Осипов И.В., Падалкина В.В., Сажина В.А.
Российское старообрядчество в системе государственно -конфессиональных отношений
Осипов Игорь Вячеславович — магистрант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: bonafid74@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 7630-7689
Падалкина Виктория Владимировна — магистрант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: 1101PadalkinaW@,spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 5708-8317
Сажина Варвара Андреевна — кандидат социологических наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: sazhina@spa. msu. ru SPIN-код РИНЦ: 5151-4260
Аннотация
Статья посвящена исследованию исторического пути развития старообрядчества и современного состояния данной конфессии в системе государственно-конфессиональных отношений Российской Федерации. Проводится анализ статистического опыта исчисления старообрядцев, их географического распространения, культурной и иных форм взаимодействия рассматриваемой конфессиональной группы с другими. Авторы приходят к выводу, что старообрядчество, во-первых, можно определить как групповую идентичность, выходящую за рамки исключительно конфессиональной принадлежности; во-вторых, несмотря на вековую историю гонений и преследований, сегодня эта общность возрождает традиции русского народа и пытается заявить о себе на государственном уровне.
Ключевые слова
Старообрядчество, конфессиональная группа, государственно-конфессиональные отношения, раскол, религия, групповая идентичность.
В современном мире религия и связанные с ней аспекты общественного устройства занимают всё больше места в повестке дня государственной политики. Глобальная политика, военные конфликты, угрозы терроризма, социальная напряженность ввиду миграционных процессов, внутреннее устройство государства и многое другое — во всех этих сферах так или иначе присутствует религиозный фактор. При этом государство устанавливает контакты с конфессиональными группами, гарантирует конституционные права и свободы граждан, а также регулирует общественные отношения в области реализации религиозных убеждений. Государственное управление в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений должно опираться на знание как исторического прошлого этнических и конфессиональных общностей, так и на объективные сведения и максимально непредвзятую оценку их современной реальности. При этом важнейшим условием выстраивания диалога между различными группами является
осознание того, что каждая из них имеет свое представление и свою трактовку как исторических, так и текущих событий, собственную систему ценностей, социокультурные детерминанты поведения, уровень и характер взаимодействия с гражданскими институтами и т. д.
Современный исследователь государственно-конфессиональных отношений М.О. Шахов предлагает в качестве определения отношений государства и религиозных объединений «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, включая органы власти и управления, государственные учреждения и организации, с одной стороны, и религиозных объединений (религиозных организаций, религиозных групп, руководящих или координирующих органов, духовных образовательных учреждений), а также учреждений и предприятий религиозных организаций — с другой стороны»1.
На сегодняшний день российское общество не проявляет особого интереса к старообрядчеству как историческому и социокультурному феномену. Гораздо чаще можно встретить проявление стереотипного мышления относительно староверия, несмотря на рост числа исследований, направленных на изучение церковного раскола и старообрядчества в целом. Подобная ситуация не способствует снижению напряженности между представителями различных религиозных убеждений и гармоничному состоянию общества, что, в свою очередь, может негативно сказываться на демократических процессах и развитии институтов страны, а также приводить ко внутренним конфликтам и кризисам.
Феномен старообрядчества
Термин «старообрядчество» является в некоторой степени условным, какого-либо общепринятого определения не существует. Российский историк В.О. Ключевский под церковным расколом понимает отделение значительной части русского православного общества от господствующей Русской православной церкви2. Появление старообрядчества относится к середине XVII века и проистекает от неприятия реформ, проводимых патриархом Никоном. Те, кто не принял исправления церковных книг, были преданы анафеме по церковным соборам 1666-1667 гг. и подверглись гонениям. В дальнейшем их стали называть раскольниками, а само
1 Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. С. 17-18.
2 Ключевский В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2011. С. 693.
явление получило название раскол. Сами люди, не принявшие нововведения, взамен наименования раскольники предпочитали именоваться старообрядцами или староверами.
То, что подразумевается под старообрядчеством, представляет собой чрезвычайно неоднородный сплав различных социокультурных и религиозных феноменов. Старообрядчество в период становления имело религиозные и внутрицерковные предпосылки (неприятие изменений книг, обрядов и проч.). Исследователи находят в появлении этого феномена различные мотивации, как, например, духовно-психологическое состояние народа, разногласия литургического характера, расхождения в понимании духа веры, социально-религиозный протест.
Фактически с момента своего формирования старообрядчество не являлось единой конфессиональной группой, а разделилось на два основных направления — поповское и беспоповское (ключевое отличие состоит в наличии своих священнослужителей), которые, в свою очередь, делятся на множество согласий (толков). Каждое согласие своим вероисповеданием считает православие (иногда именуемое древлеправославие, «альтернативное» православие). Ряд согласий представляют многочисленные группы с широкой сетью религиозных общин. Среди крупнейших организаций стоит отметить: Русскую Православную Старообрядческую Церковь (РПСЦ), Древлеправославную Церковь и Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви. За каждым согласием (отделившейся конфессиональной группой) стоит какой-либо религиозный спор или непримиримый конфликт в толковании религиозных текстов и практик.
История старообрядцев — это, по сути, история существования и выживания обособленной от большей части общества группы населения, объединенной религиозными практиками и верованиями, а также специфическими социальными, экономико-бытовыми и психологическими связями в условиях враждебного отношения со стороны государства. Старообрядчество переживало периоды гонений, которые сменялись относительно лояльными отношениями с государством. Почувствовать некоторую свободу в своих религиозных взглядах староверы смогли в связи с революционными изменениями 1905 г. и объявленной политикой веротерпимости, которая сменилась эпохой советских гонений и репрессий, чуть не поставивших вопрос о самом существовании старообрядчества, нанеся ему тяжелый удар и практически уничтожив это явление. В монографии историка и религиоведа В.Ф. Миловидова
«Современное старообрядчество», изданной в 1979 г., отмечалось, что «религиозные перегородки, воздвигнутые "старой верой" в далеком прошлом, не выдержали новой, социалистической действительности»3.
История исчисления старообрядчества
Как писал в своем труде по старообрядчеству С.А. Зеньковский, одним из первых вопросов, с которым встречается исследователь раскола, является вопрос определения численности старообрядцев в России4. Действительно, вопрос изучения статистических данных был актуален на протяжении всего периода существования раскола.
До 1905 г., в эпоху преследований и гонений на старообрядцев, статистика носила скорее характер политической разведки, которая проводилась бессистемно и поверхностно. Практической целью статистического учёта старообрядцев было:
1) Обложение старообрядцев двойным налогом;
9. Искоренение «зловредного раскола».
Как правило, духовенство вело учёт прихожан, присутствующих на исповеди и причащении, в результате отсутствующие («небытчики») приравнивались к старообрядцам и облагались двойной податью, доходы от которой составляли основную статью бюджета приходского духовенства. Однако официальные цифры в исповедальных росписях всегда существенно занижались, ввиду давления центральной власти по поводу усиления раскола на данной территории. Губернские чиновники данные о старообрядцах собирали из тех же источников, что и духовенство, поскольку не были достаточно знакомы с населением, чтобы по каким-либо признакам определить тайного старообрядца.
Первыми исследователями статистики старообрядчества для выявления представителей старообрядческой общины во внимание принимались следующие детали: двуперстное знамение, старинные иконы, лестовки (разновидность четок) — но все эти признаки в то время были присущи и купцам, и крестьянам, принадлежавшим к официальной церкви. Поэтому идентифицировать старообрядца можно было только путем личного признания5.
3 Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979. С. 3.
4 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В 2 т. / Сост. Г.М. Прохоров; под общ. ред. В.В. Неохотина. М.: Институт Ди-Дик, 2016. С. 365.
5 Кириллов И.А. Статистика старообрядчества. М.: Изд. журн. «Старообрядческая мысль»; Т-во типолитографии И.М. Машистова, 1913.
Несмотря на отсутствие четких критериев причисления к представителям старообрядческой общины, именно по отношению к этой группе проводились такие жесткие меры государственной политики, как гонения и взимание двойного налога.
Кратко историю ведения учета старообрядческой общины можно представить в виде следующей таблицы:
Таблица 1. Основные этапы ведения учета старообрядцев
Правящие императоры Ключевые мероприятия
Петр I • закон о регистрации и учете старообрядцев в целях изыскания доходов • духовная инквизиция — преследование исключительно старообрядцев
Екатерина I • раскольническая контора из светских лиц, на которую были возложены полномочия по взиманию двойного оклада со старообрядцев
Екатерина II • отмена двойного налога на «записных» раскольников, но их учет продолжается • приглашение старообрядцев вернуться из-за рубежа в Россию и поселиться на Среднем и Нижнем Поволжье и в Новороссии с предоставлением крупных земельных угодий • закрытие раскольческой конторы, предоставление гражданских прав старообрядцам
Александр I • министерство полиции наделено полномочиями по постоянному учету старообрядцев, приняло все дела по расколу • дополнительно создана особая канцелярия министерства внутренних дел — статистические данные не отражали реальной картины
Николай I • указы и циркуляры о доставлении сведений по числу старообрядцев • «III отделение» собственной его величества канцелярии, куда губернаторы предоставляли сведения о числе старообрядцев
Александр II • центральный статистический комитет проводит исследование и указывает на численность старообрядцев в 10% от всего населения России
Ни одна из государственных организаций, созданных для ведения учета старообрядцев, так и не оправдала себя, поскольку реальное число старообрядцев всегда скрывалось ими самими, чтобы не привлекать излишнего внимания властей к развитию раскола на своей территории. Так как официальные цифры не внушали никакого доверия центральному правительству, то к 1850 г. было организовано две статистические экспедиции под руководством И.С. Синицына (Ярославская губерния) и П.И. Мельникова (Нижегородская губерния), однако и они не дали достоверных цифр.
В советский период можно выделить несколько основных этапов изучения старообрядчества. С установлением советского политического режима русский церковный раскол стал рассматриваться исключительно с позиции марксистско-ленинской теории, основной упор в которой делался, прежде всего, на внешние аспекты старообрядческого раскола, большинство советских исследователей ограничивались рассмотрением лишь социально-классовых характеристик. Начиная с 1950-х гг. и вплоть до 1991 г. особый научный интерес вызывала проблематика
«катакомбного движения», возникшего немного раньше по причине непринятия частью священнослужителей и верующего населения «богоборческой политики советской власти и линии политической лояльности, проводившейся Московской Патриархией»6.
Главной целью работ советских ученых являлся не статистический учет, а глубокий анализ феномена раскола с исторической, культурологической, археографической стороны. При этом стоит отметить широкий масштаб проведения экспедиций в различные уголки государства, однако обширные территории проживания старообрядцев остались недостаточно исследованными (Поволжье, Урал, центральные и южные области России). Проблемы, с которыми сталкивались исследователи в прошлом, так и остались нерешенными: множественное разделение на различные согласия и толки, малое количество доступных материалов для изучения, географическое распространение старообрядцев.
Таким образом, достоверной статистики старообрядчества, а следовательно, и полного представления о распространенности раскола не было за всю его историю, нет его и сегодня. Несмотря на появление новых методов исследования и технических возможностей, конфессиональная перепись в России не проводится, а в общую перепись подобный вопрос не включён.
Широкое распространение имеет информация о трех миллионах старообрядцев, из которых два миллиона проживают на территории России7. По данным социологического исследования «Атлас религий и национальностей Российской Федерации», в 79 субъектах РФ (информация получена в ходе опроса, выборка 56 900 респондентов, охват 98,8% населения РФ) доля старообрядцев составляет менее 0,5% от общей численности населения8.
Географическое распространение старообрядчества
Широко распространено мнение, что приверженцы старообрядчества от гонений бежали и скрывались в сибирских лесах — или ссылались властью туда же, и Сибирь стала основным районом расселения староверов. Однако география распространения старообрядцев выходит далеко за пределы Сибири. Глухие места, в которых укрывались старообрядцы, обнаруживались в Подмосковье, на Севере, в
6 Слесарев А.В. Расколоведение. М.: Новоспасский мужской монастырь, 2012. С. 24-25.
7 ТаевскийД. Старообрядчество: краткая история // Старообрядчество в Нижнем Новгороде [Сайт]. URL: http://rpsc-nn.ru/istoricheskie-fakty/98-staroobrvadchestvo-kratkaYa-istoriYa.html (дата обращения: 15.09.2016).
8 Арена. Атлас религий и национальностей России [Сайт]. URL: http://sreda.org/arena (дата обращения: 05.09.2016).
Поволжье, на Урале и за границей. Самым крупным центром распространения старообрядчества с первых лет его возникновения являлся Верхневолжский край (Нижегородская, Ярославская, Костромская, а также частично Московская и Владимирская губернии). Существованию раскола способствовала активная деятельность его приверженцев. Также центрами старообрядчества могут считаться северные земли (Архангельская, Вологодская и Олонецкая9 губернии), где вели пропаганду наиболее радикальные противники реформ. Несколько позднее старообрядчество начало распространяться на юг (здесь особенно сильным было его влияние в Калужской губернии) и на Урал. В Сибирь раскол начал проникать с первыми ссыльными, в числе которых был и почитаемый в старообрядчестве протопоп Аввакум. Вместе с тем уже в 1722 г. Петр I запретил ссылку раскольников в Сибирь10.
Современное исследование районов, где прежде массово проживали старообрядцы, показывает их фактически полную ассимиляцию с иным населением. Например, район с историческим названием Гуслицы (современный юго-восток Московской области), отличавшийся «низменной местностью, покрытой топкими болотами и густой зарослью корявого леса, песчаной почвой»11, с конца XVIII в. стал влиятельнейшим центром старообрядчества12. В XIX в. этот район превратился в крупный текстильный центр, откуда вышло немало богатого купечества. Сегодня население этого района является поликонфессиональным, среди которого старообрядцы оказались дисперсно проживающей группой.
В то же время, в музеях и школах, размещенных на территориях расселения староверов, сохраняется память об историческом прошлом. Так, в селе Ильинский Погост Московской области (входит в область исторических Гуслиц) при общеобразовательной школе действует музей, отдельная часть которого посвящена истории старообрядчества. Ежегодно на праздник 1 сентября туда приезжает старообрядческое духовенство (в частности, имеют место визиты митрополита РПСЦ). При школе издается историко-краеведческий альманах «Гуслицы» (в 2004-2016 г. публиковалось по 12 выпусков в год). Также на территориях, имеющих историко-
9 Губерния существовала с 1801 по 1922 г. с административным центром в г. Петрозаводск.
10 Зеньковский С.А. Цит. соч. С. 377.
11 Лизунов В.С. Старообрядческая Палестина (из истории Орехово-Зуевского края) // Богородск-Ногинск [Сайт]. URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/19 lizunov.html (дата обращения: 19.09.2016).
12 Агеева Е.А. Гуслица // Ильинская средняя школа [Официальный сайт]. URL: http://ilschool-guslicv.ru/guslica.htm (дата обращения: 19.09.2016).
символическое значение для староверов, сегодня возводятся культовые сооружения, поклонные кресты, молельные строения, к которым совершается паломничество.
На сегодняшний день явно старообрядческих поселений и районов практически не осталось. Статистические данные вышеуказанного социологического исследования показывают следующую картину отношения доли старообрядцев к общей численности населения: Смоленская область — 2%; Республика Алтай, Республика Марий Эл, Магаданская область, Кировская область, Удмуртская Республика, Москва, Орловская область, Ульяновская область, Калужская область, Республика Мордовия, Ленинградская область, Республика Коми, Псковская область, Ямало-Ненецкий АО, Вологодская область, Пермский край — 1%; в остальных субъектах РФ доля старообрядцев незначительна13.
Старообрядческие общины распространились по всему миру в результате эмиграционных процессов во времена гонений. Представители различных старообрядческих согласий проживают в Австралии, Боливии, Бразилии, Молдавии, Румынии, Украине и других странах. При этом в ряде стран их численность значительна — так, например, в Румынии группа, называемая липоване, насчитывает 105-107 тыс.14
В вышеуказанных странах старообрядческое население представляет собой потомков эмигрировавших в разное время верующих из России. Интересным представляется современный опыт присоединения христианских общин Уганды, которые были приняты в лоно РПСЦ. В результате нескольких официальных визитов в мае 2012 г. Совет Митрополии постановил принять возглавляющего африканскую христианскую общину (численность которой составляет несколько сотен человек) протопресвитера Иоакима Кийимбу в лоно РПСЦ «вторым чином в сущем сане»15. В апреле 2017 г. делегация РПСЦ вновь посетила общину в Уганде, которую в
13 Арена. Атлас религий и национальностей России [Сайт]. URL: http://sreda.org/arena (дата обращения: 05.09.2016).
14 Серов Б. Липоване в Румынии: сохранившие русский дух // Русский мир [Сайт]. 16.02.2015. URL: http://www.russkiYmir.ru/publications/185210/ (дата обращения: 21.09.2016).
15 Доклад Преосвященнейшего митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви 2013 г. // Русская православная старообрядческая церковь [Официальный сайт]. URL: http://rpsc.ru/mitropolit/vistupleniYa/doklad-preosvYashchenneishego-mitropolita-korniliYa-osvyashchennomu-soboru-russkoi -pravoslavnoj -staroobryadcheskoj -cerkvi-2013-g/ (дата обращения: 18.09.2016).
официальном пресс-релизе представляют как «угандийских староверов» и «африканских старообрядцев»16.
Этноконфессиональный аспект старообрядчества
В своем историческом развитии старообрядчество вышло за рамки исключительно конфессиональной группы, сформировало и сохранило целый ряд собственных признаков, позволяющих говорить о групповой идентичности, а если быть точнее, то о целом ряде идентичностей, связанных либо с конкретным согласием, либо с географическим положением. Как писал Л.Н. Гумилев, раскол церкви привел к появлению субэтнической группы — старообрядцев, этнографически отличавшихся от основной массы русских17.
К субэтносам, возникшим на конфессиональной основе, относят группы из «старообрядческого населения, которое, спасаясь "от щепоти", бежало в отдаленные уголки страны, а то и за границу»18. На начальном этапе формирования старообрядчества можно говорить об одной социальной общности, однако в дальнейшем их количество увеличилось за счет формирования у каждой географически обособленной группы собственного набора уникальных признаков. В зависимости от географического расположения и модели взаимодействия с иными этносами, проникновения в их культуру образовались различные этноконфессиональные группы. Так, на севере одно из крупнейших сообществ составили поморы, в среде которых преобладало беспоповство — фактически закрывшись от внешнего мира, они «законсервировали» свои культурные обычаи на длительное время.
В иных регионах старообрядцы были вынуждены близко контактировать с представителями других этноконфессиональных групп. В таких случаях вызванная внешними условиями социализация и необходимость выстраивать взаимоотношения с соседями способствовали раннему формированию этнической идентичности староверов, осознанию принадлежности к определенной группе, выработке форм и механизмов передачи, защиты и сохранения своей уникальной культуры,
16 Миссия Русской Православной Старообрядческой Церкви в Уганде // Русская православная старообрядческая церковь [Официальный сайт]. URL: http://rpsc.ru/news/uganda 2017-2/ (дата обращения: 09.05.2017).
17 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. СПб.: Кристалл, 2001.
18 Бузин В.С., Егоров С.Б. Субэтносы русских: проблемы выделения и классификации // Малые этнические и этнографические группы: Сборник статей, посвященный 80-летию со дня рождения проф. Р.Ф. Итса. СПб.: Новая Альтернативная Полиграфия, 2008. С. 318.
психологического склада19. Примером такой этноконфессиональной группы могут служить забайкальские или, как их называют в Бурятии, семейские старообрядцы, проживающие на территории республики. Однако с развитием региона и в различные исторические этапы данная группа сталкивалась с серьезными вызовами своей идентичности.
На фоне решения задачи сохранения своей религиозно-культурной идентичности староверам приходилось выстраивать отношения с конфессионально и этнически чуждым окружением таким образом, чтобы не поставить под угрозу свои ценности. Старообрядцы, опираясь на нормы канонического права, с учетом конкретной ситуации и задач сохранения своей религиозно-культурной самобытности и хозяйственного процветания, формировали по отношению к своему инокультурному и иноверному окружению различные модели поведения20. Менее всего старообрядческие общины взаимодействовали с Русской православной церковью (РПЦ) и её прихожанами, поскольку общение с «большим» русским этносом таило в себе опасность утраты собственных признаков и ценностей.
Длительный период советской атеистической политики, сложная послевоенная демографическая ситуация, процессы глобализации и ряд других факторов приводит к сближению, а порой и к смешиванию старообрядцев с представителями иных групп, вплоть до полной утраты их этноконфессиональных признаков. Многие исследователи указывают и на неполное дистанцирование старообрядчества от сторонников официального православия21.
Как отмечается в научной литературе относительно вышеупомянутой этноконфессиональной группы семейских, современные тенденции, включающие национально-культурное возрождение народов и этнических групп, качественные преобразования всех структур общества, его демократизация, обретение свободы вероисповедания, гражданских прав, — все эти явления нашли свое отражение в процессах социокультурной адаптации данной старообрядческой общности22. Вместе с тем, в результате религиозного ренессанса конца прошлого века начался процесс
19 Черных Н.П. Личностные особенности старообрядцев // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 32.
20 Куприянова И.В. Старообрядцы Алтая в системе этнокультурных связей // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 195.
21 Климова С.М., Хирьянова Л.В. Старообрядчество: изоляция и диалог культур // Вестник ТГУ. 2008. № 11 (67). С. 393.
22 Петрова Е.В. Забайкальские старообрядцы («Семейские») / Семейские — староверы Забайкалья [Сайт]. URL: http://www.semeYskie.ru/science zateev.html (дата обращения: 22.09.2016).
возвращения староверов к своей этноконфессиональной идентификации и культурным традициям.
Межстарообрядческое сотрудничество
В настоящее время взаимодействие между старообрядческими согласиями выходит на новый уровень. Продолжается начатый несколько лет назад процесс налаживания диалога, в результате которого между согласиями удалось установить некоторые договоренности для формирования всеобъемлющего, координированного межстарообрядческого сотрудничества на постоянной основе. Такое сотрудничество предполагается вести по двум направлениям: 1) по вопросам, имеющим исключительно внутристарообрядческое значение, как, например, решение и предупреждение имущественных разногласий, совместные издательские проекты, изготовление предметов религиозного назначения; 2) консолидированное взаимодействие со светским обществом и органами государственной власти, а также при необходимости совместная выработка и озвучивание общестарообрядческой позиции по насущным проблемам современности, впрочем, полностью исключая вопросы политического характера; при этом признается совершенно неприемлемой деятельность экуменического характера и прозелитизм в любой форме23.
В июне 2016 года состоялась Международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». Одной из проблем, поднятых на ней, стал вопрос помощи переселенцам из Боливии. Начиная с 2009 г. по программе переселения соотечественников из-за рубежа несколько семей старообрядцев вернулись в Россию. Данное событие широко освещалось в средствах массовой информации (в т. ч. имела место серия репортажей по Первому каналу: «Потомки русских эмигрантов возвращаются из Латинской Америки на Родину»24, «В Приморском крае обустраивает быт целая община переселенцев из Боливии»25). Однако в России переселенцы столкнулись с проблемами юридического и имущественного характера, а также с бюрократическими «тонкостями» российской действительности. На проводимой конференции данный вопрос был принят во
23 Марченко А. Межстарообрядческое сотрудничество // Старообрядецъ. Информационно-историческое издание. 2016. № 61. С. 32.
24 Потомки русских эмигрантов возвращаются из Латинской Америки на Родину // Первый канал [Сайт]. 23.06.2009. URL: http://www.1tv.ru/news/2009/06/23/169420-
potomki russkih emigrantov vozvraschavutsva iz latinskov ameriki na rodinu (дата обращения: 22.09.2016).
25 В Приморском крае обустраивает быт целая община переселенцев из Боливии // Первый канал [Сайт]. 25.12.2012. URL: http://www.1tv.ru/news/2012/12/25/82276-
v primorskom krae obustraivaet bvt tselava obschina pereselentsev iz bolivii (дата обращения: 22.09.2016).
внимание, и позже старообрядцам удалось добиться его рассмотрения в Администрации Президента РФ.
Таким образом, можно констатировать сближение отдельных
старообрядческих согласий по общественным вопросам существования конфессии, за исключением вопросов вероучения.
Помимо опыта положительного сотрудничества, присутствуют и признаки возникновения новых конфликтов. Как отмечается в исследовании, направленном на изучение современных раздоров внутри РПСЦ, уровень конфликтности за последнее десятилетие вырос, стали появляться новые активисты, которые критикуют, осуждают действия церковных иерархов, в частности отмечается, что «активнее стали раздаваться упреки в адрес руководства Церкви в её недостаточно жёстком отношении к господствующей РПЦ МП, осуждались контакты Митрополита с представителями государственной власти на различных общественных и светских мероприятиях»26. Подобные конфликты пытаются разрешать внутри конфессии, а в случае невозможности их урегулирования происходит выделение несогласной группы из состава РПСЦ (последние зафиксированные выделившиеся группы: елисеевцы, черногоровцы, неопасхалисты). Однако гораздо более сложным выглядит вопрос о сближении старообрядчества и РПЦ, который по своей сути подразумевает не столько преодоление раскола, сколько соединение конфессий.
Старообрядчество и Русская православная церковь
Московский патриархат предпринимает некоторые шаги по налаживанию взаимодействия со старообрядческими согласиями. В октябре 2004 г. на Архиерейском соборе «для уврачевания последствий русского церковного раскола» XVII века была создана специальная Комиссия по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством27. Главным инициатором такого взаимодействия выступил председатель отдела внешних связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который стремился оказывать всестороннюю помощь старообрядцам: поддерживать их в издательской, образовательной, культурной деятельности, реализовывать совместные программы в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, изучения и восстановления исторического и культурного
26 Раздоры в РПСЦ, XXI век. О специфике современного деления РПСЦ на учащую и учимую // STAROVE.RU [Сайт]. URL: http://starove.ru/anons/razdorv/ (дата обращения: 22.09.2016).
27 Там же.
достояния. Как отмечается, «в Московском Патриархате с большим уважением относятся к формам богопочитания и основам богослужения старообрядцев, видя в этом сохранение первозданной русской традиции»28.
Формат двустороннего диалога между РПЦ и РПСЦ продолжает существовать и сегодня. Так, в октябре 2015 г. на Освященном Соборе РПСЦ было принято решение о создании комиссии по диалогу с РПЦ. Однако в РПЦ не питают иллюзий относительно скорого воссоединения со старообрядцами, поскольку староверы имеют ряд канонических особенностей, от которых они категорически не готовы отказаться или пойти на какие-либо уступки. В старообрядческой среде к такому взаимодействию относятся настороженно, и любой контакт с иными конфессиональными группами проверяется на предмет наличия экуменических мотиваций, а экуменизм абсолютно не приемлем в старообрядческой среде.
Старообрядчество в контексте государственно-конфессиональных отношений
В соответствии со ст. 14 Конституции РФ, Россия является светским государством, в котором ни одна из религий не может выступать в качестве государственной29. Однако известно, что православие занимает исключительное положение в государственно-конфессиональных отношениях в России. Так, в Федеральном законе о свободе совести и о религиозных объединениях Федеральным Собранием РФ признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовной культуры»30. Исследователь в области церковного права протоиерей В.А. Цыпин указывает на то, что отсутствие государственной религии не препятствует государственной власти учитывать реальный вес религиозных объединений в России и их вклад в духовное наследие российского народа31.
Таким образом, государство выстраивает отношения с РПЦ как с представителем «традиционного» православия, в рамках особой модели взаимодействия — социального партнерства32. Для религиозных организаций,
28 Василенко К. Взялись за старое: руководство РПЦ начинает активно работать со староверами // Информационный бюллетень «Старообрядческие вести». 2005. № 19 (23). Специальный выпуск. С. 9-10.
29 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
30 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
31 Цыпин В.А. Каноническое право. 2-е изд. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. С. 809.
32 Под социальным партнерством понимается «система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями, направленная на обеспечение реализации религиозными организациями уставных целей и задач в решении социально значимых
выстраивающих отношения с государством на базе такой модели, предусматривается ряд льгот и приоритетов для реализации общественно полезных функций.
Если РПЦ выступает в роли представителя «традиционного» православия, то РПСЦ можно отнести к «альтернативному» православию. Однако духовно-культурные традиции этой конфессиональной группы высоко ценятся и поддерживаются органами государственной власти на сегодняшний день. Так, участникам вышеупомянутой межстарообрядческой конференции было направлено приветствие от Руководителя Администрации Президента РФ, в котором, в частности, отмечалось уважительное отношение государства к традиционной древлеправославной религии, игравшей на протяжении многих веков особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности, бережно хранившей исконные церковные, культурные, бытовые устои русского народа33.
В 2016 г., помимо конференции, был организован круглый стол, посвященный актуальным проблемам старообрядцев; оба мероприятия были реализованы в рамках федерального грантового проекта «Старообрядчество в современном мире: социальное служение, диалог с государством», целью которого является изучение проблем во взаимоотношениях верующих с обществом и с органами власти, поиск путей их разрешения и формирование общедоступных знаний о современном старообрядчестве34. Кроме того, представители старообрядчества рассчитывают на государственную поддержку в подготовке и проведении мероприятий к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 г.
Уникальным событием в истории старообрядчества может считаться состоявшаяся 16 марта 2017 г. встреча Президента России В.В. Путина и митрополита РПСЦ Корнилия. Как отмечается, в ходе встречи были затронуты вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и
проблем (См.: Якунин В.И., Сулакшин С.С. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М.: Научный эксперт, 2009. С. 115).
33 Приветствие участникам конференции Руководителя Администрации Президента С. Иванова // Русская православная старообрядческая церковь [Официальный сайт]. URL: http://rpsc.ru/misc/other/privetstv ie-uchastnikam-konferentsii-rukovoditelYa-administratsii-prezidenta-s-ivanova/ (дата обращения: 23.09.2016).
34 Старообрядцы разных течений соберутся впервые за несколько веков // Седмица.RU [Сайт]. 23.06.2016. URL: http://www.sedmitza.ru/text/6403927.html (дата обращения: 23.09.2016).
Преображенском кладбищах Москвы, а также были обсуждены проблемы взаимодействия с соотечественниками за рубежом35.
Вопрос переселения староверов из-за рубежа в последнее время приобретает актуальное звучание. Так, 25 апреля 2017 г. прошел круглый стол «Возвращение староверов на Дальний Восток» под председательством министра по развитию Дальнего Востока А.С. Галушки, к участию в котором были привлечены представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, переселившиеся из Латинской Америки на территорию муниципальных образований Дальнего Востока староверы, представители органов местного самоуправления, а также общественные деятели36. Примечательно, что участие в мероприятии принимал митрополит РПСЦ, относящийся к поповскому согласию, занимающий активную позицию по представительству всего старообрядчества, тогда как большинство староверов Латинской Америки считаются беспоповцами. Ключевой вопрос прошедшего круглого стола состоял в выявлении проблем, с которыми столкнулись переселившиеся старообрядцы, а также рассматривалась возможность дальнейшего переселения оставшихся староверов из стран Латинской Америки на Дальний Восток. Именно от того, насколько успешным окажется опыт взаимодействия в этом вопросе государственных органов и старообрядческой общины, зависит их возвращение в Россию.
Вместе с тем обозначить основу модели государственно-конфессиональных отношений по отношению к старообрядчеству представляется затруднительным. Связано это с идеологическими и религиозными устоями внутри согласий, в том числе по отношению к светской и духовной власти, которые уходят корнями в древность. Например, федосеевцы, которые относятся к беспоповскому течению, исторически придерживались политической доктрины, утверждавшей, что «институт государства является злом и что члены их церкви должны уклоняться от всякого сотрудничества с правительством и властями, на которых лежала печать антихриста»37. На сегодняшний день риторика представителей подобных согласий несколько смягчилась (по крайней
35 Предстоятель старообрядческой Церкви митрополит Корнилий встретился с президентом РФ Владимиром Путиным // Русская православная старообрядческая церковь [Официальный сайт]. URL: http://rpsc.ru/news/s prezidentom rf/ (дата обращения: 24.04.2017).
36 Минвостокразвития России совместно с АРЧК ДВ поддержат возвращение староверов на Дальний Восток // Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке [Сайт]. 26.04.2017. URL: http://www.hcfe.ru/news1/staroverv/ (дата обращения: 04.05.2017).
37 Асонов Н.В. Формирование представлений о власти в политических доктринах старообрядчества // Власть. 2008. № 7. С. 74.
мере публичная), однако некоторые согласия беспоповского направления сохранили негативное отношение к светской власти, сохраняя в своей культурной памяти идеал православного священного царства.
Исторический путь и собственный опыт старообрядчества фактически привел данную конфессию к модели государственно-конфессиональных отношений, при которой «условия религиозной свободы в обществе и отсутствие государственных предпочтений и ограничений для разных конфессий по религиозным или иным мотивам есть наиболее желательная модель церковно-государственных отношений из всех возможных»38.
Заключение
Старообрядчество являет собой уникальный феномен русской истории. Представители этой конфессиональной группы внесли огромный вклад в развитие страны, занимали виднейшие экономические позиции, представляя собой едва ли не самостоятельный класс в императорской России. Спустя столетие после падения имперского режима старообрядчество изменилось, но изменилось и всё общество. Как отмечает А.В. Муравьев, «современное старообрядчество не представляет собой закрытой социальной системы, которое оно представляло до революции». Однако и сегодня возможно встретить частицу традиционного уклада жизни старомосковской Руси в сохранившихся анклавах приверженцев старой веры.
Таким образом, раскол как явление продолжает существовать как в религиозной сфере, так и в социальной. Полному его устранению не способствовали ни государственные меры, ни миссионерская деятельность господствующей церкви, ни смена исторических условий. Введение единоверческих церквей, массовые гонения и запреты, репрессии и существование вне закона, и даже снятие клятв и признание Русской православной церковью равночестности обрядов — ничего его не искоренило. История раскола — это показательный пример, как неподготовленные реформы приводят к глобальным изменениям внутри общества и государства, создавая фактически неразрешимое противоречие, которое на протяжении столетий продолжает оказывать воздействие на культуру страны.
38 ШаховМ.О. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и отношение к обществу: дис... докт. филос. наук. М., 2000. С. 321.
Список литературы:
1. Агеева Е.А. Гуслица // Ильинская средняя школа [Официальный сайт]. URL: http://ilschool-guslicy.ru/guslica.htm (дата обращения: 19.09.2016).
2. Арена. Атлас религий и национальностей России [Сайт]. URL: http://sreda.org/arena (дата обращения: 05.09.2016).
3. Асонов Н.В. Формирование представлений о власти в политических доктринах старообрядчества // Власть. 2008. № 7. С. 71-74.
4. Бузин В.С., Егоров С.Б. Субэтносы русских: проблемы выделения и классификации // Малые этнические и этнографические группы: Сборник статей, посвященный 80-летию со дня рождения проф. Р.Ф. Итса. СПб.: Новая Альтернативная Полиграфия, 2008. С. 308-346.
5. Василенко К. Взялись за старое: руководство РПЦ начинает активно работать со староверами // Информационный бюллетень «Старообрядческие вести». 2005. № 19 (23). Специальный выпуск. С. 9-10.
6. В Приморском крае обустраивает быт целая община переселенцев из Боливии // Первый канал [Сайт]. 25.12.2012. URL: http://www.1tv.ru/news/2012/12/25/82276-v primorskom krae obustraivaet byt tselaya obschina pereselentsev iz bolivii (дата обращения: 22.09.2016).
7. ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера земли. СПб.: Кристалл, 2001.
8. Доклад Преосвященнейшего митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви 2013 г. // Русская православная старообрядческая церковь [Официальный сайт]. URL: http://rpsc.ru/mitropolit/vistupleniy a/doklad-preosvyashchennejshego-mitropolita-korniliya-osvyashchennomu-soboru-russkoj-pravoslavnoj -staroobryadcheskoj -cerkvi-2013-g/ (дата обращения: 18.09.2016).
9. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В 2 т. / Сост. Г.М. Прохоров; под общ. ред. В.В. Неохотина. М.: Институт Ди-Дик, 2016.
10. Кириллов И.А. Статистика старообрядчества. М.: Изд. журн. «Старообрядческая мысль»; Т-во типо-литографии И.М. Машистова, 1913.
11. Климова С.М., Хирьянова Л.В. Старообрядчество: изоляция и диалог культур // Вестник ТГУ. 2008. № 11 (67). С. 389-394.
12. Ключевский В.О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2011.
13. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
14. Куприянова И.В. Старообрядцы Алтая в системе этнокультурных связей // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 191-196.
15. ЛизуновВ.С. Старообрядческая Палестина (из истории Орехово-Зуевского края) // Богородск-Ногинск [Сайт]. URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/19 lizunov.html (дата обращения: 19.09.2016).
16. Марченко А. Межстарообрядческое сотрудничество // Старообрядецъ. Информационно-историческое издание. 2016. № 61. С. 6-32.
17. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979.
18. Минвостокразвития России совместно с АРЧК ДВ поддержат возвращение староверов на Дальний Восток // Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке [Сайт]. 26.04.2017. URL: http://www.hcfe.ru/news1/starovery/ (дата обращения: 04.05.2017).
19. Миссия Русской Православной Старообрядческой Церкви в Уганде // Русская православная старообрядческая церковь [Официальный сайт]. URL: http://rpsc.ru/news/u ganda 2017-2/ (дата обращения: 09.05.2017).
20. Петрова Е.В. Забайкальские старообрядцы («Семейские») / Семейские — староверы Забайкалья [Сайт]. URL: http://www.semeyskie.ru/science zateev.html (дата обращения: 22.09.2016).
21. Постановления Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва. 14-15 сентября 2016 г.) // Русская православная старообрядческая церковь [Официальный сайт]. URL: http://rpsc.ru/docs/soveti-mitropolii/postanovleniya-soveta-mitropolii-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-tserkvi-g-moskva-14-15-sentyabrya-2016-g/ (дата обращения: 18.09.2016).
22. Потомки русских эмигрантов возвращаются из Латинской Америки на Родину // Первый канал [Сайт]. 23.06.2009. URL: http://www.1tv.ru/news/2009/06/23/169420-potomki_russkih_emigrantov_vozvraschayutsya_iz_latinskoy_ameriki_na_rodinu (дата обращения: 22.09.2016).
23. Предстоятель старообрядческой Церкви митрополит Корнилий встретился с президентом РФ Владимиром Путиным // Русская православная старообрядческая церковь [Официальный сайт]. URL: http://rpsc.ru/news/s_prezidentom_rf/ (дата обращения: 24.04.2017).
24. Приветствие участникам конференции Руководителя Администрации Президента С. Иванова // Русская православная старообрядческая церковь [Официальный сайт].
URL: http://rpsc.ru/misc/other/privetstvie-uchastnikam-konferentsii-rukovoditelYa-administratsii-prezidenta-s-ivanova/ (дата обращения: 23.09.2016).
25. Раздоры в РПСЦ, XXI век. О специфике современного деления РПСЦ на учащую и учимую // STAROVE.RU [Сайт]. URL: http://starove.ru/anons/razdorY/ (дата обращения: 22.09.2016).
26. Серов Б. Липоване в Румынии: сохранившие русский дух // Русский мир [Сайт]. 16.02.2015. URL: http://www.russkiYmir.ru/publications/185210/ (дата обращения: 21.09.2016).
27. Слесарев А.В. Расколоведение. М.: Новоспасский мужской монастырь, 2012.
28. Старообрядцы разных течений соберутся впервые за несколько веков // Седмица^И [Сайт]. 23.06.2016. URL: http://www.sedmitza.ru/text/6403927.html (дата обращения: 23.09.2016).
29. Таевский Д. Старообрядчество: краткая история // Старообрядчество в Нижнем Новгороде [Сайт]. URL: http://rpsc-nn.ru/istoricheskie-faktY/98-staroobrYadchestvo-kratkaYa-istoriYa.html (дата обращения: 15.09.2016).
30. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
31. Цыпин В.А. Каноническое право. 2-е изд. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012.
32. Черных Н.П. Личностные особенности старообрядцев // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 31-36.
33. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013.
34. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и отношение к обществу: дис... докт. филос. наук. М., 2000.
35. Якунин В.И., Сулакшин С.С. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М.: Научный эксперт, 2009.
Osipov I.V., Padalkina V.V., Sazhina V.A. Russian Old Believers in the System of Church-state Relations
Igor V. Osipov — undergraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: bonafid74@gmail.com
Victoria V. Padalkina — undergraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: 1101PadalkinaVV@spa.msu.ru
Varvara A. Sazhina — Ph.D., associate professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: sazhina@spa. msu. ru
Annotation
The article is devoted to the study of the old believers' historical development and the modern position of this confession in the system of Russian state-confessional relations. This article examines the experience of statistical calculation, geographical distribution, cultural isolation, and various forms of interactions of these religious groups. The authors come to the conclusion that the old believers can be defined as a group identity that goes beyond exclusively religion and despite the persecutions they are reviving Russian people's traditions and express themselves at the state level in the modern world.
Keywords
Old believers, confessional group, church-state relations, raskol, religion, group identity.