факторингового продукта являлась возможность постоянного пересмотра лимитов финансирования дебиторов, исходя из накопленной маркетинговой статистики по их платежной дисциплине (в частности, процента финансирования суммы поставки на дебитора), что подлежало корректировке (пересмотру) каждые 30 календарных дней.
имущества.// Экономическая политика Российской Федерации. - 2007. - №3.
предприятий-банкротов на основе оценки их дебиторской задолженности./ /Бухгалтерия. - 2006. - №5. - 44-48 с.
3. Куличков E.H., Трайнев И.В. Маркетинговые системы и информационные процессы в деятельности менеджера (теория и практика). - М. : Экономика. -2007. - 116с.
4. РеШсеШG. I. Marketingdei servizi. -Torino: UTET. -2010. -857p.
5. Tagliaferro V.l. Marketing bancario di filiale. - Milano: Edibank. -2008. - 140 p.
Рыночная перспективность маркетинговых программ грузоперевозок бутилированных и нативных минеральных вод
Как отмечает В. А. Морозов (2010), «сегодня инвестиции компании ОАО «РЖД» в инфраструктуру способствовали существенному изменению модели транспортного обслуживания экономики страны, созданию надежной основы для развития логистического рынка и услуг, сопутствующих железнодорожной перевозке. Во-первых, в течение целого ряда лет ОАО «РЖД» направляет значительные средства на развитие подходов к российским портам Балтийского моря (Усть-Луга, Высоцк, Санкт-Петербург), а также Новороссийск, Находка. Это позволило создать для грузовладельцев новые транспортные возможности и эффективные схемы доставки грузов. Развиваются подходы к портам Железный Рог, Ванино, Мурманск. В целях оптимизации взаимодействия с портами и синхронизации деятельности по развитию инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» приобрело 8,5% акций ОАО «Компания «Усть-Луга»» и получило в управление 16% акций порта Новороссийск. В настоящее время рассматривается возможность увеличить этот показатель до 25%. Во-вторых, названная компания системно реализует меры по развитию международных транспортных коридоров для эффективной интеграции транспортных систем России и ее торговых партнеров. В частности, продолжается работа по развитию Транссибирской магистрали, интеграции с железными дорогами КНР (в первую
- 18-22С. 2. Зимин В.С
m СВ.
очередь за счет комплексного развития подходов к пограничному переходу Забайкальск). Компанией проведена комплексная модернизация подходов к станции Наушки для обслуживания перевозок в Монголию и через Монголию в Китай. Рассматривается возможность использования порта Раджин в КНДР для развития мультимодальных перевозок контейнеров. В-третьих, ОАО «РЖД» направляет значительные средства на развитие основных направлений сети российских железных дорог. Компанией реализуются комплексные инвестиционные проекты на наиболее грузонапряженных направлениях -«Кузбасс - Северо-Запад», «Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел»,
Прозоровская (2010), «существующая сегодня система государственного контроля транспортной системы позволяет гарантировать долгосрочную готовность российских железных дорог к увеличению объемов перевозок и повышению их качества. Системная работа проделана ОАО «РЖД» и в области обновления подвижного состава. Только в 2010 году компанией закуплено 118 тепловозов, 159 магистральных электровозов, более 8,5 тыс. грузовых вагонов. В 2011 году планируется (и частично уже осуществлена) покупка около 11,5 тыс. грузовых вагонов, сейчас рассматривается вопрос об увеличении закупок еще на 10 тыс. вагонов. В 1980 - 1990-х годах доля инвестиций в подвижной состав составляла от 35 до 60%, затем резко уменьшилась и в 2001 г. этот показатель был всего 8%. Но эту тенденцию удалось переломить, и сегодня объем инвестиций в подвижной состав превышает 20%. Повышение качества железнодорожной техники тесно связано с развитием систем управления и обеспечения безопасности движения с применением инновационных технологий. На станциях и локомотивах внедряются высоконадежные компьютерные системы, новейшие средства спутниковой навигации, цифровой радиосвязи. Следует отметить, что только благодаря проводимым преобразованиям, повышению эффективности текущей деятельности и инвестиционной политики, а также высоким кредитным международным рейтингам компании удалось увеличить объем средств, выделяемых на развитие железных дорог. Сейчас идет третий этап реформирования российских железных дорог - инвестиционный. За счет
конкуренции в сегментах, где для этого есть условия роста капитализации создаваемых дочерних обществ, должны быть созданы мощные источники инвестиций в развитие и обновление железных дорог и совершенствование маркетинговых технологий». По свидетельству Н.П. Родионовой (2007), «развитие конкуренции на железнодорожном транспорте - значимый результат структурной реформы. Индикатором уровня демонополизации рынка железнодорожных перевозок является желание частных компаний инвестировать в подвижной состав. За 2006 г. приватный парк грузовых вагонов вырос на 18% и достиг 330 тыс. единиц, что составляет 36% общей численности грузового вагонного парка страны». Одновременно Л.Ш. Сафарова (2010) подчеркивает, что «в целях
ОАО «РЖД» предложило создать дочернее общество - «Грузовую компанию», что
эмы на железнодорожном
отношении в
: оперирования подвижным составом. Усиление инфраструктуры
базой для развития маркетинговых технологий, однако не менее важно и достижение целого ряда практических результатов, поскольку к концу 2011 года планируется довести совокупный объем активов дочерних компаний ОАО «РЖД» до 83 млрд. руб., а чистая прибыль должна планово составить более 4,3 млрд. руб. Создание дочерних обществ и формирование транспортного холдинга открывает новые возможности для грузовладельцев и для развития маркетинговых технологий. Так, становление дочерних компаний «Трансконтейнер» и «Русская тройка» сопровождается внедрением новых
эксплуатацию контейнерные блок-поезда, оптимизировали взаимодействие с портами, таможенными органами, морскими перевозчиками и экспедиторами. В настоящее время на Транссибирской магистрали проложено около 3 5 маршрутов контейнерных поездов: Находка - Бусловская, Находка - Брест, Пекин - Москва, Пекин - Брест, Находка -Москва, Находка - Алматы и Находка - Калининград и др. За последние годы существенно увеличилась скорость доставки контейнерных грузов по российским
документов, когда перевозка партии на одну станцию назначения и одного грузополучателя оформляется одной накладной. Кроме того, внедрение технологии управления перевозками на больших полигонах сети позволило повысить скорость движения контейнерных и маршрутизированных поездов до 1200 км/сут., что соответствует международным стандартам». Как указывает А.И. Терляев (2010), «в
«Русская тройка» являются: I контейнеров организованными поездами; увеличение количества контейнерных поездов, движущихся по жестким ниткам графика; модернизация контейнерных терминалов в портах и на сети железных дорог с целью приведения их в соответствие с мировыми стандартами. Не менее масштабные задачи стоят перед компанией «Рефсервис», которая должна создать совершенно новый стандарт рефрижераторных перевозок и повысить их эффективность. Предпринимаются также меры для кардинального изменения ситуации в сегменте железнодорожных перевозок автомобилей. Несмотря на высокую востребованность этой услуги, адекватной технологии перевозок до сих пор не существует. Совместно с компанией «Транс Групп
- привлечение на железные дороги перевозок автомобилей путем организации регулярного линейного сервиса на основных направлениях, обновления парка специализированных вагонов и создания сети специализированных терминалов.
Не менее активно компания «Российские железные дороги» и ее партнеры действуют
в направлении развития современных логистических центров. В течение ближайших двух-трех лет планируется создать в крупнейших транспортных узлах России 8-10 таких центров, тесно интегрированных в процесс перевозок железнодорожным транспортом и обеспечивающих полный цикл операций по обработке грузов и контейнеров». Вместе с этим, надлежит подчеркнуть, что маркетинговые программы перевозки грузов без сопровождения характеризуется высоким риском хищений, особенно во время стоянок. Это особенно благоприятный случай для использования телематики при транспортировке ценных грузов и товаров, таких, как бутилированные минеральные воды. В настоящее время уже имеются решения различной степени сложности - от вариантов простого выявления несанкционированного открытия дверей до обеспечения полной безопасности. В случае попытки несанкционированного открытия дверей система не только извещает центр управления, сообщая о месте и времени соответствующей попытки, но и автоматически блокирует двери вагона с помощью специальных механических устройств, закрепленных с внутренней стороны. Обнаружения попытки проникновения на раннем этапе может быть достаточно для пресечения кражи грузов. Благодаря кооперации поставщиков телематического оборудования и служб безопасности клиенты получают также возможность передать свои вагоны под наблюдение компетентных служб». Вышеизложенное осуществлялось в рамках эксперимента, позволяющего оптимизировать с помощью систем спутниковой
бутилированных и нашивных минеральных вод с помощью спутниковой навигации.
Л. Vt-'iyi'u udichhWOh HLiKutццминнин спутниковой системы ООНЛСС по
предупреждению позможнога эюоноьги-■itciw™ ущерба прн груисиы.^ ждезпо ¿i^ptjaKH мл ] icpejeu' жал:
Г
Vi
а] отследопштг конкретного rpjnoiwv го вагогш прв дгишешти через утлп-
DWt ПУНКТЫ, К ЧИСЛу ИЙТОрЫХ ОТДО
шея сортировочные стопиин; пзгшы
смени лмюмогивм^ ь т.ч. ва гссгра nniieT:ti |.д.;
{?
fij KOHTföjTb за шеяе.помтсльнъги занятием i;utn;pü l ut-iM №ti UDUM иу:к ¡icm участка Яжпеанодпрочтогп пути
(XCLK ЯД ПСрСГО[Е1К.> T3Ei К IIB CtaHUiEKfe
b
I) Передача vi iv'i никодик» аварийней сш нала, и iijjc.'IO-тврвшеиии эапйЯйкпня (и пункта загрузки) железнодо ражнйЭс цистерн-, прелмазначенных тал ьгацля перевозки
ПЪЛЪСЕЫ?! жидкостей, ТСЯШПССЕИМИ НЛП ЯаСЩКГЫЫН 43С ÜCpCKyj К4 HÜIHBÜblJ: МИДСрЧ.|ЬНЫЛ рул
железно дорожищми цистернами. /
Ii
\
Еоии^жш ПрСДНШДЧСЛИС гастги спупшгзовшг 1шшп aiutn I»
м а р к е т ш i говьп
КНМНЗШИЙ -
¡«¡м&шшордяшы:
герешнчикпк.
к.
Регистрации ГггКЭЯ лгии^цгльной установки в желвзнадоргакном рефрижераторе.
А
I
3) СпуТЛНШЕЫИ ÄWipUJJt ¡пеШкшшщюва (innro от»® i .п и«
/ ^lSL'piäi iiiHapHci™ йщщыа
^ О
^_ Ь. HoiWjKTirttTH ¿ттшлго (путтпмшкго
уп]1£^™ния пСреНО^клин о un.'iii.irsiц.чкньех j-1 ИОниТи р ifiHxiu кр ит и чС*,"1 k>i х yt:.ir>.H'.iti.i
участит: нжпм i тодпрчудл i йй магпстрити. транспортировки tc-iTj по желмтгой юрй11.
Приni'4j11: R piÄrttav пьвдлэдлен'ншп шел^цшпич и:1-:м 1 ич111Htmiи ойьёмлй фимаийнромаини
imsBäitntii гншиглцноммыг eiiyrmikünLi-e Jitryrn ргалтймлалпйьв 2DJ 0 годдк мЬ4 пе p mf¿1 ti & д ш8 Ie Шраннчемш,!.*. jfifffieuas hi i ih.ih ttmH i. и гермhis фу.1;1Нк1ч le uih.^ilpyjiiHLii й^С i ijkil\).
Обсуждая данные схемы 1, следует подчеркнуть, что коммерческое предназначение систем спутниковой навигации было экспериментально обозначено в предлагаемых санационных маркетинговых программах двумя экономически равнозначными компонентами, из которых выделялись: (А) услуги российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (покупаемые заинтересованными федеральными службами или крупными коммерческими фирмами у Роскосмоса в ограниченных объемах для сопровождения литерных грузовых железнодорожных составов); (Б) возможности названного системного спутникового мониторинга критических условий транспортировки грузов по железной дороге. При этом подобные возможности реализовывались в случаях: 1) передачи спутникового аварийного сигнала о предотвращении заполнения (в пункте загрузки) железнодорожных цистерн, предназначенных только для перевозки питьевых жидкостей, техническими или ядовитыми веществами; 2) регистрации отказа холодильной установки в железнодорожном рефрижераторе; 3) несанкционированного открытия дверей товарного вагона, например, при попытке хищения ценностей или самопроизвольного распахивания дверей вследствие технической неисправности. Во всех вышеназванных случаях система спутниковой навигации способствовала оптимизации экономических показателей субъектов рыночных отношений в сфере пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок.
Как отмечает известный московский маркетолог Л. Л. Канецкий (2010), «на сегодня не менее 80% объема грузооборота бутилированных минеральных вод в России приходится на грузовые автоперевозки». Исследователь проблемы эффективности действия маркетинговых программ коммерческих фирм-автоперевозчиков A.A. Бездетко (2010) пишет, что «одно из условий развития грузовых автоперевозок в России - снижение тарифов на перевозки. Хотя в МПС чиновники разных рангов утверждают, что железнодорожные грузоперевозки по России обходятся дешевле и занимают меньше времени, чем перевозки аналогичных товаров морским путем по Суэцкому каналу, международные экспедиторы жалуются на слишком высокие тарифы». Другой авторитетный маркетолог из Воронежа H.H. Резилов (2010) указывает, что «услуги по грузовым автоперевозкам в России дороже, чем в развитых зарубежных странах, по различным данным, в полтора-два раза, а расход топлива - больше на 30%. Это выглядит несколько парадоксально, потому что, как показывает сравнительный анализ структуры затрат перевозчиков России и стран ЕС на примере кругового рейса Россия - Германия, километр пробега у отечественных грузоперевозчиков
автомобильных перевозчиков (АСМАП), доля автомобильного транспорта в обслуживании внешнеторгового оборота России составляет около 25%». Представитель известного российского страховщика (фирмы «ИнСтрахТранспорт) A.A. Понеделин (2010) пишет, что «хотя рынок страхования грузовых автоперевозок существует в России много лет, до недавних пор он пребывал в недоразвитом состоянии. Типовые экспортно-импортные операции не вызывали
у страховщиков необходимости диверсифицировать предложение, а общее состояние экономики не способствовало открытию новых ниш, особенно на рынке внутренних перевозок». В этой связи в рамках эксперимента по перевозке
субъектов РФ использовались крупные 5-тонные фуры и тягачи иностранного производства, что обеспечило своевременную доставку этого продукта фирмам Москвы, Московской области и Поволжья, заключившим контракт с сочинским заводом-производителем.
Литература
1. Морозов В.А. Развитие маркетинговых подходов к транспортным железнодорожным перевозкам.// Транспортный вестник России. - 2010. -№1.-25-28 с.
2. Прозоровская Т.Д. Государственный контроль транспортной системы России.//Железные дороги России. -2010. -№1. -52-53 с.
3. Сафарова Л.Ш. Формирование конкурентной среды при железнодорожных перевозках.// Железные дороги России. - 2010. - №2. - 20-22 с.
Чуфырева Е.Ю.
Маркетинговые программы мультиполярного рыночного управления сбытом санаторно-курортного продукта, основанного на использовании природных лечебных физических факторов рекреационных зон России
По свидетельству Г.Л.Багиева и А.Н.Асаул (2007), «эффективным средством и базой предпринимательства является маркетинг, который используется для разработки и принятия предпринимательских решений и играет ключевую роль в системе управления, организации, планирования и контроллинга в системе предпринимательской деятельности. Содержание и терминология маркетинга постоянно обновляются, но изначально они увязываются с процессом обмена, появлением товарно-денежных отношений, развитием форм сбыта и взаимодействием продуцентов с потребителями продукции, товаров и услуг. Маркетинг, рассматриваемый как философия и инструментарий предпринимательской деятельности, является результатом теории и практики различных школ.
Таблица 1. Эволюция маркетинга как науки (версия Г.Л.Багиева и соавт., 2007)
Годы Теоретические основы Методы Сферы применения
1 190П-1950 Учение о товаре, ориентация на распределение, тео-рйя: экспорта и с^ъгга Наблюдение, покупки и продаж; расчет всроянюетей; Вотрёбительскне панели Производство мастных товаров, се:1 ьскохлгаяйствйнна я (гтрасль