УДК 373 "18"
И.К.Загидуллин
РУССКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ ДЛЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЖНОСТИ МУЛЛ: РАЗРАБОТКА ПРАВОВЫХ ОСНОВ НОВОГО КУРСА В 1870-1880 ГОДЫ
В статье освещаются обсуждение и разработка в высших эшелонах власти проблемы введения русского образовательного ценза для кандидатов на приходские духовные должности и заседателей Оренбургского магометанского духовного собрания. В распространении государственного языка среди мулл правительство видело важный инструмент интеграции их в российское социокультурное пространство.
Ключевые слова: округ Оренбургского магометанского духовного собрания, мусульманское духовен-ство, русский образовательный ценз.
I.K.Zagidullin THE RUSSIAN EDUCATIONAL QUALIFICATION FOR CANDIDATES FOR POSITIONS OF MULLAHS: DEVELOPMENT OF LEGAL BASES OF THE NEW COURSE B 1870-1880 YEARS
Discussion and development in higher levels of a problem of introduction of the Russian educational qualification for candidates for parish spiritual positions and assessors of the Orenburg Mohammedan spiritual meeting is covered in article. In distribution of a state language among mullahs the government saw the important instrument of integration them in the Russian sociocultural space.
Keywords: for this article: district of the Orenburg Mohammedan spiritual meeting, Muslim clergy, Russian educational qualification.
О намерении правительства ввести русский образовательный ценз для кандидатов в муллы в Волго-Уральском регионе было завялено в «Правилах о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г., которые регламентировали открытие в Казанском учебном округе за счет прихожан русских классов при мусульманских конфессиональных школах и начальных русско-татарских школ за счет казны [1].
В распространении государственного языка среди нерусских народов правительство видело важный инструмент интеграции их в российское социокультурное пространство. Особое внимание при этом уделялось на священнослужителей неправославных конфессий. В результате в пореформенный период знание русской грамоты стало нормой для кандидатов на духовные должности римско-католического, протестантского, армянского и еврейского вероисповеданий: требовалось окончание курса в русских учебных заведениях [2, ст. 35, 38, 269, 1002, 1083]. Только мусульманское духовенство (если не считать и буддистов) пользовалось «привилегией необязательного знания русского языка».
Министр народного просвещения ДА.Толстой в 1875 г. выступил с инициативой «сделать обязательным» для соискателей мусульманских духовных должностей знание курса русско-мусуль-манских училищ. Он рассуждал следующим образом: муллы говорят прихожанам, что изучение русского языка «дело греховное и противное Корану и шариату». Когда знание государственного языка станет для них обязательным, этот нелепый довод против обучения мусульман в русских классах и русско-татарских школах отпадёт [3, 50-51 об.].
На основе отзывов начальников Таврической, Оренбургской, Уфимской, Самарской, Казанской губерний, Тургайской, Уральской областей и Внутренней Букеевской орды Министерство внут-ренних дел решило не торопить события. Было рекомендовано определить сроки введения обра-зовательного ценза индивидуально для каждой губернии, в округе ОМДС при утверждении на духовные должности предоставлять преимущества лицам, владеющим русским языком и т.д. [4, с.38; 5, 38-46 об.].
С учётом этих предложений в мае 1877 г. Д.А.Толстой обратился в Государственный Совет с предложением узаконить следующие правила: 1) предусмотреть в ближайшее время введение русского образовательного ценза (уровень начальной школы) для кандидатов на светские и общественные должности (земские, городские и сельские); 2) с 1878 г. требовать от преподавателей мусульманских школ и претендентов на духовные должности умения «отчётливо писать и читать по-русски», а с 1880 г. - знания курса русских классов при медресе; 3) разрешать открытие новых мусульманских школ при условии содержания русского класса за счёт прихожан. Новые правила планировалось распространить во всю империю, кроме Сибири, Туркестанского генерал-губер-наторства, Кавказа и Закавказья [6, 162-162 об.].
Основной причиной того, что власти не решились реализовать эти мероприятия, стала русско-турецкая война 1877-1878 гг. Государственные мужи опасались, что какие-либо ограничительные действия могли спровоцировать волнения среди мусульманского населения Крыма и Поволжья. В связи с этим было рекомендовано вернуться к проектируемым Министерством народного просвещения мерам при более благоприятных обстоятельствах.
Повторное обсуждение данного вопроса произошло спустя 10 лет, после его одобрения императором Александром III. В 1887 г. учебное ведомство, предполагая вновь войти в Государственный Совет с представлением по этому вопросу, предложило Министерству внутренних дел в виде подготовительных распоряжений установить следующие правила: 1) кандидатов на мусульманские духовные должности в Европейской России утверждать лишь после успешного испытания по знанию русского языка по курсу одноклассного сельского училища; 2) в высших мусульманских школах (медресе) ввести обязательное обучение русскому языку под условием закрытия этих школ в случае неисполнения этого постановления; 3) настоящие постановления ввести в действие в городах через год, а в сельских местностях через два года со дня утверждения сих постановлений [7, 242-243 об.].
Министр внутренних дел граф ДАТолстой, анализируя предложения министра народного просвещения И.Д.Делянова, предупреждал о необходимости соблюдения осторожности и постепенности «относительно мероприятий к осуществлению предложенной цели». Министр считал «в столь важном деле» воздержаться от слишком обширных задач «при полной неподготовленности почвы», предлагал ограничиться меньшими требованиями, исполнения которых можно было до-биться наверняка. «Ввиду противодействия магометанского духовенства введение в магометанские школы обязательного преподавания русского языка, а также затруднительности изыскания мате-риальных средств на этот предмет, - писал он, -следовало бы ныне не касаться вопроса о преоб-разовании внутреннего устройства преподавания в сих заведениях обязательного обучения рус-скому языку» [7, 243-243 об.].
Взвешенный и осторожный подход Толстого можно объяснить следующими причинами. Воз-главлявший ранее учебное ведомство он прекрасно знал, открытие учебных заведений для обу-чения русскому языку не оставляло равнодушным все слои мусульманского населения: они, как ро-дители и как мусульмане, для которых принудительное обучение русскому языку воспринималось как один из шагов властей по христианизации, выступали против этого нововведения. Таким образом, открытие, прежде всего, русских классов при татарских школах приводило к объединению интересов духовных лиц и прихожан, что делало протест мусульман массовым, организованным и сплочённым. Введение русского образовательного ценза для кандидатов на приходские духовные должности, по мнению сановника, должно было намного облегчить осуществление задуманной цели и оставить духовных лиц наедине со своими проблемами.
Важно также отметить, что приступивший к обязанностям в начале марта 1886 г. оренбургский муфтий М.Султанов, осознав несоответствие заседателей Оренбургского магометанского духовного собрания (сельских мулл) как по уровню знания религиозных наук, так и по ведению делопроизводства, прежде всего, из-за незнания ими русской грамоты, посчитал необходимым вве-сти обязательное знание русской грамоты для членов Духовного собрания в объёме курсов татар-ских учительских школ и уездных начальных училищ, а для ахунов и хатибов (старших мулл) го-родских махаллей и штатных военных мулл в регулярных и казачьих войсках - по программе на-чальных народных училищ. Что касалось основной массы мусульманских духовных лиц, возглав-лявших сельские приходы, муфтий считал преждевременным распространение на них вышеупо-мянутого требования, предложив отдавать предпочтение при выборе из нескольких кандидатов тому, кто владеет русской грамотой [8, л.5-6 об.].
Со своей стороны граф Д.А.Толстой, предложил свой проект введения русского образовательного ценза для кандидатов в имамы и заседатели Оренбургского магометанского духовного собрания, который получил силу закона от 16 июля 1888 г. [7, 244-245]. Согласно новому закону, с 1891 г. канди-даты на должность заседателей Духовного собрания должны были сдавать экзамен в объёме курса че-тырёх первых классов гимназии или КТУШ, или уездных, городских и двухклассных начальных учи-лищ; кандидаты на должности ахунов и хатибов в городах - по программе курса одноклассного народ-ного училища; кандидаты на должность мулл в сельской местности должны были представить свиде-тельства уездных училищных советов о знании ими «русской разговорной речи» [9].
Массовая протестная петиционная кампания мусульман 1888-1890 гг. вынудили правитель-ство разработать новый, «облегчённый», вариант правил [10, л. 85-86], который лёг в основу императорского указа от 11 октября 1890 г. [11]. Теперь с 1891 г. от кандидатов в члены Духовного собрания требовалось свидетельство об умении читать и писать на русском языке, лишь с 1896 г. они должны были иметь свидетельства об окончании курса в городском училище, кандидаты в сель-ские муллы - свидетельство об умении разговаривать и писать на государственном языке. Новое правило было распространено на весь округ Оренбургского магометанского духовного собрания - на 21 губернию, 4 области и Внутреннюю Букеевскую орду.
Литература
1.Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: В 17 т. - СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1877. Т. 4.
2.Свод уставов учёных учреждений и учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения. Изд. 1893 г. // Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 1.
3. РГИА. Ф. 821.Оп. 8. Д. 1051.
.4. Саматова Ч. Х. Имперская власть и татарская школа во второй половине XIX - начале XX века (по материалам Казанского учебного округа). Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. 239 с.
5. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 92. Оп. 1. Д. 10464.
6.Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 171. Д. 656.
7.РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 800.
8. РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1074.
9. ПСЗ-3. Т. 8.№ 5419.
10. РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1071.
11. ПСЗ-3. Т. 10. № 7120.
1^Ьотк postanovlenij ро Ministerstvu narodnogo
prosveshhenija: V 17 1 - SPb.: Тр. 1трега1огеко]
Akademii шик, 1877. Т. 4.
2.Svod ustavov uchjonyh исЫгаМепу i uchebnyh
zavedenij vedomstva Ministerstva narodnogo
prosveshhenija. М. 1893 g. // Svod zakonov Rossijskoj
треги. Т. 11. Ск 1.
3. RGIA. F. 821.0р. 8. D. 1051.
.4. Samatova СЬ Н. Imperskaja vlast' i tatarskaja shkola
vo vtoroj ро^ше XIX - ш^к XX veka (ро
materialam Kazanskogo uchebnogo okruga). Kazan':
Tatar. ки. izd-vo, 2013. 239 s.
5. ^йош^у] arhiv Respubliki Tatarstaи (ЫА RT). F. 92. 0р. 1. D. 10464.
6.Rossijskij gosudarstvenиyj istoricheskij arhiv (RGIA). F. 733. 0р. 171. D. 656.
7.RGIA. F. 821. 0р. 8. D. 800.
8. RGIA. F. 821. 0р. 8. D. 1074.
9. PSZ-3. Т. 8.№ 5419.
10. RGIA. F. 821. 0р. 8. D. 1071.
11. PSZ-3. Т. 10. № 7120.