Научная статья на тему 'Рыночная система хозяйствования: преимущества и недостатки'

Рыночная система хозяйствования: преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4317
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГУЛИРУЕМАЯ ЭКОНОМИКА / КОРПОРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / MARKET ECONOMIC SYSTEM / SOCIAL-ORIENTED ECONOMY / MARKET ECONOMY / MANAGED ECONOMY / CORPORATE ECONOMY / THE RESTRUCTURING / THE CENTRALIZED MANAGE-MENT OF THE ECONOMY / MONETARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абазова М. В., Татуева Ф. Б.

В статье рассматриваются понятие рыночной экономики, типы экономических моделей, анализируются субъективные и объективные причины результатов приватизационных процессов, доказывается объективная необходимость государственной поддержки развития рыночных отношений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market economic system: the advantages and disadvantages

The article examines the concept of a market economy, the types of economic models, analyzes the subjective and objective reasons for the results of the privatization process, prove the objective necessity of state support for the development of market relations in Russia.

Текст научной работы на тему «Рыночная система хозяйствования: преимущества и недостатки»

РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

АБАЗОВА М.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова, e-mail: [email protected];

ТАТУЕВА Ф.Б.,

кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются понятие рыночной экономики, типы экономических моделей, анализируются субъективные и объективные причины результатов приватизационных процессов, доказывается объективная необходимость государственной поддержки развития рыночных отношений в России.

Ключевые слова: рыночная система хозяйствования; социально-ориентированная экономика; рыночная экономика; регулируемая экономика; корпоративная экономика; структурная перестройка; централизованное управление экономикой; денежно-кредитная система.

The article examines the concept of a market economy, the types of economic models, analyzes the subjective and objective reasons for the results of the privatization process, prove the objective necessity of state support for the development of market relations in Russia.

Keywords: market economic system; social-oriented economy; market economy; managed economy; corporate economy; the restructuring; the centralized manage-ment of the economy; monetary system.

Коды классификатора JEL: D04, D11.

Построение рыночной системы хозяйствования в стране началось с масштабных преобразований социальноэкономической системы в России в 1990-х гг., вызванных кризисом плановой системы хозяйствования.

Система общественного воспроизводства, при которой распределение ресурсов и определение структуры национальной экономики осуществляются в основном за счет действия рыночных механизмов, и составляет понятие «рыночная экономика».

В экономической литературе рыночную экономику определяют как «систему организации национальной экономики, основанной на товарно-денежных отношениях, множественности форм собственности, свободной конкуренции производителей и граждан, являющихся собственниками своей рабочей силы», или как экономику, основанную на «принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность» [2, c. 76].

В настоящее время рыночная система хозяйствования зависит, прежде всего, от характера взаимодействия государственного и частного секторов экономики. По данному критерию можно выделить три основных типа экономических моделей: социально-ориентированную, регулируемую и корпоративную экономику [1, c. 98].

Первый тип (социально-ориентированная модель) - государственная политика направлена на защиту интересов граждан и отражение принципов экономического регулирования в долгосрочных программах (германская и французская экономические модели).

Второй тип (регулируемая экономика) - государственное вмешательство в хозяйственные процессы выражается установлением «правил игры», способствующим развитию частного предпринимательства при отсутствии крупного государственного сектора (американская и английская модели).

© М.В. Абазова, Ф.Б. Татуева, 2012

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

Третий тип (корпоративная экономика) - предполагает сочетание социальной защиты населения с государственными программами поддержки крупного бизнеса и определением приоритетов развития национальной экономики (шведская и японская модели).

Прямое копирование какой-либо из указанных моделей без учета специфики национальной экономики является необоснованным решением, однако можно говорить о необходимости творческого заимствования положительных элементов данных экономических моделей современными развивающимися странами, к числу которых принадлежит и Россия.

Россия вступила на путь построения рыночной экономики в начале 1992 г., начав структурную перестройку посредством создания частного сектора, либерализации торговли и внешнеэкономических отношений, стабилизации финансовой и денежной системы и других мероприятий.

Вместе с тем, в настоящее время динамика основных показателей российской экономики показала, что ее реформирование проводилось, во-первых, без осознания необходимого конечного результата и, во-вторых, без учета опыта развития стран-лидеров современной мировой экономики.

Анализ современной экономической литературы показал, что существуют две основные теоретические модели трансформации плановой экономики в рыночную: модель так называемой «шоковой терапии», когда происходит масштабное разрушение государственного сектора экономики в течение короткого периода времени, и модель постепенного реформирования экономики - сохранение в течение довольно длительного периода сильного государственного сектора, постепенно передающего часть своих функций в руки частного бизнеса [3, с. 36].

Обязательным условием реализации первой модели является максимальная либерализация внутри- и внешнеэкономических связей, так как ликвидация госсектора неизбежно сопровождается уничтожением сложившихся во время функционирования плановой экономики отраслевых и региональных хозяйственных связей. В период же формирования рыночной экономики обеспечение населения товарами и услугами осуществляется за счет их масштабного импорта. Подобный вариант трансформации экономической системы в переходный период сопровождается, как правило, резким ухудшением социальной обстановки в стране.

Модель постепенного реформирования плановой экономики может осуществляться как в формате закрытой экономики, так и в условиях либерализации международных экономических отношений [8, с. 37]. При этом сохраняются возможность гибкого управления процессами реформ и отсутствие таких резких социальных и экономических потрясений, как обвал производства, рост безработицы, стремительная имущественная дифференциация населения и др., сопровождающих, как правило, осуществление первой модели «шоковой терапии». Более того, модель постепенного реформирования плановой экономики требует от государства неукоснительной реализации в течение долгого времени единой системной политики реформ, что, в свою очередь, требует наличия политической стабильности в обществе и высокого уровня поддержки курса реформ населением. [7, с. 34].

Реформирование экономики России предполагало построение модели государственно регулируемого рынка. Декларируемый замысел реформ заключался в поэтапном переходе от административного к денежному хозяйству с равновесием товарного рынка и дифференцированным экономическим ростом. Основой реформирования экономики стали приватизация государственного имущества, либерализация цен, сокращение бюджетных расходов на экономику, что приводит к последовательной дифференциации расходов, цен и производства.

За последние 15 лет экономика России прошла беспрецедентный по масштабам трансформации путь от плановой государственной экономики к рыночной системе хозяйствования. Итоги реализации объявленных реформ оказались в силу определенной непоследовательности и несбалансированности предпринимаемых шагов далеки от заявленных целей. Отсутствие положительных результатов модернизации экономики привело к возникновению курса на проведение радикальных реформ и активное внедрение рыночных отношений.

Более того, на путь реформирования Россия встала в чрезвычайно невыгодной для себя ситуации. Ко всем проблемам, унаследованным от советской экономики, как то: кризис производства, необходимость обслуживания внешнего долга и др., добавились новые - территориальные потери в результате отхода традиционно российских территорий новообразованным государствам СНГ, разрушение устоявшихся экономических взаимосвязей между предприятиями и целыми отраслями, ранее входившими в единый хозяйственный комплекс, политическая нестабильность, а также ряд иных проблем.

Отсутствие четкого осознания у руководства страны, как именно следует модернизировать экономику, а также стремление к сокращению переходного периода привели к тому, что программа «шоковой терапии», принятая за основу реформ, имела либерально-монетаристскую направленность^, с. 33].

Масштабное разгосударствление в течение короткого периода времени стало основой экономических преобразований в России. Во многом это объясняется следованием требованиям МВФ и Всемирного банка, которые настаивали на возможно большем сокращении государственного присутствия в экономике независимо от уровня экономического развития, социальных, культурных, психологических и иных особенностей конкретных государств. На наш взгляд, сохранение высокой степени государственного присутствия в экономике России в переходный период с постепенной передачей части полномочий формирующимся рыночным институтам позволило бы избежать затяжного экономического кризиса и смягчить негативные социальные последствия трансформационных процессов. Практические итоги приватизационных процессов в России следующие: во-первых, слой массовых собственников был создан в основном формально, большая часть перераспределенной собственности перешла к узкому кругу населения страны; во-вторых, передача прав собственности не обеспечивала сама по себе роста эффективности

РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ.

23

деятельности предприятий; в-третьих, бюджетные поступления от приватизации государственной собственности оказались значительно ниже ожидаемых и явно недостаточными для обеспечения социальной защиты населения; в-четвертых, приватизация не привела к финансовой стабилизации, что иллюстрирует системный кризис августа 1998 г.; в-пятых, передача предприятий в частную собственность не привела к демонополизации производства, а формирование конкурентного механизма осложнялось отсутствием необходимой институциональной и законодательной основы; в-шестых, крайне неблагоприятный инвестиционный климат с высокой степенью некоммерческих рисков привел к сокращению объемов иностранных инвестиций в российскую экономику; в-седьмых, в стране была создана система органов Государственного комитета по управлению имуществом, Российского фонда федерального имущества, Федерального агентства по банкротству и чековых инвестиционных фондов, однако эта система характеризовалась высокой степенью бюрократизации. Таким образом, из семи целей приватизации была реализована практически полностью только седьмая, формально - первая, а остальные пять - практически «провалены».

Такие результаты приватизационных процессов в России объясняются как субъективными, так и объективными причинами [6, с. 21]. К субъективным причинам можно отнести излишнюю политизированность и широкое распространение коррупции в данной сфере, а к объективным причинам - деформированную структуру экономики с высокой степенью монополизации и непропорциональным развитием военно-промышленного комплекса, переходный характер политической власти в стране, разрыв большинства хозяйственных цепочек вследствие развала СССР и др.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что приватизация, выполнив в целом свою задачу по разрушению механизмов централизованного управления экономикой, не привела к возникновению слоя «эффективных собственников», стабилизации экономики и привлечению инвестиций в реальный сектор народного хозяйства. С социальной точки зрения, приватизация в том виде, в котором она была проведена в России, лишь усилила негативные тенденции, наметившиеся после либерализации цен, и стала инструментом перераспределения бывшей государственной собственности в корпоративных интересах.

Следует отметить, что важным элементом успешного реформирования экономики в России явилось создание эффективной денежно-кредитной системы. Динамика основных макроэкономических показателей, представленная в официальных источниках, свидетельствует о сохранении достаточно высоких темпов роста экономики, увеличении объемов инвестиций в основной капитал и существенном улучшении финансового состояния предприятий [4, с. 52].

Тенденция повышения цен на энергоносители на мировых рынках, а также достаточно низкий уровень процентных ставок на мировых финансовых рынках обеспечили стабильность поступления экспортной выручки на внутренний рынок, рост дополнительных доходов федерального бюджета и золотовалютных резервов России.

В настоящее время стабильность относительно низкого уровня инфляции привела к декларации в качестве основной цели государственной денежно-кредитной политики обеспечения внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Выбор путей дальнейшего снижения инфляции связывается с ограничениями, отражающими необходимость обеспечения высоких темпов экономического роста, повышения степени конкурентоспособности российских производителей, обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов, а также повышения уровня жизни населения, что обусловливает применение режима плавающего валютного курса. Важными элементами успешной реализации денежно-кредитной политики являются соблюдение установленных предельных уровней изменения цен на услуги и продукцию естественных монополий, развитие внутреннего финансового рынка, расширение возможностей использования инструментов рефинансирования.

Значительное влияние на кредитно-денежную политику на протяжении всего периода реформ оказала необходимость обслуживания государственного долга России, и если состояние внутреннего долга до сих пор вызывает серьезные опасения, то в отношении внешнего долга органов государственного управления наблюдается тенденция к сокращению.

Ретроспективный анализ практики реформирования экономики в России показывает, что достижения поставленных целей в том объеме, в котором планировалось, не было. Дифференциация внутренних совокупных расходов имела весьма специфический характер: происходило снижение доли инвестиций в ВВП, потребление товаров превышало потребление услуг, на потребительском рынке доля расходов на импортные товары превышала долю расходов на товары отечественного производства; динамика цен в течение всего переходного периода оставалась однонаправленной, а значит, дифференциации цен не было; в стране произошел обвал производства, сопровождающийся формированием множества бесконтрольных монополий, основанных на ресурсном принципе.

Тем не менее, в стране имеются все признаки рыночной экономики. Так, в ходе реформ проведены разгосударствление собственности, масштабная либерализация хозяйственной жизни; абсолютное большинство экономических процессов проходит в негосударственном секторе экономики, развивается рыночная инфраструктура, Россия активно участвует в международных экономических отношениях. Все это способствовало признанию России в 2002 г. страной с рыночной экономикой. Также следует отметить, что закономерности формирования новых прав собственности на преобладающую часть основных фондов реальной экономики в стране до начала XXI в. оставались далекими от рыночных. Многим российским хозяйственным системам, как справедливо отмечают некоторые исследователи, свойственны не только экономические, но и внеэкономические (бюрократические и др.) характеристики, что связано с их формированием в качестве «закрытых бюрократических корпоративных структур». Необходимо также отметить глубокие деформации рыночных конкурентных механизмов, что препятствует нормальному в современном понимании этого слова функционированию рыночных отношений.

По нашему мнению, учитывая вышеперечисленные факторы и тенденции, можно говорить о том, что современная российская модель рыночной экономики представляет собой синтез, с одной стороны, развивающейся рыночной экономики, а с другой - сохраняющихся элементов «дикого» олигархического капитализма переходного периода.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

В течение последних десяти лет в стране наблюдается экономический рост, что позволяет говорить о преодолении трансформационного кризиса российской экономики. Более того, наблюдается снижение инфляции, развитие внешнеэкономических связей, появилась тенденция к обновлению основных фондов, в стране улучшается инвестиционный климат, происходит досрочное погашение внешнего долга РФ. К числу положительных итогов развития России на современном этапе можно также отнести развитие и укрепление рыночной инфраструктуры.

Нельзя не отметить и тот факт, что в настоящее время происходит закрепление роли России в мировой экономике. На данном этапе главным фактором экономического роста России становится состояние внешнеэкономической конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, что не может в долгосрочной перспективе обеспечить России достойного места в мировой экономике.

К числу отрицательных последствий проведенных реформ следует отнести прежде всего концентрацию национальных экономических ресурсов в руках так называемых «олигархов» за счет обнищания широких слоев населения. Все это определяет объективную необходимость коренной реструктуризации отечественной экономики, в первую очередь за счет интенсификации хозяйственного регулирования со стороны государства. Представляется верным также выбор направления развития страны за счет проведения активной государственной промышленной и инновационной политики, обозначенной действующим президентом, что позволит перейти от современного варианта олигархической рыночной экономики к модели государственного капитализма и реализовать обозначенное в Конституции положение о России как о социальном государстве.

Итак, рыночная экономика в России находится на начальном этапе строительства. Отсутствует ряд важнейших рынков, рыночных институтов и инструментов, не хватает правового и информационного обеспечения. Поэтому рыночные механизмы не способны самостоятельно закрепиться в российской экономике а, соответственно, развитию рынка в России требуется государственная поддержка. Необходимо создать условия для эффективного функционирования рынка и хотя бы относительной его управляемости.

В настоящее время с учетом существующей благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и позитивных внутренних условий, сложившихся в результате экономического роста последних лет, появилась реальная возможность выхода России на траекторию интенсивного экономического развития и построения социальноориентированной экономики, наиболее полно отвечающей интересам всего населения страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гутман Г.В. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления. Учебник. Кострома: КГТУ, 2008.

2. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М.: Юрист, 2006.

3. Кириченко В. Рыночная трансформация экономики: теория и опыт // РЭЖ. 2010. № 1.

4. Наумов С.В. Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: экономика, экология. Вып. 4, 1999. С. 50-57.

5. Пороховский А.А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики. 2008. № 10. С. 31-35.

6. Сажин А.Ф., Смирнова Е.Е. Институты рынка. М.: Издательство БЕК, 1998.

7. Сапир Ж. Структурные аспекты реформы // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2. С. 30-34.

8. Сорокин Д.Е. Общеэкономические основы рыночного хозяйства. М.: Путь России, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.