УДК 330.322.214
Г. Ф. Жаркая
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Л.Р. Слепнева
РЫНОК ДОСТУПНОГО ЖИЛЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
В статье рассмотрена структура рынка жилья, определение доступного жилья, проблемы, инструменты, мероприятия и механизм по формированию рынка доступного жилья, Федеральная целевая программа «Жилище».
Рынок жилья, доступное жилья, механизм формирования рынка доступного жилья.
The article considers the structure of the housing market, the definition of affordable housing, the problems, tools and activities, the mechanism of formation of an affordable housing market, the Federal target program “Housing”.
Housing market, affordable housing, mechanism of formation of an affordable housing market.
Рынок жилья в настоящее время достаточно своеобразен. В первую очередь, это связано со сложившейся спорной проблемой спроса и предложения на рынке жилой недвижимости. Основными клиентами рынка жилой недвижимости могут стать только граждане, имеющие доходы выше среднего. Стоимость 1 м2 ранжируется в пределах от 20 000 до 100 000 р. по субъектам Российской Федерации. Такая большая разница в стоимости жилья зависит от общей площади приобретаемого жилья, его класса (эконом, бизнес, элит), качества строительства, субъекта (самая дорогая стоимость 1 м2 в Москве и Санкт-Петербурге, самая низкая стоимость 1 м2 -Карачаево-Черкесская Республика), наличия инфраструктуры.
Общий термин «Доступное жилье» определяется как жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее требованиям и стандартам, прописанными нормативными актами Российской Федерации, стоимостью ниже, чем стоимость, установленная на рынке жилой недвижимости на аналогичное жилое помещение в пределах одного субъекта (региона, области республики, края) или муниципалитета (города, района, села).
С 2000 г. в Российской Федерации выросли темпы индивидуального жилищного строительства. В 2010 г. индивидуальными застройщиками было введено жилых домов общей площадью 25,2 млн м2, что составило 88,4 % к уровню 2009 г. Строительство частного индивидуального жилья в течение ряда лет является основополагающим в развитии жилищного строительства в целом.
В 2010 г. почти 60 % от общего ввода жилых домов построено индивидуальными застройщиками в следующих субъектах Российской Федерации: в Белгородской, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Тамбовской, Ульяновской областях, в Республиках Алтай, Башкортостан, Бурятия, Марий Эл, Тыва, Удмуртской Республике, Чувашской Республике. В 2010 г. тенденции роста сохранились; это связано с тем, что финансирование строительства осуществляется гражданами самостоятельно.
Рост индивидуального строительства показал основные проблемы каждого региона в отдельности. В
Центральном, Северо-Западном, Южном, Северокавказском, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах основная проблема возникла с обеспечением коммунальной инфраструктуры земельных участков, определенных под такое строительство. Требуется модернизация изношенных сетей электростанций, водоснабжающих станций, систем канализаций и т.д.
В Уральском и Сибирском Федеральных округах возникла ситуация с узакониванием занимаемых участков, в связи с путаницей при формировании статуса федеральных, республиканских, областных участков земли выявлялись случаи наличия на федеральных и республиканских землях целых поселков и районов, не зарегистрированных в органах местного самоуправления.
Правительством Российской Федерации были поставлены следующие задачи, достижение которых приравнено и прописано в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 гг. и имеет острую социальную направленность:
1. Формирование рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности за счет внедрения инновационных методов строительства жилых домов, обеспечение земельных участков, предоставленных под жилое строительство коммунальными сетями и инфраструктурой, развитие промышленных производств (лесоперерабатывающий комплекс, строительный комплекс и т.д.) в регионах. Это позволяет уменьшить стоимость жилищного строительства и увеличить объемы вводимого жилья.
2. Комплексное решение проблем функционирования и развития жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Данный комплекс мероприятий включает в себя жилищную реформу, проводимую с 2006 г. Изменение структуры жилищного фонда в стране по формам собственности позволило сформировать новый тип собственников жилья - частный жилищный фонд, сформированный за счет приватизации муниципального жилого фонда.
3. Стимулирование платежеспособного спроса на
жилье осуществляется при помощи ипотечного кредитования населения. Жилищная ипотека, предоставляемая гражданам, на данный момент уже не является неким тяжелым финансовым грузом. Государственная поддержка осуществляется в виде субсидий на приобретение жилья. Размер субсидии составляет 30 % от стоимости ипотечного кредита. Правом пользования данной субсидией обладает лишь определенная группа населения - это молодые семьи (два родителя и ребенок, либо один родитель и ребенок). Также имеется возможность погашения ипотечного кредита за счет материнского капитала.
Кроме этого для населения были предприняты меры по снижению процентных ставок по жилищным кредитам. В 2011 г. зафиксирован самый низкий процент по жилищному кредитованию - 9 % годовых (ОАО «Сбербанк РФ»).
4. Эффективное выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. В федеральной целевой программе «Жилище» данные категории подразделены по следующим принципам:
- молодые семьи;
- молодые специалисты на селе и молодые ученые;
- семьи военнослужащих;
- семьи граждан, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц;
- семьи граждан, выезжающих из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- граждане, признанные в установленном законодательством порядке вынужденными переселенцами;
- семьи граждан, проживающие в ветхом и аварийном жилье.
Выполнение данных обязательств правительство выполняет совместно с Министерством обороны РФ, Министерством регионального развития РФ, Министерством социального развития РФ, Министерством образования и науки РФ.
5. Повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда. Данное мероприятие было обеспеченно новой нормативной базой, которое позволило предприятиям жилищной сферы (ЖЭК, управляющие компании и т.д.) действовать в направлении улучшения и экономии потребляемой энергии (установка тепло- и водосчетчиков и т.д.).
Предпринятые меры по формированию рынка доступного жилья преобразовались в отлаженный механизм, позволяющий гражданам, обратившись в соответствующие структуры, получить помощь для приобретения собственного жилья или получения жилья социального найма. Эффективность данного механизма подтверждается тем, что правительством Российской Федерации внедряются новые подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище», направленные на выполнение уже установленных задач, позволяющие выявить новые ресурсы и источники финансирования.
Литература
1. Жилищный кодекс Российской Федерации. 2011 г.
- М., 2011.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 гг.
3. Постановление Правительства Республики Бурятия от 25 апреля 2011 г. № 185. Республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2011 - 2015 гг.».
4. Правительство Республики Бурятия официальный сайт. - ЦКЪ: http://www.egov-buryatia.ru/
УДК 334.758
Ю.С. Зайцев
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор С.В. Федосеев
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЭК
В статье рассматривается роль диверсификации в деятельности предприятий. Подробно анализируются уровни стратегии для диверсифицированного предприятия ТЭКа.
Диверсификация, структура, мотив, объединение, стратегия.
The article considers the role of diversification in the enterprise activity. More attention is given to the levels of strategy for diversified companies of the fuel & energy complex.
Diversification, structure, motive, merger, strategy.
Можно выделить три основные этапы формирования и развития диверсификационных систем. Первый - формирование слабо связанных систем (конгломератов). Этот этап имел место во время приватизации (1990 - 1995 гг.). Второй - период реструктуризации конгломератов (1995 - 2000 гг.). В это время
происходил процесс трансформации конгломератов в более эффективные диверсифицированные системы, например, в концерны. Третий этап - трансформация части крупных концернов в транснациональные корпорации (2000 - 2010 гг.)
Проблема эффективного управления диверсифи-