УДК 008:745(470+571)
Мария Николаевна Митина
аспирант кафедры искусствоведения
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Санкт-Петербург, Россия
сотрудник
научно-просветительного отдела
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
E-mail: [email protected]
РУССКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Русская глиняная игрушка обладает широким спектром смыслов и функций, выходящих далеко за пределы игрового контекста. Глиняные фигурки, созданные в разных центрах народных художественных промыслов, несмотря на стилевые и художественные отличия, имеют ряд универсальных характеристик. В статье рассматриваются черты русской культуры, отраженные в искусстве глиняной мелкой пластики: традиционность, духовность, семейственность. Духовность русской народной глиняной игрушки воплощается через семантику художественных образов, традиционность — через устойчивый набор персонажей, семейственность — через коллективное творческое начало.
Ключевые слова: русская глиняная игрушка, народные художественные промыслы, традиции, русская культура
Для цитирования: Митина, М. Н. Русская глиняная игрушка как феномен художественной культуры / М. Н. Митина //Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 4 (80). — С. 102-109.
Русская культура многогранна и разнообразна, «чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни» [14, с. 9]. Художественные промыслы — огромный пласт культуры. В творчестве мастеров воплощается многовековая картина мира народа. Глиняная игрушка создавалась во многих регионах России. В каждом центре народного искусства существовали сложившиеся способы работы с глиной, набор средств художественной выразительности, стилевые особенности. Своеобразие художественного языка каждого промысла складывалось постепенно. Но, несмотря на разные стилевые характеристики, народная глиняная игрушка обладает и общими чертами, выражающими специфику народной культуры страны.
Поскольку «культура принадлежит к самым сложным и всеобъемлющим понятиям истории человечества» [10, с. 4], исследование ее аспектов необходимо для понимания окружающего мира, обогащения и развития науки. Культурологический аспект исследования искусства народных художественных промыслов, а именно народной глиняной игрушки, все еще остается актуальным проблемным полем современной науки о народном искусстве.
Целью настоящей работы является исследование русской глиняной игрушки как феномена художественной культуры. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: провести краткий обзор истории исследования русской глиняной игрушки; определить универсальные характеристики народной
102
пластики; выявить черты русской культуры, отраженные в глиняной игрушке всех центров народных художественных промыслов. Объектом исследования настоящей работы является русская народная глиняная игрушка Х1Х-ХХ1 вв. Значительный временной промежуток помогает наиболее широко рассмотреть глиняную игрушку, как цельное явление народного творчества; обратиться к народной глиняной игрушке как феномену культуры страны. Предметом исследования стали художественные формы и образы мелкой пластики России Х1Х-ХХ вв. Методологической основой работы является сравнительный, исторический и искусствоведческий анализ.
Актуальность исследования связана с возрастающим интересом к народному искусству, который отмечается в последние несколько лет; необходимостью осмысления семантики образов игрушки; поиском возможностей по возрождению забытых промыслов, с учетом сохранения традиций и канонов народа. Не случайно в последнее время всё чаще встречаются формулировки о важности народной культуры для дальнейшего развития общества, «когда техника удовлетворит материальные потребности человечества, потребности в комфорте и прочем, наступит век создания культурных ценностей» [9, с. 299]. В современных условиях сложной мировой обстановки человеку необходимы точки опоры, культурные столпы, которыми могут служить произведения народного искусства. Изделия промыслов отражают особенности культуры страны, воплощают представления о мире, служат проводниками в область фольклора и мифотворчества. Поэтому сегодня тема исследования звучит наиболее громко и актуально.
Глина — пластичная и огнеупорная, относительно доступная — не случайно стала одним из самых любимых материалов для создания предметов декоративно-прикладного искусства. Глиняная пластика — один из древнейших видов художественной деятельности человека. Ее история насчитывает несколько тысячелетий. Предметы мелкой пластики представлены в разнообразном спектре культур, начиная от первобытности и заканчивая современностью. В разные периоды статуэтки
играли важную роль в религиозных действах, были элементом интерьера жилых и культовых помещений, использовались в качестве игрушек и музыкальных инструментов (свистулек-флейт). Камерное их использование предполагало тесную связь с самыми сокровенными сферами жизни человека.
Древнейший образ животного, птицы и человека, воплощенный в искусстве малых форм, возникает в период палеолита. Однако пластика этого периода представлена небольшим количеством находок, хотя известные образцы передают выразительный художественный образ. Временем широкого распространения мелкой пластики стали периоды неолита и медного века ^Н-Ш тыс. до н.э.), к которому относятся серии статуэток, насчитывающие сейчас тысячи экземпляров. Кроме изображений людей и животных, в набор мелкой пластики этой эпохи входили разнообразные глиняные предметы: модели жилищ, транспортных средств, орудий труда. Все эти памятники создали целый «ансамбль» миниатюрных произведений.
С течением времени видоизменялась форма и семантика фигурок, однако, вероятно, некоторые образы, воплощенные мастерами художественных промыслов, имеют связь с образами древнейшей пластики. Так, Л. А. Динцес предполагал, что истоки семантики русской глиняной игрушки можно нащупать в славянской культуре, в представлениях дохристианского периода. Миниатюрные фигурки использовались как обереги; ритуальные предметы, связанные с обрядами календарных сельскохозяйственных праздников; вотивные статуэтки. Во всех центрах бытования глиняной пластики преобладают свистульки. Это связано с музыкальной природой происхождения пластики в целом. Две главные составляющие ее основы — музыка и фольклор [8, с. 9].
Главными отличительными признаками мелкой пластики любого периода являются относительно небольшие размеры фигурок и возможность тактильного контакта с ними. Формально глиняная пластика является видом станковой скульптуры и обладает рядом свойств, характерных для скульптуры в целом — объемом, образностью и обобщением.
103
Уникальность мелкой пластики заключается в тесной связи повседневной жизни и духовной составляющей любой культуры и эпохи, отражении картины мира целого народа.
Основная художественная особенность глиняной игрушки — максимально обобщенная форма, с несколькими деталями, помогающими создать выразительный художественный образ. Детали, атрибуты, знаки, призванные идентифицировать персонажа чаще всего преувеличены, объёмны. Здесь остро встает проблема степени отражения реального мира и уровня стилизации. В народной игрушке «быль и вымысел слиты воедино» [4, с. 7]. Мелкая пластика, даже при условии использования сочетания различных техник и декора, обладает меньшим количеством выразительных средств, чем, например живопись. Основными средствами художественной выразительности выступают форма и линия. Именно лаконичность позволяет минимальными средствами передать художественный образ, выразив суть, воплотив ее в конкретную форму.
В разных странах, у разных народов мелкая пластика имеет разную значимость для культуры. У африканских народов, например, искусство мелкой пластики до сих пор занимает центральное место, в то время как, в западноевропейском искусстве преобладают другие виды творческого воплощения художественных образов, центральными являются живопись и архитектура.
Набор образов русской глиняной пластики чрезвычайно разнообразен, а декор информативен (связь элементов орнамента с универсальными орнаментальными формами и первобытными земледельческими аграрными культами; изображение деталей костюма, по которому можно составить представление о моде эпохи; аксессуары и маркёры персонажа, помогающие в атрибуции). Тематика образов чаще традиционная: женские фигуры, всадники, птицы, животные (дикие и домашние) [12, с. 12]. Со временем появляются сказочные сюжеты, групповые фигурки, ярмарочные образы. Глиняные фигурки близки по своему содержанию с фольклором и сказкой, которые в свою очередь являются «квинтэссенцией национального духа» [13, с. 11].
Серьезное внимание к русской глиняной пластике XIX в., как предмету исследования начали уделять лишь в начале XX в. (работы
A. Бенуа, Н. Д. Бартрама, Л. А. Динцеса, и других). В большей степени фундаментальное исследование русской глиняной игрушки начинается с работы А. И. Деньшина [6], возродившего промысел одной из наиболее узнаваемых глиняных игрушек — дымковской. Следующей важной публикацией стала работа Н. М. Церетелли [15], в которой он предложил классификацию игрушек по типам, осветил вопросы ее происхождения. Проблема источника, корней народного творчества стала одной из центральных в публикациях ряда крупных исследователей первой четверти XX в. (например
B. С. Воронова и П. С. Шереметева). Связь русской народной глиняной игрушки с древ-неславянскими традициями, скифо-сарматским искусством, античными памятниками, финно-угорскими традициями определяет в своей работе Л. А. Динцес [7].
В середине и второй четверти XX в. русскую мелкую пластику исследовали в рамках истории развития русского народного искусства в целом (например, работы В. М. Василенко, М. А. Некрасовой и других). В 1960-е гг. выходит публикация Ю. А. Арбата [1], в которой заостряется вопрос важности народного искусства и глиняной игрушки, в частности. В 1970-1980 е гг. отмечается возрастающий интерес к народному творчеству. Вопросами и проблемами народного искусства занимаются такие организации как НИИХП (научно-исследовательский институт художественной промышленности) и Союз художников. Выходит, множество статей, посвященных актуальным вопросам развития промыслов в таких журналах как: «Декоративное искусство СССР», «Творчество», «Искусство», появляются альбомы и монографии, посвященные отдельным художественным промыслам и глиняной игрушке регионов (исследования Л. В. Дьяконова, В. А. Гуляева, Г. П. Дурасова, И. А. Колобко-вой, А. Н. Фрумкина и других). В это время выходит фундаментальная работа И.Я. Богуславской о Дымковском промысле [3].
На рубеже XX-XXI вв. появляются работы, в которых глиняную игрушку рассматрива-
104
ют в сравнении с другими видами народного искусства, чаще всего деревянной игрушкой и вышивкой (работы Г. Л. Дайн, Н. В. Тара-новской и других). В начале ХХ1 в. выходит крупное обобщающее исследование И. Я. Богуславской о русской глиняной игрушке [4], в котором рассматриваются основные центры художественных промыслов и их специфика.
Несмотря на большое количество исследований русской глиняной пластики, (посвященных ее истории, истокам, стилевым и художественным характеристикам отдельных центров, проблемам и особенностям) остается ряд вопросов, требующих дополнительного внимания. Один из таких аспектов — выявление черт русской культуры, отражающихся в глиняной игрушке.
В истории развития русской глиняной игрушки можно проследить периоды изменения духовных и религиозных представлений русского народа. Археологический материал дает большой пласт свистулек, с XVШ в. преобладают зооморфные фигурки, а в Х1Х в. набирают популярность образы барынь и женщин с детьми, парочек и семейных групп. На смену сдержанности и условности в трактовке ранних фигур и орнамента, к Х1Х в. в русской глиняной игрушке приходит узорность и фан-тазийность. На примере такого общего среза истории развития русской глиняной пластики можно отметить переход от религиозных представлений, воплощенных в фигурках, к декоративному, эстетическому началу.
К концу Х1Х в. в России существовало множество центров глиняной игрушки, некоторые были широко известны за пределами своего региона (например, Филимоновская), другие оставались локальными очагами творчества и были знакомы лишь местному населению (как, например, Оятская игрушка). В каждом регионе сформировались свои особенности, игрушка каждого центра народных художественных промыслов уникальна и узнаваема: удлиненная, с вытянутыми формами Филимоновская; архаичная строгая в росписи Каргопольская; контрастная, покрытая яркими эмалями Аба-шевская; нарядная Дымковская и т. д. Но в игрушках каждого такого центра, несмотря на самобытность, можно выделить универ-
сальные черты. В русской народной глиняной игрушке любого региона всегда в той или иной степени проявляется традиционность, духовность и семейственность (коллективность).
Главный стержень народной игрушки — традиция. Именно с этим фактом связана важная роль свистулек и их преобладание в ассортименте создаваемых фигурок. Свист имеет важное ритуальное значение. «Свист, также как и крики, и громкие удары, служил в прошлом средством отогнания злого начала» [7, с. 55]. Народный праздник Свистунья, или Свистопляска, бытовавший на Вятке, — ярчайший пример связи с древнейшими представлениями о свисте и его роли в борьбе со злыми силами. Представления о силе и возможностях звука, магическом воздействии музыкальных инструментов имеют глубокие исторические корни. Так, например, в Древнем Риме праздник кукол завершал Сатурналии — празднества, связанные со сбором урожая, на которых использовали антропоморфные фигурки вместо жертвоприношений, такие праздники сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах [2, с. 198]. Связь с древнейшими символами и представлениями проявляется в русской народной игрушке не только большой значимостью свистулек, но и орнаментами с солярными знаками и растительным мотивами. Этот вопрос требует отдельного глубокого исследования.
Традиционность воплощается в определённом наборе образов — изображении важнейших для русской культуры птиц и животных, уважительном отношении к дарам окружающего мира, понимании силы природы. В каждом центре бытования глиняной игрушки всегда создавались птички-свистульки, фигурки коня и медведя. Художественные приемы, детали орнамента, цветовые нюансы, техника исполнения в каждом промысле своя, но эти три типа фигурок неизменно входят в состав ассортимента каждого очага народной глиняной игрушки.
Духовность русской народной игрушки связана с ее глубокими историческими корнями, бережным и чутким отношением к народным представлениям и обычаям. Многие отечественные философы (Н. А. Бердяев,
105
И. А. Ильин, Н. О. Лосский и др.) отмечают особый тип русской духовности — соборный, коллективный, в котором преобладает приоритет общественных интересов над личностными. В коллективном творчестве мастеров народных художественных промыслов эта духовность выражается особенно ярко. От мастера к мастеру, на протяжении длительного времени передаются и бережно сохраняются идеи и смыслы, вкладываемые в каждый образ народной игрушки. Картина мира народа отражается в игрушке, ведь «переходя в мир взрослых, кукла несет с собою воспоминания о детском, фольклорном, мифологическом» [11, с. 378]. Через сказочный, фольклорный образ, авторски осмысленный и воплощенный в народной глиняной игрушке коллективно выработанным художественным языком промысла, передаются представления о мире и традициях целого народа. Отсюда вытекает еще один важный принцип русской культуры, воплощенный в глиняной игрушке, — коллективность, семейственность.
Семья — абсолютный приоритет русского народа, наряду с понятиями веры, религиозности и государства (об этом неоднократно размышляли философы — Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, В. С. Соловьев). Русская глиняная игрушка испокон веков создавалась всеми членами семьи, в этом проявляется её семейственность, коллективность. Если гончарное мастерство в целом считалось больше мужским ремеслом, то игрушка объединяла всех членов семьи — от совсем маленьких детей до представителей старшего поколения. Часто керамический промысел, как и многие другие виды народных художественных промыслов, становился семейным делом, передаваемым из поколения в поколение. Народное искусство сохраняет неразрывную связь коллективного и индивидуального, традиционного и авторского.
Сегодня глиняные игрушки очень редко используют непосредственно для игры, их коллекционируют, ими украшают интерьер, их дарят в качестве символа русской культуры. Глиняные фигурки обогащают зрителя, радуют своей сочной декоративностью, простотой форм, иногда нарочито гротескными, стилизованными персонажами. Сегодня, в век
технологического прогресса, людям всё еще нужны «не одни земные блага, нужны и сказки» [2, с. 209]. Глиняные фигурки передают этот неповторимый дух русской сказки, народного фольклора, древнейших представлений о мире, словно в зеркале отражая и рельефно показывая особенности русской культуры: духовность, традиционность, семейственность (коллективность).
Народная глиняная игрушка — яркий феномен художественной культуры России. Её духовность воплощается через семантику художественных образов, традиционность — через устойчивый набор персонажей, семейственность — через коллективное творческое начало. Сохранение этих принципов необходимо для дальнейшего развития народного искусства, бытования промыслов в рамках современных реалий культуры. В эпоху информационных технологий промыслы остаются островками надежды на сохранение традиционных ценностей. Народное искусство — «это наглядный эстетический и морально-этический кодекс народа» [5, с. 7], оно имеет весь арсенал ресурсов, созвучных требованиям современного мира: доступные материалы, относительная скорость в исполнении, художественное многообразие. Во взаимодействии с дизайном и сферой креативных индустрий у народного искусства есть возможность передавать, сохранять и транслировать культурное наследие современным, актуальным языком, органично вливаясь в мир нового поколения.
Существует множество механизмов актуализации глиняной игрушки в современных условиях — просветительские проекты, фестивали народного искусства, выставки и ярмарки достижений народных художественных промыслов, мастер-классы, образовательные программы, коллаборации с дизайнерами и профессиональными художниками, туристические маршруты. Необходимо включать глиняную игрушку в пространство современного арт-рынка, для популяризации изделий народных промыслов. В этом процессе могут быть полезны механизмы цифрового менеджмента и кураторская поддержка.
Народные художественные промыслы нуждаются сегодня не только в финансовой и
106
социальной поддержке, но и научной. Поскольку наука о народном искусстве еще достаточно молода, аспекты связи народного искусства с особенностями национальной культуры требуют дальнейших исследований. В рамках
настоящей статьи мы заострили внимание на глиняной игрушке Х1Х-ХХ1 вв., однако эти вопросы актуальны в целом для разных видов народного искусства и оставляют широкое поле для изучения.
Список литературы
1. Арбат, Ю. А. Путешествие за красотой / Ю. А. Арбат. — Москва : Искусство, 1966. — 184 с.
2. Богуславская, И. Я. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании ГРМ / И. Я. Богуславская. — Ленинград : Искусство, 1976. — 210 с.
3. Богуславская, И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. — Ленинград : Художник РСФСР, 1988. — 336 с.
4. Богуславская, И. Я. Русская народная игрушка / И. Я. Богуславская. — Санкт-Петербург : Palace Editions, 2002. — 176 с.
5. Вагнер, Г. К. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X-XX веков / Г. К. Вагнер, В. М. Василенко. — Москва : Советский художник, 1974. — 294 с.
6. Деньшин, А. И. Вятская глиняная игрушка в рисунках / А. И. Деньшин. — Москва, 1917. — 60 с.
7. Динцес, Л. А. Русская глиняная игрушка / Л. А. Динцес. — Москва ; Ленинград : Изд-во Академии Наук СССР, 1936. — 139 с.
8. Кулешов, А. Г. Русская глиняная игрушка как вид народного творчества. Истоки и типология / А. Г. Кулешов. — Москва, 2012. —184 с.
9. Лихачев, Д. С. Заметки о русском : сборник / Д. С. Лихачев. — Москва : Колибри : Азбука-Аттикус, 2014. — 480 с.
10. Лотман, Ю. М. Статьи по типологии культуры / Ю. М. Лотман. — Тарту, 1970. — 109 с.
11. Лотман, Ю. М. Куклы в системе культуры // Ю. М. Лотман. Избранные статьи в трех томах. Т. I. Статьи по семиотике и типологии культуры. — Таллин : Александра, 1992. — С.377-380.
12. Народные художественные промыслы / под ред. О. С. Поповой. — Москва : Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 192 с.
13. Сказка в фольклоре, литературе и искусстве: традиционное и новое : сб. науч. статей / ред.-составитель Л. В. Фадеева. — Москва : Государственный институт искусствознания, 2020. — 416 с.
14. Соловьев, В. М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней / В. М. Соловьев. — Москва : Белый город, 2004. — 736 с.
15. Церетелли, Н. М. Русская крестьянская игрушка / Н. М. Церетелли. — Москва, 1933. — 242 с.
Получено 15.10.2024
107
Maria N. Mitina
Post-graduate student of the Art History Chair
St. Petersburg State Art and Industrial Academy named after A. L. Stieglitz, St. Petersburg, Russia
employee of the Scientific and Educational Department
The State Hermitage Museum, St. Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Russian Clay Toy as an Artistic Culture Phenomenon
Russian cLay toy has a wide spectrum of meanings and functions going far beyond the game context. CLay figures created in different centers of folk arts and Crafts despite stylish and artistic differences have a number of common features. The article considers the peculiarities of Russian culture embodied in the art of fine cLay plastics such as tradition, spirituality, nepotism. Spirituality of Russian folk cLay toy is embodied through the semantics of artistic images, tradition is embodied through a certain number of personalities and nepotism is embodies through the collective creative beginning.
Keywords: Russian cLay toy, folk art crafts, traditions, Russian culture For citation: Mitina M. N. 2024. Russian CLay Toy as an Artistic CuLture Phenomenon. Vestnik kultury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 4 (80): 102-109. (In Russ.).
References
1. Arbat Yu. A. 1966. Puteshestvie za krasotoy [A journey for beauty]. Moscow: Art. 184 p. (In Russ.).
2. BogusLavskaya I. Ya. 1976. Dobrykh ruk masterstvo [Good hands skiLL]. Leningrad: Art. 210 p. (In Russ.).
3. BogusLavskaya I. Ya. 1988. Dymkovskaya igrushka [Dymkovo toy]. Leningrad: Artist of the RSFSR. 336 p. (In Russ.).
4. BogusLavskaya I. Ya. 2002. Russkaya narodnaya igrushka [Russian foLk toy]. St. Petersburg : PaLace Editions. 176 p. (In Russ.).
5. Vagner G. K. 1974. Narodnoe iskusstvo. Izbrannye trudy o narodnom tvorchestve X-XX vekov [FoLk art. SeLected works on foLk art of the 10th-20th centuries]. Moscow: Soviet Artist. 294 p. (In Russ.).
6. Den'shin A. I. 1917. Vyatskaya gLinyanaya igrushka v risunkakh [Vyatka cLay toy in drawings]. Moscow. 60 p. (In Russ.).
7. Dintses L. A. 1936. Russkaya gLinyanaya igrushka [Russian cLay toy]. Moscow, Leningrad : PubLishing House of the Academy of Sciences of the USSR. 139 p. (In Russ.).
8. KuLeshov A. G. 2012. Russkaya gLinyanaya igrushka kak vid narodnogo tvorchestva. Istoki i tipoLogiya [Russian cLay toy as a kind of foLk art. Origins and typoLogy]. Moscow (In Russ.).
9. Likhachev D. S. 2014. Zametki o russkom (sbornik) [Notes on Russian (coLLection)]. Moscow: KoLibri, ABC- ATTICUS. 480 p. (In Russ.).
10. Lotman Yu. M. 1970. Stat'i po tipoLogii kuL'tury [ArticLes on the typoLogy of cuLture]. Tartu. 109 p. (In Russ.).
11. Lotman Yu. M. 1992. DoLLs in the cuLturaL system. Izbrannye stat'i v trekh tomakh. T. I. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury [Selected articles: in 3 vols. Vol. I. Articles on semiotics and typology of culture]. TaLLinn: ALexandra. Pp. 377-380. (In Russ.).
108
12. Narodnye Khudozhestvennye promysLy [FoLk Art crafts]. 1984. Moscow : Light and food industry. 192 p. (In Russ.).
13. Skazka v fol'klore, literature i iskusstve: Traditsionnoe i novoe: Sbornik nauchnykh statey [Fairy tale in folklore, literature and art: Traditional and new: A collection of scientific articles]. 2020. Moscow: State Institute of Art Studies. 416 p. (In Russ.).
14. Solov'ev V. M. 2004. Russkaya kul'tura. S drevneyshikh vremen do nashikh dney [Russian culture. From ancient times to the present day]. Moscow: Belyi gorod. 736 p. (In Russ.).
15. Tseretelli N. M. 1933. Russkaya krest'yanskaya igrushka [Russian peasant toy]. Moscow. 242 p. (In Russ.).
Received 15.10.2024
109