Научная статья на тему 'Русско-литовская монография о формировании профессиональных компетенций как пример успешного международного андрагогического сотрудничества'

Русско-литовская монография о формировании профессиональных компетенций как пример успешного международного андрагогического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русско-литовская монография о формировании профессиональных компетенций как пример успешного международного андрагогического сотрудничества»

РЕЦЕНЗИЯ

Е. Куля, Т. Малишевски

Русско-литовская монография о формировании профессиональных компетенций как пример успешного международного андрагогического сотрудничества

На протяжении многих десятилетий образование для взрослых являлось важной сферой международного сотрудничества. Его ценность признают не только теоретики и практики, работающие в области общественных и гуманитарных наук, или политики, заинтересованные в образовании, но и отдельными объединениями, которые, наблюдая за решениями, принятыми в разных странах, могут воспользоваться (и пользуются) ценными консультациями на тему, каким образом создать свое образовательное предложение и / или модернизировать свои проекты в области неформального образования, предусмотренные для членов их сообщества [Малишевски, Соларчук-Швец 2007, с. 9-11]. Достаточно вспомнить такие институциональные решения, признаваемые в мире в качестве открытых университетов, кружков самообразования, народных средних школ или университетов третьего возраста, чтобы увидеть, что те учебные и организационные формы, которые хорошо работали в одной из стран, были практически немедленно «взяты на вооружение» -после определенной доработки под местные условия - другими странами, вновь подтверждая их универсальность и эффективность. То же самое было с теоретическими категориями, на протяжении многих лет выделяемыми для анализа феноменов, образования для взрослых, несмотря на то, что они - позвольте добавить - часто (слишком часто? Е.К., Т.М.) опирались на определенный стереотип относительно действующих политических «трендов». Такие категории, как грамотность, активная работа в сфере культуры или производственное обучение оказали сильное влияние на историю образования для взрослых второй половины XX в. в разных странах. В течение последней четверти века, главным образом под влиянием взаимодействия между наукой и политикой, эти категории были дополнены следующими: гражданское воспитание, мультикультурализм, социальная интеграция, социальный капитал, устойчивое развитие, непрерывное образование, образование для рынка труда, и т. д. [Малишевски 2002, с. 144-153; Куля, Пэнковска 2012 а, с. 272-285].

В настоящее время категория компетенции также стала чрезвычайно важной, оправданной с точки зрения процесса познания для анализа

© Куля Е., Малишевски Т., 2014

образовательных феноменов. Результатом этого стало заметное развитие теоретического мышления в данной области в исследованиях европейских и американских представителей гуманитарных и общественных наук, а также создание ряда отчетов об образовательной практике, анализирующих развитие компетенций (профессиональных, социальных, гражданских, культурных, образовательных, религиозных, этических, эмоциональных, лингвистических и т. д.).

Монография под названием «Непрерывное образование как условие развития профессиональных компетенций», совместно подготовленная российскими и литовскими авторами и опубликованная в мае 2013 г., стала примечательным примером исследования компетенций взрослых. Она была создана при сотрудничестве Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (ЛГУ им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург) и Университета Витовта Великого (УВВ, Каунас). Группа из 26 авторов из обеих стран принимала участие в написании данной монографии. С литовской стороны проект координировали профессор Наталия Мажейкене (проректор по развитию УВВ, Каунас) совместно с доцентом Аушрой Руткене (УВВ) и профессором Маргаритой Тересеви-чене (также УВВ), а с российской стороны - профессор Николай Лобанов (директор научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования) и профессор Вячеслав Скворцов (ректор ЛГУ им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург).

Полное исследование было опубликовано ЛГУ им. А. С. Пушкина на двух языках: русском - под названием «Непрерывное образование как условие развития профессиональных компетенций» [335 страниц, ISBN 978-5-8290-1271-7; 978-5-8290-1273-1 (рус.)] (Лобанов, Мажейкене, Скворцов /ред./ 2013b) и английском - под названием "Continuous education as a prerequisite of the development of professional competences" [280 страниц, ISBN 978-5-8290-1271-7; 978-5-8290-1275-5 (англ.)] (Lobanov, Mazeikiene, Skvortsov /Eds/ 2013a). Таким образом, издание доступно на двух основных языках конференции, что заслуживает особого внимания, поскольку обеспечивает более широкое принятие результатов исследования отдельных авторов, а также их анализ и некоторое обобщение. Рецензенты данного документа (по одному из обеих стран) гарантируют высокий уровень содержательности текстов. Профессор Семен Вершловский, известный российский андрагог, обладающий значительными достижениями в научном мире, выступил рецензентом с российской стороны проекта. С литовской стороны издание рецензировала профессор Вильгельмина Вайчюнене.

Монография, представленная в данном обсуждении, состоит из 18 статей, написанных авторами из обеих стран. Из общего числа работ, включенных в издание, девять подготовлены российскими учеными и девять - учеными из Литвы. Таким образом, совместный характер по-

бликации очевиден также и с количественной точки зрения: одинаковое количество работ представлено с обеих сторон.

Издание было разделено на семь частей, освещающих следующие темы:

1) Духовно-моральные и психолого-педагогические основы профессиональных компетенций в парадигме непрерывного образования (В. А. Мосолов, А. М. Новиков, И. В. Воловик).

2) Университеты как научные центры инноваций и непрерывного образования (В. Н. Скворцов).

3) Концептуальные и парадигматические аспекты профессиональных компетенций в контексте непрерывного образования (Н. Мацянске-не, Т. Ю. Ломакина, Г. Мазейкис, Г. Гедвилене и С. Карасявичюте).

4) Образование в негосударственных учреждениях и профессиональное образование на заводе в системе непрерывного профессионального образования (Н. А. Лобанов и Т. В. Прок, Л. Д. Тюличева).

5) Непрерывное образование как субъект и объект трансформации и модернизации и отражение этих процессов в профессиональных компетенциях (З. Лудека, А. Волунгевичене, В. И. Клюшкин и А. С. Мищенко, М. Тересявичене и А. Руткене, Н. Маскалюнене и Л. Каминкене).

6) Непрерывное образование как субъект и объект исследований (Н. Мазейкене и А. Дорелайтене, Й. Рускус, В. Зидзюнайте и Н. Пилей-цикене).

7) Непрерывное образование в сфере культуры и искусства: признаки формирования профессиональных компетенций (М. Б. Глотов).

Мы не будем подробно обсуждать содержание монографии в этой рецензии, но обратим внимание на несколько более общих наблюдений. Как внешние наблюдатели российских и литовских достижений в сфере образования для взрослых и андрагогики, мы считаем особенно интересным то обстоятельство, что, несмотря на разный политический, социальный и культурный опыт России и Литвы, обе страны испытывают одинаковую тягу к обоим направлениям исследований развития профессиональных компетенций и процессам формулирования обобщений или создания теорий о роли непрерывного образования. С одной стороны, это свидетельствует о том, что рассмотрение проблем, связанных с практикой профессионального образования для взрослых и развитием андрагогики (и педагогики работы), с которыми сталкиваются современные общества всех европейских стран, иногда является схожим и таким образом определяет направление национальных (в данном случае российских и литовских) исследований и практических мер относительно сферы, обсуждаемой в данной монографии, описываемой в нашей рецензии. С другой стороны, это четко свидетельствует о проникновении идей и концептов, а также организационных форм, которые мы обозначили в начале, также подтверждается теоретиками и практиками образования для взрослых в Литве и России. Еще более интересен тот факт,

что такое же впечатление можно получить, анализируя результаты парного научного проекта под названием «Непрерывное образование как социальный факт», совместно реализованного ЛГУ им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) и Университетом Яна Кохановского в Кельце в 2011 году [Lobanov, Skvortsov 2011a; Лобанов, Скворцов 2011b; см. также: Малишевски 2012].

Мы поздравляем научное сообщество Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) и Университета Витовта Великого (Каунас) с выходом нового издания и ожидаем, что научное сотрудничество, установленное между центрами андрогоги-ки, вскоре принесет дальнейшие интересные плоды в форме совместнх исследовательских проектов и публикаций.

Кроме того, мы хотим отметить, что за последнее десятилетие ЛГУ им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), который выпустил рецензируемое российско-литовское издание (аналогично российско-польской публикации, изданной три года назад), превратился в важный центр европейской андрагогической мысли. Без сомнения, это случилось благодаря конференции, посвященной образованию для взрослых и проводимой ежегодно с 2002 г. совместно с ЮНЕСКО и другими организациями в соответствии с основной идеей вестника «Непрерывное образование для устойчивого развития» (Lifelong learning: continuous education for sustainable development) [например: Куля 2011; Куля, Пэнковска 2012b; Kula 2013], ежегодно издаваемого под аналогичным заголовком в виде работ, созданных на основе выступлений с конференции [напр.: Maliszewski 2010; там же: 2011; http://lifelong-education.ru/ru/; http://lifelong-education.ru/en/].

Список литературы

1. Kula E. IX Mi^dzynarodowa Konferencja Naukowa "Ksztatcenie przez cate zycie. Ksztatcenie ustawiczne dla trwatego rozwoju": Sankt Petersburg, 2-4 czerwca 2011 // Rocznik Andragogiczny. - Vol. 18. - P. 313-316.

2. Kula E. Sprawozdanie z XI Mi^dzynarodowej Konferencja Naukowa Ksztatcenie przez cate zycie. Edukacja ustawiczna dla zrównowazonego rozwoju, Sankt Petersburg, 31 maja -2 czerwca 2013 r. // Rocznik Andragogiczny. - Vol. 20. - P. 421-424.

3. Kula E., P^kowska M. Rola szkolnictwa wyzszego w rozwoju ksztatcenia ustawicznego w Europie i w Polsce // Rocznik Andragogiczny. - Vol. 19. - P. 272-285.

4. Kula E., P^kowska M. X Mi^dzynarodowa Konferencja Naukowa Ksztatcenie przez cate zycie. Edukacja ustawiczna dla zrównowazonego rozwoju, Sankt Petersburg, 01-03.06.2012 // Rocznik Andragogiczny. - Vol. 19. - P. 272-285.

5. Continuous education as a prerequisite for the development of professional competences: monography / arr. N.A. Lobanov, A. Rutkiene, M. Tereseviciene; under sci. edit. N.A. Lobanov, N. Mazeikiene, V.N. Skvortsov; Pushkin LSU, Res. Inst. Soc.-Econ., Ped. Probl. Of Cont. Educ. - SPb.: Pushkin LSU, 2013. - 280 p.

6. Непрерывное образование как условие развития профессиональных компетенций: моногр. / сост. Н. А. Лобанов, А. Руткене, М. Тересявичене; под науч. ред.

Н. А. Лобанова, Н. Мажейкене, В. Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013.- 335 с.

7. Lobanov, N.A., Skvortsov, V.N. (eds), arr.: Lobanov, N.A, Kula, E., P^kowska M.] (2011a), Continuous education as a social fact: monograph, Saint-Petersburg, 2011.

8. Лобанов Н.А., Скворцов В.Н. (ред.), сост.: Лобанов Н.А., Куля Е., Пэнков-ска М., Непрерывное образование как социальный факт: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011.

9. Maliszewski T. Folk High School-School for Life. On Traditions of Adult Education in the Context of Educational Needs of the Future // E. Sapia-Drewniak, Z. Jasinski, H. Bednarczyk (eds) Adult Education at the Beginning of the 21st Century. Theoretical and Practical Contexts. Opole-Radom-Bonn: Opole University. - P. 144-153.

10. Maliszewski T., Solarczyk-Szwec H. Wst^p. // T. Maliszewski, H. Solarczyk-Szwec (eds), Edukacja dorostych w Europie. Wybrane aspekty komparatystyczne // Edukacja Dorostych. - Vol. 54-57. - No. 1-4. - P. 9-11.

11. Maliszewski T. Lifelong Education. - Vol. 8, Saint Petersburg 2010: Rosyjski rocznik edukacji dorostych, "Rocznik Andragogiczny", Vol. 17. - P. 410-412.

12. Maliszewski T. Непрерывное образование для устойчивого развития. труды междунар. сотр. / под ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова // Образование через всю жизнь: труды междунар. сотр. - Т. 7. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009 // Edukacja Ustawiczna Dorostych. - Vol. 73. - No. 2. - P. 168-170.

13. Малишевски Т. Новейшие результаты российско-польского сотрудничества в области непрерывного образования и андрогогике // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. Т. 3: Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 170-175.

14. http://lifelong-education.ru/ru/

15. http://lifelong-education.ru/en/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.