В.В. Семикашев
РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН В РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ПО ЕГО СДЕРЖИВАНИЮ
Цены на бензин в России
Российский рынок бензина в 2002-2005 гг. характеризовался следующими тенденциями:
• ростом цен на бензин темпами, опережающими инфляцию;
• выравниванием темпов роста оптовых и розничных цен;
• увеличением доли налогов в конечной цене основных нефтепродуктов.
1. Индексы роста розничных и оптовых цен на бензин за период 2002-2005 гг. значительно превышают индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦПП) (табл. 1).
Таблица 1
Рост розничных и оптовых цен на бензин в 2002-2005 гг., % к предыдущему году
Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.* 2005 г.*/2002 г., %
Оптовые цены на бензин 113,1 116,7 133,6 116,1 204,7
Розничные цены на бензин 120,4 116,8 131,3 115,9 214,0
Индекс цен производителей
промышленной продукции 117,1 113,1 128,3 115,8 196,8
Индекс потребительских цен 115,1 112,0 111,7 110,0 158,4
* В 2005 г. данные за январь-ноя брь.
Розничные цены на бензин в России за период 2002-2005 гг. выросли более чем в 2,1 раза. Их динамика была значительно выше темпов инфляции, которая увеличилась почти в 1,6 раза. Оптовые цены в целом за период выросли на 9% меньше по сравнению с розничными. Однако в 2004-2005 гг. темпы роста оптовых цен превышали темпы роста розничных цен, хотя до этого розничные
415
цены росли быстрее оптовых на протяжении трех лет1. В 2000-2002 гг. ИЦПП рос быстрее индекса оптовых цен на бензин, а в 2003-2005 гг. оптовые цены на бензин стали расти быстрее, чем цены на промышленную продукцию. Таким образом, в последние два года оптовые цены на бензин растут быстрее розничных цен на бензин и цен производителей промышленной продукции.
2. Вторая важная тенденция - изменение соотношения темпов роста розничных и оптовых цен на бензин в 2003 г. (табл. 2). За период 20002002 гг. оно составило 126,4%, т.е. розничные цены росли быстрее. При этом, наиболее низкие темпы роста цен на бензин наблюдались для марки АИ-76. Для него соотношение роста цен было равно 128,2%, что выше среднего значения. Это объясняется высоким ростом розничных цен при низком росте оптовых цен на эту марку бензина. Цены на высооктановый бензин росли быстрее, чем на низкооктановый, но разрыв между ростом розничных и оптовых цен был ниже; поэтому соотношение составило - 122, 6% для АИ-92 и 116,0% для АИ-95.
Таблица 2
Рост цен на бензин по маркам в 2000-2005 гг., %
Показатель Всего бензина АИ-76 АИ-92 АИ-95
Динамика за 2000-2002 гг.
Розничные цены 138,3 131,9 143,4 142,8
Оптовые цены 109,4 102,3 117,0 123,0
Соотношение роста розничных и оптовых цен, % 126,4 128,9 122,6 116,0
Динамика за 2003-2005 гг.
Розничные цены 177,7 189,3 172,1 163,8
Оптовые цены 181,0 191,7 172,8 173,7
Соотношение роста розничных и оптовых цен, % 98,2 98,7 99,6 94,3
В 2003-2005 гг. розничные цены на бензин росли медленнее оптовых и соотношение их роста составило 98,2%. Как и в предыдущем периоде, соотношение было выше для низкооктанового бензина (98,7% для АИ-76) и ниже для высокооктанового (94,3% для АИ-95). Однако в отличие от предыдущего периода цены на низкооктановый бензин росли быстрее, чем на высокооктановый.
В 2000-2002 гг. рост розничных цен на бензин составил 138,3%, а оптовых всего 109,4%. В 2003-2005 гг. наблюдалась другая динамика: рост розницы составил уже 177,7%, а опта - 181,0%, тогда
1В 2002 г. наблюдалось снижение цен на бензин. Оптовые цены снизились больше, чем розничные.
416
как ИПЦ вырос только на 138%. Такое различие в росте цен на бензин и ИПЦ приводит к росту издержек в экономике (за счет топливной составляющей) и увеличению затрат на топливо у населения.
За последние годы розничные и оптовые цены на бензин марки АИ-95 росли одинаковыми темпами, что свидетельствует о достижении некоторой устойчивости получаемой продавцами маржи. При сохранении наблюдаемых тенденций, розничные цены на такой бензин не будут расти быстрее оптовых. Это можно объяснить ограничением со стороны спроса.
Выравнивание темпов роста розничных и оптовых цен на бензин не оказало значительного влияния на их отношение. В период 19992005 гг. отношение розничной цены к оптовой для бензина марки АИ-76 составляло 200,9%, АИ-92 - 206,1%, АИ-95 - 205,4%. В табл. 3 приведена динамика этого отношения по разным маркам бензина для 2002-2005 гг. Как видно, отношения слабо варьируются вокруг указанных средних значений. Никакой устойчивой тенденции к сокращению или нарастанию не наблюдается. Эти отношения очень высоки, что должно обеспечивать высокую норму прибыли для розничных продавцов бензина. Однако такая высокая норма прибыли, как правило, характерна для АЗС, которые входят в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Для независимых продавцов норма прибыли ниже.
Таблица 3
Отношение розничной цены к оптовой по маркам бензина, %
Показатель 2002 2003 2004 2005* 1999-2005*
АИ-76 АИ-92 АИ-95 Дизельное топливо 221,7 211,5 213,1 203,2 216,9 202,7 190,0 206,0 193,2 200,3 210,9 214,1 148,6** 200,9 206,1 205,4***
* Данные за январь-ноябрь. ** Данные за сентябрь-ноябрь. *** Данные за 2000-2005*гг.
Отношение розничных к оптовым ценам на бензин изменяется в течение года в связи с сезонностью спроса на нефтепродукты и издержек их производства (рис. 1). Зимой-весной это отношение выше. При этом увеличивается маржа в рознице, так как за зиму оптовые цены снижаются в большей степени, чем розничные. Это совпадает с сезонным снижением спроса на нефтепродукты. Летом-
417
осенью происходит рост спроса и, как правило, цен на нефтепродукты, а маржа между розничными и оптовыми ценами сокращается.
%
■ АИ-76 □ АИ-92 В АИ-95
Рис. 1. Отношение розничной цены к оптовой для различных марок бензина по месяцам в среднем в 2002-2005 гг.
Для бензина марки АИ-92, спрос на который в первую очередь формируется населением, по сравнению с другими марками отношение наиболее вариабельно, а маржа продавцов бензина выше почти в каждом месяце. Для АИ-76, основным потребителем которого является грузовой автотранспорт, отношение более стабильно по сравнению с другими марками бензинов.
Розничные цены на бензин АИ-95 в январе составляют 236% от оптовых, а в сентябре только 194%. Тенденция отношения цен такова - с начала года это отношение равно 236%. Затем оно плавно снижается до 195% в августе-ноябре, а к концу года увеличивается до 208%. Такая динамика в течение года тесно связана с динамикой цен на нефть.
Как видно на рис. 2, динамика цен на нефть во многом определяет изменения цен на бензин. Оптовые цены на бензин более существенно зависят от цен на нефть и имеют большую изменчивостью по сравнению с розничными ценами. Для опта характерно снижение в начале года; при стабильности цен в рознице. Отмеченное различие в поведении розничных и оптовых цен формирует указанную выше сезонную изменчивость их отношения.
418
рис. 2
419
Анализ тенденции, связанной с ростом доли налогов в конечной цене бензина, показывает влияние налоговой политики государства на внутренние цены как нефти, так и нефтепродуктов. Так, с 2001 г. по 2005 г. доля налогов в цене на бензин (АИ-80) повысилась с 46 до 60%, на дизтопливо - с 33 до 48%, на мазут с 44 до 77% [1].
Динамика цен на бензин в России во многом зависит от роста мировых цен на нефть сорта «Юралс», к которым привязан налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Если растут мировые цены, то растет и ставка НДПИ, поскольку к ней применяется коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть. Этим налогом облагается вся добытая нефть, вне зависимости от того, поступает она на экспорт или перерабатывается внутри страны для производства бензина и других нефтепродуктов. Поэтому рост мировых цен увеличивает внутреннюю цену нефти и, соответственно, приводит к росту издержек производства бензина.
За период 2001-2005 гг. мировые цены на нефть марки «Юралс» выросли в 2,3 раза, а внутренние цены производителей нефти в 2,7 раза (табл. 4). Причем особенно высокий рост наблюдался в 2004-2005 гг. Различный рост отразился на соотношении цены нефти для внутреннего и мирового рынков. Отношение внутренней цены на нефть к мировой цене нефти марки «Юралс» выросло с 30% в 2002 г. до 41% в 2005 г. В то же время отношение оптовой цены бензина к цене производителей нефти внутри страны сократилось с 3 до 2,2 раза.
Таблица 4
Рост мировых и внутрироссийских цен на нефть, % (2001 г. =100%)
Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.*
Цена нефти марки Юралс на мировом рынке** 117,8 132,2 157,3 225,0
Внутренняя цена производителей нефти** 103,2 120,7 167,5 273,4
Внутренняя цена нефти к мировой цене Юралс 29,8 31,1 36,2 41,4
Оптовая цена бензина к внутренней цене нефти 301,7 325,8 303,3 218,2
* Данные за январь-ноябрь.
** Средние цены в течение года.
Такая динамика цен характеризует зависимость российского рынка нефтепродуктов от мирового рынка нефти, в том числе и через механизм привязки НДПИ к мировым ценам. Происходящий из-за этого рост цен на нефть внутри России во многом объясняет высокий рост цен на основные нефтепродукты в последние годы.
420
В 2005 г. в розничной цене бензина АИ-92 доля налогов составляла свыше 50% [1]. В первую очередь цены определяют акцизы и НДПИ, тогда как другие налоги (НДС, налог на прибыль) влияют в меньшей степени. НДС взимается со стоимости, включающей в себя НДПИ и акциз, поэтому рост этих налогов приводит к большей нагрузке на цены, чем кажется на первый взгляд.
Основной налог на нефтепродукты - это акцизы. Ставки акцизов устанавливаются по видам нефтепродуктов, в том числе и по маркам автобензинов. Для низкоктановых акцизы ниже, для высокооктановых - выше. В 2001-2004 гг. акцизы по всем маркам выросли в два раза.
С принятием в России требований к моторным топливам в соответствии с нормами Евро-3 и Евро-4 планируется ввести регрессивную шкалу акцизов. Она предполагает устанавливать акцизы ниже для топлива с высоким октановым числом и лучшего качества, чем для топлива худшего качества.
В 2004 г. для бензина, производимого НК ЛУКОЙЛ, доля НДПИ и акциза в розничной цене составляла около 30%. Вместе с НДС и налогом на прибыль доля налогов в цене достигала 50%. Чистая прибыль равнялась 20% от розничной цены [2]. Такие же данные по доле налогов приводятся и в исследовании «Эксперт РА», при этом отмечается, что общая прибыль в цепочке производители-продавцы бензина достигает 32% [3].
Рост цен на бензин не является следствием только увеличения налогов, а во многом определяется отсутствием конкуренции на рынке бензина и существующей структурой производства нефтепродуктов на российских НПЗ.
Монополизация нефтепереработки в регионах
Одной из основных причин роста цен на бензин является монополизация рынка бензина в стране. Большинство региональных рынков имеют одного-двух крупных производителей (оптовых поставщиков) бензина [2]. Поэтому во многом именно их оптовые цены определяют уровень розничных цен. На таких высокомонополизированных рынках рост розничных цен определяется двумя факторами. С одной стороны, он ограничивается платежеспособным спросом. С другой, стимулируется ростом оптовых цен на бензин у ВИНК, которым принадлежит большая часть крупных НПЗ - 19 из 27 [3] и которые определяют цены на региональных рынках. При этом ВИНК, пользуясь монопольным положением, стремятся к получению максимального дохода.
421
Рост цен на бензин наиболее существенно отражается на спросе населения и сельского хозяйства. В общем потреблении бензина в 2003 г. доля населения составляла 42%, а сельского хозяйства - 8%. Готовность населения платить за бензин определяется динамикой их денежных доходов и долей оплаты топлива в совокупных затратах, которая в основном связана с потреблением бензина. Косвенно на готовность населения платить влияют высокие постоянные расходы на автомобиль2 и его значимость для владельца, определяющие неэластичность спроса на бензин по его цене. Автовладельцы вынуждены соглашаться на дополнительные затраты при повышении цен на бензин, чтобы не лишиться привычной мобильности.
В 2001-2003 гг. рост средних доходов населения превышал рост цен на бензин. В 2004 г. цены на бензин выросли на 31%, а доходы только на 24%. Соответственно в бюджетах домохозяйств возросла доля затрат на топливо. С 2001 г. по 2004 г. она выросла с 1,3% до 1,6% от потребительских расходов. Для 50% наиболее обеспеченного по уровню среднедушевого дохода населения (владеют 65% общего числа автомобилей) этот показатель в 20032004 гг. превысил 2%, по сравнению с 1,5% в 2001 г. [4].
Ограничения платежеспособного спроса на бензин (в основном марки АИ-76) существуют и со стороны сельскохозяйственных производителей. Сельское хозяйство России имеет низкую норму рентабельности. Оно очень чувствительно к повышению цен на бензин и дизельное топливо, так как затраты на топливо составляют значительную долю в себестоимости продукции. Поэтому сезонные увеличения цен, которые часто приходятся на посевную и уборочные кампании, негативно сказываются на работе сельского хозяйства.
Вторым фактором, формирующим цены на региональных рынках бензина, является стремление нефтяных компаний (НК) получить максимум доходов. Это достигается в большей степени за счет роста цен, а не снижением издержек, чему способствует монопольное положение в сфере нефтепереработки.
В течение 2004-2005 гг. налоговая нагрузка на нефтяные компании существенно возросла. Это произошло не только за счет роста НДПИ и акцизов, но и за счет увеличения таможенных пошлин на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов. За период декабрь 2003 г. - ноябрь 2005 г. экспортная пошлина для сырой
2 ОСАГО, амортизация автомобиля, налог на транспортное средство, другие затраты на содержание автомобиля.
422
нефти выросла в 6 раз с 30 до 180 долл./т. Увеличившаяся налоговая нагрузка уменьшает доходность экспортной деятельности.
Снижение доходности экспорта сырой нефти и нефтепродуктов ВИНК восполняют повышением доходности производства и продажи нефтепродуктов внутри страны. По мнению президента НК ЛУКОЙЛ В.Алекперова, это «сообщающиеся сосуды». Если снижаются доходы от экспорта, то должны увеличиться доходы от нефтепереработки. Так, осенью 2005 . производство бензина для внутреннего рынка стало не менее выгодно, чем экспорт сырой нефти [5]. При таком подходе НК будут повышать оптовые, а, значит, и розничные цены на нефтепродукты с целью максимизации выручки и прибыли до тех пор, пока покупатели будут готовы платить такие цены.
Структура выработки на НПЗ
Следующим фактором роста цен на бензин в России является состояние нефтеперерабатывающей промышленности, которая характеризуется высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, недостаточной развитостью вторичных процессов нефтепереработки. Это определяет нерациональную с точки зрения потребностей экономики России структуру производства нефтепродуктов и их низкое качество.
Российские НПЗ при переработке нефти в среднем получают бензин, дизтопливо и мазут в пропорциях 1:2:2. Объемы их производства определяются потребностями российской экономики в автомобильных бензинах, тогда как мазут и дизтопливо производится в избыточных объемах относительно потребностей внутреннего рынка. Поэтому нефтепереработчики экспортируют значительную часть этих нефтепродуктов.
В развитых странах, куда в основном направляются российские топочный мазут и дизельное топливо, они используются только после более глубокой их переработки и облагораживания. При этом цена приобретения имеет значительный дисконт из-за низкого качества. Поэтому экспорт мазута (69,8% из общего его производства в 2005 г.) и дизельного топлива (57,2%) является скорее вынужденной мерой, чем экономически обоснованной, которая определяется структурой выхода нефтепродуктов на российских НПЗ. Экспорт бензина относительно мал - 13% от общего производства. При этом большая его часть не соответствует нормам Евро-4, что не позволяет экспортировать этот бензин в европейские страны в качестве конечного продукта. Таким
423
образом, экспорт нефтепродуктов малоэффективен с точки зрения рационального использования нефти и является сырьевым экспортом.
Российская нефтепереработка характеризуется низким качеством производимых автобензинов и высокой долей низкооктановых марок бензина. Основная масса автомобильных бензинов вырабатывается в соответствии с требованиями Евро-2. В 2004 г. в общем производстве бензина доля марки АИ-76 составляла 43,5%, АИ-92 - 44,8%, АИ-95 - 11,3% и АИ-98 - 0,4%. Следует отметить, что низкооктановый бензин А-76 не имеет аналогов в мире и используется только морально устаревшей техникой [6].
Бензин один из ценообразующих товаров в России. Поэтому повышение его цены ведет к росту издержек в целом по экономике. Соответственно из-за роста транспортной составляющей увеличиваются цены на большинство товаров и услуг, что в свою очередь раскручивает инфляцию. Таковы негативные общеэкономические последствия роста цен на бензин. Разработку мер по ограничению роста цен на бензин следует проводить с учетом совокупного воздействия вышеперечисленных факторов на цены.
Меры по сдерживанию роста цен на бензин в РФ
Существуют две группы факторов, определяющих рост цен на бензин и другие нефтепродукты в России. К первой относится рост налогов в нефтяном комплексе - НДПИ, акцизов на нефтепродукты, экспортных таможенных пошлин. Ко второй - монополизация региональных рынков бензина со стороны крупных ВИНК и структура производства нефтепродуктов на российских НПЗ, в которой преобладают дизельное топливо и мазут. Эти факторы воздействуют параллельно, что определяет необходимость системного похода к разработке мер по ограничению роста цен на бензин. Широко обсуждаемое сейчас реформирование системы налогообложения в нефтяном комплексе без развития конкуренции на рынке бензина и повышении качества нефтепереработки скорее всего будет иметь временный и неполноценный эффект.
Применяемая в настоящее время политика налогообложения в нефтяном комплексе была сформирована на фоне значительного роста мировых цен на нефть. В ее основу заложена идея получения интегрального эффекта - максимизации поступлений денежных средств в федеральный бюджет при сохранении возможностей для развития нефтяного комплекса [1]. Но, как было показано выше, в настоящее время налогообложение в нефтяном комплексе только
424
стимулирует рост цен нефтепродуктов на внутреннем рынке. При этом, высокие налоги на нефть и нефтепродукты внутри страны оплачивается потребителями, а не производителями. Последние, пользуясь монопольным положением, поддерживают высокие доходы за счет повышения цен. В итоге, для населения это сказывается ростом затрат на топливо, а для экономики ростом инфляции. Ситуацию может изменить реформирование системы налогообложения.
При пересмотре системы налогообложения в нефтяном комплексе целесообразно исходить из следующих положений:
• необходимо обеспечить снижение влияния мировых цен на нефть на внутренние. Это позволит исключить импульсивный рост цен на нефтепродукты внутри страны в периоды бурного роста мировых цен на нефть;
• создать условий для развития нефтяного комплекса и нефтеперерабатывающей отрасли.
Основным фактором роста цен на бензин, как показано выше, является НДПИ при его привязке к уровню мировых цен на нефть. Рост последних приводит к удорожанию нефти на внутреннем рынке и, соответственно, к росту цен на нефтепродукты. Поэтому первоочередной задачей является исключить такую негативную связь.
Для этого можно использовать фиксированную ставку НДПИ для нефти, поступающей на внутренний рынок, которая будет индексироваться в соответствии с уровнем инфляции или динамикой цен на нефтепродукты в России [1].
Другой подход может состоять в корректировке цен на нефтепродукты с помощью изменений величины акцизов. Для этого ставки акцизов должны устанавливаться в обратной зависимости от уровня мировых цен. Таким образом, сглаживается влияние колебаний мировых цен на цены нефти и нефтепродуктов внутри страны. Например, при росте цен на нефтепродукты из-за повышения цен на нефть ставки акцизов снижаются, а при снижении цен на нефть ставки повышаются. Такой вариант распространен в странах-импортерах нефти.
Мировой опыт
Существуют различные уровни цен на нефтепродукты на внутренних рынках разных стран. В 2005 г. в США и Канаде цены были равны 0,5-0,6 долл./л, в Японии около 1 долл./л, а в европейских странах они достигали 1-1,5 долл./л. Затраты на
425
производство нефтепродуктов в экономически развитых странах находятся примерно на одном уровне. Разница в ценах заключается в различном уровне налогообложения (рис. 3) [1]. Регулирование уровня цен на бензин в целом ряде стран в основном происходит с помощью изменения доли налогов в цене.
Рис. 3. Структура цены на основные виды нефтепродуктов в России и за рубежом, долл. США/литр, май 2005 г.
В странах ОЭСР в первом квартале 2004 г. конечные цены варьировались от 0,44 долл. /л в США до 1,53 долл./л в Норвегии. Доля налогов в конечной цене на бензин также варьировалась от 13% в Мексике до 76% в Великобритании [7].
Налоговая политика в этой сфере в странах ОЭСР характеризуется следующими основными подходами:
• в большинстве европейских странах доля налогов составляет от 2/3 до 3/4 конечной цены на бензин, что приводит к высоким розничным ценам. Такой высокий уровень налогообложения связан с большими затратами на развитие экологии, которой в ЕС придается большое значение. С одной стороны, высокие цены на бензин стимулируют эффективное использование бензина в экономике и, в частности, на автотранспорте. С другой, большая доля налогов в цене позволяет государству влиять на розничные
426
цены через сокращение ставок акцизов в периоды значительного роста цен на нефть;
• в Японии, Австралии и Новой Зеландии налоги составляют около 50% от конечной цены на бензин. Эти страны также используют налоги для влияния на конечные цены нефтепродуктов, но не столь активно как это делается, например, в США. Так, с 2000 г. по 2005 г. доля налогов в конечной цене бензина в Японии сократилась с 54 до 46%.
• в США и Канаде в период 2000-2005 гг. доля налогов в цене бензина сократилась с 25 до 18% и с 41 до 34% соответственно. Как известно, автомобилестроение исторически играет важную роль в развитии экономики США; при этом, низкие цены на бензин стимулируют рост автомобилизации страны. Низкие налоги определяют низкие цены и низкие затраты населения на бензин. Это поддерживает развитие автомобильной промышленности в США. Похожая ситуация в Канаде, экономика которой тесно связана с американской. Уровень цен на бензин в Канаде на 10-15% выше, чем в США, но динамика цен мало отличается от американской. Это также достигается снижением доли налогов;
• иная налоговая политика проводится в Мексике - стране экспортере нефти. На протяжении 1996-2003 гг. доля налогов в этой стране составляла 13%, что является минимальным показателем для стран ОЭСР. Неизменность ставки налогов привела к увеличению внутренних цен на бензин за счет роста цен на нефть. В результате, в первом квартале 2004 г. цена бензина в Мексике превысила цену в США.
Значительные колебания цен на нефть приводят к ситуации неопределенности. Для экономического развития это хуже, чем высокие, но стабильные цены на нефть и нефтепродукты. Это подтверждает политика налогообложения бензина в странах-импортерах. За счет изменения доли налогов в цене нефтепродуктов рост цен на них можно регулировать и не допускать значительных колебаний. Например, в США и Германии за период 1999-2005 гг. доля налогов в цене бензина снизилась, поэтому розничные цены росли не так быстро, как можно было ожидать (рис. 4).
427
Рис. 4. Динамика цен на бензин и доли налогов в цене в США и Германии: конечная цена в Германии (-"-) и США (-5-); доля налогов (шкала справа)
в Германии (--/--) и США (--*--) В Германии и США цены на импортируемую нефть в 1999-2005 гг. возросли почти в 3 раза. Цены на бензин в Германии выросли с 0,9 до 1,5 долл./л или на 70%. В США цены выросли почти в два раза - с 0,3 до 0,6 долл./л. При этом произошло снижение доли налогов в конечной цене бензина в Германии с 75 до 67%, в США с 32 до 18%.
В России, при отсутствии политики регулирования, за период 2001-2005 гг., цены на нефть выросли в 2,7 раза, розничные цены на бензин в 2,14 раза, а доля налогов в цене с 46 до 60%. Целесообразно было использовать аналогичный подход при налогообложении нефтепродуктов и в России, что отметил министр промышленности и энергетики РФ В.Б. Христенко. По его словам, так как подавляющая масса налогов в нефтяном секторе приходится на экспортные пошлины и НДПИ, влияние данной меры с точки зрения бюджета, не будет существенным [1].
Помимо действующей системы налогообложения существуют еще два значимых ограничения для развития рынка бензина в России. Во-первых, монополия ВИНК в сфере нефтепереработки. Это приводит к их доминированию на региональных рынках и несправедливой конкуренции между АЗС, принадлежащими ВИНК, и независимыми продавцами. Во-вторых, низкий технологический уровень нефтепереработки, существенно влияющий на структуру выхода нефтепродуктов и их качество. Преодоление этих ограничений позволит решить ряд проблем, связанных с нефтепереработкой, в том числе и проблему роста цен на бензин и другие виды нефтепродуктов.
Можно предложить следующие меры по преодолению указанных ограничений:
• создание условий для инвестиций в модернизацию НПЗ;
• создание биржи нефти и нефтепродуктов для прозрачного ценообразования;
428
• создание государственного резерва нефтепродуктов для проведения интервенций во время роста цен;
• развитие конкуренции среди производителей и продавцов бензина;
• ускоренное принятие технических регламентов Евро-3 и Евро-4.
Исполнение перечисленных мер будет сдерживать рост цен на бензин.
В ближайшей перспективе появятся новые факторы: рост стоимости добычи нефти; падение объемов добычи нефти; снижение потребностей в мазуте; принятие норм Евро-3 и Евро-4 в России; рост числа автомобилей и увеличение спроса на высокооктановые качественные бензины. В будущем предполагается переход автомобилей на новые виды топлива. Об этих тенденциях необходимо начинать думать уже сейчас.
Литература и информационные источники
1. Доклад Министра промышленности и энергетики В.Б. Христенко в Государственной думе. «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по стабилизации и снижению цен на моторное топливо, газ и тарифов на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей в период подготовки и проведения весенне-полевых работ в 2005году». 25.07.2005. http://www.minpromgov.ru/activity/energy/appearance/6
2. Доклад комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи «Об анализе основных факторов и тенденций, формирующих розничные цены на нефтепродукты». 2004. www. duma. gov. ru/energy/zakon/doklad/dokl-neft. doc
3. Зайко А. Очень сырая нефть //Энергия промышленного роста. №s1 (1), ноябрь 2005.
4. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств. Стат. бюлл. М.: Госкомстат РФ, Росстат. 2001-2004.
5. Интервью. Вагит Алекперов, президент НК ЛУКОЙЛ: Все дело в гибкости //Ведомости. 2005.11.07.2005. №125 (1406).
6. Производство и потребление автомобильных бензинов в России. //Инфотэк. 2005. №°5.
7. Energy Prices & Taxes. Quarterly Statistics. 2Q2004. IEA. Международное энергетическое агентство (МЭА).
429
Руб./л 20 18 16 14 12 -10 -8 --' 6 4 2 0
Нефть, руб./т - 6000
5000
- - _ Xр-°-°? О ---- ...
- 0 о° 9 °.°о О ° ° О X___' 4 .¿44' Л д д
Л 44 Л
О.Я ° ?* 4 4
О»,"' 4 4 д 4 Д
¿4 А
4000
3000
2000
ь Л Й
м я р е
»1 е ф 1
ьтьььь
о Он Л Л Л ^О ООО Ь К ^ К И й н н о и
ь Л аль арт ль е
м я 1
»1 е ф
ьтьььь
Э Г
к и сС ф
ьтьььь
о Оч Л Л Л
^о о о ю Ь к к к и
Э Г ф
ьтьььь
о & & & &
^ю ю ю ю Ь ч ч ч и м н н о и
м & м
КМ
ф
ьтььь
о & & &
^ю ю ю Ь к к к
2001* 2002
-4-АИ-76 розничные
------4------АИ-76 оптовые
2003
2004
2005
АИ-92 розничные АИ-92 оптовые
-•-АИ-95 розничные
о------АИ-95 оптовые
1000
0
Рис. 2. Цены на нефть и бензин на внутреннем рынке
* В 2001 г. цена на нефть указана только для 6 месяцев