УДК: 316.4 Б01:10.31249/сЬе1/2021.01.13
Грибер Ю.А.(1), Лавренова О.А.(2)
ШСОШК2020: ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ЦВЕТА©
1 Смоленский государственный университет, Россия, Смоленск, [email protected]; (22 Институт научной информации по общественным наукам РАН, МИСИС, ГИТР, Россия, Москва, [email protected]
Аннотация. В декабре 2020 г. в онлайн-формате состоялась Международная конференция Российского общества цвета. В ее работе приняли участие исследователи из 49 стран мира. Предметом обсуждения стало осмысление роли цвета и цветовой коммуникации в культуре, искусстве и других сферах человеческой жизни. Дискуссия велась в поле систематизации актуальных проблем и выявления новых тенденций научных исследований в области колористики. Было организовано пять секций, в которых обсуждались вопросы психологии и социологии цвета, лингвистики цвета, роли цвета в искусстве и дизайне, в науке и технологиях. В современной науке это единственный широкомасштабный мульти-дисциплинарный проект такого плана.
Ключевые слова: цвет; колористика; Российское общество цвета; международная конференция.
Получен: 05.10.2020 Принят к печати: 19.10.2020
© Грибер Ю.А., Лавренова О.А., 2021
Griber Yu.A.(1), Lavrenova O.A.(2) RUcolor2020: review of the international scientific conference of the Russian color society
1 Smolensk state University, Russia, Smolensk,[email protected];
Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, National University of Science and Technology (MISIS) and of the Film and Television School (GITR),
Russia, Moscow, [email protected]
Abstract. Ап international conference of the Russian society of color was held in December 2020 in the online format. Researchers from 49 countries took part in its work. The discussion focused on understanding the role of color and color communication in culture, art, and other areas of human life. The discussion was conducted in the field of systematization of current problems and identification of new trends in scientific research in coloristics. Five sections were organized to discuss the psychology and sociology of color, the linguistics of color, the role of color in art and design, as well as in science and technology. In modern scholarship, it is a unique large-scale multidisci-plinary project of this type.
Keywords: color; coloristics; Color Society of Russia; international conference.
Received: 05.10.2020 Accepted: 19.10.2020
Одной из точек соприкосновения и взаимодействия искусства и науки является цвет.
1-5 декабря 2020 г. в дистанционном формате состоялось важное для отечественной и зарубежной науки событие - Международная конференция Российского общества цвета.
Основной целью конференции стало развитие регионального и международного научного сотрудничества в сфере междисциплинарных исследований цвета и цветовой коммуникации, систематизация актуальных проблем и выявление тенденций научных исследований, а также создание условий российским ученым для обмена результатами исследований.
Организаторами конференции выступили научно-образовательный центр «Лаборатория цвета», Смоленский государственный университет, Рабочая группа по изучению цветового дизайна среды Международной ассоциации цвета (AIC), Российское общество цвета, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН), издательство «Согласие» (Москва). Информационная и организационная подготовка конференции заняла более года.
Поддержка Фонда президентских грантов (проект № 20-2-000280) позволила организаторам мероприятия создать для исследователей, преподавателей, дизайнеров и бизнесменов со всего мира уникальную площадку для обсуждения результатов исследований, новых идей, передовых технологий и возможностей дальнейших совместных проектов.
К участию были приглашены российские и зарубежные специалисты, молодые ученые, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений, магистранты, аспиранты, докторанты, а также все лица, заинтересованные в обсуждении вопросов психологии и социологии цвета, городской колористики, лингвистики и философии цвета.
Заявки на участие в конференции прислали 182 человека из 27 стран мира и 17 регионов РФ (рис. 1). Над оценкой полученных материалов целый месяц работали 52 члена программного комитета из 22 различных стран.
Рис. 1. География участников
После двойного слепого рецензирования собранных материалов в программу были включены 110 докладов.
Работа конференции проходила в пяти секциях, в которых обсуждались вопросы психологии и социологии цвета, лингвистики цвета, роли цвета в искусстве и дизайне, в науке и технологиях.
Принципиальной особенностью мероприятия стал перенос фокуса внимания со связи между цветом и индивидуальным сознанием, которая традиционно изучается в рамках гуманитарных наук, на отношения между цветом и обществом, анализ социальной дифференциации цветовых кодов культуры, выявление взаимосвязи между структурой цветового пространства и социальными структурами. Ни в отечественной, ни в зарубежной исследовательской практике подобный подход еще не был реализован. Между тем потенциал предлагаемого междисциплинарного синтеза чрезвычайно высок.
Наибольший интерес участников вызвали проблема синтеза теоретического и эмпирического анализа влияния отдельных цветов и цветовых комбинаций на человеческие эмоции; анализ индивидуальных цветовых предпочтений и их кросс-культурных особенностей; теоретические направления анализа произведений визуального искусства с точки зрения их цветовой содержательности: семантической, функциональной и эстетической.
Активно проходила дискуссия, посвященная воздействию цветовых характеристик объектов на массовое сознание и механизмам управления цветоощущением и цветовосприятием, позволяющим направленно и намеренно вызывать у людей рассчитанные и ожидаемые реакции. Участники конференции с интересом обсуждали роль цвета в процессах социальной стратификации и в идентификации и самоидентификации представителей различных субкультур.
В докладах была затронута проблема интеграции социума и культуры, которая реализуется через широкий спектр культурных кодов, маркирующих принадлежность к определенным социальным группам. Анализировались социальные факторы территориальных различий цветовых доминант и параметров социокультурного контекста формирования хроматических характеристик городов.
Широко обсуждались также теоретико-методологические перспективы традиции изучения цвета как семантического объекта, представленной несколькими стратегическими линиями - семиотической, социокультурной, этнолингвистической, психосемантической; специфика цветонаименования в различных языках в контексте
лингвокультурологического подхода, в частности коннотативные значения цветообозначений и цветоконцепты, закрепленные в языковом сознании народа; контекстуальные смыслы колоративов, механизмы концептуализации цвета в идеостилях писателей и поэтов, а также средства репрезентации цвета для выражения авторской модальности.
Работа конференции освещалась на специально созданном сайте (www.RUco1or2020.ru) и транслировалась в режиме «живого видео» в Интернете. Такой формат привлек внимание широкой общественности со всех континентов. В конференции приняли участие более тысячи человек из 49 различных стран мира, среди которых - Бразилия, Германия, Иран, Италия, Польша, Португалия, Словакия, США, Швеция, Украина и другие.
Ежедневный график работы конференции включал доклады в рамках тематических секций, мастер-классы и круглые столы.
Самой важной частью программы стали выступления двенадцати приглашенных лекторов из России, Германии, Индии, Швейцарии, Аргентины и Испании.
Особое внимание в докладах уделялось обсуждению результатов эмпирических исследований воздействия на человека различных цветовых стимулов.
Заведующий отделом бионики, медицинской биофизики и человеко-машинного взаимодействия Сургутского филиала Федерального государственного учреждения «Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук», кандидат биологических наук Юрий Бурыкин рассказал о результатах экспериментального исследования влияния цветового воздействия на физиологические реакции организма человека, в частности на моторику и регуляцию постуральной устойчивости. Согласно выдвигаемой автором гипотезе, у человека, воспринимающего цветовую информацию, появляются специфические непроизвольные моторные реакции глаз и различных мышечных групп тела, которые при предъявлении разных цветовых стимулов будут различаться. Чтобы проверить свое предположение, он обследовал 40 человек разного пола и возраста с помощью аппаратно-программного комплекса «МБН-Биомеханика». Участникам эксперимента последовательно предъявлялись на экране компьютера цветовые стимулы черного, зеленого и желтого цветов. Исследование позволило выявить ста-
тистически достоверные различия постуральной устойчивости при предъявлении ахроматических и хроматических стимулов, которые, по мнению автора, можно объяснить различным вовлечением мышц флексоров, активизирующихся при зрительном восприятии.
Д-р Домицеле Йонаускаите (Лозаннский университет, Швейцария) представила участникам конференции сравнительный анализ ассоциаций цвета с эмоциями у трихроматов и дихроматов. Докладчица отметила, что, несмотря на растущий интерес к эмпирическому изучению механизмов аффективного воздействия цвета на человека и его последствий, в изучении ассоциаций цвета с эмоциями до сих пор остаются белые пятна. Одно из них - аффективное воздействие цвета на людей с разной степенью дальтонизма. Чтобы лучше понять механизмы аффективных ассоциаций у людей с нарушенным цветовым зрением и внести вклад в развитие таких прикладных областей, как дизайн и здоровье, сотрудники Института психологии Лозаннского университета разработали эксперимент, позволяющий им сравнить аффективные реакции трихроматов и дихроматов с дейтаноподобными нарушениями. Цветовое зрение участников проверялось сразу тремя способами -с помощью тестов Ишихары, Фарнсворта Б-15 и Лантони Б-15. Задача участников эксперимента заключалась в том, чтобы найти соответствия между 20 эмоциями и 12 цветами, которые предъявлялись им в двух различных формах - в виде цветовых образцов и основных цветонаименований. Эксперимент показал, что у людей с частичным цветовым зрением возникают сравнимые по интенсивности ассоциации цвета с эмоциями, что, по мнению авторов, указывает на то, что скорее лингвоконцептуальная, чем перцептивная система, в большей степени управляет этими ассоциациями.
Проф. Аксель Бютер (Университет Вупперталя, Германия) представил результаты проекта, целью которого являлось изучение психологического и медицинского влияния цвета и света на пациентов и персонал отделения интенсивной терапии. Исследование, которое проводилось в сотрудничестве с отделением интенсивной терапии университетской клиники «Гелиос Вупперталь», показало, что корректировка цветового дизайна помещений и условий освещенности способна заметно повысить оценку качества пребывания в них как пациентов, так и персонала.
Разработанный командой проекта новый цвето-световой дизайн оказал заметное влияние на самочувствие и состояние здоро-
вья пациентов отделения интенсивной терапии. Во время лечения они стали более спокойно воспринимать медицинский и сестринский персонал. Изменилось и восприятие пациентами условий пребывания в медицинском учреждении: атмосфера отделения стала для них более стимулирующей, привлекательной, более теплой и уютной. Они реже испытывали стресс и раздражение.
Цвет и свет заметно повлияли на мотивацию и поведение медицинского и сестринского персонала в отделениях интенсивной терапии. У персонала значительно возросла удовлетворенность условиями работы, качеством искусственного и дневного освещения, оснащением рабочих мест, комнат отдыха, палат для пациентов, коридоров. Им стало легче ориентироваться в пространстве. Под влиянием цвето-светового воздействия почти на треть (30,1%) сократилось потребление нейролептиков - лекарств, обладающих антипсихотическим и седативным действием (в частности, галоперидола, рисперидона, хлорпротиксена и ряда других).
Проф. д-р Хуан Серра Луч (Политехнический университет Валенсии, Испания) представил доказательства влияния на пожилых людей теплых и холодных оттенков в дизайне интерьера. Докладчик справедливо отметил, что формирование цветовой среды, комфортной и уютной для пожилых людей, является одной из наиболее актуальных проблем современного цветового дизайна. Такая установка во многом связана со сменой парадигмы цветового проектирования и постепенным вытеснением нейтральной «больничной» колористики, которая за последние десятилетия стала привычной для лечебных учреждений и домов престарелых, интересными и яркими цветовыми решениями, основанными на богатой оттенками цветовой палитре.
Докладчик представил результаты экспериментального исследования, проведенного в домах престарелых Валенсии, которые убеждают в том, что цветовые предпочтения пожилых людей зависят от функционального типа помещения и вида активности, на которое это помещение рассчитано. В общественных пространствах, предназначенных для активного взаимодействия людей друг с другом, пожилые испанцы предпочитают желтый и другие теплые цвета. В спальнях и комнатах отдыха, рассчитанных на низкую активность, наоборот, предпочтительными для них являются холодные цвета, и в частности - зеленый.
Исследование показало, что установленные различия зависят не только от социальных характеристик пожилых людей (пола, возраста и ряда других), но и от индивидуально-психологических особенностей личности, а значит, необходимы дальнейшие эксперименты, которые позволят лучше понять механизмы цветовых предпочтений в различных типах архитектурной среды, предназначенной для разных типов пользователей.
Проблематика семиотики и философии цвета в культуре и искусстве была представлена в докладах О.А. Лавреновой, доктора философских наук, почетного члена Российской академии художеств, Президента Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T) (ИНИОН РАН, МИСиС, ГИТР, Россия). Первый доклад был посвящен колористической семантике культурного ландшафта, роли цвета в восприятии и формировании среды обитания. Человеку в принципе свойственно превращать все, с чем он соприкасается, в знаки и символы. Цвет изначально играет важную роль во взаимодействии с внешним миром, в получении необходимой информации. Например, о близости подземных источников или некоторых полезных ископаемых можно судить по цвету листвы растений. Наиболее значимые в культуре цвета, используемые в архитектуре, в традиционных одеждах, чаще всего являются дополнительными к цвету среды. В культуре определенный цвет связывается с определенным типом геообъектов. Например, привычные нам «голубые горы» в Норвегии воспринимаются как «черные». Цвет может выступать как знак и как элемент знака, участвовать в формировании индексаль-ных, иконических, символических знаков. В результате в культурном ландшафте формируются устойчивые знаковые системы, которые воспринимаются невербально и прочитываются по мере перемещения в пространстве как текст (в его широком культуро-философском понимании).
Во втором сообщении докладчик осветила разные грани философии цвета и света в творческом наследии Рерихов. Художник и мыслитель Н.К. Рерих, философ Е.И. Рерих, их сыновья - художник и общественный деятель С.Н. Рерих и востоковед Ю.Н. Рерих, - каждый по-своему касались проблемы значения цвета, воздействия его на психику, связи цвета и качества психической энергии человека. В их творчестве цвет и свет неразрывно связаны и на философском уровне, и на практическом - живопис-
ные полотна отца и сына Рерихов отличаются светоносностью, особым эффектом воздействия на зрителя, о чем пишет большинство искусствоведов, занимающихся их наследием. С.Н. Рерих в книге «Искусство и жизнь» щедро делится секретами мастерства, показывая, как создавать красками на холсте эффект света. П. Флоренский в концепции пневматосферы писал о материи, проработанной духом; ей созвучно философское учение «Живая Этика», созданное Е.И. Рерих в сотрудничестве с Мудрецами Востока. Согласно «Живой Этике», излучения человека, его аура, могут иметь некий базовый цвет и изменяться в зависимости от состояний. Соответственно, семантика цвета в данном случае зависит от «духовной физиологии».
Еще одним проблемным полем конференции стало обсуждение городской колористики и роли цвета в архитектурном формообразовании.
Доктор архитектуры, проф., почетный член Российской академии художеств Андрей Ефимов (Московский архитектурный институт, Россия) представил участникам конференции свою концепцию формирования колористической среды города. Он показал, как исторически возникает цвет в создаваемом человеком окружении и как по мере освоения внутреннего и внешнего пространства проходит его эволюция. Рассматривая колористику города как сложный феномен, обусловленный природными особенностями региона и протекающими в нем социально-культурными процессами, докладчик представил сложный процесс преобразования пассивной полихромии, которая не являлась результатом профессионального действия и характеризовалась простейшим цветовым оформлением архитектуры, в активную, которая появляется в результате творческого акта, как средство придания сооружению нового визуального образа.
Продолжая обсуждение темы цветового дизайна архитектурной среды и стратегий формирования городской колористики, кандидат искусствоведения, доцент Наталья Панова (Московский архитектурный институт, Россия) в своем докладе остановилась на роли теории цвета в практике архитектурного формообразования. Она рассмотрела возможности создания с помощью полихромии новых визуальных ощущений и формирования комфортной, информативной и эстетически совершенной архитектурной среды и рассказала об успешном опыте обучения применению
теоретических и практических основ архитектурной колористики в архитектурном формообразовании, реализованном в Московском архитектурном институте. Многолетняя практика обращения автора к вопросам цвета и колористического формообразования в учебном процессе убеждает в том, что изучение открытий в теории цвета в искусстве ХХ - первой трети XXI в., несомненно, влияет на художественно-проектную деятельность будущих архитекторов, создавая важную основу в решении современных задач в области архитектурного формообразования и формирования целостной архитектурной среды.
Важной темой конференции стал опыт семантического анализа цвета в различных культурах.
Доктор культурологии Николай Серов (Оптическое общество им. Д.С. Рождественского, Россия) посвятил свой доклад обсуждению возможностей исследования цвета как идеального объекта. Основываясь на положениях методологии хроматизма, среди которых принято выделять метод относительного детерминизма и принцип динамической оппозиции, он показал перспективы развития науки о цвете в направлении выявления, систематизации и классификации функций цвета, цветообозначений и красок окружающей среды.
Доктор философских наук, проф., академик Российской академии художеств Михаил Шишин (Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Россия) представил результаты анализа основ традиционной системы цвета монголов. Автор убедительно доказал генетическую связь характерной для художественного наследия Монголии насыщенной декоративной колористики с древнейшими памятниками искусства страны и показал трансформацию традиционного цветового канона в современном искусстве под влиянием европейски-российской школы живописи и своеобразного «слияния» традиционной цветовой культуры с академической колористикой. Анализ обширного эмпирического материала по художественной культуре Монголии позволил докладчику сделать следующий шаг в теоретико-искусствоведческом осмыслении цвета в монгольской культуре и представить символическую основу традиционной колористики монгольской культуры в контексте уникального философско-религиозного учения о парных категориях арга билиг. Концептуальное ядро учения, важными составляющими которого являются
представления о двойственности мира, взаимодействии противоположных начал и теория пяти стихий, каждой из которых соответствует своя цветовая символика (огонь - красный, земля - желтый, железо - белый, вода - черный, дерево - синий), позволило в новом ракурсе представить интерпретацию колористики памятников искусства Монголии.
Проф. Балаганапати Девараконда (Делийский университет, Индия) проанализировал цветовую символику в индийской культурной традиции. В своем докладе он убедительно показал, как все контакты человека с внешним миром, все аспекты человеческой жизни основываются на символах. Символы образуют наш язык, искусство, поэзию. Они скрывают смысл и в то же время раскрывают его; позволяют выразить невидимое, напомнить или представить привычные вещи в новом свете. Одним из мощных символов, существующих в различных культурах по всему миру, является цвет. Он играет решающую роль в процессе взаимодействия человека с окружающим его миром, природой и обществом. На многочисленных примерах индийских традиций докладчик представил яркий анализ различных форм цветового символизма и показал его важную роль в качестве своеобразного моста между эмпирическим и метафизическим. С точки зрения метафизических и эпистемологических перспектив он продемонстрировал разнообразие цветового символизма и богатство его смысла.
По итогам работы конференции готовятся к печати 4 книги: «Сборник тезисов международной конференции Российского общества цвета»; «Сборник трудов», включающий статьи с цветными схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, интерактивными компьютерными программами; специальный выпуск журнала «Ученые записки Российского общества цвета» (№ 1(2) 2020), посвященный проблемам разработки цветовой среды для пожилых людей; специальный выпуск научного журнала «Социологические штудии», в который войдут лучшие доклады российских и иностранных молодых участников.
Издания будут безвозмездно направлены в профессиональные, научные и образовательные учреждения. Электронная версия будет размещена в свободном доступе в сети Интернет на сайте организатора Международной конференции Российского общества цвета научно-образовательного центра «Лаборатория цвета» (www.co1or-1ab.org).