Следует указать на наличие некоторого числа вариаций наличников (рис. 9), которые по своим признакам не составляют обособленной группы и не могут быть отнесены ни к одному из вышеописанных типов.
Предположительно причиной появления этих разновидностей является возросшая популярность «барочных» завитков в оформлении оконных проемов и одновременно недоступная для простых горожан дорогостоящая объемная резьба. желание же украсить свой дом именно такими формами и привело в конечном итоге к возникновению упрощенных (примитивных) вариантов «барочных» сандриков.
Построение типологии «барочных» элементов декоративного убранства деревянной гражданкой архитектуры г. Иркутска XIX в. позволяет перейти к решению задачи установления хронологических зависимостей их трансформации и замещения одними разновидностями других. И, таким образом, к выявлению причин происхождения, общего характера эволюции и особенностей модификации стиля «сибирское (иркутское) барокко».
М.Г. Меерович, г. Иркутск
древнерусский языческий стиль в декоре деревянной гражданской архитектуры г. Иркутска
Древнерусский языческий стиль декора, которым украшены многие иркутские дома, несет архаические обрядно-мифологические представления, связанные с земледельческим культом. Он содержит приводимые Б.А. Рыбаковым в трудах «язычество древних славян» (1981 г.) и «язычество древней Руси» (1987 г.) религиозно-магические символы: солнца, воды, семян, поля, прорастающих растений и т.п. В иркутском декоре все они объединены в единую смысловую систему и предстают перед нами в логически упорядоченном виде. Опираясь на труды Б.А. Рыбакова, можно утверждать, что обнаруживаемые на самом верху наличников окон полукруг посредине и еще два четвертинка кругов по краям символизируют небесное светило в трех состояниях ежедневного ритмически повторяющегося цикла солнцехода: 1) восход, 2) полдень, 3) закат (рис. 1, 2).
рис. 1. Иркутск. Наличник дома ул. Марата, 62
знак восходящего знак - иолуденного знак заходящего
силнца солнца солнца
рис. 2. Знаки солнца в иркутском деревянном декоре
Наличие знака солнца в нижней части окна объясняется тем, что представления о мире у древних славян имели трехчленную структуру (рис. 3). В соответствии с этими представлениями, солнце после прохождения по небесной части своего пути спускалось под землю, где омывалось в подземных водах, а затем вновь восходило на небе, чистое и жизнетворное. Этими представлениями, кстати, преодпределено особое значение водоплавающих птиц (гусей, уток, лебедей) и коней в сюжетах древнерусского быта -в вышивке, резьбе на домашней утвари и т.п. (рис. 4, 5) - именно они везли солнце в его наздемной (кони) и подземной (гуси) частях пути.
рис. 3. Трехчленная структура мира и круговорот солнца в представлениях древних славян
рис. 4. Традиционный мотив вышивки - изображение коней и водоплавающих птиц
рис. 5. Изображения коней и водоплавающих птиц, а также знака солнца на бытовой утвари
Небесная часть мира, в соответствии с языческими мировоззренческими представлениями, разделялась на два неба - «ближнее», облекающее землю (небо светил и воздуха), отделенное от «верхнего» неба голубым куполом «тверди». И собственно «верхнее», где обитал Род - верховный повелитель вселенной и распорядитель «хлябей небесных» (запасов воды). На деревянных наличниках иркутских деревянных домостроений мы встречаем знаки дождя («хлябей небесных») - изображенные в виде деревянных капель, направленных вниз - к знаку поля (рис. 6).
рис. 6. Знаки дождя и «груды» в иркутском деревянном декоре
рис. 7. Знаки прорастающих растений над знаками засеянного поля (ул. Грязнова, 9)
Помимо знаков воды в декоре встречается еще несколько устойчивых идеограмм. Можно предположить, что это знаки божественной оплодотворяющей силы, обеспечивавшей, по мнению древних, воспроизводство всего живого (в том числе растений, домашних животных и пр.). Это проявление высшей эманации - «женского семени», обеспечивающего возобновление жизненного цикла. Оно периодически представало перед изумленным взором предков в виде капель росы, возникавших ниоткуда, а, следовательно, чудесным, божественным образом. эти капли трактовались как капли животворного молока, извергнутые на землю богиней плодородия Макошью и именовались «грудами». Они изображаются в виде округлой формы, присущей как каплям росы, так и женской груди (рис. 6). Эти знаки располагались в верхнем ярусе магически-заговорного декора, соседствуя со знаками дождя, потому что животворная влага - такой же неотъемлемый элемент плодородия, что и солнечная благодать. Часто под ними располагаются знаки прорастающих растений (рис. 7).
Рис. 8. Знаки поля и семени (засеянного поля) и знаки дождя над ними в иркутском
деревянном декоре
рис. 9. Знаки дождя (прямоугольные) и знаки груд (полукруглые).
Знаки растений располагаются в границах знака поля. Ул. 1-ая Красноказачья, 12
Ниже знаков хлябей небесных (дождя) и груд располагается один или два прямоугольника или ромба. Иногда их замещают такие же плоские геометрические фигуры, но иных конфигураций. Это знаки поля (рис. 8), причем поля «засеянного», благодаря изображению семени. Иногда, знаки прорастающих растений появляются рядом со знаком семени - в границах знака поля (рис. 9). А иногда знаки растений располагаются внутри знака поля и по бокам от него.
Постоянство и цикличность солнцехода, регулировавшего жизнь и деятельность людей; необходимость цикличного проявления женского осеменяющего начала; дождя, периодически проливающегося на поля и вызывающего рост растений, являлись устойчивыми элементами аграрно-мифологической обрядности. Располагая знаки солнца в его суточном солнцеходе, наши предки просили тем самым благосклонности у природы, чтобы получить хороший урожай. Сводя заговорно-обрядовые символы древнерусского языческого типа орнамента в единое изображение, можно составить схему
рис. 10. Идеальная схема-модель обережного аграрно-магического декора, располагавшегося вокруг окна в иркутской деревянной архитектуре XIX в.
системной взаимосвязи элементов декоративного убранства. Идеальная схема-модель обережного аграрно-магического декора, располагающегося вокруг окна в деревянных гражданских домостроениях г. Иркутска XIX в., представлена на рисунке (рис. 10). Деревянный декор данного стиля - это универсальное идеографическое письмо, элементы которого, несмотря на формальные различия, визуально «читаемы» и вполне поняты даже для человека, не знакомого с русским языком или письменностью. А множественные объекты рядовой массовой исторической деревянной застройки г. Иркутска - яркие примеры обережного заговора, воплощенного в дереве.
М.Г. Меерович, г. Иркутск рядовая деревянная застройка г. Иркутска -«архитектурный генофонд» сибири
Споры о судьбе деревянного наследия Иркутска идут уже много лет. Кто-то называет деревянные дома Иркутска «развалюхами» и «гнильем», портящими внешний вид города, и требуют снести их и возвести на их месте новые современные дома или устроить новые парки и скверы. Кто-то предлагает тотально ликвидировать «деревяшки», «уродующие областной центр», и превратить занимаемую ими территорию в зоны современной малоэтажной застройки - благоустроенных блокированных городских кирпичных коттеджей. Кто-то категорически против, потому что зданий из стекла и