THE RUSSIAN FOLK PICTURE (LUBOK). THE ART OF CONTEMPORARY PROFESSIONAL ARTISTS OF THE NATIONAL FOLK GRAPHIC
Щ
S Ж
LU Ci LU Ш Ci CQ h
U Q
> Q
Almosov Lev Ivanovich, Professor RAE, full member (academician) of RANi, a member VTOO "Union of Artists of Russia", a member of the Artistic Commission of the painting VTOO "SKHR" (Moscow), associate Professor of Fine Arts, Stavropol State Pedagogical institute and the Department of Graphic Design, SF South-Russian humanitarian institute (YURGi), Stavropol E-mail: rusinterbien@maii.ru
Almosov Artem Lvovich, member-correspondent of RANi, a member VTOO "Union of Artists of Russia", a member of RSKHNi, Associate Professor, institute of Design of the Stavropol branch of the South-Russian Humanitarian institute and Stavropol College of Economics and Design (SKED), Stavropol E-mail: rusinterbien@maii.ru
in this scientific research study is presented a brief history of the development of Russian iubok pictures, its revival in our time, and also, are traced creative searches of contemporary professional artists in centrai Russia, its southern regions and the Far East, working in the tradition of Russian iuboka pictures. This is a masters of the national folklore charts: President of the Russian Academy of Folk Art, the head of the studio of folk graphics Victor Penzin; Anatoiiy Petukhov, Lyudmiia Uiybina, Vasiiiy Chausov, Dmitriy Uzdemir, Vadim Kondratiev.
Keywords: iubok - a synthesis of the visual arts; of theatrical activity and literature; Russian tradition woodcut paintings; in iubok we find taies; epics; songs; as weii as jokes; sayings; in iubok appears in a lot of laughter and irony; iubok - the consciousness of the nation, him colorful sight.
УДК 75.051
© Алмосов Л.И., 2016 ©Алмосов А.Л., 2016
РУССКАЯ ЛУБОЧНАЯ КАРТИНА. ИСКУССТВО СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МА СТЕРОВ НАРОДНОЙГРА ФИКИ
В данном научном исследовании изложена краткая история развития русской лубочной картины, её возрождения в наше время, а также прослеживаются творческие искания современных профессиональных художников центра России, его южных регионов и Дальнего Востока, работающих в традициях русской лубочной картины. Это мастера народной графики: Президент Российской академии народного искусства, руководитель мастерской народной графики Виктор Пензин; Анатолий Петухов, Людмила Улыбина, Василий Чау-сов, Дмитрий Уздемир, Вадим Кондратьев.
Ключевые слова: лубок как синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы; традиции русской лубочной картины; в лубках мы находим сказы, былины, песни, прибаутки, поговорки; в лубке появляется много смеха, иронии; лубок - память народа, его красочная достопримечательность.
АЛМОСОВ Лев Иванович,
профессор РАЕ, действительный член (академик) РАНИ, член ВТОО "Союз художников России", член Творческой комиссии по живописи ВТОО "СХР" (Москва), доцент кафедры Изобразительного искусства, Ставропольский государственный педагогический институт; кафедра Графического дизайна, СФ ЮжноРоссийский гуманитарный институт, Ставрополь rusin terbien@maii. ru
Лубок-это синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы.
Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века, известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве [10].
В странах Западной Европы резцовая гравюра господствовала в XV-XIX веках. Среди первых гравюр на меди часто встречаются лубочные картинки, обращенные к широким слоям населения. Нередко это листы религиозного характера или картинки, посвященные какому-либо событию, а то и просто игральные карты.
Великим русским мастером гравюры в петровскую эпоху был Алексей Зубов. Им были созданы высокопрофессиональные гравюры, посвящённые Петербургу. Его брат - Иван Зубов - уехал из Петербурга в Москву. Будучи более чувственным по природе, обладая большей индивидуальностью, он создавал свои произведения, приближённые по своей стилистике ктрадициям русской лубочной картины.
Гравюре на металле был противопоставлен лубок. В то время существовала резкая грань между резьбой гражданской, немецкой
Илл.1 - Птица Алконост. XVIII век. Лубок
В русской народной графике XVIII века существовали разные жанры: сатирический, поэтический, сказочный, былинный, пейзажный и т.д. Создан большой пласт лубков свадебных, со свиданиями, обрядами. Очень распространено изображение зверей и птиц. Все эти произведения несут в себе монументальность, несмотря на многочисленность деталей.
или голландской работы, и резьбой русской, площадной. Лубок был неожиданной антитезой петровской гражданской гравюры, которую Пётр I насаждал.
В целом, лубок был защитой совершенно другого мировоззрения. Если Пётр I вводил точные науки, то в лубке защищался, как бы мы теперь сказали, поэтический замысел, сказка. В лубках мы находим сказы, былины, песни, а также прибаутки, поговорки. В лубке появляется много смеха, иронии (выделено авторами) [9. с. 98].
Несмотря на любовь к точным, академическим гравюрам, у Петра I была собрана большая коллекция лубков.
Во второй половине Х1Хвеке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. Первые литографские лубки Сытина назывались: "Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает"; "как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками"; "как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна". Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль [10].
Пожалуй, нигде не заключено столько радости, доброты и света, здравого смысла и ума, как в народной графике, сочетающей меткий крестьянский глаз с притчей, пословицей, ярким словом. Лубок - память народа, его красочная достопримечательность, способная жить, давать новые ростки, отыскивать путь к благодарному зрителю. Лубок является связующим звеном между прикладным народным искусством и станковыми видами графики. Он будет жить, покуда живёт и здравствует народ, потому что прочно опирается на корни народного искусства. Глубоко национальное, это искусство по праву принадлежит общечеловеческой культуре [8].
График, мастер остросюжетного сатирического рисунка, Народный художникСССР, Действительный член Академии художеств СССР, главный редактор творческого объединения "Агитплакат" Борис Ефимов писал о лубке: "В наше время происходит расширение его популярности, признание его неоспоримых художественных ка-
А/1МОСОВ Артём Львович,
член-корреспондент РАНИ, член ВТОО "Союз художников России", член РСХНИ, доцент кафедры Графического дизайна. СФ Южно-Российский гуманитарный институт и Ставропольский колледж экономики и дизайна (СКЭД), Ставрополь rusin terbien@mail. ru
СО
i-H
О си
-О Q-Ш СК
ь-X ш
о о
OJ
m
kj^ С Ё
честв, позволяющих средствами лубочного рисунка рассказывать о многом, что волнует людей. Своими необычными колоритными образами, своей правдивой, пусть подчас наивной и простодушной условностью лубок способен затронуть душу человека, натолкнуть на серьезное раздумье, пробуждать добрые чувства, служить патриотическому и нравственному воспитанию [7].
Народ, как хорошо отметил академик Д.С. Лихачев, от природы интеллигентен, наделен чувством справедливости, без него нет вообще культуры, ее облагораживающего влияния на человека. Все это есть в лубке.
Мы можем убедиться в справедливости этой истины на примере произведений великих мастеров монументального творчества, шедших от народного чувства (фрески Ороско, Риве-ры, полифорум Сикейроса). Ошеломительно ярко смотрится национальное искусство Латинской Америки: создания древних инков, майя, ацтеков, золото Колумбии, буйство красок народного искусства Перу.
Из воспоминаний русского мастера современного народного лубка, президента Российской академии народного искусства Виктора Петровича Пензина: "Я посетил Мастерскую народной графики, основанную Леопольдо Мендесом в 1937 году. Рассматривая графические работы мексиканских художников, я увидел, что их истоки - в древнем искусстве, влиянии Посады, фресках Риверы и Ороско. В разговоре Альберто Бельтран (один из основоположников Мастерской народной графики Мексики) высказал мысль, что выпускаемые мастерской художественные листы по сути сродни русскому лубку, истоки которого также в древнем русском искусстве.
Позже А. Бельтран писал мне: "Думаю, что это направление в искусстве может стать тем зерном, которое вызовет к жизни особый вид графических произведений. Я поклонник искусства, которое создается народом, потому что древние его корни помогают художникам оживлять свое творчество".
Перебирая в мыслях увиденное в странах Латинской Америки, убедился, что изобразительное искусство здесь четко делится на два противоположных направления: в одном -ошеломляющее богатство народного искусства, а в другом - внешне яркий, анилиновый, но по сути безжизненный, холодный расчет абстракции, поп-арта и тому подобного" [8].
Виктору Петровичу Пензину хотелось поделиться найденным опытом с теми, кого увлекла та же стезя. Главным событием в его жиз-
ни стало создание мастерской графики "Советский лубок" в 1982 году.
Илл. 2 - В. Пензин. Выезжали добры молодцы. Лубок.
Произведение президента Российской академии народного искусства В.П. Пензина, сплотившего вокруг себя мастеров народной графики. Основываясь на народныхтрадицияхиобогащаясвои графические листы новыми художественными находками, мастера современности продолжают успешно создавать новый пласт русской народной картины.
Прежде всего, надо было сформулировать особые законы жанра, убедить, что лубок гостеприимен - в нем могут работать люди самых разных дарований, и опровергнуть представления некоторых искусствоведов, будто художники-профессионалы не должны заниматься лубком. Это неверно исторически. Следует отметить, что за свою четырехсотлетнюю историю классический лубок создавался именно профессиональными художниками. Искусство лубка должно находиться в руках именно профессиональных художников. Изготовление лубков связано с профессиональными навыками, передававшимися от мастера к подмастерью, от учителя к ученику. И все же о большинстве авторов лубков мы ничего не знаем. Это объясняется тем, что сведений о них в архивных материалах не сохранилось. Во время "великого" пожара в первой трети XVIII века сгорел огромный архив Московской городской управы и вместе с ним все сведения о владельцах мастерских, где печатался тираж лубка, и об авторах лубочных картинок.
Приход Виктора Пензина в лубок явился определенным и благотворным импульсом для возрождения древнего жанра в общем русле советского изобразительного искусства. Труд-
но переоценить роль, которую сыграли при этом не только дарование и инициатива Пен-зина-художника, нотакжеактивность и настойчивость Пензина-организатора, сумевшего сплотить группу таких же, как он, энтузиастов, организовавших мастерскую народной графики "Советский лубок" [7].
W//////////À
На >л**ги11ути.*л£ ЛПЯЧИТАВ КАК кукуШКА КАШИ' ю яге НОИ. ЯиОСАЛВНА КЛИЧЕ I МОЛОДАЯ. ИА СГЕ-МЕ РЫДЛИ
городской :.Диепр л*01» еллйныи!" Каменные еоры в I 1ЕМЛИХ, .
ПОЛОВЕЦ [Ч il них ты
ПРОКИЛ КЛ||{
Свито
Слана ÏvV I
«А"*' ШпДр 4
ние J
сторы домолкок Кокяковых но сил.Еовлеле* ж* . КI «Я 4Я. гос ПОД* НЕ I СОХРАНИ НА ДАЛЬНЕЙ I СТОРОНЕ,ЧТОК )л I КЫЛА СЛ5 »м яот-
1 ныне, чтобы ж*к мгинулс* он ко ; мне'. Далеко в I ПутхВЛЕ. НА1АВ-1 РАЛЕ. ЛИШЬ »АРЯ
•АЯМЕТСВ ПОуТРу Я к О СЛАВНА ПОЛНАЯ
ЙЧАЛ*. КАК кук\
> ШКЛ. КЛИЧЕТ .
Ъ НА ЮРУ Сол
► нцг^тк/жди СВЕТЛОЕ А с т ОКО« КАЯчДоЖМк му
кпутивль
wmm
да не пойжл аАтега,есгь подачше те ел.
СКЛТДАИ C£*ru, see MMCXHS клзаки, с&)ну,сДону, всё доиские казаки, всёдмсювкАзма^юЧегкюсед деодцы!
-щ-ддякя-щщщрянт --
CP
1-М
о си
-О Q-Ш СК Ь-X ш Q
О CU
m
Илл. 3 - В. Пензин. Плач Ярославны. Лубок
В данном научном исследовании прослеживаются различные аспекты создания современного русского лубочного искусства.
Художники на необъятных просторах нашей Родины с большим вдохновением создают так необходимые народу образы, иллюстрирующие чаяния народа, шутки и прибаутки, искромётные песни и частушки [5. с. 143].
На юге России - в Ростове-на-Дону, Ставрополе - работали и работают талантливые художники-графики, обогащая искусство лубка. Они, каждый по своему, высокопрофессионально разрабатывают своё, индивидуальное видение проблемы организации плоскости, создавая новые образы и применяя новые пластические решения.
Большой вклад в развитиетрадиций народной графики внёс известный мастер офорта Анатолий Петухов, долгое время, после учёбы в институте кинематографии в Москве, преподававший во многих учебных заведениях Ростова-на-Дону.
Илл. 4 - А. Петухов. Любовь. Лубок
Им была создана питательная среда среди молодых художников для создания ауры творческого переосмысления подходов к искусству, связанному корневой системой с русским народным творчеством. В основном, Анатолий Фёдорович работал над лубочными картинами в технике травления и последующей раскраски. Им были созданы такие острые по мысли и по композиционному решению лубки, как "Любовь", "Блины", "Пирожки". В этих работах, основанных на народных прибаутках, песнях, мудрости, видно профессиональное композиционное понимание организации плоскости картины в сочетании с традициями стилевых обобщений, идущих от народного понимания образа, композиции и формы.
S
шг гГ1 if r-fif rr riiirif] fi ri
Илл. 5 - Л. Улыбина. Да вы куры - кочеточки! Лубок
щ ^
X ш
а
ш
ш
О
т
н
а
а
>
■х а
В композиционном построении работ ощущается влияние театрального мышления в сочетании с основами декоративного и монументального искусства. Живописный строй наполнен активными всплесками тонально-цветовых пятен.
Академик РАНИ, Заслуженный художник РФ, безвременно ушедшая из жизни, график Людмила Улыбина создавала народные образы в виде лубочных и отдельных акварельных листов. В её композициях всегда присутствует чувство народности, веселья, остроты образа. Сюжеты, избираемые Людмилой Улыбиной, пронизаны яркими находками. Произведениям мастера свойственно сложное композиционное построение причудливо и пластично переплетающихся между собой форм и объёмов. [1, с. 18,19].
Василий Чаусов, известный мастер лубочного искусства, разрабатывает сюжеты на темы, близкие казачеству. Здесь и мудрые высказывания, и прибаутки, свойственные народу Дона. Стилистика работ художника обогащена созданными, именно народными представлениями о форме и строении человеческого тела, народными представлениями о характере движения персонажей в картинной плоскости [1, с. 16,17].
ры композиционнои школы классического направления. Темы затрагиваются более серьёзные и эпические.
Илл. б - В. Чаусов. Надо ж было звонарю оторвать хвост кобелю. Лубок
В работах ощущается именно народное восприятие всего действа,
происходящего весело, с прибаутками.
По своему, с филигранной точностью, прорабатывает свои листы мастер гравюры Дмитрий Уздемир, ведя своё повествование о народной жизни казаков, а также об исторических событиях, связанных с покорением Сибири Ермаком [6, с. 194].
Композиционное построение его работ в серии, посвящённой Ермаку, более строго по основным характеристикам. Оно более академично, в нём выявляются основные парамет-
Илл. 7 - Д. Уздемир. Из серии "Покорение Сибири Ермаком". Лубок
Все линии подчинены изысканному пластическому началу, учитывается ритмика, выявляются точно определённые композиционные центры.
Искусством народной картины (лубка) покорены многие художники и на Дальнем Востоке. В Благовещенске успешно и самобытно решает проблемы создания народных образов действительный член (академик) Российской академии народного искусства, член живописной комиссии ВТОО "СХР", председатель Амурской организации ВТОО "СХР", профессор китайского университета Вадим Кондратьев.
Его лубочные произведения отличает высокое профессиональное видение, умение пластично организовать изобразительное пространство графического листа, но прежде всего, умение подметить яркие, народные образные характеристики того события, о котором он рассказывает нам. В работах мастера звучит народная песня, льётся добрый свет. Народные картины, созданные Кондратьевым, убедительно подтверждают истину о том, что высокое искусство народной графики возможно только лишь при высоком уровне профессионального владения художественными средствами изобразительности и искренней необычайно большой любви к народному творчеству [2, с. 34-35].
Постоянные обращения к истокам народной мудрости, народных чаяний и преданий, являются неотъемлемой, составной частью в работе современных мастеров русской печатной графики - русского лубка.
' Прозвище вешеяцсвбыло Кйкеди ломохвоотые.НлПлсх» дурного «шдзанесло нлколокольню.Тлм ОН ЗЛПУ ТАЛСЩ1 ЙЕ?4ВК<Й£ ОТ колоколов я-шщннлнесусвьтнЫн трезвон. Ял колокольню взвежадн люди, пес со страху свалился вниз и сломал севе х ео г: -.ВдииЕшавР^ г; т и л н вешен, цев коцелямиломоявост^^Ьыми Нн7тгрддаж9;й стихеи*^^ Л ТВОРНЬМ ВАРИАНТЕ: - — . -
' ж выло '
- \®5Г «нонлрю / м/Л «о велю !./у"|)\
..\U1W1.,
народов есть свои родовые корни изобразительного искусства, основанного на истинно народном видении событий, взглядов на многие проблемы жизни человечества [5, с. 144].
Илл. 8 - В. Кондратьев. Жених и невеста. Лубок
Монументальность и богатая праздничнаядекоративность графического листа успешно решены, благодаря целостному восприятию всего композиционного пространства.Оно состоит из структурированных, органично найденных блоков изобразительных элементов.
Другой же составной частью является ещё один фактор - новые технологии. С их развитием классическая трактовка в современном лубке претерпевает закономерные изменения, сохраняя неизменной лишь свою концептуальную основу. Такую корректировку в область исполнительской трактовки конечного произведения внесла цифровая эволюционная составляющая, плавно вошедшая в творческий процесс.
Это новейшее изобретение человеческого разума - сенсорный графический планшете непосредственно прямым визуальным отображением. Здесь происходит работа магнитно-резонансным пером по сенсорной поверхности. Воплотилась давняя мечта художников-графиков, позволившая объединить обычный рисунок в его диалектическом понятии, плюс новые технические возможности. Он способен полностью заменить лист хлопковой бумаги, прикрепленной на деревянный планшет [4, с. 14].
Новые современные устройства и технологии могут помочь в работе над графическим листом, внося разнообразие в приёмы его исполнения, давая больше возможностей для осуществления новейших формотворческих исканий.
Народная графика сильна своей связью с истоками народной мудрости. Она воздействует на национальные культуры мира. У многих
со
1-й
о си
-О Q-Ш CK b-X
LjJ
u
о cu
со
Илл. 9 - Л. Алмосов. Идуть казаки со свадьбы, а ноженьки их заплетаются. 2015. Лубок
Художник создал весёлый с элементами лёгкой сатиры л ист, исходя из воспоминаний детства, наблюдений за поведением весёлых и удалых молодцев, возвращающихся с подарками со свадьбы. Четвертьсамогона, жареная рыбка, разгорячённые молодцы, заплетающиеся ноженьки, которые почему-то "не идуть"! Текст-прибаутка органично переплетается с фигурами, создавая энергетическое пространство действия.
Несмотря на кажущуюся простоту исполнения народной графики (лубка), настоящее полноценное произведение может появиться лишь тогда, когда мастер искренне влюблён в народное творчество, народные предания, народные обычаи, народную песню. В сочетании с внимательным проникновением в память народа, знания его обычаев и чаяний, умением подмечать остроту сюжетов с высокопрофессиональным мастерством, рождается уникальный и незабываемый образ - образ, рождённый мастером на основе проникновения в суть народной мысли, памяти, традиций и седых преданий.
Продолжая народные традиционные виды художественного творчества, развивая их на высокопрофессиональной основе, используя новые открытия в творчестве и в практическом исполнении, художники России создают новые произведения искусства [3, с. 18].
Примечания:
1. Алмосов Л.И. V Биеннале современного реалистического искусства художников России и Германии/Л.И. Алмосов. - Ставрополь: ALM-ART, 2006. -32 с.
2. Алмосов Л.И. VI Биеннале современного реалистического искусства художников 5 стран: Абхазии, Болгарии, Германии, Украины и 20 художественных центров России. Энциклопедия
S
"МАСТЕРА СОВРЕМЕННОСТИ" / Л.И. Алмосов. -Ставрополь : ALM-ART, 2010. - 58 с.
3. Алмосов Л.И. Композиция станкового произведения. Рождение картины : учебно-методическое пособие / Л.И. Алмосов.- Ставрополь : ALM-ART, 2013.-204 с.
4. Алмосов А.Л. Современные технологии на службе изобразительного искусства, графического и прикладного дизайна // Дизайн и медиатехноло-гии: теория, практика, образование : материалы Всероссийской научно-практической конференции 9-11 апреля 2015 г. / СПбГТУРП. - СПб., 2015. -120 с. (12-17).
5. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Профессиональная народная графика. Лубок. // Культурные ценности в контексте современного художественного
образования : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции. - Тамбов, 2015.-240 с. (9-19).
6. Бегма В.И. Графика. Юг России. XXI век: Альбом / [Автор идеи и составитель В.И. Бегма; вступительная статья Е.А. Некрасовой]. - Ростов-н/Д. : ИПО ЮФУ, 2013. - 216 с.
7. Ефимов Б.Е. Статья для пресс-релиза к творчеству В. Пензина. - М.
8. Пензин В.П. Статья для пресс-релиза о лубке. - М. Э.Третьяков H.H. Лекции по истории русского искусства: XVIII - начало XIX века : учебно-методическое пособие. - М. : Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. -320 стр.: ил.
10. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/194912