Научная статья на тему '«Рождество»'

«Рождество» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
443
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Рождество»»

«РОЖДЕСТВО»

Алина Булгакова, директор МИА АБС

ян ДЕ дуйтц

ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ Фландрия, 1662 г. Холст, масло 265x205 см

БСИИ А8С Инв. № 04-0915

Рождество - один из самых светлых и радостных христианских праздников. Он неизменно связан с надеждами людей на лучшее будущее и верой в добро. Ежегодно этот праздник отмечается христианами всего мира (25 декабря - католическое рождество, 7 января - православное). Практически каждый великий мастер, в какую бы эпоху он не жил (Средневековье, Возрождение, Барокко и т.д.), считал своим долгом прикоснуться к данной теме. В качестве примеров можно привести «Рождество» Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли, Ридольфо Гирландайо, Антонио да Корреджо, Микеланджело Меризи да Караваджо и многих других художников.

Само иконографическое название «Рождество» является широкой трактовкой сюжета, посвященного появлению на свет Иисуса Христа, описанного в Евангелии от Луки и от Матфея. Мат-

фей повествует о волхвах, принесших свои дары в честь рождения Иисуса Христа, а Лука говорит о Младенце, положенном в ясли, и о пастухах, приведенных ангелом, чтобы поклониться ему. В Большом собрании изящных искусств АБС находятся картины двух фламандских живописцев XVII в. Франса Франкена (1581 - 1642) и Яна де Дуйтца (1629 - 1676), воплотивших один и тот же сюжет «Рождества», а если быть еще точнее - «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов».

Сцена «Поклонение пастухов» является одной из самых популярных в европейском изобразительном искусстве. Она изображалась согласно канону, который был соблюден Яном де Дуйтцом в своей работе, за исключением некоторых отступлений.

В ночь рождения Иисуса Христа пастухи, сторожившие свои стада, оказались ближе всего к месту рождения Христа: «И поспешивши пришли и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях» (Лука 2.16). По верованиям иудеев Мессия должен был родиться близ города Вифлеема. В этом месте паслись стада, предназначенные для храмовых жертв, и, следовательно, пастухи были связаны с Иерусалимским храмом. Ангел является именно пастухам за простоту их нрава и незлоб-ливость, так как образ их жизни наиболее соответствовал образу жизни праведников.

На картине фламандского живописца пастухи с почтительностью обступают младенца. Они обнажили свои головы, а тот из них, что ближе к Христу, преклонил колени. Обычно пастухов трое, но на данной картине мы видим только двоих, причем один из них облачен в монашескую рясу. Черты его лица явно носят портретный характер, в связи с чем можно предположить, что перед нами донатор (заказчик) полотна, написанного, принимая во внимание и его большие размеры (265x205 см), для некоего фламандского монастыря.

АНТОЛОГИЯ СЮЖЕТОВ БСИИ

№2 (06) 2014

Дары пастухов, естественно, связаны с сельским бытом. Один из пастухов по образу доброго пастыря держит ягненка на плечах как символ будущей жертвы Христа. Также на полотне мы видим и других животных - корову и ослицу. Можно сказать, что эти животные попали на полотно случайно. При переводе Евангелия от Луки с греческого на латинский язык переводчиками была допущена ошибка. Так животные появились в сцене Рождества. По другой версии, эти животные являются олицетворением Ветхого и Нового завета. Корова - Ветхий завет, ослица - Новый. Именно на ослице Иисус должен был въехать в город Иерусалим.

И, наконец, центром композиции является младенец Иисус в яслях, на которых стоит подпись художника и дата создания картины: «JAN-DE DUYTS f 1662». Интересна трактовка образа Христа, согласно которой перед нами не божественный Младенец, а новорожденной малыш. В его облике нет той взрослой осмысленности и предчувствия трагичности своей судьбы, как, например, на картинах Рафаэля или Эль Греко. И хотя над его головой сияет нимб, он завернут в простую ткань, из-под которой торчит солома.

Неизменно перекликается с данным сюжетом «Поклонение волхвов», которое с XV в. часто начинают совмещать с «Поклонением пастухов» на створках алтарных композиций.

Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 2:1-11), волхвов было также трое - Каспар, Мельхиор и Бальтазар (имена в соответствии с апокрифическими преданиями). Все они были жрецами (мудрецами), жившими на Востоке. Если пастухи были приведены к месту рождения Христа ангелом, то волхвы следовали за звездой, двигавшейся с запада на восток. Прежде чем попасть в Вифлеем, мудрецы пересекли несколько стран и побывали в Иерусалиме. Здесь они прибыли во дворец царя Ирода в надежде увидеть только что родившегося Царя Иудейского, предполагая родственную связь

Также, согласно канону, на картине присутствует сама Дева Мария, облаченная в мафорий и плащ - традиционную одежду замужних женщин того времени. Ее руки сложены в молитвенном жесте. Рядом с ней - повитуха Саломея, чье имя доносит до нас «Про то евангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея». Повитуха была приведена к месту рождения Иисуса мужем Марии - Иосифом, но не смогла принять Младенца, поскольку свет, исходивший от него, не давал возможности кому-либо увидеть тайну его рождения.

За спиной Марии - отец Христа - Иосиф. Его образ, явно навеянный полотнами Якоба йордан-са и отличающийся простотой и лиричностью, сближает таинство рождества с земными событиями. руки Иосифа разведены в стороны, словно в знак удивления свершившемуся чуду, а взор обращен в небеса, где парят ангелы, сообщающие миру радостную весть о рождении Мессии. В руках они держат картуш с начальными словами известной праздничной молитвы Gloria in exelsis Deo («Слава в вышних Богу»), где в слове exelsis художником была допущена орфографическая ошибка -вместо латинской бу

квы «s» написана «с».

4Ш1Р ИСКУССТВ

181

ФРАНС ФРАНКЕН И ЕГО МАСТЕРСКАЯ ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ Дерево, масло 51x66 см

БСИИ А8С Инв. № 04-1904

между нынешним правителем и новорожденным. Выслушав волхвов, Ирод, испуганный за сохранение своей власти, просит их отыскать Царя и сообщить, где он находится, чтобы прийти и воздать ему почести. Волхвы двинулись дальше за путеводной звездой, приведшей их в Вифлеем, где они обнаружили Деву Марию и младенца Христа, и принесли им свои чудесные дары: золото, ладан и смирну.

В картине Франса Франкена, написанной в сотрудничестве с его мастерской, сцена поклонения волхвов изображена на среднем плане композиции. Ее смысловым центром является Дева Ма-

ФРАНС ФРАНКЕН И ЕГО мАСтЕРСКАя ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ Дерево, масло 117x103 см

Художественный музей, Базель

рия с младенцем Христом на руках, над головами которых нимбы. Иисус поднял правую руку для благословения одного из волхвов, преклонившего перед ним колени. Согласно сложившейся европейской иконографической традиции, волхвов принято изображать в трех разных возрастных ипостасях: Бальтазар - юноша, Мельхиор - зрелый мужчина и Каспар - старик. Так, в образе коленопреклоненного старца, обнажившего для благословения голову, изображен Каспар, в правой части, с короной на голове и сосудом в руках - Мельхиор и, наконец, на переднем плане спиной к зрителю - Бальтазар. Причем Бальтазар изображен с темным цветом кожи, Мельхиор воплотил в себе общеевропейский тип внешности, а черты лица Каспара явно носят восточные черты, т.е. в данной иконографии заложена также идея о единстве трех континентов - Африки, Европы и Азии.

Примечательны также и одежды волхвов. Согласно раннехристианской традиции волхвов было принято изображать одетыми в традиционные персидские одежды. В Х в. у них на головах появляются короны, в результате чего жрецы превращаются в царей. В XVII в., а именно к моменту написания картины Франсом Франкеном, традиция изображения волхвов в европейских одеждах прочно укрепляется, а восточные черты и вовсе сходят на нет.

Помимо прочего, Франкен наполняет композицию картины многочисленными персонажами всех возрастов и национальностей, которые становятся свидетелями чуда рождения Христа. Они с интересом и благоговением наблюдают за происходящим. На них богатые и разнообразные по колориту одежды.

В левой части изображен Иосиф, также обнаживший голову. За его спиной хлев с уже упомянутыми нами, в связи с «Поклонением пастухов», коровой и ослицей.

Интересно выстроено и освещение на картине. Желая акцентировать внимание на Марии с младенцем, художник ярко высвечивает средний план и затемняет передний, а также боковые части композиции. Подобная контрастность явно ощущается и в сопоставлении теплого колорита в сцене поклонения с холодными тонами пейзажа с замком на заднем плане.

Таким образом, обе работы имеют классическую трактовку сюжета, за исключением примечательных деталей в картине Яна де Дуйтца. Обе они наполнены ощущением радости свершившегося чуда и сопричастности к нему людей, принесших свои дары. Именно отсюда берет свое начало одна из самых давних традиций христианского мира - преподнесение друг другу подарков на Рождество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.