DOI 10.20310/1810-0201 -2019-24-182-292-298 УДК 93/94
«Мансуровский проект» Русской Палестины (по материалам поездки 1857 г. по Святым местам)
Андрей Николаевич АЛЛЕНОВ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0730-5582, e-mail: anicol@yandex.ru
"Mansurov project" of the Russian Palestine (based on materials from a trip in 1857 to Holy Places)
Andrey N. ALLENOV
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0730-5582, e-mail: anicol@yandex.ru
Аннотация. Рассмотрена деятельность Б.П. Мансурова по организации русского паломничества в Святую землю. Описана подготовка, ход и результаты поездки Б.П. Мансурова по православному Востоку (1857 г.), во многом предопределившей характер российского присутствия в Палестине. В рамках данной поездки рассмотрены причины создания акционерной компании «Русское общество пароходства и торговли». Выявлено, что созданная как попытка сохранения присутствия России на Черноморском побережье компания поставила задачу содействовать перемещению русских паломников в Палестину и на Афон. Таким шагом русское правительство предполагало усилить гуманитарное влияние России в регионе. Обращается внимание на служебные инструкции Б.П. Мансурова в путешествии по Востоку, значение его работы для издания «Путеводителя православному поклоннику ко святым местам», а также рассмотрены собственные взгляды Б.П. Мансурова на проблему русского православного паломничества в Палестине. Показано, что программа Б.П. Мансурова предусматривала увеличение интенсивности пароходного сообщения с Палестиной, приобретение земель и строительство паломнических приютов, возведение храмов для совершения русского богослужения. Вопросы развития православного паломничества должны курироваться через российские консульства, действующие на Ближнем Востоке, в том числе в самом Иерусалиме. Рассмотрение результатов путешествия 1857 г. позволило сделать выводы о значительной роли Б.П. Мансурова в истории русского присутствия на Святой земле.
Ключевые слова: Б.П. Мансуров; Святая земля; Палестина; паломничество; великий князь Константин Николаевич
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-41034.
Для цитирования: Алленов А.Н. «Мансуровский проект» Русской Палестины (по материалам поездки 1857 г. по Святым местам) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 182. С. 292-298. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24182-292-298
Abstract. We consider the activity of B.P. Mansurov in organizing Russian pilgrimage to the Holy Land. We describe the preparation, course and results of B.P. Mansurov's trip to the Orthodox East (1857) that largely predetermined the nature of the Russian presence in Palestine. In the framework of this trip, we consider the reasons for creating the joint-stock company "Russian Company of Shipping and Trading". We reveal that created as an attempt to preserve the presence of Russia on the Black Sea coast, the company set the task to facilitate the movement of Russian pilgrims to Palestine and Athos. By this step, the Russian government intended to increase Russia's humanitarian influence in the region. We pay attention to B.P. Mansurov's service instruc-
292
© Алленов А.Н., 2019
tions in trip to the East, the significance of his work for the publication of the "Guide to the Orthodox Worshiper to Holy Places", and also Mansurov's own views on the problem of Russian Orthodox pilgrimage in Palestine. We show that B.P. Mansurov's program envisaged an increase in the intensity of the steamship communication with Palestine, the acquisition of land and construction of pilgrimage shelters, the erection of temples for the Russian worship. The development issues of Orthodox pilgrimage should be managed through the Russian consulates operating in the Middle East, including in Jerusalem itself. Consideration of results of the journey in 1857 allowed to draw conclusions about the significant role of B.P. Mansurov in the history of the Russian presence in the Holy Land.
Keywords: B.P. Mansurov; Holy Land; Palestine; pilgrimage; Grand Duke Konstantin Nikolaevich
Acknowledgments: The study is funded by Russian Foundation for Basic Research according to the research project no. 19-09-41034.
For citation: Allenov A.N. «Mansurovskiy proyekt» Russkoy Palestiny (po materialam poyezdki 1857 g. po Svyatym mestam) ["Mansurov project" of the Russian Palestine (based on materials from a trip in 1857 to Holy Places)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 182, pp. 292-298. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-292-298 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Русская Палестина - уникальное явление для истории и культуры России. Возникнув как важный элемент продвижения российских интересов после поражения в Крымской войне, наше представительство смогло пережить различные потрясения и беды, вплоть до сегодняшнего времени сохраняя русскую традицию в православном христианстве на Святой земле.
История Русской Палестины тесно связана с именем известного государственного деятеля, члена Государственного совета Б.П. Мансурова [1, с. 446]. Блестящий ум и проницательность Бориса Павловича позволили предложить комплексную программу деятельности России в Иерусалиме [2]. Начало этой программы положила первая поездка Б.П. Мансурова по Православному Востоку в 1857 г., во многом предопределившая характер российского присутствия на Святой земле.
После поражения России в Крымской войне ключевое значение имело возвращение авторитета нашей страны на международной арене. Ближневосточный регион оставался одним из направлений внешнеполитической активности. Для преодоления негативных последствий мирного договора 1856 г. российское правительство решилось нарастить торговый флот на Черном море. Корабли должны были находиться под флагом частного предприятия - акционерной компании «Русское общество пароходства и торговли». В ее задачи входила постройка судов и создание собственной инфраструктуры на черноморском побережье, которая в последую-
щем могла быть использована для быстрого воссоздания военного флота [3, с. 108]. Одновременно Общество должно было содействовать перемещению русских паломников в Палестину и на Афон, что предполагало усиление гуманитарного влияния России в регионе [4, с. 31].
Уже осенью 1856 г. в докладе великого князя Константина Николаевича на имя императора Александра II оговаривался возможный характер миссии России на Ближнем Востоке: «Русское общество пароходства и торговли намерено неотлагательно приступить к заказу, покупке и постройке пароходов, дабы при первой возможности открыть рейсы и, между прочим, сообщение между Одессой, Афоном и Бейрутом». В то же время обращалось внимание на необходимость привлечения достаточного «внимания православного населения России на удобство предстоящих пароходных сообщений» и обеспечения «достаточного числа пассажиров на первые рейсы» для безубыточной работы Общества [5].
Развитию паломничества должен был способствовать «Путеводитель православному поклоннику по святым местам», отражающий «маршруты, гостиницы, средства сообщения, цены на жизненные припасы, на переезды, ночлеги»1. Издание такого путеводителя признавалось существенным шагом для развития русского паломничества, так как вплоть до описываемых событий путе-
1 РГА ВМФ (Российский государственный архив Военно-Морского Флота). Ф. 410. Оп. 2. Д. 13. Л. 3-4.
шествия русских по святым местам проходило бессистемно, с неудобствами и даже с риском для жизни. Проработав этот вопрос, Б.П. Мансуров сообщал, что «облегчительные меры в отношении к поклонникам заключались только в льготах по получению заграничных паспортов и в поручении нашим дипломатическим агентам на Востоке возможного участия в судьбе путешественников» [6, с. 1].
История русского паломничества на Святую землю имеет определенную традицию. Православные паломники прибывали в Яффу «или на пароходах, или на парусных судах» и «на собственный свой счет» искали место для размещения [6, с. 10-11]. В то время роль гостиниц выполняли греческие монастыри, за многие годы выработавшие странноприимную традицию. Русские путешественники отправлялись в Архангельскую (для мужчин) и Федоровскую (для женщин) обители, где им на возмездной основе предоставляли условия для проживания [6, с. 12]. За уголь в монастыре и общую с другими лицами комнату с каждого паломника бралось до 70 пиастров (около 3,5 руб.). За эти деньги паломник получал право «жить в Иерусалиме неопределенное время, но не более целого поклоннического периода, то есть от праздника Воздвижения Святого Животворящего Креста (сентябрь) до Пасхи» [6, с. 10-11]. Кроме того, с каждого лица, прибывавшего в Палестину для паломничества, взималось 27 пиастров «под видом обязательного для настоятеля взноса в пользу Иерусалимской святогробской казны» [6, с. 10-11].
Огромной проблемой являлось отсутствие нормальных условий проживания паломников в монастырях. «Внешнее и внутреннее устройство Иерусалимских монастырей вовсе не соответствует нашим понятиям об иноческих обителях, - писал Б.П. Мансуров. -Здания были построены на основе перепланировки обычных частных домовладений, то есть «из отдельных комнат с выходами на общие террасы и дворы». Такие постройки не имели «ни твердости, ни прочности», в результате чего «худо сложенные своды и стены, и каменные крыши пропускают со всех сторон воду, ветер, холод и сырость» [6, с. 12-13] .
Особенности строений определили общую планировку и экстерьер внутренних
монастырских помещений. Паломников особенно удивляло, что «комнаты не многочисленны, не имеют ни сообщений между собою, ни правильного расположения, в них нет вовсе печей, почти нигде нет оконных рам и стекол, все двери выходят прямо на двор или террасы, и квартиры из двух комнат составляют редкое исключение» [6, с. 12-13].
Однако самой большой неприятностью для прибывающих путешественников являлись даже не бытовые неудобства, а полное игнорирование правил размещения гостей по полу и возрасту. Из-за относительно высокого количества прибывающих паломников разделение монастырей на мужеские и женские имело лишь условное значение. Так что в каждом из монастырей размещались «оба пола без разбора», «старики, старухи, парни, девицы и дети» жили вместе «средним числом по 5 (кроме детей)» в таких маленьких комнатах, «в которых и двум было тесно» [6, с. 14].
Однако стремление для многих паломников побывать на Святой земле было сильнее бытовых проблем и неустроенности жизни. Поэтому при разработке проблемы гуманитарного присутствия России в Святом Граде вопрос положения там паломников в должной мере не ставился.
Идеолог миссии великий князь Константин Николаевич поручил работу по составлению путеводителя Борису Павловичу Мансурову, в это время заведующему госпиталями Морского министерства. Предполагалось придать поездке неофициальный статус. Борису Павловичу предписывалось «вести себя самым скромным и простым образом, дабы не обращать на себя внимание местных властей и агентов иностранных газетчиков»2. Все донесения к великому князю Константину Николаевичу должны были посылаться либо через лиц «вполне верных» или через посольства и консульства3.
В задачи Б.П. Мансурова входило подробное описание средств сообщения, ночлегов, гостиниц, цен на переезды, квартиры и жизненные припасы. По мысли организаторов поездки, «напечатанный в огромном числе экземпляров и разосланный по всей России Путеводитель ко времени открытия рейсов пароходов Общества в Бейрут и на
2 РГА ВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 13. Л. 7-8.
3 Там же.
Афон, доставлял желающим поклониться святым местам всевозможные сведения, <.. .> дабы каждый русский мог составить себе расчет издержек, сообразно потребностям сословия, к которому он принадлежит». Кроме того, по примеру иностранных "Guides de voyageurs" представлялось полезным дополнить издание «краткими историческими и статистическими сведениями при по-
4
сещении святых мест россиянами» .
В ноябре 1856 г. Б.П. Мансуров начинает свое первое путешествие в Святую землю. Из Петербурга его путь лежал в Одессу, откуда он отправился в египетские Каир и Александрию, чтобы затем прибыть в палестинскую Яффу (2 февраля 1857 г.). Возможно, все трудности и тяготы данного путешествия предопределили личный взгляд Б.П. Мансурова на проблему паломничества по христианскому Востоку.
Это был первый выезд Б.П. Мансурова за рубеж. Свои оценки, впечатления от путешествия Б.П. Мансуров составляет в подробной переписке с отцом [1; 7]. Параллельно он работает над отчетом о командировке в Святую землю и описанием будущих паломнических маршрутов.
Компанию Б.П. Мансурову составили молодые супруги Преженцовы, которых он встретил по дороге в Палестину. Такой формат идеально подходил для конспирации поездки, так как соответствовал регламенту подобных путешествий европейцев по Востоку [7, с. 40].
Посещение Палестины оставляет восторженные, но одновременно тревожные впечатления. Бориса Павловича поражает «невероятная нищета», сводящая на нет «колоссальное плодородие и богатство Палестины». «В руках даровитого и цивилизованного народа и правительства эта земля стала бы неисчерпаемым кладезем», - заключает он в одном из своих писем к отцу, возможно, уже имея в виду собственную программу действий в Палестине [7, с. 41].
Возможно, к этому его подталкивал и факт присутствия на Святой земле католических стран, оказывающих существенное влияние в регионе. В середине XIX века Россия отставала от других стран по уровню организации паломничества на Святую землю. Например, французы в пригороде Иерусали-
4 РГА ВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 13. Л. 3-4.
ма имели собственный Францисканский монастырь, предоставляющий «покойный и удобный приют» довольно значительному числу путешественников [6, с. 88]. Одновременно Франция владела и монастырем в Рамле, который был «меньший по размерам, однако представляющий достаточный уровень комфорта для гостей Палестины». Обращал на себя внимание и имеющийся в Иерусалиме «великолепный странноприимный дом, называемый Casa nova и зависящий от Монастыря Спасителя (San Salvatore)». Здесь было «устроено удобное помещение на европейских условиях для 100 или 120 путешественников», и «изощрялись над странниками все средства гостеприимного радушия» [6, с. 89].
В Иерусалиме Б.П. Мансуров пробыл не более 3 месяцев, и 17 марта 1856 г. он отправляется в Бейрут, Смирну и Тир, а затем через Константинополь вернулся в Одессу 7 июня 1857 г. Таким образом, первое путешествие Бориса Павловича по христианскому Востоку заняло не более 7 месяцев.
За время командировки Б.П. Мансуров смог в полной мере оценить специфику пребывания и жизни «православных поклонников» в Палестине. Неоценимую пользу для командировки имело знакомство с дипломатическими документами в архиве русских консульств в Бейруте и Константинополе, где он изучил отчеты русских дипломатов. Собранный материал позволил ему комплексно осветить проблему русского паломничества по святым местам.
Через месяц после прибытия в Одессу (4 июля) Б.П. Мансурова ждала новая экспедиция, на этот раз на борту парохода «Русского общества пароходства и торговли» «Херсонес». Путешествие осуществлялось в рамках официальной миссии компании, предполагалось официально презентовать проект гуманитарной деятельности РОПиТ и получить разрешение Протата на осуществление регулярных паломнических поездок на Афон. Маршрут «Херсонеса» должен был пройти через Константинополь, Афон, Сир, Мессину и закончиться остановкой во французском Марселе. Описание этой поездки позже было опубликовано в Морском сборнике [8].
Из Марселя, где должен был завершиться поход «Херсонеса», Б.П. Мансуров от-
правляется Париж, где продолжает работу над отчетом по своей командировке в Святую землю. В письме отцу он поручает «найти каталог всех существующих книг, касающихся Палестины, святых мест и т. п.», отыскать ему «гравера и рисовальщика карт и планов, который мог бы быстро и очень точно выполнить заказ». Данные документы требуются ему для работы над отчетом о своей командировке в Палестину [7, с. 77].
По приезду в Петербург эта концепция будет опубликована для ознакомления официальных лиц государства, а после в сильно сокращенном виде переиздана для широкой публики [6]. В отчете Б.П. Мансуров отходит от идеи создания простого каталога достопримечательностей Палестины, а сосредоточивается на проблеме комплексного присутствия России в Палестине [9, с. 16]. «Результат исследований быта наших богомольцев на Востоке, - отмечал Б.П. Мансуров, -очень естественно привел к убеждению, что ни правительство наше, ни Общество пароходства и торговли не могут еще решиться на издание в свет общенародного путеводителя к святым местам, книги». Он опасался, что в случае «издания путеводителя и его успеха» странствования в Палестину могут увеличиться, а это было крайне нежелательно, ведь «в Палестине ничего не приготовлено и <...> одного набожного настроения недостаточно для поддержания духовной и телесной силы в течение долгого времени».
С особой тщательностью Б.П. Мансуров рассматривает проблему транспортировки паломников на Ближний Восток, отсутствие достаточных площадок для размещения гостей, трудности диалога с турецкой администрацией. Его доводы подкрепляются не только личным опытом путешествия, но и историческими материалами из отчетов консулов в Бейруте и Константинополе. «Примеры иностранных пароходных компаний, -писал он, - показывают, что недостаточно одного открытия сообщений, необходимо соображать условия сообщения с разными местными потребностями» [6, с. 3].
Структурно программа Б.П. Мансурова предусматривала увеличение интенсивности пароходного сообщения с Палестиной, приобретение земель и строительство паломнических приютов, возведение храмов для совершения русского богослужения. Вопросы
развития православного паломничества должны курироваться через российские консульства, действующие на Ближнем Востоке, в том числе в самом Иерусалиме.
Для выкупа палестинских земель и строительства паломнической инфраструктуры предполагалось развернуть широкую частную благотворительность [10, с. 95]. «Одна Римская пропаганда ежегодно тратит до 4,000,000 франков на нравственное завоевание Востока, расходы ежегодно возрастали [6, с. 101]. Эти деньги шли в том числе на отправку тысячи миссионеров, укрепление влияния латинства в Палестине. Мы «должны доказать искренность наших чувств настоящим делом - в денежных средствах и в личном труде», - искренне полагал Борис Павлович.
Для активизации сбора средств Б.П. Мансуров предлагает провести мощную просветительскую работу среди населения, предоставляя населению России доступную и актуальную информацию. В этой связи он открыто замечает, что в России «очень много предубеждений против путешествий в Иерусалим», а сочинений А.С. Норова, А.Н. Муравьева и других современных писателей, знакомивших российских читателей «со всеми возвышенными сторонами Палестинского путешествия», уже по цене книг недоступны «для прочтения средним классам» [6, с. 4].
Не менее важной задачей, по мнению автора записки, является организация духовного быта паломников. Посещая греческие монастыри Палестины, он обращает внимание на «отсутствие в Палестине Русского богослужения». Б.П. Мансуров отмечает, что «некоторая разница между Формальной частью Греческого и Русского служения» может вселить в паломниках сомнение в правильности восточной службы или внушить им недоверие к законности нашей». То и другое представлялось ему «главною причиною неудовлетворенного религиозного настроения путешественников» [6, с. 18]. В этом значении организация собственной инфраструктуры должна была быть полезной и самой Церкви, которая обретала прочный плацдарм для своей деятельности на Святой земле.
Опыт знакомства с иностранным присутствием в Палестине Б.П. Мансуров предлагает использовать во благо России. Особенно
сильно поражает его участие в делах западных стран сестер милосердия и устройство под управлением их «богоугодных лечебных заведений». Такие общины он наблюдал в Бейруте, Смирне и Константинополе. По представлению Б.П. Мансурова, «латинские сестры превосходят своею нравственною силою и материальными средствами Протестантские учреждения, и можно безошибочно сказать, что именно со времени появления христианских женщин на Востоке влияние Римской пропаганды сделалось гораздо сильнее и действительнее» [6, с. 18].
Отчет Б.П. Мансурова возымел большой эффект. Со всей очевидностью стали понятны не только перспективы, но и упущенные возможности России в ближневосточном регионе. Фрейлина А.Ф. Тютчева делилась впечатлениями: «вышла интереснейшая записка о русском влиянии в Святой земле. Он не ограничился тем, что указал на зло, но предложил средство устранить его, средство, состоящее в том, чтобы при помощи сборов, которые у нас так легко организовать ввиду
усердия народа к религиозным делам, собрать денег для поддержания нашей миссии и для основания в Назарете и Иерусалиме приютов, школ и больниц»5.
Значение поездки Б.П. Мансурова в 1857 г. трудно переоценить для истории русского присутствия на Святой земле. Благодаря исполнительности и блестящему уму Бориса Павловича был составлен реалистический проект гуманитарного влияния в Палестине. За короткий срок русское правительство приобрело там собственные земли и построило инфраструктуру для приема и размещения русских паломников («вне стен греческих монастырей и частных подворий»). «Проект Б.П. Мансурова» оказал существенное влияние на историю Русской Палестины, способствуя укреплению авторитета России в регионе.
5 Борис Павлович Мансуров. URL: https://guide-israel.ru/people/96382-mansurov-boris-pavlovich/ (дата обращения: 30.05.2019).
Список литературы
1. Дмитриевский А.А. Памяти Б.П. Мансурова // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. 1910. Т. XXI. Вып. 3. С. 446-457.
2. Вах К.А. «Иерусалимский проект» России: Б.П. Мансуров и Русские постройки // Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания: материалы конф. М., 2012. С. 21-37.
3. Барышников М.Н. Русское общество пароходства и торговли: учреждение, функционирование, перспективы развития (1856-1864 гг.) // TERRA ECONOMICUS. 2015. Т. 13. № 2. С. 106-130.
4. Степанов Д.А. Учреждение Русского общества пароходства и торговли (1856-1857) // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 22 (237). С. 30-38.
5. Казанина Н.В. Роль Великого князя Константина Николаевича Романова в создании Русской Палестины 1856-1862 // Россия и Христианский Восток. URL: https://ros-vos.net/historv/pal komitet/1/3/ (дата обращения: 20.05.2019).
6. Мансуров Б.П. Православные поклонники в Палестине. СПб., 1858. 106 с.
7. Мансуров Б.П. Письма Б.П. Мансурова из путешествия по Православному Востоку в 1857 г. М., 2014. 286 с.
8. Мансуров Б.П. О посещении афонских монастырей. (Извлечение из письма Б.П. Мансурова) // Морской сборник. 1857. Октябрь.
9. Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую землю: к 150-летию основания Русской Палестины 1860-1864 / сост. К.А. Вах. М., 2011. 62 с.
10. Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века 1882-1907. М., 2008. 448 с.
References
1. Dmitriyevskiy A.A. Pamyati B.P. Mansurova [In the memory of B.P. Mansurov]. Soobshcheniya Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva [Notes of Imperial Orthodox Palestine Society], 1910, vol. 21, no. 3, pp. 446-457. (In Russian).
2. Vakh K.A. «Iyerusalimskiy proyekt» Rossii: B.P. Mansurov i Russkiye postroyki ["Jerusalem project" of Russia: B.P. Mansurov and Russian Buildings]. Materialy konferentsii «Velikiy knyaz' Konstantin
Nikolayevich i Russkiy Iyerusalim: k 150-letiyu osnovaniya» [Proceedings of the Conference "Grand Duke Konstantin Nikolaevich and Russian Jerusalem: to the 150th Anniversary of Foundation"]. Moscow, 2012, pp. 21-37. (In Russian).
3. Baryshnikov M.N. Russkoye obshchestvo parokhodstva i torgovli: uchrezhdeniye, funktsionirovaniye, perspektivy razvitiya (1856-1864 gg.) [Russian society of shipping and trade: establishment, operation and prospects of development (1856-1864)]. TERRA ECONOMICUS, 2015, vol. 13, no. 2, pp. 106-130. (In Russian).
4. Stepanov D.A. Uchrezhdeniye Russkogo obshchestva parokhodstva i torgovli (1856-1857) [Establishment of Russian society of shipping and trade]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Chelyabinsk State University, 2011, no. 22 (237), pp. 30-38. (In Russian).
5. Kazanina N.V. Rol' Velikogo knyazya Konstantina Nikolayevicha Romanova v sozdanii Russkoy Palestiny 1856-1862 [Role of the Grand Duke Konstantin Nikolaevich Romanov in the creation of Russian Palestine 1856-1862]. Rossiya i Khristianskiy Vostok [Russia and Christian East]. (In Russian). Available at: https://ros-vos.net/history/pal komitet/1/3/ (accessed 20.05.2019).
6. Mansurov B.P. Pravoslavnyye poklonniki v Palestine [Orthodox Worshipers in Palestine]. St. Petersburg, 1858, 106 p. (In Russian).
7. Mansurov B.P. Pis 'ma B.P. Mansurova izputeshestviya po Pravoslavnomu Vostoku v 1857 g. [B.P. Mansurov's Letters from the Trip to Orthodox East in 1857]. Moscow, 2014, 286 p. (In Russian).
8. Mansurov B.P. O poseshchenii afonskikh monastyrey. (Izvlecheniye iz pis'ma B.P. Mansurova) [On visiting Athos monasteries. (Extract from the letter of B.P. Mansurov)]. Morskoy sbornik [Marine Digest], 1857, October. (In Russian).
9. Vakh K.A. (compiler). Velikiy knyaz' Konstantin Nikolayevich i russkoye palomnichestvo v Svyatuyu zem-lyu: k 150-letiyu osnovaniya Russkoy Palestiny 1860-1864 [Grand Duke Konstantin Nikolaevich and Russian Pilgrimage to the Holy Land: to the 150th Anniversary of Foundation of Russian Palestine 1860-1864]. Moscow, 2011, 62 p. (In Russian).
10. Dmitriyevskiy A.A. Imperatorskoye Pravoslavnoye Palestinskoye Obshchestvo i ego deyatel'nost' za is-tekshchyu chetvert' veka 1882-1907 [Imperial Orthodox Palestinian Society and its Activities over the past Quarter Century 1882-1907]. Moscow, 2008, 448 p. (In Russian).
Информация об авторе
Алленов Андрей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии и методологии науки. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: anicol@yandex.ru
Вклад в статью: концепция исследования, работа с архивными документами и материалами, написание текста статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0730-5582
Поступила в редакцию 06.06.2019 г.
Поступила после рецензирования 27.06.2019 г.
Принята к публикации 20.09.2019 г.
Information about the author
Andrey N. Allenov, Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of the Philosophy and Methodology of Science Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: anicol@yandex.ru
Contribution: study conception, work with archival documents and materials, manuscript text drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0730-5582
Received 6 June 2019
Reviewed 27 June 2019
Accepted for press 20 September 2019