I
UJ
S ^
О ш
Z
О X
о
rt
■X ■X ■X
204
ледние десятилетия он также стал считаться автоградом. В 1964 году Volkswagen решил соорудить в этом аграрно-рыболовном регионе завод, чтобы прямо с конвейера отправлять автомобили на экспорт. Сейчас здесь выпускают VW Passat. Туристы приезжают в средневековый Эмден летом на различные фестивали, а зимой - на рождественские ярмарки в гавани.
6. Еще одним немецким автоградом считается Opel. В Рюссельсхайме находится его штаб-квартира и головной завод. Стоит отметить, что отец-основатель компании Адам Опель сам автомобили никогда не выпускал. Он был крупнейшим в Германии конца XIX века производителем велосипедов. Имеемо поэтому в дни городских праздников местные любят демонстрировать автозаводчанам и их семьям, с чего начиналась история автограда.
7. Одной из ключевых отраслей экономики Германии наряду с автопромом является химия. Людвигсхафен-на-Рейне считается родиной крупнейшего в мире химического концерна BASF.
8. Метцинген. Бренд Hugo Boss популярен во всем мире. В разработке и маркетинге коллекций мужской, женской и детской одежды у чувствуют люди из городка с населением чуть больше 20 тысяч человек. Здесь Хуго Фердинанд Босс в 1924 году начал шить рабочие спецовки. На данный момент Метцинген стал еще и центром шопинг-туризма.
9. Гютерсло. В холдинг Bertelsmann сейчас входяттелеканалы и радиостанции по всей Европе, крупнейшее англоязычное издательство, журналы, типографии, права на музыкальные произведения. Его штаб-квартира
находится там же, где в 1835 году было создано маленькое издательство религиозной литературы. Раньше это был бедный аграрный край. Сегодня Гютерсло - один из лидеров мировой медиаиндустрии. [4]
Таким образом, в Германии моногорода являются национальным достоянием, которые стараются развиваться сами, без чьей либо помощи.
Примечания:
1. Институт комплексных стратегических исследований. Аналитический доклад о населении российских моногородов и их отраслевой специализации [электронный ресурс] // URL: https:// ¡css.ru/vokrug-statistiki/obzor-rossijskix-monogorodov (дата обращения: 28.01.2018).
2. Кузенков А.Л. Решение Проблемы Моногородов http://www.rusarticles.com/promyshlennost-statya/reshenie-problemy-monogorodov-3225402.html (дата обращения: 28.01.2018).
3. Москаленко И.О. Общие черты, проблемы и перспективы развития моногородов России // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). - Т. II. - М.: РИОР, 2011. - С. 157-160. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9Z408/ (дата обращения: 28.01.2018).
4. Made for minds / Моногорода в Германии либо успешны, либо перестают ими быть. - URL: http:// www.dw.com/ru/a-1 9277880 (дата обращения: 28.01.2018)
5.Нещадин A.A. Моногорода России [электронный ресурс] // Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON [сайт]. URL: http:// dom.viperson.ru/wind.php?ID=631 953&soch=1. (дата обращения: 28.01.2018).
6. Перспективы моногородов в современной России [электронный ресурс] // Memoid [сайт]. URL:http://www.memoid.ru/node/ Perspektivy_monogorodov(flaTa обращения: 28.01.2018).
LIFE INSURANCE MARKETS IN THE RUSSIAN FEDERATION: FEATURESAND PROSPECTS Ovanesyan Natalya Matveevna, DSc of Economics, Assistant Professor Sopelnik Ekaterina Yuryevna, Postgraduate student, Assistant
Department of Marketing and Engineering Economics, Don State Technical University, Rostov-on-Don
The article deals with the dynamics of growth of life insurance. Problems of development of life insurance in Russia and ways of their solution. The analysis of the life insurance market, the share of life insurance in the total premium is carried out.
Keywords: life insurance; insurance services; life insurance market; contributions and life insurance payments.
РЫНКИ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РФ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматривается динамика роста страхования жизни. Проблемы развития страхования жизни в России и пути их решения. Производится анализ рынка страхования жизни, доли страхования жизни в совокупной премии. Ключевые слова: страхование жизни; страховые услуги; рынок страхования жизни; взносы и выплаты по страхованию жизни.
УДК339.13:368 ВАК РФ 08.00.10
© Ованесян Н.М., 2018 © Сопельник Е.Ю., 2018
Страхование жизни стало самым крупным и быстроразвивающим-ся видом на российском рынке страхования в первом полугодии 2017 года, сборы по которому составили 141 млрд руб. (22% от общего объема премий по всем видам страхования). [1]
В настоящее время в Российской Федерации страхование жизни находится на этапе трансформации и проходит путь от кредитной модели страхования к сберегательной. В 2012-2014 гг. большая часть договоров страхования жизни заключалась страхователями при получении кредита в банке и обеспечивала, прежде всего, защиту банка от невозврата выданного кредита при наступлении неблагоприятных событий в жизни заемщика. [2]
Страхование жизни остается самым динамичным сегментом российского страхового рынка. Впечатляющими темпами роста в 2017 году (на 45% по сравнению с предыдущим годом) оно в первую очередь обязано развитию инвестиционного страхования. Более того, оживление кредитования населения дает основания в дальнейшем ожидать также роста кредитного страхования жизни.
Как показано на рисунке 1, доля страхования жизни в совокупной премии продолжит стабильно расти. [3]
Рисунок 1 - Доля страхования жизни в совокупной премии
Динамика роста рынка страхования жизни повторяет модель развития многих развивающихся рынков: рост на основе канала бан-кострахования, развитие инновационных продуктовых решений на стыке накопительного и инвестиционного страхования.
Как можно заметить, на рисунке 2-годовые темпы прироста взносов по страхованию жизни постепенно уменьшаются, однако размер самих взносов по-прежнему растет.
Общий размер страховых выплат за 12 месяцев 2017 года увеличился на 14,8%, по сравнению с выплатами страховщиков, за аналогичный период предыдущего года и составил 43,7 млрд рублей. Выплаты по страхованию жизни увеличились на 22,2% до 34,5 млрд рублей. [4]
Итоги 2017 года можно назвать историческими для сегмента страхования жизни - впервые за весь постсоветский период развития страхования в России сегмент страхования жизни оказался на первом месте по размеру собираемой премии, обогнав и рынок ОСАГО, и рынок ДМС. К этой значимой отметке этот сегмент уверенно шел последние восемь лет, с момента вывода на рынок первых продуктов инвестиционного страхования жизни, которые и стали основным драйвером такого ускоренного развития. [5]
ОВАНЕСЯН Наталья Матвеевна, доктор экономических наук, доцент
ЫМОЮ [email protected]
СОПЕЛЬНИК Екатерина Юрьевна, аспирантка, ассистент
кафедра Маркетинга и инженерной экономики, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
■
ш %
о
ш
2: о
X
о ^
л
■X
■к
■X
206
Рисунок 2 - Прогноз динамики рынка страхования жизни [4]
Рынок страхования жизни в России развивается гораздо медленнее, чем в других, экономически развитых, странах. Это связано с довольно низкой популярностью страховых услуг среди российского населения. Согласно данным Федеральной службы страхового надзора - лишь около 2,7-3 % населения приходится на рыночное страхование жизни.
Однако в развитии рынка страхования заинтересованы и физические и юридические лица, а также государство, так как страхование обеспечивает дополнительное поступление в бюджет денежных средств, что ведет к росту инвестиционного потенциала государства и повышению общественного благосостояния в целом.
В настоящее время, стабильному развитию рынка страхования жизни в России препятствует ряд проблем. Рассмотрим наиболее важные из них:
1. Высокая инфляция, что абсолютно противоположно благоприятным условиям развития рынка страхования жизни.
2. Низкая платежеспособность населения. Низкий и средний доход населения попросту не позволяет воспользоваться данным видом страховых услуг.
3. Отсутствие льготного налогообложения по страхованию жизни. Современная система налогообложения страхования жизни сильно препятствует развитию данной отрасли.
4. У населения отсутствует осознанность в необходимости данного вида страхования.
5. Слабое доверие к страховым компаниям среди населения. В условиях нестабильной
экономической ситуации нет никаких гарантий, что страховая фирма, которая существует сейчас, будет существовать через несколько лет, а ведь страхование жизни предусматривает взаимоотношения между страхователем и фирмой страховщиком на долгосрочную перспективу. Таким образом, отсутствуют инструменты для долговременного размещения резервов страховщиков [6].
6. Низкая информированность населения о страховании жизни. То есть, население слабо информировано о существовании такой страховой услуги, как страхование жизни, также отсутствуют какие-либо привлекательные предложения со стороны страховых компаний.
7. Отсутствие грамотных консультантов и высококвалифицированных специалистов в сфере страхования, что не позволяет данной области стабильно развиваться. [7]
Таким образом, нестабильная экономическая ситуация в стране, высокая инфляция обуславливают низкий спрос на страхование жизни со стороны населения. Для решения этих проблем важно взаимное сотрудничество государства и страховых компаний. Необходимо решать вопрос о повышении уровня жизни населения. Повышение доходов приведет к повышению интереса граждан к сфере страхования собственной жизни и жизни своих близких, что стимулирует дальнейшее развитие сферы страхования жизни.
Сегодня идет множество дискуссий на разном уровне о плюсах и минусах данного продукта, о его соответствии ожиданиям клиентов и о качестве процессов продаж и обслужива-
ния. Но будущее данного направления, а значит, и всего рынка страхования жизни на ближайшие годы находится в руках самого рынка и его ключевых игроков. Данная отрасль на протяжении последних лет уверенно демонстрировала способность совместно, силами самих участников рынка, договариваться о важнейших решениях, подходах, направленных на постоянное повышение цивилизованности сектора. И сегодня как никогда важно как можно скорее разработать и утвердить ключевые стандарты работы отрасли в части страховых продуктов анализируемого сегмента, нацеленные на защиту интересов клиентов и повышение стабильности функционирования страховых компаний. И тогда, рынок в будущем ждет не менее энергичный и успешный этап исторического развития.
По мнению специалистов, следующие 5-7 лет должны стать решающими для определения роли рынка страхования жизни в национальной экономике
Таким образом, состояние страхования жизни в Российской Федерации характерно для развивающегося рынка и показывает высокий потенциал, раскрытию которого, будет способствовать дальнейшее развитие системы регулирования. Опыт стран с более развитыми рынками страхования жизни свидетельствует о значительных перспективах развития данного сегмента страхового рынка.
Среди всех видов страхования, страхование жизни, как по уровню страховых взносов, так и по абсолютному приросту обеспечило рост рынка страхования.
Рост популярности страхования жизни в будущем может повысить финансовую культуру населения РФ, что приведет к дальнейшему развитию рынка страхования жизни, появлению новых предложений на рынке.
Примечания:
1. Лебедева В.А. dp.ru. Страхование жизни может в 2017 году стать, крупнейшим сегментом рынка, опередив каско и ОСАГО, 2017. - https://www.dp.ru 1а120М1М1'\010егт\\аХца_пе_та_т\\ап - [Дата обращения 01.02.18].
2. Центральный банк Российской Федерации, Предложения по развитию страхования жизни в Российской Федерации, 2017. - https://www.cbr.ru/ апа1уАс5/ррс/Соп5и11а1юп_Рарег_171003_02.pdf -[Дата обращения 04.02.18].
3. АКРА, Российский рынок страхования: прогноз , до 2020 года, 2016. - https://www.acra-ratings.ru/ ' ге5еагс1"|/104 - [Дата обращения 18.02.18].
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - http://www.gks.ru -[Дата обращения 18.02.18].
5. Барамия Н.Э. Российский рынок страхования жизни: динамика и тенденции, 2017. - ЬНрэ:// moluch.ru/conf/econ/archive/264/13544/ - [Дата обращения 18.02.18].
6. Жегалова Е. В. Тенденции и перспективы развития страхования жизни в России, 2014.
7. Ахметова А. Т., Ханмурзина А. И. Проблемы развития страхования жизни в России и пути их разрешения // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 457459.
СО
1-Н
О си
Q-<
СО си
kj^ Г Ё
207
INTEGRATION OF CLUSTER ENTERPRISES OPERATING IN THE MINERAL RESOURCE COMPLEX OF THE COUNTRY
Pakhomov Alexandr Andreevich, DCs of Economic, Professor, Department of Mineral Resources
Nazarova Zinaida Mikhailovna, DSc of Economics, Professor, Department of Educational Work
Zabaykin Yuri Vaslllevlch, PhD of Economics, Associate Professor, Depart-ment of Economics of Mineral Resource
Complex
Yakunin Mikhail Arcadievich, PhD of Technical sciences
Russian State Geological Prospecting University named after Sergo Ordzhonikidze, Moscow
The article proves the need for closer integration of enterprises entering the duster using the example of the country's mineral and raw materials complex, in particular the issue of possible financial support of the leading enterprise of the duster (metallurgical plant) of suppliers of iron ore raw materials (mining and processing
Keywords: mineral resource complex; mining and metallurgical duster; integration; financial assistance; technological connection; credit.
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КЛА СТЕРОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ
В статье обосновывается необходимость более тесной интеграции предприятий, входящих в кластер, на примере минерально-сырьевого комплекса страны. И, в частности, рассмотрен вопрос о возможной финансовой поддержке ведущим предприятием кластера (металлургического комбината) поставщиков железорудного сырья (горно-обогатительных предприятий). Предложен
УДК 338.436.32:637.5 ВАК РФ 08.00.05
© Пахомов А.А., 2018 © Назарова З.М., 2018 © Забайкин Ю.В., 2018 © Якунин М.А., 2018