Житенёв Сергей Юрьевич
кандидат культурологии, советник директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва; руководитель научной секции Московского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Забелина, д. 3, стр. 2 E-mail: zhitenev@bk.ru
Русское православное паломничество в Святую Землю и деятельность ИППО
DOI: 10.24411/2587-9316-2021-10009
В статье представлена краткая история русского православного паломничества в Святую Землю в XIX — начале XX вв. и роль Императорского Православного Палестинского Общества в его поддержании и развитии. Особое внимание уделено организации паломничества, оформлению выездных паспортов русских богомольцев и их дипломатической поддержке на пути в Святую Землю. Рассматривается деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме и деятельность её начальников, в том числе архимандрита Антонина (Капустина). Также особое место в статье уделено участию императорской семьи в поддержании русского паломничества в Святой Земле. Приведены некоторые статистические данные, характеризующие динамику изменения паломнических потоков русских паломников, совершавших путешествие на Ближний Восток. Раскрывается роль ИППО в развитии православного паломничества в Святую Землю и создание Русской Палестины. Особое внимание в статье обращено на то, что Общество реально добилось снижения стоимости паломнических путешествий из России в Святую Землю в конце XIX — начале XX вв.
Ключевые слова: паломничество, Святая Земля, Императорское Православное Палестинское Общество, Русская духовная миссия в Иерусалиме, богомольцы, Русская Палестина.
Для цитирования: Житенёв С.Ю. Русское православное паломничество в Святую Землю и деятельность ИППО // Христианство на Ближнем Востоке. 2021. Т. 5. № 2. С. 5-21.
Sergey Yu. Zhitenev
PhD of Culturology, Advisor to the director of the Russian research institute for cultural and natural heritage named after D.S. Likhachev; Head of scientific section of the Imperial Orthodox Palestine Society Moscow office
Address: 101000, Moscow, Zabelina str., 3, building, 2 E-mail: zhitenev@bk.ru
Russian orthodox pilgrimage to the Holy Land and activities of the Imperial Orthodox Palestine Society
DOI: 10.24411/2587-9316-2021-10009
The article presents a brief history of Russian Orthodox pilgrimage to the Holy Land in the nineteenth and early twentieth centuries, and the role of the Imperial Orthodox Palestinian Society in its maintenance and development. Special attention is paid to the organization of the pilgrimage, the processing of travel passports of the Russian pilgrims and their diplomatic support on the way to the Holy Land. Discusses the activities of the Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem and the work of her superiors, including Archimandrite Antonin (Kapustin). Also special place is given to the participation of the Imperial family in the maintenance of the Russian pilgrimage to the Holy Land. Given some statistical data characterizing the dynamics change of the pilgrimage flows of Russian pilgrims making the journey to the middle East. The role of the Imperial Orthodox Palestinian Society in the Russian pilgrimage to the Holy Land. Given some statistical data characterizing the dynamics change of the pilgrimage flows of Russian pilgrims making the journey to the Middle East. The role of the Imperial Orthodox Palestinian Society in the development of Orthodox pilgrimage to the Holy Land and the creation of Russian Palestine. Special attention is drawn to the fact that Society actually reduced the cost of pilgrimages from Russia to the Holy Land in the late XIX — early XX centuries.
Keywords: pilgrimage, Holy Land, Imperial Orthodox Palestine Society, Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, the faithful, Russian Palestine.
For citation: Zhitenev S.Yu. Russian orthodox pilgrimage to the Holy Land and activities of the Imperial Orthodox Palestine Society. Christianity in the Middle East, 2021, vol. 5, no. 2, pp. 5-21.
До XIX в. зарубежные паломничества русских людей к святым местам Православного Востока были единичными явлениями. Однако в результате русско-турецких войн второй половины XVIII и первой половины XIX столетий православные жители Российской империи получили право свободного посещения Палестины. Это право было закреплено в соответствующих статьях мирных договоров России с Османской империей [Юзефович, 2005].
Для выезда в паломническую поездку за пределы страны по законам Российской империи свободный русский человек должен был оформить выездной паспорт, в котором обязательно указывалась цель путешествия: поклонение святым местам Палестины.
«На основании прошений на имя императора или «доношений» в Государственную коллегию иностранных дел губернское правление выдавало российским богомольцам паспорта для поклонения святым местам, расположенным на территории Османской империи. Нередко к процессу получения паспортов подключалось Министерство полиции. В некоторых случаях богомольцы получали паломнические паспорта для «свободного прохода в турецкие земли» — в город Иерусалим, на Афонскую и Синайскую горы — сроком на десять лет» [Якушев, 2012. С. 103-104].
Большинство русских богомольцев совершали в первой половине XIX в. паломнические путешествия в Палестину из различных российских черноморских портов через Константинополь, как продолжали в России называть Стамбул, столицу Османской империи. На кораблях, как правило, из Одессы, они прибывали в Царьград и приходили в русскую дипломатическую миссию для получения турецких паспортов и обмена денег, чем занималась коммерческая канцелярия посольства.
«Для приёма паломников при миссии был построен специальный дом, однако мест на всех не хватало, и прибывшие размещались на прибрежных греческих судах на набережной Перы. Паломники могли довольно долго ожидать австрийских пароходов, следовавших в Яффу» [Кудрявцева, 2010. С. 262].
Количество русских православных паломников, ежегодно направлявшихся в Святую Землю в первой половине XIX в., колебалось по данным русских дипломатов, служивших в Константинополе, от 100
до 250 человек. В основном это были бедные люди из крестьян и городских жителей, для которых паломническое путешествие было тяжёлым и в то же время радостным испытанием веры и личного благочестия. Большую помощь в поддержании русских православных паломников на их пути к святым местам оказывала Константинопольская миссия и консульство в Бейруте. Сотрудники этих зарубежных дипломатических учреждений Российской империи заботились о быте и организации путешествий богомольцев, оказывали им финансовую помощь.
В 1847 г. начала свою деятельность Русская духовная миссия (РДМ) в Иерусалиме во главе с архимандритом Порфирием (Успенским)1, которая в 1854 г. из-за военных действий в период Крымской войны была эвакуирована из Палестины. Если в 30-40 гг. XIX века число наших паломников насчитывало десятки, иногда сотни человек в год, то «сразу после Крымской войны начинается настоящий паломнический бум» [Бутова, Лисосой, 2009. С. 18]. Тысячи русских паломников ежегодно стали посещать Святую Землю, начиная с середины XIX века. В этот период духовная устремлённость простых верующих людей к святыням православного Востока совпала с интересами российской имперской геополитики.
Чтобы компенсировать неблагоприятные для России последствия Крымской войны, была выдвинута идея, которую Н.Н. Лисовой точно сформулировал следующим образом: «формирование сферы собственных интересов в Святой Земле» [Лисовой, 2006. С. 109]. Удобным средством для этого как раз и стало в то время развитие и организация массового паломничества к святым местам Палестины. Новая концепция русского присутствия на Востоке была выдвинута Великим Князем Константином Николаевичем2, в окружении которого был разработан масштабный проект по созданию российской инфраструктуры в Святой Земле для развития русского паломничества и поддержки православия на Ближнем Востоке. Уже в 1856 г. было создано Русской общество пароходства и торговли, занимавшееся перевозкой русских паломников из Одессы в Яффу. В 1857 г. возобновляется деятельность Русской
1 Порфирий (Успенский Константин Александрович; 1804-1885), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Выдающийся деятель Русской Православной Церкви, основатель и первый начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
2 Константин Николаевич (1827-1892), Великий Князь из Дома Романовых, выдающийся государственный и военный деятель, генерал-адмирал, председатель Государственного Совета (1865-1881), брат и соратник Императора Александра II. В 1853-1876 гг. управляющий морским министерством в ранге министра, в 1855-1881 гг. командующий российским флотом. Активный участник подготовки и проведения Великой реформы 1861 г. и других преобразований эпохи Императора Александра II.
духовной миссии в Иерусалиме. В 1858 г. в Иерусалиме впервые было открыто российское консульство.
Первым русским августейшим паломничеством в Святую Землю стало прибытие в Иерусалим Великого Князя Константина Николаевича с семьёй3 в 1859 г. К.А. Вах, посвятивший этому историческому паломничеству специальное исследование, пишет:
«Сам факт паломничества членов Православного Царствующего Дома произвёл неизгладимое впечатление на всём Христианском Востоке. В стенах Иерусалима последним таким паломником был византийский император Ираклий4 в 629 г., т.е. ровно за 1230 лет до Великого Князя. Вступление в Святой Град Константина Николаевича стихийно превратилось в триумфальное шествие. Никто не ожидал, что появление князя из Русского Императорского Дома будет воспринято как пусть и краткое, но возвращение православной императорской власти в пределы древней Византии. Престарелый Патриарх Иерусалимский5 (специально вернувшийся из Константинополя) выехал встречать августейшую чету далеко за город и плакал, благословляя их прибытие. Представители различных христианских Церквей (греки, армяне, копты, сирийцы, абиссинцы) и даже мусульманское и еврейское духовенство поспешили приветствовать брата русского царя. Губернатор Иерусалима, европейские консулы, протестантский епископ и, конечно, бывшие в городе русские паломники сопровождали вступление великокняжеского каравана в Святой Град. Начальник Русской Духовной Миссии епископ Кирилл (Наумов)6 встречал августейших паломников у Яффских ворот с крестом и святою водою. Жители города устлали путь Великого Князя ковром из палестинских цветов, которые в изобилии распускаются в Палестине повсюду в это время года» [Вах, 2009. С. 10-11].
3 Великокняжеская семья: супруга, Великая Княгиня Александра Иосифовна и Великий Князь Николай, старший сын Константина Николаевича, вместе с ним участвовали в паломническом путешествии в Святую Землю.
4 Ираклий I (575-641), византийский император в 610-641 гг. Он провёл в Восточной Римской империи крупные военно-административные реформы. Во главе византийской армии он выиграл тяжёлую для империи войну с Сасанидской державой (Персией). Весной 630 г., победив персов, прибыл в освобождённый Иерусалим и возвратил в Святой Град Древо Креста Господня. Ираклий был первым и последним византийским императором, официально посетившим Иерусалим и поклонившимся его святыням.
5 Кирилл II 1877), Патриарх Иерусалимский в 1845-1872 гг.
6 Кирилл (Наумов Василий Николаевич; 1823-1866), епископ Мелитопольский, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1857-1863 гг.
Важнейшей целью приезда брата русского императора в Иерусалим было решение вопросов, связанных с приобретением Россией участков земли для возведения комплекса построек: зданий дипломатического консульства и духовной миссии, Троицкого собора, мужского и женского паломнических подворий, и больницы, которые позже были названы Русской Палестиной. Августейшее паломничество 1859 г. оказалось поворотным моментом во внешней политике России в Палестине — наше государство стало иметь на Ближнем Востоке «собственные интересы», то есть приобрело крупные земельные участки, на которых возводило храмы и подворья для русских православных паломников.
В 1859 г. в Петербурге был образован «Комитет для принятия мер по устройству богоугодных заведений для православных поклонников» (Палестинский комитет), преобразованный в 1864 г. в Палестинскую комиссию при Азиатском департаменте МИД Российской империи.
«Результатом деятельности Палестинского Комитета стали Русские Постройки, в которые входят: Свято-Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, здания Елизаветинского мужского для 300 поклонников и Мариинского женского для 500 поклонниц подворий, дом консула и Русская больница на 54 кровати» [Платонов, 2011. С. 293-294].
Не меньше для развития паломничества в Святую Землю сделала Русская духовная миссия в Иерусалиме и особенно один из её первых начальников архимандрит Антонин (Капустин), выдающийся церковный дипломат, писатель и ученый. Он был начальником РДМ в 1865-1894 гг., а в целом более сорока лет отдал служению интересам России на православном Востоке. Трудами архимандрита Антонина были приобретены и обустроены 14 земельных участков. Их суммарная стоимость оценивалась в конце XIX века в 1 млн золотых рублей. На этих участках по его проектам воздвигнуты три храма (Вознесенский — на Елеоне, Казанский — в Горнем, святого Апостола Петра и праведной Тавифы — в Яффе), построены шесть странноприимных домов для русских паломников (в Хевроне, Иерихоне, Тивериаде, на Елеоне, в Горнем и Яффе), в Горнем и на Елеоне основаны женские монастыри. Стараниями архимандрита Антонина русским достоянием стал один из важнейших библейских символов — Мамврийский дуб в Хевроне.
В октябре 1872 г. в ходе длительной ознакомительной поездки по Османской империи Святую Землю посетил Великий Князь
Николай Николаевич Старший7, будущий герой освободительной Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Паломничество Великого Князя сыграло важную роль: были проведены важные переговоры с султаном Османской империи Абд уль-Азизом8, укрепившие русское влияние в Палестине, освящён Троицкий собор и тем самым в целом был завершён первый этап строительства Русских построек в Иерусалиме. С тех пор паломники из России могли слушать в Иерусалиме богослужение на привычном для них церковнославянском языке [Бутова, 2010. С. 91-111].
Особое значение имело широко известное паломничество в Святую Землю Великих Князей Сергия9 и Павла10 Александровичей и их двоюродного брата, Великого Князя Константина Константиновича11 21-31 мая 1881 г. Между августейшими паломниками и архимандритом Антонином (Капустиным) сложились тёплые и доверительные отношения. Огромная работа энтузиастов во главе с В.Н. Хитрово12, а также искренний интерес Великого Князя Сергия Александровича к русско-палестинским проблемам позволил в следующем, 1882 г., создать в Петербурге под его председательством Православное палестинское общество, впоследствии получившее почётное добавление
7 Николай Николаевич Старший (1831-1891), Великий Князь из Дома Романовых, военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1878). Именовался Старшим с 24 ноября 1856 г. для отличия от родившегося тогда его первого сына, наречённого тем же именем. Член Государственного совета (1855) и почётный член Императорской Академии наук. В 1872 г. в сопровождении многочисленной свиты совершил паломничество в Святую Землю. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Николай Николаевич был главнокомандующим русской армией на Балканах.
8 Абд уль-Азис (1830-1876), султан Османской империи в 1861-1876 гг.
9 Сергий Александрович (1857-1905), Великий Князь из Дома Романовых, выдающийся государственный и общественный деятель, основатель и первый Председатель Императорского Православного Палестинского Общества. Сын Императора Александра II. С 1887 г. командир лейб-гвардейского Преображенского полка. С 1891 г. генерал-губернатор Москвы, с 1896 г. командующий Московским Военным округом. Дважды совершил паломничество в Святую Землю (1881, 1888).
10 Павел Александрович (1860-1919), Великий Князь из Дома Романовых, генерал от кавалерии. Сын Императора Александра II. Сопровождал своего брата Сергия Александровича в обеих его паломнических поездках в Святую Землю (1881, 1888).
11 Константин Константинович (1858-1915), Великий Князь из Дома Романовых, государственный и общественный деятель, известный переводчик и поэт (литературный псевдоним КР). Сын Великого Князя Константина Николаевича и Великой Княгини Александры Иосифовны. Он был главным начальником военно-учебных заведений России, генералом от инфантерии, избран почётным членом по разряду изящной словесности в 1882 г. и президентом Императорской Академии наук в 1889-1915 гг. В 1881 г. он совершил паломничество в Святую Землю.
12 Хитрово Василий Николаевич (1834-1903), русский писатель, общественный и государственный деятель, идеолог и один из главных инициаторов создания ИППО, член-учредитель (1882), помощник председателя (1882-1884) и секретарь ИППО (1889-1903). Шесть раз совершил паломничество в Святую Землю.
к названию — Императорское13. За несколько лет интенсивной и продуктивной деятельности ИППО успешно реализовало ряд важных научных, паломнических и строительных проектов. Поэтому 24 марта 1889 г. Указом Императора Александра III Палестинская комиссия при Азиатском департаменте МИД России была упразднена, её функции, капиталы и имущества — в том числе подворья в Иерусалиме и другая российская недвижимость в Святой Земле — переданы ИППО. Таким образом, взамен не всегда согласованной деятельности разноведомственных учреждений: Русской духовной миссии, Российского консульства и Палестинской комиссии — была создана новая, более удобная и отвечающая потребностям времени организационная система обеспечения русских паломников в Святой Земле.
ИППО уникально по своему значению в истории отечественной и зарубежной культуры. Уставные задачи Общества — содействие паломничеству на Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительное сотрудничество с народами стран библейского региона, поддержка православия на Ближнем Востоке — тесно связаны с традиционными духовными и культурными ценностями русского народа и приоритетами российской внешней политики. Одним из главных источников финансирования Общества был так называемый Вербный сбор, то есть церковные пожертвования верующих, проходивший ежегодно во всех храмах России. Справедливости ради необходимо заметить, что Императорский Дом, то есть Император, Великие Князья и члены их семей, а также архиереи Русской Православной Церкви, дворяне, купцы, промышленники и простые люди жертвовали значительные суммы на поддержание Общества и создание Русской Палестины. Финансирование Общества осуществлялось также через государственные субсидии, источником которых был бюджет Российской империи.
13 Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), российская общественная
организация, учреждённая в 1882 г. по высочайшему повелению Императора Александра III Александровича с целью поддержания Православия в Святой Земле, помощи русским паломникам в их путешествиях в Палестину и пребывании в ней, а также научной и гуманитарной деятельности. Инициатором создания общества был В.Н. Хитрово. Первым Председателем Общества был Великий Князь Сергий Александрович, после его трагической смерти в 1905 г. ИППО возглавила его супруга Великая Княгиня Елизавета Федоровна. После 1917 г. ИППО сохранилось в виде Российского Палестинского общества в составе Академии наук СССР. В 1992 г. Общество восстановило своё историческое название и продолжило традиционную деятельность в России и Святой Земле. В настоящее время ИППО имеет статус международной общественной организации.
К 1914 г. в ИППО состояли более 3 тыс. членов, его Отделы действовали в 52 епархиях Русской Церкви. Обществу принадлежало 28 земельных участков (26 — в Палестине и по одному — в Ливане и Сирии), общей площадью более 23,5 га. В 24 учебных заведениях Общества в Палестине обучалось 1576 человек, в 77 школах Сирии и Ливана — 9974 ученика. Подворья и странно приимные дома, принадлежавшие Обществу в Палестине, одновременно вмещали до 6-7 тыс. паломников.
Маршрут паломников, направлявшихся в Святую Землю, по морю, как правило, из Одессы обязательно проходил через Константинополь, святыням которых они поклонялись; многие отправлялись также на Афон. Афон особенно притягивал российских поклонников, которые хотели в тишине и безмолвии помолиться у древних святынь, приобщиться к высокому духовному напряжению, многовековой христианской мудрости и строгой монашеской жизни. Большинство богомольцев стремились попасть в Русский Пантелеимонов монастырь, а также в наши знаменитые скиты — Андреевский и Ильинский. Немалое число паломников посещало и другие афонские обители для поклонения находившимся там святыням.
В конце XIX — начале XX вв., за несколько десятилетий до начала Первой мировой войны, произошёл всплеск богомольного интереса русских православных паломников к святыням вселенского православия, находившимся в Европе, и в первую очередь, в Италии. Михаил Талалай, русский историк, исследователь христианских святынь и русской православной жизни за рубежами России, писал, что до этого периода
«паломничества на Запад были единичны и выбивались из общего русла благочестивых путешествий россиян. Христианский Восток воспринимался своим, единоверным (с рядом оговорок), чего нельзя было сказать о католическом и тем более о протестантском Западе. Даже путеводители по святым местам Европы появились только на рубеже XIX-XX вв., причём их составителям приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению истинно «православных» святынь. Однако к началу XX в. естественное влечение православных христиан к множеству святынь, находящихся на италийской земле, вылилось в массовое паломничество» [Талалай, 2011. С. 38-39].
При этом надо заметить, что ИППО так же, как и на Ближнем Востоке, оказывало помощь русским богомольцам и в Италии, в частности в Бари, где попечением Общества и лично особым вниманием Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны накануне Первой мировой войны было построено православное подворье с храмом во имя святителя Николая Чудотворца и странноприимным домом.
С отменой крепостного права в 1861 г. в России в эпоху Великих реформ были постулированы личные права человека. Крестьяне получили личную свободу, в том числе право на свободное передвижение, и вышли из-под надзора помещика и государства. Как считают некоторые исследователи, период реформ 1861-1864 гг. был временем, когда право на свободу передвижения на территории Российской империи было практически неограниченным. При этом стоит оговориться, что воспользоваться этим правом большинство простых людей, особенно бывших крепостных, не смогли по разным причинам, главными из которых были отсутствие средств, правовая неграмотность и вековая инертность мышления.
В Законе «О порядке выдачи паспортов и билетов на отлучки крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости» от 21 сентября 1861 г. [Полное Собрание Законов Российской империи, 1861. № 37431] эти положения нашли свою конкретизацию, а с 1866 г. на тех же началах стал регламентироваться отход бывших государственных крестьян. При этом все процедурные вопросы получения крестьянами документов на отлучку в этот период регулировались по-прежнему Уставом 1857 г., который продолжал действовать. Для выработки предложений по усовершенствованию паспортной системы в 1869 г. была учреждена паспортная комиссия под председательством графа Д.М. Сольского14. Однако предложения этой и, создаваемых позднее комиссий, были реализованы только в 1895 г. Дело в том, что в 70-80-е гг. XIX столетия в связи с ростом революционного движения в России усилился надзор полиции за населением и реформы, связанные со свободой передвижения были заморожены. Однако это не сказалось на зарубежном паломничестве русских богомольцев к святым местам вселенского православия, которое продолжало интенсивно развиваться.
14 Сольский Дмитрий Мартынович (1833-1910), русский граф, государственный деятель,
действительный тайный советник, статс-секретарь Императора Александра II в 1864-1867 гг., государственный секретарь в 1867-1878 гг., государственный контролёр в 1878-1889 гг., член Государственного Совета в 1889-1905 гг., председатель в 1905-1906 гг.
Государственный Совет Российской империи 8 июня 1894 г. утвердил Положение о видах на жительство в России [Положение о видах на жительство, с изложением разсуждений, на коих оно основано, 1894], которое также усилило роль паспорта как средства полицейского надзора. С 1 января 1895 г. в соответствии с Положением о видах на жительство началась выдача новых по форме документов на всей территории Российской империи. Вид на жительство удостоверял личность, служил средством контроля за передвижением из одной местности в другую, обеспечивал общий учёт податных сословий и контроль за сбором недоимок. В 1895 г. доходы государства от выдачи видов на жительство составили несколько миллионов рублей. Однако уже с 1897 г. виды на жительство в Российской империи стали выдаваться бесплатно. Принятое 1894 г. Положение о видах на жительство разделило все население Российской империи на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почётные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки. Ко второй — мещане, ремесленники и сельские обыватели, т.е. люди податных сословий.
Для второй группы предусматривалось три вида на жительство:
- паспортные книжки, которые выдавались на пять лет при условии отсутствия задолженностей по сборам и платежам, в них указывался годовой размер сборов, полиция отбирала паспорта, если их владельцы не уплачивали установочный сбор в срок;
- паспорта выдавались на срок до одного года независимо от наличия недоимок и согласия других лиц;
- бесплатные виды на отлучку выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая, пожара, наводнения, они могли быть выданы и лицам моложе восемнадцати лет.
Выезд за границу регламентировался следующим образом:
- срок пребывания за границей для всех русских подданных был установлен в пять лет (купцам, торгующим на Востоке — семь лет), по истечении этого срока необходимо было продлевать разрешение;
- с каждого заграничного паспорта русский подданный платил единый сбор в 50 коп. за бланк и его оформление, а также 10 руб. за каждое полугодие пребывания заграницей;
- заграничные паспорта только за 50 коп. выдавались паломникам, следующим в Святую Землю, купцам, занимающимся внешней торговлей, раненым офицерам и некоторым другим категориям населения.
Основным документом, регламентирующим процедуру паспортизации населения России, в первые годы XX в. был «Устав
о паспортах» [Устав о паспортах.., 1905], принятый в 1903 г. В соответствии с предписаниями Устава о паспортах лица, проживающие по месту постоянного жительства, не обязывались иметь паспорта. На фабриках, заводах, мануфактурах и горных промыслах, на которые распространялось действие правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности, всем рабочим предписывалось иметь паспорта, даже в случаях, когда предприятие находилось в месте постоянного жительства этих рабочих.
Указ Императора Николая II от 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» [Полное Собрание Законов Российской империи, 1906. № 28392] предоставил сельским обывателям и лицам других бывших податных сословий свободу избрания места постоянного жительства на одинаковых, поименованных в Уставе о паспортах основаниях с лицами других сословий. В то же время обеспечение паспортного режима внутри Российской империи усугублялось значительными потоками лиц, выезжающими заграницу. Полиция выдавала всем желающим уехать заграницу свидетельства об отсутствии законных препятствий к отъезду, которое прикладывалось к прошению на имя губернатора. Заграничные паспорта выдавались сроком на пять лет всем лицам старше двадцати лет. Контроль и учёт за пересечением границы осуществлялся на таможне.
Существовавший в дореволюционной России в конце XIX — начале ХХ века порядок въезда и выезда заграницу был аналогичен порядку в европейских государствах и обеспечивал весьма широкую, хотя и контролируемую свободу передвижения. Таким образом, сложившаяся в Российской империи правовая система въезда и выезда за рубеж способствовала развитию массового паломничества русских богомольцев к святым местам вселенского православия.
Отцы-основатели, первые Председатели и деятели ИППО, создавая Общество, считали главным в своей деятельности оказание реального содействия в поддержании и развитии русского православного паломничества на Святую Землю. В этих целях предпринимались конкретные экономические и организационные действия, о чём писал В.Н. Хитрово:
«Основанное в 1882 г., Императорское Православное Палестинское Общество введением 10 февраля 1883 г. удешевлённых паломнических книжек с пониженным, приблизительно на 35 %,
тарифом за проезд по русским железным дорогам, и постоянно распространяя действие этих книжек на новые пути, бесспорно, повлияло на увеличение числа паломников. <...> 29 ноября 1894 г. был введён значительно пониженный тариф на всех русских железных дорогах. В виде памяти только присовокуплю, что 14 сентября 1892 г. открыто железнодорожное движение от Яффы до Иерусалима, что, без сомнения, в значительной мере, особенно для простых паломников, облегчило сообщение с Иерусалимом» ^итрово, 2011. С. 274].
Иначе говоря, руководство ИППО в самые первые годы существования Общества поставило перед собой задачу оказать практическую помощь паломникам, подданным Российской империи, и добилось реализации этой важной цели. Общество нашло финансовые средства для компенсации стоимости железнодорожных билетов, которые стали стоить дешевле для владельцев паломнических книжек ИППО. Паломнические книжки распространялись через региональные Отделы и уполномоченных представителей Общества, поэтому были доступны простым людям. Паломнические книжки были действительны в течение года с момента продажи, имели специальные купоны, которые использовались по маршруту следования. Помимо всего прочего обладатели паломнических книжек, как уже отмечалось, платили только 50 копеек за каждое полугодие пребывания за рубежом, так как обладатели обычного заграничного паспорта выплачивали 10 рублей за такой же период (существовали и другие поборы).
Паломникам-предъявителям книжек ИППО по меньшей стоимости продавали билеты на пароходы, которые шли из Одессы в Яффу. Для этих целей Общество заключило соглашение с Российским обществом пароходства и торговли, которое осуществляло перевозки по морю до Святой Земли. Достигнув Яффы, российские паломники, экономя деньги, силы и время, централизовано переправлялись на берег и по железной дороге добирались до Иерусалима, где они останавливались на русских подворьях, которые также для них стоили не так дорого, как гостиницы и другие объекты размещения. Первые две недели паломники, прибывшие в Иерусалим по книжкам ИППО, проживали в подворьях Общества бесплатно, после чего должны были платить три копейки в день с человека. Безусловно, на русских подворьях были комнаты, предназначенные для обеспеченных богомольцев, где суточные цены были значительно выше (1 класс — 2 рубля,
2 класс — 1 рубль, 3 класс — от 30 до 50 копеек). В столовых на подворьях паломников обеспечивали двухразовым питанием, цена обеда составляла 10 копеек. За небольшие деньги в комнаты подавались самовары. Самые бедные богомольцы получали питание по специальным бесплатным билетам. На Сергиевском и других подворьях были устроены бани для паломников, что было в те времена почти роскошью. Существовали специально устроенные прачечные, где можно было за небольшую плату сдать одежду для стирки, у кого не было свободных средств, стирали самостоятельно.
Общество организовывало для паломников богомольные путешествия по святым местам Палестины, заботилось об их безопасности и быте в таких дальних походах. Для паломников выпускались массовыми тиражами путеводители, молитвословы и другая литература, необходимая на Святой Земле. Общество заботилось о духовном просвещении паломников и для этого на подворьях были организованы ежедневно вечерние чтения с показом «туманных картин», на которые с удовольствием и благодарностью приходили сотни богомольцев, получавшие знания о Священном Писании и рассказы о святынях вселенского православия.
Общество реально добилось снижения стоимости паломнических путешествий из России в Святую Землю в 80-90-х гг. XIX века. Такая система для православных паломников, направлявшихся в Иерусалим, действовала до 1917 г. В период Гражданской войны и в первые годы советской власти передвижение по территории бывшей Российской империи не регулировалось и было свободным, но являлось весьма небезопасным, то есть сопряжено с большими рисками для жизни и имущества людей. Поэтому в этот период православное паломничество к святым местам Вселенского Православия, в том числе и по линии Палестинского общества, практически остановилось.
При этом надо обратить внимание на то, что несколько сотен русских паломников (прежде всего, паломниц) навсегда остались в Святой Земле, так как не смогли вернуться в Россию после начала Первой мировой войны. В советский период ИППО сохранилась как научно-общественная организация при Академии наук, но не могла осуществлять свою деятельность по поддержанию православного паломничества, так как оно было запрещено на территории СССР, как многое из религиозной жизни народа. Возрождение современного массового русского православного паломничества началось в начале 90-х гг. ХХ века, когда верующие получили возможность беспрепятственно поклоняться святым местам
своего Отечества и Вселенского Православия. ИППО с начала 1990 гг. продолжило традицию направления паломников в Святую Землю и деятельность по поддержке православного паломнического движения.
Литература
Бутова Р.Б. Паломничества членов царской семьи в контексте русской дипломатии на Ближнем Востоке // Российская история. 2010. № 2. С. 91-111.
Бутова Р.Б., Лисовой Н.Н. Русское паломничество в Святую Землю в XIX-XX вв. М.: ГИМ, 2009. С. 18-23.
Вах К.А. Великий Князь Константин Николаевич на Святой Земле в 1859 г. М.: Индрик, 2009.
Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М.: Индрик, 2012. 264 с.
Житенёв С.Ю. Свобода передвижения в России: от Великой Реформы 1861 г. до наших дней // III Всероссийская научно-практическая конференция «Монархическая идея в XXI веке. Российский опыт реформ. К 150-летию Манифеста императора Александра II об освобождении крестьян от крепостной зависимости». М.: РГТЭУ 2012. С. 102-121.
Кудрявцева Е.П. Русские на Босфоре: русское посольство в Константинополе в первой половине XIX века. М., 2010. 348 с.
Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX вв. М.: Индрик, 2006. 512 с.
Полное Собрание Законов Российской империи. Т. 26. № 28392. Собрание узаконений. 1906, 6 октября. Отд. I. Ст. 1700.
Полное Собрание Законов Российской империи. Т. 36. № 37431. Отд. II. 1861 г. СПб., 1863.
Платонов П.В. Роль ИППО в организации быта и нужд русских паломников // Православный палестинский сборник. 2011. № 107. С. 293-294.
Положение о видах на жительство, с изложением разсуждений, на коих оно основано. СПб., 1894.
Талалай М.Г. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии. СПб.: Коло, 2011. 400 с.
Устав о паспортах со всеми изменениями, дополнениями и разъяснениями по решениям Правительствующего Сената и циркуляром министерств со включением правил о праве жительства евреев и с приложением подробного алфавитного указателя / Сост. К.Г. Абрамович. СПб., 1905.
Хитрово В.Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники / Собрание сочинений. Т. 2. М.: ИППО; СПб.: Издательство Олега Абышко, 2011. С. 269-284.
Юзефович Т.П. Договоры России с Востоком. Политические и торговые. М., 2005. 292 с.
Якушев М.М. Становление и развитие русского паломничества на Святую Землю в первой половине XIX в. / Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания. М.: Индрик, 2012.
References
Butova R.B. Palomnichestva chlenov tsarskoi sem'i v kontekste russkoi diplomatii na Blizhnem Vostoke [Pilgrimage of members of the royal family in the context of Russian diplomacy in the Middle East]. Rossiiskaia istoriia — Russian history, 2010, no. 2, pp. 91-111, (In Russian).
Butova R.B., Lisovoy, N.N. Russkoe palomnichestvo v Sviatuiu Zemliu v XIX-XX vv. [Russian pilgrimage to the Holy Land in the XIX-XX centuries], 1000 let russkogo palomnichestva [1000 years of Russian pilgrimage]. Moscow, GIM Publ., 2009, pp. 18-23, (In Russian).
Vakh K.A. Velikii Kniaz' Konstantin Nikolaevich na Sviatoi Zemle v 1859 g. [Grand Duke Konstantin Nikolaevich in the Holy Land in 1859]. Moscow, Indrik Publ., 2009, pp. 10-11, (In Russian).
Zhitenev S.Iu. Religioznoe palomnichestvo v khristianstve, buddizme i musul'manstve: sotsiokul'turnye, kommunikatsionnye i tsivilizatsionnye aspekty [Religious pilgrimage in Christianity, Buddhism and Islam: socio-cultural, communication and civilizational aspects]. Moscow, Indrik Publ., 2012, 264 p., (In Russian).
Zhitenev S.Iu. Svoboda peredvizheniia v Rossii: ot Velikoi Reformy 1861 g. do nashikh dnei [Freedom of movement in Russia: from the Great Reform of 1861 to the present day]. III All-Russian Scientific and Practical Conference «The Monarchical Idea in the 21st Century. Russian experience ofreforms. To the 150th anniversary ofthe Manifesto ofEmperor Alexander II on the liberation of peasants from serfdom». Moscow, RGTU Publ., 2012, pp. 102-121, (In Russian).
Kudryavtseva E.P. Russkie na Bosfore: russkoe posol'stvo v Konstantinopole v pervoi polovine XIX veka [Russian on the Bosphorus: Russian Embassy in Constantinople in the first half of the nineteenth century]. Moscow, 2010, 348 p., (In Russian).
Lisovoi N.N. Russkoe dukhovnoe i politicheskoe prisutstvie v Sviatoi Zemle i na Blizhnem Vostoke v XIX — nachale XX vv. [Russian spiritual and political presence in the Holy Land and the middle East in the XIX — early XX century]. Moscow, Indrik Publ., 2006, 512 p., (In Russian).
Polnoe Sobranie Zakonov Rossiiskoi imperii [Complete Collection of laws of the Russian Empire]. St. Petersburg, 1906, vol. 26, no. 28392, (In Russian).
Polnoe Sobranie Zakonov Rossiiskoi imperii [Complete Collection of laws of the Russian Empire]. St. Petersburg, 1861, vol. 36, no. 37431, (In Russian).
Platonov P.V. Rol' IPPO v organizatsii byta i nuzhd russkikh palomnikov [Role IPPO in the organization of life and the needs of Russian pilgrims]. Pravoslavnyi Palestinskii Sbornik — Orthodox Palestinian Collection, 2011, no. 107, pp. 293-294, (In Russian).
Polozhenie o vidakh na zhitel'stvo, s izlozheniem razsuzhdenii, na koikh ono osnovano [Position about residence permits, and the arguments on which it is based]. St. Petersburg, 1894, (In Russian).
Talalai M.G. Russkaia tserkovnaia zhizn' i khramostroitel'stvo v Italii [Russian Church life and Church building in Italy]. St. Petersburg, KoloPubl., 2011, 400 p., (In Russian).
Ustav o pasportakh so vsemi izmeneniiami, dopolneniiami i razpiasneniiami po resheniiam Pravitel'stvuiushchego Senata i tsirkuliarom ministerstv so vkliucheniem pravil o prave zhitel'stva evreev i s prilozheniem podrobnogo alfavitnogo ukazatelia [The Charter about passports with all the changes, additions and clarifications on the decisions of the Senate and the circular of the ministries with the inclusion of rules on the right of residence of Jews and a detailed alphabetical index]. St. Petersburg, 1905, (In Russian).
Khitrovo V.N. Otkuda idut v Sviatuiu Zemliu russkie palomniki [Where did you go to the Holy Land the Russian pilgrims]. Moscow, IOPS, St. Petersburg, Oleg Abyshko Publ., 2011, pp. 269-284, (In Russian).
Iuzefovich T.P. Dogovory Rossii s Vostokom. Politicheskie i torgovye [Treaties of Russia with the East. Political and trade]. Moscow, 2005, 292 p., (In Russian).
Iakushev M.M. Stanovlenie i razvitie russkogo palomnichestva na Sviatuiu Zemliu v pervoi polovine XIX v. [Formation and development of Russian pilgrimage to the Holy Land in the first half of the XIX century]. Moscow, Indrik Publ., 2012, pp. 103-104, (In Russian).