Научная статья на тему 'Рядовая деревянная застройка г. Иркутска - «Архитектурный генофонд» Сибири'

Рядовая деревянная застройка г. Иркутска - «Архитектурный генофонд» Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСК / РЯДОВАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЗАСТРОЙКА / НАРУЖНЫЙ ДЕКОР ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Меерович Марк Григорьевич

Статья посвящена истории формирования деревянной застройки Иркутска. Даются доказательства ее уникальности. Приводятся аргументы необходимости сохранения и реставрации ее. Формулируются проблемы сохранения рядовой деревянной застройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ordinary wooden buildings of Irkutsk are an «architectural gene pool» of Siberia

The article concerns with a history of wooden buildings complexes in Irkutsk. There are given proofs of their uniqueness and arguments for their preservation and restoration. It considers about some problems of the preservation.

Текст научной работы на тему «Рядовая деревянная застройка г. Иркутска - «Архитектурный генофонд» Сибири»

рис. 10. Идеальная схема-модель обережного аграрно-магического декора, располагавшегося вокруг окна в иркутской деревянной архитектуре XIX в.

системной взаимосвязи элементов декоративного убранства. Идеальная схема-модель обережного аграрно-магического декора, располагающегося вокруг окна в деревянных гражданских домостроениях г. Иркутска XIX в., представлена на рисунке (рис. 10). Деревянный декор данного стиля - это универсальное идеографическое письмо, элементы которого, несмотря на формальные различия, визуально «читаемы» и вполне поняты даже для человека, не знакомого с русским языком или письменностью. А множественные объекты рядовой массовой исторической деревянной застройки г. Иркутска - яркие примеры обережного заговора, воплощенного в дереве.

М.Г. Меерович, г. Иркутск РЯДОВАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЗАСТРОЙКА Г. ИРКУТСКА -«АРХИТЕКТУРНЫЙ ГЕНОФОНД» СИБИРИ

Споры о судьбе деревянного наследия Иркутска идут уже много лет. Кто-то называет деревянные дома Иркутска «развалюхами» и «гнильем», портящими внешний вид города, и требуют снести их и возвести на их месте новые современные дома или устроить новые парки и скверы. Кто-то предлагает тотально ликвидировать «деревяшки», «уродующие областной центр», и превратить занимаемую ими территорию в зоны современной малоэтажной застройки - благоустроенных блокированных городских кирпичных коттеджей. Кто-то категорически против, потому что зданий из стекла и

бетона в мире великое множество, а иркутская деревянная архитектура - уникальна и неповторима. Существуют предложения «освободить» центр города от бремени «деревянных бомжатников», собрать несколько десятков памятников деревянной архитектуры в так называемые «заповедные исторические зоны», устроив городской музей под открытым небом (наподобие уже существующего в 30 км от Иркутска замечательного музея деревянного зодчества «Тальцы»), а остальную территорию полностью «зачистить», построив на их месте современные жилые районы или очередные торговые центры. Но даже ревностное сбережение памятников историко-культурного наследия не способно обеспечить сохранность уникального художественного облика центра города, который до сих пор в некоторых своих фрагментах сохраняет историческую деревянную рядовую застройку. Она - лишенная статуса памятника и обреченная на неизбежный снос - и является главной исторической ценностью города, потому что до сих пор демонстрирует нам облик города почти полуторавековой давности.

Иркутск одновременно и типичный, и уникальный сибирский город. Типичный потому, что возник точно таким же образом, что и все остальные города на восточной окраине России в XVI-XVII вв. - в результате колонизационной политики - сначала как укрепленное место размещения военного отряда казаков (рис. 1), потом - как деревянная крепость с административными и военно-хозяйственными постройками (рис. 2). А затем и как каменная крепость с деревянными жилыми и административными зданиями (рис. 3).

Рис. 1. Иркутская деревянная крепость-острог -начальный этап колонизации Восточной Сибири. 1652 г. (рисунок Б. Лебединского)

Рис. 2. Иркутская деревянная крепость (реконструкция В. Кочедамова). 1695 г.

Рис. 4-5. Иркутск. Вторая половина XVIII в.

Поселение стремительно росло. Каменными в нем были лишь культовые, административные и отдельные общественные здания. Весь остальной город, как и все прочие города Сибири, был деревянным - а как же иначе - кирпич дорог, а лесу полно

- за околицей тайга. В 1730 г. в Иркутске насчитывалось всего 5 каменных строений -2 церкви, приказная изба, пороховой погреб и пивоварня, к концу века - 30 [1]. Фактиче-

ски вся жилая застройка представляла собой 1-2-этажные деревянные дома (рис. 4-5).

Росту города в немалой степени способствует тот факт, что в 1799 г. Иркутск становится столицей гигантской губернии, границы которой захватывают и Камчатку, и Американский континент, в частности Аляску (рис. 6). Все экспедиции на Дальний Восток, Монголию. Якутию, Америку формируются в Иркутске. Через Иркутск едут все посольства в Пекин и торговые караваны в Китай и Монголию. Оптовая торговля с Тихоокеанским Востоком сосредотачивается в руках иркутских купцов, что способствует интенсивному строительству и росту города.

Рис. 6. Карта Иркутской губернии. 1808 г.

В 1879 г. пожар уничтожает всю центральную часть города. После пожара Иркутск довольно быстро отстраивается заново. Причем на месте сгоревших домов возникает новая деревянная и каменная застройка, планировочно мало отличающаяся от допо-жарной: новые дома появляются в тех же самых границах земельных участков, которые были до пожара и в прежних габаритах зданий (Рис. 7-8). Вызвано это было необходимостью следовать прежним нормативным требованиям по противопожарным разрывам между зданиями и этажности, необходимостью обеспечивать те же самые эксплуатационные условия - разворот телег, въезд во двор, удобство разгрузки поклажи и пр. Эта новая деревянная застройка также во многом воспроизводит те формы декоративного убранства домов, которые существовали до пожара. Ничего иного плотницкие бригады изготавливать не умели и при восстановлении домов устойчиво повторяли известные им приемы и воспроизводили отработанные ими формы.

Уникальность современного Иркутска заключается в том декоративном убранстве, которое несут сохранившиеся до сегодняшнего дня деревянные дома, возведенные в XVШ-XIX вв. Именно деревянная историческая застройка является основной чертой Духа места и главной характеристикой идентичности города. Декоративное убранство деревянных домов Иркутска - главная ценность историко-культурного наследия, «архитектурный генофонд» Восточной Сибири. Хотя во всем миру нет ничего престижнее и дороже, чем малоэтажное усадебное жилье в центре города. Необходимо коренным образом изменить отношение к историческому центру г. Иркутска - он должен рассматриваться исключительно как реставрируемая (а не сносимая) застройка - именно так обстоит дело во всем мире, где имеются архитектурный культурно-исторический потенциал, хотя бы отдаленно напоминающий наш. Современному Иркутску необходима программа комплексного восстановления деревянной исторической рядовой застройки под современное элитное жилище с обязательствами владельцев сохранять в неизменном виде исторический облик домостроений. Во всем мире научились прев-

ращать архитектурно-историческое наследие в деньги. У нас же оно лишь «требует» денег. И власть, и бизнес могут научиться извлекать и доходы, и политический капитал из иркутского исторического архитектурного наследия, при этом не уничтожая, а сохраняя, реконструируя, ревалоризируя его.

Литература

1. Иркутск деревянный. Альбом-путеводитель / Фото И. Бержинского, текст Л. Басиной, А. Гаращенко, И. Калининой, Е. Ладейщиковой. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2010. - 160 с., С. 12.

М.Г. Меерович, г. Иркутск СТИЛИ ДЕКОРА ДЕРЕВЯННЫХ ИРКУТСКИХ ДОМОВ

Деревянный декор иркутских домов имеет шесть стилей: 1) «сибирское барокко», 2) классицизм, 3) восточный, 4) модерн, 5) «необъяснимые формы», 6) «древнерусский языческий».

«Сибирское барокко»

Обычно, когда пишут о «сибирском барокко» (именуемом иногда московским, нарышкинским или украинским), приводят в пример Крестовоздвиженскую церковь

- подлинный шедевр сибирского культового зодчества (рис. 1). Но очень мало, практически ничего не пишут об огромном количестве деревянных иркутских домов, фасады которых украшены деревянными наличниками, представляющим собой две встречные волюты и центральный элемент - акротерий, выполненные в технике объемной резьбы (рис. 2).

Рис. 1. Иркутск. Крестовоздвиженская церковь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.