«РОЖДЕСТВО»
Алина Булгакова, директор МИА АБС
ян ДЕ дуйтц
ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ Фландрия, 1662 г. Холст, масло 265x205 см
БСИИ А8С Инв. № 04-0915
Рождество - один из самых светлых и радостных христианских праздников. Он неизменно связан с надеждами людей на лучшее будущее и верой в добро. Ежегодно этот праздник отмечается христианами всего мира (25 декабря - католическое рождество, 7 января - православное). Практически каждый великий мастер, в какую бы эпоху он не жил (Средневековье, Возрождение, Барокко и т.д.), считал своим долгом прикоснуться к данной теме. В качестве примеров можно привести «Рождество» Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли, Ридольфо Гирландайо, Антонио да Корреджо, Микеланджело Меризи да Караваджо и многих других художников.
Само иконографическое название «Рождество» является широкой трактовкой сюжета, посвященного появлению на свет Иисуса Христа, описанного в Евангелии от Луки и от Матфея. Мат-
фей повествует о волхвах, принесших свои дары в честь рождения Иисуса Христа, а Лука говорит о Младенце, положенном в ясли, и о пастухах, приведенных ангелом, чтобы поклониться ему. В Большом собрании изящных искусств АБС находятся картины двух фламандских живописцев XVII в. Франса Франкена (1581 - 1642) и Яна де Дуйтца (1629 - 1676), воплотивших один и тот же сюжет «Рождества», а если быть еще точнее - «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов».
Сцена «Поклонение пастухов» является одной из самых популярных в европейском изобразительном искусстве. Она изображалась согласно канону, который был соблюден Яном де Дуйтцом в своей работе, за исключением некоторых отступлений.
В ночь рождения Иисуса Христа пастухи, сторожившие свои стада, оказались ближе всего к месту рождения Христа: «И поспешивши пришли и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях» (Лука 2.16). По верованиям иудеев Мессия должен был родиться близ города Вифлеема. В этом месте паслись стада, предназначенные для храмовых жертв, и, следовательно, пастухи были связаны с Иерусалимским храмом. Ангел является именно пастухам за простоту их нрава и незлоб-ливость, так как образ их жизни наиболее соответствовал образу жизни праведников.
На картине фламандского живописца пастухи с почтительностью обступают младенца. Они обнажили свои головы, а тот из них, что ближе к Христу, преклонил колени. Обычно пастухов трое, но на данной картине мы видим только двоих, причем один из них облачен в монашескую рясу. Черты его лица явно носят портретный характер, в связи с чем можно предположить, что перед нами донатор (заказчик) полотна, написанного, принимая во внимание и его большие размеры (265x205 см), для некоего фламандского монастыря.
АНТОЛОГИЯ СЮЖЕТОВ БСИИ
№2 (06) 2014
Дары пастухов, естественно, связаны с сельским бытом. Один из пастухов по образу доброго пастыря держит ягненка на плечах как символ будущей жертвы Христа. Также на полотне мы видим и других животных - корову и ослицу. Можно сказать, что эти животные попали на полотно случайно. При переводе Евангелия от Луки с греческого на латинский язык переводчиками была допущена ошибка. Так животные появились в сцене Рождества. По другой версии, эти животные являются олицетворением Ветхого и Нового завета. Корова - Ветхий завет, ослица - Новый. Именно на ослице Иисус должен был въехать в город Иерусалим.
И, наконец, центром композиции является младенец Иисус в яслях, на которых стоит подпись художника и дата создания картины: «JAN-DE DUYTS f 1662». Интересна трактовка образа Христа, согласно которой перед нами не божественный Младенец, а новорожденной малыш. В его облике нет той взрослой осмысленности и предчувствия трагичности своей судьбы, как, например, на картинах Рафаэля или Эль Греко. И хотя над его головой сияет нимб, он завернут в простую ткань, из-под которой торчит солома.
Неизменно перекликается с данным сюжетом «Поклонение волхвов», которое с XV в. часто начинают совмещать с «Поклонением пастухов» на створках алтарных композиций.
Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 2:1-11), волхвов было также трое - Каспар, Мельхиор и Бальтазар (имена в соответствии с апокрифическими преданиями). Все они были жрецами (мудрецами), жившими на Востоке. Если пастухи были приведены к месту рождения Христа ангелом, то волхвы следовали за звездой, двигавшейся с запада на восток. Прежде чем попасть в Вифлеем, мудрецы пересекли несколько стран и побывали в Иерусалиме. Здесь они прибыли во дворец царя Ирода в надежде увидеть только что родившегося Царя Иудейского, предполагая родственную связь
Также, согласно канону, на картине присутствует сама Дева Мария, облаченная в мафорий и плащ - традиционную одежду замужних женщин того времени. Ее руки сложены в молитвенном жесте. Рядом с ней - повитуха Саломея, чье имя доносит до нас «Про то евангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея». Повитуха была приведена к месту рождения Иисуса мужем Марии - Иосифом, но не смогла принять Младенца, поскольку свет, исходивший от него, не давал возможности кому-либо увидеть тайну его рождения.
За спиной Марии - отец Христа - Иосиф. Его образ, явно навеянный полотнами Якоба йордан-са и отличающийся простотой и лиричностью, сближает таинство рождества с земными событиями. руки Иосифа разведены в стороны, словно в знак удивления свершившемуся чуду, а взор обращен в небеса, где парят ангелы, сообщающие миру радостную весть о рождении Мессии. В руках они держат картуш с начальными словами известной праздничной молитвы Gloria in exelsis Deo («Слава в вышних Богу»), где в слове exelsis художником была допущена орфографическая ошибка -вместо латинской бу
квы «s» написана «с».
4Ш1Р ИСКУССТВ
181
ФРАНС ФРАНКЕН И ЕГО МАСТЕРСКАЯ ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ Дерево, масло 51x66 см
БСИИ А8С Инв. № 04-1904
между нынешним правителем и новорожденным. Выслушав волхвов, Ирод, испуганный за сохранение своей власти, просит их отыскать Царя и сообщить, где он находится, чтобы прийти и воздать ему почести. Волхвы двинулись дальше за путеводной звездой, приведшей их в Вифлеем, где они обнаружили Деву Марию и младенца Христа, и принесли им свои чудесные дары: золото, ладан и смирну.
В картине Франса Франкена, написанной в сотрудничестве с его мастерской, сцена поклонения волхвов изображена на среднем плане композиции. Ее смысловым центром является Дева Ма-
ФРАНС ФРАНКЕН И ЕГО мАСтЕРСКАя ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ Дерево, масло 117x103 см
Художественный музей, Базель
рия с младенцем Христом на руках, над головами которых нимбы. Иисус поднял правую руку для благословения одного из волхвов, преклонившего перед ним колени. Согласно сложившейся европейской иконографической традиции, волхвов принято изображать в трех разных возрастных ипостасях: Бальтазар - юноша, Мельхиор - зрелый мужчина и Каспар - старик. Так, в образе коленопреклоненного старца, обнажившего для благословения голову, изображен Каспар, в правой части, с короной на голове и сосудом в руках - Мельхиор и, наконец, на переднем плане спиной к зрителю - Бальтазар. Причем Бальтазар изображен с темным цветом кожи, Мельхиор воплотил в себе общеевропейский тип внешности, а черты лица Каспара явно носят восточные черты, т.е. в данной иконографии заложена также идея о единстве трех континентов - Африки, Европы и Азии.
Примечательны также и одежды волхвов. Согласно раннехристианской традиции волхвов было принято изображать одетыми в традиционные персидские одежды. В Х в. у них на головах появляются короны, в результате чего жрецы превращаются в царей. В XVII в., а именно к моменту написания картины Франсом Франкеном, традиция изображения волхвов в европейских одеждах прочно укрепляется, а восточные черты и вовсе сходят на нет.
Помимо прочего, Франкен наполняет композицию картины многочисленными персонажами всех возрастов и национальностей, которые становятся свидетелями чуда рождения Христа. Они с интересом и благоговением наблюдают за происходящим. На них богатые и разнообразные по колориту одежды.
В левой части изображен Иосиф, также обнаживший голову. За его спиной хлев с уже упомянутыми нами, в связи с «Поклонением пастухов», коровой и ослицей.
Интересно выстроено и освещение на картине. Желая акцентировать внимание на Марии с младенцем, художник ярко высвечивает средний план и затемняет передний, а также боковые части композиции. Подобная контрастность явно ощущается и в сопоставлении теплого колорита в сцене поклонения с холодными тонами пейзажа с замком на заднем плане.
Таким образом, обе работы имеют классическую трактовку сюжета, за исключением примечательных деталей в картине Яна де Дуйтца. Обе они наполнены ощущением радости свершившегося чуда и сопричастности к нему людей, принесших свои дары. Именно отсюда берет свое начало одна из самых давних традиций христианского мира - преподнесение друг другу подарков на Рождество.