Научная статья на тему 'Русская цивилизация и национальная экономика'

Русская цивилизация и национальная экономика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
502
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / RUSSIAN CIVILIZATION / RUSSIAN MENTALITY / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евплова Татьяна Владимировна

в работе поднимается вопрос каковы же черты русской цивилизации, без которых нет понимания ни настоящего, ни прошлого, ни будущего; ни культуры, ни экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская цивилизация и национальная экономика»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Евплова Т.В. г. Москва

Русская цивилизация и национальная экономика

Евплова Татьяна Владимировна Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова кандидат филологических наук

Аннотация: в работе поднимается вопрос каковы же черты русской цивилизации, без которых нет понимания ни настоящего, ни прошлого, ни будущего; ни культуры, ни экономики.

Abstract: this paper raises the issue of what are the characteristics of Russian civilization, without which there is no understanding of any of this, no past, no future; no culture, no economy.

Ключевые слова: русская цивилизация, русский менталитет, национальная экономика.

Keywords: Russian civilization, Russian mentality, the national economy.

Возрождение России — это комплексная, сложная система, многоаспектная целостность, которую невозможно понять без прошлого, настоящего и прогнозов будущего. Сделать это невозможно вне философии, истории, культурологии, политологии, этики. Сегодня об этом говорят все партии и движения, вкладывая в категорию возрождения подчас противоречивый смысл. Кризис исчерпанности и распада, который переживает великая держава - Россия, обостряет интерес к анализу теории и практики ее пути, к осмыслению специфики ее евразийства. Многие ученые сегодня считают евразийство ущемлением роли русского народа в веках, "уравнением" его с другими этносами России. Действительно, сегодня считают себя русскими 85%, а 15% — других национальностей. Однако евразийство - это естественно- историческое объединение, сплоченное вокруг культурного, духовного, политического, экономического "ядра" русских. Именно они стали историко-культурным, а не искусственным центром для различных племен и народов за тысячу лет, создав великую русскую цивилизацию из разнообразной этнической ткани. Сегодня ряд философов и политологов отрицают существование цивилизации русских, а русскую идею объявляют "фашизмом".

Это связано с потребностью "перетаскивания" России на Запад, превращением ее в сырьевой придаток, в безликое, космополитическое пространство без этноса, языка, культуры, истории, где "новые русские" окончательно распродадут великую державу. Речь идет об уникальном переломе истории: сломе цивилизации и менталитета этноса. Характерно, что этот слом начинается не с экономики, а с культурно-духовного ядра. Вот почему экономистам сегодня методологически невозможно рассматривать экономику как изолированный "базис", воспринимать ее взятой отдельно от проблем культуры, этики и политики. Еще более антинародно, антинационально "списывать" рецепты псевдовозрождения у западных экономистов и политологов: они не знают России, ненавидят

ее, идеологически обслуживая агрессию Запада против неизвестной и ненужной цивилизации славян - русских. Эти вопросы сегодня представляются острейшими в современной идеологической, политической и культурно-духовной борьбе, которая перенесена на территорию России и бывшего СССР. Своеобразие нынешнего этапа состояния науки в том, что марксистские ориентиры утратили в обществе свою всеобщность, а прагматически-ситуационные рекомендации "практичного" Запада не подходят России. Исследователь может опереться в раздумьях о России и русских лишь на русскую философию, культурологию, этику. Чаадаев и Пушкин, Гоголь и Достоевский, Ильин и Федотов, Бердяев и Булгаков, Леоньев и Федоров, Флоренский и Трубецкой, Леонов и Распутан, Солженицын и Максимов- прекрасно знали и любили Россию. Этот список нескончаем как сама Россия. Структурно следует выделить философско-профессорскую мысль и "несистемную философию" - русскую культуру и литературу. Нигде в мире она не поднималась до таких поразительных космических обобщений, до осмысления макро- и микроуровня человека и его бытия. От "Изборников" Святослава и первых летописей, от "Слова о законе и Благодати" до "Русской идеи" Бердяева (1946), последней обобщающей работе великого мыслителя, судьба русских и России стоит на первом плане. Сегодня осмысление богатейшего наследия русской философии и культуры особенно актуально. Глубины ее русскости еще не освоены и сознательно после 80-х годов (первое прочтение) скрываются от общества, которое "висит" над бездной. Чем вызван интерес к названной проблеме?

Во—первых, геополитическими сдвигами "однополюсного" мира. Новый проамериканский порядок стремится к упрочению своего господства через "одну" религию, "одну" массовую культуру, одну "мировую закулису" (И.Ильин), "один" "новый" менталитет индивидуалиста. Во-вторых, попытка уничтожить славянство (сначала в бывшей Югославии, затем - в России), этот стабилизирующий фактор истории, и, убрав его, можно осуществить "новый порядок". В-третьих, перечеркивание русского менталитета и русской цивилизации. Разрыв евразийской этнической ткани ведет к превращению бывшего СССР в "этническую бомбу", которая может привести и к распаду России. Сегодня ясно, что реформирование без учета русской самобытности, цивилизационных наработок терпит крах. За тысячу лет России "навязывали" различные реформы. Она медленно (век, а то и два) "переваривала" их, усваивая малую толику, остальное - выплевывала! Нынешнюю "колониальную демократию" (А.Зиновьев) ожидает та же участь. Сегодня Запад прямо ставит России условия "вхождения ее в "европейский дом" — отказ от евразийства, превращение в национально- региональную страну. Это было заявлено недавно в Кракове на конференции, где присутствовало 100 представителей стран СНГ и бывшего содружества — устами З.Бжезинского. Россия евразийская, многонациональная Европе не нужна! Куда же пойдут башкиры, коми, ненцы, буряты, мордва и другие? Что будет с ними? Следует помнить нашим экономистам, что национальная экономика — это глубинное взаимодействие разных народов и культур, это - ядро русской цивилизации в центре, без которого нет развития России! Цивилизация дословно гражданский (лат.). Прежде всего - это окультуреная природа, человек, общество, способ этого окультуривания. Одновременно цивилизация - это фаза развития материальной и духовной культуры, социальное самочувствие культуры в ней. Н.Данилевский, О.Шпенгер, А.Тойнби, Л.Гумилев описали кризисные явления в развитии цивилизации задолго до сегодняшнего дня. "Россия и Европа" Н.Данилевского (1869), "Закат Европы" (1919) О.Шпенгера, "Исследование истории" (60- 70-е годы XX в.) А.Тойби, "Этногенез", "Русь и степь" Л.Гумилева и ряд других исследователей настойчиво указывают на кризисы разных цивилизаций, которые всегда сказываются на всех аспектах общественной жизни. В конце XX в., используя методологию названных авторов, можно говорить о пяти страшных кризисах общемировой цивилизации, - это надо знать всем, кто хочет заниматься национальной экономикой. Прежде всего, это кризис самого человека, попытка превратить его в мутанта, манкурта, зомби; затем - кризис потребительской цивилизации стран семерки, она не может выступить в качестве "модели" будущего: это тупик, утопия, "третий мир" не может пойти ее путем. Здесь вступает в свои "права" экологическая катастрофа, в которой во многом повинны развитые страны. Наконец, углубляются проблемы войны — третья мировая ("холодная") закончилась распадом СССР, потому что мы потеряли человека на протяжении последних пятидесяти лет. Мир на пороге четвертой мировой, которая может стать последней. Пятый кризис кризис культуры в самом широком смысле этого термина. От культуры "возделывания" человека до культуры

взаимоотношений стран и народов. Эти стороны кризиса мировой цивилизации будут продолжены в XXI в. Они специфичны в разных цивилизациях разных стран, но сегодня следует обратить внимание на искусственный слом русской цивилизации, перерыв ее, расчленение русской нации (25 млн. находятся в качестве изгоев за пределами России). Псевдофилософские рассуждения "о тупиковой" ветви русской цивилизации, об "утопичности" ее поисков делаются специально, чтобы ослабить национальное сознание, уничтожить национальный менталитет.

В научном плане представляется важным понять: почему русская цивилизация, а не российская? В древнерусском языке писалось "русский" как "русьский" - живущий на Руси. Это единственное в мире определение этноса служило и существительным, и прилагательным одновременно. Оно самодостаточно. Ни у Пушкина, ни у Бердяева мы не найдем термина "россиянин". "Здесь русский Дух, здесь Русью пахнет", - писал поэт. Сегодня подобные строки стали бы "русским фашизмом"! И.Ильин писал, что русским быть трудно: это всегда собирать, объединять и защищать! Сегодня этого ядра нет: чеченец и татарин не назовут себя "россиянами", а только именем своего этноса. В интересующем нас плане русская цивилизация - это фундамент национально-этнической и культурно-духовной общности народа, устойчивая совокупность отношений (в том числе и экономических) людей Православной конфессии, взаимодействующих с другими религиями в процессе исторической практики, общность ментальное™, идеологии, образа жизни, ценностей и стереотипов. Важно подчеркнуть, что за последние три тысячи лет человечество создало в основном два типа цивилизаций, остальные тяготеют к ним: во—первых, беспощадную конкурирующую индивидуалистическую цивили-зацию, обернувшуюся сейчас рыночной, и, во-вторых, общеколлективистскую, где личность немыслима вне взаимоотношений с общностью. На европейские языки не переводится категория "соборность", которая представляет такое объединение людей, где не утрачивается взаимодействие личности и общества, регулируемое не правом, а моралью, совестью, где религиозные постулаты являются основой культуры и образа жизни, где сверхидеи выше материальных благ. Русская цивилизациия восходит к чернолесской культуре еще в X-VШ вв. до нашей эры. Уже тогда восточная часть славянства тяготела к союзу племен, создавшая потом Скифию -древнейшую цивилизацию интегрированных народов, после принятия христианства -православия, обособления католицизма (II—XI вв. нашей эры) вплоть до XY в. (крушение Византии) русская цивилизация связывала свою сущность с Православием, история на Руси являлась и историей, и этикой, и культурой, и образом жизни. Сначала - часть христианского мира, затем - "Святая Русь", потом — "Москва - третий "Рим". Православие вошло в повседневную жизнь народа, имперские истоки также связаны с ним. И на всех этапах в центре этой цивилизации - русский человек. Н.Бердяев выделяет пять этапов ее становления: киевская Русь, татаро-монгольская, Московская, петровская, императорская. Не забывает он и "шестой" России - советской, отмечая, что- идеал коммунизма оказался к месту в русском менталитете и извечной мечте о невидимом граде Китиже, земном счастье, справедливости и равенстве для всех. Это виденье мира, восходящее к раннему христианству, оказалось близким "красной религии" коммунизма. При всех сложностях и ошибках советская цивилизация полностью не противостояла русской, прежде всего в самом главном — человеке — созидателе, организаторе, объединителе, собирателе; если западная цивилизация формировала законопослушных граждан, то русская - совестливого, устремленного к правде и справедливости, а не к закону. Это воплотилось в великой русской культуре, где нравственные ориентиры всеобъемлющи. Утрата сегодня совести и морали, веры "новыми русскими" оборачивается лишь заменой великих идей культом денег, цивилизованным сломом, потерей России и ее самобытности. Искусственна остановка в развитии нации ведет к затуханию и распаду великого евразийства, его культуры, духовности, экономики, которую нельзя выстроить "изолированно". Западные инвестиции сами по себе ничего не смогут. Главное, что всегда отличало русскую цивилизацию и ее своеобразную экономику - это поиск. Не утробное потре-бительство, а искание для всех - вот что дала миру Россия и ее поиск. Сегодня нужен анализ того вклада в мировую цивилизацию, который дала советская империя: она четыре раза спасала мир - от нашествия татар, Наполеона, фашизма и в качестве сложного трагического примера — поиска нового развития русской цивилизации. Не было на земле уголка, где бы ни чувствовалось позитивного воздействия русско-советской цивилизации. XX в. по праву в истории будет называться русским! Не глумление над историей и народом, а научный анализ и синтез всего лучшего, нового, что было создано, в

том числе и в области экономики. Незнание, плоское критиканство себя очень нужно для того, чтобы России больше не было. Добить ее — задача недругов. Еще Александр Ш говорил, что на Западе у России друзей нет и она может опереться лишь на свою армию и флот!

Во-первых, православная основа этой цивилизации, чьи заповеди укоренились в народе, в образе жизни и культуре нации. Никакие процессы секуляризации не смогли бы уничтожить в русском человеке жажду справедливости, общинного равенства, братства -"спасти себя и других", способности на жертвы. Это от христианства - православия - женское начало привело к почитанию Богородицы. Росси - матушка, Родина - мать - все это из глубинных черт сакральности, сути русской цивилизации. В тайниках народной жизни они живы и сегодня. Н.Бердяев писал: "Религиозное беспокойство свойственно и неверующим. Даже у тех русских, которые не имеют православной веры, но даже воздвигают гонение на православную церковь, остается в глубине души слой, сформированный православием: в русском сознании эсхатологическая идея принимает форму стремления ко всеобщему спасению" [1]. Даже в советский период, который сегодня подается как воинствующе атеистический, стрелявший в священников и религиозных людей (надо снова выяснить, кто стрелял и в кого, русофобия XX - реальное свидетельство этому), И.Ильин отмечал, что Россия — страна трех времен - земли, природы-пространства и евразийского многообразия племен и народов [3]. Никогда в России не было религиозных войн.

А.Невский был побратимом сына хана Золотой Орды! Он опасался западных влияний и агрессивности больше, чем исламских, которые никогда не обращали русских в свою веру. Об этом неплохо вспомнить сегодня во время чеченского кризиса. Вот почему Православие стало единственным прибежищем сегодня, когда все идеи заменили деньгами и обогащением любой ценой! Во-вторых, русская цивилизация - это "модель" исканий всего мира. Она бралась за разрешение проблем, которые лишь намечались в мире. Вот они в области экономики: от роли общественной собственности до мобилизационной экономики, от социальной защиты человека до роли государства в экономике, от планирования — прогнозирования до организационных программ и преодоления хаоса истории. Запад сегодня тихо, без огласки использует наработки России. Да, многое шло трудно и не удалось, но многое сделано. Уничтожение неграмотности, бесплатное, обучение, здравоохранение, жилье, система воспитания и культуры, создание национальной интеллигенции в феодальном обществе (Средняя Азия). Современные экономические доктрины Хатека и Фридмана не подходят для России, увлеченность спонсорами и фондами, забвение своих прорывов и экономистов — все это на руку тем, кто разрушает Россию и ее экономику. В-третьих, русская цивилизация - это общность труда, что также связано с первоначальным христианством. Трудятся все, получают минимум все, а дальше зависит от способностей и таланта человека. Сколько чернил исписано, чтобы оболгать русскую уравнительность, а она складывалась как нестяжательская, антипотребительская. Как важна эта черта для современной национальной экономики и ее становления! Русской цивилизации противостоит прибыль ради прибыли, ей чуждо накопительство. Русский человек готов уважать собственность, нажитую честным трудом, а неразворовыванием народного добра. Труд, а не "деланье денег" были чертами цивилизации и за тысячу лет, и за 70. В-четвертых, это цивилизация Духа. Он обладает дня русского человека высшей ценностью. Именно об этом книга замечательного русского философа С.Булгакова "Философия хозяйства" (1912), где мотивация хозяйственной деятельности проверяется духовно- нравственными критериями. Именно в духовности как сакральной, так и философски-социологической следует искать истоки национальной экономики.

Уничтожение цивилизации Духа, навязывание ей стандартов потребительства может означать слом русской ментальное™ в целом. В-пятых, это цивилизация идей, надежд на "звезду пленительного счастья". Ей чужд голый прагматизм. Это не "тупиковая ветвь" человечества, а "великая русская идея" - миссианства и миссии. Она имеет две стороны: православную (спасти себя и других, а не устремление к мировому господству) и философско-социологическую. Они переплетаются, по мнению В.Зеньковского и Н.Лосского, из 120 русских философов лишь 8 можно назвать неметафизиками. Хотя религиозная философия не равна богословию, ориентация на абсолюты, на онтологию и аксеологию с религиозной почвой характерна для России. А.Лосев отмечает в русской идее чувство напряженной, почти религиозной ответственности перед Отечеством и народом. Ей свойственна глубокая переплавка и синтезирование опыта других народов, но на русской

почве. В-шестых, русская цивилизация, русская идея — это державно-государственная идея. Государство — отец, патерналистское государство - от "царя г батюшки" до "вождя народов" - характерно для нее. Это великая империя, которая в веках складывалась и добровольно, и через войны. Под сильную руку России приходили в разные времена Украина и Казахстан, Белоруссия и Грузия. Пассионарность русского этноса никогда не была агрессивна -захватнической, колонизаторской; у России не было колоний за 1000 км, как у Британии, сотни народов "держались" вокруг русских и России разных конфессий, им не навязывался православный взгляд на мир, иначе Назарбаев сегодня был бы христианином! Известна оценка войны на Кавказе русской интеллигенцией и культурой. Пушкин, Лермонтов, Л.Толстой по-своему оценили первую кавказскую войну, которая длилась почти полвека. Сумеют ли также подойти к чеченской авантюре сегодня? Культура пока не дает ответа. Поэтому русская идея - это собирательно-сплачивающаяся, концентрат духовности, призывающая к объединению во имя великой миссии России - избранницы Бога на земле. Через страдания и испытания, муки и жертвы она несет в веках свое предназначение. Это не может нравиться политологам, бывшим соотечественникам типа А.Янова, который считает русскую идею "фашизмом". Их позиция — яркое свидетельство нежелания понять суть русской идеи и цивилизации, выхолостить сущность категории "фашизма", сделать его расхожим обозначением всего, что не вписывается в либерально-демократические взгляды на мир после крушения СССР. Государство — империя, держава — это не всевластие чиновников и цензуры, а исторически и геополитически обусловленная форма развития русской цивилизации. Самодержавие, держава это не только охранительно-монархическая тенденция, а сознание нацио-нальных интересов, как внутренних, так и внешних, главные из которых - "держание" огромных территорий и народов и защита их от внешних врагов. Только сегодня стала понятна общенародная суть трех религиозных праздников - Пасхи, Троицы, Преображения; русская цивилизация всегда в веках должна воскресать, через Дух преодолевать свою "двоичность" (икона - топор, красные — белые, святое — звериное). Наконец, накопление света — суть русского типа прогресса. Знаменитая тройственная формула Уварова (XIX в.) "самодержавие, православие, народность" просто отбрасывалась в 20-е и 30—е годы как "реакционная". На самом деле она продолжала жить и в советский период в форме многонациональной державы СССР, советском народе как новой исторической общности, в "красной религии". Русская цивилизация на базе крестьянской общины создала формы демократии и самоуправления, русской артельности и выборности, совместного владения землей, к которой всегда было этическое, а не денежно-расчетливое отношение: "мать - сыра земля", а мать не покупается и не продается. Это прекрасно понимали такие мыслители — философы, как Л.Толстой! Только национальная деградация может "выбрать" мэра и президента - чуждые русским понята считать "развитием демократии". Нерусские влияния всегда шли с Запада на Русь и Россию. С XIII по XX в.в. Россию хотят физически уничтожить. В 20-е годы 20 в., наконец-то, было обретено мировое господство над Россией. Нерусские идеи и концепции потекли рекой - "мировая революция", "расказа-чивание", "уничтожение" и "перевоспитание". Лишь в конце 40—х годов после Отечественной войны от них отказываются, складывается держава, в которой именно вокруг русского народа сплачиваются другие.

Только сегодня страшная русофобия 20-30-х годов вновь всплывает. Русские - это "пьянь", "быдло", "стадо"! Будто бы и не было в русской цивилизации великих прорывов. Вспомним, в 1929 г. поэт Дж.Алтаузен писал: "Я предлагаю Минина с Пожарским расплавить... Зачем им пьедестал? Довольно нам двух лавочников славить — их за прилавками Октябрь застал. Случайно мы им не свернули шеи, знаю, это было бы подстать, подумаешь, они спасли Рассею! А может лучше было б не спасать?" [4].

Этот же принцип антипатриотизма - "чем хуже, тем лучше" господствует и сегодня. Идеи Троцкого живут и побеждаю т! Запад уже начинает понимать, что гибель славянства и России станет лишь первым актом конца "потребительской цивилизации" Европы и США. Не Россия, а Запад находится сегодня в тупике, стремясь "спастись" за счет других, боясь экологической катастрофы. Западная цивилизация себя исчерпала, а ее хотят сделать глобальной и привлекательной. В-седьмых, характерной чертой русской цивилизации выступает лидер — харизмат. Именно за лидером - пророком, начиная с А.Невского и до Г.Жукова, шел русский народ. Такого лидера он вдет сегодня. Наконец, в-восьмых, главной чертой русской цивилизации является особый человек - русич, со своим менталитетом, на которого в веках равнялись другие народы. Усталость пассионарности и ментальное™

русских сегодня дорого может обойтись России. Пять букв — слов определяли в веках его менталитет: Государство, Отечество, Армия, Народ, Вера. В условиях гибели этноса видно, что ни одна из них не несет той нагрузки, которая была у нее за последнее тысячелетие. Советский период, при всей его противоречивости, сохранил все пять. Даже вера сегодня заменяется чужой, иностранной, а следовательно, не будет ни этноса, ни культуры. Только в Сибири, где существуют 22 тыс. православных приходов, планируется 200 тыс. протестантских, 11 тыс. сект и нетрадиционных религий наводнили Россию. Разве можно об этом забывать, пытаясь создать национальную экономику?

Мы уже отмечали, что догматический подход к экономике как единственному показателю возрождения не состоятелен, только совокупность всех факторов, и прежде всего человеческого, способна стать твердой основой новой национальной экономики. Иначе она останется "завезенной", пришлой, космополитической. Осмысление национальной экономики с учетом наработок русской цивилизации имеет перспективу. Она может стать лишь ступенью к интеграции вокруг нее в будущем. "Списывание" экономики с Запада будет лишь углублять кризис: у России свой особый путь в будущее. Не учитывать всего этого серьезный экономист не может. Не случайно, ряд политиков и экономистов заново начинают изучать опыт Азии, Китая. XXI в. будет "затухающим соло одинокой Америки" [2], а два супергиганта - Китай и Япония - станут "моделью мира". Национальна экономика - это совокупность отраслей хозяйства, вбирающая самобытное своеобразие прошлого, синтезирующая лучшее в нем, реализующая и защищающая национальные интересы (безопасность, сила, слава, история и современность, свой путь), воспроизводящая развитие и самостоятельность страны, определяющая социальный прогресс русских и других народов. Следует отметить, что эта экономика не замкнута, не национально изолирована. Она открыта любой интеграции и опыту, но не навязанному, а осваиваемому самостоятельно; духовно-культурные, человеческие, ментальные факторы в ней имеют решающие значения. Не она, а они определяют судьбу России. Иначе ей грозит колониальное будущее. Не потерять самобытность, не замкнуться от близких и далеких соседей, а добиваться взаимодействия на равных как с регионами, так и с Западом. Сохранение собственного лица, умение стать новым центром для других народов — вот главное в ней. Именно такая модель будущего России может стать основой ее возрождения. Через отбор и синтез всего лучшего, не выбрасывая драгоценные наработки прошлого, должна идти Росси по своему пути в будущее - духовную цивилизацию XXI в., начало которой она может положить.

Литература

1. Бердяев Я. Русская идея // О русской философской культуре. 1990 .С. 266.

2. Валлерстайн И. Америка и мир: сегодня, вчера и завтра // Свободная мысль. 1995. N4.

С.76.

3. Ильин И. Наши задачи. Париж - Москва, 1992. С.385.

4. Новый мир. 1988. N8. С.238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.