ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2018. № 2
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2
УДК 008.1 DOI 10.23683/0321-3056-2018-2-17-21
РОСТОВСКАЯ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА:
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
© 2018 г. Е.Ю. Липец a
a Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
ROSTOV PHILOSOPHICAL AND CULTURAL STUDIES SCHOOL:
SCIENCE AND EDUCATION
E. Yu. Lipets a
a Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Липец Екатерина Юрьевна - Ekaterina Yu. Lipets -
кандидат философских наук, доцент, Candidate of Philosophy, Associate Professor,
кафедра теории культуры, этики и эстетики, Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics,
Институт философии и социально-политических наук, Institute of Philosophy and Social and Political Studies,
Южный федеральный университет, Southern Federal University,
пер. Днепровский, 116, г. Ростов-на-Дону, Dneprovskii Lane, 116, Rostov-on-Don,
344065, Россия. 344065, Russia.
Е-mail: eylipec@sfedu.ru Е-mail: eylipec@sfedu.ru
Рассматривается формирование и развитие культурологии как научной, образовательной, межпредметной области знания. В ее становлении приняли участие и выдающиеся представители Ростовского государственного университета (ЮФУ). Их имена сегодня являются определяющими для понимания многих концепций в современной философско-культурологической мысли. Констатируется, что ростовские ученые показали важность и значимость данной области знания наравне с зарубежными научными и образовательными направлениями (например, Cultural Studies). Заложенная ростовскими философами фундаментальная база позволила их последователям развивать и популяризировать полученные знания, в том числе и в образовании при подготовке культурологов. Вывод: в настоящее время культурология приобрела самостоятельный статус. Теперь это одно из актуальнейших направлений в гуманитарном образовании как в России, так и за рубежом, а также научная область знания, имеющая устойчивые позиции. Научная проблематика существенно расширила свои границы.
Ключевые слова: Ростовская философско-культурологическая школа, гуманитарное знание, культурология, философия культуры, междисциплинарность, образование, наука, традиции.
The article considers the formation and development of cultural studies as scientific, educational, interdisciplinary area of knowledge. It was developed by the outstanding representatives of the Rostov State University. Their names today are crucial for understanding many concepts in contemporary philosophical and cultural thought. It is stated that Rostov scholars have shown the necessity and importance of this field of knowledge along with foreign scientific and educational areas (for example, Cultural Studies). The fundamental base laid down by the Rostov philosophers allowed their followers to develop and popularize their knowledge, including education in the process of preparing culturologists. Conclusion: nowadays, culturology has acquired an independent status. Now this is one of the most urgent areas of training in humanities education both in Russia and abroad and also the scientific field of knowledge, which has stable positions. Scientific problems significantly expanded their boundaries.
Keywords: Rostov philosophical and cultural school, humanitarian knowledge, cultural studies, culture philosophy, interdisciplinarity, education, science, traditions.
Введение ли ростовской философско-культурологической
школы: Ю.А. Жданов, В.Е. Давидович,
Сложно представить развитие гуманитарного М.К. Петров, А.В. Потемкин, Е.Я. Режабек, ко-
знания без такой предметной области, как куль- торые сегодня являются признанными специа-
турология. Культурологическое образование листами в данной области.
представлено как одно из образующих направ- Развитие культурологии невозможно также
лений подготовки в гуманитарном кластере представить без выдающихся ученых, таких как:
дисциплин. У ее основания стояли представите- Г.В. Драч, А.Н. Ерыгин, Е.В. Золотухина,
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
М.В. Заковоротная, О.М. Штомпель, Т.С. Панио-това, Л.А. Штомпель, В.К. Королев, и ряда молодых специалистов, которые продвигают данную научную область в своих кандидатских и докторских исследованиях, многочисленных научных мероприятиях и трудах.
Культурологическое образование на базе научных трудов ростовской философско-культурологической школы
Современная культурология базируется на разных научных трудах как европейских, так и отечественных специалистов. Однако стоит отметить, что многочисленные имена западных исследователей сформировали школы, имеют последователей и определили круг вопросов, которые продолжают волновать ученых с новой силой.
Предпосылки становления ростовской философской и культурологической школы обозначены второй половиной ХХ в. и зачастую связаны с именем М.К. Петрова, который в то время работал в Ростовском государственном университете (ЮФУ). Г.В. Драч говорит в своей статье, посвященной научным идеям и изысканиям М.К. Петрова, что «ростовские философы ещё в 60/70-е годы прошлого века смогли параллельно западным коллегам поставить актуальнейшие проблемы истории философии и культуры, подняли современные вопросы бытия человека и человечества, волнующие нас до сих пор» [1, с. 5]. Основной идеей, проходящей через все научное творчество М.К. Петрова, является осознание науки как ключевого элемента для общественного развития, обновления и постоянного совершенствования [2, с. 23]. Значимость и важность идей этого ученого заключались в оформлении культурологии как самостоятельной предметной области и дисциплины, способной показать многочисленные грани культуры. Изучая ее с историко-культурных позиций, М.К. Петров обозначил необходимость межпредметных связей для полноценного рассмотрения научных вопросов [3].
Дальнейшее формирование культурологической мысли ростовской школы идет в рамках дея-тельностного подхода понимания культуры в концепции, принадлежащей Ю.А. Жданову и В.Е. Давидовичу. «Культура представляет собой способ приобщения субъекта к родовой сущности человека, а значит способ развития и индивида и рода. Она реализует себя через всё многообразие форм деятельности людей, формируя и их самих и неорганическое тело цивилизации» [4, с. 51]. В
2018. т. 2
этот период появляются вопросы о взаимодействии культуры и природы, месте человека в этом взаимодействии и, наконец, о сущности культуры.
В.Е. Давидович широко известен как специалист в области философии, культурологии, как ученый, совершивший «антропологический поворот» и таким образом расширивший пространство культурологических исследований [5, с. 7].
Представление о культурологии формировалось на протяжении долгих лет в научных трудах разных ученых. Не просто обозначить границы между философией и теорией культуры. Многие специалисты утверждают, что между ними существует общая теоретико-методологическая база, которая не всегда позволяет очертить границы каждой научной области. Наиболее зрелые работы, позволяющие говорить о культурологии как самостоятельной дисциплине, появились в середине 1990-х гг. Они связаны с исследованиями многих отечественных специалистов, прорабатывавших вопросы теории и истории культуры, онтологии и гносеологии и т.д.
Большая заслуга принадлежит продолжателю традиций ростовской философско-культурологической школы и ее нынешнему руководителю Геннадию Владимировичу Драчу. Он внес значительный вклад в отечественное антиковедение, а также является известным специалистом в области истории античной философии, теории и истории мировой культуры.
В 1990 г. проф. Г.В. Драч возглавил кафедру теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии РГУ (ЮФУ) и принял непосредственное участие в реформировании российского гуманитарного образования в качестве эксперта по культурологии и разработчика государственного образовательного стандарта, создателя одной из первых авторских программ. Под его руководством был подготовлен учебник по культурологии, который переиздается с 1995 г. Таким учебникам, как «Культурология», «Культурология в вопросах и ответах», «История мировой культуры», «Учебный курс по культурологии», был присвоен гриф Минобразования РФ. Драч является автором более 300 научных работ по истории античной философии, теории и истории культуры на русском, английском, немецком и греческом языках. Его работы по истории философии, культурологии используются в учебном процессе на философских факультетах страны и включены в список рекомендованной литературы по истории философии, истории и философии науки.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
Возглавляемая проф. Г.В. Драчом Ростовская философско-культурологическая школа получила известность и признание в России и за рубежом. Он являлся руководителем темы «Культурология как система знания» в федеральных научных программах «Высшая школа России» и «Университеты России», научным экспертом по культурологии («Культурная инициатива»). Это позволило сформировать целый пласт научных трудов и образовательный контент. В 1993 г. по инициативе ученого на базе факультета философии и культурологии РГУ (ЮФУ) была открыта учебная специальность «культурология», по которой осуществлялась подготовка специалистов, а теперь бакалавров культурологии, а также аспирантура по научной специальности 24.00.01 - теория и история культуры.
Образовательные стандарты и современные возможности культурологии
Понимание смысла и возможностей культурных исследований как сферы познания и как части программы обучения в университете является одной из насущных проблем современного высшего образования.
Подход к развитию курса изучения культурологии основан на опыте преподавания. Создана полная программа курса, отражающая уникальность этой дисциплины и соответствует ее когнитивным способностям. В течение последних лет проверялось, как эта интерпретация курса воспринимается учащимися разных естественнонаучных и гуманитарных специальностей (биологи, физики, химики, философы и культурологи). Эксперимент внес существенные коррективы в разработку курса, показав живой интерес у студентов к теории и истории культуры, особенностям развития как европейской, так и отечественной культуры.
По итогам апробации курс культурологии основывается на сопоставлении роли профессионального и массового знания в научном сознании. Его цель - показать студентам, входящим в профессию, как профессиональное знание становится частью их повседневной жизни и жизни общества. Такое построение курса было продиктовано запросами времени и личным интересом студентов. Он показывает формирование концепции о культуре как объекте научного исследования, как сочетании усилий различных областей знаний, в том числе художественного видения мира, прошедших через призму культурного и исторического опыта, трансформирует знания о
2018. т. 2
культуре в процесс научного самопознания человечества. Этот курс дает обучающимся представление о взаимосвязи между областями знаний и междисциплинарным сотрудничеством, без которых невозможно полностью изучить культуру вообще или ее отдельные отрасли.
В ходе изучения курса на конкретных примерах выявляется зависимость формулировки исследовательских задач от состояния культуры, взаимосвязь политики, философии, антропологии, социологии и психологии в познании культуры в свое время и географическом развертывании, демонстрируются частые расхождения между целями, средствами и результатами практической реализации научных исследований, какими бы бесспорными и необходимыми они ни казались их инициаторам. В общем цель в том, чтобы показать, что магистральной линией научного познания культуры является понимание творческих способностей человека, знание природы его индивидуальности, характеристик личного сознания и сознания различных социальных групп. Научное и художественное видение мира в поисках научно обоснованного понимания человека, его сознания и культуры является предметом культурных исследований как академической дисциплины, которая может дать студенту не только широту научного мировоззрения, но и необходимость осмыслить свое место в жизни как специалиста, так и личности.
Сегодня культурология - одно из самых быст-роразвивающихся научных и учебных направлений в гуманитарных науках. Это не только теоретическая дисциплина, ее задача - подготовить специалистов разного уровня и широкого спектра. Курс культурологии, изучаемый бакалаврами, имеет как академический, так и прикладной характер и отвечает потребностям российского и международного научного сообщества и рынка труда в специалистах-гуманитариях.
Основная проблема культурологии и ее преломления в образовательной практике заключается в глубокой разнице между европейскими культурными исследованиями и российскими [6, с. 7]. Обращает на себя внимание глубина представления теоретического материала, его разработка, а также связь с философскими проблемами, присущими русской школе изучения культуры в целом. Между тем Европа и Америка взяли курс на прагматический аспект любых культурных исследований, которые выросли по сути из антропологических проблем (Бирмингемская культурная школа, Чикагская школа социологии
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2
культуры). Отсюда - требования точности представления материала, глубокие аналитические способности, стремление к количественному и качественному выражению основных идей. Поэтому основная трудность - найти адекватный эквивалент европейскому образовательному стандарту. Существует проблема преобразования образовательных программ России и Западной Европы в гуманитарный дискурс в целом и в культурные исследования в частности. Однако российский опыт в этой области (Европейский гуманитарный университет, Смольный колледж) говорит о невозможности полной передачи европейских образовательных традиций на российскую почву. То есть необходимо объединить основы обучения, присущие российской системе образования, и конкретные практические навыки, приобретенные в рамках европейских гуманитарных программ.
С другой стороны, компетентностный подход к образованию требует адекватных ответов на вызовы общества. Отсюда возникает вторая проблема - привести в соответствие образовательную программу по культурологии с международными условиями Болонских соглашений и конкретными отечественными реалиями. Для России важнейшей потребностью на федеральном и региональном уровнях является модернизация высшего образования по подготовке нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рынка. Статистические и рейтинговые показатели свидетельствуют о нарастании востребованности специалистов, совмещающих широкие познания в области гуманитаристики с уникальными навыками аналитического характера. В южно-российском регионе в настоящее время возрастает потребность в специалистах, имеющих фундаментальное гуманитарное университетское образование и владеющих навыками деятельности в различных областях науки и культуры, чему и отвечает современная культурология.
В связи с переходом на многоуровневую систему обучения программа подготовки по направлению «культурология» модернизирована в соответствии с требованиями междисци-плинарности и индивидуализированного подхода к обучению [7, с. 118]. Задача состоит в том, чтобы, сохраняя лучшие характеристики российской системы высшего образования, адаптировать программу подготовки бакалавра по
направлению «культурология» к современному европейскому опыту. В качестве решения поставленной задачи предлагается построение коммуникативного пространства в рамках культурологии, включающего в себя кредитно-модульную систему обучения, ориентацию на междисциплинарность предлагаемых инновационных курсов, акцентированность на индивидуальной траектории обучения и интерактивность контроля и взаимодействия преподавателя и студента. Разработанная система может быть применена в качестве фрейма для междисциплинарных программ, соединяющих не только гуманитарные направления подготовки, но и естественнонаучные.
В этой связи хочется сказать об образовательных стандартах некогда подготовки специалистов, а теперь бакалавров и магистров культурологов. ФГОС ВПО был разработан учебно-методической комиссией по культурологии с участием представителей компетентных государственных и общественных организаций и на основе методических указаний Минобразования РФ. Он соответствует требованиям Болонского процесса, переходу к двухуровневой системе ВПО, необходимости разработки основных образовательных программ ВПО в кредитно-модульном формате.
Структура ФГОСа включала в себя определение области применения данного документа, раскрытие смысла ключевых терминов, на которые опирается реформа образовательного процесса, характеристику направления подготовки и требования к реализации выработанной на его базе основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров и магистров по данному направлению. Содержание ФГОСа конкретизировало требования к освоению ООП бакалавра культурологии и магистра культурологии. Важным новаторским содержанием предлагаемого ФГОСа ВПО являлась ориентация на компетентностно - квалификационный подход в отличие от прошлого, ориентированного на накопление определенного багажа знаний без учета его функционального использования и применения.
Сегодня ФГОС ВО обозначает спектр компетенций, требует конкретизации видов деятельности, имеет академический и прикладной характер реализации, формулирует задачи профессиональной подготовки бакалавров и магистров (отличающиеся уровнем сложности и компетентности) по культурологии, включаю-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2
щие в себя научно-исследовательскую, управленческую, проектно-аналитическую, производственно-технологическую, культурно-просветительскую и преподавательскую деятельность.
Учебные дисциплины ООП нового ФГОСа ВО бакалавров и магистров культурологии в основном не привязаны, как в прошлом стандарте. В целом ФГОС ВО выглядит как фундаментальный документ, определяющий содержание и характер подготовки кадров по направлению «культурология» на будущее. В то же время представляется, что задачи профессиональной деятельности бакалавра культурологии усложнены и излишне детализированы по принципу перечисления, при этом не до конца ясны различия профессиональной деятельности бакалавра и магистра.
На основе научных разработок ростовской философско-культурологической школы был сформирован коллектив авторов. Вышли в образовательное пространство разные виды учебной литературы по культурологии, в том числе популярность и актуальность приобрели учебники, хрестоматии и другие виды учебной литературы.
В этих изданиях учитывался не только опыт авторов. За прошедшее время культура приобрела новые формы самореализации, и ФГОС ВО третьего поколения суммировал положительный опыт в развитии культурологии как научной дисциплины и преподавание ее как образовательного курса. Сегодня мы говорим о необходимости обозначить проблемы и методы, стоящие перед культурологией как самостоятельной дисциплиной. Таким образом, специалисты, подготовленные по направлению «культурология», способны реали-зовывать полученные знания в областях и сферах деятельности широкого профиля: социокультурной и досуговой, телевизионной и PR, административной всех уровней, образовательной от школы до вуза всех направлений, управленческой.
Становится очевидно, что учебные трансформации идут параллельно с развитием науки, постоянно обновляются и наполняются новым смыслом. Современные молодые специалисты в отечественной философско-культурологической мысли будут продолжать активную работу как в науке, так и образовании.
Литература
1. Драч Г.В. У истоков ростовской философско-культурологической школы. Статья 1. М.К. Петров // Наука. Искусство. Культура. 2017. Вып. 1 (13). С. 5-15.
Поступила в редакцию / Received
2. Петров М.К. Научно-техническая революция и философия // Историко-философские исследования. М. : РОССПЭН, 1996. 512 с.
3. Наука о науке / пер. с англ. М. К. Петрова. М. : Прогресс, 1966. 422 с.
4. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры : 2-е изд. Ростов н/Д. : Наука-пресс, 2005. 502 с.
5. Драч Г.В. У истоков ростовской философско-культурологической школы. Статья 2. Ю.А. Жданов и В.Е. Давидович // Наука. Искусство. Культура. 2017. Вып. 2 (14). С. 5-16.
6. Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д. : Феникс, 1995. 353 с.
7. Липец Е.Ю. Преподавание культурологии в инновационном университете // Инновационный потенциал культурологии и ее функции в системе гуманитарного знания: материалы науч. -практ. конф. СПб., 2008. С. 117-121.
References
1. Drach G.V. U istokov rostovskoi filosofsko-kul'turologicheskoi shkoly. Stat'ya 1. M.K. Petrov [At the Origins of the Rostov Philosophical and Culturological School. Article 1. M.K. Petrov]. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2017, Iss. 1 (13), pp. 5-15.
2. Petrov M.K. [Scientific and Technological Revolution and Philosophy]. Istoriko-filosofskie issledovaniya [Historical and Philosophical Studies]. Moscow: ROSSPEN, 1996, 512 p.
3. Nauka o nauke [Science about Science]. Tr. from Engl. by M. K. Petrov. Moscow: Progress, 1966, 422 p.
4. Zhdanov Yu.A., Davidovich V.E. Sushchnost' kul'tury [The Essence of Culture]. 2nd ed. Rostov-on-Don: Nauka-press, 2005, 502 p.
5. Drach G.V. U istokov rostovskoi filosofsko-kul'turologicheskoi shkoly. Stat'ya 2. Yu.A. Zhdanov I V.E. Davidovich [At the Origins of the Rostov Philosophical and Culturological School. Article 2. Yu.A. Zhdanov and V.E. Davidovich]. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2017, Iss. 2 (14), pp. 5-16.
6. Kul'turologiya [Culturology]. Ed. by G.V. Drach. Rostov-on-Don: Feniks, 1995, 353 p.
7. Lipets E.Yu. [Teaching Culturology in an Innovative University]. Innovatsionnyi potentsial kul'turologii i ee funktsii v sisteme gumanitarnogo znaniya [Innovative Potential of Cultural Studies and Its Functions in the System of Humanitarian Knowledge]. Proceedings of the scientific-practical conference. Saint Petersburg, 2008, pp. 117-121.
_15 мая 2018 г. / May 15, 2018