НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 4 (winter 2015)
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век
научный электронный журнал
ПЕТРОЗАВОДСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
http ://LLL21. petrs u. ru
http://petrsu.ru
Издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК
Выпуск 4 (12). Winter 2015
Редакционная коллегия
О. Грауманн Е. В. Игнатович
B. В. Сериков
C. В. Сигова
И. З. Сковородкина Е. Э. Смирнова И. И. Сулима
Главный редактор
И. А. Колесникова
Редакционный совет
Т. А. Бабакова Е. В. Борзова А. Виегерова С. А. Дочкин А. Клим-Климашевска Е. А. Маралова А. В. Москвина А. И. Назаров Е. Рангелова А. П. Сманцер
Служба поддержки
А. Г. Марахтанов Е. Ю. Ермолаева Т. А. Каракан Е. В. Петрова Ю.Ю. Васильева Е.Н. Воротилина
ISSN 2308-7234
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014
Адрес редакции
185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а
Электронная почта: LLL21@petrsu.ru
© ФГБОУ ВПО «ПетрГУ» © авторы статей
УДК 376.7
КУЗНЕЦОВА Н. Ю.
аспирант кафедры отечественной истории, специалист отдела профориентационной работы, младший научный сотрудник ГБТ 653-14 ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» (Петрозаводск)
foliage.07@mail.ru
НЕПРЕРЫВНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ОПЫТ СТАРОВЕРОВ РОССИИ*
Аннотация: в статье проанализирован опыт организации религиозного образования в современной особой религиозной общности старообрядцев. Особенность этого опыта в старообрядческой среде заключается в его устойчивости и жизнеспособности, о чем свидетельствует история старообрядчества в России. В качестве источниковой базы исследования выступил контент сайтов основных старообрядческих согласий. Автором путем контент-анализа выявлено, что образовательная практика старообрядцев сегодня сочетает в себе несколько направлений. Выделены формы обучения, присутствующие в старообрядческой среде, такие как формальное образование (получение духовного образования в образовательном учреждении), неформальное образование (духовные курсы при общинах) и информальное образование (обучение через паломничество, пример «тяги к знаниям» других членов общины). Автором описаны также инновационные формы обучения, возникшие в современных общинах, такие как летние молодежные лагеря, лектории, использование ресурсов сети Интернет. Прослежена аналогия выстроенной староверами системы обучения со светской образовательной моделью при абсолютно ином ценностном и целевом наполнении. Система непрерывного религиозного образования у старообрядцев в современной России носит исключительно общинный характер, но при этом выстраивается с учетом потребностей членов данных общин в повышении уровня знаний. Информация, представленная в статье, может представлять интерес для специалистов в области непрерывного образования, религиоведов, преподавателей духовных учебных заведений.
Ключевые слова: непрерывное образование, традиционное общество, старообрядчество, религиозное обучение.
Kuznetsova N.
LIFELONG RELIGIOUS EDUCATION IN A TRADITIONAL SOCIETY: THE EXPERIENCE OF THE OLD BELIEVERS IN RUSSIA
Abstract: the article analyzes the practice of religious education in the modern religious community of the Old Believers. The peculiarity of this practice in the Old Believers' environment lies in its stability and viability, as evidenced by the history of the Old Believers in Russia. The content of the websites of the main Old Believers strains is a source base of the present study. Through content
Исследование выполняется при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности, № 33.1162.2014/К.
analysis, the author reveals that the current educational practice of the Old Believers combines several directions. The paper outlines the education forms present in the Old Believers' environment, such as formal education (religious education in educational institutions), non-formal education (spiritual courses in communities) and informal education (learning through pilgrimage, «thirst for knowledge» of other community members).
Furthermore, the author describes the innovative forms of learning that have arisen in modern communities, such as youth summer camps, lecture halls and use of Internet sources. The paper traces the analogy between the Old Believers' teaching system and a secular educational model, even though they have different values and goals. The system of lifelong religious education of the Old Believers in modern Russia is of solely communal nature but it is built taking into account the needs of the community members in raising knowledge level. The information presented in this article may be of interest to experts in the field of lifelong learning, religious scholars, and instructors at religious educational institutions.
Key words: lifelong education, traditional society, the Old Believers, religious education.
В современной России возрождение религиозной жизни пронизывает практически все общественные сферы, в том числе и такую важную область, как образование. С 2012 г. в школьной программе предусмотрено изучение специфического предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Согласно целому ряду приказов и законов [16; 17], а также мер, выработанных в процессе экспериментальной части данной инициативы, сегодня обучающиеся могут выбрать один из шести модулей: «Основы светской этики»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы буддийской культуры».
Вопрос о введении данного курса в образовательную программу вызвал бурные обсуждения в обществе, обострив противостояние верующих и атеистов. С мировоззренческих позиций обсуждение данного вопроса бесперспективно, ведь человека, искренне считающего, что вера - это главное, что есть в жизни, невозможно заставить поверить в то, что «религия - это выдумка, которая парализует волю и затуманивает ум». При этом, согласно опросам Левада-центра в феврале 2013 г., охватившим 1600 человек в 130 населенных пунктах 45 регионов России, на вопрос «Следует ли ввести в школах курс "Основы религиозной культуры и светской этики"?» более половины респондентов высказались за введение данного курса. И примерно поровну распределился выбор одного из шести модулей: 50 % согласны были выбрать «Основы православной культуры», а мнение еще 50 % разделилось между оставшимися пятью модулями1. Однако, согласно данным ВЦИОМ, усиление роли религии в обществе россияне, в целом, сегодня оценивают более негативно, чем 25 лет назад2.
1 Россияне о религиозном воспитании. URL: http://wwwlevada.ru/2013/03/01/rossiyane-o-religioznom-vospitanii/ (дата обращения 12.10.2015).
2 Опрос 11-12 июля 2015 г URL: http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/religious-tolerance/article/ostorozhno-religija.html (дата обращения 25.10.2015).
Безусловно, есть в составе участников обсуждения этого вопроса и так называемая «третья сторона». Это представители научного сообщества - исследователи, религиоведы, историки, социологи. То есть те, кто пытается подойти к решению данной проблемы научным путем. К «третьей стороне» можно отнести и чиновников, которые активно включились в решение поставленной перед ними задачи, а также СМИ. На фоне активного обсуждения данного нововведения в поликонфессиональном обществе возникает вопрос о роли религии в современной России: данная мера создала ситуацию, в которой больше вопросов, чем ответов. Достаточно ли компетентны преподаватели, которые должны углубленно рассказывать детям о религии (Кто будет учить учителей)? Что делать родителям тех школьников, которые исповедуют иные религии, не представленные в предлагаемом на выбор списке курсов (Чему будут учить их детей)? И, наконец, не произо й-дет ли «огосударствление» православия в XXI в. (Как именно будут учить)?
Очевидно, что организация непрерывного религиозного образования является актуальной задачей для современной России. И затрагивает она не только интересы верующих Русской православной церкви (РПЦ), но и представителей множества других традиционных для нашей страны религиозных конфессий и направлений, которые были активно включены в жизнь страны на протяжении всей ее истории. И все это время перед ними стоял вопрос о сохранении и передаче особой групповой идентичности. Наиболее активно этим вопросом озаботились представители особого религиозного сообщества - старообрядцы. Накопленный ими исторический опыт реализации религиозного образования используется и сегодня в многочисленных старообрядческих общинах. Данные исследования «Атлас религий и национальностей» 2012 г. показывают, что численность старообрядцев в Российской Федерации составляет около 400 тысяч человек (или 0,2 % от общей численности населения)1. Однако старообрядцы часто не считают регистрацию для себя принципиально необходимой, поэтому можно утверждать, что реальное число старообрядческих общин в 2,5-3 раза больше, чем их зарегистрировано2. И, по приблизительной оценке, общая численность старообрядцев на территории Российской Федерации может превысить 2 млн. человек.
Идея обучения на протяжении всей жизни стала осуществляться старообрядчеством в России практически с момента его оформления и отхода от официальной Русской православной церкви (конец XVII в.). Сама идея непрерывного образования оказалась близка данной социальной группе верующих по нескольким причинам:
- старообрядческая община всегда осуществляла, помимо сугубо религиозных, и социальные функции: образовательную, информационную, разъяснитель-
1 Атлас религий и национальностей России. URL: http://sreda.org/arena (дата обращения 13.10.2015).
2 Филатов С., Лункин Р Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность. URL: http://www.manwb.ru/articles/world_today/tolerance/StatReligio_FilLunk/ (дата обращения 14.10.2015).
ную;
- идея просветительства издавна практиковалась в крупных и небольших старообрядческих центрах, реализуясь, в том числе, через книгопечатание, иконопись и обучающую деятельность);
- привнесение «духовного света» в окружающее пространство (часто враждебное данному религиозному направлению и его носителям) считалось старообрядческими наставниками важной миссией.
Новое время предъявило новые требования к старообрядцам по организации духовного образования и просветительства в общине и за ее пределами [20; с. 195]. В целях сохранения собственной идентичности они должны были организовать обучающую систему, которая бы отвечала всем сложностям окружающего их мира: разбросанность, малочисленность и удаленность общин друг от друга и от духовного центра, многонациональность страны, большое количество соблазнов в мирской жизни. Деятельность старообрядческих общин в рамках организации непрерывного духовного образования, как и любая другая образовательная деятельность, сопряжена с целым рядом трудностей (финансовые, кадровые, технические). Поэтому внутри данной общности происходят процессы консолидации усилий, взаимодействия друг с другом и с иными религиозными общностями.
Цель нашей статьи состоит в анализе опыта религиозного образования в современной старообрядческой среде. Этот опыт, на наш взгляд, заслуживает того, чтобы быть транслированным за пределы старообрядческого сообщества, поскольку жизнеспособность и устойчивость религиозного обучения в староверческой среде проверены даже не десятилетиями, а веками. Для раскрытия обозначенной темы необходимо было: а) изучить материалы, дающие представление об истории интересующего нас вопроса - образование у старообрядцев в Российской империи в середине - второй половине XIX в., б) рассмотреть современное состояние религиозного образования у старообрядцев в России.
История передачи религиозного опыта у старообрядцев начинает активно развиваться с конца XVII в., с момента возникновения этой общности. После церковной реформы старообрядцы оказались вне закона, и для РПЦ и государства они словно «выпали» из православного мира - преследовались властями, из-за чего вынуждены были покидать родные места и скрываться на окраинах государства. Ввиду этого они оказались лишены всей системы ретрансляции знаний и опыта, им пришлось заново его выстраивать, отвечая на те же самые вопросы, которые стоят перед российским обществом при обращении к религиозному образованию сегодня: кто будет учить, чему будут учить и как будут учить?
Изучением образовательного опыта старообрядчества занимались многие исследователи (Н. Ф. Каптерев, Н. И. Костомаров, А. С. Пругавин и т. д.). Кратко остановимся на опыте народников второй половины XIX в., связанном с анализом проблемы. Народничество - идеология, появившаяся в Российской империи в
1860-1910-х гг., представители которой ориентировались на «сближение» интеллигенции с народом в поиске своих корней, места в мире. Их материалы представляются предпочтительными по ряду причин:
- особенности получения информации (личный опыт);
- особенности анализа информации (использование широкого круга источников: архивные документы, статистические отчеты, публицистика самих старообрядцев и т. д.);
- особенности восприятия и передачи информации (отсутствие предвзятости по отношению к старообрядчеству, в отличие от прогосударственных исследователей и историков и историков церкви того времени).
Именно в материалах народников впервые прослеживается объективность в освещении организации образовательной системы у старообрядцев. В качестве примера может быть упомянут исследовательский материал Сергея Алексеевича Приклонского - правого народника и публициста, который поставил своей целью изучение и описание российского народа для лучшего понимания его интеллигенцией и высшими кругами. Статьи, заметки и очерки данного автора были изданы в 1888 г. в книге «Народная жизнь на Севере», в которой народному и, в том числе, старообрядческому образованию была отведена весомая часть [19, с. 42-43, 121, 235, 318, 319-320]. Также подробнее с описанием исследовательского опыта С. А. Приклонского можно познакомиться в некоторых статьях автора [5, с. 106-110; 4, с. 140-147].
С. А. Приклонский, рассматривая вопрос о старообрядческом образовании, отмечал, что оно состоит из нескольких ступеней: сначала «староверческие "мастера" и "мастерицы"» обучали грамоте крестьянских детей, ориентируясь на религиозную сторону образования. Затем образовательная практика могла быть продолжена в старообрядческих центрах, которые всегда являлись не только местами культа, но и местами распространения культуры, а в дальнейшем человек мог и сам стать наставником (при условии, что он придерживался старообрядчества) и обучать желающих.
При обращении к современной образовательной ситуации в старообрядческих общинах в качестве информационной базы нами был выбран контент сайтов старообрядческих согласий (толков)1 как принципиально новый для системы религиозного образования ресурс. В Российской Федерации на первую четверть XXI в.
1 Старообрядчество с начала своего существования не обладало единством, было раздроблено по отдельным, возникавшим часто независимо центрам, которые, как правило, во многом отличались друг от друга по своему отношению к церкви и священству. К концу XVII в. в старообрядчестве оформились такие направления, как поповцы и беспоповцы; каждое из них, в свою очередь, постепенно разделялось на ряд новых толков; некоторые довольно быстро прекращали свое существование, другие закреплялись и организационно оформлялись (митр. Макарий (Булгаков) «История Русской Церкви». Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо -Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996). URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/435711/_(дата обращения 13.10.2015).
существуют несколько крупнейших согласий: две большие группы поповских согласий - Русская православная старообрядческая церковь (далее РПСЦ) и Русская древлеправославная церковь (РДЦ), крупнейшее беспоповское согласие1 -Древлеправославная поморская церковь (далее ДПЦ). Все они (и центральные митрополии, и общины на территории страны) активно представляют себя в сети Интернет. РДЦ в России включает в себя 70 зарегистрированных общин с центром в Москве и имеет официальный сайт . РПСЦ на первую четверть XXI в. насчитывает 260 общин с центром, также расположенным в Москве, активно действует их официальный сайт . Активную политику проводит и община РПСЦ в г. Санкт-Петербурге4. В ДПЦ также действует около 250 общин с координационным центром в Санкт-Петербурге, но здесь ситуация несколько иная.
Координационный совет представляет собой некую надстройку и объединяет духовные центры и отдельные общины не только в России, но и на территории государств бывшего СССР. Присутствие большей самостоятельности отражается и на сайтах, поэтому особо интересен для нас сайт «Староверов в Рыбацком»5, который фактически и является источником сетевой информации ДПЦ России. Кроме того, активную деятельность в глобальной сети ведет и большая часть старообрядческих общин, что объясняется, во -первых, достаточно большими расстояниями между ними (например, общины ДПЦ есть на северо -западе, в Сибири), а во -вторых, активной позицией членов общины, которые путем осваивания новых технологий развивают и общину. Например, в социальной сети ВКонтакте создана группа «Старообрядчество в Интернете», в которой содержится каталог не только списков сайтов РДЦ, ДПЦ и РПСЦ, но и контакты различных старообрядческих проектов во всех областях жизни. Одним из самых примечательных, на наш взгляд, является проект «Деловые предложения старообрядцев», где представлен каталог товаров и услуг, производимых старообрядцами .
РПЦ пытается вовлечь в духовную жизнь как можно больше граждан и предпринимает для этого активные шаги, вплоть до использования современных ИКТ. Вместе с тем традиции религиозного образования в старообрядческой среде, хоть и претерпели некоторые изменения (как реакцию на обновляющуюся ситуацию), сильно не изменились. Образовательная практика старообрядцев сегодня, как можно увидеть, сочетает в себе несколько направлений. Первое из них - получе-
1 Главной особенностью вероучения беспоповцев является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии (Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/78246.html (дата обращения 31.10.2015)).
2 Официальный сайт Русской древлеправославной церкви. URL: http://raoc.inf/ (дата обращения 12.10.2015).
3 Официальный сайт Русской православной старообрядческой церкви. URL: http://rpsc.ru/ (дата обращения 12.10.2015).
4 Официальный сайт РПСЦ в г Санкт-Петербурге. URL: http://rpsc-spb.ru/home (дата обращения 12.10.2015).
5 Официальный сайт Древлеправославной поморской церкви. URL: http://www.pomorian.narod.ru/_(дата обращения 12.10.2015).
6 Старообрядчество в Интернете. URL: https://vk.com/club4550902 (дата обращения15.10.2015).
ние духовного образования в образовательном учреждении. Данное направление
представлено несколькими возможностями:
духовные учебные заведения;
курсы духовной направленности (очные, очно -заочные).
Духовные учебные заведения присутствуют на территории Российской Федерации у двух согласий: у РПСЦ в Москве на Рогожском кладбище расположено Московское старообрядческое духовное училище (семинария), а у РДЦ в Новозыб-кове (где с 1963 по 2002 г. находился их духовно-административный центр) - Высшее духовное училище. Деятельность данных образовательных учреждений направлена, в первую очередь, на подготовку старообрядческих церковных кадров и повышение уровня образования прихожан, которые в дальнейшем смогут преподавать в воскресных школах. При этом сайт РДЦ, в отличие от остальных ресурсов, имеет раздел «Отдел катехизации и образования», однако на данный момент информации там не представлено, вероятно, по причине обновления контента сайта.
Второй вариант - духовные курсы - распространен во всех согласиях по причине разбросанности и удаленности многих общин от их духовных центров. В духовные центры (которые чаще всего являются и географическими, и административными центрами региона) приезжают верующие-старообрядцы на короткое время (обычно это неделя, две) на очное обучение, а затем продолжают его в заочной форме. Цель таких курсов совпадает с целью обучения в училищах и семинариях. Прихожане повышают уровень своих знаний об истории старообрядчества, о книжной и иконописной традиции, о традиции знаменного пения1 для того, чтобы по возвращении в свои общины организовывать там просветительскую работу на более высоком уровне.
Ярким примером служат духовные курсы для церковнослужителей - наставников, уставщиков и певчих, которые проводятся в Невской старообрядческой поморской общине. На таких курсах преподается целый цикл предметов, которые затем помогут освоившим их слушателям выстроить образовательные системы в своих общинах: «Устав», «История церкви», «Катехизис», «Основы хозяйственной жизни общин», «Знаменное пение» и др. Кроме того, слушателям курсов предоставляется раздаточный материал (учебные пособия и карточки), который помогает осваивать предметы и в дальнейшем поддерживать уровень знаний на должном уровне. Полученные знания слушатели могут использовать как сами, так и стать их проводником в общине: для укрепления веры и лучшего понимания ее глубинных основ, в домашней жизни (например, для воспитания детей), во время проведения богослужений и треб, а также для разъяснения и защиты старообрядческой веры. Однако, в отличие от обучения в духовном учебном заведении, здесь слуша-
1 Знаменное пение (знаменный роспев, крюковое пение) - основная певческая традиция Древней Руси. Получило распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении (Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/199937.html (дата обращения 31.10.2015)).
тели не получают никакого документа об образовании.
Кроме официальных образовательных учреждений, у современного старообрядчества существуют иные формы реализации возможностей обучения и воспитания: воскресные школы, детские лагеря, паломнические поездки, лектории. Воскресные школы представляют собой наиболее часто встречающийся вариант организации образовательной среды в общине. Они имеют и повсеместное распространение, и ставят перед собой «как нравственно -религиозные задачи - образование и воспитание старообрядцев в христианском духе, так и практические - подготовка к церковному служению чтецов и певчих»1. Действуют воскресные школы во всех общинах разных старообрядческих согласий, и возглавляют эту практику, как правило, прихожане, окончившие ранее духовно -просветительские курсы. Поэтому в воскресных школах получение азов духовного образования доступно в старообрядческой среде и детям, и, что немаловажно в современной ситуации, когда часто люди приходят к вере уже в зрелом возрасте, взрослым прихожанам. Например, в воскресной школе при Невской общине ДПЦ средний возраст обучающихся варьируется от 7 до 70 лет.
Организация паломнических поездок входит в систему религиозного образования у старообрядцев, как у большей части верующих в России и за рубежом. При этом паломничество в старообрядческой среде имеет определенную специфику Возрождение историко -культурного и, в частности, сакрального пространства для старообрядчества происходит, как правило, вне восстановленных монастырских стен из-за утраты большинства материальных объектов. Неосуществимо для них восстановление материальной культуры в массовых масштабах, как это характерно сегодня для РПЦ (так как памятники этой культуры были в большинстве своем достаточно рано уничтожены). Поэтому восстановление происходит специфическим, характерным именно для старообрядчества образом - в несколько этапов. Сначала о местах сакрального почитания для верующих идет сбор материала. Затем организуются экспедиции на это место, где вспоследствии устанавливается поклонный крест. Эти действия являются уже и воссозданием сакрального пространства, и частью непрерывного образования для самих деятелей. А по проложенному маршруту затем отправляются новые члены общин. Подробнее об особенностях паломничества и сохранении исторической памяти можно прочитать в статье «Православные центры Карелии - места старообрядческой памяти» [7, с. 137-140] . Важную роль в изучении и распространении информации о выявленных новых местах памяти играет Культурно -паломнический центр им. Протопопа
1 Воскресная школа при Невской общине. URL: http://pomorian.narod.ru/module/module30.htm (дата обращения 23.10.2015).
2 Подробнее об особенностях и об организации паломнических поездок старообрядцев можно прочитать в статье Кузнецовой Н. Ю. Православные центры Карелии - места старообрядческой памяти. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4647105.html (дата обращения 27.10.2015).
Аввакума «Поморский Север»1 и Историко-архивный отдел Российского совета ДПЦ (руководитель А. А. Безгодов).
Проведение летних молодежных и детских лагерей является одной из новых образовательных форм для старообрядчества, значимость которой возрастает на фоне современных реалий. Разбросанность и(или) малочисленность общин не всегда дает возможность организовать воспитание и обучение детей в той традиции, которая необходима старообрядцам. И летние лагеря стали пусть не идеальным, но допустимым выходом в организации активного вовлечения в непрерывное духовное образование именно подрастающего поколения. Данная форма, привычная для светского общества, для глубоко традиционного и ревностно оберегающего свои устои старообрядческого общества может считаться актуальным новшеством. Причем данная форма присутствует во всех согласиях: детский христианский лагерь в РДЦ, слет поморской молодежи в ДПЦ и детский христианский лагерь «Ржевская обитель» в РПСЦ.
Важную роль в работе с молодым поколением играет духовенство (в РПСЦ и в РДЦ) и духовные наставники (в ДПЦ) старообрядческих общин. Значительный вклад в воспитание молодых поморцев в ходе лекций и «душеполезных бесед»2 вносят председатель Российского совета ДПЦ О. И. Розанов, зам. председателя РС ДПЦ о. В. Шамарин, член РС, кандидат философских наук, главный редактор календаря ДПЦ К. Я. Кожурин. Включение новых образовательных форм в процесс непрерывного духовного образования в современной старообрядческой среде позволяет расширить образовательное пространство староверческих общин и вывести его за пределы политических границ. Об этом свидетельствуют интернациональные молодежные лагеря и паломнические поездки, в которых принимают участие старообрядцы из России и стран ближнего зарубежья. Ярким примером служит практика общин ДПЦ, когда на слете поморской молодежи оказывается вместе молодое поколение из общин России, Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши. Кроме того, русские старообрядцы из общин ДПЦ практикуют обучение в Гребенщиковском духовном училище в Риге (Латвия).
Еще одна новая для старообрядчества форма обучения реализуется в РПСЦ, где в Московском духовном центре уже третий год действует лекторий по старообрядчеству «Путь шедевра. Что рассказывают памятники искусства о старообрядчестве?» Здесь приглашенные специалисты рассказывают о художественных особенностях старообрядческой иконописи и богатых традициях книжной культуры староверов, о реставрационных открытиях и экспедиционных находках археографов. Также в рамках данного лектория проводятся экскурсии в храмы старообряд-
1 Культурно-паломнический центр им. Протопопа Аввакума «Поморский Север». URL: http://protopop-avvakum.ru/ (дата обращения 31.10.2015).
2 Время от Праздника Петра и Павла до Ильина дня в ДПЦ. URL: http://pomorian.narod.ru/module10/module313.htm (дата обращения 23.10.2015).
ческого центра на Рогожском и Преображенском кладбищах.
Активно староверы включаются в научную деятельность. В течение пятнадцати лет (с 1990 г.) Центром истории и культуры старообрядчества (руководитель В. И. Осипов) проводится международная конференция «Старообрядчество: история, культура, современность». В течение этого времени было проведено одиннадцать конференций и опубликовано пятнадцать выпусков одноименного сборника1.
Дополнительные возможности для повышения уровня образования дают интернет-ресурсы: старообрядческие СМИ, сайты по церковно-литературной тематике, периодические интернет-издания, а также свои печатные издания. Так, например, у РПСЦ существует автономный информационный ресурс «Старообрядческая мысль», направленный на «противодействие насаждению чуждых русскому обществу традиций и порядков, сохранение преемственности поколений, историческую грамотность»2, и целый ряд печатных изданий: газета «Рогожский Вестник», журнал «Неопалимая Купина». ДПЦ также имеет свои газеты и журналы, например ежегодно выпускаемый «Журнал-Календарь». Кроме того, с 2011 г. действует Старообрядческое интернет-радио, выходящее на сайтах Санкт-Петербургской Лиговской и Новосибирской общин РПСЦ .
Сами староверы вносят весомый вклад в популяризацию знаний о старообрядчестве как для самих старообрядцев, так и для всех интересующихся данным вопросом. Так, например, К. Я. Кожурин выпустил несколько научно -публицистических книг - «старообрядческих биографий» в старейшей российской книжной серии «Жизнь замечательных людей» («Боярыня Морозова», «Протопоп Аввакум. Жизнь за веру»). Его произведения имеют энциклопедический характер, что «позволяет рассматривать их в одном ряду с такими фундаментальными работами, как «Протопоп Аввакум и начало раскола» Пьера Паскаля или «Русское старообрядчество» Сергея Зеньковского4. Другой представитель староверия А. Д. Урушев также опубликовал несколько книг по истории старообрядчества для широкой читательской аудитории. «Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах», «История русского старообрядчества», сборник рассказов для детей «История Русской Церкви».
Как видно из приведенных фактов, в модели непрерывного духовного образования у старообрядцев получается некий «замкнутый цикл». Если старообрядец выказывает желание повысить уровень своих знаний об истории и культуре старообрядчества, об основах собственного вероучения, он может отправиться либо в духовное учебное заведение своего согласия, либо, что вероятнее, на краткосроч-
1 История конференций «Старообрядчество: история, культура, современность». URL: http://www.borovskold.ru/content.php?page=lonuemcd_rus&id=1 (дата обращения 27.10.2015).
2 О сайте «Старообрядческая Мысль». URL: http://starove.ru/about/ (дата обращения 25.10.2015).
3 Старообрядческое интернет-радио. URL: http://kitezh.podfm.ru/?mode=new (дата обращения 12.10.2015).
4 Три книги о старообрядчестве от Алексея Миноровского. URL: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Tri-knigi-o-staroobryadchestve-ot-Alekseya-Minorovskogo (дата обращения 31.10.2015).
ные духовные курсы. По возвращении в общину он как один из самых знающих и образованных ее членов, вероятнее всего, возглавляет на месте либо воскресную школу, либо иную возможную образовательную форму (например, читает просветительские лекции при общине) и, таким образом, продолжает повышать образовательный уровень уже в собственном окружении. Затем наиболее любознательные члены его общины также могут изъявить желание отправиться на курсовую программу в духовный центр. Молодое поколение включается в систему непрерывного духовного образования в форме посещения воскресной школы, пребывания в лагере при общине, а затем по мере взросления может тоже продолжить духовное образование обозначенными выше способами.
Кроме того, все поколения затрагивают и новые формы организации образовательной среды, как, например, лектории и конференции, организация групп по интересам в социальных сетях (что позволяет нивелировать отрицательное влияние расстояний между общинами и единичными старообрядческими семьями), организация старообрядческого интернет-радио. Безусловно, можно заметить, что в данной модели прослеживается аналогия со светской практикой организации обучения, здесь также присутствуют формальные, неформальные и информальные виды обучения. Но при этом существуют совершенно иное целеполагание, задачи, мировоззренческие и ценностные установки.
Таким образом, на основе организации непрерывного духовного образования в течение последних нескольких десятков лет в старообрядческой среде решается проблема сохранения и передачи исторической памяти и определения себя как культурно-исторического сообщества в новых жизненных реалиях.
Список литературы
1. Атлас религий и национальностей России. URL: http://sreda.org/arena (дата обращения 13.10.2015).
2. Воскресная школа при Невской общине. URL: http://pomorian.narod.ru/module/module30.htm (дата обращения 23.10.2015).
3. Время от Праздника Петра и Павла до Ильина дня в ДПЦ. URL: http://pomorian.narod.ru/module10/module313.htm (дата обращения 23.10.2015).
4. История конференций «Старообрядчество: история, культура, современность». URL: http//www.borovskold.ru/content.php?page=lonuemcd_rus&id=1 (дата обращения 27.10.2015).
5. Кузнецова Н. Ю. Заонежье глазами С. А. Приклонского // Церковь Преображения Господня: 300 лет на заонежской земле: Материалы Всеросийской научной конференции, приуроченной к 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи. Петрозаводск, 2015. С. 140-147.
6. Кузнецова Н. Ю. Образ жителя Олонецкой губернии второй половины XIX века в книге С. А. Приклонского «Народная жизнь на Севере» // Карелы: осмысление исторического опыта: материалы научно-практической конференции. Олонец, 2014. С. 106-110.
7. Кузнецова Н. Ю. Православные центры Карелии - места старообрядческой памяти. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4647105.html (дата обращения 27.10.2015).
8. Культурно-паломнический центр им. Протопопа Аввакума «Поморский Север». URL:
http://protopop-avvakum.ru/ (дата обращения 31.10.2015).
9. Макарий (Булгаков) «История Русской Церкви» (Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996). URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/435711/ (дата обращения 13.10.2015).
10. О сайте «Старообрядческая Мысль». URL: http://starove.ru/about/ (дата обращения 25.10.2015).
11. Опрос 11-12 июля 2015 г URL: http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/religious-tolerance/article/ostorozhno-religja.html (дата обращения 25.10.2015).
12. Официальный сайт Древлеправославной Поморской Церкви. URL: http://www.pomorian.narod.ru/ (дата обращения 12.10.2015).
13. Официальный сайт Русской Древлеправославной Церкви. URL: http://raoc.inf/ (дата обращения 12.10.2015).
14. Официальный сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви. URL: http://rpsc.ru/ (дата обращения 12.10.2015).
15. Официальный сайт РПСЦ в г Санкт-Петербурге. URL: http://rpsc-spb.ru/home (дата об-ращения13.10.2015).
16. Православная энциклопедия // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/199937.html (дата обращения 31.10.2015).
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Российская газета. 2010. 19 дек.
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г № 1060 г Москва «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» // Российская газета. 2013. 22 февр.
19. Приклонский С. А. Народная жизнь на Севере М.: Типо-Литография И. Н. Кушнерева и К°, 1884. 367 с.
20. Россияне о религиозном воспитании. URL: http://www.levada.ru/2013/03/01/rossiyane-o-religioznom-vospitanii/ (дата обращения 12.10.2015).
21. Ружинская И. Н. Непрерывное образование в открытом университете ПетрГУ: из опыта реализации просветительского курса «Православие в России» // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. Вып. 2. С. 195.
22. Ружинской И. Н. Русский Север в паломнических практиках современных старообрядцев // Рябининские чтения-2015. Материалы VII конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2015. С. 137-140.
23. Старообрядчество в Интернете URL: https://vk.com/club4550902 (дата обращения 15.10.2015).
24. Старообрядческое интернет-радио. URL: http://kitezh.podfm.ru/?mode=new (дата обращения 12.10.2015).
25. Три книги о старообрядчестве от Алексея Миноровского. URL: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Tri-knigi-o-staroobryadchestve-ot-Alekseya-Minorovskogo (дата обращения 31.10.2015).
26. Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неодно-
значная реальность. ШЬ: http://www.manwb.ru/articles/world_today/tolerance/StatReligio_FilLunk/ (дата обращения 14.10.2015).