рис. 10. Идеальная схема-модель обережного аграрно-магического декора, располагавшегося вокруг окна в иркутской деревянной архитектуре XIX в.
системной взаимосвязи элементов декоративного убранства. Идеальная схема-модель обережного аграрно-магического декора, располагающегося вокруг окна в деревянных гражданских домостроениях г. Иркутска XIX в., представлена на рисунке (рис. 10). Деревянный декор данного стиля - это универсальное идеографическое письмо, элементы которого, несмотря на формальные различия, визуально «читаемы» и вполне поняты даже для человека, не знакомого с русским языком или письменностью. А множественные объекты рядовой массовой исторической деревянной застройки г. Иркутска - яркие примеры обережного заговора, воплощенного в дереве.
М.Г. Меерович, г. Иркутск РЯДОВАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЗАСТРОЙКА Г. ИРКУТСКА -«АРХИТЕКТУРНЫЙ ГЕНОФОНД» СИБИРИ
Споры о судьбе деревянного наследия Иркутска идут уже много лет. Кто-то называет деревянные дома Иркутска «развалюхами» и «гнильем», портящими внешний вид города, и требуют снести их и возвести на их месте новые современные дома или устроить новые парки и скверы. Кто-то предлагает тотально ликвидировать «деревяшки», «уродующие областной центр», и превратить занимаемую ими территорию в зоны современной малоэтажной застройки - благоустроенных блокированных городских кирпичных коттеджей. Кто-то категорически против, потому что зданий из стекла и
бетона в мире великое множество, а иркутская деревянная архитектура - уникальна и неповторима. Существуют предложения «освободить» центр города от бремени «деревянных бомжатников», собрать несколько десятков памятников деревянной архитектуры в так называемые «заповедные исторические зоны», устроив городской музей под открытым небом (наподобие уже существующего в 30 км от Иркутска замечательного музея деревянного зодчества «Тальцы»), а остальную территорию полностью «зачистить», построив на их месте современные жилые районы или очередные торговые центры. Но даже ревностное сбережение памятников историко-культурного наследия не способно обеспечить сохранность уникального художественного облика центра города, который до сих пор в некоторых своих фрагментах сохраняет историческую деревянную рядовую застройку. Она - лишенная статуса памятника и обреченная на неизбежный снос - и является главной исторической ценностью города, потому что до сих пор демонстрирует нам облик города почти полуторавековой давности.
Иркутск одновременно и типичный, и уникальный сибирский город. Типичный потому, что возник точно таким же образом, что и все остальные города на восточной окраине России в XVI-XVII вв. - в результате колонизационной политики - сначала как укрепленное место размещения военного отряда казаков (рис. 1), потом - как деревянная крепость с административными и военно-хозяйственными постройками (рис. 2). А затем и как каменная крепость с деревянными жилыми и административными зданиями (рис. 3).
Рис. 1. Иркутская деревянная крепость-острог -начальный этап колонизации Восточной Сибири. 1652 г. (рисунок Б. Лебединского)
Рис. 2. Иркутская деревянная крепость (реконструкция В. Кочедамова). 1695 г.
Рис. 4-5. Иркутск. Вторая половина XVIII в.
Поселение стремительно росло. Каменными в нем были лишь культовые, административные и отдельные общественные здания. Весь остальной город, как и все прочие города Сибири, был деревянным - а как же иначе - кирпич дорог, а лесу полно
- за околицей тайга. В 1730 г. в Иркутске насчитывалось всего 5 каменных строений -2 церкви, приказная изба, пороховой погреб и пивоварня, к концу века - 30 [1]. Фактиче-
ски вся жилая застройка представляла собой 1-2-этажные деревянные дома (рис. 4-5).
Росту города в немалой степени способствует тот факт, что в 1799 г. Иркутск становится столицей гигантской губернии, границы которой захватывают и Камчатку, и Американский континент, в частности Аляску (рис. 6). Все экспедиции на Дальний Восток, Монголию. Якутию, Америку формируются в Иркутске. Через Иркутск едут все посольства в Пекин и торговые караваны в Китай и Монголию. Оптовая торговля с Тихоокеанским Востоком сосредотачивается в руках иркутских купцов, что способствует интенсивному строительству и росту города.
Рис. 6. Карта Иркутской губернии. 1808 г.
В 1879 г. пожар уничтожает всю центральную часть города. После пожара Иркутск довольно быстро отстраивается заново. Причем на месте сгоревших домов возникает новая деревянная и каменная застройка, планировочно мало отличающаяся от допо-жарной: новые дома появляются в тех же самых границах земельных участков, которые были до пожара и в прежних габаритах зданий (Рис. 7-8). Вызвано это было необходимостью следовать прежним нормативным требованиям по противопожарным разрывам между зданиями и этажности, необходимостью обеспечивать те же самые эксплуатационные условия - разворот телег, въезд во двор, удобство разгрузки поклажи и пр. Эта новая деревянная застройка также во многом воспроизводит те формы декоративного убранства домов, которые существовали до пожара. Ничего иного плотницкие бригады изготавливать не умели и при восстановлении домов устойчиво повторяли известные им приемы и воспроизводили отработанные ими формы.
Уникальность современного Иркутска заключается в том декоративном убранстве, которое несут сохранившиеся до сегодняшнего дня деревянные дома, возведенные в XVШ-XIX вв. Именно деревянная историческая застройка является основной чертой Духа места и главной характеристикой идентичности города. Декоративное убранство деревянных домов Иркутска - главная ценность историко-культурного наследия, «архитектурный генофонд» Восточной Сибири. Хотя во всем миру нет ничего престижнее и дороже, чем малоэтажное усадебное жилье в центре города. Необходимо коренным образом изменить отношение к историческому центру г. Иркутска - он должен рассматриваться исключительно как реставрируемая (а не сносимая) застройка - именно так обстоит дело во всем мире, где имеются архитектурный культурно-исторический потенциал, хотя бы отдаленно напоминающий наш. Современному Иркутску необходима программа комплексного восстановления деревянной исторической рядовой застройки под современное элитное жилище с обязательствами владельцев сохранять в неизменном виде исторический облик домостроений. Во всем мире научились прев-
ращать архитектурно-историческое наследие в деньги. У нас же оно лишь «требует» денег. И власть, и бизнес могут научиться извлекать и доходы, и политический капитал из иркутского исторического архитектурного наследия, при этом не уничтожая, а сохраняя, реконструируя, ревалоризируя его.
Литература
1. Иркутск деревянный. Альбом-путеводитель / Фото И. Бержинского, текст Л. Басиной, А. Гаращенко, И. Калининой, Е. Ладейщиковой. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2010. - 160 с., С. 12.
М.Г. Меерович, г. Иркутск СТИЛИ ДЕКОРА ДЕРЕВЯННЫХ ИРКУТСКИХ ДОМОВ
Деревянный декор иркутских домов имеет шесть стилей: 1) «сибирское барокко», 2) классицизм, 3) восточный, 4) модерн, 5) «необъяснимые формы», 6) «древнерусский языческий».
«Сибирское барокко»
Обычно, когда пишут о «сибирском барокко» (именуемом иногда московским, нарышкинским или украинским), приводят в пример Крестовоздвиженскую церковь
- подлинный шедевр сибирского культового зодчества (рис. 1). Но очень мало, практически ничего не пишут об огромном количестве деревянных иркутских домов, фасады которых украшены деревянными наличниками, представляющим собой две встречные волюты и центральный элемент - акротерий, выполненные в технике объемной резьбы (рис. 2).
Рис. 1. Иркутск. Крестовоздвиженская церковь