МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 1 (397).
Философские науки. Вып. 43. С. 78—81.
уДК 172
ББК 87.6
русская идентичность как причина октябрьской революции 1917 ГОДА (к 100-летию Октябрьской революции)
А. С. Тимошин
Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия
На основании материалов статей русского религиозного философа И. Ильина анализируются характерные свойства и качества русской идентичности, ставшие «катализатором» успешности октябрьского переворота, осуществлённого большевиками в 1917 г в России. Рассматриваются уязвимые, слабые места русской идентичности, требующие пристального научного осмысления для извлечения исторических уроков.
Ключевые слова: русская идентичность, русский «национальный акт», русская и мировая полуинтеллигенция, продажность, зависть, единовластие, федерация, демократия, духовная национальная элита.
Вопрос о причинах трёх русских революций начала ХХ в. и причинах «победоносности» Октябрьской революции 1917 г. начал обсуждаться в среде русской социально-философской мысли сразу же по следам свежих событий. Современные этим событиям философы: Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский, Д. Мережковский, В. Розанов, П. Сорокин, Г. Федотов и многие другие — пытались ответить на вопросы: «почему?», «кто виноват?», «за что нам это послано?», «зачем?» [2. С. 20—24], которые остаются актуальными до сегодняшнего дня.
Целью данной статьи является исследование вопроса о русской идентичности как возможной причины победы Октябрьской революции 1917 г. в России. Анализ русской идентичности будет сосредоточен на её «слабых звеньях», а также на её своеобразии и уникальности с тем, чтобы усвоить необходимое философское понимание и извлечь необходимые исторические уроки.
Объектом нашего исследования станут статьи сборника «Наши задачи», принадлежащие известному русскому философу И. А. Ильину, со-
временнику указанных событий и написанные им в период с 1948 по 1954 г. Мы постараемся найти ответ на наш главный вопрос: была ли русская идентичность одной из причин победоносности русской революции 1917 г.?
Термин «идентичность» не применялся самим философом, но собственно смысл этого понятия очень хорошо передан им по отношению как к отдельной личности, так и к нации в таких словах: «Самобытность народа выражается в его особливом и своеобразном духовном акте. Под "актом" надо разуметь внутренний строй и уклад человека: его способность чувствовать, созерцать, думать, желать и действовать... Русский национальный акт сложился под влиянием четырёх великих факторов: природа (континентальность, равнина, климат, почва), славянская душа, особливая вера и историческое развитие (государственность, войны, территориальные размеры, многонациональ-ность, хозяйство, образование, техника, культура).» [Там же. С. 355—356].
Как видим, концепт «идентичность нации», по Ильину — «национальный акт», предполагает
исследования по множеству критериев: духовному, культурному, историческому, географическому, идеологическому, психологическому (национальный характер), государственному, правовому, политическому, экономическому, социальному, цивилизационному и др. Попробуем рассмотреть часть названных критериев, дать их характеристику по Ильину с тем, чтобы понять, привело ли их характерное качество к неизбежности свершившейся революции в октябре 1917 г.
Сам факт Октябрьской революции Ильин оценивает как катастрофу, совершившуюся в русской истории. Главной, базисной причиной крушения русской государственности и всей русской жизни автор считает духовное крушение. Русская духовная идентичность неразрывно, жизненно связана с принятием православия. Именно нарушение, а вернее, разрушение этого духовного центра, ядра русской идентичности, стало, по мнению Ильина, коренной причиной всех остальных поражений русской жизни и русской истории в 1917 г. Именно духовное крушение породило «круги разрушения» по всем сферам русской жизни: идеологической, военной, государственно-политической, хозяйственно-организационной, культурной и др. Показательны в этом смысле две статьи, которые Ильин посвятил духовным болезням, поразившим всё человечество, в том числе и русскую душу: продажности и зависти. [2. С. 393—398, 406]. Зависть — как скорбь о благополучии ближнего и как ожесточение от всякого чужого преимущества: «почему ты, а не я? твоё, а не моё?» — вместе с продажностью привели в России к желанию перераспределения имущества, к следованию доктрине революционной мести и классового ограбления.
Особое место в русской идентичности, её ментальном, философском качестве, приведшем к историческим событиям октября 1917 г., занимает искажённо воспринятое радикальной русской интеллигенцией и затем активно транслируемое на русское общество философское понимание смысла ценностных понятий: свободы и справедливости. Ильин отмечает, что вопрос предоставления свободы одновременно предполагает создание исторических и нравственных условий для умения пользоваться ею, для сочетания свободы и ответственности: «Крайняя или несвоевременно и неуместно предоставленная свобода ведёт к разнузданию и порабощению» [Там же. С. 293—294]. А толкование справедливости, к сожалению, в человеческой ментальности и, в частности, в русской часто путают, по мнению Ильина, с личным и корыстным интересом. Тогда борьба за справедливость становится борьбой «личных своекорыстий» [Там же. С. 315], граж-
данской войной всех против всех. Между тем, как верно отмечает Ильин, справедливость нельзя «ввести» немедленно, в один момент, сразу. Этот баланс постоянно, эволюционно и поступательно «отыскивается в непрерывном всенародном творческом созерцании и действии» [Там же].
Ильин проводит глубокий исторический и государственно-политический анализ русской идентичности и приходит к выводу, что все основные периоды русской истории опытно доказали неспособность России существовать в федеративном и демократическом устройстве.
Историческая составляющая русской идентичности убедительно показала, что Россия может успешно существовать и развиваться только при условии сильной центральной власти: «История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или единовластие, или хаос» [Там же. С. 38]. Ильин обращает внимание ещё на одно важное политическое обстоятельство, имевшее место накануне революции и сыгравшее также, по его мнению, роковую роль в судьбе России, — это отсутствие единой политически и организационно зрелой и сильной монархической партии, «которая стояла бы на страже трона и умела бы помогать монарху» [Там же. С. 51]. Отсутствие настоящей духовно сильной национальной политической элиты в момент кризиса русской государственности Ильин считает важнейшей причиной победы октябрьского переворота 1917 г.
С психологической точки зрения, русский народ показал незрелость русского национального характера и русского национального правосознания. Ильин подчёркивает, что одной из главных причин русской революции стало отсутствие у всего русского народа, интеллигенции, чиновничества, крестьянства, глубинного духовного чувства, «царственного» осознания собственной ответственности за судьбу России, в котором и доверие, и ответственность, и действующая воля, и дисциплина, и характер, и религиозная вера [Там же. С. 39].
Цивилизационная составляющая русской идентичности заключает в себе прежде всего качественную характеристику позиционирования: Россия — Европа, или Россия — Запад. Ильин призывает к трезвому, здравому взгляду и оценкам западноевропейского отношения к России и объясняет их психологией, исторически сложившимся западным менталитетом: страх перед Россией, враждебность и одновременно желание расчленить огромные территории России, богатые ресурсами, в которых нуждается Европа. Для достижения этой цели хороши все средства: духовный прозелитизм, войны и революции и даже
80
А. С. Тимошин
создание военных коалиций с Россией, но лишь для того, чтобы обескровить и истощить её силы. Исторически Европа всегда была «поставщиком» двух главных опасностей для России: войн и революции. С другой стороны, Россия исторически и геополитически «обречена» быть сдерживающей миротворческой силой в примыкающей к её границам Европе, Азии, а также и в мире: «В течение века Европа и Америка были на банкете всеобщего благоденствия — гостями и почти прихлебателями русских Царей» [2. С. 91]. Россия всегда была вынуждена жертвовать свои лучшие силы для замирения Европы, часто получая взамен величайшие государственно вредные осложнения: «.много славы, очень много ненужного бремени и огромные потери». [Там же. С. 93]. Поэтому Европа и Запад для России всегда были не только источником культурных приобретений, знаний, заимствований, но скорее прагматичным, коварным и неверным соседом.
Таким образом, в русской идентичности Ильиным обозначены и признаны некоторые её свойства, характеристики и качества, которые стали причиной успешности деятельности большевиков и привели Россию к событиям октября 1917 г. Ильин акцентирует внимание на нескольких важных моментах:
1. Религиозное оскудение, духовное крушение, патриотическое и нравственное помрачение русской народной души. Особое место и роль в исторической судьбе России русской радикальной интеллигенции, её ментально-сти и духовно-душевных свойств [1—3].
2. Духовная, организационная, волевая слабость и неспособность сопротивляться злу силою у безмерно более многочисленной, лояльной к власти, — другой части русской интеллигенции и русского народа.
3. Недостатки русского национального характера, его психологических свойств и мен-тальности: тяга к анархии, памятозлобие крепостного права (термин Ильина), стремление к мести и личному обогащению, низкий уровень государственного, правового и политического самосознания.
4. Отсутствие сильной организованной политической партии, поддерживающей самодержавие и монарха, и отсутствие духовно сильной национальной политической элиты.
5. Особое место Запада и Европы в раскачивании ситуации в России: Европа и Запад для России — идеологический, психологический и материальный источник войн и революций.
6. Тяжёлое, неудачно сложившееся положение в России к моменту революции: неудачи на фронте, «деятельность» Временного правительства, предательство со стороны генералитета и чиновничества национальных интересов России.
Учитывая исторические уроки революционных потрясений в России 1917 г., Ильин призывает направлять особые усилия будущего российского государства на духовное национальное воспитание, воспитание духовно сильной национальной элиты, воспитание духовно крепкого национального характера, патриотизма, жертвенности, повышения уровня его правосознания, творческого сочетания свободы и ответственности, развития христианского правосознания, на отыскивание самобытных, органически свойственных России форм государственности, управления и хозяйства, форм организации и дисциплины. В отношении к Европе и Западу Ильин призывает действовать осмотрительно, без иллюзий, имея главную цель — сохранение мира.
список литературы
1. Вехи: сборник статей о русской интеллигенции Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. О. Гершензо-на, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве, С. Л. Франка : репр. изд. 1909 г. — М. : Новости (АПН), 1990. — 216 с.
2. Ильин, И. А. Национальная Россия: наши задачи : сб. ст. / И. А. Ильин. — М. : Алгоритм, 2015. — 464 с.
3. Кошелева, Л. А. Интеллигенция как феномен русской культуры [Электронный источник] : автореф. дис. ... канд. культурол. наук. / Л. А. Кошелева. — М., 2000. — URL: http://www.dissercat.com/content/ intelligentsiya-kak-fenomen-russkoi-kultury.
сведения об авторе
тимошин Александр сергеевич — аспирант, Ульяновский государственный технический университет. Ульяновск, Россия. lagger-2@hotmail.com
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2017. No. 1 (397). Philosophy Sciences. Iss. 43. Pp. 78—81.
RUSSIAN IDENTITY AS A CAUSE OF THE OCTOBER REVOLUTION OF 1917 (to the 100th Anniversary of the October Revolution)
A.S. Timoshin
Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia. lagger-2@hotmail. com
The article analyzes the characteristics and quality of Russian identity, which became a "catalyst" the success of the October Revolution, the Bolsheviks carried out in 1917 in Russia on the basis of materials of articles Russian religious philosopher Ivan Ilyin. Tests and crash in the spiritual destruction of the unique spiritual and organic connection supreme autocratic power with the Russian people, "activity" and the mentality of the Russian radical intelligentsia, as a carrier and conductor of the "Russian temptation", the weaknesses and shortcomings of the Russian national character, difficult historical conditions and the inevitable civilizational and geopolitical "embed-dedness" of the West in Russian life and history are regarded as vulnerable, the weak points of Russian identity, require careful scientific judgment to retrieve historical lessons.
Keywords: Russian identity, Russian "national act", Russian and world semi-intelligentsia, venality, envy, undivided, federation, democracy, spiritual national elite.
References
1. "Vekhi": Sbornik statey o russkoy intelligentsii N.A. Berdyaeva, S.N. Bulgakova, M.O. Gershenzona, A.S. Izgoyeva, B.A. Kistyakovskogo, P.B. Struve, S.L. Franka [A collection of articles about the Russian intelligentsia by N.A. Berdyaev, S.N. Bulgakov, M.O. Gershenson, A.S. Izgoyev, B.A. Kistyakovsky, P.B. Struve, S.L. Frank]. Reprint 1909. Moscow, News (APN) Publ., 1990. 216 p. (In Russ.).
2. Il'in I.A. Natsional'nayaRossiya: nashi zadachi [National Russia: our tasks]. Moscow, Algorithm Publ., 2015. 464 p. (In Russ.).
3. Kosheleva L.A. Intelligenciya kak fenomen russkoy kul'tury [The intelligentsia as a phenomenon of Russian culture. Abstract of thesis]. Moscow, 2000. Available at: http://www.dissercat.com/content/intelligentsiya-kak-fenomen-russkoi-kultury, accessed 01.11.2016. (In Russ.).