_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 772.93.01
О. Е. Сапожникова
студентка 1 курса, направление подготовки «Дизайн» Мордовский государственный университет «им. Н.П. Огарева»
Г. Саранск, Российская Федерация
РОЖДЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В РОССИИ
В-первую очередь графический дизайн - это художественно-проектная деятельность, направленная на создание визуальной графической программы или системы, влияющая на человеческую деятельность. Графический дизайн, как и дизайн в целом сосредоточен на помощь человеку в его рациональной и иррациональной деятельности, коммуникациях в рамках которого происходит передача информации для привлечения внимания. Графика и реклама образуют между собой чёткий продуманный механизм, и лишь при взаимодействии этих двух компонентов, продукт, выпускаемый на социальный рынок, даёт плоды.
Рекламная графика - это явление массовой культуры и массовых коммуникаций, находящееся на стыке проблем «высокого» и прикладного искусства. Начало развития рекламной графики в России совпадает с тенденциями к сближению и взаимодействию научно-технической и художественных областей творчества. Конец XIX-начало XX вв. в России характеризуется усиленным развитием экономики. Идет процесс технического перевооружения промышленности. Относительно короткий период, примерно с 1880 г. по 1914 г., отличается идейным богатством и разнообразием явлений культуры. Происходит становление издательской деятельности, появляются новые газеты и журналы. Новые возможности полиграфии в области художественной печати, совершенствование типографских работ подготовили коренные стилевые изменения, сказавшиеся на формирование новых визуальных стереотипов в рекламе.
Газетная и уличная реклама всегда являлась важной составляющей общества, его информационного пространства. Реклама выступала активным участником развивающегося рынка, служила летописью его жизни, отражала как экономическую ситуацию, так и культурную жизнь общества. К концу XIX века графический дизайн уже прочно вписалась в архитектуру, ландшафт города, стала его естественной частью. Без рекламных объявлений, без красочных вывесок невозможно было представить себе улицы города.
На рубеже веков происходят революционные изменения полиграфических технологий, оказавшие колоссальное влияние на развитие печатного дела. В процессе производства книги используется фотоцинкография, которая значительно ускорила воспроизведение иллюстраций и позволила получать полутоновые, а не только штриховые черно-белые изображения. Был изобретен метод многокрасочной однопрогонной многоразовой печати.
В конце 1880-х г. начинается внедрение ротационной машины в полиграфии, которое произвело переворот в технике производства печатной продукции. Совершенствуется цветная печать, и расширяются возможности ее применения. Но главное значение для именно рекламной графики имели новшества в технике хромолитографии (цветной литографской печати). Главной задачей в хромолитографии было разложение цветной композиции на составные цвета-краски, совокупность которых при печати должна была точно передавать замысел, идею цвет и форму изображения. Для печатания большим тиражом художник должен был найти такие цветовые комбинации, чтобы ограничиться наименьшим прогоном печатной машины. При работе над хромолитографией один цвет (обычно черный) должен быть рисующим, то есть держать всю композицию, на нем прорабатывался весь рисунок, другие цвета являлись вспомогательными. С этого времени новые технологии позволили быстро и надежно размножать разнообразные образцы печатной продукции.
Таким образом, в России в конце XIX в. постепенно вытеснялись ремесленнические формы рекламы, и утверждалось ее профессиональное изготовление. С этого времени новые технологии позволили быстро и надежно размножать лубочную картинку, многоцветные крупноформатные плакаты, образцы прикладной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
графики.
Печатная реклама, будучи самой массовой формой искусств, выполняет не только утилитарные функции, но и эстетические, формируя художественный вкус широкой публики. Кредо рекламной графики заключается в убеждении публики в совершенстве и жизненной необходимости конкретного товара или услуги. Для достижения этой цели в арсенал рекламы вошли уже сложившиеся и уже опробованные ранее художественные средства обобщения.
Рекламная графика в конце XIX в. проявила себя наиболее ярко в области плаката и прикладной графике (этикетки, упаковка, бланки, программки и т. д.). Понятия прикладной графики и плаката в момент своего зарождения не сразу получили толкование. Рождение плаката в современном его понимании -приходится на традиционно датируемый конец 1860-х гг., время расцвета деятельности Ж. Шере и других западноевропейских мастеров, в творчестве которых плакат предстает во всей совокупности социально-общественных и художественных функций. Массовая популярность графического дизайна в России выражалась в плакатах. XIX век в России не знал термина «плакат». Широко использовался термин «афиша», причем он применялся для обозначения любой массовой печатной продукции, от воззваний до шрифтовых объявлений рекламного характера - торговых, зрелищных и т. д. Художественная практика не нуждалась в термине, фиксирующем именно изобразительный характер подобных объявлений. Развитие изобразительного начала в печатной графике, включение ее в сферу интересов русского профессионального искусства в конце XIX столетия привело к появлению переходного термина - художественная афиша. Первым общественным событием, привлекшим внимание к феномену афиши, как явлению искусства, стала «Первая Международная выставка художественных афиш», состоявшаяся в 1897 г. под покровительством Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Выставка заметно повлияла на восприятие обществом жанра рекламного плаката. Ранее отнесенный, по преимуществу, к бытовой сфере, он продемонстрировал свои художественно-эстетические возможности уже не узкому кругу специалистов, а широкой образованной аудитории. Многие художники обратили внимание на этот жанр, который находился не только в русле экономических запросов общества, но и соответствовал его духовным и социальным исканиям. Тематикой подобных плакатов стали книготорговля, театр, разнообразные - промышленно-торговые, сельскохозяйственные и художественные выставки.
Наряду с термином «художественная афиша» встречаются термины «иллюстрированная афиша», «уличная афиша», «фантастическая афиша». Но уже в 1898 г. в словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона появляется термин «плакат художественный». Постепенно термин «плакат» получает все большее распространение, причем уже подразумевается развитое изобразительное начало.
В сравнении с широко применяемыми живописными вывесками, плакат обладает большими возможностями использования, так как его можно было разместить в любом месте городского пространства, в то время как вывеска была стационарна. Э. М. Глитерник замечает: «В формальном плане плакат на первых порах довольно часто шел по пути простого, беззастенчивого копирования западноевропейских образцов» [3, с. 163]. Поиски выразительности приобретали самодовлеющий характер, и приводили к имитации вывески, народной картинки, товарной привлекательности, красивости и ориентации на невзыскательный вкус. Д.А. Боровский также указывает на связь плаката с народной картинкой, лубком и живописной вывеской. Народной картинке и живописной вывеске были присущи определенные рекламные и информационные функции. В силу определенной ограниченности своей жанровой памяти плакат в ходе своего развития часто обращался к этим близким ему по ряду качеств явлениям, своего рода дожанровым формам. Образное воздействие, легкость распространения, общедоступность достигалась решениями близкими к лубку, так как в народном вкусе присутствует устойчивость, сложившаяся веками. Эта устойчивость определяла образный строй львиной доли российской печатной продукции. Исследуя историю русского плаката Н. И. Бабурина, акцентирует внимание на связи плаката не только с лубочными традициями, но и с книжно-журнальной профессиональной графикой. По ее мнению, эстетика плаката прокладывала себе дорогу, осваивая, с одной стороны, красочный мир живописной вывески, а с другой стороны, содержательность, информационную точность литографических афиш.
Плакат не разделим с социальной культурой, и всегда следует в ногу со временем и событиями. Так
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
плакат брал в себя приходящий стиль модерн. Его линейно-декоративный орнамент в значительной степени оказал прямое влияние на рекламную графику. Модерн выбирает формы гибкие, текучие, цвета блеклые, приглушенные. Плакат резко меняется в период депрессий и войн. Бурное развитие социально-политического плаката пришлось на годы Первой мировой войны и следующих за ней революционных переворотов. Уже в последнем десятилетии XIX в. можно обнаружить зачатки этого направления.
Таким образом, развитие рекламной графики связано с развитием экономической и культурной жизни России второй половины XIX-начала XX вв. и обусловлено развитием фабрично-заводской, художественно-кустарной и полиграфической промышленности. В рекламной графике можно встретить отголоски всех художественных стилей - вариации русского стиля, модерна, эклектики. Зрелищные плакаты отличались большей художественностью, аллегоричностью, когда они были направлены на узкую аудиторию и нарочитой простотой и наглядностью, если были ориентированы на широкие массы. Развитие рекламной графики конец XIX-начала XX вв. в России осмысливается сегодня как начальный этап в истории отечественного графического дизайна.
Список использованных источников:
1. Бабурина, Н. И. Русский плакат, вторая половина XIX-начало XX века / Н. И. Бабурина. - Л. : Художник РСФСР, 1988. - 190 с.
2. Боровский, Д.А. Плакат модерна. На материале музейных собраний. Музей 10. Художественные собрания СССР: Сборник статей. Сост. А.С. Логинова. - М. : Советский художник, 1989. - 272 с.
3. Глинтерник, Э. М. Реклама в России XVIII-первой половины XX века. Опыт иллюстрированных очерков / Э. М. Глинтерник. - СПб. : Аврора, 2007. - 360 с.
© Сапожникова О. Е., 2017