УДК 371.124(091) ББК 4403(235.55)5
ГСНТИ 14.09.35; 14.01.79
Код ВАК 13.00.01
Б. М. Игошев, М. В. Попов, М. В. Суворов
Екатеринбург
РОЖДЕНИЕ И ПЕРВЫЙ ВЫПУСК ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учительский институт; начальные городские училища; учебный округ; земство; городское самоуправление; учебный процесс; педагогический коллектив; состав и аттестация выпускников.
АННОТАЦИЯ. Освещается деятельность органов народного просвещения России, попечителя Оренбургского учебного округа по подготовке к открытию в Екатеринбурге учительского института. Анализируются рабочий план и контингенты первого набора и первого выпуска учащихся, персональный состав педагогического коллектива этого учебного заведения.
В. М. Igoshev, М. V. Popov, М. V. Suvorov
Ekaterinburg
ESTABLISHMENT AND FIRST GRADUATES OF EKATERINBURG TEACHERS’ TRAINING INSTITUTE
KEY WORDS: teachers’ training institute; preparatory municipal colleges; educational district; Zemstvo; municipal government; educational process; pedagogical staff; membership and qualifying evaluation of graduates.
ABSTRACT. Activity of the bodies of public enlightenment in Russia as well as of the guardian of Orenburg educational district responsible for preparation and opening teachers’ training institute in Ekaterinburg is covered. Working plan and members of the first intake and graduates, educational stuff of this educational establishment are analysed.
П
опечитель Оренбургского учебного округа Ф. Н. Владимиров 23 октября 1912 г. в докладной на имя министра народного просвещения Российской империи Л. А. Кассо сообщал, что 5 октября в Екатеринбурге после совершенного Преосвященным Митрофаном, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, молебна в присутствии представителей от городского и земского самоуправления, учебный заведений города, преподавателей и учащихся торжественно открыгг Екатеринбургский учительский институт. Характерно, что на докладной быша наложена письменная резолюция: «Долго собирались» [6. Л. 8].
И действительно, с 1872 г. в России начинают действовать начальные учебные заведения повышенного типа — городские училища с упрощенныш курсом обучения по сравнению с гимназиями. Срок обучения в них длился шесть лет, действовала классная система преподавания, но все предметы вел один учитель. Специальное педагогическое образование должно бышо стать непременным условием для учителей городских начальный школ.
К 1910 г. в Пермской губернии бышо 35 городских училищ, в Оренбургской — 18, Уфимской — 17 [10. С. 159]. Популярность данного типа учебных заведений объяснялась еще и тем, что прохождение курса городского училища бышо необходимо для производства канцелярских служащих в первый классныш чин коллежского регистратора, что открытало перспективы карь-
ерного роста и получения дворянства для молодык людей [9. С. 296—297].
Однако в 1910 г. в Оренбургском учебном округе (а в его состав входили территории Оренбургской, Пермской, Уфимской губерний и Уральской области) из 287 преподавателей 75 городских училищ только 111 имели специальное педагогическое образование — окончили учительские институты и 42 получили звание домашнего учителя или учителя уездного училища, т. е. имели образование в объеме начальной школы и педагогических курсов [6. Л. 2 об.].
18 июня 1910 г. тот же Ф. Н. Владимиров писал директору Департамента народного просвещения Министерства народного просвещения С. И. Анциферову: «...округ чрезвыгаайно затруднен приисканием
надлежаще подготовленных для означенных заведений [городских начальный училищ] должностнык лиц и по необходимости должен допускать к исполнению учительских обязанностей в названный учебный заведениях лиц, не получивших специальной подготовки, что, конечно, не может не отразиться на постановке учебного дела» [6. Л. 2].
В начале XX в. главным каналом получения учителями среднего профессионального педагогического образования (в первую очередь для преподавателей городских начальный училищ) стали учительские институты. Поэтому чиновники министерства просвещения летом 1912 г. предложили попечителю Оренбургского учебного округа
© Игошев Б. М., Попов М. В., Суворов М. В., 2012
обсудить вопрос об открыггии в округе дополнительного к функционирующему в Уфе подобному учебному заведению учительского института в одном из уральских городов. С. И. Анциферов считал, что такой институт должен быггь открыгг в Перми или Екатеринбурге [6. Л. 1]. Однако в Департаменте народного просвещения Министерства просвещения прекрасно понимали, что без материальной поддержки органов местного самоуправления государство обойтись не может и поэтому попечителю Оренбургского учебного округа Ф. Н. Владимирову бышо поручено запросить мнение руководителей городских и земских управ ряда городов и уездов Пермской губернии о том, где именно должно быггь открыгго это учебное заведение. Мнения земств и городов разделились.
Соликамская и Кунгурская земские управы заявили о необходимости открытия учительского института в Перми. При этом Соликамское земство лишь в этом случае готово бышо оказать материальную поддержку этому учреждению образования. В беседе с попечителем Оренбургского округа, городской голова г. Ирбита заявил, что в случае открытия учительского института в Ирбите городская дума готова ассигновать на постройку его здания 10 тысяч рублей. Более того, он указал, что в настоящее время у городской управы имеется возможность приобрести два каменный здания в Ирбите, где институт вполне мог бы быгть размещен. Пять тысяч рублей согласилось выщелить на строительство педагогического учебного заведения Ирбитское земство. Ка-мышловская земская управа поддержала открытие учительского института в Екатеринбурге.
Видимо, большое значение в выборе открытия этого учебного заведения имела позиция екатеринбургской городской думы, которая приняла решение отвести под строительство учительского института безвозмездно 3 600 кв. саженей городской земли и бесплатно предоставить ряд строительных материалов [6. Л. 20—22].
Кроме того, несмотря на то, что Екатеринбург быш лишь уездныш городом в Пермской губернии и Пермь имела в этом смысле преимущество, в губернском городе с 1909 г. уже функционировало педагогическое учебное заведение — учительская семинария.
20 июня 1912 г. Министерство народного просвещения дало разрешение на открытие в Екатеринбурге с начала 1912/13 уч. г. учительского института с городским начальным училищем при нем, которое должно было заниматься подготовкой учащихся для поступления в институт, здесь же
в городском училище обучающиеся в институте должны быши проходить педагогическую практику [2. Л. 10].
Правила приема абитуриентов и программа обучения в учительском институте в начальный период его существования быши заимствованы у Уфимского учительского института, открытого в 1909 г. В институт принимались юноши всех званий и состояний от 16 до 22 лет. Лица, имевшие аттестаты об успешном окончании гимназий, ду-ховныгх семинарий и других средних учебных заведений, зачислялись без вступи-тельныгх экзаменов при «одобрительном поведении». Вместе с тем отмечалось, что «если число желающих поступить в институт окажется значительным, то такие лица будут наравне с прочими подвергнуты испытанию» [2. Л. 3, 4].
В программу вступительный испытаний вошли следующие предметы: Закон Божий, русский языж, математика, история и геометрия [2. Л. 7 об., 8]. 4 сентября 1912 г. в приемную комиссию бышо подано 126 заявлений от желающих обучаться в учительском институте, а 85 человек изъявили желание учиться в открываемом при нем городском училище [1. Л. 4].
Учебный процесс в институте регламентировался временными учебными планами и программами 1876 г. Представление о перечне учебный дисциплин и количестве учебный часов в неделю по годам обучения дает таблица.
Таблица
Учебный план Екатеринбургского учительского института (1912 г.)*
Предмет 1 класс 2 класс 3 класс Всего
Закон Божий 2 2 1 5
Русский язык 5 6 2 13
Арифметика и алгебра 5 4 2 11
Геометрия 2 2 1 5
История 3 3 2 8
География 2 2 1 5
Естествознание 4 5 2 11
Г рафическое искусство 4 2 1 7
Педагогика и дидактика — 2 2 4
Школьная гигиена — — 2 2
Пение и гимнастика По 2 часа в неделю во внеклассное время
Итого 27 28 16 71
* РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Д. 2226. Л. 7—7 об.
Открывшийся институт не имел собственного здания. Он размещался (вплоть до своего закрытия) в арендованном на 6 лет за 3 600 рублей в год у британского подданного В. Е. Ятеса трехэтажном доме. На третьем этаже был расположен институт, на втором — городское училище, в полуподвальном — квартиры служителей (см. фото).
Народнаго Просвіщеній
ПОПЕЧИТЕЛЬ Оренбургскаго Учвбнаго Округа.
-------------
КННЦЕПЯРІЯ.
Октября %3.....дня /9/2..г.
Л ^ [Л^1Д»ГАМ£НТЪ Ґ Гчі-ШіСКРС'.'БО 1 -мІкТ.ІЙІЇ 1.17960 29.0КТІЗ 12 • 025685 !
иРО:.«и, |*С№С«ІЯІ Г. Министру Нпро/наго І!росзїдеь~я~
• /ір-ї 9л(иЛрЛсй’(< /у>Я-*..ус ,І'-1 ё&’л—-
9?* > и-с, .
ЙМ'Ью честь донести Вашему Внсокопрввосхо-длтельстьу, что 5 сего октября посл4 благодарственного Господ/ Ног у мо.тебствхя, соьер-иекнаго Преосвящвннпмт. Митрофаномъ Кпископдтвъ Екатеринбур гс.какъ и Йрбит скимъ, в<ь со cjrj.se н ха "4-хъ законоучителей Екатерине ургских'ь учгбнихъ заведен!;*, состоялось торка с.т венков отприт1.е Екатеринбургекаго учительского института ьъ присутствЛи предстр.гкталей и-§стш:гь учвбних-ь заве/,ек1й, города и земства, уча „ихз и учащихся цист атута.
Р/ь I класс* Е к а т е р я н б.у р г с к а г о учптодьскаго института принято 28 воспитаннике в*ь и въ состоящее при нзпъ городское .учил:: .е 31 уче-
Попечитель
м Сс^сх^Ыа
Тїр Я Б ИТ >3 Л а Канне Л яр І І-
г\
Докладная от 23 октября 1912 г. Ф. Н. Владимирова, попечителя Оренбургского учебного округа, на имя министра народного просвещения Российской империи 0. А. Кассо {копия)
Здание Екатеринбургского учительского института {фотография началаXXв.)
Здание это сохранилось до наших дней в несколько перестроенном виде (дом надстроили на два этажа). Сейчас в нем находится Институт геологии и геохимии Уральского научного центра (Почтовый переулок, 7).
Осенью 1915 г. в Екатеринбургском учительском институте состоялся первый выпуск. В 1912 г. в него поступило 28 воспитанников. Большинство из них по возрасту были старше 22-х лет — 18 человек; 18-летних было трое; 19-летних — четверо, 20—21-летних — три воспитанника. Большинство учащихся имели до поступления в институт специальное педагогическое образование: учительскую семинарию закончило 11 человек, педагогический класс — 6, духовную семинарию — 1. Шестеро закончили городское училище, четверо имели домашнее образование [8. Л. 9].
Таким образом, возраст обучавшихся и уровень их общеобразовательной и специальной подготовки, несмотря на то что институт был лишь средним учебным заведением, был выше возраста и уровня гимназистов. После прохождения обучения в течение трех лет 26 воспитанников третьего класса осенью 1915 г. были допущены к выпускным экзаменам и выдержали их удовлетворительно. Из них четверо были награждены золотой медалью и двое серебряной [4. Л. 20]. На фотографиях видно, что выпускники — это уже далеко не мальчиш-
ки: из 26 воспитанников 25 человек были старше 21 года [4. Л. 16].
25 человек в первом классе были по вероисповеданию православными, 1 — старообрядец, 2 человека принадлежали к другим христианским конфессиям. Что касается сословной принадлежности, то выходцев из крестьян было 16, мещан и цеховых — 8, казаков — 3, священников — 1 [8. Л. 8 об.]. С обучавшихся в институте взималась плата за обучение. Для воспитанников первого набора она оставалась постоянной почти все три года обучения — 15 рублей в год, не изменившись даже в условиях начавшейся Первой мировой войны. Более того, 14 из 28 учащихся, приступивших к обучению в 1912 г., получали стипендии [8. Л. 4]. Были в институте и своего рода «целевики» — стипендиаты, содержащиеся за счет средств земских органов самоуправления. В 1915 г. стипендии выплачивались беднейшим воспитанникам из средств Оханской, Екатеринбургской, Соликамской, Верхотурской и Красноуфимской земских управ [4. Л. 20].
Все выпускники, окончившие институт, получали аттестаты. Однако в аттестатах тех, кто обучался за счет государства, было записано, что они «за получение ими за казенный счет воспитания в Екатеринбургском учительском институте обязаны прослужить определенный срок на должности учителя высшего начального училища «по
назначению учебного начальства» либо затраченную на их содержание сумму [5.
возвратить в Государственное казначейство Л. 16].
училищах-ь, и, при вступленіи на озі
I присвоенными .
Председатель Педа го гическаго Совітг
Директоръ Института
Члены Педагоги ческаг о Сої
Лттеошатъ.
Секретарь Педагогическаго Со віта 0^
гогическаго Совета Екатеринбургская учительскаго инсти :ованіи ВЫСОЧАЙШЕ утвержденнаго 31 мая 1872 г. Положені.
утахъ, выданъ сей а
[ Л-&
Педагогии* и дидантин* ....
Р^ко»г?1мАе^ков1^славянскомъ языкахъ съ методикой, теорій
словесности, русской словесности иявннеЬ п»^ил«4,г(Г/.....
Математик* (ариеметик*, алгебр*, геометрій и тригонометріи)
Географіи съ методикой •>(« Е0ТЄСТВ0В*Д*НІИ и физик* П
Перченій и рисованіи
ПІНІИ Н-М^ЗЬШ* ^ ...
ГИМНаСТИК* пуиіА^ис <м....
лФд^тв^е^чегТонъ, і.
Аттестат воспитанника А. И. Нос, датированный 1916 г. {копия)
После проведения первого выпуска Екатеринбургского учительского института учителя, имевшие элементарные педагогические знания и опыт преподавания, получали право сдавать здесь экстерном экзамены на получение звания учителей высших начальных городских училищ. Что интересно, право на сдачу таких экзаменов получили впервые женщины, в первую очередь выпускницы восьмых педагогических классов женских гимназий. Например, осенью 1915 г. учительница Шаранкульской земской школы, выпускница педагогического класса Шадринской женской гимназии М. В. Колчина подготовила письменные работы по методике преподавания русского языка и математики, успешно прошла экзаменационные испытания и получила аттестат учителя высшего начального училища [3. Л. 68]. Таким образом, феминизация учительского корпуса начинается в повышенных школах, что было велением времени.
Деятельность Екатеринбургского учительского института во многом зависела от состава и работы его преподавателей. Осенью 1915 г. к моменту первого выпуска в штате (финансирование шло за счет бюджета) состояло 6 преподавателей. Законоучителем являлся протоиерей Владимир Иванович Лебедев, преподавателем русского языка и логики — Николай Иванович Александров, математика и физика преподавались Николаем Ивановичем Снегиревым, а история и география — Александром Васильевичем Прозоровым. Все они не имели чина, а вот преподаватель графики Всеволод Федорович Ульянов был надворным советником. Четверо педагогов получали жалованье из внебюджетных средств, или, как тогда говорили, «плату по найму». Среди них хотелось бы отметить преподавателя естествоведения Георгия Трофимовича Пушкарева, статского советника. С первых дней работы института пению воспитанни-
ков обучал Михаил Зосимович Тюрин. Канцелярию института с августа 1915 г. возглавлял надворный советник Сергей Фле-гонтович Широких [4. Л. 2].
Директором Екатеринбургского учительского института с начала его деятельности до 1918 г. быш действительный статский советник Иван Александрович Тихомиров. И. А. Тихомиров родился в 1852 г., окончил Императорский Санкт-Петербургский историко-филологический институт. После окончания преподавал вначале в Ревель-ской Александровской гимназии, а затем в Императорской Николаевской Царскосельской. В 1885 г. он переехал вначале в Стер-литамак, где три года занимал пост инспектора прогимназии, а в 1888 г. — на Урал в Троицк. Здесь он быш назначен директором мужской гимназии и оставался в этой должности до 1906 г. Впоследствии, вплоть до 1912 г., вел работу в качестве преподавателя и председателя педагогического совета Троицкой женской гимназии. За годы работы на ниве просвещения (38 лет) он неоднократно награждался государственными и отраслевыми наградами. В Троицке
И. А. Тихомиров проявил активность в общественной жизни: в течение девяти лет он трижды избирался [7. Л. 113] почетным ми-
ровым судьей Троицкого уезда. Представляя И. А. Тихомирова на должность директора Екатеринбургского учительского института в Министерстве народного просвещения России, попечитель Оренбургского учебного округа Ф. Н. Владимиров особо указал, что Иван Александрович «обнаружил педагогическую опыгтаость, исполнительность, устойчивость сложившихся взглядов и убеждений, отличается трудоспособностью и вполне достаточной бодростью» [7. Л. 114].
Открытие, первыш набор и первый выпуск Екатеринбургского учительского института, формирование его педагогического коллектива можно оценить как попытку создания нового типа педагогического учебного заведения на среднем Урале. Подготовка преподавательских кадров для начальный школ повышенного типа, прием для обучения тех, кто уже имел педагогические знания, расширенный курс педагогики и методики преподавания в учебный планах, на наш взгляд, дают основание утверждать, что деятельность учительского института в Екатеринбурге являлась шагом к формированию системы высшего педагогического образования.
ИСТОЧНИКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 125.
ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2.
ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 34.
ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 59.
ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 67.
РОССИЙСКИЙ государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 177. Д. 33.
РГИА. Ф. 733. Оп. 183. Д. 15.
РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Д. 2226.
СВОД законов Российской империи. Т. III. Устав о службе по определению от правительства. СПб., 1912.
ЛИТЕРАТУРА
10. УРАЛЬСКАЯ историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000.
5
9
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов