Интенсивные недели цвета в профессиональном обучении архитекторов
Вебер Ральф
PhD, профессор факультета архитектуры, заведующий кафедрой дизайна пространственной среды,
Технический университет Дрездена (Германия)
D-01062, Германия, г. Dresden, ул. Zellescher Weg, 17, оф B 323 ЕЗ [email protected]
Грибер Юлия Александровна W
доктор культурологии Ш 1
профессор, Смоленский государственный университет ■Irl
214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4 Г
Статья из рубрики "Дизайн и среда"
Аннотация.
Объектом исследования является архитектурная цветодидактика - теория систем и методов профессионального обучения цвету в вузах архитектурного профиля. Цель статьи заключается в том, чтобы представить уникальную программу колористической подготовки архитекторов, разработанную в Техническом университете Дрездена (Германия). Авторы подробно рассматривают этапы апробации и совершенствования предлагаемой дидактической модели. Особое внимание уделяется анализу содержания программы и определению основных технологических условий по формированию комплекса умений и навыков работы с цветом при проектировании средовых объектов у архитекторов. Методологическим основанием для выводов и обобщений служит системно-структурное рассмотрение содержательных и технологических особенностей внедрения интенсивных недель цвета в профессиональное обучение архитекторов. Новизна исследования заключается в расширении рамок научно-методического обоснования комплексной системы упражнений по развитию восприятия цвета и его использования в дизайне окружающей среды. Результаты анализа имеют как практическую, так и теоретическую значимость и будут способствовать дальнейшему осмыслению архитектурного образования в мире.
Ключевые слова: высшее профессиональное обучение, образовательная программа, дидактическая модель, архитектура, архитектурное образование, обучение цвету, цветодидактика, цвет, цветовое проектирование, художественная педагогика
DOI:
10.7256/2310-8673.2018.2.25898
Дата направления в редакцию:
04-04-2018
Дата рецензирования:
01-04-2018
Исследование выполнено при поддержке гранта программы "Dresden Senior Fellowship", проект № F-003661-553-U1D-1150506.
Введение
В условиях модернизации и меняющейся парадигмы высшего архитектурного образования одной из главных научно-методических проблем является поиск способов реализации нового социального заказа общества в принципиально новых
образовательных программах и дидактических моделях [1, 2].
Поскольку современная архитектурная деятельность непосредственно связана с использованием цвета, а проектирование колористики архитектурных объектов составляет важную часть общей системы художественного и архитектурно-
градостроительного проектирования J3!, необходимое переформатирование затрагивает научно-методические основы архитектурной цветодидактики - теории систем и методов
профессионального обучения цвету в вузах архитектурного профиля (см. подробнее:
%
В последние десятилетия под влиянием повышающихся требований к «цветокомпетентности» выпускников [6, Ci 93], в методике обучения цвету архитекторов наметились заметные и важные изменения. Произошло осознание того, что обучение владению цветом нельзя сводить к теоретическим постулатам и заучиванию готовых
«рецептов» по их применению оно должно носить целостный теоретико-практический характер, а формирование колористического восприятия и цветовоспроизведения будущих архитекторов должно существенным образом отличаться от профессиональной подготовки специалистов других направлений [8-10].
В результате архитектурная цветодидактика, которая как комплексная междисциплинарная отрасль художественной педагогики выросла из цветодидактики живописи и была адаптирована к нуждам архитектурной профессии (см., напр.: значительно расширила рамки научно-методического обоснования комплексной системы упражнений по развитию восприятия цвета и его использования в дизайне окружающей среды. Вместе с тем, работа в направлении совершенствования архитектурной цветодидактики до сих пор сохраняет свою актуальность. Поиск новых методов и способов обучения архитектурной колористике не завершен и требует дальнейшего анализа механизмов социализации цвета в процессе направленного профессионального обучения архитекторов.
В этой связи особый интерес представляет анализ научных и методических достижений архитектурного образования разных стран. Модели профессионального образования архитекторов, которые выделяются в зарубежной педагогике (англо-американская,
французская, немецкая и др.) (см. подробнее: заметно различаются по степени
развития методического обоснования обучения цвету и возможности его «переноса» в другую педагогическую культуру. Наиболее активные процессы формирования
инновационных идей в области колористической подготовки в архитектурном дизайне характеризуют немецкую модель. Максимальная интеграция цветовых исследований в учебный процесс, которой отличается эта модель архитектурного образования, становится мощным катализатором для развития авторских программ подготовки архитекторов, которые хорошо подходят для репродукции апробированного опыта в мировую практику.
Цель статьи заключается в том, чтобы представить уникальную авторскую программу колористической подготовки архитекторов «Интенсивные недели цвета», разработанную под руководством профессора Р. Вебера в Техническом университете Дрездена (Германия). В задачи статьи входит анализ содержания предлагаемой программы и определение основных технологических условий по формированию комплекса умений и навыков работы с цветом при проектировании средовых объектов у архитекторов. Методологическим основанием для выводов и обобщений служит системно-структурное рассмотрение авторской дидактической модели. Результаты обсуждения особенностей и педагогических последствий введения интенсивных недель цвета в профессиональное обучение архитекторов имеют как практическую, так и теоретическую значимость и будут способствовать дальнейшему осмыслению архитектурного образования в мире.
Этапы разработки программы
Разработка, апробация и совершенствование предлагаемой программы архитектурной цветодидактики проводились в течение 2010-2018 годов в условиях естественного образовательного процесса и осуществлялась в два этапа.
На первом этапе (2010-2011) разрабатывалось методологическое обоснование содержания и структуры программы.
Отправным пунктом для построения дидактической модели стала мысль о том, что формирование навыков колористического видения и цветовосприятия у архитекторов должно иметь выраженную специфику по сравнению с профессиональной подготовкой художников или дизайнеров. Ключевое отличие умений и навыков, необходимых в работе с цветом архитекторам, заключается в том, что они должны хорошо знать и постоянно учитывать в проектировании и планировании закономерности физиологии и психологии восприятия и передачи цвета в больших пространствах. Исходя из этого, традиционная для художественной педагогики и цветодидактики методологическая основа, включающая научные труды, посвященные физической природе цвета, цветоведению, физиологии и психологии восприятия и передачи цвета, в предлагаемой программе была дополнена анализом механизмов пространственного мышления в цвете, закономерностей психологии и физиологии восприятия цвета в больших пространствах, обсуждением коллективных социально-психологических реакций на пространственное воздействие цвета, а также характеристикой художественно-технических способов и приемов цветовоспроизведения во внутренних и внешних пространствах (см. подробнее: [13-16]).
Второй этап включал в себя реализацию разработанной программы формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения в естественных условиях учебного процесса. Апробация модели проводилась в 2012-2018 годах в Техническом университете Дрездена (Германия). Для экспериментальной проверки эффективности курс «Интенсивные недели цвета» был включен в учебный план студентов 1 семестра архитектурного факультета. В процессе апробации модели использовались методы педагогического наблюдения, анкетирования, экспертной оценки, анализа учебных и
творческих работ студентов, диагностические задания. Содержание программы
По своей природе разработанная программа является интегральной и строится на идее укрупнения дидактических единиц за счет модульного представления материала. П рограмма включает три относительно автономных по содержанию модуля, каждый из которых имеет объем 40 академических часов, рассчитан на неделю непрерывных аудиторных занятий и по своей структуре представляет собой разветвленный набор методических блоков. Вместе модули программы образуют систему, в которой последующие блоки опираются на содержание предыдущих.
Каждый модуль отвечает определенному компоненту содержания и сочетает в себе лекционные и практические занятия, объединенные общей темой.
Первый модуль предполагает знакомство с физическими свойствами цвета. В него входят лекции, посвященные истории развития систем цвета, цветовым сочетаниям и принципам гармонии, цветовым контрастам, физиологическому и психологическому в оз де йс тв ию цв е та .
Практическая работа с цветом включает количественный и качественный анализ цветовой структуры материала, изучение хроматических характеристик оттенков с помощью цветовых систем, обсуждение цветовых предпочтений, связанных с цветом ассоциаций и цветовых контрастов (рис. 1 ).
Рис. 1. Качественный (в центре) и количественный (справа) цветовой анализ
природного материала (слева)
Поскольку важной задачей обучения архитекторов является пространственное мышление в цвете, второй и третий модули программы посвящены именно этому аспекту.
Во втором модуле , используя подготовительные упражнения в качестве базиса, студенты должны разработать и представить собственные проекты цветового решения реальных архитектурных объектов. Они проводят анализ архитектурно-пространственной специфики места строительства, выбирают тему и название для создаваемого проекта, стараясь отразить в ней характер и атмосферу района, предлагают общую художественную концепцию оформления фасада и различные варианты организации композиции.
Дидактической особенностью этого тематического блока программы является повторение всех типов упражнений первого модуля в усложненной форме и применительно к новой практико-ориентированной задаче. С методической точки зрения, такое повторение способствует более прочному закреплению приобретенных навыков работы с цветом.
Отправным пунктом для создания цветового проекта становится определение цветовой структуры материала, однако теперь в качестве объекта анализа рассматривается не один предмет, как в первом модуле, а сложный цветовой контекст. Студенты разрабатывают цветовые карты, с помощью которых затем проводят качественное и количественное исследование и описывают хроматические характеристики выделенных оттенков. Для составления цветовой коллекции анализируются связанные с каждым выбранным оттенком цветовые ассоциации. В завершении с учетом теоретических представлений о принципах гармоничности и особенностях воздействия различных типов цветовых контрастов, разрабатывается цветовая композиция и варианты цветовых решений (рис. 2 ).
2.5, ОЕТАШЕДиМС РАЗЭАОЕМАСНЗ!. 04
Рис. 2. Цветовая композиция (вверху) и цветовое решение фасада (внизу)
Наиболее трудной частью модуля для студентов становится «перенос» проекта цветового оформления фасада из двухмерного пространства в трехмерное. Для презентации разработанных решений используется модель здания (масштаб 1:100), помещенная на демонстрационный стенд, который воспроизводит архитектурно-пространственную специфику места расположения объекта в планировочной структуре города и его колористику. Такой способ представления результата дает возможность одновременно оценивать, насколько хорошо представленное цветовое решение согласуется, с одной
стороны, с тектонической структурой здания, с другой - с окружающей средой.
Главной темойтретьего модуля являетсяизучение цвета в интерьере. Студентам предлагается разработать дизайн помещения с заданными пространственными и функциональными характеристиками (например, мужского клуба, зала переговоров, фитнесс-студии, комнаты ожидания стоматолога, офиса стартап-компании, концептуального магазина, дегустационного зала, помещения для выставки японского фарфора). Работу рекомендуется начать с детальной характеристики социально-демографического профиля потенциального потребителя создаваемого пространства: его пола, возраста, профессии, дохода, стиля жизни. В соответствии с получившимся образом определяется общая идея проекта, выбирается тема и разрабатывается композиционная структура помещения.
Большинство упражнений этого модулямотивируют студентов экспериментировать не только с цветом, но и со светом. Они не получают конкретных предписаний, которые им необходимо выполнить, а должны сами выдвигать гипотезы и, проверяя их, делать выводы о свойствах цветных поверхностей.
В качестве инструмента для подбора материала используется техника коллажа. Разные по размеру, цвету и тематике изображения вырезаются из глянцевых журналов, газет, книг и фотографий и размещаются в определенном порядке для создания необходимого образа. После этого заложенное в коллаже настроение «переводится» в цветовую композицию. Как и в предыдущих модулях оттенки цветовой коллекции определяются с помощью цветовых карт. Структура композиции разрабатывается таким образом, чтобы она повторяла общее цветовое звучание, заложенное в коллаже, не только в качественном, но и в количественном отношении, передавая как хроматические характеристики оттенков, так и особенности их взаимодействия друг с другом. Для презентации результатов используется модель помещения с размерами 6 х 4 х 3 м (масштаб 1:20) (рис. 3 ).
Рис. 3. Модели дизайна помещений с различными функциональными характеристиками Технологическое обоснование программы
Предлагаемая программа сочетает в себе несколько педагогических технологий (названия приводятся в соответствии с рекомендациями М. Ю. Олешкова Г. К.
Селевко
Концептуальную структуру определяет технология концентрированного преподавания. В качестве важного фактора повышения эффективности обучения рассматривается укрупнение дидактических единиц за счет модульного построения материала и увеличение общей продолжительности программы до трех недель непрерывных аудиторных занятий. Это, в свою очередь, влечет за собой изменение внутренней логики учебного процесса: при единстве и целостности содержания курса происходит заметный рост количества форм учебной работы. Ежедневная продолжительность занятий составляет 8 академических часов. В первой и во второй половине дня учебный процесс начинается с короткой вводной лекции или лекции-беседы. Практические занятия, предполагающие работу над конкретными объектами изучения, проводятся по группам (до 20 человек). В конце дня проводится заключительная беседа и подводятся общие итоги работы.
В первом модуле используется технология линейного программированного обучения. П редлагаемый для изучения материал делится на небольшие, непосредственно связанные между собой тематические блоки, каждый из которых включает теоретические сведения и короткие практические задания, развивающие понимание физических свойств цвета, природы цветовых ассоциаций и цветовых предпочтений, принципов гармоничности цветовой структуры. Все задания студенты выполняют индивидуально. Проверка правильности выполнения и его оценка производятся немедленно. Если задания выполнены успешно, происходит переход к следующему тематическому блоку.
Во втором модуле для активизации деятельности студентов применяется технология контекстного обучения, предполагающая использование в учебном процессе профессионального контекста и введение в учебные задания элементов профессиональной деятельности архитекторов. Для организации групповой работы студентов над различными проектами курс делится на базовые группы по четыре человека, и каждая группа получает одно и то же задание. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями и оценками. Создание базовых групп используется для того, чтобы обеспечить взаимную помощь и поддержку. П остоянная принадлежность к микроколлективу дает членам группы ощущение защищенности и включенности в команду. Для проведения групповой работы рабочее пространство в аудиториях организуется с помощью круглых столов. В качестве стимулов активности используются творческий характер деятельности и состязательность. В завершении модуля представленные групповые проекты обсуждаются всеми участниками курса, студентами и преподавателями.
В третьем модуле используются проектно-исследовательские технологии, организующие работу студентов над творческими практико-ориентированными проектами. Каждый проект включает этапы разработки, реализации и презентации результатов и рефлексии. Задания модуля специально составляются как трудные и проблемные, допускающие различные точки зрения и предполагающие несовпадение позиций. Намеренное повышение сложности предлагаемых заданий используется для того, чтобы усилить взаимодействие между участниками группы, научить их сопоставлять свои точки зрения с мнениями других, обсуждать и отстаивать собственные выводы. В ходе выполнения заданий преподаватель принимает попеременное участие в работе групп, стимулируя их к активному поиску и модерируя обсуждение.
Выводы
В целом разработанная программа колористической подготовки представляет собой важный шаг в развитии систем и методов обучения цвету архитекторов.
Экспериментальная реализация программы в течение 2012-2018 годов подтверждает эффективность разработанных содержательных и технологических условий формирования комплекса умений и навыков работы с цветом при проектировании средовых объектов у архитекторов. Педагогическое наблюдение в условиях естественного образовательного процесса архитектурного факультета Технического университета Дрездена, проведенное в 2018 году, показало, что все 128 студентов, прошедших обучение по программе «Интенсивные недели цвета», представили качественные учебные и творческие работы, которые, по сравнению с работами студентов, не участвовавших в программе, отличаются большей логичностью, обоснованностью, глубиной и серьезностью аргументации. В итоговом анонимном анкетировании студенты отметили, что технология концентрированного преподавания помогла им сосредоточить внимание на цвете и максимально углубиться в предмет, а групповая работа над проектами заметно повысила уровень осмысления материала и количество нестандартных решений.
Согласно экспертному заключению, для успешной реализации программы необходимо учесть ряд важных организационных моментов.
Во-первых, концентрированное обучение предполагает заметное изменение соотношения лекционных и практических занятий: лекционные задания при такой модели становятся вспомогательными, а практическое обучение перемещается на первый план. Вследствие этого, размер рабочих групп должен быть небольшим, а организация занятий требует соответствующего материального оснащения.
Во-вторых, оценка навыков происходит непосредственно в процессе обучения, и пропуск даже нескольких дней занятий приводит к серьезному отставанию студентов.
В-третьих, коллектив преподавателей, задействованных в обучении, должен работать в ансамбле, последовательно расширяя рамки научно-методического обоснования комплексной системы упражнений по развитию восприятия цвета и его использования в дизайне окружающей среды.
Несмотря на эти ограничения, введение интенсивных недель цвета в профессиональное обучение архитекторов хорошо подходит для репродукции апробированного опыта. Предлагаемая дидактическая модель получила достаточное теоретическое обоснование (см., напр.: [13-16]), прошла многолетнюю проверку на практике и является универсальной, воспроизводимой, тиражируемой, системной в выборе компонентов, сохраняя управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур.
Библиография
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования-бакалавриат по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. № 509.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2017 г. № 616н "Об утверждении профессионального стандарта "Архитектор" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 августа 2017 г., регистрационный № 48000).
3. Ефимов А., Панова Н. Архитектурная колористика. М.: БуксМарт, 2014. 136 с.
4. Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики. М.: ИКЦ "Март", Ростов н/Д: Изд. центр "Март", 2003. 352 с.
5- Сурина М. О., Сурин А. А. Системы колористической подготовки начала ХХ века // Инженерный вестник Дона: электронный научный журнал. 2013. № 3 (26). URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1938 (дата обращения: 17.02.2018).
6. Степанов А. В. Цветодидактика: проблемы и технология // Вопросы художественного образования: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2007. Вып. 3. С. 92-96.
7. Мышляева О. Б., Титов В. А. Актуальные категории мышления дизайнера и особенности колористической подготовки в высшей школе, связанной с проблемой цветовой организации среды и художественным проектированием бытовой техник // Науковий вкник НЛТУ УкраГни. 2013. Вип. 23.18. С. 348-351.
8. Гевейлер Д. А. Сходство и различие преподавания живописи художникам и дизайнерам // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 129. С. 232-240.
9. Прохоренко С. В., Мухачева В. А. Цветовой анализ и плоскостной характер изображения в процессе обучения архитекторов и дизайнеров // Архитектон: известия вузов. 2013. № 42 (Приложение). URL: http://archvuz.ru/2013_22/80 (дата обращения: 27.04.2017).
10. Алгазина Н. В. Специфика освоения "Цветового проектирования" в структуре двухуровневой системы высшего образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 3, Ч. 2. С. 157-160.
11. Валикжанина С. В. Теория и практика цвета в истории художественной педагогики // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования: коллективная монография. М.: Перо, 2017. С. 65-74.
12. Кузнецова Н. Г., Рахимова Т. А. Организация архитектурного образования в России и за рубежом // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6. № 1. С. 113-120.
13. Weber R., Kanthak Th. Teaching color to architecture students // AIC 2011 Interaction of Colour and Light. Proceedings of the Midterm Meeting of the International Color Association. Zürich, 2011. P. 812-815.
14. Weber R. Color in Urban Design-A Didactic Approach to Restoring Color to the City Planning Process // Color in Urban Life: Images, Objects and Spaces. AIC 2016 Interim Meeting. Book of Proceedings / ed. I. C. Ivanovic. Santiago: Asociación Chilena del Color, 2016. P. 104-108.
15. Weber R. Space | Color | Light-Teaching Color in Interior Architectural Design // Being Color with health. AIC Color 2017 Proceedings / ed. by Y. J. Lee, J. Hwang, H. J. Suk, Y. K. Park. Jeju: KSCS 2017. 0S08-02.
16. Weber R., Kanthak Th. Teaching colour to architecture students // Journal of the International Colour Association. 2017. No. 17. P. 120-128.
17. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии. Нижний Тагил: НГТСПА, 2011. 144 с.
18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с