Региональная экономика
Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 1. С. 7-17 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 1. P. 7-17
Научная статья
УДК 341.655.639.2(571.6)
DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-1/007-017
Рыбная промышленность Дальнего Востока: исследование управленческих аспектов развития в условиях антироссийских санкций
Латкин Александр Павлович
Владивостокский государственный университет
Владивосток. Россия
Аннотация. В числе важнейших проблем перспективного социально-экономического развития России в условиях радикачьного изменения внешней среды под влиянием антироссийских санкций ключевое место занимает сохранение устойчивой динамики освоения водных биологических ресурсов. Именно она наряду с реачьно обеспеченной эффективностью импортозамещения во всех отраслях производства может стать основой экономической безопасности и сохранения демографического потенциача нашей страны в очередной период президентского правления. Изложены результаты многолетних исследований автора теории и практики управления предприятиями морехозяйственной специачизации. Особое внимание уделено анализу результативности функционирования рыбохозяйственных предприятий в Дальневосточном бассейне, где большинство из них выполняют социачьно значимую функцию градообразующих на обширном побережье Тихого океана. Основные выводы и предложения автора базируются на обобщении ретроспективной и современной практики государственного регулирования многогранного и чрезвычайно рискованного производственно-экономического процесса добычи, транспортировки и переработки рыбы и морепродуктов для обеспечения растущего спроса внутреннего и внешних рынков. Ключевые слова', рыбохозяйственная деятельность, экономическая эффективность, Дачьний Восток, рыбодобывающий флот, модернизация, антироссийские санкции, государственное управление, продовольственная безопасность, аначиз.
Для цитирования: Латкин А.П. Рыбная промышленность Дальнего Востока: исследование управленческих аспектов развития в условиях антироссийских санкций // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 1. С. 717. DOI: https://doi.org/10.24866/WSU/2949-1258/2023-l/007-017.
Regional economy
Original article
Fishing industry of the Far East: a study of the managerial aspects
of development in the context of anti-Russian sanctions
Alexander P. Latkin
Vladivostok State University Vladivostok. Russia
© Латкин А.П., 2023
7
Abstract To preserve stable dynamics of sea biological resources mastering is among the momentous aspects of Russia s long-range socio-economic development when the external environment has suffered radical changes under the influence of anti-Russian sanctions. Alongside the really effective import substitution in all industrial branches, it can become the basis of economic secu-rity and preservation of the country s demographic potential in the next presidential period. The article comprises the results of the author s many-year research on the theory and practice of managing sea related enterprises. Particular attention is paid to the analysis of how the Far Eastern basin fishery enterprises are functioning since most of them perform a socially signifi-cant city-forming role on the vast Pacific coast. Drawng main conclusions and proposals the author generalizes the retrospective and contemporary practice of state regulating the multifac-eted and extremely risky economic process of fish and other seafood extraction, transportation, and processing to ensure the growing demand of domestic andforeign markets.
Keywords', fisheries, economic efficiency, the Far East, fishing fleet, modernization, anti-Russian sanctions, public administration, food security, analysis.
For citation: Latkin A.P. Fishing industry of the Far East: study of managerial aspects of development in the context of anti-Russian sanctions // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 1. P. 7-17. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-1/007-017.
Введение
На протяжении всей истории развития Дальнего Востока в составе СССР и Российской Федерации ведущей отраслью его экономики и основой обеспечения национальной продовольственной безопасности являлась рыбная промышленность. Во многом эта позиция формировалась целенаправленной государственной политикой поддержки инвестиционных проектов организации в макрорегионе научно-образовательной, материально-технической и социально-бытовой базы для достоверной оценки и прогнозов водных биологических ресурсов (ВБР), процессов их рационального использования и восстановления, строительства добывающего флота и береговых рыбоперерабатывающих производств, подготовки и повышения квалификации кадров.
К началу рыночных реформ и разгосударствления собственности на рыбную промышленность приходилось около 20 % суммарной стоимости основных производственных фондов, 52% объема товарной продукции, 12% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, более 5% трудовой занятости Дальнего Востока [1].
Рыбная промышленность в общесоюзном улове рыбы и морепродуктов для Дальневосточного бассейна составляла около 40 %, в том числе 99,5 % лососевых, почти 70% сельдевых и 100% крабов, при высокой вовлеченности рыбопромышленных предприятий в процесс обеспечения населения макрорегиона доступной по цене рыбной продукции, жильем и объектами социальной инфраструктуры и при увеличении демографического потенциала Дальнего Востока [2].
К сожалению, сформированную траекторию развития не удалось сохранить в условиях рыночной экономики и новой государственной политики освоения водных биологических ресурсов Дальнего Востока.
К середине 1991 г. развал хозяйственных связей при практически полном отказе российского правительства от сохранения на долгие годы существовавших в социалистический период обязательств государства по снабжению Дальнего Востока производственными и материальными ресурсами за счет централи-
8
зованных источников обусловил кризисные тенденции в рыбной промышленности макрорегиона. За сравнительно короткий срок (2-3 года) при общем сокращении объемов российской добычи рыбы и морепродуктов в Дальневосточном бассейне этот показатель снизился до 1 млн т, т.е. почти в 3 раза. Указанная тенденция привела к выводу из эксплуатации около 30 % мощности рыбодобываю-щего флота путем списания и продажи зарубежным партнерам около 230 крупнотоннажных, 120 среднетоннажных и 30 малотоннажных судов [3].
Основная часть
Осознание неуправляемого развития вышеуказанных негативных процессов инициировало принятие в последние годы целого ряда федеральных законов и программ по ускоренному социально-экономическому развитию Дальнего Востока как контактной территории интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион при особом внимании к базовым экспортоориентированным отраслям и, прежде всего, к рыбохозяйственной деятельности.
В частности, в утвержденной в 2020 г. Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 г. и на перспективу до 2035 г. для повышения инвестиционной привлекательности рыболовства и аква-культуры были определены следующие стратегические цели государственного управления:
• стимулирование модернизации существующего и строительство нового рыбопромыслового флота;
• стимулирование модернизации и строительство объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции;
• реконструкция объектов федеральной собственности портовых сооружений рыбных терминалов морских портов;
• приоритетное осуществление государственной поддержки процессов формирования на Дальнем Востоке промышленных кластеров в сфере глубокой рыбопереработки с доведением ее до 65 % от объема бассейновой добычи ВБР [4].
По глубокому убеждению автора, достижение этих целей к 2024 г. уже невозможно и весьма проблематично в ближайшие 5 лет в силу фактического «провала» новой концепции освоения ВБР, принятой на заседании Президиума Госсовета в октябре 2015 г., и негативной с точки зрения национальных интересов реализации первого этапа Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Инициированное крупным рыбопромышленным бизнесом и поддержанное Министерством сельского хозяйства и Рос-рыболовством радикальное изменение оправдавшегося многолетней практикой и законодательно утвержденного «исторического принципа» наделения рыбодо-бывающих предприятий долями-квотами на вылов водных биоресурсов на принцип «инвестиционные квоты-квоты под киль» не привело к ожидаемым результатам.
В результате такого государственного решения у большой совокупности российских рыбодобывающих предприятий было изъято 20 % квот на крабовый промысел в пользу предприятий, гарантирующих инвестирование строительства современного рыбодобывающего флота под определенный объем выделенных
9
государственных квот сроком на 15 лет, что по сути способствовало их монопольному положению, т.е. нарушению главного условия рыночной экономики -равноправной конкурентной среды.
Более чем пятилетняя практика использования нового принципа и созданного на его основе механизма, не применяемого ни в одной стране мира, подтвердила несостоятельность и низкую народнохозяйственную эффективность данного решения, особенно для ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока и восстановления его производственного и демографического потенциалов.
В частности, по официальным данным, ни одна из заявленных целей реализации этого механизма, ориентированного на радикальное обновление российского рыбодобывающего флота в определенные сроки, не достигнута. Из 105 запланированных к строительству на отечественных верфях судов фактически сдано в эксплуатацию 10. Сроки полного выполнения намеченного плана в настоящее время сдвигаются на 3-5 лет при наличии проблемы комплектующих, большая часть которых не производится в России. Важно добавить, что ни одно из построенных судов пока не имеет оценки достигнутой социально-экономической эффективности в силу недостаточного временного интервала эксплуатации.
В то же время у многих вовлеченных в новый механизм получения инвест-квот рыбодобывающих предприятий происходит ухудшение финансового состояния по причине увеличения задолженности по банковским кредитам, величина которой к 2021 г. превышала 270 млрд рублей. В целом же задолженность рыбодобывающих предприятий по всем кредитам за пять лет реализации проекта «рыбных инвестквот и аукционов по крабу» возросла почти в 2,5 раза [5].
По мнению ряда экспертов, разделяемому автором настоящей статьи, законодательно поддержанная инициатива нескольких крупных рыбохозяйственных предприятий создавала предпосылку для государственного решения обостряющихся в России проблем физически и морально устаревшего рыбодобывающего флота и производственных фондов отечественного судостроения путем привлечения инвестиций владельцев этого флота в обмен на гарантированное в течение 15 лет предоставление им квот на главное национальное достояние - водные биологические ресурсы.
В целом же первый этап рыбного резонансного управленческого нововведения в механизме распределения квот завершился началом спада достигнутой к 2018 г. динамики национальной рыбохозяйственной деятельности, когда общий объем добычи ВБР впервые за постприватизационный период достиг 5 млн т. Так, по данным Федерального агентства по рыболовству, в последующем этот показатель стал устойчиво снижаться при его некоторой дифференциации по различным бассейнам [6].
Самый же ощутимый отрицательный эффект проводимой государственной политики заключается в значительном росте цен на рыбу и морепродукты в последние годы на российском рынке при ожидаемом снижении потребления этих жизненно важных продуктов питания населением в ущерб здоровью и увеличению долголетия при банкротстве большого числа малых рыбохозяйственных
10
предприятий. Проведенное автором исследование системы ценообразования в двух крупных компаниях оптовой торговли свежемороженой рыбой в г. Владивостоке подтверждает этот вывод (табл. 1).
Таблица 1
Динамика оптовых цен на свежемороженую рыбу в г. Владивостоке, руб./кг
Вид рыбы 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022/ 2018 гг., %
Горбуша 130 120 130 130 280 215
Кета 220 230 270 400 420 191
Кижуч 300 270 330 465 505 168
Нерка 430 430 450 500 535 124
Сельдь т/х 46 48 52 75 80 174
Источник', усредненные отчетные данные ООО «Нерей», ООО «Сириус».
Как видно из таблицы, за последние 5 лет оптовые цены на лосося увеличились по самому распространенному виду (горбуше) - в 2,15 раза, на кету -в 1,91 раза, кижуч - в 1,68 раза, нерку - в 1,24 раза, на сельдь тихоокеанскую -в 1,74 раза.
Аналогическая динамика роста цен выявлена на предприятиях мелкого опта и розничной торговли при соответствующем увеличении розничных цен в 1,2 и 1,5 раза.
Одновременно с этим в анализируемый период существенно повысились железнодорожные тарифы на транспортировку дальневосточной рыбы в западные регионы страны. В частности, по данным предприятий оптовой торговли, тариф на 40-футовый железнодорожный рефконтейнер из г. Владивостока в г. Москву за последние 5 лет увеличился в 1,6 раза и составил в среднем за 2022 г. 511 тыс. рублей. При этом возросло и время доставки по данному маршруту до 15 суток, что явилось основанием для выбора более дорогого, но менее продолжительного (10 суток) автомобильного транспорта, который теперь уже обеспечивает доставку рефконтейнеров до г. Калининграда.
Безусловно, перечисленные и ряд других слагаемых в системе ценообразования на дальневосточную рыбу и морепродукты значительно увеличивают ее конечную стоимость в регионах реализации и в целом по России, что стало главной причиной (наряду с качеством) сокращения ее потребления за последние 7 лет на 26%, а среднедушевого потребления до 12-14 кг вместо 22 кг, рекомендованных Минздравом, при очевидном сохранении этой тенденции с учетом низкой покупательной способности российского населения до принятия адекватных государственных мер [7].
К сожалению, данный вывод, поддерживаемый абсолютным большинством российского предпринимательского сообщества и общественно-политических
11
движений, пока не находит понимания в соответствующих государственных органах управления.
Об этом свидетельствует недавно утвержденный Государственной думой РФ законопроект от 22.12.22 № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"», что предполагает на втором этапе его реализации завершение процедуры передела квот на ВБР в условиях неочевидности достижения поставленной цели - масштабной модернизации российской рыбной и судостроительной промышленности. Для справки следует отметить, что данное решение не было поддержано депутатами думских фракций «Справедливая Россия - за правду», ЛДПР и «Новые люди».
Проведенное автором исследование содержательной части многочисленных публикаций, материалов научных конференций, рабочих совещаний региональных ассоциаций и обращений в различные уровни исполнительной и законодательной власти, наконец, результатов социологических опросов по проблеме перспективного развития национального рыбохозяйственного комплекса позволяет считать целесообразным и своевременным акцентировать внимание на следующих положениях:
• в силу резонансного негативного влияния на эффективность рыбохозяйственной деятельности коронавирусной пандемии 2019-2021 гг., а также многопакетных антироссийских санкций 2022-2023 гг. в настоящее время сформировалась и усиливается тенденция отрицательной динамики ее основных социально-экономических показателей при росте цен на рыбную продукцию и морепродукты, что повышает уровень их доступности для значительной части российского населения;
• утвержденные в 2020 г. новой национальной программой стратегические цели и приоритеты развития рыболовства и аквакультуры имеют низкую вероятность достижения к установленному сроку до 2024 г. и в долгосрочной перспективе без проведения на государственном уровне процедуры актуализации ее основных положений, связанных, прежде всего, с совершенствованием проводимой политики модернизации отечественного рыбодобывающего флота, судостроительной промышленности, рыбоперерабатывающих, портовых и логистических комплексов;
• пятилетний период реализации первого этапа принятого в 2018 г. Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при использовании нового механизма выделения рыбохозяйствующим субъектам «инвестквот» и проведения аукционов по крабу сроком на 15 лет не подтвердил его продекларированный эффект по сравнению с ранее существовавшим порядком промышленного освоения прогнозных объемов допустимых уловов. Более того, начиная с 2020 г. в национальном рыбохозяйственном комплексе фиксируется уменьшение годового объема добычи рыбы и морепродуктов, т.е. стагнация устойчивого роста этого показателя в ретроспективный период;
• обсуждение принятия 20 декабря 2022 г. Государственной думой одобренного Советом Федерации РФ Федерального закона «О внесении изменений
12
в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"» в части совершенствования механизма распределения инвестиционных квот, именуемого как второй этап «инвестквот и аукционов по крабу», не имело единогласной поддержки у подавляющего большинства союзов, ассоциаций, объединений рыбопромышленников малого и среднего бизнеса, приморских регионов Дальневосточного и Северного бассейнов, что инициировало научные дискуссии и исследования по обоснованию более приемлемого подхода к освоению национального богатства страны в интересах всего рыбохозяйственного бизнес-сообщества, российского населения в целях предотвращения риска снижения национальной продовольственной безопасности.
По мнению автора, перечисленные положения обусловливают масштабность и сложность необходимого изменения теперь уже официально утвержденной законодательной базы перспективного развития национального рыбного хозяйства при объективной оценке наиболее важных факторов его положительной динамики.
Совершенно очевидна правомерность постановки государственной задачи по модернизации физически и морально устаревшего российского рыбодобы-вающего флота, решение которой требует значительных инвестиций.
В то же время собственники рыбодобывающего флота в рамках действующих принципов рыночной экономики и применяемого менеджмента, а также с учетом зарубежного опыта должны предусматривать эту важнейшую составляющую в своих бизнес-моделях, тем более что в ходе российской приватизации он достался им на весьма льготных условиях. Этот вывод подтверждается данными Российского морского регистра и реальной практикой последних 5 лет, когда вне программы «инвестквот» отдельными рыбопромышленными предприятиями было построено на российских и зарубежных верфях 19 новых судов, в том числе высокотехнологичных супертраулеров, что почти в 2 раза больше реализации принятого механизма.
Распространение такого опыта возможно только при отмене аукционов и платы за использование водных биологических ресурсов отечественными рыбо-хозяйственными предприятиями при создании адекватной для их деятельности налоговой системы в рамках новой государственной политики рационального социально-ориентированного освоения этих ресурсов. Своевременность и актуальность реализации именно такого подхода диктуются все более усложняющимися санкционными условиями функционирования российского рыбохозяйственного комплекса, срок действия которых пока не известен.
Представляется оправданным использование при совершенствовании механизма выделения квот на вылов рыбы и морепродуктов более корректного и научно-обоснованного подхода к определению временного лага их закрепления в связи с высокой проблематичностью составления прогнозов объема допустимых уловов на 15-летний период.
Перечисленные и другие факторы в пользу корректировки принятого в декабре 2022 г. Федерального закона подтверждаются результатами масштабного экспертного опроса руководителей предприятий рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока с целью определения ограничений и перспектив его развития,
13
проведенного Восточным центром государственного планирования в апреле -июне 1922 г. по специально разработанным анкетам на принципе добровольности и объективности предоставления ответов (открытых и закрытых) на поставленные вопросы.
Положительно оценивая масштабы и результаты данного исследования, автор настоящей статьи отмечает прежде всего высокую активность респондентов - руководителей рыбохозяйственных предприятий в сферах рыбоводства, рыболовства и рыбопереработки из 5 регионов ДФО (табл. 2).
Таблица 2
Распределение опрошенных организаций по регионам, ед.
Регион ДФО Количество ответивших организаций По видам деятельности
рыболовство рыбоводство рыбопереработка рыболовство и рыбопереработка
Сахалинская область 18 12 5 0 1
Приморский край 17 4 10 2 1
Хабаровский край 11 5 5 1
Камчатский край 6 5 0 1
Амурская область 1 0 1 0
Республика Бурятия 1 0 0 0 1
Забайкальский край 1 0 1 0
Всего 55 26 22 4 3
Источник: составлено автором с использованием [8].
По мнению автора, обобщение полученных результатов является хорошей эмпирической базой для определения перспективной траектории развития российского рыбохозяйственного комплекса и адекватных изменений в системе государственного управления этим процессом и начинать необходимо с трансформации существующего агентства по Росрыболовству в составе Министерства сельского хозяйства в самостоятельное Министерство рыбного хозяйства.
Что касается проблем и приоритетов государственного управления, то, по данным проведенного в Дальневосточном бассейне исследования, они сводятся к следующему:
1. В сфере рыбоводства приоритетной является проблема упрощения используемой системы выделения участков (95 % ответивших), связанной с необ-14
ходимостью обязательной и дорогостоящей государственной экспертизы (до 150 млн рублей за 1 единицу) при отсутствии гарантий получения положительного решения, но при возможном присутствии коррупционной составляющей [9,10].
Абсолютное большинство экспертов решение этой и целого ряда других проблем видят в сохранении и устойчивом развитии принципиально важной для России подотрасли национального рыбного хозяйства.
2. В сфере рыболовства первое место в рейтинге экспертных оценок занимает проблема обновления (модернизации) основных фондов вследствие низкого качества и значительной стоимости отечественных рыбопромысловых судов, а также масштабных ограничений последних лет на импорт зарубежного оборудования (56% ответивших). По мнению автора, эти ограничения приобретают в России системный и, очевидно, долгосрочный характер, что определяет необходимость принятия экстренных мер государственного регулирования. При их обосновании важно учитывать, что ограничения приобретают высокую динамику распространения не только на строительство новых судов, но и на ремонт уже эксплуатируемого с широким спектром зарубежного оборудования в совокупности с соответствующими специалистами, а также необходимых комплектующих расходных материалов.
Таким образом, нужна тотальная перестройка всего цикла обновления производственных фондов российского рыбохозяйственного комплекса. Особо необходимо отметить эту проблему в Дальневосточном бассейне, где нет развитой инфраструктуры планового обслуживания рыбопромыслового флота; существующие мощности позволяют удовлетворить потребности не более 30% средне- и крупнотоннажных судов, усиливается дефицит специалистов по ремонту и наладке современного (преимущественно импортного) электронного оборудования [11].
Практически такой же масштаб имеет проблема неэффективного механизма распределения квот (48 % ответивших), причем как исторически апробированного, так и нового инвестиционного, законодательно утвержденного, в том числе с дополнениями Государственной Думой и Советом Федерации РФ в декабре 2022 г. Причем, по мнению многих экспертов, новый механизм удовлетворяет интерес рыбодобывающих предприятий, имеющих значительный объем исторических квот на краба и ценные виды рыбы, а также предоставляет возможность финансирования строительства траулеров стоимостью до 45 млн евро. По интегрированной оценке многих экспертов новый механизм предоставления так называемых «инвестквот» оставит без промыслового ресурса более 100 дальневосточных рыбопромысловых предприятий с сокращением порядка 40 тысяч экономически активного населения [12].
3. В сфере переработки водных биологических ресурсов главной проблемой признана неустойчивая конъюнктура потребительского внутреннего рынка рыбной продукции, продукции аквакультуры по причине низкой покупательной способности населения и в связи с опережающими по сравнению с его реальными денежными доходами темпами роста оптовых и розничных цен. Сложившаяся тенденция, по мнению автора, объясняется совокупностью уже отмеченных в настоящей статье факторов. Что касается экспорта рыбной продукции, то в сфере государственного регулирования пока остаются нерешенными проблемы,
15
обусловленные санкцноннымн условиями, а также таможенным оформлением экспортных грузов и снижением экспортных пошлин. К неожиданному по прогнозируемому автором результату экспертного опроса следует отнести отсутствие у 90 % респондентов планов по увеличению объемов производства на основе внедрения инновационных технологий.
Заключение
Обобщая полученные результаты, можно считать целесообразным формирование научно-обоснованной стратегии преодоления сложившихся в системе государственного управления национальным рыбохозяйственным комплексом проблем и противоречий с учетом радикального изменения среды его функционирования в интересах обеспечения экономической и продовольственной безопасности России. К решению этой государственной задачи должна быть привлечена академическая, отраслевая и университетская наука при координирующей роли ВНИРО и его существующих отделений в различных рыбохозяйственных бассейнах на условиях создания национального научно-производственного консорциума морехозяйственной специализации. Результаты предлагаемого проекта составят содержательную часть указанной выше стратегии после их апробации на ежегодно проводимом в г. Владивостоке Восточном экономическом форуме в сентябре 2023 г.
Список источников
1. Латкин А.П. Управление предприятиями морехозяйственной специализации: монография. Владивосток: Дальнаука, 2009. 368 с.
2. Крушанова JI.A. Особенности демографических процессов на Дальнем Востоке в 1980-х гг. // Россия и АТР. 2012. С. 19-30.
3. АОАНПК. Ф. 36. Оп. 2. Д. 264. Л. 78.
4. Латкин А.П., Макиевская Ю.Ю. Государственные программы развития Дальнего Востока: оценка их реализации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14, № 2. С. 68-77.
5. Зиланов В.К. Скудный улов - народу // Советская Россия. 2023. 9 января. № 1 (15263). С. 1. URL: https://sovross.ru/2023/01/09/skudnyj-ulov-narodu/ (дата обращения: 02.01.2023).
6. Федеральное Агентство по рыболовству. URL: https://fish.gov.ru/ (дата обращения: 02.01.2023).
7. Карабут Т.В. В России стали есть меньше рыбы // Российская газета. 2022. 16 января. URL: https://rg.ru/2022/01/16/reg-dfo/v-rossii-stali-est-menshe-ryby.html (дата обращения: 02.01.2023).
8. Аналитическая справка «характеристика ограничений и перспектив развития предприятий рыбохозяйственного комплекса Дальневосточного федерального округа на основе данных СМИ, экспертных оценок, анализа институциональных изменений» // Восточный центр государственного планирования. URL: https://vostokgosplan.ru/ (дата обращения: 02.01.2023).
9. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19643/ (дата обращения: 02.01.2023).
16
10. Письмо некоммерческой организации «Ассоциация марикультурных организаций Приморского края» в ФАНУ «Востокгосплан» № 2/31-2022 от 19.04.2022.
11. Сухорукова Е. Российские рыбаки заявили об отказах в ремонте судов // РБК. 2022. 26 июля. URL: https://www.rbc.ru/business/26/07/2022/62da660b9a79475526c9fl95 (дата обращения: 02.01.2023).
12. Рыбаки Дальнего Востока просят Президента Российской Федерации остановить надвигающуюся катастрофу в отрасли // Медиахолдинг PrimaMedia. 2022. 25 июля. URL: https://primamedia.ru/news/1327168/ (дата обращения: 02.01.2023).
References
1. Latkin А.Р. Management of enterprises of economic specialization: monograph. Vladivostok: Dalnauka; 2009. 368 p.
2. Krushanova L.A. Features of demographic processes in the Far East in the 1980s. Russia
and the Asia-Pacific region. 2012: 19-30.
3. AOANPK. F. 36. Op. 2. D. 264. L. 78.
4. Latkin A.P., Makievskaya Yu.Yu. State programs for the development of the Far East: as-
sessment of their implementation. Territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022; 14 (2): 68-77.
5. Zilanov V.K. Skimpy catch - to the people. Soviet Russia. 2023. Jan. 9; 1 (15263): 1. URL:
https://sovross.ru/2023/01/09/skudnyj-ulov-narodu/ (accessed date: 02.01.2023).
6. Federal Fisheries Agency. URL: https://fish.gov.ru/ (accessed date: 02.01.2023).
7. Carabut T.V. In Russia, they began to eat less fish. Rossiyskaya Gazeta. 2022. Jan. 16. URL:
https://rg.ru/2022/01/16/reg-dfo/v-rossii-stali-est-menshe-ryby.html (accessed date: 02.01.28).
8. Analytical certificate "Characterization of restrictions and prospects for the development of
enterprises of the fishery complex of the Far Eastern Federal District based on media data, expert assessments, analysis of institutional changes". Eastern Center for State Planning. URL: https://vostokgosplan.ru/ (accessed date: 02.01.2023).
9. Federal Law No. 155-FZ of 31.07.1998 (as amended by 28.06.2022) "On Internal Sea Wa-
ters, Territorial Sea and Adjacent Zone of the Russian Federation". URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19643/ (дата обращения: 02.01.2023).
10. Letter of the non-profit organization "Association of Maricultural Organizations of the Primorsky Territory" in FANU "Vostokgosplan" No. 2/31-2022 of 19.04.2022.
11. Sukhorukova E. Russian fishermen announced refusals to repair ships. RBC. 2022. July 26. URL: https://www.rbc.ru/business/26/07/2022/62da660b9a79475526c9fl95 (accessed date: 02.01.2023).
12. Fishermen of the Far East ask the President of the Russian Federation to stop the impending catastrophe in the industry. PrimaMedia media holding. 2022. July 25. URL: https://primamedia.ru/news/1327168/ (accessed date: 02.01.2023).www.consultant.ru/-document/cons doc LAW l9643/ (accessed date: 02.01.2023).
Информация об авторе:
Латкин Александр Павлович, д-р экон. наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ, ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: aleksandr.latkinp@vvsu.ru.
DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-l/007-017
Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:
15.02.2023 22.02.2023 01.03.2023
17