S0Ci0-EC0N0MiC DEVELOPMENT
Леонова Л. Б. Leonova Ь. В.
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и управление строительством и рынком недвижимости», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Российская Федерация
Засухина В. С. Zasukhina V. S.
магистрант кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Российская Федерация
УДК 365.2
ДОСТУПНОСТЬ ЖИЛЬЯ В РОССИИ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ВЫХОДА
Предмет. В работе проведен анализ ситуации по вопросам доступного жилья в России. Рассмотрены основные этапы государственного регулирования в сфере доступного жилья начиная с 1993 года и по настоящее время. Отмечено, что целевые индикаторы и показатели государственной программы «Жилье для российской семьи» на 2015-2020 гг. не реализуются в полной мере.
Цель. Проанализировать ситуацию в России по доступности жилья для большинства населения страны и предложить пути решения данной проблемы.
Методология. Методической основой послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные международных агентств и статистических служб. Для обработки статистической отчетности применялись методы аналитических группировок, составления коэффициентов, сравнительный анализ. С целью визуальной интерпретации статистической информации использовались графический и табличный методы.
Результаты. Приводятся индикаторы доступности жилья за рубежом и в России. Причем при проведении сравнительного анализа выявлено, что в России жилье является недоступным для большинства населения страны, поскольку оно является бедным и неплатежеспособным.
Выводы. Для выхода из сложившейся ситуации авторы предлагают:
1. Создать «Фонд накоплений» или «Фонд строительства доступного жилья (ФСДЖ)» в России для социально незащищенных категорий граждан;
2. Для повышения платежеспособности населения страны и возможности приобретения жилья авторы предлагают навести в стране порядок в сфере распределения доходов между наемными работниками и собственниками средств производства, руководствуясь шкалой социальной справедливости и увеличивая заработную плату работникам.
Ключевые слова: доступное жилье, квартиры экономкласса, индикаторы доступности жилья, государственное регулирование, шкала социальной справедливости.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
AFFORDABLE HOUSING IN RUSSIAN FEDERATION: ANALYSIS, PROBLEMS AND WAYS
Subject. The analysis of the affordable housing situation in Russian Federationis represented in this paper. It contains the basic stages of state regulation in the field of affordable housing since 1993. It is also noted that the target indicators of the state program «Housing for Russian Federationfamily» in the 2015-2020 is not being fully realized.
Aim. The authors tried to analyze the situation in Russian Federationon housing affordability for the majority of the population and to offer solutions of this problem.
Methodology. The official statistical data of the Federal State Statistics Service, data of international agencies and statistical services were used as a methodical basis of the investigations. For the processing of statistical reporting methods the analytical groups, drawing ratios, comparative analysis were consumed. For the purpose of visual interpretation of the statistical information the authors used the graphical and tabular methods.
Results. The article also presents the main housing affordability indicators in Russian Federationand abroad. Moreover, during the comparative analysis it was revealed that housing in Russian Federationis not available for the majority of the population, because it is poor and insolvent.
Conclusions. To exit from the current situation the authors suggest:
1. Create Cash Accumulation Fund or Fund for the construction of affordable housing (FCAH) in Russian Federationfor the socially vulnerable categories of citizens;
2. In order to increase the effective demand of the country and the possibility of the population to purchase housing the authors proposed to restore the organization order in the country in the field of income distribution between the employees and the owners of the means of production, guided by social justice scale and increasing wages to workers.
Key words: affordable housing, apartments of economy-class, housing affordability indicators, government regulation, social justice scale.
Введение
Одной из физиологических потребностей человека является потребность в жилье (ст. 40 Конституции РФ), каждый имеет право на жилище.
Удовлетворение первичной потребности в жилье и безопасности приводит к повышению качества жизни населения, активизируются трудовая, творческая и исследовательская деятельности, повышается воспроизводство населения [1-3].
Также жилье является индикатором социального развития общества. Оно может выступать как катализатором, так и сдерживающим фактором социальной напряженности в обществе. Жилье выполняет многочисленные функции, среди которых такие как обеспечивающая, активизационная, мигра-ционно-демографическая, экологическая, инвестиционная [4].
Постановка задачи
В современных условиях жилищный вопрос в России для населения страны оста-
ется наиболее острым. Для большинства российских семей приоритетной задачей является улучшение жилищных условий.
Главным фактором доступности жилья является его стоимость. Однако используя термин «доступность», следует иметь в виду не только возможность свободного приобретения, которая зависит от уровня платежеспособности населения, но и последующее содержание и обслуживание данного жилья, в которое входят затраты на текущий ремонт, налоговые отчисления, оплата коммунальных услуг.
Таким образом, доступность жилья является многофакторной категорией.
Анализ ситуации
Удовлетворение потребности в доступном и качественном жилье — одно из приоритетных направлений социально-экономической политики государства в отношении нескольких социально незащищенных групп населения: бюджетников, военных, молодых и многодетных семей [5].
S0Ci0-EC0N0MiC DEVELOPMENT
В современной России государственное регулирование в сфере доступного жилья началось еще в 1993 году. Основные этапы такого регулирования представим в таблице 1.
В настоящее время в соответствии с Указом Правительства РФ в рамках реализа-
ции новой редакции программы «Жилье для российской семьи» (2015-2020 гг.) необходимо обеспечить:
• до 2017 года — увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водо-
Таблица 1. Этапы государственного регулирования в сфере доступного жилья в России (составлена авторами)
Период Мероприятия государственного регулирования
1993 Принята государственная целевая программа «Жилище», целью которой было определить принципиальные положения долгосрочной государственной жилищной политики и наметить конкретные меры по созданию правовой базы. Доля государственного жилфонда составляла 66,7 %.
1996 Программа «Жилище» получила новый этап реализации. Были подтверждены успехи внедрения первого этапа программы. Отмечается, что начал функционировать рынок жилья. Средняя обеспеченность жильем увеличилась на 1,2 кв. м и составила 18 кв. м на человека. Доля государственного фонда сократилась до 49,7 %.
1997 Для целей реализации федеральной целевой программы «Свой дом» по решению Правительства РФ было создано открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК), призванное снижать риски на рынке ипотечного кредитования и стимулировать строительство жилья. Получило развитие малоэтажное строительство.
1997-2002 Принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством. Доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась до 34,8 %. Средняя обеспеченность жильем увеличилась на 2,8 кв. м общей площади и составила 19,3 кв. м на человека.
2002 Принята новая редакция федеральной целевой программы «Жилище», основной целью которой было комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы,обеспечивающих доступность жилья для граждан,безопасные и комфортные условия проживанияв нем. Данная редакция программы впервые вводит систему индикаторов оценки реализации: доступность приобретения жилья, эффективность функционирования рынка жилья, развитие ипотечного жилищного кредитования, объем ввода жилья и др.
2002-2010 Сроки реализации программы «Жилище» 2002-2010 гг. были поделены на два этапа: первый этап — 2002-2004 гг., второй этап — 2005-2010 гг. Программа была поделена на несколько подпрограмм и мероприятий в соответствии с основными направлениями реформирования жилищного фонда. По итогам этих мероприятий первого этапа было переселено 27,1 тыс. семей из аварийного и ветхого жилья, ликвидировано 630,4 тыс. кв. м непригодного для проживания жилищного фонда, 114 тыс. молодых семей получили субсидии от государства.
2005 Реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Реорганизация системы государственного управления строительным комплексом (упразднение Госстроя России) и принятие новых законов о жилье, которые существенно изменили принципы реализации инвестиционно-строительных проектов (в том числе Федеральный закон № 214-ФЗ «О долевом участии в строительстве», новая редакция Градостроительного кодекса РФ в части аукционной продажи земельных участков под жилищную застройку).
2008 Был создан Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (далее фонд РЖС). Фонд призван оказывать содействие развитию рынка земельных участков, развитию деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию, обустройству территории посредством строительства объектов инфраструктуры, стимулировать развитие энергоэффективных и экологически чистых технологий и производства материалов.
2010 Ликвидированы ветхие и аварийные жилые дома общей площадью 513,9 тыс. кв. м, из них переселено более 35,1 тыс. семей. Улучшили жилищные условия при оказании поддержки за счет средств государственного бюджета 130 тыс. молодых семей.
2011-2015 Пролонгирована программа «Жилище». Главные цели — формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Увеличение годового объема ввода жилья с 62 млн кв. м в 2011 году до 76 млн кв. м в 2014 году.
2015-2020 Принятие Правительством РФ программы под названием «Жилье для российской семьи» (ЖРС). Цели и задачи определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики РФ.
снабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 %;
• до 2018 года — снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта; увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год; создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет; снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 % путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса;
• до 2020 года — предоставление доступного и комфортного жилья 60 % российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия [3, 6]. Целевые индикаторы программы представлены в таблице 2.
Таким образом, государство с помощью программы «ЖРС» пытается расширить ассортимент жилья экономического класса. Цена такого жилья должна быть не более 80 % от средней рыночной цены на аналогичное жилье и не превышать 35 тыс. руб. за кв. м. В таблице 3 приведены условия отнесения жилых помещений к экономклассу.
Согласно данным Минстроя, по итогам 2015 года ввод жилья экономкласса увеличился более чем на 20 % и составил в общей сложности 37,1 млн кв. м [6-8].
Таблица 2. Целевые индикаторы и показатели госуда на 2015-2020 гг.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Граждане, которые могут принять участие в программе «ЖРС», были поделены на 18 категорий. Согласно условиям программы, приобрести квартиру экономкласса могут те россияне, которые живут в помещениях площадью не более 18 кв. м на человека, а также в непригодных для жилья, аварийных, подлежащих сносу или реконструкции домах. Также участниками программы могут стать многодетные семьи, получатели материнского капитала, ветераны боевых действий и семьи с небольшим совокупным доходом.
Для оценки доступности жилья в мире применяются различные социальные индикаторы, в число которых входит и коэффициент доступности жилья. Наиболее обширную информацию о жилищных показателях в различных странах и городах содержит крупнейшая база данных Numbeo. В рамках этой базы используются индексы [7, 8], представленные в таблице 4.
Для Priceto Income Ratio (коэффициента доступности) разработана шкала по категории доступности. Считается, что индикатором максимальной доступности является оптимальное значение коэффициента, равное 3-5 годам [11].
В России этот показатель самый высокий и составляет 13,6 года (см. таблицу 5).
Из перечисленных стран наибольшей доступностью обладают ОАЭ, Дания, Бельгия, Германия. В этих странах средний заработок более чем в два раза покрывает ипотечные платежи в месяц. гвенной программы «Жилье для российской семьи»
Срок реализации Объем вводимого жилья, млн кв. м Доля обеспеченных семей в общем количестве семей, желающих улучшить жилищные условия, % Коэффициент доступности жилья, лет Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, %
2015 47,6 22,5 2,5 30
2017 61,4 37,0 2,1 40
2020 66,0 60,0 1,8 50
Таблица 3. Условия отнесения жилых помещений к экономическому классу
Жилое помещение Площадь земельного участка Площадь жилого помещения
Отдельно стоящий дом не более трех этажей для проживания одной семьи Не более 1500 кв. м Не более 150 кв. м
Блок в составе нескольких блоков жилого дома не более трех этажей для проживания одной семьи Не более 400 кв. м Не более 150 кв. м
Квартира в многоквартирном доме — Не более 100 кв. м
-113
Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (17), 2016
S0Ci0-EC0N0MiC DEVELOPMENT
Таблица 4. Основные показатели доступности жилья, используемые в мировой практике
Показатель Сущность показателя Как рассчитывается
Price to Income Ratio (коэффициент доступности) Показывает количество лет, необходимое для покупки жилья, если вся заработная плата будет уходить на оплату этого жилья. Базовый показатель, определяющий доступность покупки жилья. Рассчитывается как отношение медианной цены на квартиру к медианному семейному годовому доходу. Для расчета чистого располагаемого дохода семьи используется формула: 1,5*средняя заработная плата. По зарубежным меркам, средний размер жилья на семью составляет 90 кв. м (против российской нормы — 54 кв. м). Чем ниже данный показатель, тем выше уровень доступности жилья.
Mortgage as Percentange of Income (доля ипотечного платежа в доходе семьи) Отражает долю ежемесячного ипотечного платежа в доходах семьи. Отношение фактической ежемесячной стоимости ипотеки к доходу домохозяйства. В расчетах используется 100 %-ная ипотека на 20 лет для покупки жилья площадью 90 кв. м. Уменьшение показателя говорит о положительной динамике.
Loan Affordability Index (коэффициент доступности ипотечного кредита) Показывает возможность покупки жилья при текущем уровне заработной платы. Обратный индекс предыдущему. Если показатель больше единицы, то размер средней заработной платы превышает платежи по ипотеке.
Priceto Rent Ratio (валовый рентный мультипликатор) Показывает предпочтение покупки либо аренды жилья Отношение средней стоимости жилья к арендной ставке. Низкое значение предполагает, что лучше купить, а не арендовать жилье, высокие значения — аренда более предпочтительна.
Gross Rental Yield (ставка капитализации) Показывает разрыв между стоимостью аренды и покупкой жилья. Отношение годовых чистых арендных платежей к стоимости жилья. Чем ниже данный показатель, тем выгоднее аренда жилья.
Таблица 5. Относительные показатели доступности жилья в различных странах (составлена авторами)
Страна Priceto Income Ratio Mortgage as Percentange of Income, % Loan Affordability Index Priceto Rent Ratio Gross Rental Yield, %
в центре города на окраине города в центре города на окраине города
Дания 6,55 43,10 2,32 21,58 19,69 4,63 5,08
Германия 7,32 46,45 2,15 26,42 24,24 3,78 4,13
Бельгия 7,01 45,29 2,21 16,89 16,80 5,92 5,95
Испания 8,59 55,60 1,80 23,36 20,04 4,28 4,99
Чехия 10,63 66,12 1,51 23,87 21,57 4,19 4,64
Венгрия 11,00 98,02 1,02 18,32 16,19 5,46 6,18
Польша 10,99 80,61 1,24 22,88 20,00 4,37 5,00
Италия 10,55 72,13 1,39 35,21 26,10 2,84 3,83
Великобритания 10,55 73,91 1,35 25,52 24,54 3,92 4,08
Франция 11,87 77,66 1,29 35,81 30,58 2,79 3,27
Россия 13,59 199,03 0,50 16,29 15,82 6,14 6,32
Турция 8,38 113,81 0,88 19,07 15,76 5,25 6,34
ОАЭ 5,55 41,53 2,41 10,03 9,10 9,97 10,99
В таких странах, как Германия, Франция, Великобритания, Италия показатель Price to Rent Ratio наиболее высок, что указывает на выгодность приобретения жилья в аренду. В ОАЭ данный показатель наиболее низкий. Это означает, что приобрести жилье в собственность будет более рентабельно. Что касается России, то исходя из менталитета, исторических традиций и сурового климата,
население предпочитает не арендовать жилье, а приобретать его в собственность
[9-11].
В России показатель Loan Affordability Index превысил 100 %: средняя заработная плата россиянина не сможет покрыть ежемесячный платеж по ипотечному кредитованию. Следует также учитывать, что по европейским меркам площадь среднестатистической квар-
тиры составляет 90 кв. м, а в нашей стране в качестве стандарта установлено всего лишь 54 кв. м.
Средний размер жилплощади, приходящейся на одного человека, за рубежом также выше, чем в России. Если по итогам 2014 года в России этот показатель достиг примерно 24 кв. м, то в США на одного человека приходится 70 кв. метров, во Франции и Германии — 39 кв. м, в Польше показатель равен 25 кв. м [12].
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что:
• существующие государственные программы по обеспечению населения России доступным жильем реализуются не в полном объеме (в 2015 году на 5,8 %) в связи с ухудшившейся в целом экономической ситуацией в стране;
• при определении различных показателей доступности жилья в России и за рубежом ситуация опять складывается не в пользу нашей страны. Кроме того, российские стандарты размеров квартир и площади на одного человека также меньше в России почти в 2 раза. Поэтому не приходится говорить о корректной сопоставимости показателей доступности жилья.
Сегодня на рынке жилья самыми популярными стали малогабаритные однокомнатные квартиры, иногда даже с площадью в 20 кв. м. Да и то такие квартиры могут позволить себе купить далеко не все нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Каков может быть выход из сложившейся ситуации?
Обратимся к опыту Сингапура.Сингапур-ское экономическое чудо — результат успешного осуществления своеобразной модели жилищно-коммунальной реформы. За четыре десятилетия независимости более 90 % жителей страны переселились в построенные государством многоквартирные жилые дома. Причем 80 % семей уже выкупили это жилье в личную собственность. В Сингапуре было создано государственное учреждение — Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ). С 1965 года УЖКХ построило около 800 тысяч квартир. Как же удается правительству Сингапура финанси-
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ровать столь впечатляющую строительную программу? И как можно было сделать государственные квартиры настолько доступными по цене, что более 80 % семей выкупили их в личную собственность?
Ключом к решению обеих этих проблем служит Центральный фонд сбережений (ЦФС). Каждый житель обязан ежемесячно отчислять туда 20 % от своего заработка. Столько же каждый месяц переводит на его счет наниматель. Вместе эти взносы составляют значительную сумму, равную 40 % от фонда заработной платы.
Сбережения в ЦФС не облагаются налогом, в инвестиционном банке на них ежегодно начисляются проценты. Достигнув 55-летнего возраста, житель Сингапура получает всю эту сумму на руки. Но еще до ухода на пенсию он вправе использовать три четверти сбережений в ЦФС, дабы приобрести квартиру, а четверть — чтобы при необходимости оплатить лечение в больнице.
Льготами государственной программы жилищного строительства вправе пользоваться только граждане Сингапура, причем люди с доходами не выше определенного уровня и не имеющие недвижимости.
Благодаря ЦФС Сингапур стал страной с самой высокой в мире долей сбережений — 48 % от ВВП. В Центральном фонде сбережений ныне накоплено более 60 миллиардов долларов. Это позволяет не только вести жилищное строительство, но и развивать здравоохранение, оплачивать пенсионные программы.
Масштабность государственной программы жилищного строительства и такой безотказный источник ее финансирования, как ЦФС, сделали строительную индустрию мощным двигателем экономического развития Сингапура [13].
Возможно, в России необходимо создать аналогичный «Фонд накоплений» или «Фонд строительства доступного жилья» (ФСДЖ). Опыт существования такого фонда уже был в Советском Союзе, когда работникам платили только 4 % от заработанных ими денег, а оставшаяся сумма направлялась в фонд социального строительства, благодаря
SoCiO-ECONOMiC DEVELOPMENT
которому население страны получало бесплатные квартиры. В «Фонд накоплений» или ФСДЖ можно было бы отчислять как работнику, так и работодателю от 10 % до 20 % заработной платы. Причем деньги будут накапливаться на личных счетах граждан в банке, а последние должны начислять проценты, как по депозитным вкладам. Тогда, скажем, через 15-20 лет трудовой деятельности на этих счетах накопились бы значительные суммы, которые можно было бы использовать на покупку квартир в собственность. Безусловно, в такой «накопительной программе» должны участвовать только те работники — граждане РФ, у которых невысокий уровень заработной платы, скажем, от 23 000 до 35 000 руб. и отсутствует недвижимое имущество.
В таблице 6 приведем результаты расчетов накопленных средств за счет формирования «Фонда накоплений» или ФСДЖ для семьи из трех человек, состоящей из 2 работающих родителей и 1 ребенка. Расчет приведем, исходя из средней заработной платы в России в 35 000 руб. и медианной зарплаты в 23 000 руб. в месяц. Размер отчислений в Фонд примем равным 10 % от заработной платы.
Если в семье работают 2 человека, то через 15 лет семья с заработной платой 35 000 руб. в месяц сможет позволить себе приобрести жилье в собственность большей
площади — 64 кв. м. При медианной зарплате в 23 000 руб. за 15 лет невозможно накопить требуемую сумму для приобретения квартиры площадью 54 кв. м. Такая семья сможет рассчитывать на квартиру меньшей площади — 42 кв. м.
Какреализовать создание такого фонда?
На наш взгляд, возможны 2 варианта.
Первый вариант. Создание «Фонда накоплений» или «Фонда строительства доступного жилья» возможно, безусловно, при корректировке ситуации с выплатой 30 % страховых взносов, которые повышают издержки производства и заставляют бизнес скрывать реальные показатели по заработной плате. Этот фонд, по сути, должен заменить выплату таких взносов.
Государство должно контролировать работу этого фонда, а его формирование будет способствовать экономическому росту в стране, повышению благосостояния населения.
Второй вариант. Создать такой фонд можно взамен фонда капитального ремонта (ФКР), поскольку уже доказано, что дома, прослужившие более 50 лет, дешевле сносить и строить новые, чем их ремонтировать.
Причинами отказа от Фонда капитального ремонта (ФКР) могут быть следующие.
Во-первых, денежные средства в ФКР поступают на счет регионального оператора,
Таблица 6. Расчет общей суммы денежных средств в «Фонд накоплений» или ФСДЖ
Показатель Сумма накоплений Сумма накоплений
Заработная плата в России, руб. в месяц 35 000 23 000
Отчисления от заработной платы самим работником, руб. в мес. 3500 2300
Отчисления от заработной платы работодателем, руб. в мес. 3500 2300
Отчисления от заработной платысамим работником, руб. в год 42000 27600
Отчисления от заработной платы работодателем, руб. в год 42000 27600
Отчисления, произведенные самим работником за 15 лет, руб. 630 000 414 000
Отчисления, произведенные работодателем за 15 лет, руб. 630 000 414 000
Общая сумма накопленных средств, руб. 1 260 000 828 000
Выплаченные проценты банком за один год хранения денежных средств на личном счете работника (при ставке 7 % годовых) 2940 1932
Выплаченные проценты банком за 15 лет хранения денежных средств на личном счете работника 352 800 231 840
Общая сумма, накопленная 1 человеком, за 15 лет при хранении денежных средств в коммерческом банке, руб. 1 612 800 1 059 840
Общая сумма денежных средств, накопленная семьей из 2 работающих человек 3 225 600 2 119 680
Рыночная стоимость квартиры площадью 54 кв. м при цене 50 тыс. руб. за 1 кв. м 2 700 000 2 700 000
т.е. в «общий котел», и люди, прежде чем дело дойдет до ремонта их собственного дома, должны платить за ремонт других домов. При этом платежи в ФКР увеличивают оплату жителей за ЖКУ, по нашим подсчетам, в среднем на 5-7 %.
Во-вторых, еще одной весомой причиной отказа от ФКР может являться то, что, капитальный ремонт проводится некачественно, низкоквалифицированными рабочими.
В-третьих, деньги, накопленные региональным оператором, могут быть использованы не по целевому назначению, а то и просто украдены. Таких примеров по стране с хищениями накопленных средств, например, средств региональных пенсионных фондов, уже более чем достаточно.
Безусловно, более тщательная проработка механизма формирования «Фонда накоплений» или «ФСДЖ» будет предметом наших дальнейших исследований.
Помимо создания «Фонда накоплений», еще одним способом сделать жилье доступным для большинства населения страны было бы решение проблемы распределения доходов работающих граждан в соответствии со шкалой социальной справедливости и повышения заработной платы основным работникам и рабочим. Ведь известно, что в СССР топ менеджмент мог получать заработную плату выше, чем самый низкоквалифицированный персонал в 6-10 раз [14].
Сегодня диспропорции в доходах чудовищны, высшее руководство имеет уровень зарплат в сотни, а то и в тысячи раз выше, чем у рядовых работников. Современное законодательство по труду и заработной плате позволяет это делать.
Медианная зарплата в РФ на август 2016 г. составляла 23 548 руб. [15].
В мировой практике существует такой показатель, как индекс Джинни. Если он равен 0 %, то в обществе полное социальное равенство, если он равен 100 %, то в стране ни о каком равенстве говорить не приходится. В России этот показатель в 2015 году равен 41 %. Самый высокий в Намибии — 74 %, самый низкий в Дании — 25 % [16-18].
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Кроме того в России за последние годы растет социальное напряжение и раздражение. По данным социологических исследований, более 40 % населения России недовольны ситуацией в стране, где увеличивается дисбаланс между бедными и богатыми. При этом богатство «наживается» не праведным трудом, а хищениями бюджетных средств чиновниками разных уровней и за счет взяток.
Согласно отчету Global Wealth Report, Россия является страной с самым высоким уровнем неравенства в мире, а 50 % россиян имеют всего имущества — включая квартиру — менее чем на 1000 долларов [18].
Иными словами, в России надо менять ситуацию по диспропорциональному распределению доходов между собственниками средств производства (работодателями) и наемными работниками, делая основное население страны платежеспособным.
Ну и, конечно же, ужесточать борьбу с коррупцией и многочисленными хищениями бюджетных средств чиновниками на всех уровнях власти.
Выводы
Для решения проблемы строительства доступного жилья для населения страны можно предложить следующие способы:
1. Создание «Фонда накоплений» или ФСДЖ, куда работодатель и работник будут отчислять на личный счет работника 10-20 % от заработной платы. Личные счета будут находиться в коммерческих банках на условиях хранения депозитных вкладов при жестком государственном контроле.
2. Создание «Фонда накоплений» или ФСДЖ возможно за счет пересмотра налоговой нагрузки по выплате страховых взносов на работника и работодателя.
3. Создание «Фонда накоплений» или ФСДЖ в России возможно взамен ФКР, особенно для жителей, проживающих в домах, прослуживших более 20-25 лет.
4. Восстановить шкалу социальной справедливости при организации заработной платы на предприятиях и распределении доходов. Это позволит население страны сде-
SOCiO-ECONOMiC DEVELOPMENT
лать платежеспособным и снизит социальную напряженность в стране.
5. Ужесточить борьбу с коррупцией и хищениями и без того дефицитных бюджетных средств.
Без таких радикальных мер Россия не сможет улучшить качество жизни рядовых граждан, а вопрос о доступности жилья так и не будет решен.
Список литературы
1. Марварова И.В. Жилье в социальном формате // Архитектон: известия вузов. 2010. № 30.
2. Мустафина Л.Р. Определение доступности жилья для населения: методические аспекты // Проблемы современной экономики. 2014. № 1 (49). С. 185-188.
3. Осипов А.Ю. Проблемы доступности жилья в России // Российское предпринимательство. 2012. № 8 (206). С. 112-115.
4. Родионова Н.В. Разработка инновационных подходов к управлению в жилищной сфере: монография. М.: Изд-во «Проспект», 2015.
5. Restate.ru. Доступное жилье [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.restate.ru/tag/dostupnoe.
6. Официальный сайт программы «Жилье для российской семьи» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р://программа-жрс.рф.
7. Стерник Г.М., Апальков А.А. Развитие методики оценки доступности жилья для населения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 2. С. 59-71.
8. База данных Numbeo [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.numbeo. com/cost-of-living.
9. Рогожина Н.Н. Международный опыт развития арендного жилищного фонда // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 8 (143). С. 72-82.
10. Биндиченко Е.В. Национальный жилищно-коммунальный комплекс России: проблемы и перспективы // Вестник УГУЭС: Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1 (11). С. 61-66.
11. Indriksons.ru. Аналитика: Страны Европы объединятся для борьбы с «пузырем» на рынке недвижимости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.
indriksons.ru/medialibrary/analytics/analitika_ strany_evropy_obedinyatsya_dlya_borby_s_ puzyrem_na_rynke_nedvizhimosti.
12. Гдеэтотдом.ру. Новости рынка. Обеспеченность жильем в России достигла 24 кв. м на человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gdeetotdom.ru/ news/2038763-2016-04-01-obespechennost-zhilem-v-rossii-dostiglo-24-kv-m-na-cheloveka.
13. Ли Куан Ю. Сингапурская история: 1965-2000 гг. : из третьего мира — в первый / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. 2-е изд., стереотипное. М.: МГИМО-Университет, 2010. 657 с.
14. Социальное неравенство в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ruxpert.ru.
15. БРИКС. Совместная статистическая публикация. 2015. Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР/ Росстат. M.: ИИЦ «Статистика России», 2015. 235 с.
16. Исследование Allianz: Материальное благосостояние в странах мира в 2015 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// gtmarket.ru/news/2015/10/01/7247.
17. Индекс Джини по странам в Книге Фактов ЦРУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world factbook/ rankorder/2172rank.html.
18. Расчёт богатства домохозяйств России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// gloriaputina.livejournal.com/299997.html.
References
1. Marvarova I.V. Accommodation in Social Format // Architect: Higher Education. 2010. № 30.
2. Mustafina L.R. Determination of Availability of Housing for the Population: Methodological Aspects // Problems of Modern Economy. 2014. № 1 (49). P. 185-188.
3. Osipov A.Yu. Housing Affordability Problems in Russian Federation// Russian FederationEntrepreneurship. 2012. № 8 (206). P. 112-115.
4. Rodionova N.V. Development of Innovative Approaches to the Management in the Housing Sector: a Monograph. M.: Publishing House «Prospekt», 2015.
5. Restate.ru. Affordable Housing [Electronic Resource]. Available at URL: http://www. restate.ru/tag/dostupnoe.
6. The Official Website of the Program «Housing for Russian FederationFamily» [Electronic Resource]. Available at URL: http: //programma-zhrs.rf.
7. Sternik G.M., Apalkov A.A. Development of the Methodology for Assessing the Affordability of Housing for the Population // Property Relations in the Russian Federation. 2014. № 2. P. 59-71.
8. Database Numbeo [Electronic Resource]. Available at URL: http://www.numbeo.com/ cost-of-living.
9. Rogozhina N.N. International Experience in the Development of Rental Housing. // Property Relations in the Russian Federation. 2013. No. 8 (143). P. 72-82.
10. Bindichenko E.V. National Housing and Communal Complex of Russian Federation: Problems and Prospects // UGUES Herald: Science, Education, the Economy. Series: Economy. 2015. № 1 (11). P. 61-66.
11. Indriksons.ru. Analysis: European Countries will Join in the Struggle with the «Bubble» in the Property Market [Electronic Resource]. Available at URL: http://www.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
indriksons.ru/medialibrary/analytics/analitika_ strany_evropy_obedinyatsya_dlya_borby_s_ puzyrem_na_rynke_nedvizhimosti.
12. Gdeetotdom.ru. Market News. Housing Supply in Russian Federationhas Reached 24 Square Meters per Person [Electronic Resource]. Available at URL: http://www.gdeetotdom.ru/ news/2038763-2016-04-01-obespechennost-zhilem-v-rossii-dostiglo-24-kv-m-na-cheloveka.
13. Lee Kuan Yu. Singapore Story: 19652000 gg.: Third World — the First / Mosk. State. Inst. of Intern. Relations (University) MFA Russian Federation. 2nd ed., Stereotyped. M.: MGIMO-University, 2010. 657 p.
14. Social Inequality in Russian Federation[Electronic Resource]. Available at URL: http://ruxpert.ru.
15. BRICS. Joint Statistical Publication. 2015; Brazil, Russian Federation, India, China, South Africa / Rosstat. M.: IPC «Statistics of Russian Federation», 2015. 235 p.
16. A Study of Allianz: Wealth in the World in 2015. [Electronic Resource]. Available at URL: http://gtmarket.ru/news/2015/10/01/7247.
17. The Gini Index for the Countries in the CIA Fact Book [Electronic Resource]. Available at URL: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world factbook / rankorder/2172rank.html.
18. Calculation of Russian FederationHousehold Wealth [Electronic Resource]. Available at URL: http://gloriaputina. livejournal.com/299997.html.