Научная статья на тему 'Иван Александрович Тихомиров — директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг. )'

Иван Александрович Тихомиров — директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. А. ТИХОМИРОВ / ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА / ФЕВРАЛЬСКАЯ И ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г / I. А. TIKHOMIROV / I. A. TIKHOMIROV / YEKATERINBURG TEACHERS INSTITUTE / CURRICULUM OF THE YEKATERINBURG TEACHERS INSTITUTE / FEBRUARY AND OCTOBER REVOLUTIONS 1917

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рушанин Владимир Яковлевич

В контексте исторической реконструкции жизни И. А. Тихомирова, известного ученого и организатора народного образования на Урале, рассказывается о периоде его руководства Екатеринбургским учительским институтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IVAN ALEXANDROVICH TIKHOMIROV - DIRECTOR OF YEKATERINBURG TEACHERS’ INSTITUTE (1912-1919)

In the context of historical reconstruction the author tells the readers about I. A. Tikhomirov, a famous scientist, one of the founders of popular schooling in the Ural region, about his period of life as the head of the Yekaterinburg Teachers Institute.

Текст научной работы на тему «Иван Александрович Тихомиров — директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг. )»

УДК 37

В. Я. Рушанин

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ТИХОМИРОВ -ДИРЕКТОР ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА (1912-1919 гг.)

В контексте исторической реконструкции жизни И. А. Тихомирова, известного ученого и организатора народного образования на Урале, рассказывается о периоде его руководства Екатеринбургским учительским институтом.

Ключевые слова: И. А. Тихомиров, Екатеринбургский учительский институт, учебный план Екатеринбургского учительского института, Февральская и Октябрьская революции 1917 г.

Весной 1912 г. журнал «Русская школа» сообщил, что Министерство народного просвещения ассигновало 15 тыс. руб. на открытие в Екатеринбурге учительского института [28].

Слухи распространяются быстро. 7 августа 1912 г. троицкая газета писала: «Как мы слышали, председатель педагогического совета женской гимназии И. А. Тихомиров переводится в Екатеринбург на должность директора вновь открывающегося учительского института» [31]. Как часто бывает, слухи подтвердились, и 4 сентября весь педагогический состав Троицкой женской гимназии, члены попечительского совета и родительского комитета, ученицы провожали бывшего директора. Чествование началось с молебна. Ученицы преподнесли И. А. Тихомирову адрес и подарки. На память о его пребывании в женской гимназии «ученицы некоторых классов снимались группами с Тихомировым» [32]. На вокзале было много провожающих. Группа учащихся с двумя классными дамами проводили своего бывшего директора (он был председателем педагогического совета. - В. Р.) до станции Полетаево. «Вообще проводы г. Тихомирова, - заключала газета, - отличались теплотой и задушевностью» [33].

И. А. Тихомиров за четверть века (18881912 гг.) чрезвычайно много сделал для становления и развития двух средних учебных заведений г. Троицка - мужской и женской гимназий. Но впереди его ждала новая ответственная работа.

В начале ХХ в. бурно росла сеть городских училищ (высших начальных) с упрощенным, по сравнению с гимназиями, курсом обучения, рассчитанным на шесть лет. В них действовала

классная система преподавания, но все предметы вел один учитель. Эти учебные заведения остро нуждались в хороших преподавателях. Но в стране к 1911 г. было всего 17 учительских институтов (на 1 января указанного года в них обучалось 1225 человек [29]), которые ежегодно готовили не более 200 специалистов. В «Положении об учительских институтах» (31 мая 1872 г.) сказано, что это учебные заведения закрытого типа, воспитанники должны проживать в интернатах при институтах.

Курс обучения устанавливался в три года. Институты были рассчитаны на небольшое число слушателей. Норма - 75 человек, из них 60 на полном содержании Министерства народного просвещения, остальные 15 - стипендиаты других ведомств, частных лиц и своекоштные (обучавшиеся за свой счет). В учительские институты, средние непривилегированные учебные заведения, по Положению принимались «молодые люди всех званий и сословий, не моложе 16 лет, выдержавшие экзамены за курс уездного (городского) училища» [19, с. 3-5], а также «здорового телосложения и хорошей нравственности» [24]. Окончившие гимназии, духовные семинарии и другие средние учебные заведения принимались без экзаменов [19, с. 3-5].

Министерство просвещения предложило в 1912 г. попечителю Оренбургского учебного округа обсудить вопрос об открытии дополнительно к существующему с 1909 г. Уфимскому учительскому институту [20] еще одного. Из трех городов (Пермь, Ирбит, Екатеринбург) был выбран последний.

Почему остановились на кандидатуре И. А. Тихомирова в качестве директора Екате-

131

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

В. Я. Рушанин

Иван Александрович Тихомиров - директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг.)

ринбургского учительского института? И. А. Тихомиров был широко известен в ученом мире не только Оренбургского учебного округа, но и России. С 1874 г., т. е. почти сорок лет он работал в средних учебных заведениях Ревеля, Царского Села, Стерлитамака, Троицка, в том числе четверть века в качестве руководителя. На рубеже XIX - ХХ вв. в центральных педагогических журналах «Русская школа», «Гимназия», «Журнал Министерства народного просвещения» было опубликовано около десяти его статей [34], посвященных вопросам реорганизации системы средней школы и народного образования в России, в том числе и подготовки учителей. К моменту назначения на должность директора Екатеринбургского учительского института Ивану Андреевичу Тихомирову пошел 61-й год. Это смущало. Видимо, поэтому, представляя его на должность в Министерстве народного просвещения, попечитель Оренбургского учебного округа Ф. Н. Владимиров подчеркивал, что кандидат «обнаружил педагогическую опытность, исполнительность, устойчивость сложившихся взглядов и убеждений, отличается трудоспособностью и вполне достаточной бодростью» [26, л. 114].

23 октября 1912 г. Ф. Н. Владимиров сообщал министру просвещения Л. А. Кассо, что 5 октября в Екатеринбурге после совершенного преосвященным Митрофаном, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, молебна в присутствии большого числа гостей, преподавателей и учащихся торжественно открыт Екатеринбургский учительский институт [27, л. 8]. Протоиерей В. И. Лебедев, обращаясь к первым воспитанникам при открытии, сказал: «Вы верите, господа, что ваша миссия здесь и важна, и священна... И для осуществления ее вы, если внимательно и сердечно отнесетесь к своему делу, имеете все необходимое: удобное и удовлетворяющее своим целям здание, соответствующую организацию педагогических сил. Учительский персонал Института состоит из специалистов своего дела, а общее заведывание Институтом вручено правительством глубокомудрому и широкоопытному педагогу с живою и горячею любовью к своему делу (Выделено нами. - В. Я.)» [2, л. 18-19].

Имея такую поддержку и характеристики, несмотря на возраст, Иван Александрович за дело принялся энергично, со знанием и решительностью. 27 августа 1912 г. он был утвержден директором, а 10 сентября телеграфировал попечителю Оренбургского учебного округа: «Сим честь имею почтеннейше донести Вашему Превосходительству, что, прибыв 7 сентября в г. Екатеринбург, я вступил в исполнение обязанностей директора вверенного мне Учительского института» [12, л. 1]. После его прибытия во второй половине сентября начались приемные испытания. Было подано 133 прошения о приеме от лиц, желающих поступить в Институт для получения специального педагогического образования, подверглось экзамену 63 человека, из них выдержало испытания и было зачислено 28 юношей (14 принято на казенные стипендии и 14 своекоштными). Плата за обучение - 15 руб. По национальности все были русскими. По сословиям они распределялись следующим образом: из духовного звания - 1, мещан и цеховых -8, казаков - 3 и крестьян - 16. Большинство поступивших уже имело специальное педагогическое образование: 17 человек окончили учительские семинарии и педагогические классы. Троим из них было 18 лет, четверым - 19, троим - 20-21 год, восемнадцать человек - старше 22 лет [5, л. 9].

Институт находился в каменном трехэтажном здании1, арендованном у британского подданного В. Е. Ятеса на шесть лет до августа 1918 г. за 3600 руб. в год. В верхнем этаже помещался собственно институт, в среднем - городское училище при нем и в нижнем - полуподвальном - квартиры служителей. Помещения теплые и сухие, но при росте числа учащихся и классов стало бы тесно. Да и при открытии уже не было отдельного гимнастического зала, отдельного кабинета для приема больных, тесны комнаты, отведенные для библиотеки, физического кабинета и канцелярии. Не было интерната для учащихся, они расселялись на частных квартирах, не было квартир, положенных по

1 Здание сохранилось (в надстроенном виде) до наших дней. В настоящее время в нем находится Институт геологии и геохимии Уральского научного центра (Почтовый переулок, 7).

132

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

В. Я. Рушанин

Иван Александрович Тихомиров - директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг.)

штату для лиц, служащих в институте и городском при нем училище [3, л. Зоб].

Хозяйственные дела, обустройство помещения отнимали много сил и времени. Занимаясь этим, И. А. Тихомиров думал о будущем. Вот почему на заседании педагогического совета института 31 октября 1912 г. был поставлен вопрос о постройке собственного здания [Там же]. Но пока, - писал он в отчете, - «вся забота об оборудовании института училищною мебелью и другими необходимыми принадлежностями лежит исключительно на мне, как директоре; я должен покупать и проверять купленные вещи и, можно сказать, ни одна вещь, приобретенная в институт, не проходит мимо моих рук. Затем я должен следить за внешним порядком в здании, нанимать служителей и пр.» [6, л. 226].

Правила приема абитуриентов и программа обучения в учительском институте были заимствованы у Уфимского учительского института, открытого в 1909 г.1 [18]. Вступительные экзамены проводились по следующим предметам: Закон Божий, русский язык, математика, история и геометрия [7, л. 7об-8].

Преподавание общеобразовательных дисциплин в институте носило не только теоретический, но и методический характер. Цели общего научного образования осуществлялись в первых двух классах. В третьем классе повторялся весь пройденный материал, изучались учебники и частные методики, проходила педагогическая практика. Учебный год завершался переводными экзаменами по всем предметам, в конце третьего года - выпускные экзамены [19, с. 10].

Педагогическая практика студентов, на которую обращали особое внимание, проводилась в специальном открываемом при институте городском училище. Студенты первого класса по очереди посещали училище: дежурили на переменах, проводили занятия гимнастики, различные подвижные игры, организовывали шефство над отстающими учениками. Студенты второго класса по расписанию посещали уроки учителей, более подроб-

1 Программы всех учебных предметов в нем соответствуют программам гимназий и реальных училищ.

но знакомились с организацией занятий. После такой «наблюдательной» практики они составляли письменные отчеты, которые разбирались директором института на классных собраниях и на уроках педагогики.

Студенты третьего класса в течение первого месяца ежедневно посещали уроки в городском училище, выполняли обязанности помощника учителя, а со второго месяца сами давали уроки, часть из которых была зачетной. Конспекты уроков проверялись и редактировались учителями училища, затем преподавателем соответствующего предмета института и, наконец, директором института. Еженедельно проводился разбор уроков студентов, на котором присутствовали директор института, преподаватели института и учителя городского училища, а также все практиканты [1].

Педагогику вел в учительском институте директор [19, с. 10]. Программа по педагогике носила в основном практический характер. В нее входили вопросы нравственного, умственного, физического воспитания, школьная дисциплина, гигиена, основные положения дидактики, учение о методах, методики всех учебных предметов, учебные планы городских училищ и законы, положения о них, некоторые сведения из истории педагогики. В курс этого предмета включались вопросы психологии и логики.

Перечень учебных дисциплин и количество учебных часов на каждый год обучения показан в табл. 1 [17].

Сложностей у молодого института и его директора было немало. Надо было создать физический и естественно-исторический кабинеты. Но только в конце октября 1912 г. на это выделили 4 тыс. руб. Эти деньги были использованы главным образом «на выписку книг для библиотеки, приобретения пособий по гимнастике, на устройство физического и естественно-исторического кабинетов». Книги поступили быстро, но физические приборы (заказанные) еще не пришли. При преподавании естественной истории посещали физический кабинет Уральского горного училища и Музей Екатеринбургского общества естествознания. И. А. Тихомиров писал: «Недостаток учебных пособий есть зло, неизбежное при

133

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

В. Я. Рушанин

Иван Александрович Тихомиров - директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг.)

первых шагах каждого учебного заведения; к устранению этого зла и направлены все усилия Педагогического совета института». В библиотеке учительского института к 1 января 1913 г. было 237 названий в 602 томах, в библиотеке городского училища - 265 названий в 372 томах. Крайне незначительна была наличность учебных пособий. Так, в физическом кабинете было 7 приборов на 40 руб. 40 коп., пособий по истории 8 названий на 65 руб. 12 коп., по географии 6 названий на 45 руб. 80 коп., по естественным наукам 6 названий на 64 руб. 60 коп., по пению 3 названия на 21 руб. 50 коп., по чистописанию, рисованию 25 предметов, по гимнастике 125 предметов на 153 руб. 43 коп. [3, л. 4-4об].

Основным источником финансирования учительских институтов являлась государственная казна. Поступление денежных средств из казны для Екатеринбургского учительского института (в том числе и благодаря усилиям его директора И. А. Тихомирова) неизменно возрастало (табл. 2) [см.: 30].

Из таблицы видно, что несмотря на трудности военного времени финансирование института

росло. В 1915 г., по сравнению с 1914 г., поступление из государственной казны увеличилось на 1128,62 руб., в 1916 г. - на 5657,73 руб.

И. А. Тихомирову, как руководителю института, приходилось испытывать серьезные трудности, решать сложнейшие задачи. В условиях начавшейся войны во многих городах Урала помещения ряда учебных заведений были использованы под лазареты, призывные пункты, казармы. В 1915 г. в здании Екатеринбургского учительского института размещались воинские части, учащиеся в это время занимались в съемном помещении [4, л. 15]. Вскоре здание было возвращено, но угроза существовала. Так, в декабре 1917 г. И. А. Тихомиров сообщал попечителю Оренбургского учебного округа, что «вверенный мне институт вследствие тесноты его помещений не может быть представлен в случае эвакуации никакому учебному заведению других учебных округов» [9, л. 297]. 31 октября 1918 г. он писал в уездную земскую управу, что институт занят чехословацкими войсками и что слушателям нужны 3-4 комнаты, чтобы слушать лекции» [10, л. 125].

Таблица 1

Учебный план Екатеринбургского учительского института 1912 г.

Предмет Количество часов

1 класс 2 класс 3 класс Всего

Закон Божий 2 2 1 5

Русский язык 5 6 2 13

Арифметика и алгебра 5 4 2 11

Геометрия 2 2 1 5

История 3 3 2 8

География 2 2 1 5

Естествознание 4 5 2 11

Графическое искусство 4 2 1 7

Педагогика и дидактика - 2 2 4

Школьная гигиена - - 2 2

Пение и гимнастика По 2 часа в неделю во внеучебное время

Итого 27 28 16 71

Таблица 2

Государственное финансирование Екатеринбургского учительского института в 1913-1917 гг.

Годы 1913 1914 1915 1916 1917

Финансирование, руб. 30.652,55 32.769,6 33.898,22 38.427,33 38.489

134

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

В. Я. Рушанин

Иван Александрович Тихомиров - директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг.)

Иван Александрович хорошо понимал, что авторитет нового института будет во многом зависеть от состава и работы его преподавателей. В отчете за 1912 г. (а занятия начались лишь 6 октября) сказано, что вакантными должностями для института являются преподаватели русского языка, математики, естествознания, рисования и пения [3, л. 4об-5]. К моменту первого выпуска (осень 1915 г.)1 в нем, кроме директора, работало пять штатных преподавателей, в том числе преподаватель математики и физики, выпускник Петроградского университета Н. И. Снегирёв, преподаватель истории и географии, выпускник Юрьевского университета

A. В. Прозоров, преподаватель русского языка и логики, выпускник Казанской духовной академии Н. И. Александров, преподаватель графических искусств, выпускник Петроградского училища технического рисования барона Штиглица

B. Ф. Ульянов, законоучитель, протоиерей, кандидат богословия В. И. Лебедев [21]. Выпускник Петербургской духовной академии Виктор Иванович Лебедев замещал директора института во время отпусков или командировок [14].

Еще четверо преподавателей получали жалованье из внебюджетных средств или, как тогда говорили, исполняли обязанности преподавателей. Это были выпускники Московского и Юрьевского университетов, Уфимского учительского института Г. Т. Пушкарев, М. З. Тюрин, И. М. Левинсон, С. Ф. Широков. С 1916 г. в институте начал работать выпускник Женевского университета, выдающийся геолог и краевед М. О. Клер [4, л. 3, 38; 35].

Благодаря настойчивости и серьезным усилиям Ивана Александровича Тихомирова молодой институт приобретал репутацию и авторитет. 5 мая 1914 г. его посетил министр народного просвещения Л. А. Кассо вместе с пермским губернатором И. Ф. Кошко и попечителем Оренбургского учебного округа

1 В Екатеринбургский учительский институт в 1912 г. поступило 28 воспитанников. Осенью 1915 г. 26 из них окончили его. Четверо воспитанников были награждены золотой медалью, двое - серебряной [8, л. 80].

Н. И. Тихомировым2. Оценка деятельности педагогов и директора института высокими гостями была положительной.

Из восьми лет директорствования И. А. Тихомирова относительно спокойными были только первые два, а затем мировая война, дыхание которой доходило и до «столицы Урала» (так все чаще стали именовать Екатеринбург), и события 1917-1919 гг. со сменами режимов и правительств, отстранениями и возвращениями к руководству институтом, сумятицей и жестокостью гражданской войны.

В январе 1917 г. И. А. Тихомирову исполнилось 65 лет. Действительный статский советник (штатский генерал), кавалер девяти орденов и медалей, он заработал хорошую песню - 1190 руб. Как директор института получал 1200 руб., столовых - 800 руб., квартирных -500 руб. Кроме того как председатель педагогического совета 1-й Екатеринбургской женской гимназии - жалование 600 руб. Общий доход за год составлял серьезную сумму 4290 руб. Доход приносили и 260 десятин земли в Пензенской губернии [12, л. 6об, 24]. Однако вскоре в стране начались события, к которым он не был подготовлен.

В результате восстания в Петрограде 2327 февраля 1917 г. монархия в России была свергнута. Защитников у нее фактически не оказалось. 2 марта император Николай II отрекся от престола. В стране победила буржуазно-демократическая революция. 20 марта директор Екатеринбургского учительского института принес присягу новой власти. «Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления

2 Однофамилец И. А. Тихомирова Нил Иванович Тихомиров занимал должность попечителя Оренбургского учебного округа с 13 августа 1913 г. по 10 октября 1915 г. Его биография и жизненный путь удивительно совпадали с нашим героем. Родился в 1857 г., сын священника, окончил общеобразовательный курс духовной семинарии, а затем в 18751879 гг. учился в Историко-филологическом институте в Петербурге. Работал в Риге, затем директором Юрьевской учительской семинарии, директором Юрьевской и Рижской гимназий, инспектором Рижского учебного округа [см.: 25].

135

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

В. Я. Рушанин

Иван Александрович Тихомиров - директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг.)

волею народа при посредстве Учредительного Собрания» [9, л. 37-37об].

7-9 апреля 1917 г. Всероссийский делегатский учительский съезд в Петрограде поддержал предложения о расширении подготовки учителей в учебных заведениях и на курсах, потребовал, чтобы выпускникам учительских институтов был открыт доступ в вузы. Временное правительство приняло постановление, которым подтверждался 3-летний срок обучения в учительских институтах, разрешалось создавать параллельные классы, а в них три отделения: словесно-историческое, физико-математическое, естественно-географическое. К октябрю 1917 г. сеть учительских институтов достигла 58 (на Урале - в Уфе, Екатеринбурге, Оренбурге, Вятке, Ирбите), в них обучалось 4 тыс. человек [22, с. 168-172].

В начале августа был созван первый Всероссийский съезд преподавателей учительских ин-статутов. Принятые на съездах специальные резолюции «О правах лиц, окончивших учительские институты», «О педагогическом персонале в институтах», «О практических занятиях»,

«О временных курсах» и др. были подтверждены постановлением Временного правительства об учительских институтах [Там же, с. 172-173].

Политическая обстановка в стране стремительно накалялась, в борьбу все активнее включалась учащаяся молодежь. В апреле 1917 г. учащиеся Екатеринбургского учительского института перед отъездом по домам на каникулы решили организовать курсы для подготовки агитаторов с целью «пропаганды среди крестьян идей социального строительства» [15]. Лекторами на курсах выступали видные деятели политических партий: большевик Н. Н. Крестин-ский, эсер Железнов, кадет И. А. Кроль [16].

В сентябре 1917 г., выдвинув ряд академических требований, забастовали учащиеся института [9, л. 195]. Инициаторами выступала «социалистическая группа слушателей Екатеринбургского учительского института» [11,

л. 9]. Большевики имели численное преимущество осенью 1917 г. в областном Совете рабочих и солдатских депутатов, председателем которого являлся бывший ученик И. А. Тихомирова по

Троицкой гимназии Л. С. Сосновский [23]. «Затем, - писал И. А. Тихомиров в отчете института, - произошел большевистский переворот. Слушатели Екатеринбургского учительского института разбились на два лагеря: меньшинство на стороне большевиков, а громадное большинство было против». Директор пытался противостоять «тенденции подмять институт большевистскому влиянию» [14, л. 5], но силы были слишком неравными.

Социалистическая группа в январе 1918 г. потребовала «в обязательном порядке провести выборы педагогического состава», но никто из педагогов с этим не согласился. Вскоре И. А. Тихомирову было вручено постановление Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов о том, что с 26 февраля Учительский институт закрывается, все преподаватели считаются уволенными, а все его имущество «переходит в Уральскую высшую Педагогическую Школу» [9, л. 373]. Это учебное заведение, по словам директора, было «пропитано большевизмом». Прежние преподаватели были объявлены «контрреволюционерами» и остались «без службы и заработка». Все учащиеся (за исключением 22 человек), не согласившись с идеей большевизма, покинули ее стены [13, л. 30об].

И. А. Тихомиров оказался не у дел. Весну -лето 1918 г. он находился в родном Троицке, поэтому только из газет узнал о расстреле в ночь с 16 на 17 июля царской семьи в Екатеринбурге и о том, что 25 июля столица Урала была сдана белым. Временное областное правительство Урала главной задачей провозглашало созыв Учредительного собрания и борьбу с большевистской властью, декреты которой были объявлены незаконными и отменены.

В августе 1918 г. И. А. Тихомиров вновь приступил к обязанностям директора учительского института. Чтение лекций возобновилось лишь с 1 октября «ввиду восстановления его деятельности после испытанного им развала вследствие большевистского захвата» [14, л. 7]. Однако правильный ход занятий продолжался недолго: 15 июля 1919 г. столица Урала была взята красными войсками. Институт вновь был закрыт, а директор уволен.

136

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

В. Я. Рушанин

Иван Александрович Тихомиров - директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг.)

Таким образом, последние годы (19171919 гг.) педагогической и административной деятельности И. А. Тихомирова были самыми тяжелыми для него. Он столкнулся с хозяйственной разрухой и отсутствием самого необходимого для поддержания нормального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аминов, Г. М. Дореволюционная Уфа как центр 2004. - С. 44-46.

учебного процесса: отопления, освещения, учебников и учебных пособий и т. д. Он пережил все: отстранение от должности, реквизицию помещения, «дровяной голод» (а в здании института было 25 печей), закрытие учебного

заведения.__________________________________

профессионального образования / Г. М. Аминов. - Уфа,

2. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 2.

3. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 3.

4. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5.

5. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 20.

6. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 26.

7. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 34.

8. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 59.

9. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 76.

10. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 95.

11. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 116.

12. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 125.

13. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 160.

14. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 189.

15. Зауральский край. - 1917. - № 87. - 22 апр.

16. Зауральский край. - 1917. - № 90. - 26 апр.

17. Игошев, Б. М. Рождение и первый выпуск Екатеринбургского учительского института / Б. М. Игошев, М. В. Попов, М. В. Суворов // Очерки истории педагогического образования в Екатеринбурге (18711930). Ч. II. - Екатеринбург, 2012. - С. 32.

18. Клюжев, И. О реформе учительских институтов / И. Клюжев // Русская школа. - 1912. - № 4. - С. 64-65.

19. Кузьмин, Н. Н. Учительские институты в России (лекции по истории педагогики) / Н. Н. Кузьмин. - Челябинск, 1975.

20. Левченко, М. Н. Учительские институты в дореволюционной России / М. Н. Левченко // Ученые записки Магнитогорского педагогического института. Вып. II. - Магнитогорск, 1949. - С. 206-207.

21. Памятная книжка по Оренбургскому учебному округу на 1915 год. - Уфа, 1915. - С. 223.

22. Паначин, Ф. Г. Учительство и революционное движение в России (XIX - начало ХХ в.): историкопедагогические очерки / Ф. Г. Паначин. - Москва, 1986.

23. Плотников, И. Ф. Гражданская война на Урале (1917-1922 гг.). Энциклопедия и библиография. Т. 1 / И. Ф. Плотников. - Екатеринбург, 2007. - С. 6.

24. Пругавин, А. С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пруга-вин. - Санкт-Петербург, 1896. - С. 448.

25. Пятидесятилетие Петербургского историко-филологического института. Биографический словарь лиц, окончивших курс института. Ч. 1. Выпуски I - XXXIII (1871-1893). - Петроград, 1917. - С. 162-163.

26. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 183. Д. 15. Л. 114.

27. РГИА. Ф. 733. Оп. 183. Д. 33. Л. 8.

28. Русская школа. - 1912. - № 3. - С. 89.

29. Русская школа. - 1912. - № 9. - С. 56-57.

30. Скалыга, И. В. Развитие начального образования и профессиональная подготовка учителей на Урале в годы Первой мировой войны (на примере Пермской и Вятской губерний) / И. В. Скалыга // Омский научный вестник. - 2008. - № 3 (67). - С. 40.

137

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

В. Я. Рушанин

Иван Александрович Тихомиров - директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг.)

31. Степь (Троицк). - 1912. - № 559. - 7 авг.

32. Степь (Троицк). - 1912. - № 571. - 4 сент.

33. Степь (Троицк). - 1912. - № 572. - 6 сент.

34. Тихомиров И. А. // Пятидесятилетие Петроградского Историко-филологического института. Биографический словарь лиц, окончивших курс института. Ч. 1. Выпуски I - XXXIII (1871-1893). - Петроград, 1917. - C. 67-71.

35. Уральская историческая энциклопедия. - Екатеринбург, 2000. - С. 265.

Сдано 27.06.2014 V. Ya. Rushanin

IVAN ALEXANDROVICH TIKHOMIROV -DIRECTOR OF YEKATERINBURG TEACHERS’ INSTITUTE (1912-1919)

Abstract. In the context of historical reconstruction the author tells the readers about I. A. Tikhomirov, a famous scientist, one of the founders of popular schooling in the Ural region, about his period of life as the head of the Yekaterinburg Teachers Institute.

Keywords: I. А. Tikhomirov, I. A. Tikhomirov, Yekaterinburg Teachers Institute, curriculum of the Yekaterinburg Teachers Institute, February and October revolutions 1917

References

1. Aminov, G. M. Dorevolutsionnaya Ufa kak tsentr professionalnogo obrazovaniya [Pre-Revolutionary Ufa as a professional education centre] / G. M. Aminov. - Ufa, 2004. - P. 44-46.

2. Gosudarstvenny arkhiv Sverdlovskoy oblasti [State Archive of the Sverdlovsk region] (GASO). F. 2. Op. 1. D. 2 [F. 2. Inv. 1. File 2].

3. GASO. F. 2. Op. 1. D. 3 [F. 2. Inv. 1. File 3].

4. GASO. F. 2. Op. 1. D. 5 [F. 2. Inv. 1. File 5].

5. GASO. F. 2. Op. 1. D. 20 [F. 2. Inv. 1. File 20].

6. GASO. F. 2. Op. 1. D. 26 [F. 2. Inv. 1. File 26].

7. GASO. F. 2. Op. 1. D. 34 [F. 2. Inv. 1. File 34].

8. GASO. F. 2. Op. 1. D. 59 [F. 2. Inv. 1. File 59].

9. GASO. F. 2. Op. 1. D. 76 [F. 2. Inv. 1. File 76].

10. GASO. F. 2. Op. 1. D. 95 [F. 2. Inv. 1. File 95].

11. GASO. F. 2. Op. 1. D. 116 [F. 2. Inv. 1. File 116].

12. GASO. F. 2. Op. 1. D. 125 [F. 2. Inv. 1. File 125].

13. GASO. F. 2. Op. 1. D. 160 [F. 2. Inv. 1. File 160].

14. GASO. F. 2. Op. 1. D. 189 [F. 2. Inv. 1. File 189].

15. Zauralski kray [Trans-Ural territory]. - 1917. - № 87. - 22 apr.

16. Zauralski kray [Trans-Ural territory]. - 1917. - № 90. - 26 apr.

17. Igoshev, B. M. Formation and first graduation of the Yekaterinburg Teachers Institute / B. M. Igoshev,

M. V. Popv, M. V. Suvorov // Ocherki istorii pedagogicheskogo obrazovania v Yekaterinburge (1871-1930) [Out-

lines of the teachers education in Yekaterinburg history (1871-1930)]. Part II. - Yekaterinburg, 2012. - P. 32.

18. Klyuzhev, I. On the reform of Teachers Institutes / I. Klyuzhev // Russkaya shkola [Russian school]. - 1912. -№ 4. - P. 64-65.

19. Kuzmin, N. N. Uchitelskie instituty v Rossii (lektsii po istorii pedagogiki) [Teachers institutes in Russia (lecture course on the History of pedagogics)] / N. N. Kuzmin. - Chelyabinsk, 1975.

20. Levchenko, M. N. Teachers Institutes in pre-revolutionary Russia / M. N. Levchenko // Uchenye zapiski Magni-togorskogo pedagogicheskogo instituta [Scientific notes of Magnitogorsk pedagogical institute]. Issue II. -Magnitogorsk, 1949. - P. 206-207.

21. Pamyatnaya knizhka po Orenburgskomu uchebnomu okrugu na 1915 god [Memorial book of the Orenburg educational district for 1915]. - Ufa, 1915. - P. 223.

138

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

В. Я. Рушанин

Иван Александрович Тихомиров - директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг.)

22. Panachin, F. G. Uchitelstvo i revolutsionnoe dvizhenie v Rossii (XIX - nachalo XX v.): istoriko-pedagogicheskie ocherki [Teachers and revolutionary movement in Russia (XIX - beginning of XX c.): historical-pedagogical outlines] / F. G. Panachin. - Moscow, 1986.

23. Plotnikov, I. F. Grazhdanskaya vojna na Urale (1917-1922). Entsiklopedia i biografia [Civil war in the Urals (1917-1922). Encyclopedia and biography]. Vol. 1 / I. F. Plotnikov. - Yekaterinburg, 2007. - P. 6.

24. Prugavin, A. S. Zakony i spravochnye svedeniya po nachalnomu narodnomu obrazovaniyu [Regulations and reference data on primary popular schooling] / A. S. Prugavin. - Saint-Petersburg, 1896. - P. 448.

25. Pjatidesjatiletije Peterburgskogo istoriko-filologicheskogo instituta. Biograficheskij slovar lits, okonchivshikh kurs instituta [Fiftieth anniversary of Petersburg history-philological institute. Biographical register of persons graduated from this institute]. P. 1. Issues I - XXXIII (1871-1893). - Petrograd, 1917. - P. 162-163.

26. Rossijskiy gosudarstvenny istorichesky arkhiv [Russian State historical archive] (RGIA). F. 733. D. 15. L. 114 [F. 733. Inv. 183. File 15. P. 114].

27. RGIA. F. 733. Op. 183. D. 33. L. 8 [F. 733. Inv. 183. File 33. P. 8].

28. Russkaja shkola [Russian school]. - 1912. - № 3. - P. 89.

29. Russkaja shkola [Russian school]. - 1912. - № 9. - P. 56-57.

30. Skalyga, I. V. Development of primary schooling and professional teachers training in the Ural territory in the years of the First world war (on the example of Perm and Vyatka guberniyas) / I. V. Skalyga // Omskij nauchny vestnik [Omsk scientific herald]. - 2008. - № 3 (67). - P. 40.

31. Step [Steppe] (Troitsk). - 1912. - № 559. - 7 aug.

32. Step [Steppe] (Troitsk). - 1912. - № 571. - 4 sept.

33. Step [Steppe] (Troitsk). - 1912. - № 572. - 6 sept.

34. Tikhomirov, I. A. // Pjatidesjatiletije Petrogradskogo Istoriko-filologicheskogo instituta. Biograficheskij slovar lits, okonchivshikh kurs instituta [Fiftieth anniversary of Petersburg history-philological institute. Biographical register of persons graduated from this institute]. P. 1. Issues I - XXXIII (1871-1893). - Petrograd, 1917. - P. 67-71.

35. Uralskaja istoricheskaja entsiklopedija [Ural history encyclopedia]. - Yekaterinburg, 2000. - P. 265.

Received 27.06.2014

139

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.