Научная статья на тему 'Российское торговое предпринимательство в первой четверти XVIII века'

Российское торговое предпринимательство в первой четверти XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1594
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муравьева Л. А.

Сословная структура России практически не знала отдельного сословия предпринимателей, подобно третьему сословию Западной Европы. Предпринимательством в России могли заниматься представители различных сословных групп от бояр до крестьян. Петр I также не считал, что для развития промышленности и торговли нужно создавать особое сословие. Тем более он не задумывался над проблемой политических прав и свобод подобного сословия. Одним из распространенных методов развития промышленности и торговли Петр I считал метод государственного принуждения и насилия…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское торговое предпринимательство в первой четверти XVIII века»

10 (154) - 2007

СТРАНИЦЫ истории

РОССИЙСКОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА*

Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве РФ

Государство и купечество. Сословная структура России практически не знала отдельного сословия предпринимателей, подобно третьему сословию Западной Европы. Предпринимательством в России могли заниматься представители различных сословных групп — от бояр до крестьян. Петр I также не считал, что для развития промышленности и торговли нужно создавать особое сословие. Тем более он не задумывался над проблемой политических прав и свобод подобного сословия. Одним из распространенных методов развития промышленности и торговли Петр I считал метод государственного принуждения и насилия.

Уже Соборное уложение 1649 г. Алексея Михайловича положило начало консолидации купеческого сословия. Именно купец, как торговый человек, получающий большие прибыли от занятий торговлей, становится обладателем капиталов. Несмотря на многочисленные побочные занятия, торговое предпринимательство становится главным делом российского купечества. Торговый капитал формируется раньше промышленного, и только затем очень медленно и неспешно направляется в отрасли, связанные с промышленным производством. Первоначальное накопление капитала происходит в торговой сфере и торговом предпринимательстве. Петровская эпоха радикальных и всесторонних преобразований придала ей новый импульс и ускорение.

Молодой царь-реформатор действовал в соответствии со своими представлениями о направлениях дальнейшего развития страны, а также руководствуясь достижениями современной экономической мысли, главным образом, западноевропейского

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». - 2007. - № 27 (267).

толка. XVII в. в истории Западной Европы ознаменован бурным развитием точных и естественных наук. Знание законов математики и естествознания порождало иллюзии быстрого изучения на этой основе социально-политических отношений и преобразования жизни общества на основе рационалистических концепций. В философских трудах Локка, Гоббса, Лейбница формулируется концепция «общего блага» как главной идеи человечества. Инструментом достижения «всеобщего блага» и процветания выступает государство, базирующееся на абсолютной власти монарха. Именно абсолютная власть, подконтрольная только Богу, вооружившись передовыми философскими доктринами, может обеспечить человеческое счастье. Однако под всеобщим счастьем понималось отнюдь не благо каждого подданного, а могущество и процветание государства. При этом сильное и регулярное государство берет на себя выполнение разнообразных функций по регламентации жизни отдельного человека, что, по мнению монарха, соответствует думам и чаяниям подданного.

Укрепление государственной мощи невозможно без развития тяжелой промышленности, активной торговли и ремесла. Хорошо развитая торговля, как внутренняя, так и внешняя, обеспечивала приток денежных средств в казну, без которых невозможны были все грандиозные начинания и победные военные операции. На формирование экономической стратегии Петра I большое влияние оказали господствующие в Западной Европе идеи позднего меркантилизма. Одна из основных идей состояла в том, что главные богатства государства формируются в сфере обращения и накопления денежных средств (золото и серебро) за счет соблюдения активного внешнеторгового баланса, мануфактурного строительства, покровительственных

тарифов и активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь.

Строгая регламентация и опека (протекционизм) торговых и промышленных предпринимателей достались в наследство от прошлых времен. Нужны были новые подходы и действия. Распространение идей меркантилизма и «общего блага» совпало с вызреванием предпосылок для предпринимательского подъема. На выработку хозяйственной политики Петра I большое влияние оказали институциональные введения и достижения второй половины XVII в.: Соборное уложение 1649 г., Таможенный (торговый) устав 1653 г., Уставная грамота 1654 г., Новоторговый устав 1667 г. Эти документы стали основой для подъема и экономического развития государства. Не последнюю роль в выработке путей развития отечественного предпринимательства сыграли идеи первого российского политэконома А. Л. Ордин-Нащокина о развитии частной инициативы, заимствовании опыта других стран, создании кредитных учреждений. Считаться с предпринимательской инициативой заставляло заметное расширение самого слоя предпринимателей. В торговом предпринимательстве все активнее действовала верхушка — гости, представители гостиной и суконной сотен. Многие из них стали обладателями больших капиталов и свободных денежных средств.

Петровскую политику в отношении предпринимательства не следует воспринимать как нечто единое и сразу сложившееся. Она всецело зависела от геополитических задач и положения на театре военных действий. Важнейшим стимулом в развитии торгового предпринимательства стала Северная война 1700 — 1721 гг. В зависимости от военных поражений и успехов в развитии внутренней и внешней торговли и отношения к ней государства можно выделить два периода.

Первый период — с середины 90-х гг. XVII в. и примерно до конца 10-х гг. XVIII в. — характе-ризовлся усилением вмешательства государства в процесс торговли. Экспорт товаров за границу и продажа его внутри страны были постоянным источником пополнения государственной казны, нуждающейся в громадных средствах на совершение военных походов, ведения войн, строительство флота. Эта задача достигалась методом введения государственной монополии на заготовку и сбыт определенной группы ходовых товаров, ассортимент которых постоянно расширялся. Одной из первых была установлена монополия на важнейший пищевой продукт — соль. При этом государство не просто прибирало к рукам прибыльную отрасль, но увеличивало цены вдвое, получая 100 %-ную прибыль. От табачной монополии в том же 1705 г.

государственная прибыль составила 800 % [1]. Практически все товары, продаваемые купцами за границу, также перешли в разряд монопольных.

Отношения с купечеством и посадом выстраивались по взаимоисключающей схеме. С одной стороны, налицо стремление расширить порядки самоуправления, а, с другой стороны, все большее стремление привязать их к государственной службе. Созданные в городах Бурмистерские палаты, переименованные в Ратушу, сочетали в себе две функции. Они были органами самоуправления посадского населения и одновременно являлись государственной кассой, центральным финансовым ведомством. Выборные бурмистры отвечали за сбор большей части государственных доходов. В соединении столь различных функций проявилось тяготение к традициям старомосковской Руси, когда представителям купеческой верхушки приходилось заниматься не только коммерцией, но и выступать финансовыми агентами правительства. В период Северной войны при введении новых налогов количество купеческих служебных обязанностей резко возросло.

Одновременно правительство стремилось расширить круг торговых людей. Оно разрешило записываться в посады и слободы всем лицам, имевшим торги от крестьянина до разночинца по согласованию с органами купеческого самоуправления. Ратуши могли отказать в такой записи и даже запретить заниматься торговыми операциями. По указу 1709 г. было разрешено приписывать к посаду всех, кто имел торгу на 100 и более рублей. Можно было оставаться и не приписанным, но следовало уплачивать оброк в размере, который платили посадские люди. За неуплату оброка человек лишался права на торговлю и промыслы под предлогом того, что он «торгами своими у посадских людей промыслы отымает». В свою очередь, купеческим и посадским людям путь в другие звания и должности без ведома Ратуши был закрыт [2].

Защита купцов от произвола должностных лиц сопровождалась принуждением к выполнению служб при различных структурах. Наиболее состоятельную часть граждан принуждали к насильственному сколачиванию торговых компаний, например, для постройки за свой счет определенного количества кораблей. Насильственными мерами вовлекали купцов в крупную промышленность. Принудительные акции сопровождались постоянным ростом прямых налогов. Основным подоходным налогом для купечества была «десятая деньга». Но этим взимания не исчерпывались. Поборы увеличивались за счет введения все новых окладных и «запросных» (единовременных) сборов. Процесс сдерживания накопления капиталов в руках купечества нахо-

дился в прямой зависимости от его правого статуса. Купечество относилось к числу тяглых сословий и как все посадские люди с 1724 г. было записано в подушный оклад. Дополнительные налоговые повинности, выполнение многочисленных казенных служб, круговая порука при уплате подушной подати за выбывших членов общины подрывали экономическую мощь данного сословия.

Строительство в устье Невы Санкт-Петербурга и превращение его в столицу также отразилось не лучшим образом на положении купечества. Наиболее состоятельные семьи были принудительно переселены в новый, еще мало благоустроенный прифронтовой город. Чтобы Петербург быстрее превратить в главный порт страны, было запрещено торговать через Архангельск. Административное регулирование грузопотоков, жесткое предписание, какими товарами и в каких портах торговать приводило к разрыву налаженных торговых связей и разорению торговцев. Немало состоятельных купеческих фамилий «гостиной сотни» в результате вмешательства государства в их торговую деятельность не смогли поддерживать свое благосостояние на прежнем уровне и сохранить соответствующее положение в обществе. Трудное положение гостей и торговых людей гостиной и суконной сотен зафиксировала ведомость 1715 г.: из 32 гостей только половина продолжала вести торговлю, а остальные оказались разоренными. Большой урон понесла гостиная сотня. Из 226 купцов этой корпорации торги и промыслы сохранили только 104 [3]. Период сурового лихолетья в истории купечества закончился его великим оскудением. Подтверждение данного факта можно найти в регламенте Главного магистрата 1721 г.: «Купеческие и ремесленные тяглые люди во всех городах обретаются не токмо в каком призрении, но паче ото всяких обид, напад-ков и отягощений несносных едва не все разорены, от чего оных весьма умалилось и уже то есть не без важного государственного вреда» [4].

Осознание правительством факта подрыва материальной базы купечества пришло довольно поздно, когда основы многих капиталов были безвозвратно потеряны. Изменения в торгово-промышленную политику начали вводиться в конце 10-х гг. Приближение победного окончания Северной войны обусловили перемены в отношении частного предпринимательства. Обозначился переход к принципам протекционизма в торгово-промышленной политике. Корректировка экономического курса вылилась в фактическую ликвидацию монополии на экспортную торговлю, которая на определенном этапе подняла доходы казны, но со временем превратилась в тормоз для ее развития. В 1719 г. за казенной продажей оста-

лись только поташ и смольчуг. Для российского купечества вдвое по сравнению с иностранцами были снижены размеры пошлин за ввозимые товары. Купцов начали освобождать от выполнения повинностей по сбору налогов, податей и пошлин. Свобода предпринимательства и торговли давала возможность расширить палитру и разнообразить источники доходов для пополнения казны. Однако происходящие перемены не меняли главных принципов торгово-промышленной политики, а лишь смещали акценты в ней. В условиях абсолютной формы правления государство, расширяя пределы свободы, не уходило из экономики, а продолжало сохранять главенствующие позиции своего воздействия на нее. Как справедливо пишет Е. В. Анисимов: «После 1718-1719 гг. мы имеем как бы новую редакцию прежней политики: если раньше воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, монополий, пошлин и налогов, т. е. через открытые формы принуждения, то теперь, в условиях, когда требовавшая этого диктата экстремальная военная ситуация миновала, вся сила тяжести была перенесена на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины, которая с помощью уставов, регламентов, привилегий, отчетов, проверок могла направлять экономическую (да и не только ее!) жизнь страны через тщательно продуманную систему своеобразных шлюзов и каналов в нужном государству направлении» [5].

Создание коллегий и Главного магистрата составляло сущность произведенных перемен. Новые бюрократические структуры стали органами регулирования и контроля государством отечественной экономики, внедрением в реальную торговую деятельность постулатов меркантилизма. Центральным учреждением в сфере торговли стала Коммерц-коллегия, образованная в 1718 г. Президентом торговой коллегии стал П. Толстой, приобретший опыт заключения торговых договоров во время пребывания послом в Турции, а с 1722 г. — И. И. Бутурлин. В ее составе трудились 29 служителей - 14 иностранных советников и 15 русских чиновников. Общий оклад русских служителей был вдвое меньше, чем для иностранцев. Такой высокий удельный вес иностранцев был характерен еще для Мануфактур-коллегии [6]. Коммерц-коллегия регулировала деятельность отечественных внешнеторговых компаний, вела переговоры с иностранцами и заключала с ними контракты. Коллегия строго следила за тем, чтобы в предназначенных к вывозу товарах преобладали монопольно закупленные самим государством или специально учрежденными торговыми компаниями и откупщиками.

В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, управлявший городскими сословиями и в своей деятельности руководствовавшийся регламентом об основах городского устройства. Именно Магистрату, а не губернаторам подчинялись купцы в финансовых делах. Верховное управление Магистратом оставалось в руках титулованного дворянства, а в присутствии на первом этапе существования (1720 — 1727 гг.) преобладали купцы, относящиеся к верхушке делового мира Москвы и Петербурга. При подборе купцов для Главного магистрата учитывали не только их достаток и социальное положение, но и осведомленность в деятельности выборных посадских учреждений. За службу в Магистрате купцы не получали ни жалования, ни чинов, ни привилегий, а только возможность просить о введении в дворянское достоинство. Иностранцы в составе присутствия Магистрата составляли меньшинство. С помощью Главного и городских магистратов в российскую жизнь был внедрен гильдейский принцип организации купечества, который сохранялся в России до начала ХХ в. В соответствии с этими принципами происходило зачисление купечества в соответствующие гильдии регулярных граждан.

Внутренняя торговля. Внутренняя и внешняя торговля России страдала прежде всего от отсутствия в обращении необходимого количества меновых средств разнообразных номиналов — мелких и крупных. В обращении были в основном деньги и копейки. Однако при совершении торговых операций иногда требовались номиналы меньшего достоинства и тогда прибегали к сдаче товарами или рубке имеющихся монет. Не хватало в обращении и более крупных денежных знаков, поэтому самой первой реформой нового царя стала денежная реформа. Начиная с 1700 г., наряду со старыми проволочными копейками в обращении появились мелкие медные монеты (денежки, полушки и полуполушки), а также серебряные полтины, рубли и золотые червонцы. Денежная реформа, проводимая в несколько этапов, грамотно и терпеливо, заметно активизировала коммерческую деятельность страны. Оживление и облегчение внутренней торговли зависели также от состояния путей сообщения. В начале XVIII в. были проведены значительные работы по устройству соединительных речных каналов. Развитие всех видов торговли напрямую зависело от состояния производственной базы. Активизация не только добывающей, но и обрабатывающей промышленности стимулировала развитие коммерческой деятельности торговых людей.

Главным направлением предпринимательской деятельности населения была внутренняя торговля. К торгам были причастны не только купцы, зани-

мающиеся ею профессионально, но и крестьяне, горожане, служивые люди, даже дворяне или их уполномоченные. Многочисленный и разнообразный мир торговых людей делился на три уровня. Верхний уровень составляли состоятельные купцы, входившие в состав гостей и гостиной сотни, а также состоятельные тяглецы преимущественно московских слобод. Именно они по регламенту Главного магистрата вошли в состав первой гильдии «регулярных граждан». В одну группу их объединяло обладание определенным капиталом, размер «десятой деньги» которого колебался от 10 до 60 руб. Они должны были владеть многими десятками торговых помещений в разных местах и вести торговлю через нанятых лавочных сидельцев. Их отличительной чертой было занятие «отъезжими торгами», т. е. совершение оптовых закупок на ярмарках и в портах. Такие купцы нередко занимались и промышленным предпринимательством. К среднему уровню относились розничные торгов -цы, имевшие свои стационарные торговые помещения и размер «десятой деньги» в 1 — 2 руб. К ним же примыкал многочисленный слой «маломочных» торговцев, весь промысел которых оценивался от 2 руб. и оклад «десятой деньги» отсчитывался от 20 коп. Основная их масса не имела своих торговых помещений, а арендовала их у более богатых торговых людей, платя за наем до 5 рублей в год и имея товара на сумму в несколько десятков рублей. Наконец, низший уровень вбирал в себя всех мелочных «бродячих» торговцев, ведущих торг вразнос с рук и лотков. Ассортимент товаров такой примитивной торговли был невелик и включал в себя хлебобулочные изделия (калачи, пироги), напитки (квас, морс, сбитень), а также предметы галантереи и парфюмерии [7].

На внутреннем рынке в руках казны оставалась торговля табаком, солью, вином, пивом, соболями и мехом. Нормой жизни для торгующих людей было получение подрядов и откупов. Разрешение на них давали центральные и местные органы, а также отдельные чиновники. Иногда один подряд брали несколько купцов, так как не всегда хватало средств одного человека для масштабных поставок на большие расстояния. Подряды давались на поставку «заповедных» и необходимых в данный момент казне товаров. При заключении контрактов на подрядные сделки подрядчики получали солидные оборотные средства в виде аванса, достигавшие половины и более стоимости подряда. В 1715 г. правительство попыталось ограничить прибыль подрядчиков от поставок товара 10 %. Винные подрядчики отказались поставлять вино на таких условиях. Боясь потерять столь прибыльный источник бюджетного дохода, правительство

вернулось к прежним порядкам. Подводными камнями в подрядной деятельности оставалось резкое повышение цен на товары или транспорт, недобросовестность деловых партнеров, задержка аванса или неуплата по другим подрядам. Эти убытки оплачивал подрядчик, что иногда приводило к его полному разорению [8].

Крупнейшими торговыми городами страны были Архангельск, Астрахань, Новгород Великий, Псков, Нижний Новгород, Казань и др. Местом оживленных торгов выступали ярмарки — временные центры торговой жизни наиболее предприимчивых и преуспевающих купцов. К ним относились Макарьевская, Свенская, Ирбитская, Важская (Благовещенская). Ярмарки совпадали по времени с религиозными праздниками, длились две-три недели и устраивались в разное время, так, что одни и те же купцы могли переезжать с товаром с одной ярмарки на другую. По масштабам оборотов и роли в общероссийской торговле выделялась Макарьевская ярмарка (предшественница Нижегородской). Она открывалась в конце июня в день праздника святых апостолов Петра и Павла и работала 15 дней.

Средоточием всякого рода торговли и промышленности в начале петровской эпохи оставалась Москва. Произошли изменения в географии и структуре московской торговли. По указу Петра I была запрещена торговля на Красной площади, и главный торговый центр столицы переместился в Китай-город. Здесь издавна существовало Новгородское и Псковское подворье, торговали купцы из всех стран света. Торговые помещения располагались правильными рядами (около 150) и назывались по предметам торговли. Разделение лавок Китай-города на ряды по специальностям сохранялось до середины XIX в. В настоящее время названия некоторых из этих рядов сохранились в наименованиях переулков — Рыбный, Хрустальный, Ветошный. Крытые места торговли — лавки, полулавки и четверть-лавки (около 4 500) имели определенные размеры в фискальных целях. Власти строго следили за налоговыми поступлениями от торговли и мелочно регламентировали расположение рядов, величину лавок и характер торговли.

Однако в Китай-городе располагалось до половины всех московских лавок. На территории Москвы появлялись новые торговые центры. К ним относились торговые ряды за Воскресенскими воротами, на Балчуге, за Арбатскими воротами, около Сретенских ворот, в Голутвинском переулке и т. д. Торговцы все больше отходили от узкой специализации и предлагали покупателям широкий ассортимент товаров. Москва как всероссийский торговый центр предлагала невиданный выбор из-

делий и продуктов, способный удовлетворить спрос самых взыскательных потребителей. На ее рынках можно было встретить товар со всей России. Отсюда он также вывозился в другие города, уезды и на ярмарки. Данные за 1709 г. свидетельствуют, что окладные поступления от одной Москвы были немногим меньше, чем от всех остальных городов России. Даже в 1720 г. численность мужского населения московского посада была вдвое больше, чем численность посадов других городов страны [9]. Это обстоятельство тем более примечательно, что занятие торговлей требовало от людей энергичнос -ти, предприимчивости, смелости, изворотливости, умения обходить и преодолевать многочисленные препятствия. Такие люди находились, несмотря на постоянно растущие налоги, нередко разорительные для жителей городов и сел, трудности доставки товара по суше и морю вследствие плохого состояния путей сообщения и тягот военного времени. Если местом торга был Китай-город, то местом жительства московских купцов становится Замоскворечье, которое в течение трех веков приобрело свой типичный купеческий вид.

Масштабность деятельности Петра I проявилась в его стремлении как можно быстрее и основательнее утвердиться на Балтийском побережье. Отвоевав у шведов устье Невы, он начинает на чухонских болотах строительство нового города Санкт-Петербурга, которому с 1712 г. суждено было стать столицей. В первые годы на постройке Петербурга трудилось до 40 тыс. рабочих, на содержание которых, помимо натуральных затрат, уходило до 100 тыс. руб. ежегодно. На укрепленных болотистых берегах возводились казенные и частные постройки, а из других городов России началось переселение людей разного звания — царедворцев, чиновников, мастеров. Начиная с 1710 г., было проведено несколько переселенческих кампаний. Коснулась эта принудительная мера и российского купечества. По разверстке 1712 г. шесть губерний должны были переселить в Петербург 205 купцов. Полностью разверстку выполнила только Москва и Московская губерния, поэтому в новой столице с первых лет был высок удельный вес бывшего московского купечества. Население и местные власти старых русских городов воспринимали данную меру как повинность и старались сплавить в новый город бедноту. Учитывая данное обстоятельство, в 1717 г. царь приказал под страхом смерти переселять только «первостатейных и средних, а не бедных», не старых и не одиноких. Постепенно самые преуспевающие купцы оказались в новой столице. Направившие их посады должны были помогать переселенцам в устройстве жилища, для чего собирались немалые денежные суммы. В

результате к 1714 г. в Петербурге было построено 34 500 домов [10].

В поражаемом своей правильностью и прямолинейностью Петербурге разрешалось строить только каменные дома, а не деревянные. В центре на Васильевском острове селились помещики, которым под страхом конфискации половины имущества было предписано в короткие сроки выстроить каменные дома и занять место в соответствии с числом душ. Только на окраине города разрешалась постройка мазанок на каменном фундаменте. Все постройки возводились по утвержденному плану и форме, а несоответствующие безжалостно ломались. Большое внимание уделял Петр I благоустройству Петербурга. Предписывалось улицы содержать в чистоте и сухости, скот на улицы не выпускать, в реку нечистоты не бросать, по малым каналам не ездить, чтобы не засорять их. В 1722 г. был заведен ассенизационный обоз, на улицах появились фонари. Для предупреждения пожаров регулярно осматривали печи, действовали пожарные команды. В целом ряде указов о благочинии запрещалась быстрая езда, драки, содержание притонов. Крайне жестоко преследовались нищие. Товары, привозимые в город, разрешалось продавать только на рынке, а не где попало. Торгующие в неположенном месте, да еще предметами, вредными для здоровья, в первый раз наказывались кнутом, во второй раз - ссылались на каторгу, в третий - подвергались смертной казни. Все, что в других городах прививалось с большим трудом, в Петербурге неукоснительно соблюдалось [11].

Особенность Петербурга состояла в том, что он был не просто торговым, но портовым городом, расположенным на Балтийском море. Свою задачу царь видел в переориентации торговых путей из единственного российского порта Архангельска в Петербург. Традиционность и привязанность к уже проложенным и освоенным торговым путям осложняли решение проблемы. Царь и в этом вопросе решил прибегнуть к административным методам. В 1713 г. было приказано пеньку, юфть, смолу, икру, клей, щетину везти не в Вологду и Архангельск, а в Петербург. Поскольку быстрое исполнение приказа грозило многим купцам разорением, они стали доказывать, что им нужно время для ликвидации торговых счетов. К тому же многие люди могли остаться не у дел, так как старые торговые пути вызвали к жизни определенные промыслы (извозный, трактирный) и занятия (обработка льна). В одной только Вологде трепанием льна было занято 25 тыс. человек. Петр разрешил половину товаров отправлять в Архангельск, а половину - в Петербург. Для привлечения купцов в Петербург понизили отпускные товарные пошлины

с 5 до 3 %. В 1721 г. было издано распоряжение, предписывающее товары со всей России направлять в Петербург, а в Архангельск и Ригу — только из прилежащих к ним местностей. Преимущество Петербурга перед Архангельском состояло в более длительном периоде навигации, хотя привоз груза из Москвы в Архангельск обходился дешевле, чем в Петербург [12].

Для превращения Петербурга в удобный и привлекательный порт необходимо было связать его транспортными путями с остальной Россией. Поэтому одновременно с началом строительства города в 1703 г. Петр I начал строить Тверской канал в Вышнем Волочке. Канал начал функционировать в 1709 г. Теперь искусственный водный путь соединил бассейн реки Волги с бассейном Ладожского озера. Быстро выявились все неудобства. По каналам могли ходить только плоскодонные суда, совершенно непригодные для плавания в Ладожском озере. Вокруг озера пришлось построить обводной канал. На постройке каналов использовался труд преступников и нищих, а с крестьянских дворов собирали дополнительные деньги на канальное дело. Наряду с военным флотом Россия начала обзаводиться и торговыми судами, для постройки которых была устроена специальная вервь, где каждый желающий мог наняться на работу. Петр стремился приучить россиян к морю. Всем жителям Петербурга раздали казенные парусные суда с условием построить новые, когда старые выйдут из строя. Для этого на казенных верфях начали принимать заказы на постройку частных судов. Управляли судами по специально составленной подробной инструкции, за нарушение которой взимались штрафы.

К концу царствования Петра I принудительное переселение купцов в Петербург закончилось. Теперь купцы, чувствующие открывающиеся большие перспективы в новой столице для торгового предпринимательства, переезжали сюда добровольно. Петербургское купечество также расширялось за счет крестьян близлежащих мест. Помещики всячески поощряли такое стремление крепостных крестьян, получая от их предпринимательской и торговой деятельности хорошие оброки.

С самых первых лет появления купцов в строящемся Петербурге в 1703 г. купцы проводили собрания у торговых рядов Троицкой площади, что послужило основой создания петербургской биржи. Затем биржевые операции проводились в Гостином дворе, пока в 1724 г. не было построено каменное здание товарной биржи, начавшее функционировать вскоре после смерти императора. Управлялась биржа Коммерц-коллегией и была открыта для всех торговцев по будним дням с 11 до 13 ч. Назначение

биржи состояло в содействии и помощи купцам при ведении торговых переговоров, заключении сделок, обсуждении вопросов о товарных поставках и формах оплат. В стенах биржи можно было ознакомиться с товарной конъюнктурой, с ценами спроса и предложения на различные товары в российских и иностранных городах. Большая роль в проведении данной процедуры отводилась штатным маклерам, так как деятельность частных маклеров была запрещена. Они выступали в роли посредников при взаимодействии незнакомых купцов, выполняли функции нотариуса, а главное — гарантировали от обмана. Со временем участие маклеров в совершении биржевых операций стало обязательным. По мере увеличения объемов торговых сделок на бирже появился гофмаклер. Он контролировал совершение биржевых сделок с казенным товаром, а фактически был представителем государства, хотя административное вмешательство в дела биржи не допускалось. Услуги маклеров оплачивали сами биржевики, участники сделок. Санкт-Петербургская биржа очень быстро стала важным компонентом российского торгового предпринимательства.

Русские торговые люди видели своих главных конкурентов в иностранных купцах. Их сила была в наличии у них кредитных учреждений и в объединении в компании. Основываясь на идеях, высказанных еще в XVII в. А. Л. Ордин-Нащокиным о создании товариществ среди купечества разного достатка и об оказании обоюдной хозяйственной и финансовой (кредит) помощи, Петр I в 1699 г. предписал «купецким людям торговать так же, как торгуют в иных государствах, компаниями... отчего надлежит быть казны пополнение» [13]. Появление торговых и промышленных компаний стало отличительной чертой предпринимательства петровской эпохи. Российские компании не вырастали из инициативы учредителей на основе хозяйственной деятельности, а были, как правило, результатом царского указа и создавались принудительными методами. Особенно трудно шло создание торговых компаний. Они формировались на основе паевых взносов. Нередко состав участников и размеры паев определялись «сверху». Поскольку компании объединяли купцов самого разного достатка, то паевые взносы отличались большой разбросанностью, соотношение которых иногда составляло 48:1 [14]. Торговые компании чаще всего строились по типу полных товариществ с солидарной ответственностью имуществом участников. Доходы и убытки пайщиков исчислялись пропорционально вложенному капиталу. Только в последние годы царствования Петра I стали появляться компании, основанные по инициативе предпринимателей. Некоторые из

них даже трансформировались в командные товарищества или акционерные общества. В целом это были переходные формы от полных товариществ семейного типа (торговых домов) к более гибким формам компанейского предпринимательства западноевропейского образца. К национальной специфике созданных компаний можно отнести зависимость в принятии решений от государства, казенную финансовую и организационную подпитку, получение льгот и привилегий. Однако отсутствие опыта, должной организации и инициативы делали многие компании нежизнеспособными и превращали их в фикции.

В первой четверти XVIII в. наблюдается усиление роли дворян в торговом предпринимательстве. К этому их особенно побуждает Указ о единонаследии 1714 г. Младшим сыновьям, не получившим недвижимость, ничего не остается как заняться учением, службой или торговлей, которая стала ставиться в один ряд с военной и гражданской деятельностью. Запись дворян в купцы всячески поощрялась и не ставилась им в «бесчестье» (до 1736 г.). Многие представители высшей знати благоволили к коммерческой деятельности.

Внешняя торговля. Не меньшее значение, чем промышленному развитию и внутренней торговле, Петр I уделял внимание внешнеторговым связям. Для активизации внешней торговли России необходимо было утвердиться на морских побережьях. Стремлению завоевать выход в Черное море отвечали Азовские походы 1695 — 1696 гг. В отвоеванный по Константинопольскому миру Азов и созданную военно-морскую базу Таганрог переселялись купцы из разных городов России. Через отвоеванный регион шла активная торговля с восточными странами. Однако неудачный Прутский поход 1711 г. привел к потере Азова и резкому свертыванию внешнеторговой деятельности в Азовско-Черно-морском регионе.

Более удачной оказалась борьба на северо-западе страны за выход к Балтийскому морю. На его берегу и было начато строительство нового порта для расширения торговых связей с Западной Европой. До выхода на Балтийское побережье единственным внешнеторговым портом России был Архангельск. Главными торговыми партнерами России выступали Англия и Германия. Торговать с ними через Архангельск можно было по обходному торговому пути и через Белое море, доступное для навигации очень короткое время. Новым портом на Балтийском море стал Санкт-Петербург. Россия расширяла свои торговые связи, заключая конвенции и двусторонние договоры с Францией, Италией, Голландией, Англией и Германией. Активизации торговли с Западом способствовало

строительство отечественного торгового флота, начатое на казенных верфях Архангельска. Хотя освоение новых торговых путей на отечественных кораблях сулило в перспективе неплохие барыши, торговля на балтийском побережье с обеих сторон шла вяло до окончания Северной войны. Господство на море шведских судов и военная обстановка не побуждали купцов и морских капитанов бороздить балтийские просторы с торговыми целями. Не действовали никакие посулы, обещания льгот и наград. Несколько иностранных судов заходили в Петербург в 1703, 1704, 1710 гг., предварительно договорившись со шведами. Принудительное изменение направления грузопотоков из Архангельска в Петербург, предпринятое Петром I в 1713 г., наносило заметный ущерб негоциантам, вызывало с их стороны неповиновение и стремление отстаивать свои коммерческие интересы и права, сохранение налаженных торговых путей и связей. В течение восьми лет (1710 — 1718 гг.) вывоз товаров из Архангельска увеличился в денежном выражении с 1,3 до 2, 3 млн руб., а ввоз — со 142 до 600 тыс. руб. [15].

Картина заметно изменилась после победы России и заключения Ништадтского мира в 1721 г. Десятки иностранных купцов стали открывать в Санкт-Петербурге свои конторы и переселяться из московской Немецкой слободы в новую столицу на постоянное жительство. Если в 1713 г. радовались прибытию в Санкт-Петербург шести иностранным торговым судам, то в 1722 г. их уже прибыло 116, а в 1725 г. — 214. Количество судов в Архангельском порту за тот же период снизилось со 134 до 19. В 1718 г. из Петербурга было вывезено товаров на 268 590 руб., а доставлено на сумму 218 049 руб. В 1724 г. на Петербург приходилось почти 65 % общего объема русско-европейской торговли [16]. Путь превращения Санкт-Петербурга в главный порт страны был долгим и требовал решения целого комплекса экономических, финансовых и политических проблем. Активизация внешней торговли через новую столицу Санкт-Петербург сдерживалась также нехваткой у России собственных торговых судов, а также срывом торговых соглашений иностранными державами, видевшими в России мощного конкурента. Помимо Санкт-Петербурга торговля с Западом производилась также через Новгород и Псков. Российские товары из этих городов поступали в Нарву, Ревель (Таллинн), Ригу, основанную немцами и вошедшую в состав Российской империи. Со странами Западной и Центральной Европы Россия вела не только морскую, но и сухопутную торговлю. Главные торговые пути по суше проходили через Украину.

Для торговли с Азией расширялись рынки в Сибири, на Дальнем Востоке и на Каспии. Глав-

ными российскими воротами на Восток оставалась Астрахань. Только пошлина с привезенных в этот город персидских и бухарских товаров составляла почти 23 тыс. руб. в год [17]. На российском рынке можно было встретить торговцев из Индии, Ирана, Китая, среднеазиатских государств. Преобладание армянских и индийских купцов на восточном направлении продолжалось до середины столетия. Влияние русских купцов ощущалось в меньшей мере, но неизменно росло.

Ведущим партнером иностранных купцов в России, число которых достигало нескольких сот человек, была государственная казна. При ее посредничестве иностранные коммерсанты занимались продажей привозных и закупкой экспортных товаров. С российской стороны внешнеторговыми операциями занимались представители элиты делового мира. Иноземные купцы действовали, как правило, от имени торговых компаний. По этому примеру Петр I задался целью создать аналогичные отечественные внешнеторговые компании. В 1711 г. царь издал указ о передаче караванной торговли с Китаем, которая шла очень вяло, в частные руки. В состав компании мыслилось включить не только купцов, но и знатных и богатых дворян. Чтобы заплатить сумму в 260 тыс. руб., требуемую казной за торговлю, компания должна была обладать капиталом не менее полутора миллионов рублей. Найти желающих заплатить такие крупные паи оказалось невозможным. Торговля с Китаем оставалась казенным делом. В конце царствования Петр I еще раз попытался учредить компанию для торговли со странами Пиренейского полуострова — Испанией и Португалией. Сведения о заманчивых перспективах пиренейской торговли исходили от князя И. Щербатова, представителя в Испании. Однако неизведанность столь дальних морских путей, нечеткие сведения об условиях торговли, жесткая конкуренция со стороны других европейских государств не прибавили данной идеи популярности. Прибегая к принудительным мерам, уменьшив первоначальную партию товара, Коммерц-коллегия с трудом отправила группу торговцев в Ревель. Опасения оправдались, расходы поглотили капитал, затея с испанской торговой компанией также не удалась.

Тем не менее торговля способствовала укреплению двусторонних и дипломатических отношений. Для защиты российских торговых интересов в иностранных государствах стали учреждать русские консульства. Первое было открыто в Амстердаме (1707 г.), затем в Венеции, Гамбурге, Париже, Бре-славле, Антверпене, Вене, Кадиксе, Лиссабоне. Консулы собирали сведения о торговле, содействовали совершению двусторонних торговых сделок,

свидетельствовали завещание в случае смерти купца, охраняли его имущество, но главное, помогали русским людям советом и делом. Главным поставщиком шелка-сырца для производства шелковых изделий в Россию была Персия. Но Россия вела с Персией меновую торговлю, поэтому при возникавших недоразумениях найти защиту русским торговым интересам в персидском суде было практически невозможно. Петр I заключил с Персией мирный договор и открыл вице-консульство в Шемахе. Попытка переориентировать на российскую территорию торговые пути армянских купцов по перевозке шелка в Западную Европу не имела успеха. Правительство всячески поощряло деятельность за границей торговых посредников. Все же главным объектом внимания консулов оставалась не частная, а казенная торговля. Широкого развития не получила и практика отправки купцами своих детей и родственников за границу для обучения коммерции, так как государство призывало купцов учить детей «на собственном коште». Далеко не все торговые предприниматели имели свободные средства и не видели большой выгоды в этом для своей торговой деятельности [18].

Со временем право на вывоз некоторых монопольных товаров стало перепродаваться российским откупщикам или иностранным компаниям. Так, русские купцы получили монопольное право на экспорт льняного масла, голландские торговцы вывозили щетину и хлеб. На купцов, экспортирующих бывшие казенные товары, налагалась дополнительная пошлина ефимками. Английская табачная компания получила лицензию на ввоз в Россию табака, на прибыль от реализации которого они закупали российский экспортный товар. Откуп получали близкие к царю высокопоставленные сановники. Баснословные прибыли от внешнеторговых операций положили в карман, например, А. Меншиков, П. Рагузинский.

Петр I рекомендовал вывозить из России не только сырье, но и готовую продукцию по мере расширения промышленного производства. В начале 1720-х гг. определились принципы российской таможенной политики. Главная тенденция состояла в повышении тарифных ставок на ввоз в Россию товаров, которые производились внутри страны на отечественных мануфактурах. Свое закрепление новые принципы получили в изданном в 1724 г. таможенном тарифе. В нем в полной мере нашел отражение главный принцип меркантилизма — достижение активного торгового баланса на основе увеличения вывоза готовой продукции и сокращения импорта. Новый внешнеторговый тариф носил охранительный, протекционистский характер по отношению к отечественной торговле и

промышленности. Тарифные ставки колебались от 25 до 75 % от стоимости товара. Самая высокая по существу запретительная пошлина в три четверти стоимости товара устанавливалась на изделия, которые производила российская промышленность. Пошлина в размере 50 % от цены взималась с предметов роскоши. Минимальной пошлиной от 20 до 10 % облагались товары, производство которых не было налажено в России. Товары гастрономического и медицинского назначения пошлиной не облагались. Установленные надбавки иностранцы уплачивали «ефимками», по курсу ниже их рыночной цены. Вывоз товаров из России облагался низкой 3 %-ной пошлиной фискального значения, кроме экспорта сырья и полуфабрикатов, на которые устанавливалась высокая запретительная пошлина. Таким способом стимулировалось развитие отечественной обрабатывающей промышленности. Вывоз драгоценных металлов и изделий из них запрещался полностью. Таможенный тариф поддерживал молодую растущую промышленность России и ограждал внутренний рынок от проникновения западных товаров. Однако отсутствие конкуренции обрекало российскую промышленность на застой и не создавало условий для повышения качества выпускаемой продукции [19].

Таким образом, государственная политика в отношении торгового предпринимательства с середины 90-х гг. XVII в. и до 1718 г. отмечена противоречивыми тенденциями. В условиях мобилизации всех ресурсов для ведения войны сковывалась и подавлялась частная предпринимательская инициатива. Одновременно с этим делались определенные шаги для введения элементов самоуправления для торгово-посадских людей, поощрения создания компанейских форм предпринимательства, открытия биржи. Только к концу Северной войны, в успешном исходе которой для России уже никто не сомневался, наметился определенный поворот в государственной экономической политике. Сущность перемен состояла в том, чтобы, сохраняя этатизм, дать определенную свободу действия, позволяющую раскрыть и использовать имеющиеся финансовые, организационные и интеллектуальные возможности купечества. Исключение ряда товаров из государственной монополии и снятие некоторых административных преград оживило частное торговое предпринимательство, способствовало его количественному и качественному росту и увеличению объемов купеческого торгового капитала. Вместе с тем компанейские формы торгового капитала приобретали новые черты с большими трудностями, во многих вопросах зависели от государства и часто сохраняли видимость существования.

Литература

1. См.: Павленко Н. И. Торгово-промышленная политика правительства России в первой четверти XVIII в. // История СССР. 1978. № 3. С. 59.

2. См.: Думный В. В. История предпринимательства в России. Выпуск второй. М., 1999. С. 18.

3. См.: Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. С. 133.

4. См. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М., 1991. С. 191.

5. Там же. С. 192.

6. См.: КозловаН. В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII в. М., 1999. С. 49 — 50.

7. См.: Думный В. В. Указ. соч. С. 114 — 155, 117 — 119.

8. См.: История предпринимательства в России. Книга первая. М., 2000. С. 230 — 231.

9. См.: Заозерская Е. И. Развитие легкой промышленности в Москве в первой четверти XVIII века. М., 1953. С. 423 — 424.

10. См.: М. К. Любавский. Русская история XVII-XVIII веков. СПб., 2002. С. 238.

11. См.: Там же. С. 240.

12. См.: Шейнис Л. Б. Петербург и российский меркантилизм. М., 1997. С. 9.

13. ПСЗ. Т. III. № 1706.

14. См.: Думный В. В. Указ соч. С. 143.

15. См.: Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России. СПб., 1902. С. 22.

16. См.: Ионичев. Н. П. Внешние экономические связи России. М., 2000. С. 109 - 110.; История предпринимательства. С. 246.

17. См.: Блинов Н. М. Таможенная политика России в начале ХХ века. М. , 1999. С. 82 - 83.

18. См.: Репин Н. Н. Торговля России с европейскими странами на отечественных судах (конец XVII — середина 60-х годов XVIII в. ) // Исторические записки. 1989. Т. 117. С. 297.

19. См.: История предпринимательства С. 259 — 260; Ионичев Н.П. Указ. соч. С. 114 — 115.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»

Мы гарантируем Вам:

S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]

(495)621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.