Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СЕВЕРНОМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ БАССЕЙНЕ РОССИИ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СЕВЕРНОМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ БАССЕЙНЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕВЕРНЫЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БАССЕЙН / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КВОТЫ / ОБЩИЙ ДОПУСТИМЫЙ УЛОВ / РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вопиловский С. С.

Исследование системы управления рыбохозяйственного комплекса России направлено на определение степени готовности рыбной промышленности к реализации экономических процессов доступа к водным биологическим ресурсам в Северном рыбохозяйственном бассейне страны. Представлен сравнительный анализ систем управления рыбной отраслью в условиях рыночной экономики (рыбохозяйственный комплекс России) и плановой экономики СССР. Определено, что управление распределением водных биологических ресурсов в пользование для осуществления промышленного рыболовства происходит на основании российских нормативно-правовых актов, а выполнение задач по развитию рыбохозяйственного комплекса и обеспечению продовольственной безопасности страны соответствует реализации Основ государственной политики России. Представлены ключевые показатели деятельности рыбной отрасли, системы распределения квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов по «историческому принципу» и «система аукционов». Цель исследования заключается в оценке реализуемых планов по освоению общих допустимых уловов, а также стремления системы управления рыбохозяйственным комплексом и бизнеса к повышению экономического потенциала рыбного хозяйства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вопиловский С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL SYSTEM FOR AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES IN THE NORTHERN FISHERIES BASIN OF RUSSIA

The study of the Russian fishery management system aims to determine the degree of readiness of the fishing industry to implement economic processes of access to aquatic biological resources in the country’s Northern fishery basin. A comparative analysis of fishery management systems in a market economy (fishery complex of Russia) and a planned economy of the USSR has been presented. It has been determined that the allocation of aquatic biological resources for industrial fishing is managed on the basis of Russian regulatory legal acts, and the implementation of the tasks of developing the fishery sector and ensuring the country’s food security is consistent with the implementation of the Basic State Policy of Russia. Key performance indicators of the fishing industry, the system of allocation of fishing (catch) quotas for aquatic biological resources based on the “historical principle” and the “auction system” have been presented. The aim of the study is to assess the being implemented plans for the total allowable catch development, and the desire of the fishery management system and business to increase the economic potential of the Russian fishery sector.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СЕВЕРНОМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ БАССЕЙНЕ РОССИИ»

УДК 338.22 JEL Q22

Вопиловский Сергей Симонович

канд. экон. наук, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина ФГБУН ФИЦ «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН), г. Апатиты, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-28 73-1425 e-mail: simonovich. 63@yandex. ru

В0110.26425/1816-4277-2021-11-58-65

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СЕВЕРНОМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ БАССЕЙНЕ РОССИИ

Аннотация. Исследование системы управления рыбохозяйственного комплекса России направлено на определение степени готовности рыбной промышленности к реализации экономических процессов доступа к водным биологическим ресурсам в Северном рыбохозяйст-венном бассейне страны. Представлен сравнительный анализ систем управления рыбной отраслью в условиях рыночной экономики (рыбохозяйственный комплекс России) и плановой экономики СССР. Определено, что управление распределением водных биологических ресурсов в пользование для осуществления промышленного рыболовства происходит на основании российских нормативно-правовых актов, а выполнение задач по развитию рыбохозяйст-венного комплекса и обеспечению продовольственной безопасности страны соответствует реализации Основ государственной политики России. Представлены ключевые показатели деятельности рыбной отрасли, системы распределения квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов по «историческому принципу» и «система аукционов». Цель исследования заключается в оценке реализуемых планов по освоению общих допустимых уловов, а также стремления системы управления рыбохозяйственным комплексом и бизнеса к повышению экономического потенциала рыбного хозяйства России.

Ключевые слова: управление, экономика, рыбохозяйственный комплекс, Северный рыбохозяйственный бассейн, водные биологические ресурсы, инвестиционные квоты, общий допустимый улов, рыбопромысловый флот

Для цитирования: Вопиловский С.С. Система управления водными биологическими ресурсами в северном рыбохозяйственном бассейне России//Вестник университета. 2021. № 11. С. 58-65.

Sergei S. Vopilovskii

Cand. Sci. (Econ.), Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences (IES KSC RAS), Apatity, Russia

ORCID: 0000-0002-28 73-1425 e-mail: simonovich. 63@yandex. ru

CONTROL SYSTEM FOR AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES IN THE NORTHERN FISHERIES BASIN OF RUSSIA

Abstract. The study of the Russian fishery management system aims to determine the degree of readiness of the fishing industry to implement economic processes of access to aquatic biological resources in the country's Northern fishery basin. A comparative analysis of fishery management systems in a market economy (fishery complex of Russia) and a planned economy of the USSR has been presented. It has been determined that the allocation of aquatic biological resources for industrial fishing is managed on the basis of Russian regulatory legal acts, and the implementation of the tasks of developing the fishery sector and ensuring the country's food security is consistent with the implementation of the Basic State Policy of Russia. Key performance indicators of the fishing industry, the system of allocation offishing (catch) quotas for aquatic biological resources based on the "historical principle " and the "auction system " have been presented. The aim of the study is to assess the being implemented plans for the total allowable catch development, and the desire of the fishery management system and business to increase the economic potential of the Russian fishery sector.

Keywords: management, economics, fishery complex, Northern fishery basin, aquatic biological resources, investment quotas, total allowable catch, fishing fleet

For citation: Vopilovskii S.S. (2021) Control system for aquatic biological resources in the Northern fisheries basin of Russia. Vestnik universiteta, no. 11, pp. 58-65. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-11-58-65

© Вопиловский С.С., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Vopilovskii S.S., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Рыбохозяйственный комплекс (далее - РХК) Российской Федерации (далее - РФ) объединяет многие профильные организации и предприятия для достижения целей стратегического, тактического и оперативного уровней. В процессе профессиональной деятельности каждая компания сталкивается с ситуацией кризиса в управлении, то есть существующий механизм управления не приносит положительный эффект. Наступает время, когда важным трендом компании становятся научные исследования системы управления, целью которых могут стать - введение изменений (революционных, эволюционных) на всех уровнях управленческой пирамиды с разнородной глубиной проработки [14]. Направление изменений - качественные преобразования в управлении компанией в социальной, финансовой, производственной, технологической и других сферах. Особое внимание на этом этапе, уделяется совершенствованию системы управления РХК в результате глубокого использования внутренних ресурсов, содействующих увеличению эффективности принимаемых управленческих решений, направленных на повышение производительности труда, увеличение объемов производства и продажи рыбной продукции, снижение издержек и др., но главный показатель - рост темпов экономического роста рыбной отрасли. Экспертами и руководителями РХК России отмечена положительная динамика работы отрасли в современных политических, экономических, санитарных и эпидемиологических условиях (СОУГО-19).

Теория и методы

В систему управления РХК России в качестве субъекта управления входят: президент РФ и Правительство РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыболовства), территориальные управления по рыболовству и региональные органы исполнительной власти в области сельского и рыбного хозяйства. Объектами управления в РХК считают: юридические и физические лица, научно-исследовательские и образовательные учреждения, осуществляющие деятельность и решающие задачи в области рыбного хозяйства страны.

Система управления РХК России сложилась в переходный период в условиях массовой приватизации предприятий и организаций рыбного хозяйства. В результате государственные предприятия/организации, рыболовецкие колхозы были преобразованы в различные организационные формы с частной собственностью капитала: общество с ограниченной ответственностью (ООО), открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО), публичное акционерное общество (ПАО) и др. Идет процесс создания предприятий малого и среднего бизнеса, запущен механизм по созданию кластеров в рыбной отрасли. Существующая система управления РХК России, по мнению специалистов, считается приемлемой, хотя и не лишена недостатков, выявленных с учетом предыдущего многолетнего опыта хозяйствования [15].

Система управления рыбным хозяйством СССР - лидера XX в. в области освоения Мирового океана и обеспечении населения страны рыбной продукцией по доступным ценам - была многообразной, комплексной системой с наличием взаимосвязанных элементов: бассейновые Всероссийские ассоциации рыбохозяй-ственных предприятий (ВРПО), рыбные порты, рыбодобывающие и рыбообрабатывающие предприятия, судоремонтные заводы, транспортные и тарные предприятия и др. [13].

Стратегической целью рыбной промышленности СССР было обеспечение растущего населения рыбной продукцией в соответствии с медицинскими нормами, которая предусматривала предельно допустимое изъятие их существующих запасов гидробионтов и приток всего объема добытого сырья на внутренний рынок, открытия новых районов и объектов промысла с намерением наращивания сырьевой базы (валовая стратегия) [8].

В сравнительной оценке систем управления рыбным хозяйством современной России и Советского Союза просматривается стремление в достижении одной стратегической цели - повышение качества жизни российских граждан за счет достаточного продовольственного обеспечения [4]. Следовательно, декларированные цели остались общими, а методы достижения разные: в рыбном хозяйстве СССР - административные, в РХК РФ - экономические, что отвечает условиям рыночной экономики.

В период перехода к рыночным отношениям произошло разрушение крупных рыбохозяйствующих структур, и как следствие, была утрачена консолидация производственно-технологических процессов, научно-технической базы предприятий/организаций, образовалась тенденция минимизации роли государства в управлении компаниями РХК России. В рыночных условиях хозяйствования достижение цели - максимизация прибыли -

стала субъективной для рыбного хозяйства страны, добыча (вылов) водных биологических ресурсов (далее -ВБР) сместилась к исключительной экономической зоне РФ и расположенных вблизи нее районах океана. Многие отдаленные зоны Мирового океана были утеряны. В итоге российские рыбаки, располагая приблизительно 8 млн тонн сырья ВБР по всем доступным районам, включая экономические зоны иностранных государств, установили соперничество за квоты вокруг 3 млн тонн наиболее валютоемких видов: в Северном рыбохозяй-ственном бассейне - треска, пикша, палтус; в Дальневосточном бассейне - минтай, лосось, крабы.

Обзор нормативно-правовых актов

Управление распределением ВБР в пользование для осуществления промышленного рыболовства происходит с соблюдением действующего законодательства РФ. В целом деятельность РХК строго регламентируется комплексом особенных правовых актов международного характера, включая более 60 межправительственных соглашений, а также содержащихся в федеральных законах, указах президента РФ, постановлениях правительства РФ и др. [10; 11].

В соответствии со статьей 72 Конституции в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами, а также вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [1].

В основе стратегического управления рыбной отраслью находятся: «Стратегия развития рыбохозяйст-венного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года», «Доктрина продовольственной безопасности РФ», «Морская доктрина РФ», «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (до 2024 г.), «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» и другие нормативно-правовые акты.

Соблюдение установленных законодательством и нормативно-правовыми актами требований по оформлению, выдаче, регистрации разрешений-документов, удостоверяющих право на добычу ВБР, является важнейшей составной частью управления рыбным хозяйством страны, без которой юридические и физические лица не могут реализовывать свои права пользования ВБР. В соответствии с частью 2 ст. 43.1 № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» утверждены «Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» [5].

Постановка проблемы

Сырьевая база российского рыболовства во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, на 2021 г. оценивается в 242,58 тыс. тонн, что на 10,88 тыс. тонн выше, чем уточненный прогноз сырьевой базы на 2020 г. - 231,70 тыс. тонн [16].

Для принятия взвешенных международных управленческих решений по вопросам рыболовства в Баренцевом море подписано Соглашение о сотрудничестве в области рыболовства от 11 апреля 1975 г. и создание Смешанной советско (российско)-норвежской комиссии по рыболовству (далее - СРНК). Этой комиссией устанавливаются общие допустимые уловы (далее - ОДУ) водных биологических ресурсов в Баренцевом и Норвежском морях, определяются национальные квоты вылова России, Норвегии и третьих стран.

Проанализировав решения СРНК по рыболовству с 47-й по 50-ю сессии по установлению ОДУ и распределению национальных квот вылова между Россией, Норвегией и третьими странами, автор пришел к выводу, что с начала 2019 г. и по 2021 г. ОДУ растут, а национальные квоты увеличиваются. Это, в свою очередь, положительно сказывается на экономической деятельности рыбопромысловых предприятий. В таблице 1 представлено распределение СРНК национальной квоты России с 2018 по 2021 гг.

Таблица 1

Национальная квота вылова России по решению Смешанной советско (российско)-норвежской комиссии за период 2018-2021 гг.

Вид рыбы Распределение СРНК национальной квоты, тонн Отклонение 2020 г. к 2021 г.

2018 г., 47 сессия 2019 г., 48 сессия 2020 г., 49 сессия 2021 г., 50 сессия

Треска Пикша 331 159 86 230 309 697 72 080 315 277 92 159 378 635 100 348 + 63 358 + 8 189

Окончание табл. 1

Распределение СРНК национальной квоты, тонн Отклонение

Вид рыбы 2018 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г., 2020 г.

47 сессия 48 сессия 49 сессия 50 сессия к 2021 г.

Палтус синекорый 11 475 11 475 11 475 11 475 0

Окунь морской теШеПа) 7 878 11 676 12 055 13 908 + 1 853

Составлено автором по материалам исследования

Федеральное агентство по рыболовству, выполняя функции федерального органа исполнительной власти, руководствуясь «Положением о Росрыболовстве» ежегодно определяет ОДУ и квоты добычи ВБР. В частности, Приказом № 644 распределены общие допустимые уловы Северного рыбохозяйственного бассейна [6].

По статистическим данным, в 2020 г. освоение ОДУ составило 91,3 % / 3 318,8 тыс. тонн от общего ОДУ ВБР, установленного в объеме 3 635,5 тыс. тонн. Объем общероссийской добычи (вылова) ВБР за 2020 г. составил 4 970,8 тыс. тонн. Доля Северного рыбохозяйственного бассейна в этом объеме составила 9,9 % / 491,9 тыс. тонн, выловлено: трески - 305,5 тыс. тонн; пикши - 88,0 тыс. тонн; камбалы - 12,9 тыс. тонн. В таблице 2 представлены основные показатели деятельности рыбной отрасли в период с 2018 г. по 2020 г.

Таблица 2

Ключевые показатели деятельности РКХ России за период 2018-2020 гг.

Вид деятельности Год Отклонение 2019 г. к 2020 г., %

2018 2019 2020

Добыча/вылов ВБР, тыс. тонн 5 054 4 983 4 971 - 0,24

Экспорт рыбной продукции, тыс. тонн 2 238 2 118 2 237 + 5,6

Экспорт рыбной продукции, млн. долл. 5 177 5 381 5 287 - 0,11

Импорт рыбной продукции, тыс. тонн 599 640 599 - 6,4

Импорт рыбной продукции, млн. долл. 2 203 2 178 2 067 - 5,1

Производство рыбной продукции, тыс. тонн 4 250 4 240 4 257 + 0,4

Поступление налогов от предприятий, млн руб. 26 688 37 453 37 566 + 0,3

Прибыль организаций, млрд руб. 104 136 117 - 14

Оборот организаций, млрд руб. 339 369 391 + 6

Составлено автором по материалам исследования

Сравнительный анализ ключевых показателей деятельности РХК РФ показывает незначительные изменения как в положительную, так и отрицательную стороны (от - 6,4 % до + 6,0 %), следовательно, рыбная отрасль страны в 2020 г. (короновирусном) сработала на уровне 2019 г. Результаты деятельности РХК оценены как удовлетворительные.

Длительное время в системе управления РХК в области государственного регулирования и доступа к водным биологическим ресурсам лежал исторический принцип. В целях повышения общей эффективности рыбного хозяйства, увеличения конкуренции и привлечения инвестиций в отрасль были внесены изменения в федеральное законодательство. Федеральным законом № 349-ФЗ от 3 июля 2016 г. «О внесении изменений в № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрена мера государственной поддержки обновления рыбопромыслового флота и развития рыбной переработки - выделение квоты на инвестиционные цели («Квоты под киль») [2]. Федеральный закон № 86-ФЗ от 1 мая 2019 г. «О внесении изменений в Федеральный закон № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» предусматривает введение квоты на добычу (вылов) крабов в инвестиционных целях [3].

Государственное регулирование сопряжено с распределением инвестиционных квот, которые предоставляются как квоты на добычу или вылов водных биоресурсов в контексте их предоставления на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства или прибрежного рыболовства.

В планах Росрыболовства по реализации программы «Квоты под киль» будет обновлено примерно 60 - 80 % мощностей рыбопромышленного флота, что предполагает получение продукции с высокой добавленной стоимостью, изменение логистических маршрутов и структуры поставок рыбной продукции. Строительство нового рыбопромыслового флота осуществляется на судостроительных заводах России [12].

Основные результаты

Программа «Строительство судов под инвестиционные квоты» широко обсуждается на всех уровнях управления РХК, разрабатываются механизмы оптимизации программы. Компании-заказчики и отраслевые объединения выступают за изменение правовой базы, которые позволят сократить нагрузку на инвесторов; рекомендуют исключить требование о банковской гарантии или снижать ее сумму при высокой технической готовности судна; предлагается увеличение срока, на который предоставляется право вылова по инвестиционным квотам и др.

Понимая непростую ситуацию, правительство разрешило распределять инвестквоты под рыболовные суда, готовность которых на 1 сентября превысит 90 %. Право осваивать эти объемы инвестор получит, если судно будет сдано до 1 марта следующего года. Следовательно, скорректированы сроки распределения и утверждения Росрыболовством объема части ОДУ для инвестиционных квот.

В соответствии с Федеральным законом № 86 от 1 мая 2019 г., упомянутым выше, внесены изменения предусматривающие квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях и распределяющиеся в долевом соотношении по результатам проведения аукциона [2]. По программе «Крабовые аукционы» на инвестквоты направляется 50 % от общего допустимого улова. Инвестквоты позволяют вылов крабов в определенном районе промысла и закрепляются за организациями на 15 лет. В соответствии с условиям аукциона, крабо-добывающие компании должны построить на российских верфях столько судов, сколько лотов приобрели.

По итогам прошедших в 2019 г. аукционов к настоящему времени заключены и представлены в Рос-рыболовство 35 контрактов на строительство судов-краболовов на судостроительных предприятиях России до 2024 г. Объем инвестиционных обязательств составляет порядка 60 млрд руб. Федеральное агентство по рыболовству отмечает отставание от контрактных графиков строительства судов-краболовов по тем же причинам: просчеты в планировании, срывы поставок импортного оборудования, дефицит квалифицированных специалистов, в том числе зарубежных и др.

По результатам проверки крабовых аукционов Счетной палатой РФ сделаны следующие выводы: не были созданы условия для выхода на рынок добычи (вылова) ВБР, в результате проведения крабовых аукционов в 2019-2020 гг. новых участников не появилось, а взаимозависимые организации, ранее осуществлявшие вылов, увеличили свои доли квот по добыче (вылову) различных видов краба по разным зонам вылова, в основными приобретателями лотов стали крупные холдинги с головными компаниями в Москве; распределение практически 50 % квот, изъятых из ранее распределенных, позволило поступлению в доход федерального бюджета в 2019 и 2020 гг. 142 366 млн руб. [7].

Заключение

Современная система управления рыбным хозяйством страны имеет линейную организационную структуру и использует широкий спектр управленческих методов. В результате реформирования отрасли наиважнейшие государственные предприятия были раздроблены и прекратили свое существование, как следствие, отрасль лишилась почти 5 млн тонн сырья водных биологических ресурсов, в том числе в удаленных районах Мирового океана.

В ведущих бассейнах страны - Северном и Дальневосточном, которые обеспечивают практически 80 % годового российского вылова и производства рыбной продукции, на текущем этапе, отмечается период благоприятного состояния сырьевой базы рыболовства [9]. Особенно выгодные условия сложились на Дальнем Востоке, где сырьевые рыбные и крабовые запасы находятся в доброкачественном состоянии и все они находятся в российской 200-мильной исключительной экономической зоне. Некоторую тревогу вызывает Северный бассейн, где решения по установлению общие допустимые уловы и распределение национальных квот вылова принимаются Смешанной российско-норвежской комиссией по рыболовству. В средней и долгосрочной

перспективе здесь, возможны следующие риски: снижение запасов основных объектов промысла - трески, пикши; после ввода нового рыбопромыслового флота норвежцы, с которыми у нас общие рыбные запасы, призовут привести в соответствие мощности флота состоянию сырьевой базы и выделяемых квот в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях.

Учитывая возможные риски, предлагаем после ввода в строй нового рыбопромыслового флота рыбохо-зяйственного комплекса России освободившиеся мощности флота передислоцировать на освоение водных биологических ресурсов в другие районы Мирового океана. Следовательно, рыбопромысловым компаниям, консорциумам заранее необходимо восстановить бассейновые промышленные разведки, приумножить научное обеспечение отрасли.

В системе управления рыбохозяйственным комплексом России в области государственного регулирования и доступа к водным биологическим ресурсам на смену историческому принципу приходит система аукционов - выделение квоты на инвестиционные цели («квоты под киль»), добычу (вылов) крабов в инвестиционных целях («крабовые аукционы»). Одним из позитивных эффектов выделения инвестквот считается рост объемов глубокой переработки уловов и выпуска востребованной рыбной продукции; увеличение экспорта рыбной продукции; строительство новых мощностей рыбопромыслового флота. К недостаткам применения механизма инвестквот можно отнести: заявленные в программе и контрактах сроки по основной группе запланированных к строительству судов оказались сорваны; заказы на отечественных верфях вследствие дополнительных издержек обходятся компаниям-заказчикам на 20 - 25 % дороже, чем на западных верфях и др. По мнению экспертов, чтобы новое технологичное рыбопромысловое судно смогло заработать средства для погашения задолженности по кредитам, около 80 % произведенной им продукции необходимо направить на экспорт. Следовательно, возникает вопрос о выполнении «Доктрины продовольственной безопасности страны», главным показателем которой являются обеспеченность населения группой продукции отечественного производства.

Таким образом, система управления рыбохозяйственным комплексом России продолжит совершенствование механизмов государственного регулирования, пролонгирует процесс стимулирования инвестиционной активности, сформирует условия адаптации компаний к новейшим вызовам внешней среды.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 04.09.2021).

2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г., № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 05.09.2021).

3. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_323806/ (дата обращения: 05.09.2021).

4. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Президент России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (дата обращения: 03.09.2021).

5. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 13 мая 2021 г. № 292 «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/400833905/ (дата обращения: 04.09.2021).

6. Приказ Росрыболовства № 644 от 1 декабря 2020 г. «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов Северного рыбохозяйственного бассейна, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленных Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2021 год» // Законодательство РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosrybolovstva-ot-01.12.2020-N.644/ (дата обращения: 05.09.2021).

7. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка осуществления Федеральным агентством по рыболовству полномочий администратора неналоговых доходов, полученных по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения соответствующих договоров в 2018-2019 гг. и истекшем периоде 2020 г.» // Счетная палата РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/e2d/e2d3511ea4367de01f0c451c663ddc4b.pdf (дата обращения: 03.09.2021).

8. Азизов, Я. М., Левянт, М. Я. Организация управления рыбным хозяйством. - М.: Агропромиздат, 1985. - 176 с.

9. Антонов, Н. П., Кузнецова, Е. Н. Динамика вылова основных промысловых видов рыб в морях Дальнего Востока // Рыбное хозяйство. - 2021. - № 1. - С. 34-41.

10. Бякишев, К. А., Бякишев, Д. К. Актуальные проблемы правового статуса и деятельности Комитета по рыболовству ФАО // Рыбное хозяйство. - 2021. - № 3. - С. 41-46.

11. Вопиловский, С. С. Система правового регулирования рыбной отрасли России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2020. - № 2. - С. 213-235. https://doi.org/10.37691/2619-0265-2020-0-2-213-235

12. Вопиловский, С. С. Реновация рыбопромыслового флота России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2020. - № 3. - C. 53-70. https://doi.org/10.37691/2311-5351-2020-0-3-53-70

13. Заглубоцкий, П. М., Котов, Н. А. Повышение уровня хозяйственного руководства и эффективности производства в рыбной промышленности. - М.: Агропромиздат, 1985. - 136 с.

14. Кухоренко, Г. Г. Научно-поисковые исследования и перспективы развития отечественного и океанического рыболовства в Атлантике и Юго-Восточной части Тихого океана // Рыбное хозяйство. - 2020. - № 6. - С. 30-33.

15. Сускан, В. И., Архипов, А. Г., Осадчий, В. М. Современные проблемы устойчивого развития рыбохозяйственного сектора экономики России и пути их развития // Рыбное хозяйство. - 2020. - № 6. - С. 67-72.

16. Коллегия. Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2020 г. и задачи на 2021 г. // Федеральное агентство по рыболовству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fish.gov.ru/wp-content/uploads/documents/ ob_agentstve/kollegiya/itogi_2021.pdf (дата обращения: 03.09.2021).

References

1. Constitution of the Russian Federation, Legal reference system "Consultantplus". Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 04.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Federal law "On Amendments to the Federal Law "On Fishing and Conservation of Aquatic Biological Resources" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Terms of Improving the Distribution of Quotas for the Extraction (Catch) of Aquatic Biological Resources" dated on July 3, 2016, No. 349-FZ (last edition ), Legal reference system "Consultantplus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 05.09.2021).

3. Federal law dated on May 1, 2019, No. 86-FZ "On Amendments to the Federal Law "On Fishing and Conservation of Aquatic Biological Resources" in Terms of Improving the Procedure for the Distribution of Quotas for the Extraction (Catch) of Aquatic Biological Resources", Legal reference system "Consultantplus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_323806/ (accessed 05.09.2021).

4. Decree of the President of the Russian Federation, dated on January 21, 2020, No. 20 "On the Approval of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation", The President of Russia. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (accessed 03.09.2021).

5. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation dated on May 13, 2021, No. 292 "On the Approval of Fishing Rules for the Northern fisheries basin", Information and legal portal "Garant". Available at: https://base.garant.ru/400833905/ (accessed 04.09.2021).

6. Order of the Federal Agency for Fishery No. 644 dated on December 1, 2020 "On the Distribution of the Total Allowable Catches of Aquatic Biological Resources of the Northern Fishery Basin, as well as Quotas for the Extraction (Catch) of Aquatic Biological Resources provided to the Russian Federation in the Areas of Application of International Treaties of the Russian Federation in the Field of fishing and Conservation Aquatic Biological Resources in relation to the Types of Quotas for their Production (Catch) for 2021", Legislation of the Russian Federation. Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosrybolovstva-ot-01.12.2020-N-644/ (accessed 05.09.2021).

7. Report on the Results of the Control Measure "Verification of the Exercise by the Federal Agency for Fisheries of the Powers of the Administrator of Non-Tax Revenues received as a Result of Tenders (Tenders, Auctions) for the Right to conclude the Relevant Agreements in 2018-2019 and the Expired Period of 2020", Accounts Chamber of the Russian Federation. Available at: https://ach.gov.ru/upload/iblock/e2d/e2d3511ea4367de01f0c451c663ddc4b.pdf (accessed 03.09.2021).

8. Azizov Ya. M., Levyant M. Ya. Organization of fisheries management, Moscow, Agropromizdat, 1985,176 p. (In Russian).

9. Antonov N. P., Kuznetsova E. N. Dynamics of catch of the main commercial fish species in the seas of the Far East, Fisheries, 2021, no. 1, pp. 34-41. (In Russian).

10. Byakishev K. A., Byakishev D. K. Current issues of the legal status and activities of the FAO Committee on Fisheries, Fisheries, 2021, no. 3, pp. 41-46. (In Russian).

11. Vopilovsky S. S. The system of legal regulation of the fishing industry in Russia, Herald of Moscow Humanitarian Economic University, 2020, no. 2, pp. 213-235. (In Russian). https://doi.org/10.37691/2619-0265-2020-0-2-213-235

12. Vopilovsky S. S. Renovation of the fishing fleet of Russia, Herald of Moscow Humanitarian Economic University, 2020, no. 3, pp. 53-70. (In Russian). https://doi.org/10.37691/2311-5351-2020-0-3-53-70

13. Zaglubotsky P. M., Kotov N. A. Improving the level of economic management and production efficiency in the fishing industry, Moscow, Agropromizdat, 1985, 136 p. (In Russian).

14. Kukhorenko G. G. Research and development studies and prospects for the development of domestic and oceanic fisheries in the Atlantic and the South-East Pacific, Fisheries, 2020, no. 6, pp. 30-33. (In Russian).

15. Suskan V. I., Arkhipov A. G., Osadchiy V. M. Modern problems of sustainable development of the fisheries sector of the Russian economy and ways to solve them, Fisheries, 2020, no. 6, pp. 67-72. (In Russian).

16. Collegium. Results of the Activities of the Federal Agency for Fisheries in 2020 and Tasks for 2021, Federal Agency for Fisheries. Available at: https://fish.gov.ru/wp-content/uploads/documents/ob_agentstve/kollegiya/itogi_2021.pdf (accessed 03.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.