DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.005
УДК 76.03/.09
ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ ПЕНЗИН
профессор кафедры истории искусства, костюма и текстиля,
Алтайский государственный университет.
Россия, г. Барнаул.
lwlm@yandex.ru
Усанова Алла Леонидовна
Доктор искусствоведения,
профессор кафедры культурологии
и дизайна, Алтайский государственный
университет.
Россия, г. Барнаул.
alla_leo@mail.ru
Статья посвящена истории изучения и коллекционирования отечественной народной графики (лубка). Рассматривается собирательская и просветительская деятельность исследователя древнерусского искусства и народной гравюры Д.А. Ровинского и известного издателя конца XIX — начала ХХ века И.Д. Сытина. Исследуется организаторская работа основоположника современного лубка, художника Виктора Пензина в создании Музея народной графики и Мастерской народной графики «Советский лубок».
Ключевые слова: Музей народной графики, лубок, коллекция В.П. Пензина.
Библиографическое описание для цитирования:
Будкеев С.М., Усанова А.Л. Основатель Музея народной графики Виктор Петрович Пензин // Искусство Евразии. - 2019. - № 1(12). - С. 63-70. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.005. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1329235/14/
В истории изучения, сохранения и популяризации русского лубка (народной гравюры) большая роль принадлежит энтузиастам, коллекционерам и ценителям народной художественной культуры.
Во второй половине XIX века одним из крупнейших коллекционеров, производителей и распространителей печатного лубка был Иван Дмитриевич Сытин (1851—1934). Издатель около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались
Будкеев Сергей Михайлович Доктор искусствоведения,
Аннотация
лубки. Однако коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время революции 1905 года [1].
Выдающийся русский исследователь изобразительного искусства, правовед, сенатор Дмитрий Александрович Ровинский (1824—1895) всю жизнь увлекался изучением русской графики и древнерусской живописи. На собственные средства издал 19 научных работ, среди которых фундаментальные труды — «История русских школ иконописания», «Материалы для русской иконографии» и «Подробный словарь русских гравированных портретов», последнее издание не имеет аналогов до настоящего времени. Дмитрий Александрович Ровинский является наиболее крупным исследователем русского лубка, и его перу принадлежит девятитомное сочинение «Русские народные картинки», состоящее из пяти томов текста и четырех иллюстрированных атласов. Научная и культурная ценность труда для будущих исследователей отечественной истории и культуры отмечена современником Ровинского в рецензии на издание: «В наивных изображениях народного резца русский человек представлен в его отношениях в семье, к окружающему миру, к учению, в его религиозных верованиях и поэтических представлениях, в его скорбях и радостях, в подвигах и падениях, в болезни и развлечениях...» [3].
Ценность народной графики для изучения национальной культуры признавалась и видным художественным критиком второй половины XIX века В.В. Стасовым, лубочную «Библию» Василия Кореня Стасов называл «одним из самых замечательных произведений русской гравюры на дереве» [4].
На протяжении прошлого столетия образный и острый язык народной графики привлекал внимание профессиональной художественной среды и вдохновлял на творческие эксперименты. В начале ХХ века, в годы Первой русской революции (1905—1907) к лубку обращались и иллюстраторы сатирических журналов. Художественная выразительность и смелость народной графики оказали немалое влияние на русский художественный авангард. В 1913 году Михаил Ларионов и Наталья Гончарова устроили первую в России выставку лубочных картинок. В августе 1914 года К. Малевич, А. Лентулов, В. Маяковский, Д. Бурлюк создали группу «Сегодняшний лубок». Начало Первой мировой войны обусловило тематику серии из 22 листов и обращение к старинным традициям батального лубка XIX века.
В советском искусствознании систематическое научное изучение лубка начинается на рубеже 1950-х — 1960-х годов. В Москве организовывались выставки лубочных картинок, в экспозиции которых были представлены лучшие образцы из коллекций Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Литературного музея, Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге и Российской государственной библиотеки в Москве.
В современной России неоднократно предпринимались попытки возродить утраченные традиции производства лубочных картинок. Среди успешных попыток и авторов — Виктор Петрович Пензин, основатель новой мастерской лубка в Москве и Московского государственного музея народной графики.
Виктор Петрович Пензин (1938 г.р.) — художник-график, монументалист, видный теоретик и практик в области русской народной графики. Выпускник Московского полиграфического института (1982 г.), ученик А.Д. Гончарова, член Союза художников
СССР, а затем СХ РФ с 1967 г., Виктор Петрович Пензин стал инициатором и основателем Мастерской народной графики «Советский лубок»
В ходе работы коллектива Мастерской народной графики, насчитывающего более 120 художников из разных регионов страны, за 1980-е годы были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др. Воссоздан альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII—XVIII вв., литографский лубок XIX в., реконструированы лубки XVII—XVIII вв. Логическим продолжением целенаправленной собирательской, исследовательской и творческой деятельности коллектива Мастерской явилось учреждение в 1989 году единственного в России Музея народной графики. Основу фондовой коллекции составило личное собрание Виктора Петровича Пензина, переданное в дар Музею, и коллекция Мастерской. Наряду с редкими образцами ранней народной гравюры, отпечатанной в соответствии с традициями мастеров, авторской гравюры времен Отечественной войны 1812 года (Алексей Венецианов, Иван Теребенев и др.), в собрании Музея представлены произведения современных мастеров [2]. В 1992 году состоялось официальное открытие, и Музей обрел свой дом, расположенный в знаковом историческом месте Москвы, по переулку Малый Головин, № 10, в районе Сретенки, где когда-то процветал лубочный промысел. Отсюда и местная топонимика: Лубянка, Печатников переулок, церковь Успения в Листах (на храмовой ограде картинки вывешивались для продажи) (рис. 1).
Рис. 1. Мыши кота погребают. Конец XVII — начало XVIII в. Оттиск 1760-х гг. Техника: Раскрашенная гравюра на дереве Размеры: 32,8 х 57,3 см. Отпечатана с 2 досок на 2 листах, склеена. Из экспозиции Музея народной графики (г. Москва).
затем
Творческое наследие Виктора Петровича Пензина — пример последовательности и верности избранного пути. Результатом осмысления, изучения и интерпретации художественного языка народного графического искусства явились яркие и выразительные произведения, созданные автором в 1960—1990-х годах, среди них графические серии «Русь. Времена первые — времена космические», «Страницы истории России», «Народный ежегодник», «Времена года», «Моя Родина», «Совет да любовь» и другие. Произведения художника хранятся в 60 музеях, в том числе в Апостолической библиотеке Ватикана, Берлинском государственном музее (Фонд Лотара Больца), Доме-музее А. Сикейроса (Мексика), в собрании барона Б. Тиссена (Швейцария), в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Пензенской картинной галерее, Картинной галерее г. Красноармейска Московской области, Чувашском государственном художественном музее, Государственном художественном музее Алтайского края (рис. 2).
Рис. 2. Пензин В.П. Стеклянная свадьба. 1986 г. Бумага, резцовая гравюра, акварель. Л: 46,0 х 36,3. И: 33,4 х 24,3. Г-3315. Графическая серия «Совет да любовь». Государственный художественный музей Алтайского края (г. Барнаул).
Любовью к самобытному, живому языку русской народной картинки Виктор Петрович Пензин сумел «заразить» талантливых художников в разных уголках страны. В 1985 году после знакомства с Пензиным на творческой даче «Челюскинская» адептом лубка и членом Мастерской народной графики оказался и алтайский художник-график Александр Никитович Потапов (рис. 3): «На подъеме интереса к лубку в состав Мастерской вошло более 100 художников из разных мест России. Выставки русского
лубка прошли по двадцати странам мира и десяткам городов нашей страны. Это имеет прямое отношение к творчеству А. Потапова, ибо с первых шагов Мастерской народной графики он принял самое активное участие во всех ее мероприятиях» [5].
Рис. 3. Потапов А.Н. Зеленые мужики. 1989 г. Серия «По произведениям В.М. Шукшина». Цветная линогравюра. И. 37 х 45,2 Государственный художественный музей Алтайского края (г. Барнаул).
«...Начинавший как график-станковист, мастерски владеющий линогравюрой, гравюрой на картоне, литографией, офортом, карандашом, монотипией, после встречи с Пензиным на той творческой даче с головой ушел в волшебный мир лубка. Пензин тогда познакомил коллег по творческой даче с собранием музея "Русский лубок", сумел передать им свою увлеченность лубком. Для Александра Потапова эта встреча и работа в объединении стали определяющими» [6]. Универсальность лаконичного языка лубочной картинки позволяет художнику обращаться не только к истории, русскому фольклору, но и образно раскрывать актуальные темы.
Литература
1. Коничев К. Русский самородок. Повесть о Сытине. — Л.: Лениздат, 1966. — 328 с.
2. Музей народной графики. [Электронный ресурс] URL: http://www.museum.ru/M381 (дата обращения: 10.01.2019 г.)
3. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. — СПБ, 1881, т. 1-5; т. 1 — 500 с., т. 2 - 530 с., т. 3 - 740 с., т. 4 - 788 с., т. 5 - 567 с.; Атлас. - СПб, 1881-1892, т.1-4.
4. Сакович А.Г. Библия Василия Кореня (1696 г.) и русская иконографическая традиция XVI-XIX веков // Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. (к 150-летию со дня рождения Д.А. Ровинского). - М., Советский художник, 1976. - С. 88-130.
5. Шишин М.Ю. Лубок в искусстве Александра Потапова // Искусство Евразии. -2017. - № 1(4). - С. 141-158. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/ 640659/18/
6. Шишин М.Ю. Мир Александра Потапова. Графика и живопись. - Барнаул: Алтайский дом печати, 2013. - 239 с.
Статья поступила в редакцию 12.01.2019 г.
The Art Of Eurasia № 1(12) • 2019
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.005
THE FOUNDER OF THE MUSEUM OF FOLK GRAPHICS
Budkeev Sergey Mikhailovich
Doctor of Art, Professor of the Department of
Art History, Costume and Textiles,
Altai State University.
Russia, Barnaul.
lwlm@yandex.ru
Usanova Alla Leonidovna
Doctor of Art, Professor of the Department of
Cultural Studies and Design,
Altai State University.
Russia, Barnaul.
alla_leo@mail.ru
The article is devoted to the history of the study and collecting of the national folk graphics (popular print). The collecting and educational activities of the researcher of ancient Russian art and folk engraving by D. A. Rovinsky and the well-known publisher of the late nineteenth and early twentieth centuries I. D. Sytin are considered here. Organizational work of the founder of modern popular prints, artist Victor Penzin in the creation of the Museum of Folk Graphics and Workshop of Folk Graphics «Soviet Splint» is studied.
Keywords: museum of folk graphics, popular print, lubok, collection of V. P. Penzin.
Bibliographic description for citation:
Budkeev S.M., Usanova A.L. The founder of the Museum of folk graphics Viktor Penzin. Iskusstw Evra%ii — The Art of Eurasia, 2019, № 1(12), pp. 63-70. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.005. Available at: https://readymag.com/u50070366/1329235/14/ (In Russian)
1. Konichev K. Russkii samorodok. Povest' o Sytine [Russian nugget. Tale of Sytin]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1966. 328 p.
2. Mu%ei narodnoi grafiki [Museum of folk graphics]. Available at: http://www.museum.ru/M381 (Accessed 10.01.2019). (In Russian)
3. Rovinsky D.A. Russkie narodnye kartinki [Russian folk pictures]. In 9 vol. St. Petersburg,
4. Sakovich A.G. Bibliya Vasiliya Korenya (1696g.) i russkaya ikonograficheskaya traditsiya XVI— XIX vekov [The Bible of Vasily Koren (1696) and the Russian iconographic tradition of the XVI — XIX centuriesy. Narodnaya gravyura i fol'klor v Rossii XVII—XIX vv. (k 150-letiyu so dnya
VIKTOR PENZIN
Abstract
References
1881-1892.
The Art Of Eurasia № 1(12) • 2019
ro%hdeniya D.A. Rovinskogo) [Folk engraving and folklore in Russia of the XVII — XIX centuries. (on the 150th anniversary of the birth of D.A. Rovinsky]. Moscow, Sovetsky khudozhnik, 1976. Pp. 88-130.
5. Shishin M.Yu. LLubok v iskusstve Aleksandra Potapova [Lubok in the art of Alexander Potapov]. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2017, № 1(4), pp. 141-158. Available at: https://readymag.com/u50070366/640659/18/
6. Shishin M.Yu. Mir Aleksandra Potapova. Grafika i %hivopis' [World Alexander Potapova. Graphics and painting]. Barnaul, Altaiskii dom pechati, 2013. 239 p.
Received: January 12, 2019.