50

40

30

20

10

0

□ Товары для отдыха, 1999 год НТовары для отдыха, 2004 год

40

-39-

2

5

5

Раз в Раз в месяц Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже неделю кв артал

Рисунок 22

Приобретение мебели

70

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

40

30

20

10

0

56

□ Мебель, 1999 год

□ Мебель, 2004 год

14

11

00

21

42 46 ШИ

Раз в Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

неделю месяц квартал

Рисунок 23

Приобретение посуды

Раз в Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

неделю месяц кв артал

Рисунок 24

Приобретение бытовой техники

60

50

40

30

20

10

0

□ Бытовая техника, 1999 год ИБыгтовая техника, 2004 год

40

46

-0—0-

Раз в Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

неделю месяц квартал

0

5

0

быть связано с тем, что сейчас часто предоставляется возможность расплачиваться за товары длительного пользования постепенно, в рассрочку.

По сравнению с 1999 г. увеличилось число семей, покупающих бытовую химию

(рис. 25)раз в неделю (с 11 до 16%) и раз в месяц (с 42 до 63%) и, соответственно, уменьшилось число тех, кто приобретал эти товары раз в квартал (с 36 до 17%) и раз в год (с 11 до 3%). Реже бытовые химические товары не приобретаются. В целом же ситуация не изменилась резко.

Как и в 1999 г., стройматериалы (рис. 26) в основном приобретаются с периодичностью реже чем раз в 5 лет — 45% (в 1999 г. — 46%), и раз в год — 22% (в 1999 г. — 26%). Чуть больше семей стало покупать стройматериалы раз в 5 лет — 17% (в 1999 г. — 12%) и раз в квартал — 12% (в 1999 г. — 10%). Чаще данные товары почти не приобретаются.

Сельскохозяйственные товары (рис. 27) приобретаются большинством семей реже, чем раз в 5 лет (50%). 34% покупает эти товары раз в год, 12% — раз в 5 лет. В 1999 г. большинство семей приобретало с/х товары раз в год — 43%. Уменьшение частоты их приобретения может быть связано с тем, что среди опрошенных оказалось меньше семей, у которых есть огород или дача.

Цветы (рис. 28) приобретаются, как правило, раз в квартал (49%), раз в месяц (29%) и раз в год (15%). По сравнению с 1999 г. частота их приобретения немного увеличилась. Но, как и прежде, цветы почти не приобретаются с пе-

риодичностью раз в неделю, раз в 5 лет и реже.

Увеличилось число семей, приобретающих зоотовары (рис. 29) раз в неделю (с 6 до 18%) и раз в месяц (с 5 до 15%). Соответственно, умень-

Рисунок 25

Приобретение бьтовых химиЧских товаров

Рисунок 26

Приобретение стройматериалов

60

50

40

30

20

10

0

□ Стройматериалы, 1999 год ■ Стройматериалы, 2004 год

10

01

_____26_22________

-12 І 1 12 17

п И=т^=

46 45

Раз в Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

неделю месяц кв артал

Рисунок 27

Приобретение сельскохозяйственных товаров

Рисунок 28

Приобретение цветов

60

50

40

30

20

10

0

49 49

щ ‘-14

---------29----- ||------------------ ШЦв

ч! р I

29

18

22 ■

□ Цветы, 1999 год I Цветы, 2004 год

Раз в неделю

Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

месяц квартал

6

3

5

3

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 12 (94). 2004

шилось число покупающих зоотовары раз в 5 лет (с 11 до 2%) и реже (с 70 до 55%). Это может быть связано с тем, что среди опрошенных оказалось больше семей, у которых есть животные.

Также увеличилось число семей, приобретающих корма и предметы ухода за животными (рис.. 30) раз в неделю (с 19 до 32%) и раз в месяц (с 13 до 20%). Но наибольший процент семей—40% — приобретает их с периодичностью реже чем раз в 5 лет, что, скорее всего, объясняется тем, что в этих семьях нет животных.

Анализ предпочтений к месту приобретения непродовольственных товаров

Текстиль, одежда, обувь приобретается, как правило, в специализированных магазинах (более 60% семей). Также велико число семей, покупающих текстиль (21%), одежду (44%) и обувь (38%) в торговых центрах. Есть и такие, кто по-прежнему покупает данные товары на рынке (текстиль — 11%, одежда — 32%, обувь — 20%) (рис. 31).

Ювелирные изделия приобретаются большинством семей в специализированных магазинах (83%). Явных предпочтений к месту покупки галантерейных товаров нет (рис. 32). В специализированных магазинах их приобретает 38% семей, на рынке — 34%, в торговых центрах — 35%, в супермар-

Приобретение зоотоваров

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70

60

50

40

30

20

10

0

70

□ Зоотовары, 1999 год ■ Зоотовары, 2004 год

18 15 11

6 5 5 3 5 5 2

п_

Раз в Раз в Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже

неделю месяц квартал

Рисунок 30

Приобретение предметов ухода и кормов

60

50

40

30

20

10

0

32

□ Предметы ухода и корма, 1999 год ИПредметы ухода и корма, 2004 год

“Ж

40

----------------26-------------------

13 12

10

Ш

Раз в неделю

Раз в месяц

Раз в Раз в год Раз в 5 лет Реже кв артал

Рисунок 31

Приобретение текстильных и одежно-обувных товаров

□ Специализированные магазины

□Торговые палатки

□ Рынок

□ Су пермаркеты □Торговые центры

□ Вообще не покупаем

Рисунок 32

Приобретение галантерейных и ювелирных изделий

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

83

38

10

34 35

15

14

000

□ Специализированные магазины

□ Торговые палатки

□ Рынок

□ Супермаркеты

□ Торговые центры

Галантерейные товары Ювелирные изделия □В°°бще не п°купаем

6

кетах — 15%, в торговых палатках — 10%.

Парфюмерию предпочитают покупать в специализированных магазинах (68%) и торговых центрах (36%), кос-

метику — в специализированных магазинах (58%), в торговых центрах (38%), в супермаркетах (30%). Товары личной гигиены приобретаются по-разному: в супермаркетах — 53% семей, торговых цент-

рах — 36%, в специализированных магазинах — 33%, на рынке — 17%, в торговых палатках — 9% (рис. 33).

Часы, спортивные и товары для отдыха приобретаются большинством семей либо в специализированных магазинах (более 60%), либо в торговых центрах (более 16%), либо не приобретаются вовсе (более 12%). Транспортные средства и музыкальные товары приобретают исключительно в специализированных магазинах (более 50%), либо не приобретают совсем (более 40%). Канцтовары, фото- и кинотовары, аудио- и видеокассеты покупают в специализированных магазинах (более 60%), в торговых центрах (более 20%), в су-

пермаркетах (более 14%), в торговых палатках (10—20%), на рынке (канцтовары и кассеты — более 10%). Книги, журналы и газеты большинство семей покупает в торговых палатках (57%), в специализированных магазинах (49%), некоторые — в супермаркетах (21%) и торговых центрах (20%), а также на рынке (12%) (рис. 34).

Крупные товары— мебель и бытовую технику (рис. 35) большинство семей покупает в специализированных магазинах (более 85%), некоторые — в торговых центрах (мебель —13%, бытовую технику —21%), небольшая часть—на рынке (4—7%). Стройматериалы приобретаются либо в специализированных магази-

Рисунок 33

Приобретение гигиени Чских. товаров

Парфюмерные Косметические Личной гигиены

□ Специализированные магазины

□ Торговые палатки

□ Рынок

□ Супермаркеты

□ Торговые центры

□ Вообще не покупаем

Рисунок 34

Приобретение культурно-бытовых, товаров

100

90

80

70 -I-60 — 50 — 40 — 30 — 20 — 10 0

76

74

68

68

60

21

22

12

44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

2124

12

0302

55

40

19 —

її 1619 11

їіТ - з 41 8

-п_Г

57

59

49

ПЗЕя.Е

29

Часы

Канц.т.

Т/С

Спорт. т.

Муз. т. Фото- кино- А/в кассеты Книги и т.д. Товары для

т. отдыха

□ Специализированные магазины ПТорговые палатки □ Рынок ^Супермаркеты ПТорговые центры □ Вообще не покупаем

Рисунок 35

Приобретение хозяйственных товаров

Мебель

Посуда Бытовая техника Бытовые химия Стройматериалы С/х товары

□ Специализированные магазины ПТорговые палатки ПРынок ПСупермаркеты ПТорговые центры ПВообще не покупаем

3

3

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 12 (94). 2004

нах (51%), либо на рынке (25%), либо не покупаются совсем (31%). Похожая ситуация и с с/х товарами. К месту приобретения товаров бытовой химии нет явных предпочтений. В супермаркетах их приобретает 61% семей, на рынке — 40%, в торговых центрах — 33%, в торговых палатках — 23%, в специализированных магазинах — 19%. Посуду покупают в торговых центрах (47%) и специализированных магазинах (50%). Небольшая часть семей — в супермаркетах (23%) и на рынке (12%). Есть и те, кто вообще не покупает посуду (5%), а также мебель (8%).

Цветы покупают как в специализированных магазинах (45%), так и в торговых палатках (47%), а также — на рынке (33%), в торговых центрах (12%) и супермаркетах (10%). Зоотовары, корма и предметы ухода за животными большинство семей приобретает либо в специализированных магазинах (48%), либо не приобретает совсем (более 38%). Некоторые покупают эти товары на рынке и в супермаркетах (рис. 36).

Анализ причин существования неудовлетворенного платежеспособного спроса на непродовольственные товары В результате исследования выяснилось, что у 56% семей возникают трудности при приобретении непродоволь-

ственных товаров по тем или иным причинам, у 44% семей трудностей не возникает. В таблице 1 обозначены товары, с покупкой которых у семей возникают трудности. Сумма в третьей колонке выше ста процентов, т.к. можно было отмечать несколько товаров, которые сложно приобрести.

Таким образом, больше всего сложностей возникает при покупке таких товаров, как обувь и одежда (в т.ч. подрос-

тковая — 1, мужская — 1, second hand — 1, кожа — 1). Некоторая часть семей испытывает трудности при приобретении бытовой техники (в т.ч. фильтров для пылесоса — 1, водоочистителей — 1, ортопедических принадлежностей — 1, выключателей-Тур-ция — 1, принадлежностей для ПК — 1), мебели, книг и спортивных товаров. С покупкой остальных непродовольственных товаров сложности возникают у совсем небольшого количества семей.

Рисунок 36

Цветы Зоотовары Предметы ухода за ними

и корма

□ Специализированные магазины □Торговые палатки

□ Рынок □ Су пермаркеты

□ Торговые центры □ Вообще не покупаем

Таблица 1

Товары, с приобретением которых, возникают трудности

№ Наименование товара, с приобретением которого возникают трудности Количество семей, %

1 Обувь 29

2 Одежда 26

3 Бытовая техника 9

4 Мебель 7

5 Книги 6

6 Спортивные товары 5

7 Стройматериалы 4

8 Текстиль 4

9 Транспортные средства (в т. ч. авто- и мотозапчасти) 4

10 Ювелирные товары 4

11 Аудио- и видео- (кассеты, диски) 2

12 Канцтовары 2

13 Фото- и кинотовары (фотореагенты, пленки для проектора) 2

14 Галантерейные товары 1

15 Зоотовары 1

16 Корма и предметы ухода 1

17 Посуда 1

18 Сельскохозяйственные 1

19 Товары для отдыха 1

20 Ни с какими товарами трудностей не возникает 44

В таблице 2 обозначены основные причины, в связи с которыми возникают трудности при покупке тех или иных товаров (сумма в колонке 4 больше значения в колонке 3, т. к. отмечались проблемы по нескольким товарам).

Такая проблема, как маленький выбор, означает, что в Зеленограде существует достаточно много магазинов, предлагающих тот или иной товар, но эти товары почти везде одинаковы и однообразны (лишены индивидуальности), либо представлены в недостаточном ассортименте, поэтому приходится покупать их в другом месте. С проблемой маленького выбора сталкивается большинство семей. В основном это касается таких товаров, как обувь, одежда, а также бытовая техника, книги и стройматериалы.

Такая проблема, как «мало магазинов», означает, что в г. Зеленограде мало магазинов, где можно купить тот или иной товар. Эту проблему семьи отмечали по таким

товарам, как одежда, книги, бытовая техника, ювелирные изделия, обувь, спортивные товары, текстиль и транспортные средства.

Проблему низкого качества упоминали в основном по отношению к обуви и одежде.

Слишком дорогими являются в Зеленограде такие товары, как стройматериалы, мебель, обувь и одежда.

Такая проблема, как отсутствие товара, означает, что в Зеленограде нет вообще таких магазинов, в которых можно купить данный товар. Это касается фирменной одежды и обуви, бытовой техники (фильтры для пылесоса, водоочистители, выключате-ли-Турция), обуви большого размера.

Плохой сервис отмечался, как проблема, возникающая при приобретении мебели; долгий период доставки — автозапчастей для иномарок.

В таблице 3 приведены сводные данные по двум предыдущим таблицам. Таблица по-

зволяет сделать выводы о том, какие проблемы в основном возникают при покупке конкретного товара (как и в предыдущей таблице, сумма в колонке 4 выше значения в колонке 3).

Главными проблемами при приобретении обуви, одежды и бытовой техники являются их маленький выбор, низкое качество, отсутствие ассортимента по определенным видам товара и малое число магазинов, где можно купить данные товары.

При приобретении мебели, книг, спортивных товаров главными проблемами являются их маленький выбор, недостаточное число магазинов, высокая стоимость.

Проблема маленького выбора относится также к таким товарам, как стройматериалы, текстиль, ювелирные изделия, канцелярские, галантерейные и сельскохозяйственные товары.

Проблема недостаточного числа магазинов относится к

Таблица 2

ПриЧ^ны возникновения трудностей при приобретении товаров

№ Причина Число семей, % Наименования товаров - число семей, %

1 Маленький выбор 43 Обувь - 22, одежда - 19, мебель - 6, бытовая техника - 4, книги - 4, стройматериалы - 4, спортивные товары - 3, ювелирные изделия - 3, текстиль - 2, галантерея -1, канцтовары -1, посуда -1, с/х товары -1;

2 Мало магазинов 10 Одежда - 4, бытовая техника - 2, книги -2 , обувь - 2, спортивные товары -2, текстиль - 2, ювелирные изделия - 2, транспортные средства - 2, зоотовары - 1, корма - 1, канцтовары -1, аудио/видео - 1, мебель -1, товары для отдыха - 1, фото- и кинотовары - 1;

3 Низкое качество 9 Обувь - 6, одежда - 5, аудио/видео -1, бытовая техника -1, посуда -1;

4 Дорого 8 Стройматериалы - 3, мебель - 2, обувь - 2, одежда - 2, автозапчасти - 1, ортопедические принадлежности - 1, книги - 1, спортивные товары - 1, с/х товары - 1;

5 Отсутствие товара (нет ассортимента) 8 Фирменная одежда - 3, фирменная обувь - 3, товары бытовой техники - 3, обувь большого размера - 2, мотозапчасти - 1, пленки для проектора - 1;

6 Плохой сервис 1 Мебель - 1;

7 Длительный период доставки 1 Автозапчасти для иномарок - 1.

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 12 (94). 2004

Товары, с приобретением которых возникают трудности. ПриЧ^ны возникновения трудностей

№ Товар Число семей, % Причины возникновения трудностей

1 Обувь 29 Маленький выбор - 22, низкое качество - 6, нет ассортимента (обувь фирменная и большого размера) - 5, дорого - 2, мало магазинов - 2;

2 Одежда 26 Маленький выбор - 19, низкое качество - 5, мало магазинов - 4, отсутствие ассортимента (одежда фирменная) - 3, дорого - 2;

3 Бытовая техника 9 Маленький выбор - 4, отсутствие ассортимента - 3, мало магазинов - 2, дорого - 1, низкое качество - 1;

4 Мебель 7 Маленький выбор - 6, дорого - 2, мало магазинов - 1, плохой сервис - 1;

5 Книги 6 Маленький выбор - 4, мало магазинов - 2, дорого - 1;

6 Спортивные товары 5 Маленький выбор - 3, мало магазинов - 2, дорого - 1;

7 Стройматериалы 4 Маленький выбор - 4, дорого - 3;

8 Текстиль 4 Маленький выбор - 2, мало магазинов - 2;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Транспортные средства 4 Мало магазинов - 2, отсутствие ассортимента (для мотозапчастей) - 1, дорого (для автозапчастей) - 1, долгий период доставки (для них же) - 1;

10 Ювелирные изделия 4 Маленький выбор - 3, мало магазинов - 2;

11 Аудио- и видео- 2 Низкое качество - 1, мало магазинов - 1;

12 Канцтовары 2 Маленький выбор - 1, мало магазинов - 1;

13 Фото- и кинотовары 2 Мало магазинов - 1, отсутствие ассортимента - 1;

14 Галантерейные товары 1 Маленький выбор - 1;

15 Зоотовары 1 Мало магазинов - 1;

16 Корма и предметы ухода 1 Мало магазинов - 1;

17 Посуда 1 Маленький выбор - 1;

18 Сельскохозяйственные 1 Маленький выбор - 1, дорого - 1;

19 Товары для отдыха 1 Мало магазинов - 1.

текстилю, транспортным средствам, фото- и кинотоварам, зоотоварам и кормам, товарам для отдыха, ювелирным изделиям.

Анализ зависимости периодичности потребления непродовольственных товаров от уровня доходов семьи Уровень доходов семьи напрямую влияет на частоту приобретения семьей техили иныхнепро-довольственных товаров, поэтому целесообразно рассмотреть эти два показателя в корреляции друг с другом. В ходе исследования было определено количество семей с тем или иным уровнем дохода. Эти данные были сопоставлены с частотой приобретения непродовольственных товаров.

Семья со среднемесячным доходом 1 500—3 000 рублей на человека (табл. 4) раз в месяц приобретает товары косметические, личной гигиены, аудио- и видеокассеты, бытовую химию, книги/журналы и корма для животных; раз в квартал — одежду, парфюмерию, канцелярские, фото- и кинотовары, цветы; раз в год — обувь, галантерею, ювелирные изделия (либо реже 1 раза в 5 лет), посуду; раз в 5 лет — текстиль, часы, бытовую технику; реже — транспортные средства, товары спортивные, музыкальные, для отдыха, мебель, стройматериалы, сельскохозяйственные товары, а также зоотовары.

Семья со среднемесячным доходом 3 000—6 000 рублей

на человека (табл. 5) раз в месяц приобретает одежду, товары косметические, личной гигиены, канцелярские, книги/журналы, бытовую химию и корма для животных; раз в квартал — одежду, обувь, аудио- и видеокассеты, парфюмерию, фото- и кинотовары, цветы; раз в год — текстиль, галантерею, ювелирные изделия, посуду, бытовую технику; раз в 5 лет — текстиль, часы; реже — часы, транспортные средства, товары спортивные, музыкальные, для отдыха, мебель, стройматериалы, сельскохозяйственные товары, а также зоотовары и корма.

Семья со среднемесячным доходом 3 000—6 000 рублей на человека приобретает реже по сравнению с предыдущей группой часы, аудио- и

Таблица 4

Частота приобретения непродовольственных товаров семьей с доходом 1500—3000 рублей на одногоЧеловека в месяц (14 семей)

Группы товаров Периодичность

Раз в неделю Раз в месяц Раз в квартал Раз в год Раз в 5 лет Реже

Текстильные и одежно-обувные Текстиль 0 1 1 3 5 4

Одежда 0 1 9 1 0 0

Обувь 0 1 6 7 0 0

Галантерейные и ювелирные Галантерейные товары 0 0 3 8 3 0

Ювелирные изделия 0 0 0 5 4 5

Гигиенические Парфюмерные 0 6 7 1 0 0

Косметические 2 10 0 0 0 2

Личной гигиены 5 9 0 0 0 0

Культурно-бытовые Часы 0 0 0 1 9 4

Канцелярские 2 5 6 1 0 0

Транспортные средства 1 1 0 0 3 9

Спортивные 0 1 0 4 2 7

Музыкальные 0 0 0 1 0 13

Фото- и кинотовары 1 3 5 3 2 0

Аудио-и видеокассеты 0 7 3 4 0 0

Книги, журналы и т. д. 4 9 1 0 0 0

Товары для отдыха 0 0 0 2 5 7

Хозяйственные Мебель 0 0 0 0 6 8

Посуда 0 0 2 5 3 4

Бытовая техника 0 0 2 4 6 2

Бытовые химические товары 2 11 1 0 0 0

Стройматериалы 0 1 1 3 1 8

Сельскохозяйственные товары 0 0 1 3 1 9

Биотовары Цветы 0 4 6 4 0 0

Зоотовары 2 3 0 1 1 7

Предметы ухода за ними и корма 3 5 1 1 0 4

Таблица 5

Частота приобретения непродовольственных товаров семьей с доходом 3 000—6 000 рублей на одногоЧеловека в месяц (40 семей)

Группы товаров Периодичность

Раз в неделю Раз в месяц Раз в квартал Раз в год Раз в 5 лет Реже

Текстильные и одежно-обувные Текстиль 0 2 4 13 13 8

Одежда 0 16 19 4 0 1

Обувь 0 1 20 17 2 0

Галантерейные и ювелирные Галантерейные товары 0 1 7 24 7 1

Ювелирные изделия 1 0 2 14 11 12

Гигиенические Парфюмерные 1 11 18 8 0 2

Косметические 3 19 11 3 0 4

Личной гигиены 11 25 4 0 0 0

Культурно-бытовые Часы 0 0 2 4 16 18

Канцелярские 4 21 10 1 1 3

Транспортные средства 0 2 0 1 6 31

Спортивные 0 1 2 15 7 15

Музыкальные 0 3 1 2 3 31

Фото- и кинотовары 1 10 14 5 6 4

Аудио-и видеокассеты 3 13 17 6 0 1

Книги, журналы и т. д. 11 23 5 1 0 0

Товары для отдыха 0 0 2 11 9 18

Хозяйственные Мебель 0 0 0 4 16 20

Посуда 0 0 3 19 10 8

Бытовая техника 0 0 1 18 13 8

Бытовые химические товары 4 24 9 2 0 1

Стройматериалы 0 1 0 11 8 20

Сельскохозяйственные товары 0 0 0 12 9 19

Биотовары Цветы 0 12 18 6 2 2

Зоотовары 6 6 2 2 1 23

Предметы ухода за ними и корма 15 6 2 1 0 16

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 12 (94). 2004

видеокассеты; чаще — текстиль, обувь, ювелирные изделия, канцелярские и спортивные товары, бытовую технику, корма для животных.

Это говорит о том, что с увеличением дохода ряд непродовольственных товаров приобретается семьей чаще.

Семья со среднемесячным доходом 6 000—10 000 рублей на человека (табл. 6) приобретает раз в неделю книги/ журналы; раз в месяц — одежду, товары косметические, личной гигиены, канцелярские, аудио- и видеокассеты, бытовую химию; раз в квартал — обувь, парфюмерию, фото- и кинотовары, цветы; раз в год — текстиль, галантерею, ювелирные изделия, товары для отдыха, посуду, бытовую тех-

нику, с/х товары; раз в 5 лет — часы, мебель; реже — транспортные средства, товары спортивные, музыкальные, мебель, стройматериалы, а также зоотовары и корма.

Таким образом, семья со среднемесячным доходом 6 000—10 000 рублей на человека приобретает чаще по сравнению с предыдущей группой текстиль, аудио- и видеокассеты, одежду, часы, книги/журналы, товары для отдыха, с/х товары.

Семья со среднемесячным доходом 10 000—15 000 рублей на человека (табл. 7) приобретает раз в неделю книги/журналы, аудио- и видеокассеты, фото- и кинотовары; раз в месяц — одежду, товары косметические, личной гиги-

ены, канцелярские, аудио- и видеокассеты, фото- и кинотовары, бытовую химию; раз в квартал — обувь, парфюмерию, галантерею, аудио- и видеокассеты, стройматериалы, цветы; раз в год — текстиль, ювелирные изделия, товары для отдыха, посуду, стройматериалы; раз в 5 лет— часы, спортивные товары, мебель, бытовую технику; реже — транспортные средства, музыкальные товары, товары для отдыха, мебель, стройматериалы, с/х товары, а также зоотовары и корма.

Таким образом, семья со среднемесячным доходом 10 000—15 000 рублей на человека приобретает реже по сравнению с предыдущей группой бытовую технику и с/х товары; чаще—аудио- и ви-

Таблица 6

Частота приобретения непродовольственных товаров семьей с доходом 6 000—10 000 рублей на одногоЧеловека в месяц (30 семей)

Группы товаров Периодичность

Раз в неделю Раз в месяц Раз в квартал Раз в год Раз в 5 лет Реже

Текстильные и одежно-обувные Текстиль 0 0 2 11 8 9

Одежда 1 16 10 2 1 0

Обувь 0 2 20 8 0 0

Галантерейные и ювелирные Галантерейные товары 0 0 9 14 4 3

Ювелирные изделия 0 0 5 10 6 9

Гигиенические Парфюмерные 1 9 12 6 0 2

Косметические 2 19 6 1 1 1

Личной гигиены 10 18 2 0 0 0

Культурно-бытовые Часы 0 0 0 2 16 12

Канцелярские 2 12 10 4 0 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспортные средства 0 1 0 0 6 23

Спортивные 1 0 3 10 4 12

Музыкальные 0 1 1 2 3 23

Фото- и кинотовары 0 7 10 9 2 2

Аудио-и видеокассеты 1 15 9 4 0 1

Книги, журналы и т. д. 17 10 2 1 0 0

Товары для отдыха 0 1 2 10 8 9

Хозяйственные Мебель 0 1 0 5 11 13

Посуда 1 1 9 13 4 2

Бытовая техника 0 2 2 13 9 4

Бытовые химические товары 8 15 6 1 0 0

Стройматериалы 1 1 6 3 7 12

Сельскохозяйственные товары 0 1 1 14 1 13

Биотовары Цветы 1 9 18 2 0 0

Зоотовары 7 4 1 1 0 17

Предметы ухода за ними и корма 10 6 1 1 0 12

Таблица 7

Частота приобретения непродовольственных товаров семьей с доходом 10 000—15 000 рублей на одногоЧеловека в месяц (12 семей)

Группы товаров Периодичность

Раз в неделю Раз в месяц Раз в квартал Раз в год Раз в 5 лет Реже

Текстильные и одежно-обувные Текстиль 0 0 1 5 3 3

Одежда 1 6 5 0 0 0

Обувь 0 2 8 2 0 0

Галантерейные и ювелирные Галантерейные товары 0 0 6 5 1 0

Ювелирные изделия 0 0 1 6 4 1

Гигиенические Парфюмерные 2 4 5 1 0 0

Косметические 2 7 3 0 0 0

Личной гигиены 4 8 0 0 0 0

Культурно-бытовые Часы 0 0 0 1 9 2

Канцелярские 2 5 3 2 0 0

Транспортные средства 0 0 0 2 0 10

Спортивные 0 1 2 3 5 1

Музыкальные 0 0 0 1 1 10

Фото- и кинотовары 4 4 1 2 0 1

Аудио-и видеокассеты 3 3 3 2 0 1

Книги, журналы и т. д. 7 3 1 1 0 0

Товары для отдыха 0 0 1 4 3 4

Хозяйственные Мебель 0 0 0 2 5 5

Посуда 0 0 3 6 2 1

Бытовая техника 0 0 2 3 6 1

Бытовые химические товары 1 10 1 0 0 0

Стройматериалы 0 0 4 4 0 4

Сельскохозяйственные товары 0 0 0 3 1 8

Биотовары Цветы 1 2 6 2 0 1

Зоотовары 3 1 1 1 0 6

Предметы ухода за ними и корма 4 2 0 0 0 6

деокассеты, фото- и кинотовары, галантерею, спорттовары, мебель, стройматериалы.

Семья со среднемесячным доходом выше 15 000 рублей на человека (табл. 8) приобретает раз в месяц — одежду, товары парфюмерные, косметические, личной гигиены, канцелярские, аудио- и видеокассеты, книги/журналы, бытовую химию, цветы; раз в квартал — одежду, обувь, парфюмерию, галантерею, канцелярские, фото- и кинотовары; раз в год — текстиль, спортивные товары, фото- и кинотовары, посуду, бытовую технику, с/х товары; раз в 5 лет — текстиль, ювелирные изделия, часы, спорттовары, транспортные средства, товары для отдыха, мебель, бытовую тех-

нику; реже — музыкальные товары, зоотовары и корма.

Таким образом, семья со среднемесячным доходом выше 15 000 рублей на человека приобретает реже по сравнению с предыдущей группой фото- и кинотовары, книги/журналы; чаще — бытовую технику, с/х товары, мебель, цветы, транспортные средства.

Результаты говорят о том, что при увеличении дохода чаще начинают приобретаться, как правило, текстильные и одежно-обувные товары, галантерейные и ювелирные товары, большинство культурно-бытовых и хозяйственных товаров, а также цветы.

Уровень дохода никак не сказывается на частоте при-

обретения товаров первой необходимости — гигиенических и бытовых химических товаров; музыкальных товаров, посуды и биотоваров (кроме цветов). Семьи с различным уровнем дохода покупают данные товары с одинаковой периодичностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. По сравнению с 1999 г. чаще стали приобретаться одежда, обувь, ювелирные изделия, транспортные средства, фото- и кинотовары, мебель, бытовая техника, бытовые химические товары. Почти не изменилась периодичность приобретения гигиенических, канцелярских, спортивных товаров, часов, книг/журналов, аудио- и видеокассет, посуды, строймате-

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 12 (94). 2004

Частота приобретения непродовольственных товаров семьей с доходом выше 15 000 рублей на одногоЧеловека в месяц (4 семьи)

Группы товаров Периодичность

Раз в неделю Раз в месяц Раз в квартал Раз в год Раз в 5 лет Реже

Текстильные и одежно-обувные Текстиль 0 0 0 2 2 0

Одежда 0 2 2 0 0 0

Обувь 0 0 3 1 0 0

Галантерейные и ювелирные Галантерейные товары 0 0 2 1 1 0

Ювелирные изделия 0 0 1 1 2 0

Гигиенические Парфюмерные 0 2 2 0 0 0

Косметические 0 3 1 0 0 0

Личной гигиены 1 3 0 0 0 0

Культурно-бытовые Часы 0 0 0 1 2 1

Канцелярские 0 2 2 0 0 0

Транспортные средства 0 1 0 0 2 1

Спортивные 0 0 0 2 2 0

Музыкальные 0 0 0 0 0 4

Фото- и кинотовары 0 0 2 2 0 0

Аудио-и видеокассеты 0 2 1 1 0 0

Книги, журналы и т. д. 1 2 1 0 0 0

Товары для отдыха 0 0 0 1 2 1

Хозяйственные Мебель 0 0 0 0 4 0

Посуда 0 0 0 4 0 0

Бытовая техника 0 0 0 2 2 0

Бытовые химические товары 1 3 0 0 0 0

Стройматериалы 0 0 1 1 1 1

Сельскохозяйственные товары 0 0 1 2 0 1

Биотовары Цветы 0 2 1 1 0 0

Зоотовары 0 1 1 0 0 2

Предметы ухода за ними и корма 0 1 0 1 0 2

риалов, цветов. Реже стали приобретаться текстиль, товары галантерейные и музыкальные, с/х и для отдыха.

2. У большинства семей возникают проблемы с приобретением обуви, одежды, бытовой техники, мебели, книг, спортивных товаров.

3. Основные причины, по которым возникают трудности при покупке тех или иных непродовольственных товаров — маленький и однообразный выбор, недостаточное число магазинов, предлагающих товар, низкое качество товаров, их высокая стоимость, а также отсутствие данного товара в магазинах.

4. Текстильные и одежнообувные товары предпочитают покупать в специализированных магазинах, так же как

ювелирные, парфюмернокосметические, зоотовары, корма, культурно-бытовые и хозяйственные товары. По таким товарам, как цветы, книги/журналы, бытовые химические, галантерейные, гигиенические, нет явных предпочтений к месту покупки. Их приобретают в супермаркетах, на рынке, в торговых центрах, торговых палатках, специализированных магазинах. Достаточно большая часть семей приобретает непродовольственные товары в торговых центрах (одежнообувные, галантерейные, гигиенические, фото- и кинотовары, аудио- и видеокассеты, товары для отдыха, посуду), что говорит об их эффективной деятельности и популярности. Некоторые по-пре-

жнему покупают на рынке следующие товары: одежду, обувь, стройматериалы, с/х товары, цветы. Но число таких семей сравнительно небольшое.

Авторы:

Иванова Анна Александровна,

Московский государственный институт делового администрирования;

Лазоркина Оксана Михайловна,

ст. препода,ват£ль ка,федры «Менеджмента и маркетинга» Московского государственного института делового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.