УДК 33(47):(510)
Боцман Е.В.
итоги реформирования экономик КиТАЯ и россии: сравнительный анализ
Беспрецедентные успехи в развитии Ки -тая - одно из важнейших явлений мировой истории последних десятилетий. Успехи столь впечатляющие, что такие центры глобального экономического анализа, как Всемирный банк и МВФ, признают, что в 2015-2020 гг. Китай по абсолютным показателям экономического развития превзойдет Японию и США. На его долю придется 23% мирового ВВП, тогда как на долю США - лишь 18%.
По объему ВВП Китай в 4 раза превосходит Россию, годовая инфляция - 4%, валютные резервы - около 2 трлн долл., бюджет сбалансирован.
Современный экономический кризис не пощадил никого. В результате в США, Европе, России - спад, в Китае же - снижение. Только не экономики, а темпов ее роста. Следует отметить, что Китай уже за год до кризиса разработал антикризисную программу с целями, сроками и объемом финансирования.
Столь значительные успехи Китая кроются в особенностях экономических преобразований за последние десятилетия.
Россия и Китай, несмотря на столь значительные различия, имеют много общего, особенно на момент перехода к рыночному типу хозяйствования.
С этой точки зрения, опыт Китая в реформировании экономики представляет особый интерес.
Исходные позиции
Рыночные реформы начались в Китае в 1978 году, а в России (тогда часть СССР) - в 1985 году.
У России были следующие предпосылки благоприятного проведения преобразований:
успешное использование метода централизованного планирования для формирования второй по масштабам экономики в мире, наивысшие в мире объемы добычи нефти, газа, угля, производства пшеницы, обуви и ряда других товаров;
целостная инфраструктура, включая транспорт, коммуникации, университеты, научно-исследовательские институты и т.д.;
урбанизированное, грамотное и обученное население;
подготовленная рабочая сила и менеджеры с опытом управления производством (за исключением финансовой сферы);
колоссальный человеческий капитал, в том числе крупнейший в мире отряд ученых и инженеров;
огромный внутренний рынок; мощные "тылы" в Восточной Европе с ее ресурсами и рынками;
огромные природные ресурсы. КНР, образованная в 1949 году, представляла собой отсталую, полуфеодальную и полуколониальную страну. Экономика находилась в полной разрухе, народ жил в крайней нищете (четверть населения находились за нижней чертой бедности - доход менее пяти долларов в месяц), а средняя продолжительность жизни составляла лишь 35 лет [4]. Придя к власти в 1949 году, китайские коммунисты объединили страну, однако их экономическая политика оказалась неэффективной. В частности, с 1966 по 1976 год в ходе культурной революции произошли левацкие перегибы в политике, идеологии, культуре. Все это нанесло государству и народу серьезный моральный и экономический урон. Страна опять очутилась на грани экономической разрухи [7].
В декабре 1978 года на XI съезде КПК Дэн Сяопин как руководитель правящей партии выдвинул политику "реформ и открытости", указал путь строительства социализма с китайской спецификой, строительства социалистической рыночной экономики.
В отличие от России возможности Китая были гораздо уже:
узкий в отношении платежеспособности внутренний рынок;
низкий уровень индустриализации и развития инфраструктуры;
сельское, в массе своей неграмотное население;
в основном необученная рабочая сила, незначительное число ученых, инженеров и техников;
малоуспешное функционирование экономики, базирующейся на принципах всеобщей планомерности;
ограниченные природные ресурсы;
потенциальные преимущества, обусловленные гораздо более коротким, чем в России, периодом развития по социалистическому пути и благодаря этому наличием эвентуальных предпринимателей, которые могли проявить соответствующую инициативу, гораздо более узким государственным сектором экономики, высокой долей накоплений, огромным потенциалом низкооплачиваемой рабочей силы [2].
Суть реформирования
Чтобы понять суть китайских преобразований необходимо четко понимать, что социалистический строй и социалистическая экономическая система различны по сути. Реформа требует коренного изменения не социалистического строя, а неэффективной экономической системы. Это значит, что, во-первых, нельзя ставить целью преобразований ликвидацию социалистического строя, во-вторых, объектом реформы должна стать высокоцентрализованная плановая экономическая система. При этом нельзя ограничиваться ее чисто внешними изменениями и дополнениями, необходимо радикально преобразовать саму модель экономической системы и базисный механизм хозяйствования [6].
Прежняя высокоцентрализованная плановая экономическая система дала Китаю немало исторически ценного и полезного, но в ней было и много серьезных недостатков. Главный из них заключался в неравноправных отношениях между государством и предприятием. В жесткой плановой системе предприятие выступало не только как административный придаток государственных органов, оно не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически отрицалась роль рыночного регулирования, а экономическая деятельность целиком определялась директивными планами.
Дэн Сяопин выступал за реалистичный подход, отмечая, что Китай не принимает капитализм западного типа. Но он должен быть широко открыт всему миру, чтобы заимствовать передовые методы управления, лучшие достижения науки и технологии, привлекать иностранный капитал из всех стран мира в целях ускорения развития производительных сил в стране. Он подчеркивал, что хорошо все, что способствует развитию социалистических производительных сил, повышению
совокупной мощи государства и жизненного уровня народа. В этом заключается суть его афоризма: "Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей" [7].
Начавшись в 1978 году реформа получила всестороннее развитие после XII съезда КПК (1982 г.) и закрепила позиции в решениях XIII съезда КПК (1987 г.), давшего подробное толкование теории начального этапа социализма, и XIV съезда (1992 г.), постановившего, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой.
Если Россия создала модель того, как не следует выполнять переход к рыночной экономике, то Китай - модель того, как можно эффективно осуществлять переход такого типа.
Китай начал с рыночных, а не с политических реформ, отложив их на более позднее время, или блокировал, сохранил авторитарную политическую систему, чтобы избежать политического риска.
СССР (в 1985-1991 гг.) и Россия (начиная с 1992 г.) пытались параллельно проводить политические и экономические реформы, т.е. одновременно вводить гласность и осуществлять перестройку.
Реформа в Китае началась с аграрного сектора, что отвечало требованиям того времени. Преобразования в первую очередь предполагали отмену народной коммуны и замену ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Крупные коллективные хозяйства раздробились на мелкие, но более эффективные единицы. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. Еще большую экономическую свободу дала отмена системы госзаготовок и освобождение ценообразования на большинство видов сельскохозяйственной продукции.
В деревне появились волостно-поселковые предприятия, созданные по инициативе крестьян. Только за первое десятилетие реформ возникло 120 млн новых рабочих мест, что способствовало решению проблемы избыточной рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом. А в настоящее время на долю волостно-поселковых предприятий приходится более четверти промышленной продукции страны и пятая часть экспорта [4].
Достигнутый благодаря этому рост производительности имел колоссальные позитивные последствия. Крестьяне разбогатели, стали преоб-
разовывать сельскохозяйственную систему, создали огромный, ранее отсутствовавший внутренний рынок потребительских товаров, что обусловило массовое перемещение населения из села в город, ставшее крупнейшим переселением в истории человечества, - сформировало огромный потенциал рабочей силы в городах.
Россия повторила свою же ошибку, проигнорировав сельское хозяйство и такие связанные между собой вопросы, как собственность на землю, сельское образование, роль местных органов власти и т.д. Между тем ее прежний широкий внутренний рынок оказался разрушенным вследствие длительной инфляции, а также невыплат заработной платы и пенсий.
3-й пленум ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики, отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйств. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности был отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны были стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей.
Четыре города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуц-зянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он превратился в специальную экономическую зону. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров.
Таким образом, удалось привлечь в страну промышленное производство, ориентированное на экспорт, что открыло возможность зарабатывать необходимую иностранную валюту. В страну отовсюду потекли капиталы. Основным инвестором и финансовой опорой реформ стала китайская диаспора, так называемая хуацяо. Китаю удалось пробиться на потребительские рынки Запада, особенно США, воспользовавшись режимом наибольшего благоприятствования, сформировать огромный экспортный сектор экономики, ориентированный на низкозатратную, но трудоемкую продукцию.
Россия не располагает экономикой, ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа, нефти и ряда других минеральных ресурсов, а также вооружений. В большинстве случаях страна также экспортирует капитал, оседающий в частных оффшорных банках других стран. Россия пыталась создать свободные экономические зоны, но должного эффекта так и не достигла, если не считать огромных, многомиллиардных сумм отмытых денег.
Китай ослабил централизованный контроль и сосредоточил внимание на "новой экономике", а не на разбазаривании скудных ресурсов в ходе приватизации "старой", стимулировал развитие новых предприятий национального, провинциального, поселкового и деревенского уровней, продемонстрировав тем самым гораздо большую прагматичность и гибкость решений, чем другие трансформирующиеся страны.
В отличие от Китая, использовавшего рыночные рычаги, Россия продолжала опираться на административные методы регулирования, сконцентрировалась на "старой экономике" и следовала инициативам, исходящим из центра. Через приватизацию и государственные субсидии поддерживались неэффективные государственные предприятия. Правительство пыталось спасти их, затрачивая при этом огромные ресурсы, хотя государственные предприятия по-прежнему возглавляли некомпетентные управленцы, а основные фонды обветшали, использовались устаревшие технологии, выпускалась не находящая спроса продукция, отсутствовали управленческие навыки, ощущалась нехватка капитальных средств, а государство продолжало проводить политику неэффективного налогообложения.
Таким образом, управленческие и экономические возможности России в большей степени растрачивались в попытках поддерживать старые предприятия вместо того, чтобы создавать новые, как это делалось в Китае.
Причины неудач России обусловлены тем, что при переходе к рыночной экономике она взяла за основу так называемый подход СЛП (стабилизация, либерализация, приватизация) [2], хотя никаких условий внутри страны для успешной реализации этой политики не было.
Первая составляющая в рамках подхода СЛП - стабилизация макроэкономики, включая ограничение дефицита государственного бюджета. Однако следствием "шоковой терапии" стали и "великая депрессия" и "великая инфляция".
Второй компонент - либерализация цен, определяемых впредь рынком, а не бюрократией.
Третий компонент - приватизация, перевод предприятий из государственной в частную собственность, обычно в форме корпораций. В отсутствии соответствующих регулирующих и юридических институтов приватизация привела к криминализации экономики - все большую власть над ресурсами и их распределением захватывают криминальные элементы.
При переходе к рыночной экономике Китай также сталкивался с рядом проблем: коррупцией и взяточничеством; цикличностью сельскохозяйственного производства, когда из-за низких урожаев усиливается инфляция;
неэффективностью государственных предприятий - убыточных и не имеющих возможности погашать банковские кредиты;
сбоями введенной с 1994 года программы жесткой экономии и кредитных ограничений;
трудностями с поддержанием роста производства и доходов;
проблемами, связанными с жильем и социальными выплатами в сельской местности и городах для вновь прибывших граждан;
наличием потенциала социальной, экономической и политической нестабильности, что усугублялось дифференциацией между уровнем развития провинций;
проблемой наследования власти и продолжения политических реформ после ухода Дэн Сяопина и появления нового поколения лидеров.
Китай воспользовался подходом ИКУ (инс-титуционализация, конкуренция, управление), примененным еще ранее Японией, Тайванем и Южной Кореей [2].
Первый компонент в рамках подхода ИКУ -создание институтов рыночной экономики, включая такие, которые вводятся государством или местными органами власти (право собственности, юридическая система, система коммерческих и инвестиционных банков, торговый кодекс, бухгалтерский учет, страхование, финансовая система, реклама). Новые институты привнесены в Китай либо собственными усилиями, либо с помощью мирового хозяйства, чего не произошло в России.
Вторая составляющая - конкуренция с приданием особого значения новым конкурирующим фирмам, отвоевывающим у неконкурентоспособных предприятий лучшие ресурсы, необходимые для производства и экспортной деятельности, а также созданию новых предприятий, обостряющих конкуренцию, таких, как поселковые и
сельские предприятия низового уровня. Многие новые предприятия в Китае стали движущей силой развития производства и расширения занятости. Экспортная деятельность в стране находится под контролем государства.
Под управлением в рамках подхода ИКУ имеются в виду активные действия органов власти на всех уровнях, начиная с общенационального вплоть до провинциального (областного), поселкового и деревенского. Слабые и некомпетентные органы государственного управления России обусловили вакуум власти, что способствовало передаче ресурсов в руки номенклатуры.
Следует отметить, что в истории экономики существует более ранний опыт создания рыночной экономики - речь идет о периоде НЭП в России, запустившего реформы по принципу "снизу вверх", и, к сожалению, со сменой политической власти свернутого и забытого на многие годы.
По сути дела, НЭП можно рассматривать как программу особого рода, создающую возможность формирования новой модели развития - государственного капитализма за счет реставрации рыночного механизма.
Начало оживлению рыночных отношений положил переход от продразверстки к продналогу. Восстановление товарно-денежных потоков способствовало динамичному наращиванию объемов производимой сельскохозяйственной продукции.
Особое значение в формировании хозяйственного механизма нового типа сыграло введение хозрасчета как попытки обеспечить высокую эффективность и самостоятельность производителей в условиях преобладания государственной собственности и административных форм регулирования.
Создана система оптовой торговли с развитой инфраструктурой: биржами, ярмарками, торговыми предприятиями.
С ликвидацией трудовых армий, отменой трудовой повинности сформировался динамичный и обширный рынок рабочей силы, способный в достаточной степени удовлетворять потребности развивающегося хозяйства в трудовых ресурсах.
Одним из важнейших достижений НЭП стало создание условий для формирования и воспроизводства отношений частной собственности, сконцентрированных в основном в сфере обмена, в сельском хозяйстве и в менее значительных объемах в виде кустарного производства и ремесел.
Самый серьезный шаг НЭП - предоставление практически полной свободы хозяйственной деятельности крестьянам-единоличникам, что
стало своеобразным "стартером" рыночных отношений.
Важное место уделялось развитию кооперативных форм, выполнявших роль своеобразного "моста" между капитализмом и организацией нового типа.
Развитие смешанного сектора помимо притока капитала привело к мощному потоку иностранной рабочей силы, привлеченной идеей свободного труда.
Параллельно с глубокими преобразованиями производственной сферы и отношений собственности трансформировались денежные отношения. Наследуя традиции в этой сфере, заложенные С.Ю. Витте, государство реализовало идею введения устойчивой валюты - золотого червонца.
Реставрации рыночных отношений способствовало оживление кредитной сферы и развитие системы специализированных банков. Коммерческий кредит, вексельное обращение и использование векселей в качестве средства платежа выполняли роль важнейших элементов хозяйственного механизма НЭПа.
Динамично развивалась банковская система: к 1 октября 1926 года в стране действовал 61 коммерческих банк, а доля Государственного банка в кредитовании народного хозяйства снизилась до 48%. Рост конкуренции между банками обусловил совершенство всех форм кредита, их многообразие, что придавало всему хозяйственному механизму большую динамичность и гибкость.
Реализация главных задач, поставленных НЭП, позволила создать самонастраивающийся экономический механизм, отвечающий рыночным принципам.
Основные результаты реформирования
Вопреки ожиданиям рыночные реформы в Китае оказались успешными, а в России не удались.
Ошибка России состоит в том, что за весь период реформирования не учитывались сложившиеся условия внутри страны как в экономике, так и в обществе в целом. Реформы проводились и проводятся в настоящее время "сверху вниз", исключением является период НЭП - единственный случай в истории России, когда реформы проводились по принципу "снизу вверх".
Китай, напротив, несмотря на отсутствие условий для реформирования и более сложное положение страны, предпринял попытку постепенного внедрения рыночных элементов в сложившуюся высокоцентрализованную плановую экономику,
запустив реформы "снизу вверх", добившись за достаточно короткий срок колоссальных позитивных результатов.
Так, за первые два десятилетия реформ (19791999 гг.) объем ВВП увеличился в 5,7 раза, т.е. возрастал в среднем на 9,6% в год, а в отдельные годы рост превышал 13%. Производство ВВП на душу населения повысилось в 4,4 раза, производительность труда увеличилась в 3,6 раза [1]. Доходы в среднем на душу населения увеличились в 16 раз, а денежные сбережения - в 254 раза [5].
В России за аналогичный период ВВП сократился на 45%. Если в 1979 году объем ВВП Китая был меньше российского на 25%, то в 1999-м он уже превысил его в 6,5 раза. Производство ВВП на душу населения в КНР в 1979 году составило 11 % от российского уровня, в 1990-м оно достигло 23 %, а к 1999 году - 80 %.
В последнее десятилетие тенденции усилились Китай укрепил свое положение, став одной из мировых держав. Как было отмечено, в настоящее время Китай по объему ВВП превосходит Россию в 4 раза.
Основные отличия реформирования
Особенностью реформирования экономики Китая является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой. Что заключается в теоретической проработке как собственно китайских условий осуществления реформ, так и возможностей использования в этих условиях зарубежного опыта строительства рыночной экономики.
Во-первых, реформирование в Китае началось с создания институтов рыночной экономики, согласно концепции развития страны на перспективу. Во-вторых, китайский подход отличался от российского формированием слоя самостоятельных товаропроизводителей - независимых субъектов рынка в различных отраслях экономики. В Китае этот процесс начался в деревне путем внедрения семейного подряда и ликвидации народных коммун и больших кооперативов и носит четко выраженную социальную ориентацию: стремление к экономической эффективности коррелируется с требованиями большей социальной справедливости. Важнейшей целью и главными критериями успеха реформ является развитие производительных сил, повышение благосостояния народа, наращивание комплексной мощи государства.
В-третьих, Китай, управляя переходным процессом, создал модель реформирования института собственности, выраженную в создании много-
укладной экономики и конкуренции на товарном рынке. В отличие от тотальной приватизации в России, применялся постепенный переход от директивного управления предприятиями через механизмы централизованного планирования и распределения продукции к управлению финансовыми потоками путем выделения финансовых инвестиций и льготных банковских кредитов.
В-четвертых, если в России для формирования рыночной среды использован монетарный метод либерализации цен на все виды товаров и услуг, то в Китае основным направлением реформы было одновременное освобождение цен на пользующиеся спросом товары и услуги при
сохранении стабильности их общего уровня путем государственной регулировки стоимости определенных товаров, формирование рынков рабочей силы, информации, ценных бумаг, а также рынков
других факторов производства.
***
Разумеется, не может быть речи о механическом перенесении опыта Китая в Россию. Тем не менее, в практике Китая есть общезначимые элементы, присущие современной рыночной экономике, которые могут быть творчески осмыслены и применимы при разработке российской концепции реформ и модернизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дингуй X. Китай: подходы и особенности экономических преобразования // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
2. Интрилигейтор М. Чему Россия могла бы научиться у Китая при переходе к рыночной экономики // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3.
3. Некипелов А. Почему мы не Китай? // Аргументы и факты. 2009. № 14.
4. Овчинников В. Взлет Китая: чем поучительна
формула успеха // Российская газета. 2009. № 65.
5. Титаренко М. Постепенное создание многоукладной экономики - фактор успеха реформ в Китая // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
6. Синьчэн Ч. Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2.
7. Сяоцю.У. Экономический рост Китая и главные принципы управленческой политики // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1.
УДК 338.45:658
Конаныхина О.В., Акмаева Р.И.
Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации
Сложившаяся сегодня система регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержки российского экспорта в условиях глобализации не отвечает потребностям отечественной экономики и задачам активного позиционирования страны в мировом хозяйстве. Текущий финансово-экономический кризис заставил по-новому взглянуть на развитие и состояние внешнеэкономической деятельности страны, глубже проанализировать условия, источники устойчивого и инновационного развития экономики страны на долгосрочную перспективу. Это обусловлено тем, что распространение кризиса стало одним из мощнейших факторов, приведших к падению объемов мировой торговли. Так, например, сокращение экспорта в апреле 2009 года по отношению
к аналогичному периоду 2008 г. составило (%): Россия - 47,9; Япония - 39,1; Германия - 28,7; США - 27,3; Китай - 22,6 [1]. Данные свидетельствует о том, что больше всего от кризиса пострадали страны, в экспорте которых преобладают сырьевые товары, кроме того, согласно прогнозам Всемирного банка, МВФ и ОЭСР, глобальная экономика в 2009 году впервые за последние 60 лет будет сокращаться.
Таким образом, мировой финансово-экономический кризис стал одним из факторов, отразивших всю уязвимость монокультурной специализации российского экспорта и показавший важность и необходимость как определения и формирования стратегически эффективных направлений развития внешнеэкономической деятельности, так и